Хозяйственная деятельность бюджетных организаций


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 УЧЕТ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ

1.1 Бюджетные организации: понятие и особенности

1.2 Организация бухгалтерского учёта в учреждениях, финансируемых из бюджета

2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1 Экономическое содержание финансов бюджетных организаций

2.2 Средства, полученные от предпринимательской деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Для осуществления своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные, так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица.

Бюджетное учреждение характеризуется следующими признаками:

— учредителями, а значит и собственниками имущества бюджетного учреждения, могут являться органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

— бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера;

— деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

— основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.

Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств.

Из перечисленных основных понятий вытекает, что бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии средствами. Это, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа) на условиях оперативного управления.

Объект данной курсовой работы – бюджетные организации.

Предмет – особенности анализа хозяйственной деятельности бюджетных организаций.

Цель работы – проанализировать особенности учета бюджетных организаций.

Задачи:

  1. Изучить понятие и особенности бюджетных организаций.
  2. Рассмотреть организацию бухучета в бюджетных организациях.
  3. Проанализировать содержание экономической деятельности бюджетной организации.

1 УЧЕТ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ

1.1 Бюджетные организации: понятие и особенности

К бюджетным относятся такие учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счёт средств бюджета на основе смет доходов и расходов (бюджетная смета).

Обязательным условием является открытие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учёта и отчётности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций.

Особенности бухгалтерского учёта в учреждениях непроизводственной сферы определяются законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. Инструкцией по бухгалтерскому учёту в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утверждённой приказом Минфина РФ от 03 ноября 1993 г. № 122, и другими нормативными актами, содержащими указания по учёту и отражению в балансе операций учреждений и организаций, состоящих на бюджете в различных сферах их деятельности.

Учитывая напряжённость федерального бюджета, для уменьшения разницы между фактическими потребностями учреждений непроизводственной сферы и реальными возможностями их финансирования, необходимо активнее внедрять хозрасчётные отношения в учреждениях, состоящих на бюджете.

Введение новых условий хозяйствования, сочетание бюджетного финансирования с применением принципов хозрасчёта позволяет не только более рационально использовать бюджетные ассигнования, но и средства других источников финансирования, поступающие на нужды учреждений непроизводственной сферы. С помощью средств, зарабатываемых трудовыми коллективами бюджетных учреждений, повышать нормы расходов, совершенствовать оплату труда работников непроизводственной сферы, дополнив её элементами стимулирования.

С целью привлечения дополнительных финансовых средств на развитие отраслей непроизводственной сферы (здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, народного образования) государство предусматривает систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их функционально-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным, вкладывающим свои средства в развитие вышеуказанных учреждений. Характер, размер и порядок предоставления этих льгот определяется налоговым законодательством.

Так как средства получаются из бюджета и их не нужно зарабатывать, а приходится отрабатывать, бухгалтерия в бюджетных организациях имеет в основном контрольные функции, которые должны быть органически увязаны со всей учётной работой, оформлением, приёмкой и обработкой документов.

Контроль должен осуществляться по определённой системе, предусматривающей в первую очередь порядок проверки:[7, c. 123]

- исполнения постановлений, распоряжений и указаний правительственных органов и вышестоящих организаций;

- соблюдения установленных нормативов;

- соблюдения сроков платежей;

- правильности и своевременности приёмки и отпуска товарно-материальных ценностей;

- правильности расходования фонда оплаты труда (заработной платы), соблюдения установленных штатов, должностных окладов, смет расходов;

- сохранности имущественных, товарно-материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения и использования;

- правильности производимых в процессе учётной работы вычислений и расчётов.

В указанных направлениях должен осуществляться предварительный (до совершения операций), текущий (повседневный) и последующий контроль.

В процессе экономической реформы происходит перегруппировка источников финансирования учреждений непроизводственной сферы – они всё более концентрируются в местах администрирования.

Бухгалтерский учёт в учреждениях непроизводственной сферы, являясь составной частью единой системы народнохозяйственного учёта, осуществляет сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, а также внебюджетных средств, доля которых должна возрастать в результате хозрасчётной деятельности.

1.2. Организация бухгалтерского учёта в учреждениях, финансируемых из бюджета

Бухгалтерский учёт в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, имеет отличия от учёта хозрасчётных предприятий. При этом проблема ведения бухгалтерского учёта в учреждениях непроизводственной сферы неоднородны, так как определяются конкретным видом деятельности. Это:

- здравоохранение;

- народное образование;

- культура;

- органы правопорядка;

- социальная защита населения;

- оборона.

Отраслевая специфика, разумеется, должна найти отражение в организации и ведении бухгалтерского учёта.

Определённую сложность вызывает и необходимость в ряде учреждений вести бухгалтерский учёт одновременно по двум планам счетов: исполнение сметы расходов учреждений (в части бюджетного финансирования) и финансово-хозяйственной деятельности предприятий (при наличии хозрасчётных работ).

