Курсовая работа "Семья как социальный институт"


Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и сущность семьи

1.1. Понятие семьи

1.2. Функции семьи

1.3. Виды семьи

Глава 2. Cостояние института семьи в современном обществе

2.1. Исходные данные для исследования

2.2. Инструкция интервьюера по проведению анализа супружеских и детско-родительских отношений в молодых семьях

2.3. Итоговые результаты исследования состояния института семьи в современном обществе

Заключение

Список использованных источников

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов. Проблемным на сегодняшний день является взаимоотношения в семье и обществе.

Преобразования в социально-экономической сфере отражаются на семье, т.к. одним из ключевых институтов общества является семья. Этот институт стабилизирует всю систему общественных отношений.

Одним из перспективных и актуальных направлений современной социологии является исследование проблем семьи и происходящих в ней изменений. Интерес исследователей к данной проблематике обусловлен проявлением кризисных тенденций в функционировании современной семьи, затрагивающих все сферы ее жизнедеятельности. Под этим кризисом подразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, с которыми она успешно справлялась раньше. Однако, эти процессы не свидетельствуют о его упадке, как считают некоторые исследователи, это скорее трансформации образцов семейной жизни, требующие серьезного осмысления, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях.

Концепции, объясняющие специфику семьи как социального института, были разработаны в трудах Э. Берджесса, Э. Вестермарка, Э. Дюркгейма, Дж. Мэдока, У. Огборна. В научных трудах данных авторов большое внимание уделяется анализу социокультурных функций семьи, их исторического перехода к другим социальным институтам, сужения круга функций, осуществляемых самой семьей. 

В XIX веке возникло также прикладное или эмпирическое изучение семьи как малой первичной группы, имеющей свою особую историю возникновения, функционирования и распада. Основоположником этой социологической традиции является Ф. Ле Пле, идеи которого предвосхитили концепцию жизненного цикла семьи как малой группы. 
Семью как социально-психологическую группу начали исследовать У. Джемс, Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Ж. Пиаже, У. Томас, З. Фрейд. Взаимосвязь личности и общества рассматривались ими на уровне первичных, межличностных отношений. 

Объектом исследования в данной работе является семья как социальный институт.

Предмет исследования – особенности формирования исследования семьи как социального института.

Целью исследования является определение понятия и сущности семьи, а также рассмотрения методологической основы разработки исследования. 

Задачи курсовой работы:

  1.  Рассмотреть понятие, сущность и виды семьи.
  2. Определить особенности реализации системного подхода в исследовании семьи.
  3. Выявить взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе.
  4. Выяснить специфику изучения формирования и выражения мнений при использовании опроса в области семейного поведения.

Глава 1. Понятие и сущность семьи

1.1. Понятие семьи

Социальный институт - это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи[1]. 

Социальный институт представляет собой совокупность людей, учреждений, материальных средств, обеспечивающих устойчивость социальных связей и отношений в обществе.

Социальные институты обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранением духовных ценностей и т. д. Благодаря их наличию обеспечивается воспроизводство населения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов, преемственность поколений и многое другое. Социальные институты функционируют лишь при наличии соответствующих общественных потребностей. При исчезновении таких потребностей их функционирование постепенно прекращается и они отмирают.

Общими признаками, которые характеризуют все социальные институты, являются следующие: цель; набор установок и образцов поведения, социальных статусов и ролей; система санкций, обеспечивающая стимулирование желаемого и подавление отклоняющегося поведения; культурные символы. Состав социальных институтов весьма разнообразен. Важнейшими социальными институтами являются (рис. 1.1):

Социальные институты

экономические

политические

социокультурные и воспитательные

Рис. 1.1. Социальные институты

а) экономические (собственность, деньги, банки);

б) политические (государство, партии, союзы);

в) социокультурные и воспитательные (наука, образование) и другие.

Социальные институты выполняют разнообразные функции, важнейшими из которых являются интеграционная, регулятивная, коммуникативная, транслирующая, функция закрепления и воспроизводства общественных отношений и многие другие.

