Курсовая работа "Временное хранение товаров"


Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы временного хранения товаров

1.1. Общие положения о временном хранении товаров

1.2. Места временного хранения товаров

Глава 2. Таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение

2.1. Общая характеристика таможенных операций

2.2. Срок времени хранения товаров

2.3. Операции с товарами, находящимися на временном хранении

Глава 3. Практика совершения таможенных операций, связанных с помещением (выдачей) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения

3.1. Помещение товаров на склад временного хранения (иное место временного хранения)

3.2. Хранение и выдача товаров со склада временного хранения (иного места временного хранения)

Заключение

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что зачастую после предъявления товара таможенному органу в месте прибытия или после завершения процедуры таможенного транзита товар может быть помещен на временное хранение. Это связано с тем, что часто требуется значительное время на оформление товара: подготовку документов для декларирования товаров, получение разрешений и сертификатов или проверку таможенной декларации и тому подобное.

Временное хранение таможенных товаров - это хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой. 

Объектом курсовой работы выступило временное хранение таможенных товаров.

Предметом - таможенные операции, связанные с помещением (выдачей) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения.

Цель курсовой работы – выяснить особенности таможенных операций, связанных с помещением (выдачей) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения.

Задачи:

  1. Рассмотреть общие положения о временном хранении товара.
  2. Изучить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение.
  3. Выяснить практические приемы совершения таможенных операций, связанных с помещением (выдачей) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения.

Глава 1. Теоретические основы временного хранения товаров

1.1. Общие положения о временном хранении товаров

В силу п. 3 ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза. Действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза, называются таможенными операциями (подп. 29 п. 1 ст. 4 ТК ТС)[1]. При ввозе товаров в местах прибытия может совершаться, в частности, таможенная операция, связанная с временным хранением товаров. Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств - членов Таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом (п. 4 ст. 160 ТК ТС).

Согласно п. 1 ст. 167 ТК временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов. Данная таможенная операция совершается с целью обеспечения сохранности товаров до их выпуска, а также в целях проведения таможенного контроля в отношении таких товаров. Временное хранение отнесено к таможенным операциям, предшествующим подаче таможенной декларации, т.е. осуществляется до таможенного декларирования. При помещении товаров на склад временного хранения они приобретают особый статус, в силу которого лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных ТК (п. 3 ст. 167 ТК).

ТК устанавливает, что под процедуру временного хранения помещаются только иностранные товары, т.е. товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТК (подп. 10 п. 1 ст. 4 ТК). При этом ТК устанавливает исключение из этого правила в п. 2 ст. 167 ТК: временное хранение товаров не применяется в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, а также в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза. Так, согласно п. 4 ст. 354 ТК таможенные операции, связанные с размещением на временное хранение, совершаются по желанию лица, перемещающего товары для личного пользования. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию Таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Таможенного союза, т.е. они не подлежат, в частности, и помещению на склад временного хранения (п. 2 ст. 152 ТК)[2].

По окончании срока временного хранения товары подлежат помещению под таможенную процедуру либо в их отношении должны быть произведены иные действия. Товары считаются помещенными под таможенную процедуру с момента их выпуска. Если по окончании срока временного хранения товары не были помещены под таможенную процедуру, таможенные органы задерживают товары в соответствии с главой 21 ТК. В соответствии с п. 3 ст. 145 ТК задержанные товары размещаются на складах временного хранения или в иных местах, определенных таможенным органом. Также на склад временного хранения помещаются задержанные товары, запрещенные к ввозу, которые не были немедленно вывезены (п. 3 ст. 145 ТК); товары, изъятые таможенными органами (п. 1 ст. 208 ТК), и т.д. (см. ст. 145 ТК). По окончании срока временного хранения в указанных случаях товары могут быть возвращены декларанту, собственнику товаров для обратного вывоза, использования (ст. 147 ТК), а невостребованные товары могут быть реализованы, уничтожены или иным образом использованы (ст. 148 ТК)[3]. Таким образом, к иным действиям, которые могут быть произведены к товарам по истечении срока временного хранения, относятся: возврат лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, а при их не востребовании - реализация, уничтожение или использование иным образом.

В целом к числу иностранных товаров, которые могут быть помещены на склад временного хранения, относятся товары:

- подлежащие помещению под таможенную процедуру;

- задержанные в порядке, установленном главой 21 ТК.

Следует отличать временное хранение товаров на складе временного хранения от хранения товаров на таможенном складе. И в том и в другом случае может осуществляться хранение только иностранных товаров. Также в отношении товаров, помещенных и на склад временного хранения, и на таможенный склад, предоставляется освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Временное хранение товаров представляет собой таможенную операцию, предшествующую помещению товаров под таможенную процедуру, а хранение товаров на таможенном складе осуществляется в соответствии с таможенной процедурой, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Среди преимуществ временного хранения в рекомендациях Всемирной таможенной организации к главе 2 Специального приложения A к Киотской конвенции названы следующие:

1) осуществление незамедлительной отгрузки товаров с транспортных средств по прибытии на таможенную территорию;

2) предоставление лицу возможности получения относящейся к товарам информации, необходимой для их таможенного оформления, однако неизвестной на момент ввоза товаров на таможенную территорию;

3) предоставление коммерчески заинтересованным лицам возможности проверить, соответствуют ли ввезенные товары условиям контракта.

