Курсовая работа по мировой экономике
"Интеграционные процессы в мировой экономике"


Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы интеграции мировой экономики в условиях глобализации

1.1. Эволюция интеграционного развития мировой экономики

1.2. Глобализация как фактор интеграции

Глава 2. Оценка форм международной экономической интеграции

2.1. Виды международной экономической интеграции

2.2. Интеграционные группировки

Глава 3. Роль таможенного союза в экономике России

3.1. Анализ экономических показателей внешней торговли таможенного союза в 2014 г

3.2. Перспективы развития таможенного союза в условиях кризиса

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что во второй половине ХХ в. взаимозависимость различных стран в политическом и экономическом отношениях приобрела глубинный и всеобъемлющий характер. Ход исторического развития показал, что интернационализация хозяйственного, политического, культурного и других аспектов жизни общественных организмов, функционирующих как национально-государственные макроструктуры, стала наиболее общим проявлением нарастающего взаимодействия между странами. При этом прослеживаются разные стадии межнационального взаимодействия: от первых шагов международного разделения труда до современной сложной и многоуровневой системы международных связей, от двустороннего уровня до регионального и глобального.

Объектом данного исследования является экономическая интеграция.

Предмет исследования – интеграционные процессы в условиях глобализации.

Практическая значимость курсовой работы проявляется в определении тенденций развития экономики Таможенного союза.

Целью данной работы являются исследование интеграционных процессов в мировой экономике.

Данная работа призвана выполнить следующие задачи:

1. Выяснить сущность интеграции мировой экономики.

2. Определить понятие глобализации.

3. Проанализировать виды международной экономической интеграции.

4. Оценить внешнюю торговлю Таможенного союза.

При написании работы использовались труды отечественных и зарубежных авторов, электронные источники, Сайт Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии.

Глава 1. Теоретические основы интеграции мировой экономики в условиях глобализации

1.1. Эволюция интеграционного развития мировой экономики

Эволюция теории интеграционного развития в области экономической политики после второй мировой войны прошла две основные фазы. На первой фазе (с начала 50-х гг. вплоть до середины 60-х гг.) в основном анализировался механизм воздействия существующих таможенных союзов на мировой производственный процесс, торговые потоки и потребление.

Иными словами, на определенной стадии формирования единого рыночного пространства назревает необходимость принципиально изменить методы интегрирования: переходить от простой либерализации торговли, т. е. от курса на недискриминацию субъектов хозяйственной жизни других государств-участников, к поиску путей согласования и сближения различных аспектов национальной макроэкономической политики.

На второй фазе (начиная с 60-х гг.) в исследованиях уже прослеживалось стремление не только понять цели участников региональных экономических группировок в рамках таких объединений, но и проводить соответствующую политику по отношению к странам, не являющимся их членами. К этому времени ученые пришли к заключению, что региональная либерализационная политика совсем не обязательно в равной степени благоприятно действует на всех участников объединения. В отдельных случаях именно отклонения от торговых правил в рамках тех же таможенных союзов нередко положительно воздействовали на каждого члена группировки при выстраивании отношений с государствами, не являющимися участниками объединения.

В то же самое время практика показывала, что международные организации после второй мировой войны, как правило, формировались с намерением защитить интересы своих членов от посягательств со стороны государств, не входящих в эти объединения. Экономические
интересы также нуждались в определенной защите. Исторически эту необходимость доказывают субрегиональные (региональные) и глобальные организации, такие как Ассоциация стран Юго-восточной Азии и Всеобщее соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Изначально какая-либо страна всегда ждет от сотрудничества не получения прямых выгод, а защиты и защитных мер по отношению к третьей стороне и сторонам

Постепенно появилось утверждение, что свободная торговля и зона свободной торговли далеко не одно и то же. Соглашения о зоне свободной торговли нередко оценивались как наиболее приемлемые, по сравнению, например, с таможенным союзом, потому что даже в условиях отклонений от торговых правил благоприятное действие таких зон для той или иной страны и для мира в целом усиливается вследствие экономической масштабности. Зона свободной торговли классифицировалась как простейший вариант торгово-политического сотрудничества стран-участниц, которые постепенно снимают тарифные и прочие барьеры во взаимной торговле, оставляя полную свободу действий в торговых отношениях с третьими странами. Таким образом, национальный суверенитет во внешнеторговой сфере на основе взаимности ограничивается лишь в части торговой политики по отношению друг к другу. Весь остальной спектр этой политики остается в руках национальных властей.

В таможенном союзе государства-члены не только устраняют барьеры во взаимной торговле, но и формируют единый тарифный и нетарифный барьер в торговле с третьими странами. При этом страны-участницы вынуждены существенно ограничить свой внешнеэкономический суверенитет и делегировать свои полномочия наднациональному органу таможенного союза, где вырабатываются коллективные решения по каждому из этих вопросов. Такое ущемление свободы могло быть компенсировано только крупными экономическими или политическими выгодами.

Возможное негативное воздействие зон свободной торговли на
государства, не являющиеся участниками объединений, вполне могло быть нейтрализовано принципами «открытого регионализма». «Открытый регионализм», провозглашенный Форумом азиатско-тихо­океан­ского экономического сотрудничества, предполагал, что торговые блоки должны подвергать либерализации внешнюю торговлю с государствами, не являющимися их членами, в том случае, если участники объединения «либерализуют торговлю друг с другом. При этом торговая либерализация с нечленами совсем не требует той же степени, что и с участниками группировки». В качестве наиболее эффективного и приемлемого варианта сотрудничества в 80–90-е гг. ХХ в. рассматривался вариант, содержащий региональный компонент и феномен региональных или «секторальных» режимов.