Социальные институты образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов, социальных групп, слоев и иных общностей. Они носят индивидуальный характер, обладают собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть охарактеризованы как организованные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов, определенной изменчивостью их функций.

Итак, имея специфические особенности и отличаясь друг от друга, социальные институты вместе с тем функционируют в тесной связи друг с другом и дополняют друг друга.

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога Абрахема Маслоу, делится на:

1) физиологические и сексуальные потребности;

2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;

3) социальные потребности в общении;

4) престижные потребности в признании;

5) духовные потребности в самореализации.

В социологии институту семьи выделено особое место. В нашей стране множество ученых занимается этой темой.

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Сегодня мы рассмотрим, по какой причине люди женятся и выходят замуж, и для этого рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.

1.2. Функции семьи

Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство[1].

Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина - женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные различия постепенно видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина и женщин - суть, различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соединяясь, восстанавливают.

По мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности.

В природе, в животном мире социальные объединения животных являются результатом бессознательного (инстинктивного) приспособления к жизненным условиям, результатом естественного отбора, физиологической и психологической деятельности особей. Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим условиям, но также и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе.

Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой группой, она соединяет их с общественными интересами. В семье личные потребности окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций. В этом, прежде всего, состоит принципиальное отличие человеческой семьи от семьи животных. В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери - все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи.

Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.

  1. Важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей.

Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители - дети.

  1. Следующая важнейшая функция семьи - функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.

  1. Следующая важнейшая функция семьи - экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.
  2. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.
  3. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.
  4. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.
  5. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
  6. Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.

1.3. Виды семьи

Сила и притягательность семьи, ее сущность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих "единое андрогенное существо", некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

Семья создается для удовлетворения не одной - двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека.

Однако семьи бывают различными. Например, семьи различаются в зависимости от формы брака[5].

Брак - это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.

Полигамный (групповой) брак - самая распространенная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния.

Полиандрия - это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.

Полигиния (нам знакома как гарем) - брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.

Кроме того, каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется во избежание кровосмесительных связей (явление инцеста). Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.

На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, Такой культурный образец называется эндогамией. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространена расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость. Наиболее яркий пример эндогамии можно встретить в Индии, где люди различных каст не могут сочетаться браком.

В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие.

Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной - семья с ребенком без одного из супругов.

Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений.

Семьи различаются

по стажу семейной жизни

по количеству имеющихся детей

по стажу семейной жизни

по географическому признаку

по типу главенства в семье

Рис. 1.2. Различие семей

Семьи различаются[1]:

- по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (3 и более ребенка);

- по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;

- по географическому признаку: сельская и городская семья;

- по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитарная.

Представляет интерес и деление семьи по иным критериям:

- аетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о детях - явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям;

- супружеская семья. В последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским (смотрим работы Голода Сергея Исаевича). В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а личностными взаимоотношениями партнеров.

Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни.

Дистантная семья. От слова дистанция, таким семьям свойственно частое отсутствие одного из супругов, связанное с особенностью профессии (моряки, военные и т.п.). В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов проживает отдельно от семьи по различным мотивам (кроме случая развода).

Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место.

По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные.

Патриархальный тип семьи - необычайно устойчивый тип семейных отношений. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Эгалитарная семья - это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Основная функция такой семьи - удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.

Глава 2. Cостояние института семьи в современном обществе

2.1. Исходные данные для исследования

Анализ состояния института семьи в современном обществе проводился Международным центром семьи, молодежи и детей (г. Москва) по заказу Федерального агентства по делам молодежи в июне-июле 2012 года. В ходе организации аналитической работы с помощью анкетного опроса было охвачено 2000 респондентов, проживающих на территории Российской Федерации, в том числе в таких субъектах Российской Федерации, как: Москва, Ленинградская, Мурманская, Свердловская области, Республика Татарстан, Красноярский и Приморский края, Ямало-Ненецкий автономный округ. Опрос организовывали и проводили сотрудники Международного центра семьи, молодежи и детей.

