Организация борьбы с преступностью. Роль таможенных органов


Оглавление

Введение

  1. Организация борьбы с преступностью
  2. Роль прокуратуры РФ и таможенных органов РФ в координационной деятельности по борьбе с преступностью

Заключение

Список использованных источников

Введение

В процессе реализации функционального статуса государственные органы взаимодействуют с другими государственными и муниципальными органами, а при необходимости и с институтами гражданского общества, гражданами, различными организациями.

Взаимодействие осуществляется в различных формах. Согласованное взаимодействие носит форму сотрудничества в целях достижения общих целей и задач. Если в ходе сотрудничества устанавливаются обязанности по выработке и применению единых мер, по распределению сил и средств, а главное выделяется специальный субъект, имеющий полномочия по организации взаимных действий, в данном случае речь идет о координации деятельности по определенному направлению. Координация[1] как форма сотрудничества носит более упорядоченный и регламентированный характер.

В юридической литературе под координацией обычно понимается взаимосогласованная деятельность различных органов (участников) по достижению общей цели. Суть координации заключается в деятельности под руководством координатора по оперативному управлению деятельностью нескольких субъектов координации для достижения единой цели наиболее эффективным образом.

Защита экономической безопасности государства, борьба с контрабандой, незаконным перемещением наркотиков, оружия, культурных ценностей - важнейшие задачи таможенной службы, поэтому правоохранительная составляющая является неотъемлемой частью таможенной системы любого государства.

Цель контрольной работы – изучить роль прокуратуры РФ и таможенных органов РФ в координационной деятельности по борьбе с преступностью.

Задачи:

  1. Рассмотреть организацию борьбы с преступностью.
  2. Выяснить роль прокуратуры РФ и таможенных органов РФ в координационной деятельности по борьбе с преступностью.

1. Организация борьбы с преступностью

Борьба с преступностью представляет собой органическое единство трех направлений:

  • общей организации борьбы;
  • предупреждения преступности;
  • правоохранительной деятельности.

Общая организация борьбы с преступностью включает в себя составляющие, рассмотренные ниже.

  1. Информационно-аналитическую деятельность по регистрации проявлений преступности, изучению этих проявлений, их причинности и детерминации, результатов борьбы с преступностью на предшествующих этапах и оценке соответствующих данных. Осуществляется это путем создания систем учетов преступности, статистической отчетности; текущей аналитической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью; развития криминологических исследований, использования теоретических обобщений получаемых сведений.
  2. Криминологическое прогнозирование. Криминологический прогноз – это оценка будущего состояния преступности и иных криминологически значимых последствий тех или иных управленческих решений.
  3. Определение стратегии борьбы с преступностью. На основе оценок криминологической ситуации (т. е. преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с ней), прогноза и рекомендаций специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью государство как основной субъект организации этой борьбы определяет ее стратегию.
  4. Программирование борьбы с преступностью. Различают долгосрочное программирование, максимально отражающее стратегию борьбы с преступностью, среднесрочное (как правило, на два года) и краткосрочное (на квартал, полугодие).

Программирование борьбы с преступностью увязывается с программированием экономического, социального и политического развития общества и государства. Сейчас можно сказать и иначе: борьба с преступностью должна быть органической частью политики в обществе – как государственной, так и политической деятельности различных негосударственных структур, институтов гражданского общества.