В начале ХХI в. вновь развернулась дискуссия, начатая еще в 90-е гг. ХХ в., по поводу сущности регионального регулирования и региональных торговых блоков, так как это напрямую было связано с более сложной проблемой: конфликтуют или дополняют друг друга такие процессы, как «глобализация» и «регионализм», являются ли механизмы регионального регулирования «камнем преткновения» или «краеугольным камнем» успеха интегрирующейся экономики? В частности, подчеркивалось, что региональные регулирования – это прямое дополнение и приложение к либерализации в том случае, если они осуществляются при многосторонней торговой системе.

В конце концов, этот традиционный подход зафиксирован в ХХIV ст. ГАТТ, которая допускает формирование преференциальных торговых образований, таких как зоны свободной торговли и таможенные союзы при определенных условиях. Большинство официальных торговых представителей США придерживались той же точки зрения, что торговая либерализация вполне может идти ускоренными темпами при сочетании как регионального, так и многостороннего подходов. Но, с другой стороны, крупнейшие региональные образования существуют скорее за счет рыночной мощи и силы, чем принципов либерального торгового порядка. В соответствии со сценарием «верховной гармонизации» в мировой экономике доминируют два крупнейших региональных образования. Во главе одного стоят США, другое – ЕС. Остальные государства вынуждены играть по правилам того или другого, в противном случае они остаются вообще «за бортом».

Специалисты считают, что страны и правительства выбирают сотрудничество, чтобы с его помощью достичь своих целей и решить поставленные задачи. При этом межгосударственное сотрудничество легче организовать в рамках какого-либо географического региона, чем в глобальном масштабе, потому что соседствующие государства, как показывает практика, могут быть близки в плане культуры, законодательных систем и моделей бизнес активности, а также симметрии экономического развития. Обычно объединяются страны, находящиеся на одном континенте в непосредственной географической близости, что облегчает решение транспортных, языковых и других проблем.

В целом во второй половине ХХ в. и особенно на рубеже ХХ и ХХI вв. мировое экономическое пространство, как считает большинство исследователей, представляло собой сложную структуру, включающую следующие основные компоненты.

· Множество двусторонних торгово-экономических соглашений, регулирующих поведение сторон и определяющих их взаимные преференции в тех аспектах, которые не охватывались региональными или глобальными (в рамках ВТО) соглашениями.

· Действующие либо вновь образованные малые и средние региональные группировки, главным образом в развивающихся регионах мира, призванные обезопасить интересы стран-участниц и усилить их позиции в период перехода от предынтеграционной стадии к реальному интегрированию друг с другом либо с более развитыми группами стран.

· Три гигантских блока, возглавляемых высокоразвитыми постиндустриальными державами Западной Европы, Северной Америки, Юго-Восточной Азии, в рамках которых активно протекали процессы конвергенции национальных хозяйств и происходило сращивание их в крупные полигосударственные экономические организмы.

В то же время, оценивая процессы, происходящие в мире со второй половины ХХ столетия, специалисты все больше указывали на возникновение определенных условий, способствующих появлению такого понятия, как «глобализация мировой экономики».

1.2. Глобализация как фактор интеграции

Глобализация (преимущественно в экономическом ее аспекте) в качестве новой стадии интернационализации стала происходить на том историческом этапе, когда эта интернационализация приобрела всемирный охват, т. е. во второй половине ХХ в. и особенно в последние его десятилетия. Такое расширение интернационализации стало возможным благодаря резкому сокращению расстояний в результате стремительного технического прогресса в области транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, а также развитию транснационального предпринимательства, рассматривающего все мировое пространство как единое поле для бизнеса.

В то же время глобализация привела к структурным преобразованиям как фирм, так и наций, поскольку создала новые более глубокие межграничные отношения и взаимозависимости. Экономические отношения вышли за пределы отдельных стран, обретая все большую самостоятельность и независимость от интересов и усилий различных государств. Глобализация продолжила процесс международного разделения труда, являющийся, в свою очередь, ее важнейшей составной частью. К началу 90-х гг. ХХ в. международное разделение труда достигло таких масштабов, что внешние факторы стали заметно влиять на внутреннее воспроизводство. Большинству стран участие в международном разделении труда позволило оптимизировать структуру национальной экономики и получить выгоды, поэтому в перспективе этот процесс будет углубляться и дальше независимо от воли и политики правительств и государств.

Глобализация мировой экономики отражает достигнутый мировым сообществом критический уровень экономической взаимозависимости на основе экономической интеграции и нарастающего перемещения
по миру капитала, товаров, рабочей силы; становления экономики знаний и технологической интеграции, подталкиваемой мировым научно-техническим прогрессом; современной информационно-коммуника­ционной революции, связанной с созданием сверхскоростных транспортных средств и ультрасовременных средств связи, распространением в мире персональных компьютеров и сети Интернет.

Процессы глобализации в мировом хозяйстве сопровождаются регионализацией – хозяйственным сближением стран на региональной основе, принимающим форму экономической интеграции. Международное интегрирование, как специфическая и наивысшая ступень интернационализации, наступает, когда нарастающая экономическая взаимозависимость двух или нескольких стран переходит в сращивание национальных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и формируется целостное рыночное пространство с единой валютно-финансовой системой, единой в основном правовой системой и теснейшей координацией внутри- и внешнеэкономической политики
соответствующих государств. В результате формируется целостный организм – международный региональный комплекс.

Таким образом, если глобализация – новое качество интернационализации на стадии предельно возможного развития ее вширь, то интеграция – наивысшая ступень развития ее вглубь. При этом важно определить специфику термина «экономическая интеграция».

Вплоть до возникновения европейских сообществ термин «экономическая интеграция» не использовался в экономической науке. Но такие специфические явления, как «интеграция рынков» и «интеграция политики» в рамках государств существовали с давних времен. Единые национальные рынки формировались в результате как стихийного развития торговли и разделения труда, так и целенаправленной политики правительства. При этом, говоря об «интеграции политики», большинство специалистов, особенно зарубежных, считают, что наиболее совершенным типом межгосударственного экономического сотрудничества является экономический федерализм.

