Реферат "Правовое регулирование эмиссии и обращения государственных ценных бумаг в России"


Оглавление

Введение

  1. Понятие государственных ценных бумаг
  2. Правовое регулирование эмиссии и обращения государственных ценных бумаг

Заключение

Список источников

Введение

Эффективное развитие рыночной экономики невозможно без существования развитого финансового рынка, важнейшим звеном которого выступает рынок государственных ценных бумаг - неотъемлемый атрибут, как развитых стран, так и стран с формирующейся рыночной экономикой. Поэтому исследование правового регулирования рынка государственных ценных бумаг является актуальным.

Объектом работы выступил рынок государственных ценных бумаг.

Предметом – правовое регулирование операций и сделок с государственными ценными бумагами.

Целью работы является исследование правового регулирования рынка государственных ценных бумаг.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить понятие и сущность государственных ценных бумаг.
  2. Проанализировать правовое регулирование эмиссии и обращения государственных ценных бумаг.

1. Понятие и сущность государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги — ценные бумаги, выпущенные государством. Данные ценные бумаги относятся к категории долговых ценных бумаг.

В российском законодательстве есть два основных вида государственных ценных бумаг: федеральные государственные ценные бумаги и государственные ценные бумаги субъектов. 

В соответствии со ст.2 ФЗ от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации (далее - ценные бумаги Российской Федерации). В соответствии с настоящим Федеральным законом государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации (далее - ценные бумаги субъекта Российской Федерации).

Эмиссия (выпуск) государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач:

  • покрытие дефицита государственного бюджета;
  • покрытие кассовых разрывов в бюджете;
  • привлечение денежных ресурсов для осущеcтвления крупных проектов;
  • привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.

В зависимости от цели выпуска различают следующие разновидности государственных ценных бумаг:

  1. Долговые ценные бумаги, предназначенные для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Данные ценные бумаги как правило средне- и долгосрочные.
  2. Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов). Кассовый разрыв возникает в связи с тем, что с одной стороны расходы государства постоянны, а с другой стороны налоги поступают неравномерно. Вследствие этого время от времени (обычно в конце-начале квартала) возникает временный дефицит бюджета, для ликвидации которого и выпускаются краткосрочные ценные бумаги. К таким видам ценных бумаг относятся векселя управления наличностью, выпускаемые в США сроком на 50 дней, и финансовые векселя, обращающиеся в Японии со сроком 60 дней.
  3. Целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов. Например, в Великобритании выпускались транспортные облигации для формирования необходимых денежных ресурсов для национализации транспорта. В Японии практикуются выпуски строительных облигаций для реализации проектов по крупномасштабному строительству.
  4. Ценные бумаги для покрытия предприятиями государственного долга. Такие ценные бумаги выпускались в Российской Федерации в 1994-1996 гг. в виде казначейских обязательств. В условиях дефицита бюджета данными казначейскими обязательствами государство рассчитывалось за работы, выполненные по государственному заказу и финансируемые из федерального бюджета. Получив вместо оплаты казначейские обязательства предприятие продавало их на вторичном рынке. Покупатели казначейских обязательств могли рассчитаться этими бумагами по своим долгам перед государством (уплатить налоги).

Государство с помощью ценных бумаг регулирует развитие экономики, решая следующие задачи:

  • регулирование денежной массы;
  • регулирование инфляции;
  • влияние на валютный курс;
  • формирование уровня доходности по ценным бумагам;
  • обеспечение перелива капитала с одного сегмента финансового рынка на другой;
  • решение других социально-экономических задач.

2. Правовое регулирование эмиссии и обращения государственных ценных бумаг

Основным законом, регулирующим рынок государственных ценных бумаг является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»[1].

В п.3 ст.2 ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» говорится, что решение об эмитенте ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством Российской Федерации.

Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление и/или исполнение федерального бюджета.

Эмитент - Министерство финансов Российской Федерации, а генеральный агент Эмитента - Центральный банк Российской Федерации[2].

Эмитентом ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с ФЗ "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.



Что Вы посещаете?

