Реферат "Алкоголизация молодежи в России"


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

  1. Возрастные особенности старшеклассников в современной России, влияющие на формирование их личности
  2. Социально-психологические проблемы употребления пива

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что в последние десятилетия в России наблюдается тенденция к росту распространенности злоупотребления пивом, особенно среди подрастающего поколения[1]. Общество и окружающая социальная среда оказывают мощное влияние на процесс приобщения к употреблению пива и постепенной алкоголизации[2]; распространению алкоголизации среди подростков способствуют особенности возраста, системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения[3]. Употребление слабоалкогольных напитков, таких, например, как пиво, представляет собой сложную медико-социальную проблему, особенно в подростковом возрасте.

Цель реферата: выявление социально-психологических проблем личности старшеклассников при употреблении пива.

Объект: алкоголизация старшеклассников.

Предмет: повседневная практика употребления пива старшеклассниками.

Задачи исследования:

  1. Выяснить особенности формирования личности подростка.
  2. Социально-психологические проблемы употребления пива.

1. Возрастные особенности старшеклассников в современной России, влияющие на формирование их личности

 Личность старшеклассников находятся в стадии формирования, поэтому еще возможно на них повлиять, сделать их такими, какими нужно обществу. В то же время переходный возраст имеет свои особенности.

О переходном периоде обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, вспыльчивости, страстности, частой смене настроений, повышенной внушаемости и т.п. Эти психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Физиологи объясняют такие проявления в сфере эмоций бурным половым созреванием, наступающим в этот период жизни. Активно развиваются все органы и системы организма, начинают выделяться половые гормоны, в нервной системе преобладают процессы возбуждения над процессами торможения. Физиологическая перестройка организма подростков также сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости.

Но эмоциональные реакции и поведение подростков, не могут быть объяснены лишь гормональными изменениями. Они зависят также от социальных факторов (окружения, в котором находятся подростки), условий воспитания и индивидуальных особенностей. Одно из первых мест занимает эмоциональная атмосфера в семье. Чем более она неспокойна, напряжена, тем с большей яркостью будет проявляться эмоциональная неустойчивость у подростка. Тем более сильными будут перепады настроения, нервные срывы. От родителей требуется чуткость, внимательность и исключительная тактичность, так как подростки необычайно ранимы. В тоже время, по сравнению с младшими школьниками они уже лучше управляют выражением своих чувств и, в определенных ситуациях (проблемы в школе, конфликты со сверстниками), могут скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение, страх.

В подростковом возрасте в эмоциональной сфере происходят существенные сдвиги, которые определяются стремлением детей выглядеть взрослыми, занять определенное место в жизни, желанием самоутвердиться в глазах окружающих и в первую очередь сверстников. Задача эта не из легких, поэтому когда возникают сложности и противоречия в достижении цели, подростки остро переживают. Зато даже небольшие успехи окрыляют их. Мелкую опеку, излишний контроль, назойливую заботливость и стремление взрослых оказывать влияние подростки отвергают и сопротивляются им. Большинство конфликтов в воспитании подростка возникают именно на этой почве. Одним словом, самоутверждение и самовыражение и связанные с ними чувства являются главными в эмоциональной сфере личности подростка[4].

Другим ведущим чувством у подростков выступает чувство товарищества, которое постепенно переходит в чувство дружбы и любви к противоположному полу. На начальных этапах развития чувство любви больше напоминает влюбленность. Однако самыми характерными качествами чувств подростков считаются их импульсивность, аффективность. Разнообразнее становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций.

Огромное значение (практически первостепенное) для подростка имеет общение со сверстниками, большое количество переживаний связанно именно с ним. Непринятие коллектива может стать трагедией, отсутствие друзей - основным переживанием. Некоторые подростки могут уходить в свой придуманный мир, читать запоем книги, днями и ночами играть в компьютерные игры. Иными словами, делают все возможное, чтобы отрешиться от окружающей их действительности. Другие становятся агрессивными по отношению к отвергающим их сверстникам, замыкаются в себе. В порыве неконтролируемых отрицательных эмоций подросток может избить сверстника, или предпринять попытку самоубийства[5].

Среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать. Это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Сама дружба становятся одной из значимых ценностей в этом возрасте. Именно через дружбу подросток учится сотрудничать, рисковать ради другого, оказывать помощь другу и т. п. Подростков глубоко ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор.

Еще одним эмоционально значимым фактором в жизни подростков становиться их внешность. Они много времени проводят перед зеркалом, изучают себя, ищут изъяны (как правило, находят, даже если их нет), глубоко переживают свое несовершенство и бывают недовольны своей внешностью. Виной этому может быть признанные обществом эталоны красоты — фотомодели, шоумены, телеведущие, на внешность которых ровняются подростки.

Девочки и мальчики могут болезненно переживать из-за своего небольшого роста. Некоторые девочки, наоборот, негативно воспринимают свой высокий рост. Причиной отрицательных эмоций могут являться также мелкие дефекты кожи, цвет волос, избыточный вес.

Развитие самооценки подростка связано с анализом своих переживаний. Впервые подростки, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они не похожи на других людей, они уникальны и неповторимы. В силу этого у них возникает мысль, что никто не может их понять. Подобные мысли являются благоприятной почвой для появления повышенной тревожности и обостренного чувства одиночества, которые многие авторы рассматривают как две типичные особенности эмоциональной сферы подростков. Под влиянием ощущения собственной уникальности подростку кажется, что все, что когда-либо случалось с другими людьми к нему не имеет ни какого отношения. Поэтому они бывают бесстрашны и способны на очень рискованные действия. Подростки бывают неуравновешенными, вспыльчивыми, у них часто и неожиданно может меняться настроение. Они стремятся быть взрослыми и выражают бурный протест, когда их продолжают считать детьми и ограничивают самостоятельность. Подростки нуждаются в общении со сверстниками, если общение не складывается – глубоко переживают, могут замыкаться в себе, становиться агрессивными по отношению к другим и к самим себе. Волнуются по поводу своей внешности, своих способностей и т.п. Испытывают потребность в любви и понимании родителей, так как им самим не всегда понятно, что с ними происходит. Тяжелая обстановка в семье усугубляет протекание подросткового кризиса. Таким образом, повседневная практика подростков формируется не только под воздействием родительской семьи и общества, но и под воздействием внутренних коммуникаций между самими подростками.

В возрасте, в котором находятся старшеклассники, заканчивается формирование ценностных систем, и повседневные практики, формирующиеся под воздействием многих факторов, практически предопределяют дальнейшую жизнь взрослого человека. Поэтому необходимо учитывать физиологические, социально-психологические, эмоциональные особенности подростков.

2. Социально-психологические проблемы употребления пива

С точки зрения психологии, употребление пива – одна из многих форм аддиктивного поведения, которое выражается в стремлении человека к ухо­ду от реальности путем искусственного изменения своего состояния. Формы такого поведения разнообразны и отличаются друг от друга по способам, средствам аддикции, а также по последствиям для жизни человека (биологическим, личностным и социальным). Это может быть эпизодическое или регулярное употребление каких-либо веществ (алкоголя, табака, наркотиков, продуктов бытовой химии, не предписанных врачом медикаментов, сладостей), компьютерные и азартные игры, занятия экстремальными видами спорта, трудоголизм и т. д.

Независимо от выбранного средства или способа, целью аддиктивного поведения является бегство от обыденности, скуки, одиночества, эмоциональных и межличностных проблем, снятие напряжения и переживание интенсивных эмоций. Изменение психического состояния создает иллюзию благополучия, давая временное ощущение психологического комфорта. В этом и заключается психологический смысл аддикции.

Развитие любого аддиктивного поведения, в том числе связанного с употреблением пива, происходит по следующей схеме: пробование (экспериментирование) – эпизодическое употребление – злоупотребление – психическая зависимость – тотальная зависимость.

