Курсовая работа по криминалистике "Расследование незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств"


Оглавление

Введение

Глава 1. Характеристика незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

1.1. Криминалистическая характеристика незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

1.2. Первоначальные следственные действия

Глава 2. Особенности расследования незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

2.1. Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования и действия следователя при расследовании незаконного оборота оружия

2.2. Особенности осмотра места обнаружения взрывчатых устройств

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время в нашей стране в условиях общего ухудшения криминогенной обстановки наблюдается рост числа преступлений, связанных с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Расследование же преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, как показывает анализ следственной практики, не всегда проводится на должном профессиональном уровне по целому ряду причин, общих для практики расследования большей части других преступлений. Одной из нихявляется недостаточная разработанность вопросов методики расследования данных преступлений, особенно на первоначальном этапе. Между тем первоначальный этап их расследования особенно сложен в силу ограниченности первоначальной информации, чрезвычайной общественной опасности анализируемых преступлений, опосредованной спецификой предмета преступного посягательства (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства). Поэтому крайне важно уже на начальном этапе детально сориентироваться во всех обстоятельствах совершенного преступления, накопить и изучить фактические данные о нем, выявить необходимую доказательственную информацию.

Объектом данного исследования являются криминалистически - значимые особенности преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и ситуационные особенности деятельности по раскрытию и расследованию этих преступлений.

Предметом исследования являются закономерности деятельности следователей и оперативно - розыскных работников и специалистов, их взаимодействия при расследовании анализируемых преступлений в разных типовых ситуациях.

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических проблем расследования незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Указанные цели обусловили характер решаемых нами основных задач:

- выявить и проанализировать особенности криминалистической характеристики незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, содержания и структуры данной характеристики;

- выявить и проанализировать типовые ситуации первоначального этапа расследования, выработать рекомендации, касающиеся определения основных направлений расследования и комплекса типовых следственных действий;

- выявить тактическое своеобразие проведения первоначальных следственных действий (в том числе неотложных) на начальном этапе расследования данных преступлений;

- выявить типовые наборы процессуальных и оперативно-розыскных действий на первоначальном этапе их расследования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

Глава 1. Характеристика незаконногооборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

1.1. Криминалистическая характеристика незаконногооборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

Уголовное законодательство Российской Федерации предусматривает группу преступлений, предмет посягательства которых — оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства. Это незаконные приобретение и оборот указанных объектов (ст. 222 УК РФ), незаконное изготовление оружия (ст. 223), небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224), ненадлежащее исполнение обязанностей по охране названных объектов (ст. 225) либо их хищение или вымогательство (ст. 226). С криминалистической точки зрения расследование всех этих преступлений имеет много общего, что позволяет дать их обобщенную характеристику.
Оборот оружия в России регулируется Федеральным законом «Об оружии». Оружием признаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой и иной цели и подачи сигналов.
Производство оружия, торговля им, его приобретение, коллекционирование должны быть лицензированы. Федеральный закон «Об оружии» устанавливает ряд ограничений оборота гражданского и служебного оружия. В частности, запрещено огнестрельное оружие, имеющее форму, имитирующую другие предметы, переделанное огнестрельное оружие, некоторые виды оружия самообороны, кистени, кастеты и другие предметы ударно-дробящего и метательного действия, специально приспособленные для использования в качестве оружия, и др. По лицензии граждане России могут приобретать газовое оружие отечественного производства, огнестрельное отечественное бесствольное оружие или холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальным костюмом. Механические и аэрозольные распылители слезоточивых или раздражающих веществ и некоторые другие средства самообороны приобретаются без лицензии.

Взрывные устройства и взрывчатые вещества из гражданского оборота изъяты. Запрещены пересылка оружия и его ношение гражданами во время массовых публичных мероприятий [5].

Оружие, боеприпасы, взрывные устройства и взрывчатые вещества иногда нелегально изготовляются на оружейных предприятиях, кустарным путем специалистами, в том числе из похищенных деталей, или самодельно. Все эти объекты могут стать предметом хищения или вымогательства. 
Квалифицирующими признаками всех видов незаконного оборота оружия служат совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, организованной группой, в ряде случаев (ст. 226 УК РФ) — с применением насилия или угрозой насилием, с использованием своего служебного положения.

Хищение и незаконная торговля оружием — одно из направлений деятельности организованных преступных сообществ. Это обстоятельство следует иметь в виду при выдвижении следственных версий.
Обобщенные данные, характеризующие рассматриваемую группу преступлений, позволяют определить и основные обстоятельства, подлежащие доказыванию [1]:

- по субъекту — лицо, достигшее 16-летнего возраста; при хищении названных объектов или их вымогательстве ответственность наступает с 14 лет. При небрежном хранении оружия или иных названных объектов субъектом является лицо, которому оружие было передано во владение или пользование или которому была поручена его охрана;

- по субъективной стороне — незаконные изготовление, приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ совершаются с прямым умыслом; небрежное хранение этих объектов, повлекшее тяжкие последствия, предполагает неосторожную вину. Их хищение и вымогательство также предполагают прямой умысел. Форма вины должна быть установлена в ходе расследования;

- по объекту — предмет посягательства — перечисленные объекты. В тех случаях, когда решение вопроса, являются ли оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами соответствующие предметы, требует специальных познаний, по делу обязательно проводится экспертиза;

- по объективной стороне — преступная деятельность — незаконное изготовление, переделка, ремонт и непосредственный оборот названных объектов или небрежное хранение оружия и иных названных объектов, повлекшее тяжкие последствия. Их хищение или вымогательство характеризуются теми же признаками, что и хищение иного имущества или его вымогательство. 

Таким образом, при доказывании необходимо установить:

- какое конкретно деяние из числа составляющих незаконный оборот оружия и иных названных объектов совершено, какие объекты стали его предметом;

 -каким способом реализован замысел; если преступление совершено неоднократно, то как распределяются во времени эпизоды преступной деятельности; если налицо преступная бездеятельность (при хранении оружия и иных объектов), то в чем она выразилась и к каким тяжким последствиям привела;

- кто совершил преступление, с какой целью и по каким мотивам; имелись ли соучастники, был ли предварительный сговор между виновными, не являлся ли виновный (виновные) членом организованной преступной группы, какие функции в этой группе он выполнял;

- добровольно ли сдано оружие и иные названные объекты (а это освобождает лицо от уголовной ответственности); все ли объекты, находившиеся во владении лица, сданы, не является ли сдача средством сокрытия иного преступления;

- каковы условия, способствовавшие совершению преступления, каков размер и характер причиненного преступлением ущерба.

