Организация работы по развитию речи детей раннего возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора


Содержание

Введение

1.Теоретические аспекты развития речи детей раннего возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора

1.1 Подходы к изучению развития речи детей раннего возраста в отечественной и зарубежной психологии

1.2 Малые формы фольклора как средство развития речи

Вывод

2. Организация работы в группе раннего возраста по развитию речи с использованием малых форм фольклора

2.1. Выявления уровня развития речи детей раннего возраста в группе ДОО

2.2 Работа по развитию речи детей раннего возраста

Вывод

Заключение

Список литературы

Введение

Постоянно возрастающие требования к уровню воспитания и образования подрастающего поколения, начиная с дошкольного детства, обусловливают необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

 Одним из действенных средств воспитания и полноценного развития дошкольников является устное народное творчество.

Актуальность темы курсовой работы. Возможность использования устного народного творчества в дошкольной образовательной организации для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Объект исследования - речь детей раннего возраста.

Предмет исследования – развитие речи детей раннего возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора.

Цель - разработка занятий по развитию речи детей раннего возраста, включающих комплекс малых фольклорных форм.

Задачи:

  1. Раскрыть значение малых форм фольклора в процессе развития речи детей раннего возраста.
  2. Выявить уровень развития речи детей раннего возраста в группе ДОО.
  3. Организовать проведение занятий по развитию речи детей раннего возраста с использованием малых форм фольклора.

База исследования - ГБОУ Школа № 2025 СПДО № 8, младшая группа №1. Исследование проводилось в январе 2016 г. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 2-3 лет.

1.Теоретические аспекты развития речи детей раннего возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора

1.1 Подходы к изучению развития речи детей раннего возраста в отечественной и зарубежной психологии

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Проблема развития речи детей младшего возраста была и остается в центре внимания психологов и педагогов, и в настоящее время она разработана достаточно полно.

Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком навыками фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения. Анализ теоретических основ развития речи включает рассмотрение следующих вопросов: взаимодействие языка и речи, развитие языковой способности как основы владения языком, связь речи с мышлением, осознание явлений языка и речи ребенком; особенности развития речи, диалогической и монологической — в разных типах высказывания (в описании, повествовании, рассуждении), а также характеристику категориальных признаков текста и способов связи предложений и частей высказывания.

Согласно А.А. Леонтьеву [24], в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом необходимо подчеркнуть, что важнейшее средство речевых навыков — это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания.

Ф.А. Сохин [31, 32] рассматривал взаимосвязь речевого и умственного аспектов овладения родным языком в дошкольном детстве в нескольких направлениях. Начальные формы мышления дошкольника — наглядно-действенное и наглядно-образное, затем они взаимодействуют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности. Здесь развивается интеллектуальная функция языка. Эта взаимосвязь рассматривается и в обратном направлении — с точки зрения выявления роли интеллекта в овладении языком, т. е. как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта.

А.Н. Гвоздев [20] показал, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматической и звуковой стороны слова.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка.

Л.С. Выготский [15], говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, подчеркивал, что сначала он овладевает внешней структурой знака, т. е. звуковой.

Д.Б. Эльконин [33] писал по этому поводу: «Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи».

Количество правильно произносимых звуков психологи связывают с расширением запаса активно используемых слов. Отметим также, что методика обучения дошкольников чтению разработанная Д.Б. Элькониным [33] и его последователями, основана на действии со звуковой стороной языка. Обучение чтению начинается с введения ребенка в звуковую действительность языка, чтобы обеспечить последующее усвоение грамматики и связанной с ней орфографии.

Фонетические наблюдения детей над артикуляцией создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Изучение грамматики живого, произносимого языка приучает детей к наблюдению над собственным языком: понимая значение слова, они связывают его со звуками, составляющими это слово. Отсюда начинаются наблюдения над произношением слова, явлением чередования гласных и согласных; дети начинают задумываться над ролью ударения в русском языке, значением интонации.

Работа над звуковой стороной речи с детьми дошкольного возраста включает упражнения по усвоению элементов фонетики. В построении высказывания чрезвычайно важна роль каждого элемента звуковой культуры речи. Особую роль играет интонационная характерна произносимой речи. Мастера художественного слова считают диапазон, интонаций, расширяющих смысловое содержание pечи беспредельным.