1.2. Места временного хранения товаров

Для хранения товаров в соответствии с процедурой временного хранения предусмотрены специальные места - склады временного хранения. Согласно п. 1 ст. 168 ТК местами временного хранения товаров могут быть и иные места в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

К таким местам отнесены[4]:

1) склад таможенного органа;

2) склад получателя товаров;

3) помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора;

4) отдельные помещения в местах международного почтового обмена;

5) место хранения неполученного или невостребованного багажа, перемещаемого в рамках договора авиационной или железнодорожной перевозки пассажира;

6) место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;

7) специально оборудованное место разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров в пределах режимной территории аэропорта при условии, что место ввоза таких товаров в Российскую Федерацию и место их вывоза из Российской Федерации совпадают;

8) железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств;

9) места, определяемые другими федеральными законами или актами Правительства Российской Федерации.

В Республике Казахстан перечень мест хранения, не являющихся складом временного хранения, более краткий[5]:

1) склады хранения собственных товаров;

2) таможенные и свободные склады;

3) помещения, открытые площадки и иные территории уполномоченных экономических операторов;

4) склад получателя, не включенный в реестр владельцев мест или складов временного хранения;

5) автомобильные транспортные средства при условии нахождения транспортного средства на территории, принадлежащей получателю или используемой им на праве аренды;

6) железнодорожные транспортные средства, находящиеся на участке железнодорожного пути, который является собственностью лица, обладающего полномочиями в отношении товара, либо используется указанным лицом на праве аренды.

В Республике Беларусь возможность временного хранения товаров в иных местах может быть предусмотрена как самим Таможенным кодексом, так и актами Президента Республики Беларусь. В частности, к числу иных мест временного хранения согласно положениям Таможенного кодекса Республики Беларусь отнесены: склад получателя товаров, транспортные железнодорожные средства, места общего пользования железнодорожных станций, водные суда, воздушный транспорт, порт, аэропорт, аэродром.

Как можно заметить, во всех трех государствах - членах Таможенного союза в качестве иных мест перечислен склад получателя товаров. Временное хранение на складе получателя товаров позволяет ускорить товарооборот, упростить осуществление таможенных операций для отдельных категорий участников внешнеэкономической деятельности. Хранение на складах получателей товаров допускается, в частности, для государственных органов или учреждений. Получатель может разместить товар на своем складе при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в достаточной близости от места получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для хранения таких товаров.

В Российской Федерации ст. 201 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"[6] установлена возможность хранения товаров на складе таможенного органа. Склады временного хранения таможенных органов являются складами открытого типа, т.е. они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами. Отношения таможенных органов, являющихся владельцами складов временного хранения, с лицами, помещающими товары на хранение, как и отношения других владельцев складов временного хранения открытого типа с указанными лицами, строятся на основе публичного договора. Такой договор в соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ[7] должен заключаться складом с каждым, кто к нему обратится, на равных для всех условиях. За хранение товаров на складе временного хранения таможенного органа взимаются таможенные сборы в соответствии с главой 14 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"[8].

Временное хранение товаров в иных местах временного хранения осуществляется с письменного разрешения таможенного органа, выдаваемого на основании обращения заинтересованного лица. Как правило, разрешение на временное хранение в иных местах выдается с условием представления обеспечения уплаты таможенных платежей.

Места временного хранения являются зонами таможенного контроля, которые могут быть постоянными и временными. Так, ч. 2 ст. 198 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что место временного хранения товаров является постоянной или временной зоной таможенного контроля, создаваемой в соответствии со ст. 163 федерального закона[9].

Места временного хранения товаров должны отвечать требованиям по их расположению, обустройству и оборудованию, установленным законодательством государств - членов Таможенного союза. К обустройству склада временного хранения могут предъявляться, в частности, требования об ограждении территории, прилегающей к помещению склада (при расположении склада временного хранения вблизи автомобильных магистралей и дорог), либо обозначении на местности (при расположении складов временного хранения в зонах морских и речных портов, аэропортов, аэродромов, на железнодорожных станциях); требования целостности территории склада временного хранения в пределах периметра; неразрывности помещений склада и территории, прилегающей к помещениям склада; наличия на территории, прилегающей к помещениям склада, условий для маневра и размещения автотранспортных средств, перемещающих товары.

Примерами требований к оборудованию склада временного хранения являются требования о наличии на складе временного хранения охранной сигнализации, противопожарной сигнализации и средств пожаротушения, проверенного оборудования для взвешивания товаров с различными пределами взвешивания, погрузочно-разгрузочной техники.

В качестве требований к месту расположения склада временного хранения могут предъявляться такие, как разумная близость от автомагистралей и главных дорог, наличие подъездных путей.

В ст. 260 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" установлены отдельно требования к складам хранения собственных товаров. Таможенным кодексом Республики Беларусь установлено, что при временном хранении товаров в транспортных железнодорожных средствах на местах общего пользования железнодорожных станций, должна быть обеспечена сохранность товаров и исключен доступ к ним посторонних лиц (п. 1 ст. 129 Таможенного кодекса Республики Беларусь)[10].

Предъявляемые требования обусловлены основными целями временного хранения товаров, а также обязанностями, возложенными ТК на владельца склада временного хранения (обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения, не допускать посторонних лиц, не являющихся работниками склада временного хранения и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов). Несоблюдение требований к обустройству, оборудованию и месту расположения склада временного хранения товаров является основанием для отказа в выдаче свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения (подп. 1 п. 1 ст. 24 ТК), а невыполнение возложенных обязанностей - основанием для исключения владельца склада временного хранения из указанного реестра (подп. 2 ст. 25 ТК)[11].

Кроме того, ТК установлены ограничения к хранению товаров, требующих особых условий хранения или которые могут причинить вред другим товарам: они должны храниться на складах или в отдельных помещениях складов временного хранения, которые специально приспособлены для хранения таких товаров (п. 3 ст. 168 ТК). Указанное положение соответствует рекомендуемому правилу 3 главы 2 Специального приложения A к Киотской конвенции, согласно которому опасные товары, товары, могущие повредить другие товары, или товары, требующие специальных условий хранения, должны разрешаться к временному хранению на складах, специально оборудованных и назначенных компетентными органами для их приемки.