Развитие аддиктивного поведения начинается с решения попробовать какое-либо психоактивное вещество. На этом этапе человек понимает, что можно легко и быстро изменить свое настроение, состояние. Так запускается механизм формирования аддиктивного поведения. Сталкиваясь с какими-либо жизненными трудностями, человек все чаще прибегает к аддиктивному способу исправления негативного внутреннего состояния (беспокойства, напряжения, плохого настроения, разочарования).

В основе любого жизненного затруднения лежит какая-то неудовлетворенная потребность (невозможность достичь желаемого), что создает сильное внутреннее напряжение – фрустрацию. В норме человек начинает активно искать пути выхода из жизненного затруднения. Приобретая опыт активного преодоления проблем, человек развивается как личность, улучшается его социальная адаптация. Однако если у человека не сформированы активные естественные механизмы совладания со стрессами, либо они слабы, он уходит от реальности, прибегая к суррогатному, аддиктивному объекту (например, алкоголю), снимающему напряжение и дающему временное облегчение. При этом базовая, истинная потребность человека так и остается неудовлетворенной, но он чувствует себя лучше. Этот путь неконструктивен, так как не приводит к личностному росту, повышению качества жизни, развитию. Более того, это поведение понемногу разрушает организм и личность.

Постепенно формируется устойчивый стереотип поведения (по механизму условного рефлекса): жизненные трудности – переживание дискомфорта – прибегание к средствам аддикции.

Со временем аддиктивный ритм (употребление пива) становится все более частым, естественные отношения с окружающим миром отходят на второй план. Средства аддикции превращаются из замещающего объекта в самостоятельный мотив, который побуждает самостоятельную деятельность – употребление алкоголя, а ситуации и события становятся лишь поводом, предлогом для этой деятельности. Развивается патологическая потребность, которая принимает характер влечения. Остальные мотивы теряют свою побудительную силу, формируется зависимость.

Как указывают многие авторы, формирование алкогольной зависимости напрямую связано с незрелостью или несформированностью активных механизмов совладания с жизненными проблемами. Не случайно так опасен для начала аддикции именно подростковый возраст, когда личность переживает кризис идентичности, отвергает авторитеты, ценности и образ жизни значимых других с целью самоопределения.

Подростки со свойственной их возрасту особой чувствительностью оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Не обладая достаточными навыками для их решения, не умея или не желая выбирать адаптивные способы снятия напряжения, они могут прибегать к средствам аддикции. Выбор аддиктивного способа поведения у подростков во многом определяется особенностями семьи, среди которых наиболее важными являются аддиктивное поведение родителей, попустительский или, наоборот, гипер­опекающий стиль воспитания, слабость защитной функции семьи.

Развитие алкогольного поведения в подростковом возрасте формируется под мощным влиянием специфических реакций подросткового возраста – реакции группирования со сверстниками, реакции эмансипации (стремления к самостоятельности и независимости от взрослых, авторитетов), реакции подражания, протеста и оппозиции.

Знакомство с алкоголем и его дальнейшее употребление, как правило, носит групповой характер. Мотивами первых проб алкоголя у детей и подростков чаще всего бывают любопытство, желание «не отстать» от сверстников, ложно понимаемый путь к взрослости. Можно выделить несколько основных причин, по которым подростки на этом этапе выбирают пиво:

  1. Навязчивая реклама, которая презентует пиво как необходимый элемент проведения досуга с друзьями («надо чаще встречаться»), символ маскулинности («пиво для настоящих мужиков»), напрямую использует образ молодых людей («кто идет за Клинским?») и т. д. Подростки, переживающие критический период своей жизни, период самоопределения, наиболее подвержены воздействию рекламы, которая, как известно, определяет сознание людей и навязывает образцы социального поведения.
  2. Терпимость к употреблению пива подростками со стороны общества и родителей. Здесь хотелось бы упомянуть постановление областного правительства, по которому подростки подлежат административному наказанию за распитие спиртных напитков в общественных местах, но… если содержание алкоголя в них превышает 12 %. Практически нигде не соблюдается закон о запрете продажи алкогольных напитков лицам, не до­стигшим 18 лет. Многие родители также не видят проблемы в том, что их ребенок употребляет пиво, и нередки случаи, когда родители требуют снять своего ребенка с профилактического учета у нарколога.
  3. Особенности эйфоризирующего эффекта и метаболизма напитка. При употреблении пива эйфоризирующая стадия достигается достаточно быстро, и она более выражена в сравнении с крепкими спиртными напитками и вином, а метаболизм этого напитка занимает довольно короткий промежуток времени, что позволяет подросткам относительно долго сохранять свой социальный статус.
  4. Относительная дешевизна напитка, которая определяет его доступность для большого количества детей и подростков.

