Курсовая работа "Урбанизация"


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Урбанизация – процессы и результаты

1.1 Сущность урбанизации

1.2 Основные стадии урбанизации

ГЛАВА 2 Город как сложная социально–экономическая система

2.1 Материальная основа жизнедеятельности городского населения

2.2 Характеристика уровня жизни городского населения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что в условиях становления рыночных отношений, затрагивающих всех сфер общественного организма, меняется образ жизни людей и, прежде всего, - горожан. Основной формой организации городского образа жизни является город как сложная социально-экономическая система, состоящая из трех основных компонентов: градообразующей основы, градообслуживающего или социально-инфраструктурного комплекса и населения. Тем самым город представляет собой систему, функционирующую на основе взаимодействия социальной среды и эталонов поведения общественных групп. Через производственную и непроизводственную деятельность людей реализуется взаимодействие между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления. Поэтому именно деятельностный подход является системообразующим, позволяющим рассматривать с единой точки зрения не только основные элементы и функции в системе, но и их связи между элементами, их взаимодействия и взаимовлияния.

На основе методологии М. Вебера, образ жизни можно определить как устоявшиеся, типичные для исторически конкретного этапа эволюции общества черты социальных действий индивидов, которые характеризуют особенности их общения, поведения и склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга.

Проводимые в последнее десятилетие социально-экономические реформы привели к радикальным изменениям в жизни российского общества. Была проведена либерализация экономики, приватизация государственного имущества, упразднено централизованное планирование и управление во многих сферах экономики, введены рыночные отношения. Эти преобразования привели к смене ценностных ориентиров населения, росту его экономической активности, развитию рынка труда. В социальной сфере реформы привели к широкому развитию негосударственного сектора, особенно в торговле и общественном питании.

С другой стороны, политика «шоковой терапии», либерализация цен, часто неправильная, не выгодная для государства, приватизация, высокая инфляция, снижение эффективности производства привели к значительному расслоению российского общества, снижению уровня жизни основной массы населения. Глубокий экономический кризис, охвативший практически всю экономику, особенно такие ее сферы, как легкую промышленность, угольную, оборонную отрасли, сельское хозяйство, привел к росту безработицы, острым социальным конфликтам, особенно в тех районах, где данные отрасли являются районе и городообразующими.

Как экономика оказывает воздействие на социальную сферу, так и социальная сфера влияет на экономику. Свое влияние на экономическую сферу она оказывает путем повышения образовательного и культурного уровня человека, снижением заболеваемости, созданием благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни городского населения.

Поэтому изучение динамики и качества уровня жизни населения, его прогнозирование чрезвычайно важно для устойчивого, сбалансированного и поступательного развития общества в целом.

Объект данной курсовой работы – городское население.

Предмет – факторы условия жизни в городе.

Целью работы является выяснить факторы условия жизни городского населения.

Целью работы определены следующие задачи:

 - выяснить процессы урбанизации;

- рассмотреть основные стадии урбанизации;

- проанализировать характеристику уровня жизни городского населения.

ГЛАВА 1. УРБАНИЗАЦИЯПРОЦЕССЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

1.1. Сущность урбанизации

XX век справедливо может быть назван веком урбанизации. В 1900 г. в городах мира проживало 14% всего населения, насчитывалось 12 городов - "миллионеров". В канун XXI в. городским стало 45% мирового населения, имеется примерно 2,4 тыс. больших городов (свыше 100 тыс. жителей каждый) и свыше 200 городов - миллионеров.

Урбанизация - одна из самых важных составных частей социально-экономического развития. [10,c,78]

 Общие черты урбанизации, характерные для большинства стран:

 1) Быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах, где происходят стихийные, не поддающиеся контролю миграции из села в город. В мире с 1950 г. население городов увеличилось в 4.37 раза.

 2) Концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах, т.к. города имеют множество функций, особенно в непроизводственной сфере, они полнее удовлетворяют запросы людей, имеют развитую инфраструктуру и обеспечивают доступ к хранилищам информации.

Половина населения мира живёт в городах. Более 30 городов мира имеют население более 5 млн. человек.

 3). "Расползание" городов, расширение их территории. Это происходит тогда, когда вокруг крупных городов (столиц, промышленных и портовых центров) возникают пояса городов - спутников. Такие образования называются городскими агломерациями. Их неуправляемый рост очень беспокоит учёных, занимающихся этой проблемой.