В соответствии с п. 4. ст. 168 ТК размещение товаров в местах временного хранения подтверждается в порядке, определяемом законодательством государств - членов Таможенного союза. Так, в Республике Беларусь товары признаются помещенными под таможенную процедуру временного хранения товаров с момента выдачи таможенным органом письменного разрешения на временное хранение товаров (п. 1 ст. 124 Таможенного кодекса Республики Беларусь). В соответствии со ст. 266 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" в качестве документов, подтверждающих помещение товаров и транспортных средств на временное хранение, таможенный орган, расположенный в пункте пропуска, принимает копии транспортных (перевозочных) и коммерческих документов, а таможенный орган назначения принимает транзитную декларацию или иные документы, определенные международными договорами Республики Казахстан. Прием и регистрация документов, подтверждающих помещение товаров и транспортных средств на временное хранение, и подтверждение помещения товаров в местах временного хранения осуществляются в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. В Российской Федерации также установление порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения и иные места для временного хранения товаров, порядок помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения товаров для временного хранения товаров в целях обеспечения таможенного контроля делегированы соответствующему федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела.

Глава 2. Таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение

2.1. Общая характеристика таможенных операций

Товары могут быть помещены на склад временного хранения перевозчиком или иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, а также их представителями. Для помещения на временное хранение необходимо представить документы, указанные в п. 1 ст. 169 ТК[12]: транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы. В соответствии с указанным положением в данных документах должны содержаться сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения). Приведенный перечень является исчерпывающим, в связи с чем при помещении товаров на склад временного хранения таможенный орган не вправе требовать представления иных сведений. Допускается подача документов в электронной форме.

Стандартное правило 4 главы 2 Специального приложения A к Киотской конвенции в качестве единственного документа, который требуется при помещении товаров на временное хранение, признает документ, содержащий описание этих товаров и использованный при их представлении таможенной службе. Как следует из рекомендаций Всемирной таможенной организации к Киотской конвенции, указанная норма обусловлена тем, что склад временного хранения при прибытии товаров должен обеспечивать прежде всего их незамедлительную отгрузку с транспортных средств.

После подачи документов таможенному органу таможенный орган регистрирует их в срок не более 1 часа и выдает подтверждение о регистрации документов. Со дня регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении. Именно с этого дня они приобретают особый статус, и соответственно, наступают ограничения по их использованию, установленные в п. 3 ст. 167 ТК.

2.2. Срок временного хранения товаров

Общий, предельный, а также специальные сроки временного хранения товаров установлены в ст. 170 ТК. В соответствии с Киотской конвенцией срок временного хранения товаров должен быть достаточным для того, чтобы импортер имел возможность полностью выполнить необходимые формальности для помещения товаров под какой-либо таможенный режим[13]. Конвенция также закрепляет положение о том, что национальное законодательство устанавливает порядок, которому необходимо следовать, когда товары не вывезены с временного склада в установленный срок (стандартные правила 9 и 13 главы 2 Специального приложения A).

Общий срок временного хранения товаров составляет 2 месяца. Общий срок временного хранения товаров может быть продлен таможенным органом по письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя, но не более чем до 4 месяцев со дня помещения товаров на склад временного хранения (предельный срок временного хранения). В отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, предельный срок хранения составляет 6 месяцев. Специальные сроки временного хранения могут быть установлены в отношении отдельных категорий товаров решением Евразийской экономической комиссией.

При применении ст. 170 ТК также следует учитывать сроки хранения задержанных товаров и документов на них, установленных ст. 146 ТК. Предельный срок временного хранения товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу за пределы такой территории и помещенных на склад временного хранения, и документов на них составляет трое суток. В отношении остальных задержанных товаров предельный срок временного хранения составляет 1 месяц, а скоропортящихся продуктов - 24 часа. Сроки хранения задержанных товаров исчисляются со дня их задержания.

В соответствии с п. 3 ст. 170 ТК[14] срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение. Следует отметить, что до истечения срока временного хранения в соответствии с п. 1 ст. 185 ТК должна быть подана таможенная декларация (по общему правилу). В том случае, если таможенная декларация не подается в установленный срок (т.е. товары не помещены под таможенную процедуру по истечении срока временного хранения), товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК (п. 4 ст. 185 и п. 4 ст. 170 ТК).

2.3. Операции с товарами, находящимися на временном хранении

В ст. 171 ТК определены операции, которые могут быть совершены с товарами в период их хранения на складе временного хранения, а также порядок и условия их совершения. Наличие данной нормы обусловлено тем, что пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза (ст. 153 ТК). В течение срока временного хранения лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, или их представителями с товарами могут быть совершены следующие операции:

  1. Без разрешения таможенного органа - обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном виде, в том числе осмотр и измерение товаров, перемещение их в пределах мест временного хранения. Например, к таким операциям могут быть отнесены: чистка, проветривание, сушка, создание оптимального температурного режима хранения (охлаждение, замораживание, подогрев), временное помещение в защитную упаковку, используемую только во время нахождения товаров на складе временного хранения, нанесение защитной смазки, окрашивание для защиты от ржавчины, нанесение антикоррозийного покрытия.
  2. С разрешения таможенного органа - взятие проб и образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, а также операции, необходимые для подготовки товаров к последующей транспортировке. Примерами таких операций могут служить выгрузка и перегрузка товаров, вскрытие их упаковки, упаковка или переупаковка товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации, наложенных на грузовые отделения транспортных средств.

Решение об отказе в проведении операций с товарами, находящимися на временном хранении, может быть принято таможенным органом только при наличии обстоятельств, свидетельствующих о возможности утраты товаров или изменении их состояния в результате проведения таких операций[15].

