Проект «Сад и огород на подоконнике» - познавательно-исследовательский, групповой, участники проекта – дети, воспитатели, родители. Проект создавали двое: ФИО, которая участвовала в подготовке и проведении всех мероприятий, связанных с реализацией посадки овощей, уходу за ними и наблюдении; ФИО, которая готовила и составляла все тематические занятия по теме овощей, игры, физкультминутка, стихи и занималась подготовкой праздника на заключительном этапе проекта.
Проблема проекта: дети младшей группы имеют недостаточное представление об овощах, о том, где они растут, как за ними ухаживать, и их роли в сохранении и укреплении здоровья.
Цель: Расширять и обогащать знания детей об овощах, учить различать и правильно называть овощи по цвету, форме, характерным особенностям; способствовать развитию зрительного восприятия.
Задачи:
· Дать представления детям о значении понятия «Овощи»;
· Дать представление детям об уходе за растениями, об основах экологии;
· Учить узнавать и называть корнеплоды по их внешним признакам;
· Развивать познавательные способности детей;
· Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности;
На подготовительном (организационном) этапе были решены следующие задачи:
• Подбор информации (загадки, стихи, песни);
• Рассматривание иллюстраций на тему: «Овощи»;
• Чтение художественной литературы об овощах;
• Тематические игры, посвященные овощам;
• Проведение беседы с родителями для их участия в конкурсе: «Чудеса огорода»;
• Подготовка почвы, семян и лотков.
В период исследовательского этапа (реализации проекта) с детьми проводились следующие мероприятия:
-Организация и проведение занятия: «Огород на окне».
Посадка овощей: лука, чеснока, фасоли.
-Проведение наблюдений за ростом растений с зарисовкой изменений в росте.
-Посадка овощей дома с родителями.
-Уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы) .
- Подбор и чтение художественной литературы.
-Подбор и отгадывание загадок по теме «Овощи».
- Организация и проведение занятия по рисованию: «Однажды хозяйка с базара пришла… » (с использованием трафаретов)
- Организация и проведение занятий по аппликации: «Бедный зайчик заболел – Ничего с утра не ел… », «Консервируем овощи».
- Организация и проведение занятий по лепке: «Овощи большие и маленькие».
- Инсценирование песни «Огородная-хороводная»
-Организация и проведение дидактических игр для закрепления знаний об овощах: «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Ботаническое лото», «Лото Дары лета», «Что сажают в огороде», «Чья это тень», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Четвертый - лишний», «Занимательные квадраты», «Игра в слова».
- Оформление огорода в стиле маленького сельского дворика (дачи, где живут дедушка и бабушка). Они «выращивают» овощи на грядках. Дети в игровой форме знакомятся с бытом и хозяйством, обитателями сельского дворика, с орудиями труда, сельскохозяйственной техникой, наблюдают за ростом растений.
На этапе исследовательского проекта была решена также задача коммуникативной деятельности, которая позволила детям больше общаться и обсуждать новые знания об окружающем мире и экологии.
С ребятами были проведены следующие занятия:
Работа с детьми:
Лепка «Овощи большие и маленькие».
Задачи:
Закрепить знания детей об овощах. Упражнять в умении лепить предметы круглой формы, разной величины. Учить передавать впечатления от окружающего мира.
Ход занятия:
Поговорить с детьми об овощах. Рассмотреть их, сравнить по величине (лук большой и маленький). Предложить вспомнить и показать руками в воздухе, как лепить предметы круглой формы.
Выполнение работы детьми. Индивидуальная помощь тем детям, которые испытывают затруднения. В конце занятия положительная оценка, обратить внимание на лучшие работы.
Аппликация «Бедный зайчик заболел – ничего с утра не ел… », «Консервируем овощи»
Задачи:
Закрепить знания детей об овощах. Закреплять знания о форме, величине. Упражнять в правильном использовании приемов наклеивания.
Ход занятия:
Вызвать у детей желание помочь игровому персонажу – зайчику (накормить его морковкой, - бабушке (помочь засолить помидоры и огурцы). Обратить внимание детей на то, что нужно правильно располагать и приклеивать формы, стараться аккуратно пользоваться клеем.
Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла… »
Задачи:
Вызвать у детей интерес к деятельности взрослых при покупке овощей на базаре. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, учить передавать ее особенности в рисунке.
Ход занятия:
Задать детям вопросы детям: - Ребята, вы ходили с мамой на базар?
- Какие овощи вы там покупали?
- В чем вы несли овощи домой?
- Хотите услышать историю о том, как одна хозяйка ходила на базар за овощами? Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
- Какие овощи вы любите больше всего?
Все овощи вкусные и полезные. Для того чтобы они больше не спорили давайте мы их все нарисуем. Дети по трафаретам обводят форму овоща, который выбирают сами, раскрашивают карандашами, не выходя за контур.