  1. Законотворчество в сфере борьбы с преступностью. Законотворческая работа тесно связана с программированием борьбы с преступностью. Если действующий закон не обеспечивает борьбу с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в стране, требуется серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению законов или созданию принципиально новых нормативных актов.
  2. Реализация программ борьбы с преступностью, их корректировка и координация деятельности по борьбе с преступностью. Непосредственное обеспечение реализации программ борьбы с преступностью носит многоаспектный характер. Оно включает управленческую деятельность, контроль, подбор кадров, их подготовку, оптимальную расстановку, организацию повышения квалификации, переподготовку с учетом новых криминологических и более широких социальных реалий, разработку новой техники, ресурсное обеспечение борьбы с преступностью, анализ эффективности принимаемых и корректировку реализуемых программ.
  3. Организация и развитие научных исследований в области борьбы с преступностью. В данном случае речь идет о развитии сети научно-исследовательских учреждений и о подготовке научных кадров, совершенствовании методики исследований, внедрении результатов достижений науки в практику. Наряду с криминологическими существенное значение имеет развертывание междисциплинарных и комплексных исследований.
  4. Правоохранительная деятельность. Применительно к преступности она включает применение предусмотренных законом мер к лицам, совершающим преступления, и мер по восстановлению нарушенных преступлениями прав и законных интересов жертв этих преступлений, возмещению причиненного вреда.

Наиболее важными задачами по борьбе с преступностью являются:

  1. Примат предупредительной деятельности над правоохранительной, а в предупредительной деятельности – примат мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней над предусмотренными законом ограничениями.
  2. Применение мер, ограничивающих права и свободы граждан, только по фактам нарушения закона и в предусмотренных законом случаях.
  3. Обеспечение неотвратимости предусмотренной законом ответственности виновных лиц за преступления.
  4. Осуществление борьбы с преступностью всем обществом, всем населением.
  5. Осуществление борьбы в режиме законности, только в рамках конституции государства, не противоречащих ему других законов и подзаконных актов, с соблюдением международно-правовых норм.
  6. Подконтрольность народу органов, участвующих в борьбе с преступностью.
  7. Комплексное осуществление борьбы с преступностью.
  8. Обеспечение равенства всех физических и юридических лиц перед законом.
  9. Экономия уголовной репрессии и применение наказания в виде лишения свободы только в случаях, когда иное решение чревато опасностью появления новых жертв преступлений и иного значительного вреда.
  10. Международное и двустороннее сотрудничество государств в борьбе с преступностью.

Индивидуальное предупреждение преступления – это, прежде всего воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и их социальную среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.

В детализированном виде объектами индивидуального предупреждения преступного поведения являются:

  1. антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступления которого достаточно вероятно;
  2. криминологически значимые личностные характеристики человека, определяющие деформацию его поведения;
  3. криминологически значимые психофизиологические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению);
  4. непосредственные условия неблагоприятного формирования и жизнедеятельности личности, прежде всего в семье, ином бытовом окружении.

2. Роль прокуратуры РФ и таможенных органов РФ в координационной деятельности по борьбе с преступностью

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью является одной из важнейших функций органов прокуратуры, которая, наряду с иными функциями осуществляется «в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства» (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Согласно ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

Координационная деятельность основывается на следующих принципах:

- соблюдение законности, включающее в себя безусловное и точное исполнение всеми участниками действующего законодательства, обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступление, защиту прав и законных интересов каждого гражданина;

- равенство всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий. Принцип равенства субъектов координации означает, что несмотря на организаторскую роль прокурора в этой деятельности и выполнения им надзорных функций, он при осуществлении координационных полномочий не имеет каких-либо преимуществ перед другими участниками и обладает одинаковыми с ними правами, особенно при принятии совместных решений, а также несет равную ответственность за результаты согласованной деятельности по выявлению и расследованию преступлений коррупционной направленности и иных коррупционных правонарушений. На практике данный принцип означает равенство в постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий и принятии решений;

- гласность, информированность органов власти и населения о деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Кроме перечисленных принципов координации, необходимо учитывать и следующие правила: проведение этой деятельности непрерывно и постоянно, по наиболее важным и значимым направлениям; подчинение частных (ведомственных) интересов общим; персональная ответственность за обеспечение результативности выполняемых мероприятий; гарантированность обеспечения конспирации в проведении совместных специальных операций[2].