1.2. Первоначальные следственные действия

У задержанного с поличным при допросе выясняются следующие обстоятельства: из какого источника, от кого получены запрещенные к обороту объекты, кому они предназначались; если они кустарного изготовления, то кем изготовлены; совершались ли задержанным ранее аналогичные преступления, когда, где, каким способом, за какое вознаграждение; для каких целей, когда и у кого приобретено оружие, как использовалось, кому передавалось, в каком состоянии было возвращено, что известно о его использовании другими лицами; принадлежит ли задержанный к организованной преступной группе, какие функции там выполняет, кто возглавляет группу.

Если лицо задержано по месту изготовления запрещенных к обороту объектов (оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств), то помимо названных обстоятельств должно быть выяснено: из какого источника, от кого конкретно получены комплектующие для огнестрельного оружия и т. п., кто конкретно занимается изготовлением, сборкой этих объектов, какими познаниями (квалификацией) эти лица обладают, кому сбывают, через кого, за какое вознаграждение изготовлено оружие и т. п., что известно о его использовании покупателями [2].

Когда обнаружена недостача названных объектов в местах их хранения, допросом ответственных лиц устанавливается: кем, когда и при каких обстоятельствах выявлена недостача; какого именно имущества недостает, в каком состоянии оно хранилось, где конкретно; как были организованы учет и хранение этого имущества, кто имел к нему доступ, как оно отпускалось, по каким документам, кому; какие отступления от установленного порядка хранения были допущены, с чьего ведома или санкции, по какой причине; неисполнение каких обязанностей по охране оружия и иных названных объектов способствовало их хищению или уничтожению либо иным тяжким последствиям, каким именно.

Объектами обысков по месту изготовления оружия или взрывных устройств, взрывчатых веществ служат детали и собранные (изготовленные) экземпляры оружия, боеприпасы и их детали, компоненты взрывных устройств, взрывчатых веществ, готовые смеси, взрыватели, огнепроводные шнуры и т. п. При обысках на квартирах подозреваемых и их связей объектами поиска, помимо перечисленных, служат деньги и ценности, нажитые преступным путем, вещественные и письменные доказательства: письма, записи с адресами и телефонами посредников, покупателей, иных, причастных к незаконному обороту лиц; части тары, упаковки, принадлежности для чистки и смазки оружия, специальная литература по взрывчатым веществам, взрывным устройствам, саперному или минному делу и др. [7]

Криминалистическая экспертиза оружия и боеприпасов решает следующие типичные вопросы: каковы тип, модель представленного на исследование огнестрельного оружия, заводского или кустарного оно происхождения; является ли представленный предмет холодным оружием и каково его происхождение; исправен ли представленный экземпляр оружия, имеются ли признаки его использования, не перебивались ли на нем номера; в надлежащих ли условиях осуществлялись хранение, транспортировка оружия, не представляли ли эти условия опасности для жизни и здоровья окружающих.

Взрывотехнтеская экспертиза решает: является ли обнаруженное вещество взрывчатым, каким именно, изготовлено ли оно фабричным или кустарным способом; из каких компонентов изготавливается данное вещество, каким путем они могут быть приобретены, какие навыки и знания необходимы для его изготовления, какая аппаратура; какие меры безопасности должны быть приняты при изготовлении взрывчатых веществ или снаряжении ими взрывного устройства, соблюдались ли эти меры;
что представляет собой исследуемое взрывное устройство, каково его происхождение, каким образом оно должно приводиться в действие, какой силы взрыв может быть им произведен; мог ли взрыв представлять опасность для многих людей; в надлежащих ли условиях осуществлялись хранение и транспортировка взрывчатых веществ или взрывных устройств, не представляли ли эти условия опасности для жизни и здоровья окружающих. 

Типичные поводы к возбуждению уголовного дела — задержание с поличным при транспортировке оружия; инициатива органов дознания; сигнал администрации объектов хранения, складирования оружия и иных названных объектов о выявленных фактах недостач хранимого имущества или попытках его вымогательства; преступление, совершенное с использованием огнестрельного оружия, добытого по причине его небрежного хранения ответственным лицом. При задержании с поличным при транспортировке, хищении или вымогательстве названных объектов планируются допросзадержанного, обыск по месту жительства, инвентаризация (ревизия) по месту хранения объектов посягательства [6].

Если дело возбуждается по инициативе органа дознания, т. е. по имеющимся оперативным данным, то планируются действия, с помощью которых эти данные реализуются: обыски и осмотры по месту изготовления или хранения оружия и т. п., задержание с поличным расхитителей, вымогателей, лиц, участвующих в транспортировке, сбыте и иных действиях по незаконному обороту названных объектов (покупателей, посредников, укрывателей и др.), их допросы. При сообщении администрации оружейных складов, баз и иных мест хранения о выявленной недостаче оружия или иных охраняемых объектов планируются допросы ответственных за хранение лиц, осмотры мест хранения, при необходимости назначается и проводится инвентаризация или ревизия. Во всех случаях задержания находящегося в незаконном обороте огнестрельного оружия планируется его проверка по соответствующим криминалистическим учетам, чтобы выявить факты его использования в преступных целях.

Глава 2. Особенности расследования незаконногооборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

2.1. Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования и действия следователя при расследовании незаконного оборота оружия

В подавляющем большинстве случаев дела рассматриваемой категории возбуж­даются, когда лицо, подозреваемое в совершении преступления, задержано и обна­ружено оружие, либо имеются признаки его изготовления. При этом складываются такие типичные ситуации: 1) подозреваемый признает факт преступной деятельно­сти; 2) подозреваемый признает отдельные эпизоды преступной деятельности (на­пример, факт ношения оружия, но отрицает его сбыт); 3) подозреваемый отрицает свою причастность к совершению преступления.

Первая и вторая ситуации с точки зрения расследования, как правило, не вызы­вают особых затруднений. В третьем случае (если подозреваемый отрицает прича­стность к незаконным операциям с оружием) доказать его виновность в совершении преступления часто бывает достаточно сложно.

Для всех названных ситуаций может быть предложен такой комплекс следст­венных действий: следственные действия, направленные на обнаружение и изъятие оружия (осмотр места происшествия, обыск и др.); осмотр предметов (оружия, его частей, заготовок, инструментов и т. п.); назначение экспертизы оружия; допрос подозреваемого (обвиняемого); допрос свидетелей; предъявление оружия для опо­знания; получение образцов для сравнительного исследования и назначение других экспертиз.