Крупнейшие городские агломерации сложились вокруг Мехико, Сан-Паулу, Токио и Нью-Йорка.

Тенденции урбанизации:

Как известно, урбанизация представляет сложное комплексное явление, измерить которое с помощью одного показателя практически невозможно. Урбанизация рассматривается учеными и общественным мнением как, в общем, позитивная тенденция развития мира, как некий объективный процесс, связанный с обеспечением для всё большего числа жителей планеты условий для более удобной и комфортабельной жизни, для более полного развития способностей, для более защищенной и здоровой жизни. Конечно, урбанизации сопутствуют не только позитивные перемены в жизни людей, но и отрицательные. Можно долго перечислять те негативные факторы, которые сегодня связывают с неконтролируемой урбанизацией. Это и загрязнение окружающей среды, перенаселенность и возникающие в связи с ней "кварталы бедных" в городах- мегаполисах, повышенная преступность и многие другие нежелательные явления.

Темпы урбанизации зависят от уровня экономического развития страны. В большинстве экономически развитых странах, где урбанизация достигла достаточно высокого уровня, процесс взят под контроль, и доля городского населения не увеличивается, а даже немного уменьшается. Но урбанизация продолжает расти вглубь, приобретая новые формы.

В развивающихся странах урбанизация продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. [10,c.120] Это явление получило название городского взрыва и продолжает оставаться неконтролируемым. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие.

В ряде международных документов (в частности, в резолюции Международного банка Реконструкции и Развития) говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.

Для стабилизации процесса урбанизации необходимо, чтобы происходил частичный отток населения из города в сельские районы, что приведёт к разгрузке городов и увеличению товарооборота между деревней и городом. Вероятно, всем известно о так называемой " проблеме больших городов ", которые занимают значительную площадь земли. В качестве одного из путей решения этой проблемы строятся и проектируются сверхвысокие здания. Выдвигаются также полуфантастические проекты сооружения подземных городов, плавучих городов, подводных городов, городов-конусов, городов-деревьев, городов-башен, городов-воронок, городов-мостов и т. д.

Другой метод разгрузки крупных городов предлагают аргентинские учёные. Ещё недавно широко обсуждался проект переноса столицы Аргентины из Буэнос-Айреса во Вьедму. В пользу этого приводились несколько факторов. Во-первых, будет разгружен Буэнос-Айрес, т. к. в трёхмиллионной агломерации Большого Буэнос-Айреса сосредоточена почти 1 / 10 часть всего населения страны; это не только административная, но и промышленная столица страны, а также крупнейший порт. Во-вторых, развитие нового центра способствовало бы освоению Патагонии, а как следствие, оттоку населения из Буэнос-Айреса в провинцию, более равномерному распределению населения по территории страны, что приведёт к снижению уровня урбанизации и контролированию её процесса.

Основные стадии урбанизации:

  • Развитие и рост городов (растущих как бы в отдельности). Это - "точечная" концентрация. Город накапливает потенциал, усложняет свои функциональную и планировочную структуры. Проблемы его становятся все масштабнее и приобретают возрастающую остроту, однако их решение в рамках самого города становятся все затруднительнее ввиду ограниченности территориальных ресурсов.
  • Формирование агломераций. Постгородская стадия развития расселения. Агломерации становятся ключевой формой территориальной организации производительных сил и расселения. Агломерирование носит выборочный характер, но в то же время весьма распространено. Агломерации играют ведущую роль во всех развитых и в ряде развивающихся странах. Крупный город находит в них свое дополнение и одновременно обретает новые возможности для решения своих проблем, в том числе и экологических. Выдающийся потенциал крупного города реализуется полнее.
  • Формирование опорного каркаса расселения. Рассредоточенная концентрация. Территориальное устройство страны с формированием опорного каркаса приобретает новое качество. Возрастает прочность государственной территории. Опорный каркас ориентирует пространственное развитие экономики, образующая его совокупность узлов и линий выделяет центры и оси приоритетного развития. По прогнозам ученых, ожидается, что в период с 1980 по 2020 год число людей в возрасте 60 лет и старше увеличится на 240 % и достигнет к 2030 году 1.4 миллиарда человека, в то время как 70 % мирового населения будет жить в городских районах.

1.2. Основные стадии урбанизации

Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса в разных странах и регионах она имеет свои особенности, которые, прежде всего, находят выражение в различных уровнях и темпах урбанизации.

По уровню урбанизации все страны мира можно подразделить на 3 большие группы. Но основные различия можно наблюдать между более и менее развитыми странами. В начале 90-х г.г. в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 72%, а в развивающихся 28%.