Указанные положения соответствуют Киотской конвенции, предусматривающей проведение в отношении товаров, находящихся на временном хранении, по причинам, признанным таможенной службой обоснованными, обычных операций, необходимых для обеспечения их сохранности в неизменном виде, а также обычных операций, необходимых для ускорения вывоза товаров с временного склада и их последующей транспортировки (стандартное правило 7, рекомендуемое правило 8 главы 2 Специального приложения A).

Глава 3. Практика совершения таможенных операций, связанных с помещением (выдачей) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения

3.1. Помещение товаров на склад временного хранения (иное место временного хранения)

После завершения таможенной процедуры таможенного транзита (прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза) товары должны быть размещены в зоне таможенного контроля (прилегающей территории склада временного хранения (СВХ), созданной в месте завершения таможенной процедуры таможенного транзита (месте прибытия товаров).

Перевозчик или иное заинтересованное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители (далее - уполномоченное лицо) обязаны поместить товары на временное хранение, если с товарами не совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия), (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, - 12 часов)[16].

Товары могут не помещаться на временное хранение, если в течение указанного времени совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой:

- таможенному органу подана и им зарегистрирована таможенная декларация;

- представлены все сведения, необходимые для таможенного декларирования товаров;

- представлены документы, необходимые для выпуска товаров, за исключением случая, если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, и по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов после выпуска товаров.

Товары в вышеуказанных случаях размещаются в зоне таможенного контроля (на прилегающей территории СВХ).

В случае отзыва таможенной декларации либо отказа в выпуске товаров, а также при необходимости проведения или завершения в отношении этих товаров форм таможенного контроля с продлением срока выпуска таможенной декларации такие товары помещаются на временное хранение, поскольку они не могут рассматриваться как товары, в отношении которых совершены таможенные операции. Помещение указанных товаров на временное хранение осуществляется уполномоченным лицом в течение 3 часов с момента наступления соответствующего события.

Временное хранение товаров осуществляется:

- в помещениях и (или) на открытых площадках СВХ в местах, включенных в полезный объем указанных помещений (полезную площадь открытых площадок) согласно требованиям статьи 73 Федерального закона;

- в помещениях и (или) на открытых площадках СВХ закрытого типа, предназначенных для хранения товаров владельца склада, и в иных местах временного хранения, без определения полезного объема (полезной площади);

- в иных местах временного хранения товаров, установленных частью 1 статьи 198 Федерального закона, без определения полезного объема (полезной площади).

Отношения владельца СВХ с лицами, помещающими товары на временное хранение, строятся на договорной основе. Отказ владельца СВХ (за исключением СВХ закрытого типа, используемого для хранения товаров владельца склада) от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров, а также от принятия на хранение товаров, при наличии договора владельца СВХ с таможенным органом не допускается. В случае принятия владельцем СВХ мотивированного решения об отказе в заключении договора хранения он в день принятия такого решения письменно уведомляет об этом уполномоченное лицо[17].

В случае отказа владельца СВХ от приема товаров, подлежащих помещению на временное хранение, при наличии у него договора хранения с уполномоченным лицом (в связи с загруженностью складского помещения (открытой площадки) либо отсутствии необходимых условий для хранения товаров, требующих особых условий хранения) владелец СВХ должен в течение часа с момента принятия решения в письменном виде уведомить об этом уполномоченное лицо и таможенный пост, осуществляющий контроль за функционированием данного СВХ, с указанием причин принятия такого решения. При наличии у владельца СВХ такой информации до прибытия товаров он обязан заблаговременно информировать об этом уполномоченное лицо и данный таможенный пост.

В этом случае таможенный пост принимает меры по направлению товаров на ближайший СВХ, с владельцем которого уполномоченное лицо имеет (готово заключить) договор хранения, либо на склад таможенного органа. Уполномоченное лицо в течение трех часов с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита информирует таможенный пост о своих намерениях поместить товары на иной СВХ (иное место временного хранения). В случае непредставления уполномоченным лицом указанной информации таможенный пост определяет СВХ, на который будут направлены товары, самостоятельно.

Уполномоченное лицо не позднее 3 часов (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, - 12 часов) с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия) представляет таможенному посту, осуществляющему контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения товаров), транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).

Такие документы могут быть представлены в таможенный орган в виде электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если указанные документы уже представлены таможенному органу, в частности, представлены перевозчиком при завершении таможенной процедуры таможенного транзита, при прибытии товаров, перемещаемых водным транспортом, уполномоченное лицо представляет таможенному посту письменное обращение, составленное в произвольной форме и содержащее сведения о реквизитах этих документов.

Если на момент представления указанных документов товары уже размещены в месте их временного хранения, в качестве указанных документов используется отчетность по форме ДО-1.

В качестве документов, представляемых для помещения товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (емкостей с международными почтовыми отправлениями) на временное хранение, применяются документы, предусмотренные разделом II Инструкции о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 310 (накладные сдачи CN 37, CN 38, CN 41, CN 46, CN 47), или иные транспортные (перевозочные) документы, содержащие сведения, указанные в статье 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях»[18].

Таможенный пост регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в журнале регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдает уполномоченному лицу подтверждение о регистрации указанных документов.

Если в качестве документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, используется отчетность по форме ДО-1, подтверждением о регистрации документов является экземпляр указанной отчетности, возвращаемый владельцу СВХ (иного места временного хранения товаров).

Если документы, необходимые для помещения товаров на временное хранение, представлены таможенному органу в электронном виде и заверены электронной подписью, то подтверждение о регистрации указанных документов выдается в электронной форме путем направления формализованного сообщения с использованием штатных программных средств.

Журнал регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, ведется в электронном виде.