Как перечень следственных действий, так и их очередность зависят от конкрет­ной ситуации.

Так, когда подозреваемый склонен давать правдивые показания, необходимо начинать с его допроса, а затем проводить другие следственные действия. Если подозреваемый отрицает свою преступную деятельность, целесообразно начать расследование с осмотра оружия, допроса свидетелей, получения образцов для сравнительного исследования, назначения криминалистических экспертиз. В этом случае еще до допроса подозреваемого в распоряжении следователя будет доказа­тельственная информация о его преступной деятельности, которая позволит изо­бличить виновного [1].

Особенности производства отдельных следственных действий

Осмотр предметов. В ходе расследования по делам о незаконном обороте ору­жия следственному осмотру подвергаются самые различные предметы.

Осмотр оружия является неотложным и, как правило, первым следственным действием. Объясняется это рядом обстоятельств.

Во-первых, в материалах предварительной проверки, поступивших к следовате­лю, в частности в документе, удостоверяющем факт обнаружения и изъятия оружия (его частей) или его добровольной выдачи, чаще всего содержатся лишь общие сведения об этом предмете (размер, форма, цвет и т. п.). Иногда такие документы называют «Протоколом изъятия и осмотра», но протоколом осмотра предмета в уго­ловно-процессуальном плане этот документ служить не может, так как производство осмотра предметов до возбуждения уголовного дела не предусмотрено УПК.

Во-вторых, промедление в проведении осмотра может привести к случайному, а иногда и умышленному уничтожению следов на оружии. Именно поэтому осмотр должен осуществляться до производства других следственных действий (предъяв­ления для опознания, назначения экспертизы и т. д.).

В-третьих, данные, полученные в результате осмотра оружия, могут и должны использоваться следователем в процессе допроса подозреваемого, потерпевшего (если таковой имеется), свидетелей - с целью сравнения со словесным описанием оружия допрашиваемыми лицами.

Для избежания ошибок при описании оружия в протоколе осмотра необходимо пользоваться общепринятой терминологией, в затруднительных случаях обращаясь к соответствующему справочному пособию либо к помощи специалиста. Это по­зволит не только правильно отразить результаты осмотра, но и обеспечит в даль­нейшем восприятие описания всеми участниками процесса. При осмотре следует использовать помощь специалиста.

Необходимо иметь в виду, что описание оружия, сделанное другими лицами, в том числе работниками милиции, задержавшими подозреваемого, как правило, не исключает и не может заменить следственного осмотра оружия, проводимого сле­дователем (кроме тех крайне редких случаев, когда работники дознания осматрива­ют оружие уже после возбуждения уголовного дела и проводят его на должном уровне, с соблюдением всех криминалистических требований) [1].

Осмотр предметов одежды подозреваемого приобретает особое значе­ние в тех случаях, когда он носил оружие в карманах одежды, откуда оно и было у него изъято, но отрицает принадлежность этого оружия ему либо заявляет, что приобрел его только что, хотя имеется информация о нахождении у него оружия в течение длительного времени. В таких случаях следователю целесообразно провес­ти тщательный осмотр как самого оружия, так и места его нахождения. Иногда таким путем удается обнаружить микрочастицы в карманах или специально приспособлен­ных тайниках, а впоследствии провести их сравнительное исследование с микрочасти­цами, обнаруженными в пазах или трещинах оружия, на его деталях. Обнаружение карманов, специально приспособленных для ношения оружия, также способствует изобличению подозреваемого и установлению истинных целей совершенного дея­ния. В случае длительного ношения оружия в одном и том же месте в процессе осмотра одежды можно обнаружить следы металлизации, пятна смазки на ткани в местах ее соприкосновения с оружием, повреждения ткани от острых частей холод­ного оружия.

Осматривая инструменты, использовавшиеся при изготовлении оружия, следователь особое внимание обращает на различного рода дефекты рабочей части, которые могли отобразиться на изготовленном изделии, что иногда позволяет иден­тифицировать данный инструмент.

Наибольший эффект может быть достигнут только тогда, когда осмотр всех пе­речисленных объектов производится незамедлительно, по возможности одновре­менно и последовательно (например, самодельный нож и заготовка для другого ножа). Осмотр оружия и других связанных с ним предметов можно оформлять одним протоколом.

Назначение и производство экспертиз. При обнаружении огнестрельного ору­жия назначается судебно-баллистическая экспертиза.

Назначать экспертизу холодного оружия нет необходимости, когда в деле фигу­рирует предмет, явно относящийся к холодному оружию (данное обстоятельство устанавливается путем его осмотра с использованием справочных альбомов и посо­бий), т. е. когда следователь может самостоятельно решить этот вопрос. Следует помнить, что безосновательное назначение экспертизы приводит к загрузке экс­пертного аппарата и затягивает сроки следствия.

Производство экспертизы обоснованно и не вызывает возражений во всех слу­чаях обнаружения оружия самодельного или кустарного производства либо переде­ланного, так как наличие совокупности внешних признаков оружия недостаточно для признания его таковым. Что касается оружия заводского изготовления, то на­правлять его на экспертизу необходимо только в тех случаях, когда возникли со­мнения в его исправности.

В описательной части постановления необходимо указывать не только вид ору­жия, но и давать краткое его описание на основании ранее проведенного осмотра. Указывается также, у кого, где и когда оно изъято.

Особенностью назначения экспертизы оружия является то, что для ее производ­ства направляется лишь сам объект и не требуется получать образцы для сравни­тельного исследования.

Допросы подозреваемых и свидетелей. Приступив к расследованию преступле­ния, связанного с незаконным оборотом оружия, следователь, как правило, уже располагает объяснениями заподозренного, других лиц и иными материалами. С учетом этого он определяет очередность допроса каждого лица и выбирает соот­ветствующую тактику.

В первую очередь целесообразно допрашивать тех лиц, которые, по мнению следователя, могут дать правдивые показания. Лица, впервые совершившие престу­пления и не имеющие преступного опыта, чаще всего испытывают угрызения со­вести, чувство сожаления о содеянном и поэтому дают правдивые показания, спра­ведливо рассчитывая на это как на смягчающее вину обстоятельство.

