Гуманитарные интервенции


Реферат

В мировом сообществе не сложилось единое мнение о содержании понятия и признаков гуманитарной интервенции. Под гуманитарной интервенцией обычно понимаются военные операции одних государств на территории других без согласия их правительств с целью предотвращения или пресечения масштабных нарушений прав человека, особенно права на жизнь, последующего поддержания стабильности и установления демократических норм правления[1].

Гуманитарные интервенции – сравнительно новое явление в международных отношениях. Они стали возможными в условиях размывания границ между внутренним и внешним в жизни социумов, усиления плотности производственных, торговых, финансовых и информационных связей между государствами. Концепция гуманитарной интервенции основывается на доминирующей в западной общественной мысли идее приоритета прав личности над интересами социума и правами государства.

Впервые эта идея была сформулирована в 1987 г. профессором международного права Парижского университета Марио Беттати и основателем движения «Врачи без границ» Бернардом Кушнером, впоследствии министром иностранных дел Франции, в книге «Обязанность вмешиваться»[2].

Ключевой тезис книги: демократические государства имеют право и даже обязаны ради защиты прав человека вмешиваться в дела тех государств, где они нарушаются. Благодаря концепции гуманитарной интервенции современная политическая мысль вплотную подошла к идее о том, что нарушения прав личности могут ставить под вопрос легитимность государственного суверенитета. В ситуациях, когда насилие над местным населением, религиозные и этнические чистки создают угрозу его праву на жизнь, страны-участники гуманитарных интервенций становятся гарантами соблюдения прав личности в чужой стране. Целью предпринимаемых действий является не военная победа, а создание основ правового порядка. В первой половине 90-х гг. акциями «вооруженного вмешательства с целью защиты прав человека» были: установление на севере Ирака запретной зоны для полетов военной авиации (прежде всего турецкой) с целью защиты курдов от геноцида (1991 г.); гуманитарная операция в Сомали (1992-1993 гг.); бомбардировки боснийских сербов в Боснии и Герцеговине (1994-1995 гг.). Вместе с тем мировое сообщество не вмешалось в межэтнический конфликт в Руанде в 1994 г., жертвами которого стало около миллиона человек. Идея «гуманитарной интервенции» впервые использовалась для обоснования бомбардировок Югославии авиацией стран НАТО в 1999 г. под предлогом защиты косовских албанцев. На практике она означала переход Запада к новому формату вооруженного вмешательства. Уже тогда экспертами констатировалось, что реакция Америки на кризис в Косово демонстрирует готовность «делать то, что ей кажется правильным, невзирая на международное право»[3]. В 2000-е гг. страны Запада реализовали идею «гуманитарной интервенции» в трех странах – Афганистане (2001 г.), Ираке (2003 г.) и Ливии (2011 г.). Во всех трех случаях вооруженное вмешательство в том виде, в каком оно было осуществлено, не получило санкции СБ ООН. В обозримой перспективе объектом такой интервенции может стать Сирия. В афганском случае операция осуществлялась в формате «государственной самообороны», с использованием лозунга защиты населения Афганистана от режима талибов. В Ираке акцентировалась проблема поиска оружия массового уничтожения как источника угрозы мировому сообществу. Позднее к ней была «подверстана» гуманитарная составляющая. В Ливии, где войска НАТО изначально были нацелены на смену режима, СБ ООН резолюцией № 1973 от 17 марта 2011 г. предоставил мандат лишь на обеспечение режима «бесполетной зоны» над страной «в целях защиты гражданского населения». В результате военных операций гуманитарная ситуация не улучшилась, не было даже обеспечено относительное спокойствие.

Более типичным, особенно в Ираке и Косово, оказалось получение преимуществ одной из сторон противостояния. Участниками гуманитарных интервенций ставились задачи достижения собственных геополитических целей и отработки сценариев вмешательства в других стратегически важных регионах мира. Примером успешного вмешательства мирового сообщества в гуманитарных целях в 2000-е годы отчасти может быть признано урегулирование конфликта в суданской провинции Дарфур. Под давлением мирового сообщества правительство Судана и Суданское освободительное движение в 2006 г. подписали мирное соглашение, не сопровождавшееся попытками смены правящего режима. Понятие «гуманитарная интервенция» прочно закрепилось в политическом лексиконе, однако идея проведения такого рода акций вызывает ожесточенные споры в мировом сообществе, поскольку вступает в противоречие с закрепленными в уставе ООН принципами государственного суверенитета, территориальной целостности и верховных полномочий ООН.

Вследствие трагических событий 1990-х годов в Руанде и на Балканах международное сообщество приступило к серьезному обсуждению вопроса о принятии эффективных мер в тех случаях, когда права граждан грубо и систематически нарушаются. Суть этого вопроса заключалась в том, обладают ли государства абсолютным суверенитетом в ведении внутренних дел, и имеет ли право международное сообщество вмешиваться во внутренние дела какого-либо государства с гуманитарными целями.

В своем Докладе тысячелетия[4] в 2000 году Генеральный секретарь Кофи Аннан, отмечая неспособность Совета Безопасности прибегнуть к решительным действиям в Руанде и бывшей Югославии, обратился к государствам-членам с настойчивым призывом: «Если гуманитарная интервенция действительно является неприемлемым ударом по суверенитету, то как нам следует реагировать на такую ситуацию, как в Руанде или в Сребренице, — как реагировать на грубые и систематические нарушения прав человека, которые противоречат всем заповедям человеческого бытия?»