С федералистской точки зрения, обществом, разделенным на несколько государств (штатов), можно успешно управлять в интересах его граждан с помощью общих политических институтов, которые организованы по территориальному принципу и действуют в соответствии с жесткой наднациональной конституцией, если только раскол между частями общества не настолько велик, чтобы лишить интеграцию всякой основы. Моделями интеграции, на которые ориентируется федерализм, являются такие в достаточной мере успешные федерации, как Швейцария и США. Затем идет интеграция европейского типа. Менее развитой, не выходящей за пределы зон свободной торговли, считается региональная интеграция. Выделяется также международно-правовое регулирование мировой торговли и других видов экономической деятельности в рамках Всемирной торговой организации и иных международных экономических организаций.

Если рассматривать экономическую интеграцию как процесс, она означает меры, призванные устранить дискриминацию между хозяйственными единицами, относящимися к разным государствам, т. е. это процесс, посредством которого национальные экономики становятся тесно интегрированными. При этом наблюдается тенденция к снижению экономического значения политических границ. В результате экономической интеграции несколько моногосударственных макроэкономических организмов постепенно трансформируются в целостное полигосударственное хозяйственное пространство. Со временем оно структурируется в новый, укрупненный и, что особенно важно, более эффективный экономический организм. Однако возможность и объективная необходимость сращивания тех или иных национальных хозяйств еще не гарантируют реального процесса их интегрирования. Последний обусловлен субъективным фактором – политической волей правящих кругов, а в демократических странах – еще и в определенной мере мнением широких кругов общественности. И руководству, и населению таких стран всякий раз приходится решать весьма не простой вопрос, в какой мере экономические и политические выгоды от того или иного шага в направлении интеграции перевешивают риск снижения национальной безопасности из-за ограничения свободы действий государственных институтов страны.

Интеграция неизбежно сопряжена с растворением национальных государственных и правовых институтов в более широкой межгосударственной или даже надгосударственной структуре. Противоречие между экономическими интересами каждой страны, которые выходят за пределы национальных границ, и ее стремлением сохранить свое государство, функционирующее лишь в пределах этих границ в качестве гаранта экономической и иной безопасности, весьма значимо и серьезно. Его преодоление и составляет основное содержание процесса взаимоприспособления и взаимозависимости политико-правовых систем интегрирующихся стран. Оно осуществляется под давлением объективной необходимости и взаимных интересов по мере углубления воспроизводственной открытости страны. За пределами определенного порога количество открытости национальных хозяйств перерастает в новое ее качество, когда некоторые функции государственного регулирования внешнеэкономических отношений переходят с национального на коллективный уровень. С этого рубежа начинается саморазвивающийся процесс: более или менее жесткое коллективное пресечение протекционизма и дальнейшая либерализация торгово-политических режимов еще больше повышают степень открытости национальных хозяйств. Это усиливает необходимость распространять коллективное регулирование на все новые области экономической и другой политики государств-членов

Начав с устранения количественных и тарифных барьеров, страны-участницы приходят к необходимости ослаблять скрытые, нетарифные барьеры – технические, санитарные, экологические и прочие стандарты; акцизы, косвенные налоги; бюджетные субсидии отдельным отраслям национальной экономики и закрытые тендеры на государственные заказы. Все это предполагает углубляющуюся гармонизацию национальных налоговых систем, промышленной и аграрной политики. По мере формирования действительно освобожденного от перегородок современного рынка товаров нарастает потребность в обеспечении свободного перемещения услуг и факторов производства – наемного труда и капитала. Это влечет за собой необходимость увязывать национальную политику в социальной сфере, образовании, науке, банковско-кредитной сфере и национальную безопасность. Приходится ликвидировать дифференциацию в национальных темпах инфляции, что служит источником отклонений обменных курсов валют от их паритета и создает условия для валютного демпинга, искажающего реальную конкурентоспособность товаров и услуг различных стран-участниц. Для устранения этого приходится тесно координировать национальную бюджетную, денежно-кредитную и другие области внутриэкономической политики, составляющей сердцевину экономического суверенитета государств-членов. В конце концов, возникает необходимость намертво связать обменные курсы их валют либо вообще отказаться от национальных денег в пользу единой валюты. При этом шаг за шагом углублялся интеграционный процесс в политико-правовом и институциональных аспектах – простейшей зоны свободной торговли через таможенный союз и единый «внутренний» рынок к экономическому и валютному союзу, к координации, а потом и интегрированию внешней и оборонной политики.

Глава 2. Оценка форм международной экономической интеграции

2.1. Виды международной экономической интеграции

Международная экономическая интеграция в своём развитии проходит ряд ступеней: зону свободной торговли (ЗСТ); таможенный союз, (ТС); единый рынок (ЕР); экономический союз (ЭС); полная экономическая интеграция.

У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов - цен, процентов и т.д. - на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а также на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.

Зона свободной торговли (ЗСТ) - самая простая форма экономической интеграции: страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле.

К таким зонам относятся следующие интеграционные объединения - Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - 1960 г., Европейская экономическая зона - 1994 г., Балтийская ЗСТ - 1993 г., Центральноевропейская ЗСТ - 1992 г., Североамериканская ЗСТ - 1994 г., Соглашение о свободе торговли стран АСЕАН - 1992 г.. Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей - 1983 г., Бангкокское соглашение - 1993 г.. Страны-члены добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют своей экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы.

Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз (ТС) - соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. К этому виду интеграции относятся: Ассоциация ЕС с Турцией - 1963 г., Арабский общий рынок - 1964 г. Центральноамериканский общий рынок - 1961 г., Организация восточно-карибских государств -1991 г., Таможенный союз России, Казахстана и Белоруси – 2010 г., позже к ним присоединилась Армения и 25 мая 2015 г. ожидается вступление Кыргызстана.

Главное различие между ЗСТ и таможенным союзом, заключается в том, что в первом случае предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.п., ТС представляет собой более совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру. В рамках ТС происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Проводя единую внешнеторговую политику, по отношению к таможенным тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою очередь дает толчок в переориентировке ресурсов, в потреблении и производстве.

Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок (ЕР) - когда ликвидируются барьеры между странами не только по взаимной торговле, но и для перемещения рабочей силы, услуг и капитала, обеспечивается согласование экономической политики. К нему относятся: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива - 1981 г., Андский общий рынок - 1990 г, Латиноамериканская интеграционная ассоциация - 1960 г., Общий рынок южного конуса (МЕРКОСУР) - 1991 г, Карибское сообщество и Карибский общий рынок - 1973 г.

Строительство ЕР должно завершиться созданием подлинно единого экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени - экономическому союзу (ЭС). К таким союзам относятся: Европейские сообщества - 1957 г, Европейский союз - 1993 г., Экономический союз - Бенилюкс -1948 г., Союз арабского Магриба - 1989 г., Союз реки Ману - 1973 г., Западноафриканский экономический и валютный союз - 1994 г., Лагосский план действий -1973 г.

Экономический союз - наиболее сложная форма межгосударственной экономической интеграции, которая предполагает проведение единой экономической и валютно-финансовой политики, создание системы регулирования социально-политических процессов, координацию национальных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер. Для ускорения формирования экономического союза Европейский союз в декабре 1991 г. принял в г. Маастрихте решение ускорить выполнение вышеназванных целей и ввести единую валюту евро с образованием единого эмиссионного центрального банка.

Полная экономическая интеграция. В данном случае речь идет не просто о согласовании, а о проведении фактически единой экономической политики, требующей, в частности, унификации законодательной базы, опосредующей функционирование хозяйствующих субъектов стран-участниц. Наиболее очевидными моментами в этой связи являются:

- общая налоговая система, что предполагает существование идентичных ставок налогов во всех входящих в группировку странах;

- единые стандарты, касающиеся, например, разрешенных консервантов для продуктов питания, требований к токсичности выхлопных газов, размеров оборудования и т.п.;

- единые правила техники безопасности;

- единое трудовое законодательство, т.е. правила приема на работу и увольнения, единый пенсионный возраст;

- единый подход к правам профессиональных союзов и их членов;

- единая трактовка и единое отношение к различным формам слияния, поглощения и т.п.;

- единое антимонопольное законодательство и практика его применения;

- единые правила создания и регистрации новых фирм.

Важным компонентом торгово-экономического союза в форме полной экономической интеграции является унификация монетарной политики. Это предполагает создание валютного союза, предусматривающего наличие единого Центрального банка, единой региональной валютной системы с единой валютой или механизмом согласованного колебания валютных курсов.

2.2. Интеграционные группировки

В промышленно развитых странах интеграционные процессы получили наибольшее развитие в Западной Европе (Европейский Союз) и в Северной Америке (Североамериканская ассоциация свободной торговли - НАФТА).

Наиболее глубоко процесс международной интеграции затронул страны Европейского союза (ЕС), который возник на базе Европейских Сообществ, созданных в 1957 г. в результате подписания в Риме шестью западноевропейскими странами договора об Общем рынке. Развитие интеграционных процессов в Западной Европе охватывает макроэкономическую сферу и средства структурной перестройки. Межгосударственное вмешательство в экономические процессы носит преимущественно косвенный характер. Ею инструментами выступает общий бюджет ЕС и общие фонды. Основным инструментом воздействия выступает формирование общих условий функционирования различных секторов хозяйства в сообществе. В их числе аграрная, валютная сферы, внешнеэкономическая, социальная и ряд других. Разработаны программы по созданию единых рынков капитала, товаров и услуг, что создает дополнительные стимулы для переплетения национальных капиталов.

Западноевропейская интеграция началась с подписания в 1948 г. «Конвенции о режиме судоходства на Дунае» - первый совместный документ, определивший условия политического и экономического характера по совместному использованию водных ресурсов и регулированию режима рыболовства в акватории реки.

Первый этап - этап преференциального торгового соглашения - включал в себя два договора: торговое соглашение по углю и стали (ЕОУС), подписанное в Париже в 1952 г., и соглашение по совместному использованию атомной энергии, подписанное в Риме в 1957 г. (Евроатом), которое становится известным как «Римский договор». Договоры подписываются Бельгией, Германией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Францией, а совместная деятельность этих стран получила название «Римский клуб».

Второй этап - этап зоны свободной торговли - характеризуется постепенной отменой квот и таможенных пошлин на ряд товаров. Для других товаров установлен единый таможенный тариф, начинает оформляться единая торговая политика в отношении третьих стран. Одной из первых вводится единая сельскохозяйственная политика в 1962 г. В 1963 г. подписывается Яундское соглашение в соответствии с которым страны имели право вступать в ассоциированные отношения с развивающимися странами. Данный этап охватывает период с 1958 по 1968 гг.

Нынешняя институциональная структура ЕС сложилась в эти годы, которая, наряду с традиционными органами межправительственного сотрудничества, воспроизводит отдельные структуры, присущие законодательной, исполнительной и судебной властям на национальном уровне.

Третий этап - этап таможенного союза и включает в себя две стадии: раннюю (1969-1974 гг.) и зрелую (1975-I986 гг.). Ранняя стадия характеризуется единой внешнеторговой политикой и отношении третьих стран и первым расширением интегрированного объединения - в 1973 г. К интеграции присоединяются Дания, Ирландия, Великобритания. В это время возникает совместная деятельность в рамках общих программ: программы по охране окружающей среды, программы научно-технических исследований.