В экономически развитых странах, предпринимаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, наряду с государственными органами участвуют архитекторы, демографы, географы, экономисты, социологи, представители многих других наук. Современные процессы роста, состав и размещение населения вызывают много сложных проблем, некоторые из которых носят всемирный характер, а некоторые специфичны для стран различных типов. Наиболее важные из них - продолжающийся быстрый рост населения мира, межнациональные отношения, урбанизация.

Почти все проблемы мирового народонаселения, как никогда прежде, теснейшим образом переплетаются в процессе мировой урбанизации. В наиболее концентрированной форме они проявляются в городах. Там же сконцентрировано очень часто до крайних пределов - само население и производство. Урбанизация - сложнейший многообразный процесс, затрагивающий все стороны мировой жизни. Отметим лишь некоторые особенности мировой урбанизации на пороге третьего тысячелетия. Урбанизация по-прежнему продолжается быстрыми темпами в различных формах в странах разного уровня развития, в неодинаковых условиях каждой страны, и вширь, и вглубь, с той или иной скоростью.

На самом деле урбанизация соотносится с формированием и развитием городов: чтобы понять феномен урбанизации, необходимо исследовать феномен города, закономерности его развития, место и роль в жизни общества. Действительно, урбанизация как исторический процесс повышения роли города в развитии общества, вызывает изменения в социальной и демографической структуре общества, культуре, образе жизни. И именно городские отношения во всей широте своего социального содержания и составляют сущность урбанизации. В этом плане главным организующим началом, своего рода фокусом урбанизации выступает город. Однако процесс урбанизации нельзя отождествлять с простым механическим ростом городов. Он связан с более глубоким структурным преобразованием города на основе развития новых систем индустрии, транспорта, жилищного строительства, массовых коммуникаций, на основе распространения влияния городского образа жизни. Следовательно, более адекватной является трактовка урбанизации как «исторического процесса повышения роли городов в развитии общества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, прежде всего, в расселении населения, его социально-профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре и т.д.». Активное развитие урбанизации как социального процесса связано с формированием капиталистических общественных отношений, ядра индустриального производства - крупной промышленности, которые «возвели» город в роль «транслятора» результатов этого производства.

Следует отметить, что город и урбанизация всегда находятся в тесной взаимосвязи. Урбанизация в качестве процесса является порождением города, реализующего в ней систему отношений капиталистического общества. А город представляет собой определенный феномен, воспроизводимый системой отношений этого общества. Принципиально новый технический уровень, мощные производственные структуры, преобразующие действие капитала, изменили не только ситуацию развития общества, но и самого человека. Город постепенно стал главным образующим социального пространства общества, всех его структурно-содержательных характеристик, всех систем связей и отношений.

Подобно городам третьего мира, восточноевропейские города являют собой контраст западным городам, хотя и не столь яркий. В большинстве западных стран урбанистический облик сформировался под влиянием частного землевладения, бизнеса и рынка частного жилья, в то время как плановая и финансовая деятельность местных и центральных властей имела второстепенное значение. В Восточной Европе, где городское планирование было развито гораздо сильнее, иная ситуация. Например, в Советском Союзе дизайн городов являлся частью общего экономического плана развития страны.

Советские проектировщики считали, что города не должны быть очень большими, протяженность ежедневных переездов нужно сводить к минимуму, а основным средством передвижения должен быть общественный транспорт. Организация пространства городов определялась соображениями общественной пользы, а не рыночной стоимостью, как в западных странах. Квартплата, например, не была связана напрямую с качеством жилищ. Она определялась администрацией и составляла лишь малую часть практических расходов на содержание жилого фонда. Такая плата значительно ниже принятой в западных странах. Семьи имели право на жилище независимо от способности вносить квартплату.

Отличия от Запада

В Восточной Европе дома, построенные частными подрядчиками и реализуемые на рынке, составляли лишь небольшую часть общего жилищного фонда. Частные дома, в отличие от Запада, в основном имели люди с низкими доходами. Граждане, обладавшие высоким статусом, например правительственные чиновники и специалисты высокого класса, жили в кварталах, которые принадлежали и поддерживались государством. Их жилища сильно отличаются от домов большинства населения. [1,c.460]

Районирование проводилось в основном в административном порядке; так же как и во всех городах мира, есть запущенные районы, но они не занимают самый центр, как на Западе. Большая часть земли в центральных районах принадлежит представителям власти, она чаще всего застроена наиболее современными и комфортабельными домами, тогда как худшие районы находятся ближе к окраинам. В городах Восточной Европы районы более однородны в плане домовладения и архитектуры, чем в Западной Европе.

