Наше здоровье - в наших руках


Проект «Наше здоровье – в наших руках» - тематический исследовательский проект, групповой, участники проекта – дети, воспитатели, родители. Проект создавали двое воспитателей: ФИО, которая участвовала в подготовке и проведении всех мероприятий, связанных с реализацией проекта; ФИО, которая готовила и составляла все тематические занятия по теме здоровья, игры, физкультминутка, стихи и занималась подготовкой праздника на заключительном этапе проекта.

Проблема проекта: дети в детском саду имеют недостаточное представление о правильном питании, о витаминах, о вредных привычках, как ухаживать за здоровьем, и их собственные роли в сохранении и укреплении здоровья.

Основой для выбора проекта стала одна из утренних бесед с детьми, когда мы прочли стихотворение С. Я. Маршака «Про девочку, которая плохо кушала». После прочитанного дети долго обсуждали, что девочка была не права и почему. На следующий вопрос: «Чем полезны продукты, от которых отказалась девочка?» дети затруднились в полном ответе на поставленный вопрос.

Дети были удивлены, оказывается, они мало знают о пользе или вреде различных продуктов. Решением было запустить проект, который был назван «Наше здоровье – в наших руках».

Цель: формировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье.

Практическая значимость проекта заключается в том, чтобы воспитать у детей правильное отношение к питанию как составной части сохранения и укрепления своего здоровья; сформировать у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье.

Задачи:

-учить дошкольников понимать, что такое здоровье, знать, как поддержать и сохранить его (от правильного питания зависит здоровье человека; соблюдение правил здорового питания позволяет избежать тяжелых заболеваний);

-учить детей характеризовать значение функции питания для организма человека; называть основные группы полезных продуктов, которые необходимо употреблять в пищу;

-совершенствовать культурно-гигиенические навыки.

Представления в области культуры питания;

-обеспечить условия для усвоения детьми правил здорового питания.

-вызвать интерес у родителей к проблеме здорового питания, о важности взаимосвязи питания и здоровья человека.

На подготовительном (организационном) этапе были решены следующие задачи:

  • Опрос детей;
  • Анкетирование родителей
  • Проведение беседы с родителями «Здоровое питание в семье»;
  • Проведение выставки в детском саду совместно с родителями «Мое любимое блюдо»;
  • Подбор информации о здоровом образе жизни, пополнение библиотеки (загадки, стихи, песни).

В период реализации проекта с детьми проводились следующие мероприятия:

- Родителями были сделаны своими руками совместно с детьми плакаты, альбомы и книги. Все это помогало ребятам в поиске нужной информации. После просмотра и чтения книг дети вспоминали мультфильмы и передачи на похожие темы. Они пересказывали запомнившиеся ими сюжеты и обсуждали их вместе с товарищами.

- После просматривания и чтения различной литературы дети пробовали себя в роли поэтов, складывая небольшие стишки. Эти небольшие стишки мы записывали в книгу «Стихи для Бифи». Вот некоторые из них.


*** ***
Чтобы спортом заниматься, Я морковку буду есть,
Надо правильно питаться. Буквы все могу прочесть.
*** ***
Мы выращиваем лук, Дружно яблоки едим,
Он спасет от всех недуг. Заболеть мы не хотим.
*** ***
Буду пить я молоко, Кашу любим кушать мы,
Чтобы бегать далеко. И здоровья все полны.

-дополнили зону познавательной деятельности различными дидактическими и настольными играми, как фабричными, так и сделанными своими руками («Зуб Неболей-ка», «Как избежать неприятностей», «Валеология», «Опасно-безопасно», «Съедобно-несъедобно», «Путь к здоровью», «Четвертый лишний», «Свари суп», «Дары лета», «Аскорбинка и его друзья», «Путешествие хлебного комочка», «Пирамида здоровья» и др. );

- дополнили зону познавательной деятельности наглядным материалом (плакаты, папки передвижки, иллюстрации, картинки, фотографии), например, наглядным пособием «Путешествие сока по организму»;

- была проведена экскурсия в пищеблок и медицинский кабинет;

- На протяжении всего проекта мы совместно с детьми готовили необходимые демонстрационные материалы и атрибуты для игр. Так нами было сделано наглядное пособие «Чем полезен витамин?», выполнена коллективная аппликация в стиле коллаж «Продукты питания», напольная игра «Путь к здоровью».

Наглядный материал «Чем полезен витамин?»

Цель: Закрепить знание детей о пользе: витаминов, продуктов, в которых они содержатся и их значении для здоровья человека.

Аппликация в стиле коллаж «Продукты питания»

Цель: Формировать представление о полезных для здоровья продуктах, пользе овощей и фруктов. Помочь детям понять, что часто рекламирующиеся продукты не самые полезные.

В самостоятельной деятельности воспитанники нашей группы активно выполняли различные творческие задания - рисовали, лепили, раскрашивали. С желанием и интересом играли в дидактические игры, самостоятельно контролируя правильность выполнения правил.