На первых этапах желание выпить появляется у подростков при встречах с друзьями, в «своей» компании. В отрыве от компании влечение к алкоголю еще не возникает, т. е. отсутствует индивидуальная психическая зависимость. Групповой характер потребления определяет само- и взаимоиндукцию в развитии ранних проявлений алкоголизма. Попытки родителей, специалистов пресечь употребление алкоголя вызывают у подростков реакцию протеста, воспринимаются ими как покушение на их свободу, самоопределение. У большинства подростков снижена критика к своему поведению, они отрицают у себя даже возможность формирования зависимости. Они не только не заинтересованы, но и активно сопротивляются контактам с наркологами и другими специалистами, что значительно затрудняет их лечение.

Факторы, способствующие формированию аддиктивного поведения у подростков, можно рассмотреть на следующих уровнях:

  1. Биологические (различные варианты неполноценности нервной системы, в основном резидуально-органического характера, ферментативная недостаточность и т. д.).
  2. Личностные (низкая самооценка, недостаточное развитие механизмов совладания со стрессами, недостаточное развитие навыков общения, неумение брать ответственность за свою жизнь, низкий интеллектуальный уровень и т. д.).
  3. Социальные: неблагоприятные условия в семье, школе, группе сверстников (аддиктивное поведение родителей, недостаточная защитная функция семьи, конфликты с учителями, употребление алкоголя друзьями и т. д.­).
  4. Факторы, определяемые самим средством зависимости (состав, дозировки, длительность потребления), среди которых определяющим является доступность.
  5. Общественные условия (нестабильность общества, культурные алкогольные традиции, реклама и т. д.)

Причем следует отметить, что личностные факторы являются основными.

Многими авторами предпринимались попытки выделить типы личности, наиболее подверженной ранней алкоголизации. Достоверно можно говорить о том, что в структуре личности такого подростка присутствует в той или иной степени неустойчивый радикал (гедонистические установки, желание получить удовольствие, не затрачивая усилий, тенденция к празд­ности, слабоволие). При этом по мере развития пристрастия к пиву личность молодого человека постепенно, но очень явно изменяется. Неустойчивые черты часто наслаиваются на другие особенности, затушевывают их и не дают проявиться другому типу личности. Постепенно все подростки, злоупотребляющие пивом, становятся похожи друг на друга, а черты индивидуальности стираются. У большинства из этих подростков крайне беден круг интересов, отсутствует направленность на учебу, работу. Для них характерен пассивный уход от жизненных трудностей, избегание ситуаций, требующих волевых усилий, тяга к бездумному времяпрепровождению и развлечениям. Они не задумываются о будущем, не строят жизненных планов, живут сегодняшним днем. Многие подростки характеризуются крайне низким уровнем осознания себя, своих эмоций, личностных качеств и вместе с тем высоким принятием себя, нежеланием меняться, развиваться.

Употребление пива становится для них единственно возможным способом структурирования времени, проведения праздников, заменяя естественные формы общения, активности, получения новых впечатлений. Формируется так называемая алкогольная личность.

