Исследовательский проект для младшей группы
детского сада "Сад и огород на подоконнике"


Проект «Сад и огород на подоконнике» - познавательно-исследовательский, групповой, участники проекта – дети, воспитатели, родители. Проект создавали двое: ФИО, которая участвовала в подготовке и проведении всех мероприятий, связанных с реализацией посадки овощей, уходу за ними и наблюдении; ФИО, которая готовила и составляла все тематические занятия по теме овощей, игры, физкультминутка, стихи и занималась подготовкой праздника на заключительном этапе проекта.

Проблема проекта: дети младшей группы имеют недостаточное представление об овощах, о том, где они растут, как за ними ухаживать, и их роли в сохранении и укреплении здоровья.

Цель: Расширять и обогащать знания детей об овощах, учить различать и правильно называть овощи по цвету, форме, характерным особенностям; способствовать развитию зрительного восприятия.

Задачи:

· Дать представления детям о значении понятия «Овощи»;

· Дать представление детям об уходе за растениями, об основах экологии;

· Учить узнавать и называть корнеплоды по их внешним признакам;

· Развивать познавательные способности детей;

· Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности;

На подготовительном (организационном) этапе были решены следующие задачи:

• Подбор информации (загадки, стихи, песни);

• Рассматривание иллюстраций на тему: «Овощи»;

• Чтение художественной литературы об овощах;

• Тематические игры, посвященные овощам;

• Проведение беседы с родителями для их участия в конкурсе: «Чудеса огорода»;

• Подготовка почвы, семян и лотков.

В период исследовательского этапа (реализации проекта) с детьми проводились следующие мероприятия:

-Организация и проведение занятия: «Огород на окне».

Посадка овощей: лука, чеснока, фасоли.

-Проведение наблюдений за ростом растений с зарисовкой изменений в росте.

-Посадка овощей дома с родителями.

-Уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы) .

- Подбор и чтение художественной литературы.

-Подбор и отгадывание загадок по теме «Овощи».

- Организация и проведение занятия по рисованию: «Однажды хозяйка с базара пришла… » (с использованием трафаретов)

- Организация и проведение занятий по аппликации: «Бедный зайчик заболел – Ничего с утра не ел… », «Консервируем овощи».

- Организация и проведение занятий по лепке: «Овощи большие и маленькие».

- Инсценирование песни «Огородная-хороводная»

-Организация и проведение дидактических игр для закрепления знаний об овощах: «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Ботаническое лото», «Лото Дары лета», «Что сажают в огороде», «Чья это тень», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Четвертый - лишний», «Занимательные квадраты», «Игра в слова».

- Оформление огорода в стиле маленького сельского дворика (дачи, где живут дедушка и бабушка). Они «выращивают» овощи на грядках. Дети в игровой форме знакомятся с бытом и хозяйством, обитателями сельского дворика, с орудиями труда, сельскохозяйственной техникой, наблюдают за ростом растений.

На этапе исследовательского проекта была решена также задача коммуникативной деятельности, которая позволила детям больше общаться и обсуждать новые знания об окружающем мире и экологии.

С ребятами были проведены следующие занятия:

Работа с детьми:

Лепка «Овощи большие и маленькие».

Задачи:

Закрепить знания детей об овощах. Упражнять в умении лепить предметы круглой формы, разной величины. Учить передавать впечатления от окружающего мира.

Ход занятия:

Поговорить с детьми об овощах. Рассмотреть их, сравнить по величине (лук большой и маленький). Предложить вспомнить и показать руками в воздухе, как лепить предметы круглой формы.

Выполнение работы детьми. Индивидуальная помощь тем детям, которые испытывают затруднения. В конце занятия положительная оценка, обратить внимание на лучшие работы.

Аппликация «Бедный зайчик заболел – ничего с утра не ел… », «Консервируем овощи»

Задачи:

Закрепить знания детей об овощах. Закреплять знания о форме, величине. Упражнять в правильном использовании приемов наклеивания.

Ход занятия:

Вызвать у детей желание помочь игровому персонажу – зайчику (накормить его морковкой, - бабушке (помочь засолить помидоры и огурцы). Обратить внимание детей на то, что нужно правильно располагать и приклеивать формы, стараться аккуратно пользоваться клеем.

Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла… »

Задачи:

Вызвать у детей интерес к деятельности взрослых при покупке овощей на базаре. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, учить передавать ее особенности в рисунке.

Ход занятия:

Задать детям вопросы детям: - Ребята, вы ходили с мамой на базар?

- Какие овощи вы там покупали?

- В чем вы несли овощи домой?

- Хотите услышать историю о том, как одна хозяйка ходила на базар за овощами? Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

- Какие овощи вы любите больше всего?

Все овощи вкусные и полезные. Для того чтобы они больше не спорили давайте мы их все нарисуем. Дети по трафаретам обводят форму овоща, который выбирают сами, раскрашивают карандашами, не выходя за контур.