При допросе подозреваемого в совершении преступления, связанного с неза­конным оборотом оружия, особенно при первом, необходимо стремиться к тому, чтобы допрос был полным и детальным, так как в ходе дальнейшего следствия указанные лица нередко меняют показания «в свою пользу».

Допрашивая подозреваемого в совершении преступления, следователь должен выяснить следующие вопросы: где, когда и при каких обстоятельствах совершено деяние; способ совершения деяния, связанного с незаконным оборотом оружия; вид оружия; его подробное описание; описание сопутствующих предметов (ножны, чехол, патронташ и т. д.); где хранилось оружие; принимались ли меры к его маски­ровке; какие материалы и инструменты использовались для изготовления оружия; кто видел у допрашиваемого оружие (кому демонстрировал, предлагал); соверша­лись ли какие-либо преступления с использованием данного оружия; передавал ли допрашиваемый кому-либо оружие во временное пользование; цели и мотивы совершения преступления; какие обстоятельства способствовали совершению престу­пления [8].

Допрос свидетелей-очевидцев совершенного преступления является первона­чальным следственным действием. Неоправданное промедление с допросом таких лиц может привести к утрате доказательств, так как воспринимавшиеся свидетелем факты обычно не имеют для него особого значения и поэтому быстро забываются. Наконец, заинтересованное лицо (лица) может путем шантажа, подкупа, используя дружеские отношения или иным путем, склонить свидетеля к даче ложных показаний.

Вопросы, выясняемые при допросе свидетелей, направлены на установление: места и времени совершения преступления; характера преступного деяния; вида использовавшегося оружия; других свидетелей, которые также могут дать показа­ния о наличии (изготовлении, сбыте) у подозреваемого оружия; данных, характери­зующих подозреваемого; причин и условий, способствовавших совершению пре­ступления; других обстоятельств, имеющих значение для дела. Приведенный пере­чень вопросов не является исчерпывающим и зависит от обстоятельств конкретного уголовного дела, а также имеющейся в распоряжении следователя информации.

Обыск. При производстве обыска по делам о незаконном обороте оружия со­блюдаются общие тактические требования: внезапность обыска, планомерность и последовательность его производства; использование криминалистической техники.

Производя личный обыск задержанного, следователь в первую очередь обраща­ет внимание на поиск и обнаружение другого оружия, помимо уже изъятого у по­дозреваемого при задержании работниками милиции. Тщательному обследованию подвергаются предметы одежды обыскиваемого и носильные вещи, которые нахо­дятся при нем.

Особенности производства обыска по месту жительства или работы подозре­ваемого при расследовании преступлений рассматриваемой категории обусловлены предметом поиска. Изъятию подлежат не только оружие и его части, но и заготовки и иные объекты, имеющие значение для расследования.

В зависимости от обстоятельств дела обыск также может производиться на даче, в гараже, автомобиле и других местах возможного хранения оружия.

2.2. Особенности осмотра места обнаружения взрывчатых устройств

Представляется наиболее важным рассмотреть две ситуации: осмотр места происшествия при угрозе взрыва и осмотр места взрыва. Особенностью указанных ситуаций является постоянная опасность взрыва. При этом взрыв может быть санкционированным (срабатывание датчика, сигнал по беспроводной связи) и случайным (несанкционированным), в результате неисправности взрывного устройства или помехи в линии управления.

Место установки взрывного устройства на объекте зависит от многих факторов, включающих [9]:

- характер уязвимости отдельных элементов объекта и находящихся в нем людей;

- возможность скрытой и быстрой установки;

- возможность управления состоянием взрывного устрой ства.

Для совершения акции против физических лиц взрывные устройства могут устанавливаться на обочине или в полотне дороги по маршруту его следования.

Объектами угрозы взрыва также могут становиться банки, магазины, аэропорты, вокзалы, больницы, учебные заведения, жилые помещения, путепроводы и транспорт, магистрали передачи электроэнергии, нефти и газа. Уязвимость части объектов к поражению взрывом, главным образом, связана не с разрушением самого здания или транспортного средства, а с угрозой гибели людей, находящихся в нем. Возможность взрыва заставляет производить срочную эвакуацию людей, что связано с остановкой или серьёзным нарушением функционирования объекта.

Исходя из особенностей функционирования объекты можно разделить на пять групп [7]:

- общественные, производственные и жилые здания и помещения;

- инженерные, производственные сооружения (электростанции, насосные, очистные сооружения и т.п.);

- путепроводы и магистрали (в т.ч. мосты, туннели, эстакады);

- базы хранения опасных веществ и вредных отходов;

- транспортные средства (водный, авиационный, железнодорожный и автомобильный).

В настоящее время участились случаи минирования именно объектов (транспорта водный, авиационный, железнодорожный и автомобильный). Транспортные средства классифицируются в соответствии с традиционными видами транспорта: авиационный (самолеты и вертолеты); железнодорожный (пассажирские и грузовые вагоны, платформы и цистерны, тепловозы и электровозы); автомобильный, включая городской электротранспорт; водный транспорт (пассажирские, грузовые и рыболовные суда, танкеры и паромы). Сами транспортные средства (чаще всего это автомобили) могут являться компонентом взрывного устройства. Для совершения криминальных взрывов автомобиль обладает рядом преимущественных качеств: возможность транспортировки окончательно снаряженного взрывного устройства с массой взрывчатых веществ от десятков килограммов до нескольких тонн; автомашина — это мобильное средство установки взрывного устройства в заданном месте и времени; массовое распространение автомобилей создает выгодные условия для маскировки начиненной взрывчатым веществом автомашины как необходимого элемента инфраструктуры.

К участкам местности, на которых могут находиться взрывные устройства, следует относить:

- места проведения массовых мероприятий (митинги, шествия, спортивные состязания);

- мемориальные комплексы, кладбища, места паломничества;

- местность, прилегающая к важному объекту, где может быть установлено взрывное устройство направленного действия типа гранатомета или осколочной мины направленного поражения.

Таким образом, правильная оценка типажа, характеристик и особенностей функционирования объекта минирования позволяет выбирать рациональные схемы по осуществлению поиска локализации и обезвреживания взрывного устройства, а также осмотра места его взрыва.

Осмотр места любого происшествия является самым сложным и трудоемким видом следственного осмотра. Он представляет собой неотложное следственное действие, состоящее в непосредственном изучении и фиксации следователем обстановки места происшествия, заходящихся на нем следов и иных объектов в целях получения фактических данных, имеющих значение для дела. Осмотр места происшествия может производиться на любой стадии расследования, но всегда должен быть произведен незамедлительно - сразу, как только следователь решил, что провести осмотр необходимо. Поэтому его и называют неотложным следственным действием.