При организации и проведении исследования сделан упор на то, чтобы в опросе участвовали в основном те молодые семьи, которые сравнительно долгое время проживают на конкретной территории указанных субъектов Российской Федерации, поскольку фактор местности сравнительно сильно влияет на образ жизни семьи, степень внутрисемейного взаимодействия, в том числе на супружеские и детско-родительские отношения. Однако с целью получения объективных данных к участию в опросе были привлечены представители молодых семей с разными сроками проживания в конкретном муниципальном образовании. 

На объективность мнений относительно супружеских и детско-родительских отношений сказывается продолжительность брака. Именно поэтому для участия в аналитическом опросе были привлечены члены молодых семей с разным стажем совместного проживания. Среди участвующих в обследовании были и те супруги, которые состояли в браке не только впервые, но и были в нем уже неоднократно. 

Для получения объективных данных, проведения их обработки и научного анализа большую роль играло вовлечение в опрос представителей разных полов. В данном исследовании могли участвовать от 30 до 70 процентов женщин и столько же мужчин. Проводя аналитическое исследование, обращено внимание на участие в опросе респондентов разных возрастов. 

При проведении анкетирования особое значение имел выбор правильных вариантов ответов на вопросы анкеты. На это, бесспорно, влиял уровень образования опрашиваемых. Делая выборку, перед интервьюерами ставилась задача, чтобы в опросе участвовали супруги с разным уровнем образования. Такой подход важен, так как он в основном отражает портрет современной семьи, проживающей на территории Российской Федерации. При этом сравнительно высокий уровень образования участников опроса положительно сказался на объективности их оценок относительно проблем супружеских и детско-родительских отношений.

Для выявления объективных мнений учитывался разнообразный род деятельности членов семей - респондентов настоящего аналитического исследования. Именно поэтому для ответов на вопросы анкеты привлекались педагоги, студенты, психологи, менеджеры, медицинские работники, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, рабочие, водители, рыбаки, государственные и муниципальные служащие, представители бизнеса, искусства, торговли, журналисты, домохозяйки, безработные и другие категории граждан, проживающих в молодых семьях Российской Федерации. Это положительно сказалось на разнообразии мнений, внесло многоликий колорит в аналитическую часть итогового материала. 

Учитывая национальные особенности части населения, проживающего на территории отдельных субъектов Российской Федерации, учитывались мнения семей коренных малочисленных народов Севера. Поэтому такие семьи активно привлекались к участию в опросе.

Программа проведения анализа свидетельствует о привлечении значительного числа его участников. Правильно сделанная выборка способствовала повышению степени достоверности полученных данных и снижению возможных погрешностей. Разный половой, возрастной, образовательный уровень участников, стаж семейной жизни, а также продолжительность проживания на территории конкретного субъекта Российской Федерации положительно сказались на ходе проведения анализа, итогах исследования и формулирования предложений, направленных на укрепление супружеских и детско-родительских отношений.

2.2. Инструкция интервьюера по проведению анализа супружеских и детско-родительских отношений в молодых семьях

Общие рекомендации:

  1. Перед началом анкетирования необходимо объяснить респондентам, что данное исследование проводится Международным центром семьи, молодежи и детей (г. Москва) по заказу Федерального агентства по делам молодежи.
  2. Основная цель данного исследования - выявление проблем супружеских и детско-родительских отношений, существующих в молодых семьях Российской федерации, принятие действенных мер по созданию благоприятных условий для жизнедеятельности молодых семей.
  3. При проведении анкетирования постараться создать доверительную атмосферу между интервьюером и респондентами.
  4. Заполнение анкет должно проводиться среди нескольких членов семей – это обеспечит наибольшую вероятность откровенности и анонимности.
  5. Супруги не должны видеть друг у друга заполненные анкеты.
  6. Количество ответов на вопросы, в которых дано много вариантов ответов, не ограничено.