Далее с детьми была проведена посадка лука, чеснока, фасоли.

Задачи:

• Учить детей узнавать овощи – лук, чеснок, фасоль.

• Закрепить знания о потребностях растения в земле, воде, свете.

• Показать и рассказать детям для чего и как сажают эти овощи.

• Закрепить представление о последовательности трудового процесса.

• Развивать речь детей и активизировать их словарь.

• Воспитывать желание самим выращивать овощи.

Цель труда – проросший лук. Предмет труда – луковица. Материал – земля в горшке. Инструменты – палочка для рыхления, лейка с водой. Трудовые действия – ямка в земле и полив луковицы. Результат - проросший лук.

Ход занятия:

На занятие приходит игровой персонаж – внучка и говорит, что заболела. Доктор посоветовал принимать витамины, есть больше овощей. В каких продуктах есть витамины? (В овощах). Рассматривание овощей (лука, чеснока, фасоли). Какой (-ая) он (она? Где растут овощи? (На грядках) Что нужно для того, чтобы вырастить овощи? (свет, тепло, почва, вода). Какой уход требуется овощам? Показ и рассматривание схем «Что нужно для роста растений» и модели посадки растений.

Трудовая деятельность детей выражается в посадке лука, чеснока и фасоли, а также в поливке и уходу за растениями.

Дети сажают растения под руководством воспитателя.

Результат труда будет отсрочен. Необходимо фиксировать рост лука, чеснока, фасоли рисунками.

Рассматривание овощей, наблюдения за растениями, растущими на «огороде».

Задачи:

-Закрепить знания детей об овощах.

-Дать знания о том, что растения нуждаются в уходе.

-Рассмотреть с детьми посаженные растения, отметить изменения в их росте. Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.

-Воспитывать бережное отношение к растениям и желание за ними ухаживать.

Ход занятия:

Проведение игры «Овощи в корзинке». Ребенку предлагается самостоятельно назвать овощи и вставить в корзинку.

Игра «Угадай загадку». Взрослый загадывает загадку, ребенок, отгадав, показывает нужную карточку с изображением овоща.

Загадки:

1. Сидит дед, в сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

2. Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец) 3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь) 4. Под землей птица гнездо свила и яиц снесла. (Картофель)

5. Красненьки сапожки-в земле и в лукошке. (Свекла)

6. Цветки желты, плоды зелены, а созреют – покраснеют. (Помидор)

7. Промеж гор, промеж дол лежит пан – синий кафтан. (Баклажан)

8. Телятки гладки, привязаны к грядке. (Кабачек)

Физминутка.

Воспитатель напоминает, что фрукты растут в саду на деревьях, а овощи в огороде на грядках. После этого педагог вразнобой называет овощи и фрукты, а дети, услышав название фрукта, встают на носочки, поднимают руки вверх; а, услышав название овоща, приседают, одновременно проговаривая, что и где растет.

Рассматривание и называние овощей растущих на огороде (лук, чеснок, фасоль, перец). Беседа о том, что за растениями необходим уход.

В период проекта проходило инсценирование песни "Огородная-хороводная" музыка Б. Можжевелова

слова А. Пассовой

Есть у нас огород

И капуста там растёт.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты капуста к нам спеши и немножко попляши.

А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)

Есть у нас огород

Там морковка растёт.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты морковка к нам спеши и немножко попляши.

А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)

Есть у нас огород

Там зелёный лук растёт.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты лучок сюда спеши и немножко попляши.

А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)

Есть у нас грузовик

Он не мал, не велик.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.

А потом не зевай, увози наш урожай. (2 раза)

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с песнями.

• Выучить песню под руководством воспитателя и драматизировать её.

• Вызвать у детей положительные эмоции от инсценирования песни, закрепить знания об овощах.

Материал: Шапочки – маски капуста, морковка, зеленый лук.

Методические приемы:

Выучить песню вместе с ребятами. Затем инсценировать ее, используя шапочки - маски. Вызвать у детей положительные эмоции от исполнения песни, закрепить знания детей об овощах.

Дополнительные мероприятия:

Чтение стихотворений об овощах.

Отгадывание загадок об овощах.

Работа с родителями:

-Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород на окне» для закрепления знаний о растениях (овощах, которые можно вырастить.

-Предложить родителям совместно с детьми сделать поделки из овощей и принести на выставку в детский сад.

На заключительном этапе в детском саду была проведена выставка поделок из овощей и фруктов и показан огород, который был выращен. Этому был посвящен праздник.

Дети оформили огород на окошке как ферму.

Дети выучила по маленькой строчке стихотворения:

Праздник «Огород на окне»

За широкими полями,

За далекими лесами

Есть деревня, огород,

Дед и Баба там живет.

Очень любят дед и баба

Выращивать продукты

И у них, там растут

Овощи и фрукты.

Пес Дружок у них живет

Охраняет огород.

Ну а кот Тимофей

Их спасает от мышей.