Среди общих характеристик звуковой культуры речи внимание исследователей привлекал такой показатель, как темп, который имеет самое непосредственное отношение к развитию произносимой речи. В литературе имелись лишь беглые указания на повышенную скорость речи дошкольников в связи с недостаточным развитием контроля за своей речью и слабостью тормозных процессов.

Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения.

О.В.Бережнова [8] отмечает, что пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Она отмечает, что пословицы и поговорки в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, у дошкольников развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

По мнению М.А. Асташиной [7] колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.

С их помощью, возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра - забава «Ладушки – хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр - забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию [12].

Например: «Был бык тупогуб, 
тупогубенький бычок, 
у быка бела губа 
была тупа»

«Сшит колпак
не по - колпаковски, 
надо его переколпаковать,
кто его переколпакует, 
тому полколпака гороху»

Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Можно сделать вывод, что для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для детей раннего возраста – это, прежде всего, сказки, заклички, потешки, загадки. 

В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей раннего возраста развитию речи. 

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Игры – импровизации воспитывают положительные черты характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью. 

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.

Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.

1.2. Малые формы фольклора как средство развития речи

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. [5, 8]

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость.

В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. 

Детский фольклор это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порожденного возрастными психическими особенностями. Эти особенности, взаимодействие ребенка с окружающим его миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества. Поэтому так богата, своеобразна область народного творчества, связанного с миром детства.

Трудно переоценить значение фольклора в воспитании дошкольников. Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию; способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание. Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешки «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног. Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик»).

Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей: обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух, давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Некоторые из них можно инсценировать; при этом передавать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью (например, «Две тетери», «Киска»).

Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, а также творчеству музыкальных руководителей некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом. 

Народные песни, хороводы, игры с пением также широко используются, поскольку позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность.

Детский фольклор дает возможность педагогу уже на ранних этапах развития ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Таким образом, видам малых фольклорных жанров являются следующие: колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, считалки, пестушки, прибаутки, заклички, скороговорки, загадки.

  • Потешки, прибаутки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, т.п.).
  • Заклички – обращение к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
  • Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора.

Сколько в этих, казалось бы незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.

В любом, даже самом маленьком произведении – будь то потешка, прибаутка или закличка – высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры.

Фольклор для детей не исключение из общего правила – это очень веселый, порой поучительный жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить и пожурить ребенка. [11]

Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее. [5, 7, 8]

Считалка – это фольклорный жанр, который помогает ребятам вести честную игру, и, прежде всего выбрать водящего. 

Создавая этот жанр, поэт как бы вступает в игровые отношения с детьми, но не только смыслом и назначением своего стиха, но и звуком. Таким образом, считалка помогает работать над звукопроизношением.

Особенности этих фольклорных произведений-миниатюр – глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка. 

Фольклорные произведения интересны детям разного возраста, они быстро запоминаются ребенком.

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу.

Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать добро, справедливость. В ней - утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы.

Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом [5].

В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.

Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний. 

Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок.

Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.

Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки детьми, то имеем в виду только народные произведения, которые изначально создавались для и в процессе устного исполнения, то есть «сказывались».

Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов, припевов типа: «Жили-были…», «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается…» и т.д.

Всё это способствует воссозданию колорита произведения, воспитывает у детей стилистическую чуткость, настраивает слушателей на определенный эмоциональный лад.

Народные сказки делятся на следующие группы:

  • о животных,
  • волшебные,
  • бытовые,
  • авантюрно-новеллистические,
  • докучные.

Среди них только сказки о животных и докучные могут быть без сомнения предложены детям.

Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой.

Загадка – жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. 

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений [18]. 

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности [9].

Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают ребенку по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. 

Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, морковь – девицей с косой. 

Метафоры и сравнения в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя специально направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения.

Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.

Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях. 

В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции:

  • скороговорки,
  • чистоговорки, используемые для выработки правильной дикции;
  • считалки (элемент игры);
  • зазывалки (тип песенок).

Таким образом, существует множество малых фольклорных жанров, которые могут быть с успехом использованы для развития речи детей раннего возраста.