Новыми условиями хозяйствования допускается: объединение средств, поступающих из различных источников. Учреждениям предоставлены широкие права в части привлечения внебюджетных средств за счёт хозрасчётной и коммерческой деятельности по оказанию платных услуг населению и выполнению работ по договорам с предприятиями и организациями, сдачи в аренду и реализации недвижимости (прежде всего нежилых помещений).

Однако хозрасчётная и коммерческая деятельность не должна осуществляться в ущерб уставной деятельности, финансируемой из бюджета.

Организационное построение бюджетной системы РФ определено Законом РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 10.10.1992 г.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, республиканских бюджетов национально-государственных образований РФ (ст. 2).

Составление бюджета производятся в соответствии с прогнозами и программами социально-экономического развития территорий.

Главный принцип: в ходе исполнения бюджета необходимо точно в определённые сроки и в установленных суммах мобилизовать запланированные доходы и производить предусмотренные расходы.

Для обеспечения полного и своевременного поступления доходов и использования средств бюджета по целевому назначению требуется правильная организация бухгалтерского учёта исполнения бюджета.

Здесь не идёт речь о прибыли и выгодном производстве: нужно точно исполнять заложенные в бюджете функции и тратить бюджетные (сметные) средства по назначению. Этим бюджетный учёт отличается от бухгалтерского учёта на предприятии свободной экономики.

Таким образом, бухгалтерский учёт исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений называется бюджетным учётом. Объектами бюджетного учёта являются:

- доходы и расходы бюджета;

- денежная наличность, хранящаяся в банках;

- средства в расчётах между бюджетами;

- фонды и резервы, создаваемые в бюджетах в процессе их исполнения;

- материальные ценности бюджетных организаций.

Бюджетный учёт ведётся в соответствии с существующим в стране бюджетным устройством. Непосредственное исполнение бюджет возложено на Федеральное казначейство РФ, которое создано в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе».

При Министерстве финансов РФ, министерствах финансов автономных республик, краевых, областных и городских финансовых управлениях (отделах) созданы общественные методологические советы по бухгалтерскому учёту.

Они обобщают и доводят до исполнителей передовые формы и методы работы по совершенствованию бухгалтерского учёта, обеспечению сохранности денежных и материальных средств, внедрению комплексной механизации. Важное место в работе методологических советов занимают вопросы по обмену опытом работы централизованных бухгалтерий.

Главным плановым документом бюджетной сферы является смета доходов и расходов. Учреждения, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными. Это школы, детские сады и ясли, высшие и средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, научно-исследовательские организации, учреждения здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и др.

Потребность в средствах бюджетного учреждения отражается в смете расходов, которая представляет собой основной плановый финансовый документ. На основе утверждённой сметы бюджетные учреждения получают денежные средств для осуществления своей деятельности.

Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях обеспечивает отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, смет по специальным средствам и обобщение данных учёта и отчётности. [5, c. 312]

Своевременное, полное и достоверное отражение на балансе учреждения всех операций позволяет руководителям учреждений принимать обоснованные управленческие решения, анализировать работу учреждений, осуществлять и контролировать целевое расходование средств на основе утверждённой сметы, выявлять незаконные затраты. Для выполнения этих задач ведётся бухгалтерский учёт:

Кредитов (ассигнований) и расходов бюджетных средств;

- поступление и расходование специальных и внебюджетных средств;

- сохранности и эффективности использования денежных средств, материалов, оборудования, продуктов питания, медикаментов и других ценностей;

- расчётов с дебиторами и кредиторами.

Важными задачами бухгалтерского учёта являются учёт и контроль за расходованием фонда заработной платы (оплаты труда), а также составление в срок баланса и отчётности.

Правильная постановка бухгалтерского учёта в бюджетных учреждениях способству4ет более точному составлению смет расходов, а также выявлению неиспользованных внутренних ресурсов.

Бухгалтерский учёт исполнения смет расходов про бюджету и внебюджетным средствам в учреждениях, состоящих на федеральном бюджете, республиканских, краевых, областных, окружных, городских и районных больницах и отдельных учреждениях ведётся по двойной системе.

Бухгалтерский учёт исполнения смет расходов может осуществляться по мемориально-ордерной, журнально-ордерной, журнал-главной формам.

В крупных бюджетных учреждениях бухгалтерский учёт ведётся по журнально-ордерной форме.

Бухгалтерский учёт исполнения смет расходов по бюджету и смет по специальным средствам, а также другим внебюджетным средствам в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, ведётся на едином балансе по плану счетов, предусмотренному Инструкцией по бухгалтерскому учёту в организациях, состоящих на бюджете, утверждённой приказом Министерства финансов РФ от 03.11.1993 г. № 122.

Если подсобные производственные (учебные) мастерски или подсобные сельские и учебно-опытные хозяйства при бюджетных учреждениях произведены на хозяйственный расчёт (имеют самостоятельный баланс и расчётный счёт в учреждениях банка), то они организуют и ведут бухгалтерский учёт в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утверждёнными Министерством финансов РФ от 01.11.1991 г. № 56 и последующими изменениями.