После Второй мировой войны темпы роста городов в странах Восточной Европы были не столь высокими, как на Западе. До 1950-х годов Москва и Ленинград были 540 единственными в Советском Союзе городами с более чем миллионным населением. Практически ситуация оставалась той же, что и до революции 1917 года. Сейчас имеется двадцать городов с населением более чем миллион человек. Поскольку советским гражданам независимо от того, где они проживали, нужно было иметь разрешение на поселение (прописку), миграция в этой стране находилась под более жестким контролем, чем на Западе.

До 1917 года главные города России напоминали города того же уровня в США. В Москве и Ленинграде существовали центральные деловые районы; деление на бедные и богатые кварталы выдерживалось очень четко. Однако, по сравнению с крупными западными городами того же периода, города в дореволюционной России были менее плотно наголенными, жилищное строительство в них было развито гораздо слабее. После Второй мировой войны были приняты крупномасштабные программы государственного жилищного строительства, и ситуация изменилась. Большинство новых зданий - это многоквартирные дома, сделанные по типовым стандартам, однако по-прежнему перенаселенные: в квартирах, состоящих из двух или трех комнат, живут целые семьи. В коммунальных квартирах, расположенных в старых домах, семья может занимать всего одну комнату, а кухню и ванную приходится делить с соседями.

Плановая основа роста городов совместно со стандартизацией строительных форм способствует тому, что плотность населения остается относительно стабильной. В западных городах чем больше дом удален от центра, тем большее количество земли он занимает. В Восточной Европе, наоборот, пригороды обычно заполнены высотными многоквартирными домам недавней постройки. Советские города не растворяются в пригороде, а кончаются внезапно, и окна многоквартирных домов часто выходят в открытое поле или в лес. Поэтому попытки приспособить западные экологические модели районов к условиям городов Восточной Европы оказываются безуспешными.

В Москве, например, есть исторический центр с магазинами и заведениями для досуга. Но степень их концентрации значительно ниже, чем в среднем западном городе, и никаких трущоб поблизости нет. Однородных этнических районов, как в городах Британии и Соединенных Штатов, также нет. Промышленность и торговля рассредоточены по различным районам гораздо сильнее, чем на Западе, где жилые и промышленные районы четко отделены друг от друга. Согласно плану, Москва была разделена на 65 зон, при этом ставилась цель равномерно распределять промышленные предприятия - с тем, чтобы сократить протяженность пути на работу.

Изучение городов бывшего Советского Союза и Восточной Европы возвращает к идее Харви и Кастеллса о том, что на устройство городов оказывает огромное влияние природа общества, в котором они существуют.

ГЛАВА 2 ГОРОД КАК СЛОЖНАЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

2.1 Материальная основа жизнедеятельности городского населения

Город можно рассматривать как материальную основу всей жизнедеятельности человека. Он обеспечивает всю жизнь человека: от родильного дома до кладбища. Город - самодостаточная система.[5,c.230]

Первые города возникли на заре цивилизации 5-6 тыс. лет назад в долинах рек Тигра, Евфрата, Нила как крепости, военно-административные центры. Их размеры и месторасположение определялись возможностями доставки продуктов питания. Именно поэтому города в древние и средние века развивались почти всегда на берегах крупных рек, на морских побережьях. Фактически и жизнь современных городов во многом зависит от возможностей сельскохозяйственного производства прилегающего региона.

Большой город для нас всегда связан с большой рекой: транспорт, источник водоснабжения, сброс канализационных вод. Славяне селились по руслам рек, а в таежной местности реки выполняли роль транспортных путей зимой и летом.[9,c.158]

Другим фактором, который в значительной мере определяет размеры и схемы размещения городских поселений, является развитие транспорта. С возникновением железных дорог стала реализоваться линейная схема размещения городов, они смогли оторваться от крупных водоемов, а с появлением автомобилей градостроительство получает современный вид, реализуя концентрическую схему застройки, разделение на центральный город и пригороды.

Следующим ограничивающим фактором являются отбросы и мусор. В США еще в конце прошлого века мэрия Чикаго содержала специальное стадо свиней, которых выпускали на улицы перед рассветом, и они подбирали все съедобные бытовые отходы.