Выводы по 1 главе

Анализ научной литературы, проведенный в первой главе (на основании исследований А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др.), позволяет сделать следующие выводы:

  • речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения и получения информации. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте;
  • произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов;
  • малые фольклорные формы являются уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Посредством малых форм фольклора, у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка;
  • с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи - их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

2. Организация работы в группе раннего возраста по развитию речи с использованием малых форм фольклора

2.1. Выявления уровня развития речи детей раннего возраста в группе ДОО

Исследование проводилось в ГБОУ Школа № 2025 СПДО № 8 в младшей группе №1 в январе 2016 г. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 2-3 лет (табл. 1).

В ходе проведенного диагностического обследования. В качестве диагностического материала выступили возрастные нормативы развития речи, приведенные в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

В результате исследования было отмечено, что у большинства детей группы имеются трудности в овладении речью: сложности в накоплении словаря, составлении простых фраз и др.

Таблица 1

Данные о детях, принимавших участие в педагогическом проекте

п/п

Имена детей

Возраст на начало исследования

Александр О.

2 года 10 месяцев

Арсений Н.

3 года

Борис А.

2 года 11 месяцев

Денис Т.

2 года 5 месяцев

Диана М.

2 года 8 месяцев

Зуля К.

2 года 4 месяца

Лев П.

2 года 10 месяцев

Маммед У.

2 года 4 месяца

 Мария Ф.

3 года

Максим М.

2 года 10 месяцев

Марина Ц.

2 года 8 месяцев

Никита У.

2 года 8 месяцев

Николай Б.

2 года 9 месяцев

Назар К.

2 года 10 месяцев

Олег К.

3 года

Ольга И.

2 года 11 месяцев

Тимофей Д.

2 года 5 месяцев

Татьяна В.

2 года 7 месяцев

Татьяна Л.

2 года 3 месяца

 Федор И.

2 года 8 месяцев

На основе анализа результатов, полученных в ходе обследования, была дана характеристика состояния речевого развития дошкольников, на момент начала педагогического проекта (табл. 2).

 Таблица 2

Характеристика уровня речевого развития

детей младшего возраста, принимавших участие в

диагностическом обследовании

п/п

Имена детей

Характеристика состояния развития речи

Александр О.

Понимание речи соответствует возрасту. Пассивный словарь немного опережает активный. Словарный запас состоит из существительных и прилагательных. Фразы – простые, строит по подражанию. Может отдельными фразами описать предмет.

Арсений Н.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме.

Борис А.

Понимание речи соответствует возрасту. Словарный запас состоит из существительных, прилагательных и глаголов. В речи присутствуют сложные предложения, предлоги. Лексико-грамматический строй речи соответствует возрасту.

Денис Т.

Понимание речи соответствует возрасту. Лексико-грамматический строй речи соответствует возрасту. Способен составить небольшой описательный рассказ по картине с помощью воспитателя.

Диана М.

Понимание речи соответствует возрасту. Словарный запас состоит из существительных, прилагательных и глаголов. Фраза аграмматична. В речи присутствуют сложные предложения.

Зуля К.

Словарь отстаёт от возрастной нормы. Не знает глаголы близкого значения. Наблюдается резкое расхождение в объеме активного и пассивного словаря. Испытывает трудности в конструировании речевых высказываний.

Лев П.

Понимание речи ограничено знакомой бытовой ситуацией. Речь состоит из отдельных лепетных слов, фразы нет. Активно использует естественные жесты для общения.

Маммед У.

Понимание речи соответствует полутора годам. Словарь состоит из существительных и глаголов. Грамматический строй речи в начальной стадии формирования. Ребёнок общается простыми аграмматичными предложениями. Наблюдается резкое расхождение между активным и пассивным словарём.

 Мария Ф.

Понимание речи соответствует возрасту. Пассивный словарь немного опережает активный. Словарный запас состоит из существительных и прилагательных. Фразы – простые, строит по подражанию. Может отдельными фразами описать предмет.

Максим М.

Понимание речи соответствует возрасту. Словарный запас состоит из существительных, прилагательных и глаголов. Лексико-грамматический строй речи соответствует возрасту. Описывает предмет самостоятельно. Хорошо запоминает стихотворные формы.

Марина Ц.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме.

Никита У.

Понимание речи соответствует возрасту. Словарный запас состоит из существительных, прилагательных и глаголов. Иногда затрудняется при построении фраз, но лексико-грамматический строй речи соответствует возрасту.

Николай Б.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме.

Назар К.

Понимание речи соответствует возрасту. Пассивный словарь намного опережает активный. Словарный запас состоит из существительных и прилагательных. Фразы – простые, строит по подражанию. 