Регистрация осуществляется в срок не более одного часа после подачи таких документов таможенному органу.

Помещение товаров на СВХ (иное место временного хранения товаров) производится после получения уполномоченным лицом подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение. В этих целях уполномоченное лицо либо владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) принимает меры по фактическому перемещению товаров и транспортных средств в помещение или на открытую площадку СВХ (иное место временного хранения товаров).

Если временное хранение товаров будет осуществляться не в месте расположения таможенного поста, производящего завершение таможенной процедуры таможенного транзита, либо таможенного поста, которому предъявляются товары в месте прибытия, указанный таможенный пост контролирует фактическое размещение товаров в месте временного хранения в ходе проведения проверки товаров.

Перемещение товаров из места расположения таможенного поста до места их временного хранения осуществляется таможенным органом с применением таможенного наблюдения в соответствии со статьей 114 Таможенного кодекса ТС[19], в том числе с применением технических средств, за исключением случаев, когда документы представлены в таможенный орган владельцем СВХ (иного места временного хранения).

Если при осуществлении таможенного наблюдения таможенным постом устанавливаются факты незапланированных остановок транспортного средства, изменения маршрута движения в случае, если перемещение товаров из места прибытия на СВХ (иное место временного хранения товаров) осуществляется по постоянному маршруту, начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) принимает решение о дальнейших действиях по контролю за перемещением товаров, в случае необходимости организует выезд уполномоченного должностного лица таможенного поста на место возникновения нештатной ситуации в целях установления причины происшествия.

В случае установления факта невозможности осуществления дальнейшей перевозки товаров на СВХ (иное место временного хранения) начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) принимает решение о дальнейших действиях в отношении товаров, а также обеспечивает оформление спецсообщения согласно установленному порядку и направление его в оперативно-дежурную службу таможни.

Со дня регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении[20].

Для выполнения своих обязанностей владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) имеет право получить, а таможенный пост, осуществляющий таможенные операции и таможенный контроль товаров, помещаемых на временное хранение на данный СВХ (иное место временного хранения товаров), обязан выдать копии (в том числе и в электронном виде) документов, представленных перевозчиком данному таможенному посту для завершения таможенной процедуры таможенного транзита (документов, представленных перевозчиком в месте прибытия).

Передачу документов таможенный пост осуществляет в течение часа после обращения владельца СВХ (его уполномоченного представителя) либо лица, осуществляющего временное хранение товаров в ином месте временного хранения (его уполномоченного представителя), а также представления заверенной копии на бумажном носителе или заверенной электронной подписью в электронной форме договора хранения между владельцем СВХ и уполномоченным лицом.

Договор хранения не представляется, если помещение товаров на СВХ осуществляет таможенный орган в случаях, предусмотренных статьей 145 Таможенного кодекса и статьями 168, 183, 189 Федерального закона.

Передача копий документов оформляется путем представления подразделению таможенного поста владельцем СВХ (его уполномоченным представителем) либо лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения (его уполномоченным представителем), расписки, в которой указываются:

- время и дата получения документов;

- вид, дата и номер полученных документов;

- сведения о лице, получившем документы[21].

При передаче документов в электронном виде расписка не составляется. Фиксирование даты и времени передачи документов осуществляется автоматически комплексом программных средств "Учет товаров на ВХ" (далее - КПС "Учет товаров на ВХ").

При отсутствии сведений о товарах, прибывших воздушным транспортом, или при отсутствии таких товаров (части товаров), указанных в грузовой ведомости, владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан предпринять действия для выяснения причин этих обстоятельств, а также уведомить о своих действиях и их результатах таможенный пост.

Владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) приступает к исполнению обязанностей после приема - передачи товара в порядке, определенном договором хранения с лицом, помещающим товары на СВХ (иное место временного хранения).

При перемещении товаров с использованием электронных транспортных документов время и дата передачи товаров на хранение фиксируется КПС "Учет товаров на ВХ".

В случае осуществления приемки владельцем СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения) либо лицом, им уполномоченным, партий товаров, прибывших на одном транспортном средстве, сведения о которых содержатся в едином документе, содержащем данные о перевозимом на транспортном средстве грузе в виде перечня накладных (коносаментов) (например, грузовая ведомость, декларация о грузе, бордеро), время и дата передачи товаров на хранение может указываться в таких документах.

В случае, если при приеме-передаче товара не указано время передачи, то временем передачи считается 00 часов 01 минута даты приема-передачи товаров.

Владелец СВХ закрытого типа, предназначенного для хранения товаров владельца, владелец склада получателя приступает к исполнению своих обязанностей с момента завершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Таможенного союза, а в случае помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита - с момента завершения такой таможенной процедуры.

Если лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения (владелец СВХ) является лицом, уполномоченным в отношении товаров, то прием-передача товара не производится.

Если в процессе принятия товаров на хранение либо в процессе временного хранения товаров владельцем СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения) либо уполномоченным лицом осуществляется разделение товарной партии, и (или) устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах) указанным в транспортных или коммерческих документах, владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) извещает об этом таможенный пост (либо оперативно-дежурную службу данного таможенного поста либо таможни) либо уполномоченное лицо путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и обычаями делового оборота фиксируются данные обстоятельства. Указанные документы представляются таможенному посту в течение шести часов с момента их оформления[22].

Документы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, прикладываются таможенным постом к отчетности по форме ДО-1, поданной владельцем СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения) на указанные товары. При представлении указанных документов в электронном виде, заверенных электронной подписью владельца СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения), данные документы фиксируются КПС "Учет товаров на ВХ".