За соблюдение правил бюджетной дисциплины и правильную организацию бухгалтерского учёта в бюджетных учреждениях несут ответственность руководитель и главный бухгалтер учреждения. Главные бухгалтера в повседневной работе должны руководствовать Положением о бухгалтерском учёте и отчётности в РФ, утверждённым приказом Министерства финансов РФ от 20 марта 1992 г. № 10, с дополнениями и изменениями.

Это Положение распространяется на главных бухгалтеров объединений, предприятий, организаций, учреждений, ведущих бухгалтерский учёт и составляющих законченную бухгалтерскую отчётность, а также на главных бухгалтеров централизованных учреждений. В этом документе определены обязанности, права и ответственность главных бухгалтеров за правильную организацию учёта.

Бухгалтерская служба учреждения должна выполнять следующие задачи:

- организовывать бухгалтерский учёт в соответствии с действующими нормативными актами;

- использовать передовые формы и методы учёта и обработки информации на базе широкого применения современной вычислительной техники;

- осуществлять предварительный контроль за своевременным, правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;

- контролировать правильность, рациональность и бережность расходования средств в соответствии с открытыми кредитам и целевыми значениями по утверждённым сметам расходов по бюджету;

- осуществлять строгий контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, вести решительную борьбу с бесхозяйственностью и расточительством, принимать меры к предупреждению таких негативных факторов;

 -своевременно финансировать учреждения, ведущие учёт самостоятельно, а также контролировать их деятельность и правильность постановки бухгалтерского учёта;

- обеспечивать учёт доходов и расходов по специальным средствам, а также операций по другим внебюджетным средствам;

- своевременно предупреждать негативные явления в хозяйственно-финансовой деятельности, выявлять и мобилизовывать внутрихозяйственные резервы;

- организовывать формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности учреждения, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для её использования поставщикам, заказчикам, налоговыми, финансовыми, банковскими и казначейскими органами;

- своевременно организовывать начисление и выдачу стипендий, пособий и заработной платы, вести учёт и расчёты с дебиторами и кредиторами;

 - участвовать в проведении инвентаризации денежных средств, расчётов и материальных ценностей, своевременно и правильно отражать в учёте результаты инвентаризаций;

- периодически инструктировать материально ответственных лиц по вопросам учёта и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, находящихся на ответственном хранении;

- составлять отчётность и представлять её соответствующим органам в установленные сроки, обеспечивать достоверность отчётов и балансов;

- соблюдать установленный порядок хранения бухгалтерских документов, регистров, машинограмм, смет расходов и доходов, а также расчётов к ним, а также других служебных документов, своевременно в установленном порядке сдавать их в архив.

В течение года (отчётного) в учреждении должна проводиться единая учётная политика отражения хозяйственных операций и оценки имущества. Изменение учётной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть аргументировано в годовой бухгалтерской отчётности. Важно обеспечить в учёте правильность отнесения доходов и расходов к соответствующим отчётным периодам. Бухгалтерский учёт должен систематически контролировать исполнение смет, состояние расчётов с дебиторами и кредиторами, сохранность денежных средств и товарно-материальных ценностей.

Руководитель учреждения обязан создать необходимые условия для правильной организации бухгалтерского учёта, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами, работниками учреждения требований главного бухгалтера в части порядка оформления и сдачи в бухгалтерию необходимых документов.

Главный бухгалтер учреждения назначается или освобождается от должности руководителем учреждения о непосредственно подчиняется ему. Он обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учёта всех осуществляемых хозяйственных операций, составление в установленные сроки бухгалтерской отчётности, подписывает совместно с руководителем учреждения документы по финансово-расчётным операциям, а также служащие основанием для выдачи товарно-материальных ценностей, визирует заявления, приказы о назначении на работу и перемещения материально ответственных лиц. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не могут быть приняты к исполнению.

Если работники учреждения, не являющиеся сотрудниками бухгалтерии, передают главному бухгалтеру для исполнения документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину, то главный бухгалтер обязан письменно сообщить об этом руководителю учреждения.

При получении от руководителя письменного распоряжения об исполнении указанных документов главный бухгалтер выполняет его. В этом случае вся полнота ответственности за совершение незаконных операций возлагается на руководителя учреждения.

При увольнении главного бухгалтера учреждения он обязан передать дела по акту вновь назначенному главному бухгалтеру. В процессе сдачи-приёмки дел проводится проверка состояния бухгалтерского учёта и достоверности отчётных данных, наличия бухгалтерских документов и регистров, а также наличия дел в архиве.

Как уже было сказано, средства из бюджета на содержание учреждений, выделяются на основе утверждённых смет расходов, которая является основным плановым и финансовым документом, определяющим объём, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждений. Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств.

Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящим организациям. В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждений. Она состоит из трёх частей: 1) в первой части указываются наименование и адрес учреждения, бюджет, из которого оно финансируется, и свод расходов по статьям с распределением по кварталам; 2) во второй части отражаются показатели оперативного плана на начало и конец года, а также среднегодовые; 3) в третьей части приводятся расчёты и обоснования по каждой статье расходов и отдельным её элементам.