В случае выпуска именных государственных и муниципальных ценных бумаг в документарной форме с обязательным централизованным хранением имя владельца указанных ценных бумаг не является обязательным реквизитом глобального сертификата. В этом случае в глобальном сертификате указывается наименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение указанный сертификат, с указанием против его наименования реквизита "депозитарий". Указание в глобальном сертификате наименования депозитария не влечет за собой перехода к депозитарию прав на ценные бумаги выпуска, оформленного данным глобальным сертификатом.

По именным ценным бумагам Российской Федерации реестр владельцев именных ценных бумаг не ведется.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» эмиссия государственных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками.

В рамках выпуска государственных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг.

Решением о выпуске государственных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши.

Транш - часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения. Размещение траншей одного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих размещение данного выпуска в соответствии с ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Отдельный выпуск государственных ценных бумаг, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных ценных бумаг только датой выпуска (датой размещения), признается частью существующего выпуска, и ему присваивается государственный регистрационный номер существующего выпуска (дополнительный выпуск).

Решение о размещении дополнительного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих порядок размещения выпусков государственных и муниципальных ценных бумаг в соответствии со статьей 9 ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», в которых должно содержаться указание на то, что данный выпуск ценных бумаг является дополнительным. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваивается дополнительному выпуску.

Решение о выпусках, осуществляемых в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг и условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг данного вида, принимается эмитентом указанных ценных бумаг.

В главе 3 ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» устанавливается порядок возникновения обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации по государственным ценным бумагам.

В соответствии со ст.8 ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» Правительство Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждают Генеральные условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг (далее - Генеральные условия) в форме нормативных правовых актов соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Генеральные условия должны включать указание на:

- вид ценных бумаг;

- форму выпуска ценных бумаг;

- срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные);

- валюту обязательств;

- особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;

- ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.

В ст. 9 ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» устанавливаются условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг.

Эмитент в соответствии с Генеральными условиями принимает документ в форме нормативного правового акта, содержащий условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг (далее - условия эмиссии), включающие указание на:

- вид ценных бумаг;

- минимальный и максимальный сроки обращения данного вида государственных или муниципальных ценных бумаг. Отдельные выпуски ценных бумаг могут иметь разные сроки обращения;

- номинальную стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг;

- порядок размещения государственных или муниципальных ценных бумаг;

- порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;

- размер дохода или порядок его расчета;

- иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.

Условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации должны также содержать информацию:

- о бюджете заемщика на год выпуска государственных ценных бумаг;

- о суммарной величине долга заемщика на момент выпуска государственных ценных бумаг;

- об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных финансовых года.

Условия эмиссии ценных бумаг Российской Федерации подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Нормативный правовой акт, содержащий условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на составление и/или исполнение федерального бюджета.

Эмитенты ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг принимают нормативный правовой акт, содержащий отчет об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.

Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на составление и/или исполнение федерального бюджета.

Раскрытие информации о государственных и муниципальных ценных бумагах, определяемое в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" как «обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение»[3], осуществляется путем:

- опубликования нормативного правового акта - Генеральных условий;

- опубликования нормативного правового акта - условий эмиссии;

- опубликования и/или раскрытия иным способом эмитентом информации, содержащейся в решении о выпуске, не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения;

- опубликования и/или раскрытия иным способом эмитентом информации, связанной с решением о выпуске, в том числе информации о размере очередного купона по государственным ценным бумагам с переменным купонным доходом в соответствии с условиями эмиссии и решением о выпуске.

Опубликование указанных в настоящей статье нормативных правовых актов, а также изменений и дополнений к ним осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Помимо раскрытия информации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны ежеквартально опубликовывать отчеты об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации.

Эмитенты ценных бумаг субъекта Российской Федерации обязаны предоставлять в орган, осуществляющий государственную регистрацию условий эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации, отчеты об исполнении обязательств, возникших в результате эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации.

В главе 4 ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» устанавливаются особенности исполнения обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам.

В ст. 14 установлены условия страхования ответственности эмитента за исполнение обязательств по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам.

В случаях, предусмотренных Генеральными условиями или условиями эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации, эмитент имеет право осуществить страхование ответственности за исполнение обязательств по указанным ценным бумагам в соответствии с гражданским законодательством (ст.932 ГК РФ) Российской Федерации.

Информация о страховании ответственности должна содержаться в решении о выпуске.

В случаях, предусмотренных Генеральными условиями или условиями эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации, допускается установление перечня имущества, подлежащего реализации для исполнения обязательств по указанным ценным бумагам.