Выборка:

  1. Процент опрашиваемых мужчин и женщин может колебаться от 40% до 70%.
  2. Опрос проводится среди супружеских пар и их детей. 
  3. Опрашиваются, как правило, полные молодые семьи.
  4. Желателен опрос молодых супругов, проживающих совместно более одного года.
  5. Желателен опрос молодых супругов, имеющих детей.
  6. Опрос может производиться среди молодых супругов, живущих как в зарегистрированном в органах ЗАГС браке, так и в фактическом браке (т.е. не регистрируясь).
  7. Желателен опрос респондентов из разных сфер деятельности.
  8. Желателен опрос супругов и их детей со сравнительно большим стажем проживания на территории конкретного (данного) субъекта Российской Федерации. 

2.3. Итоговые результаты исследования состояния института семьи в современном обществе

Организуя аналитическое исследование, делался целенаправленный упор на точный учет полового признака в проведении опроса респондентов. Итоговые данные показали, что среди опрошенных 53,3% были женщины, а 46,7% - мужчины (табл. 2.1), что в целом соответствует пропорциональному составу населения Российской Федерации. Оптимальный подход к выборке, учитывающий половой подход к изучению мнений по проблемам супружеских и детско-родительских отношений, способствовал, на наш взгляд, получению наиболее достоверной информации по теме исследования.

Таблица 2.1

Учет половой принадлежности респондентов

Укажите, пожалуйста, Ваш пол


%


1.Женский


53,3


2.Мужской


46,7 


Всего


100,0 

В целях учета возрастного принципа к проведению аналитического исследования, делался упор на привлечение к опросу молодых граждан всех возрастов. Однако следует сразу подчеркнуть, что основное количество респондентов выпало на возраст от 20 до 27 лет. В процентном отношении опрашиваемые данного возраста составили 68,4% (табл. 2.2). Именно молодые люди этого возраста имеют, как правило, уже устоявшиеся мнения по вопросам внутрисемейных отношений. Учет именно такого рода мнений способствовал в дальнейшем объективному анализу состояния супружеских и детско-родительских отношений в семьях Российской Федерации. Однако в рамках проведенного опроса были учтены мнения респондентов, имеющих возраст как менее 20 лет, так и более 28 лет. В процентном отношении они составили соответственно 4,3% и 5,1%.

Таблица 2.2

Возрастная выборка участников опроса


Укажите, пожалуйста, Ваш возраст


%


  1. До 20 лет


4,3


  1. 20-22 лет


14,7


  1. 23-25 лет


25,4 


  1. 26-27 лет


28,1


  1. 28-30 лет


22,4


  1. Более 30 лет


0


Всего


100,0 

Сформировать наиболее объективные мнения относительно внутрисемейных отношений (особенно отношений, касающихся детей и родителей) могут, по всей вероятности, те семьи, в которых есть дети. Не случайно 89% участников настоящего аналитического исследования имели детей, при этом фактически каждый десятый респондент – троих или более трех детей. Целесообразно также подчеркнуть, что у 11% респондентов детей не имелось. Среди таких участников опроса были члены молодых семей, которые в силу объективных причин не смогли завести ребенка, а также те участники исследования, которые имели возраст менее 20 лет. Все это свидетельствует о том, что в целом была сделана правильная выборка, которая учитывала «общий фон» респондентов относительно наличия детей и, соответственно – оптимальность подхода для получения необходимых мнений относительно уровня супружеских и детско-родительских отношений. Ниже приводятся данные, характеризующие наличие детей у респондентов настоящего исследования (табл. 2.3):

Таблица 2.3

Наличие детей у участников опроса

Есть ли у Вас дети?