Общая задача осмотра места происшествия — установить, что же произошло на данном месте, выявить признаки, указывающие на мотивы и цели совершения преступления. Чтобы ответить на этот вопрос, следователю необходимо вначале решить ряд частных задач: установить место, время и все обстоятельства исследуемого события; выявить, изучить и зафиксировать следы, оставленные преступником, иные следы, а также вещественные доказательства; выявить изменения в расположении и свойствах отдельных объектов до исследуемого события и после него; выявить и зафиксировать так называемые негативные обстоятельства, к которым могут быть отнесены любые фактические данные, имеющие отношение к делу, которые невозможно объяснить, исходя из первоначальной версии как из версии, кажущейся наиболее вероятной.

Решение перечисленных частных задач дает следователю возможность решить главные задачи - составить точную картину события, а зачастую -выявить преступника и мотивы преступления. Безусловно, не всегда решить эти задачи удается в результате одного лишь осмотра места происшествия, однако, квалифицированно и тщательно проведенный осмотр является непременным условием успеха расследования.

Эффективность осмотра во многом определяется соблюдением специальных тактических приемов его проведения, использованием всех необходимых современных научно-технических средств, надлежащим процессуальным оформлением как хода осмотра, так и полученных при этом результатов. Однако, как показывает практика, нередко при осмотре места происшествия допускаются серьезные ошибки и просчеты, что иногда приводит к утрате доказательств, имеющих существенное значение, во многом осложняет дальнейшее предварительное следствие и судебное разбирательство. В определенной мере это объясняется отсутствием у некоторых следователей достаточного практического опыта проведения указанного следственного действия, особенно по делам о тяжких преступлениях. Причины недостатков заключаются в плохом знании тактических приемов осмотра, разработанных наукой криминалистикой, отсутствием навыков использования при осмотре научно-технических средств.

По мере обследования места происшествия, установления фактов, выяснения значимых обстоятельств (в том числе от очевидцев) тактика осмотра может меняться, выступать в качестве отдельных тактических приемов.

Взрыв как место происшествия имеет свои позитивные и негативные стороны в отношении организации и особенностей работы по обнаружению, фиксации и изъятию следов преступления.

К позитивной стороне следует отнести фактор времени между совершением преступления (взрывом) и прибытием на место происшествия следственно-оперативной группы. За это время, как правило, менее одного часа, следы не подвергаются длительному воздействию окружающей среды, что особенно важно для биологических следов, следов обуви и транспортных средств, дактилоскопических и др. следов. Психологами доказано, что сильный психо-эмоциональный «толчок» вызывает у людей кратковременное обострение зрительной и слуховой реакции. Очень часто это связано с запоминанием отдельных, порой малозначительных деталей и подробностей. В этой связи взрыв может оказаться тем «толчком», когда рядом находящиеся с местом происшествия люди, могут заметить и запомнить ценную для расследования преступления информацию - отъезжающую после взрыва автомашину, подозрительных людей, картину и характер протекания взрыва, первые последствия взрыва [5].

К негативной стороне организации работы на месте происшествия, связанного со взрывом следует отнести последствия самого взрыва - пожар, повреждение коммуникаций (газ, водоснабжение, линии электропередач). Указанные последствия с одной стороны существенно затрудняют организацию работы следственно-оперативной группы на месте происшествия, с другой стороны, в ходе ликвидаций указанных последствий могут быть утеряны следы преступлений. На место взрыва нередко собирается много любопытсвующих, а так же людей пытающихся оказать помощь, действия их малоэффективны и дезорганизуют без того сложную обстановку на месте происшествия. Место взрыва может таить в себе угрозу новых взрывов (несработвшие взрывные устройства, пары газа и жидкого топлива, герметичные емкости в условиях пожара).

Осмотр места взрыва требует особой организации и имеет характерные особенности в обнаружении, фиксации и изъятии вещественных доказательств. Главным образом это связано с тем, что разнообразие взрывных устройств и их элементов, используемых в противоправных целях, требует привлечения к осмотру специалистов взрывного дела. Полнота проведения осмотра, информативность фиксируемых следов взрыва и изымаемых объектов находится в прямой зависимости от знания участниками осмотра основных признаков отображения взрыва в следах и особенностей их обнаружения.

Основными задачами осмотра места происшествия, связанного со взрывом, являются:

- уяснение и фиксация обстановки на месте взрыва;

- обнаружение, фиксация и изъятие следов, определяющих непосредственную причину взрыва и связанные с ним обстоятельства;

- обнаружение, фиксация и изъятие следов, указывающих на конкретных лиц, причастных к происшествию;

- выявление условий, которые способствовали возникновению взрыва, угрожающих здоровью и жизни людей, для последующего принятия мер к их устранению. При осмотре места взрыва как и при осмотре мест происшествий других видов преступлений, сохраняются общие требования, а именно: своевременность, объективность и полнота, четкая организация, планомерность и эффективное использование научно-технических средств и методов.

Осмотр места происшествия условно можно разделить на 4 этапа [10]:

- подготовка к осмотру;

- начальная стадия осмотра;

- детальный осмотр;

- заключительная стадия осмотра.

Осмотр места взрыва всегда трудоемкий процесс, который занимает значительное время и требует тщательной подготовки до начала осмотра на стадии подготовительного этапа.

Подготовительный этап. В подготовительном этапе принято различать две стадии: действия до выезда на место происшествия и действия на месте происшествия до начала рабочего этапа. Первая стадия начинается с момента поступления сообщения о взрыве в дежурную часть ОВД.

Анализ этих и других данных позволил сформулировать следующие рекомендации [10]:

  1. Насколько подробным бы не было сообщение о взрыве необходимо до формирования следственно-оперативной группы как можно быстрее выслать на место взрыва дежурную машину (возможно, это будет машина патрулирующая в указанном районе) со средствами связи. Задача этой группы заключается в разведке места происшествия; установлении очевидцев и свидетелей происшедшего; организации помощи пострадавшим; охране места происшествия.
  2. Следственно-оперативная группа формируется не в дежурной части ОВД, а на месте происшествия по мере прибытия обязательных и факультативных участников, необходимых для предстоящей работы.
  3. Следственно-оперативная группа, действующая на месте происшествия, связанного со взрывом, может быть не единственной. По мере уяснения обстоятельств происшествия и состава преступления (уничтожение чужого имущества, убийство, терроризм) определяется подследственность. Руководителем следственно-оперативной группы может быть назначен следователь милиции, прокуратуры или ФСБ. Это, пожалуй, самый сложный, с позиций организации этап.