Если современных горожан попросить назвать наиболее важные для жизни города машины и устройства, то они, без сомнения, укажут на автомобиль, компьютер, телефон. Но города не могут существовать и без тракторов, комбайнов, железных дорог, мусороуборочных машин.

Города - при всех негативных проблемах их развития - визитная карточка современной цивилизации. В 1700 г. на планете существовал всего 31 город с населением более 100 тыс., в 1800 - 65, в 1850 - 114, в 1900 - 326, в 1950 - 670. В настоящее время таких городов насчитывается более 2 тысяч. Стремительный рост городов наблюдается с середины прошлого века, а в нашей стране- с началом индустриализации. С 1926 по 1939 гг. в СССР возникло почти 500 городов, до 1985 г. - 1284 города. Это находит свое отражение в динамике городского и сельского населения. В 1926 г. в городах СССР проживало всего 18 процентов населения, к 1970 г. - 62 процента, к 1990 г. - 66 процентов.[8,c.84]

В России сейчас городское население составляет почти 70 процентов. В странах Западной Европы число городского населения - 85-90 процентов. Правда, у нас выше ценз людности для отнесения поселения к городу - до 30 тысяч. Исключение делается только для центров автономных округов. Кроме того, стоит уточнить, что СССР был на первом месте в мире по концентрации городского населения - самое большое число сверхкрупных городов - 24, на втором месте - Япония, на третьем - США, на четвертом - Индия.

Большая концентрация городского населения - это просчет в градостроительной политике. Миллионный город никаких особых преимуществ по сравнению с городом в 250-500тысяч жителей не дает, а вот проблем экологических, демографических, транспортных, социально-психологических порождает достаточно. Чем крупнее город, тем старее население, ниже рождаемость, выше заболеваемость, больше разводов и неполных семей. Метро, музеи и театры не могут компенсировать эти негативные последствия излишней концентрации населения.

Своя специфика расселения характерна для Крайнего Севера.

Здесь всегда выше процент городского населения. Город, с его системами жизнеобеспечения, больше подходит для экстремальных природно-климатических условий Севера. Хотя, случись крупная авария, скажем, авария газопровода, неизвестно, как эвакуировать население, к примеру, 300-тысячного Норильска.

В настоящее время растет озабоченность специалистов по поводу неуправляемого роста сверхкрупных городов, агломераций. В социологической литературе их иногда называют раковыми опухолями планеты. В США созданы специальное министерство жилищного строительства и городского развития, комитет по проблемам городов при президенте США. Но в странах с развитыми рыночными отношениями есть такой мощный регулятор городского развития, как высокая цена на землю в больших городах.

В СССР при ведомственном планировании и финансировании капитального строительства любой город стремился заполучить к себе как можно больше крупных предприятий. Последствия таких подходов можно проследить на судьбе Красноярска, Екатеринбурга, Челябинска, Омска и многих других миллионных городов, где крайне неблагоприятна экологическая ситуация.[6,c.190]

В современную эпоху основным фактором возникновения и развития городов является промышленность. Но могут быть и другие потребности общества. Появляются города науки, научно-производственные, научно-экспериментальные центры (Новосибирский академгородок, Пущино, Байконур-Ленинск), оздоровительно-курортные центры (Сочи, Анапа), города-порты (Находка, Новороссийск).

Сегодня главным ограничительным фактором развития городов является экология. Она же лежит в основе перехода от крупных и сверхкрупных городов к агломерациям, урбанизированным районам. Например, Московская агломерация. Это десятки средних и малых городов с общей численностью населения в 15 млн. человек. Качество природной среды все чаще становится приоритетом при выборе места жительства, определяет миграционные процессы.

В социологии города при организации практически любого исследования важно иметь представление о типологии городов, которая основана на ряде признаков.

Каждый город выполняет определенные обязанности в народнохозяйственном разделении труда, у каждого города есть своя специализация. Город может выполнять одну или несколько функций, то есть быть монофункциональным или полифункциональным. В зависимости от набора функций формируется соответствующая социальная и демографическая среда. Среди монофункциональных городов встречаются города с преимущественно мужским либо женским населением, или, как пишут социологи, с несбалансированным демографическим составом населения.

В зависимости от выполняемых функций можно выделить города:

  • индустриальные центры;
  • транспортные центры (порты, крупные железнодорожные узлы);
  • научные города;
  • курортные города;
  • административные центры;
  • города, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства.