%


  1. Один ребенок


42,1 


  1. Двое детей


37,0


  1. Трое и больше детей 


9,9


  1. У меня нет детей


11,0


Всего


100,0 

Важным аспектом при анализе внутрисемейных отношений наряду с показателем семейного положения является продолжительность брака. Существенной характеристикой при анализе мнений опрашиваемых был учет высказываний тех респондентов, которые дольше всего находились в браке. В этой связи не был случайным выбор для опроса тех семей, которые были замужем или женатыми более 10 лет. Среди 2000 опрошенных респондентов таких представителей было более одной пятой – 22,3%. На первом месте по численности оказались обследуемые со стажем семейной жизни от 5 до 10 лет (28,6%). На третьем месте – от 3 до 5 лет. В общей сложности респонденты, проживающие в семье от 3 до 10 и более 10 лет, составили 74% от общего массива участников социологического опроса. Такие показатели – свидетельство качественного подбора респондентов для получения сведений относительно проблем супружеских и детско-родительских отношений. Вместе с тем в рамках проведения настоящего исследования были изучены мнения и членов «совсем» молодых семей. Это были респонденты со стажем семейной жизни до 1 года. Такого рода представителей оказалось 4,8%, как и было запланировано в соответствии с Программой исследования. Показатели продолжительности брака у респондентов комплексно представлены в табл. 2.4 и рис. 2.1.

Таблица 2.4

Продолжительность брака у респондентов

 Сколько лет Вы состоите в браке?

%

  1. До 1 года

 4,8

  1. От 1 до 3 лет

 21,2

  1. От 3 до 5 лет

 23,1

  1. От 5 до 10 лет

28,6

  1. Более 10 лет

 22,3

Всего

100,0 

Рис. 2.1. Продолжительность брака у респондентов, %

При исследовании факторов, которые оказывают положительное влияние на супружеские отношения были получены следующие результаты (табл. 2.5).

Мнения могут выявляться у любых членов семьи: у родителей и детей, мужей и жен, братьев и сестер, а также у родственников по ли­нии жены и мужа. Опрос может проводиться одновременно всех чле­нов семьи или порознь. Наконец, мнения могут фиксироваться лишь у лидеров семейных мнений либо у индивидов, доминирующих в тех или иных семейных ситуациях, или у так называемых глав семьи (как это было прежде в ряде «всесоюзных» переписей населения). Чаще всего в опросах (социологических и демографических) обращаются к жен­щинам и крайне редко к мужчинам и детям.

Таблица 2.5

Опрос семей на тему: Какие факторы оказывают положительное влияние на Ваши супружеские отношения?

Факторы

%

  1. Материальные условия

31,1 

  1. Жилищные условия

64,5 

  1. Общность духовных интересов

53,7 

  1. Неугасаемое чувство супружеской любви

50,2 

  1. Индивидуальные особенности супруга (супруги)

 12,9

  1. Жизненные ориентации супруга (супруги)

11,3 

7.Личностные качества супруга (супруги)

29,9

8.Сексуальная совместимость

70,1

9.Супружеский долг

63,4

10.Семейный уют

65,2

11.Культура общения

34,3

12.Стремление супруга (супруги) к сохранению семьи

17,2

13.Стремление к единым подходам в воспитании детей

14,0

14.Стремление к согласованным действиям на благо семьи

30,2

15.Разумное сочетание личных целей и потребностей с общесемейными делами и потребностями

22,8

16.Оптимальная длительность добрачных отношений

9,8

17.Схожие черты характера

41,5

18.Разные черты характера

5,6

19.Осуществление ролевых ожиданий

50,2

20.Наличие общих друзей

7,2

21.Согласие родителей на брак и их положительная оценка Вашего союза

7,9

22.Стремление к эмоциональному единению и сплочению

25,5

23.Эстетическая привлекательность супруга (супруги)

43,3

24.Эмоциональная близость супругов

45,6

25.Другое (напишите)

2,2

Самым главным фактором, оказывающим положительное влияние на супружеские отношения, стала «сексуальная совместимость». В ее пользу высказались 70,1% респондентов. Эта цифра корреспондируется с тем, что 70% всех разводов в Российской Федерации прямым или косвенным образом связаны с сексуальной сферой супругов. Вот почему важно обращать внимание на сексуальное воспитание граждан, особенно из числа молодежи. Это делать необходимо в связи с тем, что в Российской Федерации имеется достаточное количество фактов сексуального насилия в семье.