Если при проведении таможенного контроля выявлено расхождение сведений, указанных в отчетности по форме ДО-1, с фактическими установленными данными, то копии документов, составленных таможенным органом и фиксирующих эти обстоятельства, также прикладываются к отчетности по форме ДО-1, поданной владельцем СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения) в отношении указанных в абзаце первом настоящего пункта товаров.

Корректировка отчетности по форме ДО-1 в указанных в настоящем пункте и иных случаях владельцем СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения) не производится.

3.2. Хранение и выдача товаров со склада временного хранения (иного места временного хранения)

Исчисление срока временного хранения товаров начинается со дня, следующего за днем регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.

Срок временного хранения товаров составляет два месяца.

По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный пост продлевает указанный срок[23].

Предельный срок временного хранения товаров не может превышать четырех месяцев, а в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, составляет шесть месяцев.

Для отдельных категорий товаров решением Комиссии Таможенного союза может быть установлен срок временного хранения менее чем два месяца.

Начальник таможенного поста (лицо им уполномоченное), в регионе деятельности которого хранятся товары, по письменному запросу уполномоченного лица в произвольной форме на имя начальника таможенного поста продлевает срок временного хранения.

Данный запрос должен быть представлен в подразделение таможенного поста до истечения двухмесячного срока временного хранения.

Продление срока временного хранения оформляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления, путем наложения начальником таможенного поста (лицом, им уполномоченным) резолюции "Продление срока временного хранения разрешаю" на данное заявление.

Копия заявления с резолюцией вручается лицу, подавшему запрос, под роспись или направляется ему по почте (с уведомлением о вручении). Сведения о продлении срока временного хранения доводятся до владельца СВХ, на котором хранятся товары, либо лица, получившего разрешение на временное хранение в ином месте временного хранения. Если владельцем СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения) ДО-1 подана в электронном виде и заверена электронной подписью, то уполномоченное лицо таможенного поста направляет владельцу СВХ (лицу, осуществляющему временное хранение товаров в ином месте временного хранения) формализованное сообщение по электронным каналам связи о принятии решения о продлении срока временного хранения.

До истечения срока временного хранения товаров начальник таможенного поста (лицо, им уполномоченное) заблаговременно, но не позднее, чем за 15 дней до истечения срока временного хранения направляет уведомление об этом владельцу товаров (если это лицо установлено таможенным органом). Уведомление вручается указанному лицу под роспись или направляется по почте (с уведомлением о вручении). Копия уведомления вручается под роспись владельцу СВХ (лицу, осуществляющему временное хранение товаров в ином месте временного хранения).

На следующий день после истечения срока временного хранения уполномоченное должностное лицо таможенного поста обеспечивает оформление в двух экземплярах акта, фиксирующего факт истечения срока временного хранения. Второй экземпляр акта должен быть вручен владельцу товаров (если это лицо установлено таможенным постом) лично под роспись либо путем направления по почте (с уведомлением о вручении). Копия акта вручается под роспись владельцу СВХ (лицу, осуществляющему временное хранение товаров в ином месте временного хранения).

Товары с истекшим сроком временного хранения задерживаются таможенным постом в соответствии с главой 21 Таможенного кодекса. Хранение товаров в случаях, предусмотренных статьей 145 Таможенного кодекса, осуществляется в сроки, указанные в статье 146 Таможенного кодекса[24].

Срок временного хранения товаров, задержанных в соответствии с главой 21 Таможенного кодекса (за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 170 Таможенного кодекса) и впоследствии возращенных на временное хранение для их помещения под таможенную процедуру, исчисляется без учета срока, в течение которого эти товары считались задержанными.

Распоряжение товарами, задержанными таможенными постами по основаниям, установленным статьей 145 Таможенного кодекса, и не востребованными лицами, указанными в статье 147 Таможенного кодекса, в сроки, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 146 Таможенного кодекса, а также товарами, изъятыми в соответствии со статьями 168 и 183 Федерального закона, по истечении срока их хранения осуществляется в соответствии с главой 21 Федерального закона.

Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах места временного хранения.

Иные операции с товарами, в том числе взятие проб и образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, а также операции, необходимые для подготовки товаров к последующей транспортировке, могут совершаться с разрешения таможенного поста.

Таможенный пост отказывает в выдаче разрешения на проведение таких операций, если их осуществление повлечет за собой утрату товаров или изменение их состояния[25].

Для получения разрешения на проведение указанных операций лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители подают на имя начальника таможенного поста либо его заместителя заявление в письменном виде в произвольной форме, в котором указывают планируемые операции. Разрешение оформляется путем наложения уполномоченным должностным лицом подразделения таможенного поста резолюции на данное заявление.

Срок рассмотрения заявления и принятия решения по данному вопросу не должен превышать 3 часов рабочего времени.

Выдача товаров с СВХ (иного места временного хранения товаров) осуществляется в случаях:

а) помещения товаров под таможенную процедуру, предусмотренную Таможенным кодексом;

б) передачи товаров в соответствии с главой 21 Федерального закона уполномоченному органу;

в) отбора проб и образцов товаров;

г) осуществления процессуальных действий в рамках производства по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;

д) обратного вывоза товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза (пункт 2 статьи 147 Таможенного кодекса)[26];

е) вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза (статья 163 Таможенного кодекса);

ж) перемещения товаров на другой склад временного хранения (иное место временного хранения), в том числе в случае, установленном частью 11 статьи 57 Федерального закона;

з) выполнения лицом, приобретшим товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, требований, установленных частью 5 статьи 168 Федерального закона;

и) вынесения постановления должностного лица таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, о возврате изъятых товаров;

к) иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза.

Выдача и вывоз товаров с СВХ (иного места временного хранения товаров), перемещение товаров с СВХ в случае его закрытия осуществляется на основании таможенной декларации или иных документов. Выдача и вывоз товаров из места временного хранения может осуществляться на основании разнарядки на отгрузку импортных грузов, на которой должностным лицом таможенного поста проставляется отметка "Вывоз разрешен" и указывается номер таможенной декларации или иных документов.