Расходы бюджетных учреждений подразделяются на капитальные вложения и текущее содержание учреждения. Последние состоят из административно-хозяйственных и операционных расходов.

Административно-хозяйственные расходы включают затраты на содержание управленческого, хозяйственного и вспомогательного персонала, на командировки, приобретения инвентаря и др.

Операционные расходы – это затраты, связанные с осуществлением деятельности учреждения.

Расчёт сумм расходов по смете на планируемый год производится исходя из объёма деятельности учреждения, определённого планом развития учреждения, и фактического его исполнения за предшествующий год.

Размеры операционных расходов определяются на основе норм расходов, т. е. затраты на расчётную единицу. Установлены материальные (в натуральном выражении) и денежные (стоимостное выражение материальных) нормы расходов.

Правильно установленные типовые нормы расходов имеют важное значение для распределения бюджетных ассигнований на народное образование, здравоохранение, культуру, науку.

При составлении проекта сметы бюджетные учреждения для обоснования требуемых сумм расходов дают более подробную номенклатуру расходов, выделяя внутри статьи отдельные расходы.

Обоснование отдельных сумм расходов по смете приводятся в приложение к ней. В частности, приложение к смете расходов школы открывается сведениями о количестве классов и учащихся по состоянию на первое января и первое сентября планируемого года, затем следует расчёт фонда заработной платы, а также расчёты по другим статьям классификации расходов. Заключают приложения к смете расходов общие сведения, используемые при расчётах.

Сметы расходов, составляемые бюджетными учреждениями по каждому параграфу классификации расходов, принято называть индивидуальными.

При обслуживании учреждения централизованными бухгалтериями практикуется составление общих смет. В общих сметах расходы планируются в целом по группам однотипных учреждений (школ, училищ, детских садов и др.).

Все расходы, включаемые в смету, должны группироваться по видам и целевому назначению, при определении их суммы необходимо строго соблюдать режим экономии. [3, c. 176]

При утверждении смет проверяются необходимость и целесообразность предусматриваемых расходов, соответствие их объёму работы учреждения, соблюдения норм расходов. Утверждение сметы расходов бюджетного учреждения производятся после утверждения соответствующего бюджета, из которого оно финансируется.

Утверждённая смета определяет смету и сумму средств, которые должны быть выделены из бюджета на содержание учреждения. Учреждение оформляется подписью руководителя организации, утвердившей смету, указывается дата утверждения и проставляется оттиск печати на всех экземплярах сметы с указанием сметы в верхнем правом углу общей суммы расходов по смете, в том числе с выделением фонда заработной платы работников штатного и нештатного состава.

Правильность учёта доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бухгалтерского учёта, в основе которой лежит бюджетная классификация, которая предполагает научно-обоснованную, обязательную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам, закодированных в определённом порядке.

Бюджетная классификация имеет организующее и правовое значение. Первое проявляется в том, что она позволяет единообразно:

- учитывать доходы и расходы бюджета;

- составлять отчётность об исполнении бюджета;

- осуществлять контроль и анализ по каждому виду доходов и расходов;

- кодировать показатели бюджетов и отчётов при машинной обработке.

Правовое значение заключается в том, что показатели доходов и расходов являются финансовыми планами, обязательными для исполнения.

В настоящее время применяется классификация доходов и расходов бюджетов в РФ, утверждённая приказом МФ РФ от 14.08.1992 г. № 71.

Классификация включает две основные части: доходы и расходы, которые группируются по разделам и параграфам:

- доходы: раздел 2, параграф 1 «Налог на прибыль» (доходы) государственных, кооперативных, общественных и акционерных предприятий;

параграф 5 «Налог на прибыль (доходы) от посреднических операций и сделок»; раздел 12, параграф 70 «Налог на рекламу» или параграф 77 «Сбор с владельцев собак».

Расходы – раздел 200, параграф 1 «Детские дошкольные учреждения», параграф 47 «Высшие учебные заведения», параграф 76 «Расходы на содержание централизованных бухгалтерий», раздел 203 «Здравоохранение», параграф 2 «Территориальные медицинские объединения» или параграф 7 «Станции скорой и неотложной медицинской помощи».

Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения – отчётный документ, в котором отражены и обобщены в денежной оценке на определённую дату средств бюджетного учреждения по видам и использованию, а также по источникам образования и целевому назначению.

Бухгалтерский баланс по исполнению сметы расходов имеет форму таблицы, состоящей из двух частей: актива и пассива.

В активе отражаются средства, которым располагает учреждение, и их размещение.

В пассиве показываются источники образования средств, финансирование, фонды и средства целевого назначения, расчёты реализации продукции и доходы.

Актив и пассив баланса бюджетного учреждения состоят из статей, каждая из которых содержит наименование отдельных видов средств и источников. Однородные по экономическому содержанию статьи баланса исполнения сметы расходов объединены в разделы.

В разделе 1 «Основные средства» актива баланса исполнения сметы расходов отражаются основные средства, принадлежащие учреждению. Объекты основных средств проставляются в балансе по первоначальной стоимости.