Зрелая стадия известна подписанием Ломейских конвенций. В 1975 г. подписана первая Ломейская конвенция, в 1979 г. - вторая Ломейская конвенция, в 1984 г. - третья Ломейская конвенция.

Все они касались вопросов, связанных с отношениями с развивающимися странами. Количество развивающихся государств, так или иначе сотрудничающих с интеграционной группировкой, в этот период увеличивается с 20 до 66. На этом этапе начинает складываться интеграция в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. введено совместное плавание валют в определенных пределах («валютная земля»), формируются предпосылки единой валютной системы. В 1980 г. к интеграции присоединяются Греция, Португалия, Испания.

Четвертый этап - этап общего рынка (1987 -1992 гг.) - характеризуется ликвидацией барьеров на пути движения товаров, услуг и факторов производства. Этот процесс проходил постепенно - было выдвинуто более 300 инициатив, обеспечивающих свободу передвижения товаров в рамках группировки. Первоначально устранялись физические барьеры (пограничные и таможенные посты), затем технические барьеры (стандартизация, сертификация), наконец фискальные барьеры (различия и налогообложении). На смену согласованной приходит единая политика в ряде отраслей: энергетической, транспортной, коммуникационном.

Пятый этап - этап экономического союза (с 1993 г. и до наших дней). Договор о Европейском союзе подписан в l992 году в Маастрихте 12 странами ЕЭС, вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Цели, указанные в договоре:

1) создание экономического и валютного союза (ЭВС). С 1 января 1994 г. функционирует европейский валютный институт во Франкфурте, его заслуга - евро;

2) единая внешняя политика и общая система безопасности (территориальная целостность, политическая независимость, демократические устои и экономическая стабильность);

3) сотрудничество в правосудии (борьба с наркотиками, предоставление политического убежища);

4) укрепление внутренней демократии стран ЕС и режима прозрачности (работа над союзным гражданством в дополнение к национальному).

Государства ЕС проводят единую политику во многих областях, но особенно в сфере сельского хозяйства. Сельскохозяйственная политика объективно обусловлена спецификой аграрного производства (биологическим фактором, сезонностью, неэластичностью продукции сельского хозяйства по спросу). На сельскохозяйственных рынках государству приходится сталкиваться с альтернативой: либо искусственно поддерживать низкие цены на продовольствие, либо поднимать покупательную способность всего населения до уровня равновесных цен. Выбирая поддержку аграрного товаропроизводителя, государство выплачивает дотации и субсидии, которые обеспечивают среднюю норму прибыли и служат мерой, направленной против оттока капиталов и рабочей силы из аграрного производства. Также принимаются ограниченные квоты и закупка продукции по твердым ценам.

Совместная аграрная политика появилась 14 января 1962 г., тогда создается Европейский фонд ориентации и гарантий сельскохозяйственного производства. В его составе действуют две секции: секция гарантий - финансирует расширение сбыта и формирование рынков сбыта секция ориентации - финансирует совместные предприятия по улучшению условий производства. Наиболее активная роль в Фонде принадлежит Франции и Германии.

Процессы хозяйственного сближения происходят и в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Там насчитывается более 20 региональных группировок. Формы и сферы их сотрудничества разнообразны, и не все группировки имеют интеграционный характер. В основе интеграционных процессов в развивающихся странах лежит стремление правящих кругов объединить свои усилия для преодоления экономической отсталости. Ликвидация тарифов среди экономических группировок развивающихся стран рассматривается как одно из средств индустриализации через региональное замещение импорта путем «обмена» рынков для каждого другого товара. Региональные объединения развивающихся стран иногда преследуют цели экономии иностранной валюты путем учреждения клиринговых союзов.

К числу региональных группировок, имеющих по своим целям интеграционный характер, можно отнести Латиноамериканскую Ассоциацию свободной торговли (ЛАФТА), Андский пакт, Центральноамериканский общий рынок (КАКМ), Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Общий рынок южного конуса (Меркосур).

Интеграционные процессы в Северной Америке имеют отличия от западноевропейской модели. Здесь давно были созданы предпосылки зарождения и развития регионального комплекса на микроуровне или интеграции, обеспечиваемой прямыми иностранными капиталовложениями. Это свободный режим движения через американо-канадскую границу капитала и рабочей силы, неограниченная обратимость валют. Подобный порядок решал целый ряд задач региональной экономической интеграции без всякого договорно-правового оформления. Хотя таможенная регламентация взаимного товарооборота была далека от зоны свободной торговли, она оставляла довольно широкий простор для внутреннего регионального разделения труда. Только в 1988 г. между США и Канадой было подписано соглашение о создании к 1995 г. зоны свободной торговли. В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали соглашение о создании зоны свободной торговли в Северной Америке, которое предусматривает введение в течение 15 лет свободы движения товаров и капиталов между тремя странами.

Развитие интеграционного комплекса в регионе идет в направлении отвечающем интересам более сильной стороны - американским ТНК, капитал которых занимает ведущие позиции в целом ряде отраслей соседних стран 75-80% канадского экспорта, что составляет до 20% ВВП Канады, направляется в США, Для США канадский рынок самый крупный, но его роль несравнима. Туда идет около 25% американского экспорта, но это составляет чуть больше 1% ВВП США, но 15% ВВП Канады. 71% экспорта Мексики связано с США, и только 7% американского экспорта с Мексикой. Значительную часть канадо-американской и мексикано-американской торговли составляют поставки филиалов американских ТНК.