На 2 месте по значимости среди таких факторов оказался семейный уют (65,2%), на 3 месте – жилищные условия (64,5%); на 4 месте – выполнение супружеского долга (63,4%); на 5 месте – общность духовных интересов (53,7%) и на 6 месте – неугасаемое чувство супружеской любви (50,2%). Как видим, сексуальные отношения, семейный уют, любовь, жилищные условия, выполнение супружеского долга и общность духовных интересов – главные, по мнению респондентов, факторы, положительно влияющие на супружеские отношения.

Здесь необходимо также подчеркнуть, что в результате проведенного опроса были выделены и другие аспекты, которые благотворно сказываются на супружеском взаимодействии. Среди таких аспектов желательно выделить следующие: эмоциональная близость супругов (45,6%), их эстетическая привлекательность (43,3%), схожие черты характера (41,5%), культура общения (34,3%), материальные условия (31,1%) и стремление к согласованным действиям на благо семьи (30,2%).

Изучение мнений респондентов по финансовым доходам (рис. 2.1) позволяет сделать вывод о том, что в семьях, проживающих на территории Российской Федерации, основной заработок приходится на мужей. Доля их финансового участия в семейном бюджете составляет 56%. Жены в качестве основных «доноров» выступают в 14,8% случаев. Количество семей, в которых муж и жена примерно одинаково зарабатывают, составляет 29,2%. Именно так ответили респонденты, участвовавшие в опросе в рамках настоящего исследования.

Рис. 2.1. Опрос на тему: Кто в основном зарабатывает деньги

в семьях?

На объективности ответов по вопросам состояния и уровня внутрисемейного взаимодействия сказывается всесторонний учет рода занятий членов семей - участников настоящего социологического опроса. Для подбора респондентов были отобраны все основные категории граждан главных сфер деятельности.

Таблица 2.6

Род занятий респондентов

Ваш основной род занятий в настоящее время?

%

1.Студент вуза

5,6 

2.Студент ссуза

1,2 

  1. Рабочий

27,4 

  1. Инженерно-технический работник

5,5 

5.Предприниматель

3,0 

  1. Военнослужащий, работник правоохранительных органов

4,6

  1. Работник сферы культуры, образования

20,3 

  1. Работник сельского хозяйства

1,4 

9.Работник торговли, сферы услуг (в том числе коммерческой)

4,7

  1. Медицинский работник

1,6

  1. Домохозяйка

11,6

  1. Безработный, нет постоянной работы

1,6

  1. Пенсионер (ка)

9,3

  1. Другое (напишите)

2,2

Всего

 100,0

Таким образом, в состав обследуемых попали: студенческая молодежь, рабочие, инженерно-технические работники, предприниматели, работники правоохранительных органов, военнослужащие, работники сферы культуры, образования, сельского хозяйства, медицинских учреждений, а также домохозяйки, безработные и пенсионеры. Столь разнообразный спектр участников опроса позволил выяснить их позиции относительно уровня общения, организации домашней жизнедеятельности, внутрисемейного взаимодействия, отношений, складывающихся между супругами, а также – между родителями и детьми.

Рис. 2.2. Род занятий респондентов, %

Среди полученных мнений превалировали точки зрения, высказанные представителями рабочих профессий. Из числа всех респондентов их оказалось 27,4%, т.е. более чем каждый четвертый. В это число, бесспорно, попали те, кто трудится в газовой сфере, а также на автопредприятиях и в других организациях. Анализ рода деятельности молодежи России показал, что значительное количество людей трудится в сфере образования и культуры. Поэтому в числе респондентов были 20,3% тех, кто работает именно в этих областях деятельности. Для участия в опросе было привлечено большое количество домохозяек. Это, как правило, члены семей газовиков и предпринимателей. Процент респондентов из числа домохозяек составил 11,6%. Не обошли стороной и пенсионеров. Среди участников опроса их оказалось 9,3%. Примерно в одинаковой степени к заполнению анкет для получения данных были привлечены студенты (5,6%) и инженерно-технические работники (5,5%). Более подробную картину участия обследуемых в настоящем социологическом опросе можно получить из табл. 2.6 и рис. 2.2.