Олег К.

Понимание речи соответствует возрасту. Активный словарь в норме. Словарный запас состоит из существительных, прилагательных и глаголов Предложение состоит из 3-5 слов.

Ольга И.

Понимание речи соответствует трем годам. Словарь состоит из существительных прилагательных и глаголов. Грамматический строй речи в стадии формирования. Ребёнок общается простыми предложениями. Наблюдается небольшое расхождение между активным и пассивным словарём.

Тимофей Д.

Понимание речи соответствует возрасту. Словарный запас состоит из существительных, прилагательных и глаголов. Лексико-грамматический строй речи соответствует возрасту.

Татьяна В.

Понимание речи соответствует возрасту. Словарный запас состоит из существительных, прилагательных и глаголов. В речи присутствуют сложные предложения. Лексико-грамматический строй речи соответствует возрасту.

Татьяна Л.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме.

 Федор И.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме.

Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что для некоторых детей выбранной группы характерны бедность и ограниченность словаря, расхождение в объеме активного и пассивного словаря, трудности в усвоении слов обобщенного, отвлеченного значения, слов, обозначающих состояние, оценку, качества, признаки и др. При ответах на вопросы дошкольники, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы.

В таблице 3 представлены обобщенные результаты диагностического обследования уровня развития речи детей.

Таблица 3

Результаты диагностического обследования уровня развития речи детей

Уровень развития речи

Количество детей

Чел.

%

1

Высокий

11

55%

2

Средний

5

25%

3

Низкий

4

20%

Изучив полученные данные, понаблюдав за речью детей во время различных видов деятельности, мы предположили, что указанные трудности обусловлены тем, что у дошкольников не сформирован интерес к речевым мероприятиям, и не со всеми воспитанниками проводится нужная работа дома, так как не все родители уделяют должное внимание речевому развитию собственного ребенка.

2.2. Работа по развитию речи детей раннего возраста

Нами было решено подобрать и разработать мероприятия с использованием малых фольклорных жанров (потешек, считалок, загадок и др.), позволяющих максимально развить речь детей и сформировать интерес к обучению вообще и к речевым занятиям в частности.

В детском саду была организована работа во время организованной образовательной деятельности. Для развития словаря и связной речи нами была организована работа с пословицами и поговорками, (обсуждение, разбор смысловой составляющей, подбор пословицы к определенной прочитанной сказке). Также в работу по развитию речи и по ознакомлению с художественной литературой мы включали потешки, заклички, колыбельные песни для обучения выразительности речи, умения интонационно правильно выражать настроение. Регулярно проводили специальную работу по загадыванию и отгадыванию загадок. В ходе работы, мы использовали следующие методы и приемы работы:

  • интонационное акцентирование внимания детей на новом слове;
  • возможность использования нового слова в различном речевом контексте («У меня ложка. Она металлическая, а машинка какая? Из чего она сделана?»;
  • вопросы к детям, требующие ответа-констатации (что? где? какой?) и ответа-размышления (как? почему? зачем?);
  • чередование хоровых и индивидуальных ответов;
  • использование в работе демонстрационного материала;
  • игры - инсценировки (Утенок прячется, а дети зовут его «Желтенький, пушистенький Кряк, выходи»);
  • отработка звуков с помощью чистоговорок и скороговорок.

С целью формирования звуковой культуры речи нами использовались различные виды русского фольклора. Для развития движений органов артикуляционного аппарата и мелкой моторики проводились народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил» и др.

 Учитывая то, что формирование звуковой культуры речи - это не только умение правильно произносить звуки родного языка, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, мы обратились к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки. Опыт показал, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Например, нами использовался такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!».

«Солнышко, появись! Красное, нарядись!

Чтобы год от года была у нас погода!»;

 «Солнышко! Ведрышко! Выйди поскорей!

 Будь к нам подобрей!»

При изучении песенки «Тень - тень - потетень» делался акцент на изменении интонации при чтении.

«Тень-тень-потетень, в огороде-то плетень?» - текст произносится с вопросительной интонацией, детям предлагается повторить эти строки с утвердительной интонацией.

«В избе печка топится? Бабушка торопится?» — интересуясь. Дети отвечают с утвердительной интонацией.

Затем разбираются оставшиеся строчки.