Эпизодическое употребление пива может так и не вылиться в серьезную наркологическую проблему, но это скорее исключение. Чаще клиника алкогольной зависимости формируется по законам, характерным для подросткового возраста:

  1. Группового характера алкоголизации.
  2. Длительной зависимости частоты алкоголизации от внешнего фактора (компании, наличия денег, помещения, отсутствия родителей и т. д.).
  3. Толерантность (устойчивость) к алкоголю растет не так быстро и не до таких цифр, как у взрослых (у большинства подростков толерантность увеличивается в 1,5–2 раза).
  4. Незначимы многие симптомы, характерные для взрослых. Так, утрата ситуационного контроля у взрослых наблюдается к 10–15-му году злоупотребления алкоголем. А у подростков изначально отсутствует здравое суждение об уместности пития. Утрата защитного рвотного рефлекса также не является достоверным симптомом формирования алкоголизма, так как у подростков он может либо изначально отсутствовать, либо подавляться из соображений престижа.
  5. Часты передозировки алкоголя и тяжелые отравления.
  6. Сочетание алкоголя и других психоактивных веществ.

Учитывая значительные трудности диагностики у подростков начальных проявлений болезни, достоверный диагноз пивного алкоголизма можно поставить лишь при сформированной физической зависимости, т. е. на уровне второй стадии заболевания, при наличии выраженного абстинентного синдрома (синдрома отмены). На этом этапе лечение и реабилитация подростков являются крайне затруднительными.

Кроме того, алкоголизация у подростков часто сочетается с другими формами девиантного поведения (уходом из дома, прогулами в школе, агрессивностью, асоциальными действиями), что усугубляет социальную дезадаптацию детей.

Несмотря на свою злокачественность в развитии болезни, ранний алкоголизм, учитывая высокие компенсаторные механизмы в детском и подростковом возрасте, успешно поддается лечению. Поэтому необходимо своевременно выявлять группу риска и проводить с ней комплексную медико-психолого-социальную работу.

Целью профилактической работы с группой «пивного» риска является оказание подросткам помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения; развитие ресурсов подростков: формирование у них адекватного представления о себе, социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, адекватно оценивать степень риска от того или иного действия, умения общаться с окружающими, сопереживать им, находить и оказывать поддержку и т. д. Конечная цель профилактики – формирование стрессоустойчивой и успешной личности.

Заключение

На формирование личности подростков оказывают влияние определенные факторы, т.к. подростки неуравновешенны, вспыльчивы, у них часто и неожиданно может меняться настроение. Они стремятся быть взрослыми и выражают бурный протест, когда их продолжают считать детьми и ограничивают самостоятельность. Подростки нуждаются в общении со сверстниками, если общение не складывается – глубоко переживают, могут замыкаться в себе, становиться агрессивными по отношению к другим и к самим себе. Волнуются по поводу своей внешности, своих способностей и т.п. Испытывают потребность в любви и понимании родителей, так как им самим не всегда понятно, что с ними происходит. Тяжелая обстановка в семье усугубляет протекание подросткового кризиса.

В ходе реферата были выяснены основные факторы, влияющие на процесс пивной алкоголизации старшеклассников, такие как: специфика возраста; незрелость ценностной системы; отсутствие собственного опыта; утрата авторитета родителями; агрессивная среда в навязывании употребления пива; стадное чувство и др. Анализируя в целом современные зарубежные и отечественные исследования по проблеме алкоголизации молодежи, было отмечено ряд характерных особенностей. Многие полученные в этих работах данные позволяют выявить динамику алкоголизации, оценить эффективность проводившихся мероприятий по борьбе с употреблением алкоголя детьми и подростками. Изучение причин алкоголизации зарубежные исследователи сосредоточили в основном на анализе влияния микросоциальной среды – родителей, друзей, товарищей – и изучении внешнего влияния традиций, обычаев.