Неравенство сил крупного капитала стран в сочетании со «свободой рук» для частного предпринимательства придают североамериканской интеграции неравный характер. К числу особенностей процесса хозяйственного переплетения относится отсутствие ярко выраженной внешнеполитической координации. В практике отношений североамериканских стран было мало двусторонних соглашений, нет совместных регулирующих институтов, подобных органам ЕС. Слабость «институционального» начала в развитии регионального хозяйственного комплекса не является признаком незрелости интеграции. Она осуществляется здесь в виде заграничного производства американских ТНК, занимающего крупное место в воспроизводственном процессе Канады и Мексики.

Однако стоит сказать о том, что деление мирового хозяйства на интеграционные группировки оказывает противоречивое влияние на процесс интернационализации производства. Образование международных экономических объединений и союзов содействует развитию производственных отношений между странами, входящими в них. Одновременно это создает препятствия экономическим отношениям между странами, принадлежащими к различным группировкам, приводит к концентрации товарных потоков внутри экономических объединений.

Изменение экономического положения ряда стран в мировом хозяйстве, возросшая интенсификация их экономических связей подрывает их первоначальную заинтересованность поддерживать отношения главным образом на блоковой основе. Отсюда их стремление расширить рамки отношений, выйти на контакты с другими объединениями, самостоятельно или в составе всей группировки. В результате данных процессов возникают новые механизмы отношений между отдельными группировками.

Взаимные отношения интеграционных группировок, торговых блоков и отдельных стран в основном охватывают таможенную и кредитную сферы. Например, ЕС проводит беспошлинную торговлю продукцией обрабатывающей промышленности со странами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Заключенные соглашения об ассоциации с большинством стран, ранее входивших в колониальные империи европейских метрополий (66 стран АКТ). Оформлены отношения двустороннего характера с рядом группировок развивающихся стран и отдельными государствами.

Наряду с объединениями в форме таможенных союзов важное место в процессе хозяйственного сближения занимают ассоциации стран-производителей и экспортеров сырья, свободные экономические зоны.

Ассоциации стран-производителей создавались развивающимися странами, так как сырье играет важнейшую роль в экономике многих из них, достигая 80% экспорта отдельных стран и являясь основным источником их валютных поступлений. Ассоциации создавались с целью противовеса мощным ТНК, которые проводили политику поддержания низких цен на сырье. Право на их образование было подтверждено резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН.

Свободные экономические зоны созданы в государствах с различным уровнем экономического развития. Их число превышает несколько сот. Наиболее характерная черта этих зон - практическое отсутствие каких-либо ограничений на деятельность иностранного капитала и, прежде всего, на перевод прибылей и капитала. Свободная зона в наибольшей степени отвечает потребностям ТНК, так как принимающая страна обычно обеспечивает инфраструктуру, начальную подготовку рабочей силы.

Глава 3. Роль таможенного союза в экономике России

3.1. Анализ экономических показателей внешней торговли таможенного союза в 2014 г.

Суммарный объем внешней торговли товарами государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее – ТС и ЕЭП) с третьими странами за январь-декабрь 2014 года составил 868,5 млрд. долл. США, в том числе экспорт товаров – 556,5 млрд. долл., импорт – 312 млрд. долл. По сравнению с январем-декабрем 2013 года объем внешнеторгового оборота сократился на 6,9%, или на 64,5 млрд. долл., экспорт — на 5,3% (на 31,2 млрд. долл.), импорт – на 9,6% (на 33,3 млрд. долл.). Профицит внешней торговли составил 244,5 млрд. долл. против 242,4 млрд. долл. в январе-декабре 2013 года. Данные об объемах внешней торговли ТС и ЕЭП с третьими странами с января 2013 года по декабрь 2014 года представлены на рис. 1.

Данные об объемах внешней торговли ТС и ЕЭП с третьими странами за 2013-2014гг.

Рис. 1. Данные об объемах внешней торговли ТС и ЕЭП с третьими странами за 2013-2014гг.

Вклады государств – членов ТС и ЕЭП в совокупные показатели внешней торговли (в процентах к итогу по ТС и ЕЭП) распределились следующим образом (рис. 2).

Вклады государств – членов ТС и ЕЭП в совокупные показатели внешней торговли

Рис. 2. Вклады государств – членов ТС и ЕЭП в совокупные показатели внешней торговли, %

В товарной структуре экспорта государств – членов ТС и ЕЭП в третьи страны преобладают минеральные продукты (73.3% общего объема экспорта государств – членов ТС и ЕЭП в третьи страны), металлы и изделия из них (7,7%), продукция химической промышленности (5%). Более 80% этих товаров продает на внешнем рынке Российская Федерация. Наибольшую долю в импорте занимают машины, оборудование и транспортные средства (45,5% совокупного импорта), продукция химической промышленности (16,4%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (13,5%). Более 85% объема закупок этих товаров за пределами ТС и ЕЭП осуществляет Российская Федерация

Структуру экспорта и импорта товаров во внешней торговле за 2014 год (в процентах к итогу) характеризует рис. 3.

Структура экспорта и импорта товаров во внешней торговле за 2014 год

Рис. 3. Структура экспорта и импорта товаров во внешней торговле за 2014 год, %

Данные о динамике экспорта и импорта государств – членов ТС и ЕЭП по укрупненным товарным группам представлены в табл. 1 и 2 соответственно.

Таблица 1

Динамика экспорта в 2014 г.

Динамика экспорта в 2014 г.

По сравнению с январем-декабрем 2013 года наблюдалось увеличение объемов экспорта Республики Беларусь при снижении показателя по Российской Федерации и Республике Казахстан. Прирост экспорта Республики Беларусь на 3,5% определило увеличение на 27,2% поставок продукции химической промышленности (доля этих товаров составляет 20,6% общего объема экспорта Республики Беларусь в третьи страны), металлов и изделий из них – на 16,8% (6%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий – на 25% (3,1%) при снижении продаж минеральных продуктов – на 0,6% (54,8%), машин, оборудования и транспортных средств – на 18,3% (6,4%), продовольственных товаров – на 22,5% (3,2%).