На месте происшествия может работать дежурная и (или) специализированная следственно-оперативная группа (СОГ). Специализированная СОГ прибывает на место взрыва на 1 - 3 часа позже дежурной группы, так как ее участники не находятся в режиме дежурства, а вызываются (в том числе в нерабочее время) при возникновении такой необходимости.

От того насколько тщательно произведен осмотр, какие объекты при этом обнаружены и изъяты, зависит не только весь ход дальнейшего расследования, квалификация деяния, но и сама возможность раскрытия преступления. Следует помнить, что взрыв может быть следствием бытовой причины (по неосторожности, халатности, в результате износа оборудования и т.п.) или заведомо способом совершения преступления. Основную роль здесь играет правильная организация осмотра, в том числе, принятие мер и выбор соответствующей тактики, обеспечивающих безопасность участников осмотра; привлечение необходимых специалистов и организация эффективного взаимодействия между ними. Следует подробно рассмотреть указанные проблемы и пути их решения начиная с момента получения информации о взрыве.

При поступлении сообщения о взрыве в дежурную часть органа внутренних дел к месту происшествия направляется следственно-оперативная группа. Источником информации о взрыве могут быть сообщения (как правило, по телефону) от граждан, охраны предприятий и объектов, постов и патрулей милиции. При получении такой информации дежурный уясняет место и время взрыва, характер и масштабы последствий, уточняет сведения о пострадавших. Первые предположения о характере взрыва можно сделать на основании анализа сообщения и обстановки на месте взрыва.

Основное место первоначально занимают организационные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности. В первую очередь они направлены на спасение пострадавших и обеспечение безопасности как лиц, привлеченных к осмотру, так и гражданского населения. Следует помнить о необходимости тщательного обследования места взрыва на предмет его безопасности, в том числе наличия других взрывных устройств. Не редко первые взрывные устройства подрываются с целью привлечь на место происшествия как можно больше людей, в том числе и сотрудников правоохранительных органов, чтобы вызвать наибольшие жертвы. Таким образом, основным условием начала процессуального осмотра места взрыва должна быть уверенность в его безопасности для лиц, привлеченных к осмотру.

Не менее важным на подготовительной стадии является инструктаж лиц участвующих при проведении осмотра.

Распределение обязанностей между участниками осмотра и их инструктаж рационально проводить после оценки общей обстановки. При большом количестве участников (более 12 - 15 человек) СОГ рационально разбивать на подгруппы, действующие на отдельных участках местности (объекта). В состав такой подгруппы входят: следователь (помощник следователя), специалист - взрывотехник, специалист - криминалист, судебный врач, сотрудники, привлекаемые для прочесывания местности.

На начальной стадии осмотра места происшествия, когда организуется эвакуация пострадавших, оцепление и организация охраны осматриваемой территории и удаление с нее любопытствующих лиц (посторонних людей), в некоторых случаях целесообразно провести скрытую видеозапись и фотосъемку с целью последующей выработки версий в отношении подозрительных лиц. Кроме того, в качестве источника важной информации может быть видеоматериал или фотоснимки сцены происшедшего, реакции толпы и т.п., сделанные любителем непроизвольно, в некоторой степени случайно.

На подготовительном этапе следует помнить и о так называемых «специфических особенностях», которые возникают при осмотра взрыва - это средства массовой информации и прибытия на место взрыва руководства разных ведомств [10].

Таким образом, подготовительный этап осмотра места происшествия, связанного со взрывом имеет большое многообразие особенностей, отличающих его от других происшествий, требующий определенного опыта, активности и настойчивости в организации и подготовке условий качественной работы.

На место взрыва во всех случаях необходимо вызвать саперную группу и специалистов взрывотехников. При обнаружении подозрительных предметов, могущих быть взрывными устройствами, переходят к этапу взрыватехнического обследования и обезвреживания взрывных устройств. «Реализуемый компетентными лицами в установленной форме с риском для жизни и здоровья процесс изучения предмета с использованием специальных научно-технических средств, методов и приемов, имеющей своей целью распознавание взрывотехнического изделия, определение его состояния, степени подготовленности к взрыву, а также избрание на этой основе мер безопасности и активных действий с предметом, соответствующих конкретной ситуации на месте происшествия».

На данной стадии осмотра можно выделить два раздельных действия: поиск, силами уполномоченных на то лиц, а затем взрывотехническое обследование предмета специалистами. Этот подход идеально подходит к ситуации, если речь идет об обнаружении подозрительного предмета, например сумки или свертка, у дверей организации, но не вполне применим к обследованию места взрыва. Необходимо учитывать, что здесь поиск проходит после уже случившегося взрыва, поэтому работа служебно-розыскной собаки сильно затруднена, а иногда и не возможна, так же как и визуальный осмотр. В таких условиях вероятность обнаружения взрывного устройства снижается. Поэтому, учитывая, что на первое место всегда необходимо ставить соображения безопасности людей, причем не только гражданского населения, но и личной безопасности участников следственно-оперативной группы и иных лиц, присутствующих по долгу службы, к поиску невзорвавшегося взрывного устройства целесообразно уже на первых этапах привлекать специалистов в области взрывотехники, которые имеются в штатах соответствующих подразделений органов внутренних дел. Это обеспечит качественное обследование обстановки мета происшествия на предмет взрывобезопасности, так как специалист всегда лучше справиться с поставленной профессиональной задачей, чем человек, имеющий лишь общие навыки, например, поиска предметов, могущих оказаться взрывными устройствами. Возможно, стоит ввести и дополнительное понятие - взрывотехническое обследование местности (помещения, места взрыва), которое по существу включит и поиск и взрывотехническое обследование обнаруженных предметов. Когда речь идет об осмотре места взрыва оно более удобно, так как подчеркивает необходимость перед началом осмотра убедиться во взрывобезопасности места, а лишь затем приступать к его проведению. Причем понятие опасности взрыва возможно следует трактовать несколько шире, чем только присутствие взрывных устройств. Опасность повторного взрыва возможна и по некриминальным причинам, таким как утечка газа, наличие газовых баллонов, канистр и цистерн лекговоспламеняющими веществами и т.п. Следовательно, в зависимости от обстановки места происшествия возможно привлечение для обследования места пожарных и других специалистов.