«Если бабушка торопится и уже печеную репу по тарелочкам кладет, значит кто-то вот-вот придет обедать. Но первым прибежал...(кот).

В ходе различных видов деятельности мы организовывали работу по ознакомлению детей с колыбельными: проводили беседу о том, чему помогают колыбельные, что такое колыбельная, пели ли им колыбельную, громкие или тихие колыбельные песни, быстрые или медленные, почему, вместе с детьми пытались выучить колыбельную. После проведенной работы мы отметили, что девочки с удовольствием поют колыбельные куклам.

Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Например:

Пошел медведь к броду — бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох,

Встал на колоду —

бултых в воду!

Особое внимание на занятиях уделялось пословицам и поговоркам. Знакомство с ними проходило в несколько этапов: сначала обсуждали смысловое значение пословиц и поговорок, после прочтения, предлагали выбрать подходящую по смыслу пословицу или поговорку из предложенных и подобрать к пословице подходящую иллюстрацию.

Пословицы и поговорки старались использовать не только на занятиях, а в любой другой ситуации. Например, при одевании на улицу, медлительным детям говорили: «Семеро одного не ждут». Во время прогулок мА также старались включать в наблюдения пословицы. Например: «Мороз не велик, а стоять не велит».

Весьма важно, чтобы пословицы или поговорки произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой. Это помогает осмыслить суть пословицы и побуждает к желаемому поступку. Таким образом, использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, развивает образность языка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости и использовать ее в своей речи.

Для совершенствования дикции на занятиях по развитию речи нами было использовано специфичное упражнение - заучивание скороговорок. Скороговорка - трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна. Умение проговаривать скороговорки наизусть быстро у детей только начинает формироваться. Но неудачи не огорчают их, а веселят. Искаженные слова кажутся смешными, и у детей во время занятия поднимается настроение. Поэтому, в ходе разучивания скороговорки, сначала произносили ее наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки, проговаривали несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде была поставлена перед детьми игровая задача: послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривали ее.

Параллельно была организована работа по развитию у детей навыков связной речи - доказательства и речи - описания посредством загадки. Загадка — это короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов.

Следуя данной системе, загадывая детям загадки, повторяем их по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделяли признаки. Предлагаем ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. Например: «У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?». 

Малые фольклорные формы нами использовались и в организации подвижных игр (например, игры «У медведя во бору») и дидактических (например, «Отгадай загадку и подбери подходящую картинку», «Подбери картинку к пословице»). Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. В своей работе мы использовали различные потешки, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка:

Подымайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший!

Ванечка – пригожий!

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерна взялась,

Зайка за капусту,

Мышка – за корку,

Детки – за молоко.

Или:

Умница Катенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Во время одевания на прогулку:

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки;

Этот - с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Вот так хорошо.

Малые формы фольклора мы использовали и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождался потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показывали, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывания словами: «Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики – Антошке». Или: «Водичка, водичка, умой Андрюше личико». Все это помогало детям запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладеет речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.

Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе из детей кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

В ходе организации работы, мы смогли отметить, что дети осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Во время игры с куклами они с удовольствием вспоминали содержание колыбельных песенок. Во время игры в «парикмахерскую» можно было услышать: «Оля, тебе не больно? Я тебе волосики в ряд причешу, коса вырастет до пояса».

При разучивании потешки «Кисонька – мурысенька» мы сопровождали слова определенными действиями. Дети старались копировать эти движения, интонацию обращения, ответа. Вариативность их действий была связана с особенностями индивидуальной восприимчивости, эмоциональности.

При чтении потешки «Расти, коса» мы предлагали кому-либо из детей показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом. В памяти детей живо возникал образ мамы. Копируя ее в своих действиях, они передавали чувства, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождались текстом. Подобные «живые картинки» позволяли правильно понять и эмоционально передать содержание потешек «Ночь прошла», «Водичка – водичка», «Уж ты, котенька – коток».

После проведения систематической работы, как на занятиях, так и в процессе режимных моментов, была осуществлена повторная диагностика уровня развития речи детей 2-3 лет. В диагностическом обследовании также сравнивался индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка с нормативными показателями.

Результаты контрольного обследования представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты контрольного исследования

п/п

Имя ребенка

Характеристика состояния развития речи перед началом экспериментальной работы

Характеристика состояния развития речи на контрольном этапе работы

Александр О.