Таможенный пост в течение 1 часа информирует владельца СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) о факте оформления документов с использованием штатных программных средств (при невозможности их использования - путем передачи сведений с использованием электронной почты и (или) факсимильной связи).

В случае хранения товаров в местах разгрузки, погрузки (перевалки) в пределах территории морского порта таможенный пост дополнительно информирует владельца СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) о:

- наименовании судна;

- дате прихода судна;

- номере рейса;

- наименовании товара;

- номере коносамента;

- номере контейнера, если груз перемещается в контейнерах.

Уполномоченное лицо либо лицо, получившее разрешение на таможенный транзит, не позднее чем за 3 часа, предшествующие вывозу товаров с территории СВХ, передает владельцу СВХ копии этих документов.

Указанные документы должны быть заверены уполномоченным лицом (лицом, получившим разрешение на таможенный транзит).

Выдача с территории СВХ (иного места временного хранения товаров) товаров, указанных в главе 21 Таможенного кодекса, уполномоченному органу осуществляется в порядке, установленном главой 21 Федерального закона.

Выдача товаров с территории СВХ (иного места временного хранения товаров) для проведения соответствующих процессуальных действий в рамках производства по уголовным делам и делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правовыми актами ФТС России.

Иными местами временного хранения являются:

1) склад таможенного органа;

2) склад получателя товаров;

3) помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора;

4) отдельные помещения в местах международного почтового обмена;

5) место хранения неполученного или невостребованного багажа, перемещаемого в рамках договора авиационной или железнодорожной перевозки пассажира;

6) место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;

7) специально оборудованное место разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров в пределах режимной территории аэропорта при условии, что место ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации таких товаров совпадают;

8) железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств;

9) места, определяемые федеральными законами или актами Правительства Российской Федерации.

Разрешение на временное хранение товаров в иных местах выдается на основании обращения заинтересованного лица. Разрешение на временное хранение товаров в иных местах может быть разовое (на временное хранение определенной партии товаров) либо генеральное (использование созданной зоны таможенного контроля для периодического временного хранения иностранных товаров в определенный период времени). Период времени, в течение которого действительно генеральное разрешение, не должен превышать одного года с момента выдачи разрешения на временное хранение товаров.

Заявление заинтересованного лица о получении разрешения на временное хранение товаров должно содержать в себе следующие сведения:

- наименование лица, его организационно-правовая форма, юридический и почтовые адреса;

- основания для временного хранения товаров в ином месте временного хранения, предусмотренные Таможенным кодексом и Федеральным законом;

- место нахождения помещений (открытых площадок), предполагаемых для временного хранения товаров;

- форма владения помещениями (открытыми площадками), предполагаемыми для временного хранения товаров, с указанием реквизитов соответствующих правоустанавливающих документов;

- статус получаемого разрешения (разовое либо генеральное) с приведением соответствующего обоснования и период его действия (для генерального разрешения);

- материально-техническое оснащение предполагаемого места временного хранения.

При выдаче без разрешения таможенного органа, утрате товаров, находящихся на временном хранении (за исключением случаев уничтожения, безвозвратной утраты вследствие действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения), использовании товаров, хранящихся на складе получателя товаров, не в целях временного хранения товаров, владелец СВХ либо лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в ином месте временного хранения, обязаны исполнить обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном статьей 172 Таможенного кодекса.

В случае обнаружения факта выдачи товаров без разрешения таможенного органа (утраты товаров) с СВХ (иного места временного хранения) таможенный пост, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения), в день обнаружения указанного факта проводит таможенный осмотр помещений и территорий, по результатам которого фиксирует данное обстоятельство.

В случаях, прямо предусмотренных договором, допускается хранение товаров с обезличиванием (для товаров, хранимых наливом, россыпью или навалом). Принятые на хранение товары одного лица, поместившего товар на СВХ (иное место временного хранения), могут смешиваться с товарами того же рода и качества, помещенными на СВХ другими лицами. Владельцу возвращается количество товаров того же рода и качества, какие были у его товаров на момент их помещения на СВХ (иное место временного хранения).

Владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение в ином месте временного хранения) может осуществлять хранение, разгрузку и перегрузку (перевалку) товаров и транспортных средств Таможенного союза на территории СВХ (иного места временного хранения) наряду с товарами, находящимися на временном хранении, с разрешения таможенного органа, выдаваемого применительно к порядку, установленному частями 23 - 28 статьи 163 Федерального закона, и под его контролем.

Заключение

В ходе исследования было выяснено, что на временное хранение могут быть помещены все товары, не находящиеся на таможенном режиме. Для помещения товара на временное хранение вообще не требуется помещать товар под какой-либо таможенный режим, также не требуется таможенная декларация на товар, но требуется соответствующий пакет документов.

Временное хранение не применяется в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, а также в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством.

Для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров подают в таможенный орган, осуществляющий контроль за функционированием склада, необходимые документы не позднее 3 часов после предъявления товара таможенному органу в месте прибытия или с момента завершения процедуры таможенного транзита (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, — 12 часов).

Таможенный орган регистрирует документы в срок не более одного часа после их подачи. Со дня регистрации таможенным органом документов товары считаются находящимися на временном хранении.

Помещение ввозимого из-за рубежа товара на временное хранение преследует следующие цели:

  • исключить увод товара или части товара из-под таможенного контроля;
  • исключить доступ посторонних лиц к товару до завершения таможенного оформления;
  • исключить неправомерное распоряжение товаром до завершения таможенного оформления;
  • обеспечить нахождение товара в неизменном состоянии, за исключением естественных процессов изменения и убыли, до завершения таможенного оформления;
  • обеспечить возможность сотрудникам таможенного органа осуществлять осмотр и досмотр товара в полном объеме.