Поиск и взрывотехническое обследование предметов всегда выполняются силами подразделений МЧС, МВД, Минобороны и ФСБ России в рамках административно-служебного мероприятия. По своим задачам, регламентации проведения эти действия выходит за рамки осмотра места происшествия. Даже если в составе следственно-оперативной группы есть специалист-взрывотехник соответствующей квалификации и необходимое оборудование, он не может проводить поиск и обследование взрывных устройств в процессуальных рамках осмотра места происшествия. Основным аргументом в пользу этого является повышенная опасность, связанная с возможностью обнаружения и срабатывания взрывного устройства, ведущая к недопустимости присутствия следователя, понятых и иных обычно привлекаемых к осмотру лиц, и как следствие, к невозможности соблюдения требований законодательства к проведению осмотра места происшествия. При этом все работы по обнаружению, обследованию, обезвреживанию, эвакуации и уничтожению взрывных устройств выполняются всегда только саперами или специалистами-взрывотехниками соответствующих ведомств.

Непосредственно следственный осмотр начинается после подтверждения безопасности обстановки на месте происшествия. Он регламентируется соответствующими положениями Уголовно-процессуального кодекса и проводится по общим правилам. Не следует ни преувеличивать ни преуменьшать значение осмотра места взрыва и рационально использовать все имеющиеся резервы специалистов. Именно это даст наибольший результат для восстановления истинной картины происшедшего.

Чтобы задействовать оптимальное число специалистов, следователю необходимо правильно оценить сложность обстановки и круг задач, которые возможно выяснить в ходе его проведения. Для этого нужно иметь хотя бы общие представления о причинах взрывов, взрывных устройствах и видах поражающих факторов. На месте взрыва мы всегда видим уже результат воздействия поражающих факторов, на основании чего должны воссоздать картину происшедшего. Соответственно, лишь анализируя воздействия указанных поражающих факторов на предметы окружающей обстановки, можно судить о причине взрыва, в том числе и о типе и конструктивных особенностях использованного взрывного устройства. Это возможно, так как сами конструктивные особенности взрывного устройства определяют виды поражающих факторов, определяющих его действие: ударное (осколочное), ударно-волновое (бризантное и фугасное) или термическое. Некоторые взрывные устройства обладают комбинированным поражающим действием. Поэтому в протоколе важно описывать все повреждения вещной обстановки, постараться выявить следы ударного, ударно-волнового и (или) термического воздействия, а также собрать все осколки и части взрывного устройства, так как иной вещественной информации о причинах взрыва просто не существует. Данная информация может быть получена при детальном осмотре места взрыва [10].

При производстве детального осмотра следует выявить и обследовать очаговую зону. При этом участок с обнаруженным трупом следует осматривать в первую очередь.

Обнаружение всех фрагментов взрывных устройств и следов взрыва, узловая и детальная фотосъемка, предварительные исследования объектов, ситуационный анализ, обеспечение розыска по "горячим следам".

Что же касается следов взрыва, то в криминалистике под ними понимаются изменения в материальной обстановке на месте происшествия. К этим следам относятся [7]:

- осколки корпуса, фрагменты средства инициирования, детали механизма приведения в действие, поражающие элементы, остатки камуфляжа и иные изделия и материалы, использованные в конструкции взрывного устройства;

- окислы азота, углерода и другие ядовитые газы, входящие в состав продукта взрыва;

- отложения копоти на предметах обстановки и фрагментах взрывноо устройства и т.д.

В настоящее время большинство криминалистов не имеют достаточных навыков работы с остатками взрывных устройств, да и обучение их этому входит только в курс осмотра места происшествия. В силу своей не информированности они могут не принять всех мер для поиска и фиксации следов взрывчатого вещества и фрагментов взрывного устройства, не понять, что обнаруженная часть является фрагментом взрывного устройства, неполно или некачественно осмотреть место происшествия. Поэтому следователю целесообразно привлекать для осмотра места взрыва криминалистов, соответствующей квалификации, или специалистов взрывотехников. При этом степень компетентности специалистов играет немаловажную роль, особенно если речь идет о криминалисте, так как работа со следами взрыва не является его основной специализацией. В результате один криминалист может справиться с осмотром, а другой нет. Практика подтверждает это. Например, в одном случае участия криминалиста, имеющего познания в области взрывотехники, было вполне достаточно для полноценного проведения осмотра при взрыве малой мощности (граната) в помещении одного из магазинов, тогда как в другом (при осмотре взорванной машины) - для обнаружения фрагментов гранаты потребовался повторный осмотр с привлечением взрывотехника.

Определенный вклад в организацию осмотра вносит и необходимость проведения предварительных исследований на месте происшествия. Их целью всегда является возможность быстрого получения информации для организации раскрытия преступления. Так уже в ходе осмотра места взрыва предварительным анализом следует определить принадлежность обнаруженных фрагментов определенному типу взрывного устройства. Причем, если в ходе исследования выявляется отсутствие частей, необходимых для точной идентификации взрывного устройства, то это следует рассматривать как указание к продолжению осмотра с целью поиска этих фрагментов. Исследования подобного рода может провести только специалист-взрывотехник, что еще раз подчеркивает необходимость его привлечения к осмотрам мест взрывов.

Необходимо отметить, что порядок действий следователя на первоначальном этапе расследования, обуславливается одной из двух ситуаций, складывающихся на момент возбуждения уголовного дела.

В условиях первой ситуации — когда причина взрыва известна — следователь немедленно после ликвидации опасности взрыва проводит осмотр места происшествия, допросы потерпевших, представителей администрации, свидетелей-очевидцев, осведомленных лиц; назначает необходимые экспертизы; проводит выемку технической и иной документации; организует снятие остатков товарно-материальных ценностей, назначение документальной ревизии и т.п. Если задержан подозреваемый, проводятся его личный обыск, освидетельствование, допрос, обыски по месту жительства и работы, предъявление лиц и предметов для опознания.

При второй ситуации - когда причина взрыва неизвестна - следователь проводит осмотр места происшествия, допросы свидетелей-очевидцев, назначение неотложных экспертиз, инвентаризацию сохранившегося имущества, при необходимости поручает провести документальную ревизию. Параллельно с этим осуществляются поисковые и оперативно-розыскные мероприятия по выявлению причин взрыва и лиц, виновных в этом.

Таким образом, при организации осмотра места взрыва можно выделить два основных правила.