Понимание речи соответствует возрасту. Пассивный словарь немного опережает активный. Словарный запас состоит из существительных и прилагательных. Фразы – простые, строит по подражанию. Может отдельными фразами описать предмет.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме. Улучшился словарный запас, фразы стали более сложные.

Арсений Н.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме.

Борис А.

Понимание речи соответствует возрасту. Словарный запас состоит из существительных, прилагательных и глаголов. В речи присутствуют сложные предложения, предлоги. Лексико-грамматический строй речи соответствует возрасту.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме. Улучшился словарный запас, фразы стали более сложные.

Денис Т.

Понимание речи соответствует возрасту. Лексико-грамматический строй речи соответствует возрасту. Способен составить небольшой описательный рассказ по картине с помощью воспитателя.

Улучшился словарный запас, может самостоятельно составить описательный рассказ по картине.

Диана М.

Понимание речи соответствует возрасту. Словарный запас состоит из существительных, прилагательных и глаголов. Фраза аграмматична. В речи присутствуют сложные предложения.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме. Улучшился словарный запас, фразы стали более грамматически правильными.

Зуля К.

Словарь отстаёт от возрастной нормы. Не знает глаголы близкого значения. Наблюдается резкое расхождение в объеме активного и пассивного словаря. Испытывает трудности в конструировании речевых высказываний.

Улучшился словарный запас, стала говорить простыми фразами, с помощью педагога смогла составить рассказ по картине.

Лев П.

Понимание речи ограничено знакомой бытовой ситуацией. Речь состоит из отдельных лепетных слов, фразы нет. Активно использует естественные жесты для общения.

Улучшился словарный запас, фразы очень простые, но понятно, что ребенок хочет сказать.

Маммед У.

Понимание речи соответствует полутора годам. Словарь состоит из существительных и глаголов. Грамматический строй речи в начальной стадии формирования. Ребёнок общается простыми аграмматичными предложениями. Наблюдается резкой расхождение между активным и пассивным словарём.

Немного улучшился словарный запас, ребёнок общается простыми аграмматичными предложениями.

Мария Ф.

Понимание речи соответствует возрасту. Пассивный словарь немного опережает активный. Словарный запас состоит из существительных и прилагательных. Фразы – простые, строит по подражанию. Может отдельными фразами описать предмет.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме. Улучшился словарный запас, фразы стали более сложные.

Максим М.

Понимание речи соответствует возрасту. Словарный запас состоит из существительных, прилагательных и глаголов. Лексико-грамматический строй речи соответствует возрасту. Описывает предмет самостоятельно. Хорошо запоминает стихотворные формы.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме. Улучшился словарный запас, фразы стали более сложные.

Марина Ц.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме. Улучшился словарный запас, фразы стали более сложные.

Никита У.

Понимание речи соответствует возрасту. Словарный запас состоит из существительных, прилагательных и глаголов. Иногда затрудняется при построении фраз, но лексико-грамматический строй речи соответствует возрасту.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме. Улучшился словарный запас, фразы стали более сложные.

Николай Б.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме. Улучшился словарный запас, фразы стали более сложные.

Назар К.

Понимание речи соответствует возрасту. Пассивный словарь намного опережает активный. Словарный запас состоит из существительных и прилагательных. Фразы – простые, строит по подражанию.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме. Улучшился словарный запас, фразы стали более сложные.

Олег К.

Понимание речи соответствует возрасту. Активный словарь в норме. Словарный запас состоит из существительных, прилагательных и глаголов Предложение состоит из 3-5 слов.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме. Улучшился словарный запас, фразы стали более сложные.

Ольга И.

Понимание речи соответствует трем годам. Словарь состоит из существительных, прилагательных и глаголов. Грамматический строй речи в стадии формирования. Ребёнок общается простыми предложениями. Наблюдается небольшое расхождение между активным и пассивным словарём.

Улучшился словарный запас, фразы стали более сложные.

Тимофей Д.

Понимание речи соответствует возрасту. Словарный запас состоит из существительных, прилагательных и глаголов. Лексико-грамматический строй речи соответствует возрасту.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме. Улучшился словарный запас, фразы стали более сложные.

Татьяна В.

Понимание речи соответствует возрасту. Словарный запас состоит из существительных, прилагательных и глаголов. В речи присутствуют сложные предложения. Лексико-грамматический строй речи соответствует возрасту.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме. Улучшился словарный запас, фразы стали более сложные.