По времени возникновения выделяют сложившиеся и новые городские поселения. В новых городах часто встречаются серьезные диспропорции, перекосы в социальном, демографическом развитии. Новые города чаще всего формируются в районах нового промышленного освоения. Например, с начала формирования в Западной Сибири нефтегазового комплекса в тайге и тундре было построено 25 городов.

По численности населения выделяют города: малые, средние, большие, крупные и сверхкрупные.

По составу города России обладают следующими чертами:

Распространены монофункциональные города, занятые только одним делом. Особенно многочисленные узкоспециализированные промышленные центры. Большое их количество создано в годы индустриализации. Это часто такие города, которые можно назвать городами-поселениями или малыми городами, численностью до 100 тыс. человек.

Многочисленные "сельские города", имеющие сельское происхождение и сельскую сущность. Развивая городские функции, они сохраняют и предыдущие сельские. Сохраняются сельские черты в застройке, планировке, образе жизни жителей.

На начало 1998 года 14,2% от общего числа городов (то есть 156) насчитывали менее 12 тыс. жителей, а 26 из них имели даже менее 5 тыс. жителей. На этот период 1/5 часть малых городов "недотягивала" до установленного законодательством городского критерия людности, хотя они считались по статусу городами.

Таким образом, сделанный в начале века А. Геттнером вывод о том, что большинству городов России недостает городской жизни, сохраняет свое значение и столетие спустя.

Среди социологических проблем города, напрямую связанных с селом, выделяется проблема миграции. Две трети городского населения нашей страны - вчерашние жители сел. Мигранты из села и в городе длительное время сохраняют многие признаки сельского образа жизни, происходит окрестьянивание городов. Горожанином по образу жизни трудно стать выходцу из традиционного села. Именно поэтому новые города, население которых состоит в значительной мере из сельских мигрантов, выделяются невысоким уровнем бытовой культуры, специфическим укладом повседневной жизни.

Крупные города как бы "обезлюживают" окружающую территорию. Есть такое понятие, как ареал города, то есть окружающая территория, на которую он оказывает всестороннее влияние. И чем крупнее город, тем больше такой ареал. Вот почему между Петербургом и Москвой разваленные российские деревни, заброшенные села, пашни.

Социологи изучают мотивы миграции населения из деревни в город. По данным исследований, на первом месте стоит стремление получить профессию; продолжить образование (четверть опрошенных); примерно столько же опрошенных указывают на желание улучшить социально-бытовые условия; примерно по 12 процентов - на семейные обстоятельства, стремление быть там, где больше молодежи. На самом последнем месте находится нежелание заниматься сельскохозяйственным трудом.

При всей привлекательности городского образа жизни он пока очень далек от идеала: скученность, безликость городской среды, особенно в новых городах, распространение массовой культуры, рост неблагополучных семей, отклоняющегося поведения молодежи. Все заметнее проявляются отчужденность людей, одиночество. Не город для человека, а человек, точнее трудовые ресурсы, для города.

Первыми стали заниматься проблемами городов зарубежные социологи.[6,c.210] Согласно теории аномии, Эмиля Дюркгейма и Луиса Арта, города по своей природе враждебны человеческим отношениям. Город заставляет человека отдаляться от других, обезличенное общение постепенно входит в привычку. Первые исследования, приведшие к таким результатам, были проведены в Чикаго еще в 1930г.

За прошедшие десятилетия в социологии накопилось еще больше наблюдений и выводов о неблагоприятном воздействии на человека городской среды. Однако сегодняшняя социология города не только накапливает такие факты, но и, опираясь на них, активно ищет пути улучшения среды обитания человека, совершенствования городских поселений.

2.2 Характеристика уровня жизни городского населения

Уровень жизни характеризуется степенью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей населения. Показатель уровня жизни зависит как от уровня потребностей населения в благах, так и от количества и качества предоставленных населению благ и услуг.

Уровень жизни определяется совокупностью различных качественных и количественных показателей, которая позволяет провести анализ реального уровня жизни различных групп населения и всего населения в целом такая совокупность показывает оценку уровня жизни отдельных субъектов Российской Федерации.

Экономически активное население - часть населения, занятая в народном хозяйстве; доля экономически активного населения зависит от доли населения трудоспособного возраста, а также от степени занятости отдельных возрастных групп.