В разделе 2 «Материалы и запасы» актива баланса исполнения сметы расходов приводятся стоимость изделий производственных (учебных) мастерских, продукции подсобных сельских хозяйств, строительных материалов, продуктов питания, топлива, кормов и др.

В разделе 3 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» показывается стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, находящихся на складе учреждения и в местах их использования.

В разделе 4 «Затраты на производство и другие цели» актива баланса отражаются затраты на изделия и продукцию, незавершённое производство по фактической себестоимости.

В разделе 5 «Денежные средства содержатся сведения об остатках сумм, перечисленных по бюджету: денежные средства на текущих, расчётных счетах в банках, о финансовых вложениях.

В разделе 6 «Расчёты» актива баланса показываются:

- остатки сумм расчётов по частичной оплате заказов;

- остатки сумм расчётов с подотчётными лицами;

- суммы недостач, растрат, хищений денежных средств и материальных ценностей.

В разделе 7 «Расходы» актива баланса показываются суммы фактических расходов по бюджету.

В разделе 8 «Убытки» актива баланса записываются суммы фактических убытков, полученных от реализации, выпущенной продукции, изделий и услуг.

В разделе 9 «Затраты на капитальное строительство» актива баланса отражаются затраты на капитальное строительство с выделением сумм стоимости оборудования к установке, сумм расходов с поставщиками и подрядчиками.

В разделе 1 пассива баланса «Финансирование» из бюджета на расходы учреждения.

В разделе 2 пассива баланса «Фонды и средства целевого назначения» показываются:

- суммы фонда материального поощрения;

- единого фонда оплаты труда;

- фонда производственного и социального развития.

В разделе 3 пассива баланса «Расчёты» отражаются суммы кредиторской задолженности.

В разделе 4 пассива баланса «Реализация продукции и доходы» содержатся статьи, отражающие суммы реализации изделий, продукции, научных работ по договорам.

В разделе 5 пассива баланса «Финансирование капитального строительства» отражается финансирование из бюджета капитальных вложений, а также расчёты с подрядчиками.

Баланс бюджетного учреждения построен на односторонней форме, т. е. с начала идёт весь актив, а затем пассив.

Несмотря на отраслевые особенности, учреждения составляют балансы исполнения сметы расходов в строгом соответствии с приказом «Об утверждении Положения о бухгалтерском учёте и отчётности в РФ» от 20 марта 1992 г. № 10 и письмами Министерства финансов РФ от 15 февраля 1993 г. № 12 «О порядке составления годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчётности учреждениями и организациями, состоящими на бюджете» и от 03.08.1993 г. № 99 «О составлении бухгалтерских отчётов за 1993 г. и квартальных отчётов в 1994 г. учреждениями и организациями, состоящими на бюджете».

Эти документы определяют единый порядок организации бухгалтерского учёта, заключение счетов текущего учёта, составления сводных годовых отчётов, заполнения форм годовой, квартальной и месячной отчётности, а также единый порядок представления и утверждения бухгалтерских отчётов и балансов, оценки их статей и проведение инвентаризации статей баланса.

Баланс исполнения сметы расходов является основным отчётным документом, необходимыми для управления анализом хозяйственной и финансовой деятельности бюджетного учреждения, контроля за использованием по назначению представленных учреждению средств.

По данным баланса можно определить, как снижаются материальные затраты, сокращается дебиторская задолженность, наличие которой указывает на несвоевременность платежей между организациями.

В балансе виден размер фактически произведённых учреждением расходов по бюджету. Составление баланса и отчётности завершается цикл бухгалтерского учёта, а сам баланс при этом является сводной остатков средств и их источников, числящихся на конец отчётного периода на счетах бухгалтерского учёта. [2, c. 118]

Баланс, как и всегда, составляется на основе проведённых бухгалтерских записей, подтверждённых оправдательными документами. До составления баланса обязательна сверка записей в учёте оборотов и остатков по аналитическим счетам с оборотами и остатками по синтетическим счетам.

В дополнение к бухгалтерскому балансу бюджетные организации в качестве отчёта на 1 октября и 1 января подают «Справку о движении сумм финансирования из бюджета» по субсчетам 230 и 231. На 1 июля сведения подаются только по строке 900.

Положением о бухгалтерском учёте и отчётности предусматривается проведение инвентаризацией основных средств, незавершённого производства (учебных) мастерских, капитального строительства и ремонта, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, маериалов,, продуктов питания и других ценностей.

Должна быть проведена сверка расчётов с поставщиками и другими дебиторами и кредиторами, а также инвентаризация денежных средств, бланков строгой отчётности и забалансовых статей. Достоверно и своевременно представляемые бухгалтерские балансы, основанные на выверенных данных учёта и подкреплённые данными инвентаризации, - это важное средство систематического контроля за финансово-хозяйственной деятельностью бюджетных организаций и финансовым состоянием.

При составлении баланса и отчётности необходимо обеспечить сопоставимость показателей учёта и отчётности. Это достигается соблюдением единой методологии расчёта плановых и отчётных данных.

Все учреждения и организации, состоящие на бюджете осуществляют бухгалтерский учёт по Плану счетов, утверждённому МФ РФ от 03.11.1993 г.