Снижение экспорта Республики Казахстан за январь-декабрь 2014 года составило 7,3% к уровню января-декабря 2013 года. Поставки минеральных продуктов сократились на 6,3% (их доля в экспорте Республики Казахстан в третьи страны составила 84%), металлов и изделий из них на 17,6% (7,2%). Одновременно имел место рост экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 5,1% (3,2%), продукции химической промышленности – на 0,8% (0,9%). Объем экспорта Российской Федерации составил 94,7% к январю-декабрю 2013 года.

Динамику показателя определили поставки минеральных продуктов, стоимостной объем которых уменьшился на 6,6% (72,4% общего объема экспорта в третьи страны). Продажи на внешнем рынке металлов и изделий из них возросли на 1,5% (7,9%), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – на 17,6% (3,5%). При этом наблюдалось сокращение экспорта продукции химической промышленности – на 3,1% (5%).

Объемы импорта товаров за январь-декабрь 2014 года по сравнению с январем-декабрем 2013 года сократились по всем государствам – членам ТС и ЕЭП. По Республике Беларусь снижение импорта на 9,1% произошло за счет уменьшения на 21,4% объемов закупок машин, оборудования и транспортных средств (доля в общем объеме импорта из третьих стран составила 38,2%), продукции химической промышленности – на 1% (19,7%), металлов и изделий из них – на 19,4% (7,7%), при увеличении импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 17,7% (19,5%), текстиля, текстильных изделий и обуви – на 2% (5,1%).

Таблица 2

Динамика импорта в 2014 г.

Динамика импорта в 2014 г.

Объем импорта Республики Казахстан составил 88,8% к уровню января-декабря 2013 года. Сократились закупки машин, оборудования и транспортных средств на 10,5% (47% общего объема импорта из третьих стран), продукции химической промышленности – на 11,7% (13,9%),продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – на 3,6% (9,6%). По текстилю, текстильным изделиям и обуви прирост импорта составил 3% (6,5%). Сокращение закупок товаров в третьих странах Российской Федерацией составило 9,5%, из которых по машинам, оборудованию и транспортным средствам – 11,8% (45,9% общего объема импорта из третьих стран), продукции химической промышленности – 7,4% (16,4%), продовольственным товарам – 10% (13,4%), металлам и изделиям из них – 12,1% (6,3%).

По сравнению с январем-декабрем 2013 года величина сальдо изменилась по Республике Беларусь с минус 0,5 до 2 млрд. долл., по Российской Федерации – с 194,3 до 196,3 млрд. долл., по Республике Казахстан – с 48,6 до 46,2 млрд. долл.

Основная доля экспорта государств – членов ТС и ЕЭП (91,4%) приходится на промежуточные товары, из которых энергетические товары занимают 72,1%, прочие промежуточные товары – 19,3%. В импорте государств – членов ТС и ЕЭП преобладают промежуточные (39,5% общего объема импорта) и потребительские (34,9%) товары. Доля инвестиционных товаров составляет 22,2%. Географическое распределение внешней торговли Распределение объемов внешней торговли государств – членов ТС и ЕЭП по группам стран в январе-декабре 2014 года характеризует рис. 4 (указаны: объем, млрд.долл. США / доля группы стран ).

Экспорт и импорт в 2014 г.

Рис. 4. Экспорт и импорт в 2014 г. (объем, млрд.долл. США / доля группы стран, %)

Основным покупателем экспортируемых государствами – членами ТС и ЕЭП товаров выступает Европейский союз (56,5% совокупного экспорта). Среди стран Европейского союза наиболее существенны поставки товаров в Нидерланды (14,1%), Италию (9,5%), Германию (7%), Польшу (3,1%), Соединенное Королевство (2,7%). В страны АТЭС было продано 21,8% экспортируемых товаров, из них в Китай – 8,6%, Японию – 3,7%, Южную Корею – 3,5%. Странам СНГ реализовано 7,1% экспортированных товаров, из них Украине – 4,1%. Экспортные поставки в Турцию составили 4,8% общего объема экспорта государств – членов ТС и ЕЭП. Импортные закупки сосредоточены в странах Европейского союза (43,8% совокупного импорта товаров) и АТЭС (38,6%). Среди европейских стран наибольшие объемы приходятся на Германию (12,1%), Италию (4,8%), Францию (3,9%), Польшу (2,9%).

Из стран АТЭС значимы поставки из Китая (19,4%), Соединенных Штатов (6,7%), Японии (3,9%), Южной Кореи (3,3%). В странах СНГ приобретено 5,7% товаров, из них в Украине 4,4%. На долю Турции приходится 2,6% совокупного импорта государств – членов ТС и ЕЭП. Данные о внешней торговле ТС и ЕЭП по странам – основным торговым партнерам представлены на рис. 5 (рядом с названием страны указан ее удельный вес в общем объеме внешней торговли). (млрд. долл. США)

Данные о внешней торговле ТС и ЕЭП по странам – основным торговым партнерам

Рис. 5. Данные о внешней торговле ТС и ЕЭП по странам – основным торговым партнерам

Объем внешней торговли товарами государств – членов ТС и ЕЭП с Республикой Армения за январь-декабрь 2014 года составил 1 448,1 млн. долл., в том числе экспорт товаров – 1 117,5 млн. долл. (0,2% совокупного экспорта в третьи страны), импорт товаров – 330,6 млн. долл. (0,1% совокупного импорта).

По сравнению с январем-декабрем 2013 года объем внешней торговли увеличился на 3,5%, экспорт – на 8,4%, импорт сократился на 10,3%.