Летом их огород

Плодоносит и растет.

Есть капуста и укроп,

Огурцы, морковка,

Помидоры, кабачки,

Баклажаны, свекла.

И в деревне, и на даче

Все сажают огород

Потому, что витамины

Нужны людям круглый год.

Дед и бабушка вдвоем грядки поливают,

Собирают урожай, банки закрывают.

И гостей они всегда ласково встречают

И закрутками своими всех их угощают.

Что же можем на окне вырастить мы с вами?

Это Вы увидите - посмотрите сами.

Это наш огород,

Здесь у нас фасоль растет.

Расщепи 2 половинки

Что внутри?

- Фасолек спинки.

Еще растут чеснок и лук

Они помогут от недуг.

Луковица золотая

Круглая, литая.

Есть у ней один секрет –

Нас спасет она от бед:

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый лук!

Чеснока душистый зубчик

Мы с тобой положим в супчик

Даст он супу аромат,

Станет суп вкусней стократ.

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

Мы его сажали вместе – это очень интересно.

На четвертом этапе - этапе выхода на новую проектную деятельность мы вышли на новый проект – «Разбей сад на участке около детского сада».

Время проведения весна.

Цель – научить детей любить цветы и ухаживать за ними.

Задачи:

- подготовить грядки под цветы;

- высадить луковицы цветов;

- наблюдать за ростом цветов и появлением бутонов.

Планируемый результат:

- дети познакомятся с миром цветов и экологией;

- поймут, что цветку лучше жить в земле, чем быть сорванным.

Перечислим виды направлений развития и видов деятельности в нашем проекте «Сад и огород на окошке»:

Познавательное развитие

1.​ Наблюдение за растениями;

Задачи:

-Закрепить знания детей об овощах.

-Дать знания о том, что растения нуждаются в уходе.

-Рассмотреть с детьми посаженные растения, отметить изменения в их росте. Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.

-Воспитывать бережное отношение к растениям и желание за ними ухаживать.

Речевое развитие

1.Обсуждение овощей, которые растут на даче у бабушки и дедушке, скороговорки, загадки, стихи.

Задачи:

- развитие речи детей;

- тренировка заучивания стихотворений.

2. Чтение художественной литературы (по теме проекта)

Задачи:

- закрепить знания детей об овощах.

- вызвать интерес к экологическим проблемам.

Физическое воспитание.

1. Подвижные игры и физкультминутки.

Задачи:

- в форме подвижной игровой деятельности усваивать знания об овощах.

Художественное развитие

1. Рисунки о росте растений.

Задачи:

- закрепить знания о росте растений.

2. Поделки из овощей и фруктов.

Задачи:

- развитие эстетических качеств путем моделирования фигурок из необычных материалов.

Планируемый результат:

В результате проекта у детей улучшится экологическое образование, отношение к природе, они научатся сажать растения и ждать результата, овладеют навыком ухода за растениями, в группе сформируются коммуникативные навыки и общее дело.

В нашем проекте участие родителей предусматривало следующие роли:

- родители пытались дома также разбить небольшой огород.

- выполняли поделки вместе с детьми.

- пришли на просмотр огорода, когда растения у детей в группе выросли.

Таблица 1

Планирование этапов проекта

Этапы проекта

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Деятельность родителей

1.Организационный

Методика

развития речи

Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей

Участие в обсуждении и чтении стихов и книг об овощах и огороде.

Чтение книг

Методика экологического образования

Дать знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. Расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лука, чеснока, фасоли, перца, их строении и условиях, необходимых для их роста

Участие в играх и занятиях о растениях

Обсуждение ухода за овощами.

2. Реализация проекта

Методика

развития речи

Стихи, рассказы.

Чтение стихов

Чтение книг

Методика экологического образования

Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.

Высадка, чеснока, лука и фасоли, поливка, ожидание всходов, уход за своим огородом

Пытаются тоже вырастить огород на окне

Методика математического развития

Дети учатся порядковому счету

Счет семян, счет лотков и счет показавшихся ростков.

Родители спрашивают детей, сколько они посадили и сколько взошло.

3. Заключительный этап

Методика

развития речи

Разучивание стихов с детьми, обсуждение результатов

Дети учат и рассказывают стихи

Родители помогают

Методика экологического образования

Подготовка праздника для демонстрации огорода детей их родителям

Готовятся представить огород родителям, смотрят ростки.

Родители вместе с детьми делают поделки для праздника

4. Этап выхода на новую тему проекта

Тема нового проекта: «Сад во дворе детского сада»

Цель нового проекта: научить детей любить цветы и ухаживать за ними

Методическое обеспечение проекта

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:Мозаика-синтез, 2010.-112с.

2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.

3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! » Часть1. СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович СПб.: Детство – Пресс, 2004

5. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» -М.: Просвещение, 1991.

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. /авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.-М.: АРКТИ, 2004.

7. Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» М.: Просвещение, 1992.

8. Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они? » М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.