Трудоспособное население - совокупность лиц, преимущественно в рабочем возрасте (в России 16- 54 для женщин, 16-59 для мужчин), способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовом процессе. Возрастные границы трудоспособного населения определяются общественными нормами и традициями. Трудоспособное население состоит из двух групп: экономически активного и экономически неактивного населения. Важнейшая часть трудоспособного населения - трудоспособное население в рабочем возрасте - определяет потенциальный объем трудовых ресурсов общества. Доля трудоспособного населения во всем населении, так же как и доля населения в рабочем возрасте, зависит от динамики рождаемости и возрастной структуры населения.

Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для работы в народном хозяйстве. Численность трудовых ресурсов характеризует потенциальную массу живого труда, которой в данный момент располагает общество для удовлетворения своих потребностей.

Численность трудовых ресурсов в городе оказывает большое влияние на его экономический потенциал, на развитие производительных сил той или иной территории. Города, хорошо обеспеченные трудовыми ресурсами, более благоприятны при прочих равных условиях для размещения трудоемких производств (например, электротехника, станкостроение, приборостроение, авиационная промышленность).

Пополнение всех сфер и отраслей народного хозяйства трудовыми ресурсами происходит в основном за счет молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождения работников из сельского хозяйства.

Важное значение имеет соотношение трудовых ресурсов той или иной территории с потребностями ее хозяйства в рабочей силе, рабочих местах (баланс трудовых ресурсов), с учетом перспективы и наличия других ресурсов, например природных, для освоения которых может оказаться недостаточным имеющихся трудовых ресурсов.

В зависимости от этого соотношения выделяются районы трудоизбыточные и трудодефицитные. При этом в случае совпадения ресурсов и потребностей по общей величине они могут не совпадать по половой и возрастной структуре, по профессиям, по квалификации. Эти обстоятельства должны всегда тщательно учитываться при размещении производительных сил. В то же время следует предусматривать и необходимое географическое перераспределение трудовых ресурсов, используя для этого различные экономические рычаги. В среднем за счет этого покрывается 1/10 потребностей в них экономического района.

Основным фактором, определяющим размещение трудовых ресурсов, является локализация производства, а сложившееся расселение в общем соответствует его современному размещению. В европейских районах у нас, включая Урал, концентрируется 3/4 основных фондов промышленности и сельского хозяйства и производится около 80 % промышленной и свыше 75 % сельскохозяйственной продукции, сосредоточена и основная масса населения - 72 %. Это обеспечивает важные предпосылки функционирования и развития производства: главные его ресурсы - трудовые и материально-технические - территориально сближены.[3,c.214]

Плановая миграция населения, территориальное перераспределение трудовых ресурсов основаны на использовании методов материального стимулирования, организованном наборе рабочих, подготовке и распределении кадров через систему профессионально-технических училищ, техникумов и вузов, плановом переселении рабочих, служащих и крестьян с семьями.

Одной из актуальных задач является дальнейшее вовлечение и закрепление кадров в восточных и северных районах России.

Важнейшей социальной проблемой является проблема безработицы. Решение проблемы занятости в России тесно связано с необходимостью осуществления структурных сдвигов в экономике.

Безработица является фактором, углубляюющим социальнуюю напряженность в обществе, что, в свою очередь, ослабляет экономическуюю безопасность страны. Неуклонное увеличение численности безработного населения характеризует безработицу как массовое и застойное явление. Безработица в России обладает собственными особенностями.

Существует система показателей уровня жизни населения. Она содержит широкий набор показателей, характеризующих уровень жизни с разных сторон.

1.Население

1.1.Демографическая ситуация в регионе:

- ожидаемая продолжительность жизни (лет);

- смертность (на 100 человек);

- младенческая смертность (на 100 живорожденных);

- смертность населения от убийств и самоубийств.

1.2.Здоровье:

- заболеваемость населения (на 100 тысяч жителей) по полу и возрасту, виды заболеваний, длительность болезни;

- обеспеченность населения больничными койками и количество врачей;

- государственные расходы медицинских учреждений, в процентах ко всем государственным расходам.

1.3.Образование:

- уровень образования населения;

- обеспеченность детей дошкольными учреждениями:

- расходы на образование, в процентах к ВВП (региона);

- государственные платежи учебным заведениям.

2.Рынок труда:

- динамика численности безработных;

- доля безработных в общей численности экономически активного населения (чистая и с учетом скрытой):

- численность безработных зарегистрированных в службе занятости;

- процент безработных, получающих пособие по безработице;

- число незанятого населения в расчете на одну вакансию;

- число предприятий, на которых прошли забастовки и число предприятий где произошли остановки производства.