При этом уполномоченные лица не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, но получают возможность проводить его проверку и подготовку к процедуре его декларирования.

Временное хранение таможенных товаров не является обязательным этапом таможенного оформления. Его можно избежать, если в течение трех часов после представления товара таможенному органу (завершения таможенной процедуры таможенного транзита), то есть уведомления уполномоченным лицом о прибытии товаров к месту таможенного оформления, им выполнены все таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответствии с выбранной таможенной процедурой. Правда в случае отзыва таможенной декларации либо отказа в выпуске товаров, а также при необходимости проведения или завершения в отношении этих товаров форм таможенного контроля с продлением срока выпуска таможенной декларации такие товары помещаются на временное хранение. Помещение указанных товаров на временное хранение осуществляется уполномоченным лицом в течение 3 часов с момента наступления соответствующего события.

Временное хранение таможенных товаров может применяться в отношении любых иностранных товаров: законно и незаконно ввезенных или товаров, на которые был наложен арест при проведении специальной таможенной ревизии, или подпадающие под запрет на ввоз. В последних трех случаях товары на временное хранение могут поместить таможенные органы, но платить за хранение будут лица, которым они принадлежат.

Список использованных источников

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.
  3. Федеральный закон «О Таможенном регулировании в Российской Федерации» (311-ФЗ) от 27 ноября 2010 г. // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях» // СЗ РФ. – 2012. - N 32. - Ст. 4475.
  5. Постановление Правительства РФ от 16.12.2014 N 1366 «Об определении места временного хранения товаров» // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Постановление Правительства РФ от 19 августа 2011 г. № 704 «Об утверждении Положения о возмещении таможенными органами расходов (издержек), понесенных лицом в связи с хранением товаров, в отношении которых в ходе проведения таможенной проверки не установлено нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле» // СПС «КонсультантПлюс».
  7. Приказ Федеральной таможенной службы от 29 декабря 2012 г. № 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» // СПС «КонсультантПлюс».
  8. Приказ ФТС РФ 1600 от 19.08.14 «Об утверждении требований к обустройству, оборудованию и месту нахождения складов временного хранения и прилегающей к ним территории, приближенных к государственной границе Российской Федерации и являющихся местом расположения таможенных органов или их структурных подразделений, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» // СПС «КонсультантПлюс».
  9. Анохина О.Г. Комментарий к таможенному Кодексу Таможенного союза. - М.: Проспект, 2014.
  10. Матвеева Т.А. Система источников таможенного права в условиях функционирования Таможенного союза // Вестник ВГУ. Серия Право. 2011. №1.
  11. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/ Под ред. П.Н. Панченко. Н. Новгород, 2012. 648 с.
  12. Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС" (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина - КонсультантПлюс, 2013.
  13. Орлов И.В. Источники таможенного права Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации // Учебные записки Орловского гос. ун-та. 2015. №4.
  14. Чермянинов Д.В. Таможенное право. М.: Юрайт, 2014.

[1] Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС «КонсультантПлюс»

[2] Анохина О.Г. Комментарий к таможенному Кодексу Таможенного союза. - М.: Проспект, 2014. – С.124.

[3] Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС «КонсультантПлюс»

[4] Анохина О.Г. Комментарий к таможенному Кодексу Таможенного союза. - М.: Проспект, 2014.

[5] Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС" (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина - КонсультантПлюс, 2013.

[6] Федеральный закон «О Таможенном регулировании в Российской Федерации» (311-ФЗ) от 27 ноября 2010 г. // СПС «КонсультантПлюс»

[7] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.

[8] Федеральный закон «О Таможенном регулировании в Российской Федерации» (311-ФЗ) от 27 ноября 2010 г. // СПС «КонсультантПлюс»

[9] Федеральный закон «О Таможенном регулировании в Российской Федерации» (311-ФЗ) от 27 ноября 2010 г. // СПС «КонсультантПлюс»

[10] Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС" (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина - КонсультантПлюс, 2013.

[11] Анохина О.Г. Комментарий к таможенному Кодексу Таможенного союза. - М.: Проспект, 2014.

[12] Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС «КонсультантПлюс»

[13] Анохина О.Г. Комментарий к таможенному Кодексу Таможенного союза. - М.: Проспект, 2014.

[14] Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС «КонсультантПлюс»

[15] Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС" (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина - КонсультантПлюс, 2013.

[16] Приказ Федеральной таможенной службы от 29 декабря 2012 г. № 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» // СПС «КонсультантПлюс»

[17] Приказ Федеральной таможенной службы от 29 декабря 2012 г. № 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» // СПС «КонсультантПлюс»

[18] Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях" // СЗ РФ. – 2012. - N 32. - Ст. 4475.

[19] Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС «КонсультантПлюс»

[20] Приказ Федеральной таможенной службы от 29 декабря 2012 г. № 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» // СПС «КонсультантПлюс»

[21] При помещении на СВХ (иное место временного хранения товаров) товаров, перевозимых воздушным транспортом, в грузовой ведомости на прибывшие товары допускается проставление уполномоченным представителем владельца СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения) отметки о получении копий документов с указанием должности и ФИО, а также количества, вида, даты и номера полученных документов.

[22] Приказ Федеральной таможенной службы от 29 декабря 2012 г. № 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» // СПС «КонсультантПлюс»

[23] Приказ Федеральной таможенной службы от 29 декабря 2012 г. № 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» // СПС «КонсультантПлюс»

[24] Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС «КонсультантПлюс»

[25] Пункт 2 статьи 171 Таможенного кодекса Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС «КонсультантПлюс»

[26] Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС «КонсультантПлюс»