В Генеральных условиях или в условиях эмиссии должен быть определен порядок взаимодействия эмитента и органа, уполномоченного осуществлять управление собственностью соответствующего уровня, по вопросам, связанным с реализацией указанного имущества.

Информация о перечне указанного имущества должна содержаться в решении о выпуске.

В ст.15 прописаны гарантии Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Обязательства третьих лиц, возникшие в результате осуществления ими эмиссии ценных бумаг, могут быть гарантированы Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации.

Решение об обеспечении исполнения от имени Российской Федерации обязательств по ценным бумагам третьих лиц принимается Правительством Российской Федерации.

Что Вы посещаете?

Решение об обеспечении исполнения от имени субъекта Российской Федерации обязательств по ценным бумагам третьих лиц принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.

Порядок определения и предоставления государственных гарантий регулируется бюджетным законодательством Российской Федерации (ст.115 БК РФ).

Ценные бумаги, эмитированные третьими лицами, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации (государственная гарантия), не являются государственными ценными бумагами.

Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств третьих лиц, возникших в результате осуществления ими займа путем эмиссии ценных бумаг, в силу которого Российская Федерация, субъект Российской Федерации (гарант) дает обязательство отвечать за исполнение обязательств третьих лиц (принципалов) полностью или в части перед владельцами этих ценных бумаг (бенефициарами). Государственная гарантия должна быть дана в письменной форме.

Письменная форма государственной гарантии по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации считается соблюденной при наличии в ней указания на:

- гарантийное обязательство в решении третьих лиц об эмиссии отдельного выпуска ценных бумаг (при выпуске ценных бумаг в документарной и бездокументарной формах);

- гарантийное обязательство в сертификате (при выпуске ценных бумаг в документарной форме).

Несоблюдение письменной формы государственной гарантии влечет ее недействительность.

В государственной гарантии должны быть указаны:

- гарант (Российская Федерация, субъект Российской Федерации), а также орган, выдавший гарантию от имени гаранта;

- сумма, на которую выдана гарантия.

Срок государственной гарантии определяется сроком исполнения обязательств по ценным бумагам третьих лиц.

Принадлежащее бенефициару по государственной гарантии право требования к гаранту считается переданным с момента перехода к этому бенефициару права собственности на ценные бумаги.

Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность по гарантированному им обязательству.

Гарант имеет право отказать бенефициару в удовлетворении его требования в случае, если последний в соответствии с законодательством Российской Федерации не имеет права на осуществление прав по ценным бумагам.

Предусмотренное государственной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия.

Гарант, исполнивший обязательство по ценным бумагам вместо принципала, имеет право потребовать от последнего в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по государственной гарантии.

Заключение

В ходе исследования выяснилось, что федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации, а государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации.

Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление и/или исполнение федерального бюджета. Эмитентом ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Решение о размещении дополнительного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих порядок размещения выпусков государственных и муниципальных ценных бумаг в соответствии со статьей 9 ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», в которых должно содержаться указание на то, что данный выпуск ценных бумаг является дополнительным. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваивается дополнительному выпуску.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» эмиссия государственных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками. В рамках выпуска государственных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг. Решением о выпуске государственных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши.

Список источников

  1. Гражданский Кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-Ф3 (ред. от 7 февраля 2011 г. № 4-ФЗ) // СЗ РФ. – 1994 - № 32. - Ст. 3301.
  2. Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28 декабря 2010 г. № 402-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. - №31. - Ст. 3823.
  3. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (с изм. от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. - №31. – Ст. 3814.
  4. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изм. от 07.02.2011 №8-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. - №17. – Ст. 1918.
  5. Положение от 25 марта 2003 года № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг» (с изменениями на 30 августа 2010 года)
  6. Финансовое право: Учеб.пособие для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, закон и право, 2007.
  7. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв. ред. д.ю.н. Н.И. Химичева.- М.: Норма, 2005.
  8. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В.Карасева. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2007.

[1] Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (с изм. от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. - №31. – Ст. 3814.

[2] Положение от 25 марта 2003 года № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг» (с изменениями на 30 августа 2010 года)

[3] Ст. 30 ФЗ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изм. от 07.02.2011 №8-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. - №17. – Ст. 1918.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?