Заключение

В ходе исследования современного состояния института семьи было выяснено, что семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Анализ полученных данных в рамках подготовки и написания аналитического материала по состоянию семьи в современном обществе подтвердил актуальность выбранной для изучения темы. В условиях трансформации общества, а также института семьи важным аспектом является создание в ней благоприятной атмосферы, которая должна сопровождаться гармонией и высокой культурой супружеских отношений. В этой связи необходима организация комплексной работы, направленной на формирование такого рода культуры, воспитание толерантности у членов семьи, активную социализацию детей, пропаганду семейных ценностей и семейного образа жизни среди всего населения Российской Федерации, а не только молодежи. 

Проблемы, существующие во внутрисемейных отношениях, не носят сугубо семейный характер, не являются только делом самих семей. Решение таких проблем должно быть возведено в ранг государственной политики. Гармонизации супружеских и детско-родительских отношений могут способствовать:

а) меры, осуществляемые на уровне субъекта Российской Федерации:

- дальнейшее совершенствование законодательной, нормативной и правовой базы в отношении семьи, а также в отношении институтов, оказывающих социальную помощь семье, разработка рекомендаций для муниципальных образований по вопросам создания оптимальных условий для повышения культуры супружеских и детско-родительских отношений;

- развитие сети социальных учреждений, укрепление их материальной 
базы, постоянное совершенствование работы с точки зрения усиления
научного подхода и внедрения новых методик в организации деятельности;

- проведение в субъектах российской Федерации, муниципальных образованиях серии мероприятий, направленных на создание такой общественной атмосферы, которая способствовала бы формированию культа семьи, укреплению значимости материнства, отцовства и обеспечению счастливого детства, проведение научно-практических конференций «Гармония внутрисемейных отношений – важнейший фактор благополучия института семьи», секций: «Повышение роли отцовства в сфере социализации детей», «Создание оптимальных условий для эффективного материнства – основа гармонии детско-родительских отношений», «Опыт оптимизации мер, создаваемых для всесторонней поддержки детей», выпуск материалов конференций; 

- целенаправленная подготовка молодых людей к семейной жизни через создание Академии молодой семьи (формирование материальной базы и кадрового состава), содействие созданию муниципальных школ молодой семьи, материнства и отцовства, разработка для этих школ методических рекомендаций;

-значительное расширение и поддержка деятельности общественных организаций семейной направленности, повышение их роли в формировании культуры супружеских и детско-родительских отношений, разработка для муниципальных образований Примерного положения о деятельности клуба молодой семьи;

-повышение квалификации специалистов, работающих в сфере семейной политики, обучение их в рамках семинаров федерального и межрегионального уровней, составление графика ежегодного 100% обучения специалистов сферы семейной политики администраций на уровне округа и муниципальных образований;

-организация на регулярной основе семейного досуга и отдыха, разработка рекомендаций для муниципальных образований по содержанию специальных муниципальных программ семейного досуга и отдыха;

-продолжение научных разработок в сфере региональной государственной семейной политики в отношении молодых семей, проведение мониторинговых исследований по различным проблемам жизнедеятельности семьи, подготовка и выпуск брошюр для семей «Подготовка к материнству»; «Подготовка к отцовству», «Как поддерживать в семье атмосферу любви», «Менеджмент супружеских отношений»;

- разработка и введение на уровне регионов учета статистических данных, характеризующих состояние семьи в субъекте Российской Федерации (по разделам: детность в семье, полнота семьи, молодые семьи, вопросы домашнего насилия, семьи с родителями и детьми инвалидами, семьи безработных, общественные организации семей и семейные клубы).