Отдельные министерства и ведомства по согласованию с МФ РФ исходя из особенностей данной отрасли хозяйства могут вносить в него необходимые изменения.

План счетов служит основой организации бухгалтерского учёта в бюджетном учреждении. Применение типовых бухгалтерских записей, предусмотренных инструкцией и планом счетов, обеспечивает правильность и сравнимость экономических показателей работы учреждения.

Действующий план счетов состоит из 12 разделов, которые объединяют счета первого порядка (основные или синтетические) и счета второго порядка (субсчета), являющиеся подразделением счетов первого порядка.

Содержание разделов плана счетов соответствует экономической группировке имущества, его источников и процессов.

В плане счетов предусмотрено применение забалансовых счетов, которые служат для учёта:

- арендованных основных средств;

- товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение;

- бланков строгой отчётности;

- списания задолженности неплатежеспособных дебиторов;

- материальных ценностей, оплаченных по централизованному снабжению;

- задолженности учащихся и студентов за невозвращённые ценности;

- переходящих спортивных призов и кубков;

- путёвок;

- переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, а также сметных ошибок;

- учебных предметов военной техники;

- ссуд, выданных рабочим и служащим.

Забалансовые счета не связаны с балансовыми счетами, поэтому учёт средств и операций на них ведётся по простой системе, без соблюдения метода двойной записи.

Все забалансовые счета имеют только дебетовое сальдо. Если средства поступают в учреждение, то они отражаются по дебету, а при их возврате суммы указываются по кредиту.

Переход учреждения непроизводственной сферы на новые условия хозяйствования помогает таким организациям пополнить свои доходы. Здесь происходит сочетание бюджетного финансирования со средствами, поступающими от различных платных услуг населению и организациям по договорам.

При этом не возникает снижения бюджетных ассигнований: всё те же средства, которые запланированы организации из бюджета, должны быть ей выделены, невзирая на дополнительные заработки.

К дополнительным услугам, например, в сфере образования, могут относиться:

- дополнительные дисциплины;

- углубленное преподавание предметов образовательного цикла;

- ведение кружков и секций;

- выращивание на продажу саженцев и другого посадочного материала;

 - выпуск изделий народных промыслов и т. д.

Учреждения непроизводственной сферы могут заниматься прямой предпринимательской деятельностью.

2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1 Экономическое содержание финансов бюджетных организаций

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество согласно ст. 298 ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Исходя из этого положения ГК РФ, в Инструкции установлен обособленный учет имущества, поступившего в распоряжение учреждения из различных источников.

Как уже отмечалось, бюджетные учреждения могут иметь средства не только в виде бюджетных ассигнований, но и за счет внебюджетных поступлений. Последние разделяются на подгруппы:

— целевые средства и безвозмездные поступления;

— средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;

— средства, полученные от государственных внебюджетных фондов и др.;

— а также средства, полученные от предпринимательской деятельности;

Наибольший удельный вес в бюджетных учреждениях (после бюджетных ассигнований) занимают целевые средства и безвозмездные поступления.

Целевые средства являются специфическим источником приобретения активов и финансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства, целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия (хотя переходящие остатки целевых средств имеют место гораздо чаще, нежели бюджетных). Основная причина, по которой источники образования этих средств и направления их расходования учитываются обособленно от бюджетных, является характер этих средств. Кроме того, это обуславливается потребностями составления и представления отчетности (которая представляется не только финансирующим органам, но в данном случае — и другим заинтересованным пользователям).

Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органах федерального казначейства или в кредитных организациях (для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федерального казначейства).

Так как получение внебюджетных средств, в той или иной степени обусловлено использованием имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, то указанные счета открываются с разрешения органа, исполняющего соответствующий бюджет.

Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях разделяет все целевые средства на следующие подгруппы:

— целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия;

— средства родителей на содержание детского учреждения;

— средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств;

— целевых средств и безвозмездных поступлений;

— прочие источники (излишки материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, целевых средств и безвозмездных поступлений, кредиторская задолженность с истекшим сроком давности);

— заемные средства;

— целевые средства, полученные учреждением от государственных внебюджетных фондов.

Целевые средства на содержание учреждения.

К целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия относятся:

— средства, получаемые учреждениями от других органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц для расчетов с молодыми специалистами, направленными к месту работы после окончания учебных заведений;

— средства, предназначенные на выплату целевых стипендий студентам и учащимся, на выплату целевых социальных доплат и компенсаций населению, приобретение методической, научной литературы и учебных пособий, приобретение в централизованном порядке бланков документации по бухгалтерскому учету и отчетности и бланков учебно-аттестационной документации;

— средства, полученные стационарными учреждениями социальной защиты населения на укрепление их материально-технической базы;

— средства, поступившие за сбор лома черных и цветных металлов, за сдачу и сбор других видов вторичного сырья, пищевых отходов;

— средства, заработанные учащимися в организациях;

— средства, выделенные шефствующими предприятиями и другими организациями на создание фондов учебников в общеобразовательных школах и других учебных заведениях;

— средства учащихся на приобретение льготных проездных билетов;

— безвозмездные поступления (целевая финансовая помощь на содержание и развитие материально-технической базы учреждений, благотворительные взносы, гранты, безвозмездная международная финансовая помощь);

— средства, поступающие учреждениям в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ на цели, связанные с выполнением их основной деятельности;

— другие поступления на выполнение целевых мероприятий, не предусмотренные сметой доходов и расходов учреждения.