Далее с детьми была проведена посадка лука, чеснока, фасоли.
Задачи:
• Учить детей узнавать овощи – лук, чеснок, фасоль.
• Закрепить знания о потребностях растения в земле, воде, свете.
• Показать и рассказать детям для чего и как сажают эти овощи.
• Закрепить представление о последовательности трудового процесса.
• Развивать речь детей и активизировать их словарь.
• Воспитывать желание самим выращивать овощи.
Цель труда – проросший лук. Предмет труда – луковица. Материал – земля в горшке. Инструменты – палочка для рыхления, лейка с водой. Трудовые действия – ямка в земле и полив луковицы. Результат - проросший лук.
Ход занятия:
На занятие приходит игровой персонаж – внучка и говорит, что заболела. Доктор посоветовал принимать витамины, есть больше овощей. В каких продуктах есть витамины? (В овощах). Рассматривание овощей (лука, чеснока, фасоли). Какой (-ая) он (она? Где растут овощи? (На грядках) Что нужно для того, чтобы вырастить овощи? (свет, тепло, почва, вода). Какой уход требуется овощам? Показ и рассматривание схем «Что нужно для роста растений» и модели посадки растений.
Трудовая деятельность детей выражается в посадке лука, чеснока и фасоли, а также в поливке и уходу за растениями.
Дети сажают растения под руководством воспитателя.
Результат труда будет отсрочен. Необходимо фиксировать рост лука, чеснока, фасоли рисунками.
Рассматривание овощей, наблюдения за растениями, растущими на «огороде».
Задачи:
-Закрепить знания детей об овощах.
-Дать знания о том, что растения нуждаются в уходе.
-Рассмотреть с детьми посаженные растения, отметить изменения в их росте. Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.
-Воспитывать бережное отношение к растениям и желание за ними ухаживать.
Ход занятия:
Проведение игры «Овощи в корзинке». Ребенку предлагается самостоятельно назвать овощи и вставить в корзинку.
Игра «Угадай загадку». Взрослый загадывает загадку, ребенок, отгадав, показывает нужную карточку с изображением овоща.
Загадки:
1. Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
2. Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец) 3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь) 4. Под землей птица гнездо свила и яиц снесла. (Картофель)
5. Красненьки сапожки-в земле и в лукошке. (Свекла)
6. Цветки желты, плоды зелены, а созреют – покраснеют. (Помидор)
7. Промеж гор, промеж дол лежит пан – синий кафтан. (Баклажан)
8. Телятки гладки, привязаны к грядке. (Кабачек)
Физминутка.
Воспитатель напоминает, что фрукты растут в саду на деревьях, а овощи в огороде на грядках. После этого педагог вразнобой называет овощи и фрукты, а дети, услышав название фрукта, встают на носочки, поднимают руки вверх; а, услышав название овоща, приседают, одновременно проговаривая, что и где растет.
Рассматривание и называние овощей растущих на огороде (лук, чеснок, фасоль, перец). Беседа о том, что за растениями необходим уход.
В период проекта проходило инсценирование песни "Огородная-хороводная" музыка Б. Можжевелова
слова А. Пассовой
Есть у нас огород
И капуста там растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты капуста к нам спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
Есть у нас огород
Там морковка растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты морковка к нам спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
Есть у нас огород
Там зелёный лук растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты лучок сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай, увози наш урожай. (2 раза)
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с песнями.
• Выучить песню под руководством воспитателя и драматизировать её.
• Вызвать у детей положительные эмоции от инсценирования песни, закрепить знания об овощах.
Материал: Шапочки – маски капуста, морковка, зеленый лук.
Методические приемы:
Выучить песню вместе с ребятами. Затем инсценировать ее, используя шапочки - маски. Вызвать у детей положительные эмоции от исполнения песни, закрепить знания детей об овощах.
Дополнительные мероприятия:
Чтение стихотворений об овощах.
Отгадывание загадок об овощах.
Работа с родителями:
-Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород на окне» для закрепления знаний о растениях (овощах, которые можно вырастить.
-Предложить родителям совместно с детьми сделать поделки из овощей и принести на выставку в детский сад.
На заключительном этапе в детском саду была проведена выставка поделок из овощей и фруктов и показан огород, который был выращен. Этому был посвящен праздник.
Дети оформили огород на окошке как ферму.
Дети выучила по маленькой строчке стихотворения:
Праздник «Огород на окне»
За широкими полями,
За далекими лесами
Есть деревня, огород,
Дед и Баба там живет.
Очень любят дед и баба
Выращивать продукты
И у них, там растут
Овощи и фрукты.
Пес Дружок у них живет
Охраняет огород.
Ну а кот Тимофей
Их спасает от мышей.
Летом их огород
Плодоносит и растет.
Есть капуста и укроп,
Огурцы, морковка,
Помидоры, кабачки,
Баклажаны, свекла.
