Одним из важных направлений государственной политики России является модернизация системы образования. Большое внимание на современном этапе уделяется вопросам создания образовательного пространства, позволяющего детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и задержкой психического развития (ЗПР) быть полноценно включенными в процесс обучения. Современная концепция коррекционно-развивающего воспитания и обучения предполагает разработку технологии психолого-педагогического сопровождения детей в условиях специального дошкольного образовательного учреждения и оценки ее эффективности на разных этапах работы с ребенком.
Психолого-педагогическое сопровождение выстраивается с учетом системного подхода и включает:
- групповые занятия, целью которых является повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса (воспитателей, специалистов);
- индивидуальные консультации по запросу;
- совместное проведение наблюдений, диагностики, составление индивидуального образовательного маршрута и заполнение индивидуальной карты ребенка.
В современных условиях развития инклюзивного образования необходимо применять вариативные формы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Основная задача в применении вариативных форм психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ – это подбор адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ; создание условий для получения образования всеми детьми с ОВЗ; учет их психофизических особенностей.
Условия успешной социализации детей с ОВЗ – это выявление недостатков в развитии детей, имеющих нарушения на максимально раннем этапе; своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи, что позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка.
Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР связана с ежегодным увеличением детей с таким диагнозом. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики численность таких детей в 2010 г. составляла 37879 чел, в 2013 г. – 46456 чел. на 5 % увеличилось количество детей с задержкой речевого развития, на 23 % с общим недоразвитием речи; на 11 % со стертой формой дизартрии. При этом наблюдается уменьшение количества детей с легкими формами речевых нарушений, что связано, прежде всего, с увеличением перинатальной патологии (патологии новорожденных). Так, от 70 до 80 % детей имеют неврологическую патологию. 95 – 98 % детей трех-, четырехлетнего возраста имеют такие тяжелые речевые нарушения, как общее недоразвитие речи (ОНР), алалия, дизартрия, заикание [4, С.20]. Изменился и характер речевых нарушений. Чаще стали встречаться дети с комплексными нарушениями, сочетающими речевые, сенсорные, опорно-двигательные, интеллектуальные расстройства. По данным Всероссийской детской диспансеризации (2005 г.) отмечается повышение частоты и распространенности нервно-психических заболеваний на 24 % по отношению 1995 г. Отмечается увеличение количества рождений детей при сочетающихся сенсорных, эмоционально-волевых, интеллектуальных нарушениях у 6 % новорожденных.
До модернизации образования по новым образовательным стандартам логопедическую помощь могли получить лишь часть нуждающихся детей, т.к. существовала строгая регламентация категорий детей по психолого-педагогическим группам: группа детей с фонетико- фонематическим нарушением речи, с общим недоразвитием речи, с заиканием. Дошкольники с комплексными проблемами в психо-речевом развитии практически не могли в государственной системе получить необходимую помощь [3, С.57]. Этому способствовали отсутствие вариативности форм и программ обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями, недостаточная подготовленность специалистов педагогического и медицинского профилей к взаимодействию [1, С.55].
Одной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста с ЗПР являются речевые нарушения, что требует охвата логопедической службой практически всех детей с таким диагнозом. В условиях новой образовательной модели дети с ЗПР и речевыми комплексными нарушениями могут получать качественную логопедическую помощь в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Каждый тип дошкольного и школьного учреждения для детей с нарушениями в развитии руководствуется своей программой и методикой и психолого-педагогическое сопровождение в организациях общего и специального образования осуществляет компенсацию и коррекцию совершенно определенного дефекта развития. Таким образом, в каждом из типов учреждений осуществляется специфическая коррекционно-воспитательная работа. В связи с этим очень важно правильно определить тип учреждения, в который должен быть направлен тот или иной ребенок. Направление ребенка с одним видом дефекта в учреждение или группу, где обучаются дети с дефектом другого характера, является вредным как для данного ребенка, так и для того коллектива, в котором он неправомерно оказался.
Так, в г. Мытищи существует единственный детский сад компенсирующего вида - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) компенсирующего вида детский сад №2 «Родничок» для детей с ЗПР, который функционирует с 1998 г. В МБДОУ функционируют 3 возрастные группы для детей с задержкой психического развития (табл. 1).