б) меры, принимаемые на уровне муниципальных образований:

-формирование базы данных нормативных документов, принятых в муниципальном образовании по вопросам семьи за последние 10 лет;

- разработка и принятие специальных муниципальных программ, направленных на поддержку общественных организаций семейной направленности, семейных клубов, клубов молодых семей на содействие семейному досугу и семейному отдыху, на проведение мероприятий, посвященных Международному Дню семьи, а также Дню семьи, любви и верности;

- проведение в рамках муниципального образования круглых столов с участием специалистов учреждений органов по делам молодежи, социальных служб по вопросам расширения научных подходов в практике деятельности данных учреждений, внедрения новых методик в организацию их работы;

- организация системы учета и дифференцированной поддержки молодых семей, в которых отсутствует гармония супружеских и детско-родительских отношений, существуют факты насилия и агрессивного поведения;

- открытие школ молодой семьи, материнства и отцовства, разработка и принятие муниципальных программ обучения молодежи по вопросам семьи;

- создание в каждом городе и районе городских и районных клубов молодых семей, организация совещаний (семинаров) с активом семейных клубов, выделение помещения для их деятельности;

-проведение ежегодных (традиционных) культурно-массовых мероприятий для молодых семей, проживающих на территории муниципального образования;

- расширение на муниципальном уровне статистических данных по вопросам семьи (по разделам: детность в семье, полнота семьи, молодые семьи, вопросы домашнего насилия, семьи с родителями и детьми инвалидами, семьи безработных, общественные организации семей и клубы молодых семей);

в) совершенствование профилактической и превентивной работы социальных служб с семьей и детьми по формированию позитивных взаимоотношений в семье:

-включить в планы социально-экономического развития муниципальных образований направление деятельности, связанное с поддержкой социальных служб по работе с семьями и детьми; 

-обновить и принять концепции, программы деятельности, расширить научно-методическую базу социальных служб по работе с семьями и детьми;

-инициировать создание при социальной службе клубов молодых семей, оказать им материальное и научно-методическое содействие, помочь разработать положение, устав, план работы и другие нормативные документы;

-организовать круглые столы, тренинги, направленные на повышение субъектности семей в реализации семейных функций, а также обучающие семинары, нацеленные на повышение культуры супружеских и детско-родительских отношений;

-учитывая наличие значительного количества дистантных семей (проживание членов семьи в разных местах в силу вынужденных обстоятельств), социальным службам разработать методики психологической поддержки подобных семей, определить формы и методы совместной деятельности с клубами по месту жительства в сфере индивидуальных подходов к воспитанию детей из дистантных семей;

-подготовить и выпустить буклеты по вопросам внутрисемейных отношений с рекомендациями по их гармонизации;

-предусмотреть в деятельности социальных служб специальные ящики для предложений граждан по улучшению работы с семьями, вести учет таких предложений;

-организация на плановой основе тематических (бесплатных) консультаций по различным аспектам семейной жизни с широким оповещением граждан, в том числе молодежи через средства массовой информации и другие формы агитации.

Список использованных источников

  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2001. – 456с.
  2. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социологические исследования. – 2006. - № 11. – С.25-27.
  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 2006. – 623 с.
  4. Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. М., 2003. – 256с.
  5. Дивицына Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие. / Н.Ф. Дивицына. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 325 с.
  6. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. - Спб.: Питер, 2005. - 320 с.
  7. Синельников А.Б. Типы семей и демографическая политика в России // Демографические исследования. 2012. № 4.
  8. Шевченко И.О., Шевченко П.В. Большая семья - какая она? (по материалам исследования в Москве) // СОЦис. - 2007. - № 3. - С.14-15.
  9. Шевченко И.О., Шевченко П.В. Большая семья исследования в Москве // Вопросы социального обеспечения. - 2007. - № 19. - С.12-13.