В составе доходов и расходов бюджетных организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание бюджетных организаций, поступившие от других организаций и граждан, а также расходы, производимые за счет этих средств; членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.

Средства родителей на содержание детских учреждений

В отличие от ранее действовавшего порядка, при котором поступающих от родителей на содержание детей в детских учреждений относились на восстановление проведенных расходов по бюджету, в Инструкции эти средства отнесены к числу целевых средств.

Учет доходов и фактических расходов покрываемых за счет средств родительской платы, ведется в соответствии с кодами экономической классификации расходов бюджетов РФ.

Средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств

Следует сразу подчеркнуть, что Бюджетное учреждение не имеет права на принятие решения о реализации излишествующего и неиспользуемого имущества, так как бюджетная организация не является собственником активов.

Для реализации необходимо разрешение того органа, который наделяет имуществом бюджетное учреждение. Как правило, этим органом является соответствующий распорядитель бюджетных ассигнований. По учреждениям, финансируемым из федерального бюджета, — это главный распорядитель бюджетных ассигнований, по учреждениям, финансируемым за счет бюджетов субъектов РФ, — распорядитель ассигнований второй степени и т. д. Кроме того, принимаемое решение должно быть согласовано с Мингосимуществом России.

Средства, поступающие во временное распоряжение учреждений

Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений (определяемые ранее как суммы по депозитам), подлежат учету в кредитных организациях на лицевых счетах, открываемых бюджетным учреждениям на балансовых счетах 40302.

Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений, при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению.

К ним, например, относятся средства, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия, не являющиеся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества, а также залоговые суммы, вносимые обвиняемым (подозреваемым) с санкции прокурора.

Порядок зачисления и выдачи указанных средств установлен Инструкцией Минфина России и Банка России соответственно от 30.12.97 №95н и от 02.10.97 №67.

Заемные средства бюджетных учреждений.

Статьей 118 Бюджетного кодекса установлено, что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц.

Однако в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Бюджетного кодекса РФ», как уже отмечалось ранее, законодательные акты РФ в области образования, науки, научно-технической политики, культуры, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу. Вследствие этого привлечение заемных средств учреждениями возможно в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ст. 51 Закона РФ «Основы законодательства РФ о культуре.

Порядок получения, погашения заемных средств и оплаты процентов по ним регулируется действующим законодательством.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от государственных внебюджетных фондов

Средства, поступающие в бюджетные учреждения от государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и др.), применяются на выплату пенсий и пособий, а также учреждениями здравоохранения при осуществлении медицинского обслуживания населения за счет средств Фонда социального страхования РФ. [1, c. 115]

Перечисление средств предприятиям и организациям, обеспечивающим выплату пенсий и пособий (выплатные центры, учреждения Сбербанка России, предприятия связи).

В медицинских учреждениях, получающих средства от федерального или территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также от страховых компаний, фактические расходы отражаются согласно инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях.

2.2 Средства, полученные от предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность не может являться основным видом деятельности бюджетного учреждения. Тем не менее, в связи с недофинансированием получателей бюджетных ассигновании, руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Естественно, что большинство таких способов связано с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности. В принципе средства, полученные от такой деятельности, не должны использоваться на цели, которые обеспечиваются бюджетными ассигнованиями. Однако в течение срока, задержки финансирования суммы выручки от реализации продукции (работ или услуг), произведенной (выполненных или оказанных) бюджетным учреждением, чаще всего направляются на обеспечение расходов по соответствующим бюджетным сметам. Кроме того, получение средств от предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению решать социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала учреждений, а также производственные проблемы, связанные с модернизацией производственных мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов основных средств.

В соответствии с ГК РФ предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свои риск. деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Для бюджетных учреждений возможность ведения предпринимательской деятельности должна быть предусмотрена нормативными актами, регулирующими деятельность учреждений в соответствующих сферах, и учредительными документами.

К таким нормативным актам относятся:

— Законы РФ «Об образовании», «Основы законодательства РФ о культуре»;

— Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании, «О науке и государственной научно-технической политике»;

— иные правовые акты, которыми утверждаются типовые положения об учреждениях определенных категорий.

В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 № 48 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы-» доходы бюджетных организаций, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности.

Так, в соответствии со ст. 47 Закона РФ «Об образовании» к предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:

— реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

— торговля покупными товарами, оборудованием;

— оказание посреднических услуг;

— долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

— приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

— ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Аналогичная норма содержится в Законе РФ «Основы законодательства РФ о культуре», ст. 47 которого устанавливает, что к предпринимательской относится деятельность государственных или муниципальных организаций культуры:

— по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью;

— торговле покупными товарами, оборудованием;

— оказанию посреднических услуг;

— долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры);

— приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов ) по ним;

— осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.