Во-первых, приступать непосредственно к осмотру места взрыва в процессуальном смысле можно только после того, как проведено обследование места и подтверждена его безопасность. Повышенная опасность, связанная с возможностью повторного взрыва, причем не только по криминальным причинам, делает недопустимым присутствие следователя, понятых и иных лиц, которые согласно существующего законодательства и должны проводить следственный осмотр.

Во-вторых, необходимо правильно соотносить сложность происшествия и количество специалистов, необходимых для полноценного сбора информации о взрыве. При этом, привлекая специалиста, следователь предварительно должен сам оценить степень его компетентности. Только планомерный и детально отработанный подход к организации осмотра приведет к полному сбору информации о взрыве, что в свою очередь даст возможность воссоздать картину происшедшего, правильно квалифицировать деяние и принять соответствующие меры по раскрытию преступления, если оно имело место.

Заключительная стадия. На этой стадии подводятся итоги с точки зрения полноты и качества проведения осмотра, комплексно оцениваются все полученные фактические данные для уяснения характера происшествия, выдвижения следственных версий о преступнике и для организации оперативно - розыскных мероприятий. Осуществляется фиксация его хода и результатов. На данном этапе осмотра составляются протокол осмотра места происшествия, необходимые чертежи, схемы, фототаблицы, производится упаковка изымаемых объектов. Здесь же производится изъятие и упаковка предметов, следов и контрольных проб. Обнаружение, фиксацию, изъятие и экспресс-исследование вещественных доказательств осуществляет специалист-криминалист. Он же фотографирует место преступления и место взрыва, включая жертв, толпу и транспортные средства, а также обнаруженные вещественные доказательства.

Заключение

В процессе написания курсовой работы было выяснено, что при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ и т.д. у задержанного с поличным при допросе выясняются следующие обстоятельства: из какого источника, от кого получены запрещенные к обороту объекты, кому они предназначались; если они кустарного изготовления, то кем изготовлены; совершались ли задержанным ранее аналогичные преступления, когда, где, каким способом, за какое вознаграждение; для каких целей, когда и у кого приобретено оружие, как использовалось, кому передавалось, в каком состоянии было возвращено, что известно о его использовании другими лицами; принадлежит ли задержанный к организованной преступной группе, какие функции там выполняет, кто возглавляет группу.

Если лицо задержано по месту изготовления запрещенных к обороту объектов (оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств), то помимо названных обстоятельств должно быть выяснено: из какого источника, от кого конкретно получены комплектующие для огнестрельного оружия и т. п., кто конкретно занимается изготовлением, сборкой этих объектов, какими познаниями (квалификацией) эти лица обладают, кому сбывают, через кого, за какое вознаграждение изготовлено оружие и т. п., что известно о его использовании покупателями.

Типичные поводы к возбуждению уголовного дела - задержание с поличным при транспортировке оружия; инициатива органов дознания; сигнал администрации объектов хранения, складирования оружия и иных названных объектов о выявленных фактах недостач хранимого имущества или попытках его вымогательства; преступление, совершенное с использованием огнестрельного оружия, добытого по причине его небрежного хранения ответственным лицом. При задержании с поличным при транспортировке, хищении или вымогательстве названных объектов планируются допрос задержанного, обыск по месту жительства, инвентаризация (ревизия) по месту хранения объектов посягательства.

Для всех названных ситуаций может быть предложен такой комплекс следст­венных действий: следственные действия, направленные на обнаружение и изъятие оружия (осмотр места происшествия, обыск и др.); осмотр предметов (оружия, его частей, заготовок, инструментов и т. п.); назначение экспертизы оружия; допрос подозреваемого (обвиняемого); допрос свидетелей; предъявление оружия для опо­знания; получение образцов для сравнительного исследования и назначение других экспертиз. Также особую важность имеет осмотр места поиска взрывных устройств.

Было выяснено, что порядок действий следователя на первоначальном этапе расследования, обуславливается одной из двух ситуаций, складывающихся на момент возбуждения уголовного дела.

В условиях первой ситуации — когда причина взрыва известна — следователь немедленно после ликвидации опасности взрыва проводит осмотр места происшествия, допросы потерпевших, представителей администрации, свидетелей-очевидцев, осведомленных лиц; назначает необходимые экспертизы; проводит выемку технической и иной документации; организует снятие остатков товарно-материальных ценностей, назначение документальной ревизии и т.п. Если задержан подозреваемый, проводятся его личный обыск, освидетельствование, допрос, обыски по месту жительства и работы, предъявление лиц и предметов для опознания.

При второй ситуации - когда причина взрыва неизвестна - следователь проводит осмотр места происшествия, допросы свидетелей-очевидцев, назначение неотложных экспертиз, инвентаризацию сохранившегося имущества, при необходимости поручает провести документальную ревизию. Параллельно с этим осуществляются поисковые и оперативно-розыскные мероприятия по выявлению причин взрыва и лиц, виновных в этом.

Список литературы

  1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.П., Россинская Е.Р. Криминалистика. Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Белкина Р.С. - М.: Изд-во НОРМА, 2011. - 990с.
  2. Белкин Р.С. Курс криминалистики. т.3. - М.: 2007. - 522с.
  3. Галахов С.С. Криминальные взрывы. Основы оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступлениями террористического характера./С.С. Галахов - М.: Экзамен, 2008. -287с.
  4. Дворкин А.И., Бертовский Л.В. Методика расследования убийств, совершенных с применением взрывных устройств. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 95с.
  5. Исаева Л.М. Осмотр места взрыва и его роль в дальнейшем расследовании//Следователь, 2009 , №8. - С. 43-45
  6. Исаева Л.М. Организация осмотра места взрыва // Законность. 2003. №3. С. 16-20.
  7. Колотушкин С.М., Федоренко В.А. Основы технико-криминалистических исследований взрывных устройств и следов их применения: Курс лекций. Саратов. 2004.
  8. Криминалистика: Учебник / Под ред. Пантелеева И.Ф., Селиванова Н.А. - М.: Юридическая литература, 2006. - 450с.
  9. Криминалистика: Учебник / Под ред. Образцова В.А. - М.: Юрист, 2007. - 760с.
  10. Моторный И. Д. Криминалистическая взрывотехника: новое учение в криминалистике, - М., 2011. - С. 87.
  11. Хрусталев В.Н., Трубицын Р.Ю. Участие специалиста-криминалиста в следственных действиях. СПб. 2008. С. 194-195.