Предметом координации прокурором деятельности правоохранительных и иных органов по борьбе с преступностью является:

- обеспечение согласованности и объединение усилий и возможностей по разработке и реализации мер, форм и средств, используемых ими по борьбе с преступностью;

- выявление причин и условий (обстоятельств), способствующих совершению преступлений или препятствующих повышению эффективности деятельности по борьбе с преступностью, подготовка и реализация мер по их устранению и профилактике;

- оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности; согласование предложений по правовому регулированию деятельности по борьбе с преступностью в соответствии с потребностями развития общественных отношений;

- обеспечение согласованных криминологических исследований в целях выявления опасностей и угроз в структуре и динамике преступности, тенденций ее развития, рассматриваемых особенностей преступных проявлений[3].

Основными задачами координационной деятельности органов прокуратуры и таможенных органов в сфере противодействия коррупции являются:

- разработка и осуществление органами правоохранительной системы согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению коррупционных преступлений и иных коррупционных правонарушений, принятию необходимых мер по устранению причин и условий, способствующих их совершению;

- объединение усилий и активизация работы правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции;

- устранение дублирования и параллелизма в деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции.

Координационная деятельность осуществляется по следующим направлениям:

- совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития;

- подготовка и направление в необходимых случаях информации о состоянии законности и преступности в таможенных органах;

- изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;

- участие в реализации федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;

- участие в разработке совместно с территориальными правоохранительными органами и органами государственной власти и управления, таможенными научными и учебными учреждениями предложений по предупреждению криминальных правонарушений;

- изучение, обобщение и анализ практики выполнения международных договоров и соглашений по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью в таможенных органах.

Заключение

В процессе исследования был сделан вывод, что борьба с преступностью представляет собой единство трех направлений: общей организации борьбы; предупреждения преступности; правоохранительной деятельности.

На данный момент организация таможенного дела максимально приближена к мировым стандартам, выявление и пресечение контрабанды, нарушений таможенного законодательства должно быть выверенным и точным, не ущемляющим прав, честно работающих на рынке участников ВЭД. Важность решения этой проблемы с точки зрения формирования цивилизованного рынка и жесткого противостояния международной преступности и наркобизнесу, сложно переоценить.

Не секрет, что криминальные структуры, действующие в сфере внешней торговли, все более приобретают международный характер. Как показывает практика, значительная часть криминальных схем, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей и контрабанду, проходит свои подготовительные этапы за пределами нашей страны. Поэтому так важно взаимодействие таможенных служб мира в противодействии международной преступности. Сегодня акцент международных контактов переносится на получение своевременной оперативной информации, проведение многосторонних специальных международных операций, целью которых является выявление всей схемы криминального бизнеса, в том числе и источников финансирования экстремистских организаций различной направленности.

В контрольной был сделан вывод, что координационная деятельность осуществляется по следующим направлениям: совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития; подготовка и направление в необходимых случаях информации о состоянии законности и преступности в таможенных органах; изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; участие в реализации федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; участие в разработке совместно с территориальными правоохранительными органами и органами государственной власти и управления, таможенными научными и учебными учреждениями предложений по предупреждению криминальных правонарушений; изучение, обобщение и анализ практики выполнения международных договоров и соглашений по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью в таможенных органах.

Список использованных источников

  1. Кобзарев Ф.М. Об особенностях и проблемах организации координационной деятельности прокуратуры по борьбе с коррупцией // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010. № 3.
  2. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. – М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2010.
  3. Настольная книга военного прокурора / под ред. С.Н. Фридинского. М., 2012.
  4. Рябцев В.П. Прокуратура в системе координации правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 6. С. 95.
  5. Тищенко В.Н., Чиранов А.В. Координационная деятельность органов прокуратуры. Методическое пособие. М., 2013.

[1] Координация - слово латинского происхождения, означает «согласование, упорядочение, приведение в порядок, в соответствие».

[2] Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. – М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2010. С.8. 

[3] Рябцев В.П. Прокуратура в системе координации правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 6. С. 95.