Игра «Полезно - неполезно»

Цель: Обогащать представление детей о продуктах для здорового образа жизни. Научить детей осознанно подходить к своему питанию.

Художественное творчество «Фрукты, ягоды»

Цель: Познакомить детей с полезными свойствами фруктов и ягод. Развивать мелкую моторику рук. Учить работать коллективно.

Игра «Угадай на вкус»

Цель: Учить приемам обследования, включая различные анализаторы – обоняние, вкусовые. Воспитывать гигиену питания.

Игра «Путешествие хлебного комочка»

Цель: Расширить знание о питании и его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания. Познакомить с системой пищеварения. Воспитывать осознанное отношение к здоровью.

Игра «Свари суп»

Цель: Расширить представление детей о полезных продуктах питания. Развивать координацию движения, глазомер.

Художественное творчество «Полезные витамины» (было проведено занятие по лепке полезных продуктов)

Цель: Формировать представление детей о пользе овощей, фруктов, ягод. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук и математические особенности: задание – посчитай, сколько морковок в супе, а сколько картошек и фасолек.

Совместно с детьми была изготовлена книга «Будь здоров!», название которой придумали сами дети. Над созданием книги работала вся группа, приносили фотографии, вырезали подходящие картинки. Результат порадовал ребят и просматривая ее запоминали, как нужно организовывать свой день, чтобы впоследствии быть здоровым.

Перечислим виды направлений развития и видов деятельности в нашем проекте «Наше здоровье – в наших руках»:

Познавательное развитие

(беседы, игры, исследовательская деятельность, экскурсии, развивающие игры, математическое развитие).

Речевое развитие

(чтение художественной литературы, составление рассказов, сочинение стихотворений).

Социально-коммуникативное развитие

(сюжетно-ролевые игры, викторины, словесные игры во время режимных моментов).

Художественно-эстетическое развитие

(лепка, аппликация, рисование, изготовление книги, изготовление атрибутов для игр).

Физическое развитие

(эстафеты, спортивные досуги, утренняя гимнастика, игровые беседы с элементами движений).

На третьем этапе «Презентация проекта» было решено провести совместный праздник с родителями.

Так как дети на протяжении проекта творчески проявляли себя, мы организовали выставку детских работ «Продукты, которые сохраняют здоровье».

- Была проведена викторина «Наше здоровье в наших руках» совместно с родителями.

После викторины родители с детьми приготовили фруктовый салат «Витаминный», которым угостили всех детей.

Планируемый результат проведенного проекта:

В результате проекта был проведен повторный опрос у детей, который показал, что.

В нашем проекте участие родителей предусматривало следующие роли:

- изготовление дома плакатов «Мое любимое блюдо».

- участие в выставке.

- пришли на просмотр всех проведенных мероприятий.

На четвертом этапе - этапе выхода на новую проектную деятельность мы вышли на новый проект – «В здоровом теле – здоровый дух».

Время проведения весна.

Цель – научить детей любить физические упражнения и выполнять их с удовольствием.

Задачи:

- рассказать о пользе физкультуры;

- разучить упражнения.

Планируемый результат:

- дети познакомятся с физическим развитием;

- поймут, что надо заниматься физкультурой, чтобы быть здоровым.

Таблица 1

Планирование этапов проекта

Этапы проекта

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Деятельность родителей

1.Организационный

Методика

развития речи

Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей

Участие в обсуждении и чтении стихов и книг о здоровье.

Чтение книг

Методика экологического образования

Дать знания, что здоровье зависит от экологии и правильных продуктов

Участие в играх и занятиях о здоровье

Обсуждение здорового образа жизни

Методика математического образования

Развивать математические навыки

Игры с счетом овощей и фруктов с ягодами

Родители тоже считали с детьми дома

  1. Реализация проекта

Методика

развития речи

Стихи, рассказы.

Чтение стихов

Чтение книг

Методика познавательного развития

Дети учатся правильно сочетать продукты

Игры

Родители спрашивают детей, что нового они узнали

Методика математического образования

Развивать математические навыки

Игры со счетом количества продуктов при приготовлении пищи

Родители тоже считали с детьми дома

  1. этап «Презентация проекта»

Методика

развития речи

Разучивание стихов с детьми, обсуждение результатов

Дети учат и рассказывают стихи

Родители помогают

Методика художественного образования

Подготовка праздника для родителей, изготовление поделок

Готовятся представить родителям все приготовленные материалы

Родители вместе с детьми делают поделки для праздника

Методика математического образования

Развивать математические навыки

Игры с перечисление по порядку продуктов

Родители помогают детьми дома

  1. Этап выхода на новую тему проекта

Тема нового проекта: «В здоровом теле – здоровый дух»

Цель нового проекта: научить детей любить физические упражнения и выполнять их с удовольствием

Методическое обеспечение проекта

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:Мозаика-синтез, 2010.-112с.
  2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович СПб.: Детство – Пресс, 2004
  4. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» -М.: Просвещение, 1991.
  5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. /авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.-М.: АРКТИ, 2004.