И в деревне, и на даче
Все сажают огород
Потому, что витамины
Нужны людям круглый год.
Дед и бабушка вдвоем грядки поливают,
Собирают урожай, банки закрывают.
И гостей они всегда ласково встречают
И закрутками своими всех их угощают.
Что же можем на окне вырастить мы с вами?
Это Вы увидите - посмотрите сами.
Это наш огород,
Здесь у нас фасоль растет.
Расщепи 2 половинки
Что внутри?
- Фасолек спинки.
Еще растут чеснок и лук
Они помогут от недуг.
Луковица золотая
Круглая, литая.
Есть у ней один секрет –
Нас спасет она от бед:
Может вылечить недуг
Вкусный и душистый лук!
Чеснока душистый зубчик
Мы с тобой положим в супчик
Даст он супу аромат,
Станет суп вкусней стократ.
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
Мы его сажали вместе – это очень интересно.
На четвертом этапе - этапе выхода на новую проектную деятельность мы вышли на новый проект – «Разбей сад на участке около детского сада».
Время проведения весна.
Цель – научить детей любить цветы и ухаживать за ними.
Задачи:
- подготовить грядки под цветы;
- высадить луковицы цветов;
- наблюдать за ростом цветов и появлением бутонов.
Планируемый результат:
- дети познакомятся с миром цветов и экологией;
- поймут, что цветку лучше жить в земле, чем быть сорванным.
Перечислим виды направлений развития и видов деятельности в нашем проекте «Сад и огород на окошке»:
Познавательное развитие
1. Наблюдение за растениями;
Задачи:
-Закрепить знания детей об овощах.
-Дать знания о том, что растения нуждаются в уходе.
-Рассмотреть с детьми посаженные растения, отметить изменения в их росте. Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.
-Воспитывать бережное отношение к растениям и желание за ними ухаживать.
Речевое развитие
1.Обсуждение овощей, которые растут на даче у бабушки и дедушке, скороговорки, загадки, стихи.
Задачи:
- развитие речи детей;
- тренировка заучивания стихотворений.
2. Чтение художественной литературы (по теме проекта)
Задачи:
- закрепить знания детей об овощах.
- вызвать интерес к экологическим проблемам.
Физическое воспитание.
1. Подвижные игры и физкультминутки.
Задачи:
- в форме подвижной игровой деятельности усваивать знания об овощах.
Художественное развитие
1. Рисунки о росте растений.
Задачи:
- закрепить знания о росте растений.
2. Поделки из овощей и фруктов.
Задачи:
- развитие эстетических качеств путем моделирования фигурок из необычных материалов.
Планируемый результат:
В результате проекта у детей улучшится экологическое образование, отношение к природе, они научатся сажать растения и ждать результата, овладеют навыком ухода за растениями, в группе сформируются коммуникативные навыки и общее дело.
В нашем проекте участие родителей предусматривало следующие роли:
- родители пытались дома также разбить небольшой огород.
- выполняли поделки вместе с детьми.
- пришли на просмотр огорода, когда растения у детей в группе выросли.
Таблица 1
Планирование этапов проекта
Этапы проекта |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Деятельность родителей |
1.Организационный |
|||
Методика развития речи |
Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей |
Участие в обсуждении и чтении стихов и книг об овощах и огороде. |
Чтение книг |
Методика экологического образования |
Дать знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. Расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лука, чеснока, фасоли, перца, их строении и условиях, необходимых для их роста |
Участие в играх и занятиях о растениях |
Обсуждение ухода за овощами. |
2. Реализация проекта |
|||
Методика развития речи |
Стихи, рассказы. |
Чтение стихов |
Чтение книг |
Методика экологического образования |
Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. |
Высадка, чеснока, лука и фасоли, поливка, ожидание всходов, уход за своим огородом |
Пытаются тоже вырастить огород на окне |
Методика математического развития |
Дети учатся порядковому счету |
Счет семян, счет лотков и счет показавшихся ростков. |
Родители спрашивают детей, сколько они посадили и сколько взошло. |
3. Заключительный этап |
|||
Методика развития речи |
Разучивание стихов с детьми, обсуждение результатов |
Дети учат и рассказывают стихи |
Родители помогают |
Методика экологического образования |
Подготовка праздника для демонстрации огорода детей их родителям |
Готовятся представить огород родителям, смотрят ростки. |
Родители вместе с детьми делают поделки для праздника |
4. Этап выхода на новую тему проекта |
Тема нового проекта: «Сад во дворе детского сада» Цель нового проекта: научить детей любить цветы и ухаживать за ними |
Методическое обеспечение проекта
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:Мозаика-синтез, 2010.-112с.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! » Часть1. СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович СПб.: Детство – Пресс, 2004
5. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» -М.: Просвещение, 1991.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. /авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.-М.: АРКТИ, 2004.
7. Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» М.: Просвещение, 1992.
8. Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они? » М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.