За январь-декабрь 2014 года объем внешней торговли товарами государств – членов ТС и ЕЭП с Кыргызской Республикой составил 2 968,8 млн. долл., в том числе экспорт товаров – 2 537,3 млн. долл. (0,5% совокупного экспорта в третьи страны), импорт товаров – 431,5 млн. долл. (0,1% совокупного импорта). По сравнению с январем-декабрем 2013 года объем внешней торговли сократился на 9,4%, экспорт – на 9,5%, импорт – на 8,9%.

3.2. Перспективы развития таможенного союза в условиях кризиса

С января 2015 г. интеграционные процессы между Белоруссией, Казахстаном, Россией и присоединившейся к ним Арменией регулируются договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (с 25 мая 2015 г. его членом станет Киргизия).

Указанный документ имеет в основном политическое значение, поскольку, несмотря на декларирование углубления интеграции, содержит мало новых положений по сравнению с ранее подписанными соглашениями.

Договор состоит из четырех частей, две из которых — вторая и третья (76 статей из 118) — дублируют соглашения 2009 г. о Таможенном союзе (ТС) и 2011 г. о Едином экономическом пространстве (ЕЭП).

Первая часть, состоящая из 22 статей, помимо определения союза в качестве международной организации региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью, посвящена созданию новых органов, по сути фиксации преемственности уже существующих: Высший Евразийский экономический совет на уровне президентов, Евразийский межправительственный совет на уровне премьеров, Суд Евразийского экономического союза. Евразийская экономическая комиссия остается исполнительным органом интеграционного объединения. Четвертая часть договора, посвященная переходному периоду, содержит новые интеграционные положения. Стороны декларируют необходимость достичь договоренности по самым чувствительным воп­росам — нефти, газу и финансам — к 2025 г., по электроэнергетике — к июлю 2019 г., о снятии взаимных нетарифных ограничений в торговле лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой — к 1 июля 2016 г. и др.

Все переходные положения, за исключением планов создать к 2025 г. союзный финансовый мегарегулятор в Астане, касаются товаров, то есть фактически речь идет о завершении создания таможенного союза.

В современных условиях для России и ее партнеров перспективы международной торгово-экономической интеграции заключаются в развитии сотрудничества по трем направлениям.

Во-первых, это интеграция внутри ЕАЭС с возможным вовлечением новых участников.

Во-вторых, интеграция стран ЕАЭС с третьими странами, не входящими в зону свободной торговли СНГ.

В-третьих, выстраивание отношений со странами СНГ, по тем или иным причинам отказавшимися от перспективы членства в ЕАЭС.

Заключение

В завершении анализа интеграционных процессов в мировой экономике, сделаем краткие выводы.

Интеграция - это объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития.

Практика и теоретические исследования показывают, что расширение рынка через международную интеграцию может приводить к значительной экономии на масштабе производства для стран участниц. При этом они получают дополнительные выгоды в эффективности производства от усиления конкуренции, если страны-члены интеграционного объединения выпускают одинаковый ассортимент продукции. В этих условиях сокращаются относительно неэффективные производства и расширяются более конкурентные.

Международная экономическая интеграция в своём развитии проходит ряд ступеней: зону свободной торговли (ЗСТ); таможенный союз, (ТС); единый рынок (ЕР); экономический союз (ЭС); полная экономическая интеграция.

У всех ступеней интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры; в то же время каждая ступень имеет специфические черты.

В промышленно развитых странах интеграционные процессы получили наибольшее развитие в Западной Европе (Европейский Союз) и в Северной Америке (Североамериканская ассоциация свободной торговли - НАФТА).

Эволюция промышленно развитых стран демонстрирует необходимость интеграции и для стран с переходной экономикой, что особенно важно в период вступления в качественно новую эпоху развития мировой экономики - эпоху глобализации.

Таким образом, мировые экономические взаимоотношения, проявляющиеся в международном переплетении капитала, разделении труда, интеграции, привели к усилению взаимосвязей хозяйств различных стран.

В современных условиях для России и ее партнеров перспективы международной торгово-экономической интеграции заключаются в развитии сотрудничества по трем направлениям.

Во-первых, это интеграция внутри ЕАЭС с возможным вовлечением новых участников. Во-вторых, интеграция стран ЕАЭС с третьими странами, не входящими в зону свободной торговли СНГ. В-третьих, выстраивание отношений со странами СНГ, по тем или иным причинам отказавшимися от перспективы членства в ЕАЭС.

Список использованных источников

1. Борко Ю. Европейский союз: углубление и расширение интеграции // МЭиМО. - 2012. - №8.

2. Ефремова Н.А. Международная экономическая интеграция государств в эпоху глобализации // Юриспруденция. 2011. №12

3. Кнобель А.Ю. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия // Вопросы экономики. - №3. – С.87-108.

4. Лицарева Е. Ю. Экономическая интеграция на Европейском континенте и в Азиатско-тихоокеанском регионе во второй половине ХХ в. – Томск: Изд-во ТГУ, 2014 .

5. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.К.Шуркалина, Н.С.Цыпиной. - М.: Логос, 2014.

6. Мировая экономика и международный бизнес / под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. М., 2011.

7. Раджабова З.К. Мировая экономика: учебник - 2-е изд., испр. / З.К.Раджабова. - М.: Инфра-М, 2012.

8. Соколинская Л.С. Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей // Век глобализации. 2011. №7.

9. Шемятенков В. Г. Европейская интеграция / В. Г. Шемятенков. – М.: Междунар. отношения, 2013.

10. Шкундин М.З. Глобализация и современные международные отношения // Век глобализации. 2011. №5.

11. Ravenhill J. Аpec and the construction of pacific rim regionalism / J. Ravenhill. – Cambridge Univ. Press, 2010.

12. http://www.eurasiancommission.org/ - Евразийская экономическая комиссия