Таблица 1
Количество детей в МБДОУ компенсирующего вида детский сад №2 «Родничок» для детей с ЗПР в 2014-2015 учебном году
№ п/п |
Группы |
Кол-во групп |
Кол-во детей |
1 |
Средне-старшая группа |
1 |
20 |
2 |
Старшая группа |
1 |
20 |
3 |
Подготовительная группа |
1 |
20 |
4 |
Всего |
3 |
60 |
5 |
В т.ч. детей с инвалидностью (умственная отсталость, ринолалия, ДЦП, шунтирование головного мозга, урология и дефект сердечно-сосудистой системы) |
8 |
Всего МБДОУ посещают 60 детей, из которых 8 детей имеют инвалидность (умственная отсталость, ринолалия, ДЦП, шунтирование головного мозга, урология и дефект сердечно-сосудистой системы). У всех детей, кроме детей с умственной отсталостью имеется заключение областной ПМПК, которое рекомендует ребенку посещение МБДОУ для детей с ЗПР.
Коррекция психического развития ребенка является главной задачей учреждения, т.к. воспитанники МБДОУ – дети с ЗПР. Основной целью коррекционной работы при ЗПР является оказание медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной социальной адаптации. Коррекционно-педагогическая работа носит комплексный характер, который предусматривает согласованность деятельности специалистов различного профиля: психоневролога, дефектолога, психолога, логопеда и воспитателя.
Предметно развивающая среда в ДОУ создана согласно ФГОС ДО, основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и «Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко, и содержит материал, изучение которого способствует развитию познавательной активности ребенка, поиску нестандартных решений, развитию психических процессов, логики и самоанализа, формированию системы компетенций, необходимых для дальнейшего обучения в школе.
В МБДОУ используется индивидуальный образовательный маршрут, возможность пребывания детей не полный день, также для детей со сложной структурой дефекта и тяжелым адаптационным периодом предоставлена возможность посещения занятий только со специалистами (дефектологом, логопедом, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре).
Специалистами МБДОУ используются вариативное психолого-педагогическое сопровождение в виде программ, в которых отражены современные методики коррекционно-развивающего обучения и личный опыт педагогов. В детском саду разработана система по физическому развитию детей, включающая в себя коррекционно-развивающие и оздоровительно-профилактические мероприятия. Регулярно проводятся утренняя стимулирующая коррекционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, точечный массаж, дыхательная гимнастика. Коррекционно-оздоровительные мероприятия проводятся под контролем медицинских работников, учитывается группа здоровья детей и индивидуальные особенности развития.
Логопед МБДОУ «Родничок» в своей работе с детьми на основе теории замещающего онтогенеза (А.В. Семенович), успешно использует программу «Дельфины» в адаптированном под конкретного ребенка виде. Большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, развитию мелкой моторики ребенка и самомассажу [2]. Дети МБДОУ «Родничок» имеют нарушения развития речи, а это обычно сопровождается нарушением мелкой моторики рук, поэтому на каждом занятии проводится пальчиковая гимнастика.
В рамках развития инклюзивного образования, специалисты МБДОУ стараются подготовить ребенка с ЗПР к адаптации в школе. Работа логопеда, дефектолога, психолога и других специалистов позволила в 2014-2015 гг. решить задачи, нацеленные на создание условий для интеграции ребенка с ЗПР в общество, обеспечение дошкольников знаниями, умениями, навыками необходимыми для обучения в массовой школе. Использовались разнообразные формы организации физической активности, создавалась комфортная социально – бытовая и развивающая среда. Таким образом, применялись вариативные формы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Результатом применения вариативных форм психолого-педагогического сопровождения стала возможность более половины выпускников МБДОУ поступить в общеобразовательную школу.
В 2013 г. 56,5% детей было выпущено в общеобразовательную школу. В 2014 г. этот показатель составил 71,4% детей, а в 2015 г. – 62,5% (табл. 2).
Таблица 2
Результаты вариативного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МБДОУ компенсирующего вида детский сад №2 «Родничок» для детей с ЗПР в 2013-2015 гг.
Выпуск (год) |
Общее кол-во выпускников |
Школы |
Повторное обучение в подготовительной группе |
Процент выпуска детей в общеобразовательную школу |
|
Общеобраз. |
Коррекц. |
||||
2013 |
23 |
13 |
5 |
5 |
56,5 |
2014 |
21 |
15 |
2 |
4 |
71,4 |
2015 |
26 |
16 |
7 |
3 |
61,5 |
По итогам результатов по выпуску детей из МБДОУ «Родничок» можно сделать вывод, что в детских садах компенсирующего типа дети с ЗПР могут получить всестороннее вариативное психолого-педагогическое сопровождение. Специальное дошкольное обучение и воспитание предупреждают затруднения детей с ОВЗ при обучении в школе, помогает адаптироваться и подготовиться к школе.
Список литературы