3. Уровень жизни:

3.1 .Доходы:

- распределение населения по уровню среднедушевых доходов и концентрация доходов у различных групп населения;

- доля заработной платы в денежных доходах населения;

- численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.

3.2.Расходы:

- потребление продуктов питания на душу населения;

- процент расходов на продовольствие;

- платные услуги, их объем в сопоставимых ценах на душу населения;

- доля государственных расходов во всем потреблении населения в процентах;

- численность безработных зарегистрированных в службе занятости;

- процент безработных, получающих пособие по безработице;

- число незанятого населения в расчете на одну вакансию;

-число предприятий, на которых прошли забастовки и число предприятий где произошли остановки производства;

- сальдо приема и выбытия работников.

4.Социальное обеспечение и социальные услуги;

5.Экология и общественная безопасность:

- показатели загрязнения и масштабы вредных выбросов;

- число зарегистрированных преступлений (в месяц);

- число лиц задержанных за бродяжничество;

- удельный вес молодежи в возрасте до 30 лет в общей численности осужденных;

- национальные конфликту и столкновения,

Данный вариант системы показателей уровня жизни показывает уровень жизни с разных сторон, отражает не только показатели доходов населения. Но эти показатели не связаны друг с другом и несовместимы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях продолжающегося экономического спада и реально проявляющихся кризисных явлений, оценка состояния социальной инфраструктуры не может рассматриваться в отрыве от происходящих перемен как в области экономики, так и в области материального положения населения. К сформировавшимся негативным тенденциям изменений в структуре социальной сферы российской экономики относятся снижение объемов и ухудшение структуры потребления основной массы населения, падение реальных доходов большей части населения, рост безработицы. В последние годы перелома в экономике и социальной сфере не произошло. Продолжается спад производства, снижается уровень жизни населения, хронический характер приобретает задержка выплаты зарплат, пенсий, пособий, сокращается финансовая база для будущего хозяйственного развития. Ситуация требует скорейшего определения важнейших задач стабилизации социально-экономического положения регионов, разработки мер по социальной защите населения и выработки эффективных мероприятий по консолидации усилий государственных и региональных органов управления на их практическую реализацию.

В настоящее время экономика российских регионов в основном функционирует за счет снижения объемов потребления у подавляющей части населения по сравнению с уровнем 1990-1991 гг.

Основными мерами успешного реформирования системы социальной защиты населения региона, требующими конкретизации по отдельным этапам являются ориентация экономики региона на решение социальных задач, достижение высокого уровня жизни; формирование высокоэффективной, гибкой и восприимчивой к нововведениям социально ориентированной региональной экономики; учет глобальных мировых тенденций, а также опыта стран и регионов, добившихся определенного прогресса в развитии системы социальной защиты населения, в сочетании с традициями и социокультурными особенностями народов, проживающих в регионе.

За прошедшие десятилетия в социологии накопилось большое количество наблюдений и выводов о неблагоприятном воздействии на человека городской среды. Однако сегодняшняя социология города не только накапливает такие факты, но и, опираясь на них, активно ищет пути улучшения среды обитания человека, совершенствования городских поселений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гидденс Э. Социология. Едиториал УРСС, 2005
  2. Государственной регулирование экономики и социальный комплекс. Учебное пособие под редакцией профессора Т.Г. Морозовой и доцента А.В. Пикулькина. М.: Финстатинформ,1997
  3. Образ жизни горожан в объективных и субъективных показателях /Отв. ред. Т.М. Караханова. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2002
  4. Образ жизни населения крупного города: опыт комплексного социального исследования.— Л.,1988
  5. Патрушев В.Д. Жизнь горожанина М.:Academia, 2001
  6. Проблемы большого города: Опыт социологического исследования. - М., 1982
  7. Программа социальных реформ в РФ на период 1996-2000
  8. Российский статистический ежегодник: статистический сборник. Госкомстат России. Москва.1999
  9. Рукавишников В.О. Население города: социальный состав, расселение, оценка городской среды.-М.,1980
  10. Сигарева Е.П. Урбанизация // Социологическая энциклопедия: в 2-х томах / гл. редактор В.И.Иванов. -М.: Мысль, 2003
  11. Черныш Е.А., Молчанова И.П., Новикова А.А., Салтыкова Т.А., Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Москва. Финстатинформ.1999
  12. Экономика. Учебник под редакцией А. С. Булатова. Москва. Бек.1997
  13. Янкова З.А., Родзинская И.Ю. Проблемы большого города. - М., 1982