Список используемой литературы

  1. Алексеева Е. В. Наш проблемный подросток. Учебное пособие.- СПб., 1999. - 99с.
  2. Детки в пивной клетке - молодое поколение гибнет от пива // АиФ. - №20, 2004, с.26.
  3. Дмитриева Т.Б. Злоупотребление психоактивными веществами (клинические и правовые аспекты) / Т.Б.Дмитриева, А.А.Игонин, Т.В.Клименко и соавт. – М.: МНЦ «Инфокоррекция», 2003. – 316 с.
  4. Иванец Н.Н. Психиатрия и наркология / Н.Н. Иванец, Ю.Г.Тюльпин, В.В.Чирко – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 832 с.
  5. Кошкина Е.А. Распространенность наркотических расстройств среди детей и подростков в 2003-2004 гг. / Е.А.Кошкина, В.В.Киржанова // Вопросы наркологии. – 2005, №4-5. – С.5-12.
  6. Ковалев А.А. Факторы риска, способствующие формированию пивного алкоголизма / А.А.Ковалев // Современные достижения наркологии. / Сб. матер. конф., посвященной 20-летию ННЦ наркологии Росздрава. – М., 2005. – С.61.
  7. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д.Менделевич – М: Речь, 2005. – 445 с.
  8. Макеева А.Г. Не допустить беды. Помогая другим, помогаю себе // Под ред. М.М. Безруких. М.Просвещение, 2003.
  9. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2006, 192с.
  10. Нужный В.П. Сравнительное исследование психофизиологических эффектов водки, пива и слабоалкогольного газированного напитка / В.П.Нужный, Ю.Д.Пометов, А.В.Ковалева и соавт. // Вопросы наркологии. – 2003. - №2. - С.22-35.
  11. Ойхер Д.Я. Подросток и пиво: чем раньше, тем хуже / Д.Я.Ойхер, Ю.Н.Ружников // Известия Уральского государственного университета. – 2005. – № 37. – С. 107-110.
  12. Онищенко Г.Г. Алкогольная ситуация в России. О концепции государственной алкогольной политики в Российской Федерации / Г.Г.Онищенко, В.Ф.Егоров // Наркология. – 2002. - №1. – С.4-8.
  13. Прусс М.С. Как избавиться от наркотической зависимости / М.С.Прусс, Л.Л.Кельвин, Ю.Л.Мучник, В.М.Володин. – М.: Олма-Пресс, 2002. – 160 с.
  14. Павловская Г.П. Пивной алкоголизм: дебют и исход / Г.П.Павловская, Ю.Н.Ружников // Известия Уральского государственного университета. – 2004. - №32. – С.157-160.
  15. The 1999 ESPAD Report / Alcohol and Other Drug Use Among Students in 30 European Countries. // Stockolm, 2000. – 362 p.

[1] Дмитриева Т.Б. Злоупотребление психоактивными веществами (клинические и правовые аспекты) / Т.Б.Дмитриева, А.А.Игонин, Т.В.Клименко и соавт. – М.: МНЦ «Инфокоррекция», 2003. – 316 с.; Иванец Н.Н. Психиатрия и наркология / Н.Н. Иванец, Ю.Г.Тюльпин, В.В.Чирко – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 832 с.; Кошкина Е.А. Распространенность наркотических расстройств среди детей и подростков в 2003-2004 гг. / Е.А.Кошкина, В.В.Киржанова // Вопросы наркологии. – 2005, №4-5. – С.5-12.

[2] Онищенко Г.Г. Алкогольная ситуация в России. О концепции государственной алкогольной политики в Российской Федерации / Г.Г.Онищенко, В.Ф.Егоров // Наркология. – 2002. - №1. – С.4-8.; Прусс М.С. Как избавиться от наркотической зависимости / М.С.Прусс, Л.Л.Кельвин, Ю.Л.Мучник, В.М.Володин. – М.: Олма-Пресс, 2002. – 160 с.

[3] Ковалев А.А. Факторы риска, способствующие формированию пивного алкоголизма / А.А.Ковалев // Современные достижения наркологии. / Сб. матер. конф., посвященной 20-летию ННЦ наркологии Росздрава. – М., 2005. – С.61.; Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д.Менделевич – М: Речь, 2005. – 445 с.

[4] Алексеева Е. В. Наш проблемный подросток. Учебное пособие.- СПб., 1999. – С. 45.

[5] Алексеева Е. В. Наш проблемный подросток. Учебное пособие.- СПб., 1999. – С. 56.