Финансовая деятельность бюджетных учреждений здравоохранения регулируется Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», который в качестве источников финансирования их деятельности определяет

следующие внебюджетные источники:

—средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;

— личные средства граждан;

— доходы от ценных бумаг;

— иные источники, не запрещенные законодательством РФ. Указанные виды деятельности (в том числе внереализационые доходы) относятся к платной и отражаются на счетах учета предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Вместе с тем в ряде нормативных правовых актов содержатся прямые указания на то, что некоторые виды платной деятельности не являются предпринимательскими.

Для учреждений образования не является предпринимательской платная деятельность, доходы от которой реинвестируются в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Данная норма содержится в п. 2 ст. 47 Закона РФ «Об образовании». Соответственно, в целях налогообложения в соответствии с подп. «г» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» суммы, направленные образовательными учреждениями на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении, уменьшают налогооблагаемую базу.

Если полученные доходы не реинвестируются в образовательную деятельность, то деятельность по получению этих доходов рассматривается как предпринимательская и подлежит налогообложению в порядке, установленном для бюджетных учреждений.

Таким образом, можно отметить, что налог на прибыль образовательными учреждениями уплачивается при оказании платных услуг в случае, если полученный доход не реинвестируется на нужды образовательного процесса.

На основе экономической классификации расходов бюджетов РФ к расходам по реинвестированию на нужды образовательного процесса можно отнести расходы:

— на оплату труда работников образовательных учреждений и начисления на оплату труда, стипендии учащимся;

— на приобретение учебного оборудования для кабинетов и лабораторий, инструментов, аппаратуры, приборов, станков и другого специального оборудования, используемого в образовательном процессе, учебных программ;

— на капитальное строительство, реконструкцию и расширение объектов учреждений образования, спортивных сооружений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, главным плановым документом бюджетной сферы является смета доходов и расходов. Учреждения, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными. Это школы, детские сады и ясли, высшие и средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, научно-исследовательские организации, учреждения здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и др.

Потребность в средствах бюджетного учреждения отражается в смете расходов, которая представляет собой основной плановый финансовый документ. На основе утверждённой сметы бюджетные учреждения получают денежные средств для осуществления своей деятельности.

Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях обеспечивает отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, смет по специальным средствам и обобщение данных учёта и отчётности.

Своевременное, полное и достоверное отражение на балансе учреждения всех операций позволяет руководителям учреждений принимать обоснованные управленческие решения, анализировать работу учреждений, осуществлять и контролировать целевое расходование средств на основе утверждённой сметы, выявлять незаконные затраты. Для выполнения этих задач ведётся бухгалтерский учёт:

- кредитов (ассигнований) и расходов бюджетных средств;

- поступление и расходование специальных и внебюджетных средств;

- сохранности и эффективности использования денежных средств, материалов, оборудования, продуктов питания, медикаментов и других ценностей;

- расчётов с дебиторами и кредиторами.

Важными задачами бухгалтерского учёта являются учёт и контроль за расходованием фонда заработной платы (оплаты труда), а также составление в срок баланса и отчётности.

Правильная постановка бухгалтерского учёта в бюджетных учреждениях способствует более точному составлению смет расходов, а также выявлению неиспользованных внутренних ресурсов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Белов А. Н. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006. – 354с.
  2. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. – М.: “ПРИОР”, 2002. –240с.
  3. Бюджетные организации: /План счетов. Корреспонденция субсчетов. –М.: “ПРИОР”, 2006. –144с.
  4. Глазунов В. М. Анализ финансового состояния предприятия //Финансы. - 2006.- № 2.- С. 15 - 21.
  5. Ефимова О. В. Анализ собственного капитала // Бух. Учет. - 2006.- № 1.- С 95 - 102.
  6. Ефимова О. Анализ платежеспособности предприятий // Бух. Учет. - 2005.- № 7.- С 72.
  7. Ефимова О. Анализ финансовой устойчивости предприятия// Бух. Учет. - 1993.- № 3.- С. 22 - 23.
  8. Ефимова О. Анализ показателей ликвидности// Бух. Учет. - 2005.- № 6.- С. 54 - 58.
  9. Ефимова О. Анализ движения денежных средств предприятия // Бух. Учет. - 2005. № 2.- С.17 - 23.
  10. Ефимова О. Анализ финансовых результатов и эффективности использования имущества // Бух. Учет. - 2005.- № 1.- С. 22 - 28.
  11. Игнатущенко Н. Система аудиторского обслуживания предприятий // Аудитор. - 2005. - № 12. - С. 20 - 28.
  12. Ильенкова С. Д., Ильенкова Н. Д. Факторный индексный анализ финансовых показателей фирмы // Финансы. - 2005. - № 7. - С. 56 - 59.
  13. Клейникова В. Анализ финансового состояния по данным бухгалтерского баланса // Бух. Учет. - 2006. - № 6. - С. 7 - 9.