Татьяна Л.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме. Улучшился словарный запас, фразы стали более сложные.

Федор И.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме.

Уровень речевого развития соответствует возрастной норме. Улучшился словарный запас, фразы стали более сложные.

В таблице 5 представлены сравнительные результаты диагностического обследования уровня развития речи детей до и после проведенной развивающей работы.

Таблица 5

Результаты диагностического обследования уровня развития речи детей до и после проведенной развивающей работы

Уровень развития речи

Констатирующий этап

Контрольный этап

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

1

Высокий

11

55%

12

60%

2

Средний

5

25%

8

40%

3

Низкий

4

20%

0

-

На основании таблицы 5 можно сделать вывод, что проведенные занятия с детьми положительно повлияли на их речь. Четверо детей, которые разговаривали простыми аграмматичными предложениями, стали более правильно выстраивать фразы, используя более сложные словосочетания; почти у всех детей увеличился словарный запас, который они стали более часто использовать; некоторые дети научились самостоятельно составлять короткий рассказ по картине, в результате чего они перешли из группы с низким развитием речи в среднюю.

Таким образом, проведенная работа показала, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.

Выводы по 2 главе

Организация и проведение работы по развитию речи детей раннего возраста с использованием малых фольклорных форм позволили сделать следующие выводы:

  • использование малых фольклорных форм в работе способствует решению целого комплекса речевых задач: обогащение и активизация словаря; усвоение грамматического строя речи; закрепление представлений детей об изучаемых предметах и явлениях; развитие образности языка; усвоение навыков диалогической и монологической речи;
  • полученные результаты подтвердили и особую роль взрослого в усвоении речи детьми посредством малых фольклорных форм;
  • малые фольклорные формы целесообразно включать в различные виды детской деятельности и осуществлять их проведение с максимальным использованием наглядности.

Заключение

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в раннем детстве оказывает значительное влияние на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное - значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени. Одним из средств, способствующих развитию речи детей является фольклор. Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки. Народные песенки, потешки, пестушки, - все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности. Малые фольклорные формы можно использовать как прекрасный образец такого средства художественной выразительности, как сравнение. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед детьми путь к сознательному совершенствованию речи, особенно к самостоятельной словесной деятельности.

Малые формы фольклора использовались на следующих занятиях: на прогулке и во время игр в группе использовались загадки, потешки и заклички; в период чтения и ознакомления с литературными произведениями использовались маленькие стихи и народные песенки и прибаутки.

В результате работы, организованной в ГБОУ Школе № 2025 СПДО № 8 в младшей группе №1, мы смогли отметить, что у многих детей недостаточен словарный запас, а речь не соответствует возрасту.

Проведенная нами работа по развитию речевых навыков показала, что применяя методику формирования и развития речи, используя творческий подход, заинтересовывая детей, реализуя личный подход к детям, используя комплекс малых фольклорных форм, можно добиться положительных результатов.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2015.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М., 2011.
  3. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях. М., 2013.
  4. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 2014.
  5. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. М., 2011.
  6. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения. М., 2014.
  7. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников. М., 2013.
  8. Бережнова О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. 2002. №12.
  9. Белкина Л.В., Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. М.,
  10. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии. М., 2014.
  11. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). СПб., 2015.
  12. Бородич А.М. Методика развития речи у детей. М., 2011.
  13. Виньков Ю. В. Пословицы как средство развития речи. М., 2011.
  14. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2011.
  15. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. М., 2013.
  16. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей. М., 2011.
  17. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. 2011. № 1.
  18. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 2011. № 9.
  19. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами. М., 2012.
  20. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
  21. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм в воспитании детей дошкольного возраста. М., 2011.
  22. Занятия по развитию речи в детском саду/Под ред. О.С. Ушаковой. М., 2011.
  23. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). М.,
  24. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
  25. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 2011.
  26. Муль И.Л. Механизмы языковой игры в малых фольклорных жанрах: на материале скороговорки и частушки. Екатеринбург, 2011.
  27. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 2014.
  28. Политова Н.И. Современные подходы к решению практических задач по развитию речи младших дошкольников в условиях активного использования фольклорного материала. М., 2012.
  29. Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. М.,
  30. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей. М., 2011.
  31. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1978.
  32. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. М., 1988.
  33. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1966.