От гуманитарной интервенции до ответственности по защите (2001 год)

Выражение «ответственность по защите» впервые было упомянуто в докладе Международной комиссии по вопросам вмешательства и государственного суверенитета (МКСГС), созданной правительством Канады в декабре 2001 года. Комиссия была создана в ответ на вопрос Кофи Аннана о том, на каком этапе международное сообщество должно вмешаться во внутренние дела страны с гуманитарными целями. В докладе указывалось, что суверенитет не только предоставляет какому-либо государству право «контролировать» свои внутренние дела, но также налагает непосредственную обязанность по защите людей, проживающих в пределах границ этого государства. В докладе предлагалось, что в случае неспособности государства защитить свой народ, будь то из-за отсутствия возможности или желания это делать, ответственность по защите людей передается международному сообществу[5].

Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам (2004 год)

В 2004 году основанная Кофи Аннаном Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам одобрила новое правило об ответственности по защите, которое часто упоминается как R2P[6]. Это правило определяет наличие коллективной международной ответственности, которая может быть использована Советом Безопасности ООН и является крайним средством, которое предоставляет право на военное вмешательство в случаях геноцида, массового убийства, этнической чистки, а также серьезных нарушений гуманитарного права, которые суверенные правительства не смогли или не пожелали предотвратить. Группа выдвинула основные критерии, которые узаконивают право Совета Безопасности ООН использовать военную силу, включая такие критерии, как серьезность угрозы, то, что это является крайним средством, а также пропорциональность ответных мер.

Доклад Генерального Секретаря «При большей свободе» (2005 год)

В своем докладе «При большей свободе»[7] Генеральный секретарь Кофи Аннан «решительно поддержал» подход, предложенный Группой высокого уровня, и высказался за то, чтобы список предложенных критериев, включая серьезность угрозы, применение военного вмешательства как крайнего средства, пропорциональность и вероятность успеха, применялся для санкционирования применения силы.

Всемирный Саммит Организации Объединенных Наций (2005 год)

В сентябре 2005 года в ходе Всемирного Саммита Организации Объединенных Наций все государства-члены официально признали принцип ответственности каждого государства защищать свое население от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности. На Саммите мировые лидеры пришли к соглашению, что если какое-либо государство окажется не в состоянии выполнить данное обязательство, все государства-члены («международное сообщество») несут ответственность за оказание помощи по защите людей, которым угрожают вышеперечисленные преступления. Если мирные средства, а именно дипломатические, гуманитарные и другие, окажутся недостаточными и если национальные власти «очевидно не в состоянии» защитить свое население, международное сообщество будет действовать коллективно, «своевременно и решительно», через Совет Безопасности ООН и в соответствии с Уставом ООН, в случае необходимости сотрудничая с региональными организациями[8].

На практике

В апреле 2006 года в резолюции 1674 о защите граждан в вооруженных конфликтах Совет Безопасности ООН впервые сделал официальное заявление об ответственности по защите. Совет Безопасности сослался на данную резолюцию в августе 2006 года, в то время когда принятая резолюция 1706 наделила полномочиями миротворческие войска ООН на размещение своих сил в Дарфуре в Судане. Недавно вопросу ответственности по защите было уделено пристальное внимание в ряде резолюций, принятых Советом Безопасности ООН[9].

Ливия (2011 год)

Следя за масштабными и систематическими атаками режима Ливийской Арабской Джамахирии (Ливии), 26 февраля 2011 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 1970, прямо ссылаясь на ответственность по защите. Осудив «грубые и систематические нарушения в области прав человека» в Ливии, Совет Безопасности ввел ряд международных санкций, а также потребовал прекратить насилие, призывая власть взять на себя ответственность по защите своего населения. Советом было также принято решение передать данную ситуацию на рассмотрение в Международный уголовный суд.

В резолюции 1973, принятой 17 марта 2011 года, Совет Безопасности потребовал немедленного прекращения огня в Ливии, в том числе прекращения постоянных нападений на мирных жителей, что представляет собой «преступление против человечности». Совет наделил страны-участницы полномочиями «принять необходимые меры» для защиты мирных жителей, которые находятся под угрозой нападения в своей собственной стране, исключая иностранную оккупацию в любой форме в любой части территории Ливии. Несколькими днями позже, действуя в соответствии с резолюцией, самолеты НАТО нанесли удар по войскам Каддафи.

Кот-д’Ивуар (2011 год)

В ответ на эскалацию насилия против населения в стране в конце 2010 года и начале 2011 года, Совет Безопасности ООН 30 марта 2011 года единогласно принял резолюцию 1975, осуждая усиление нарушений прав человека, совершаемых сторонниками бывшего и новоизбранного президентов Кот-д`Ивуара Лорана Гбагбо и Алласана Уаттары. Резолюция ссылается на «прямую обязанность каждой Страны защищать мирных жителей», призывает к немедленному переходу власти к победившему на выборах президенту Уаттаре, а также устанавливает, что Миссия ООН в Кот-д`Ивуаре (ОООНКИ) может использовать «все необходимые средства для защиты имущества и жизни». В попытке защитить население страны от дальнейших актов насилия миссия приступила к военным действиям 4 апреля 2011 года, а Гбагбо сложил полномочия президента Кот-д`Ивуара 11 апреля, когда был арестован войсками президента Уаттары. В ноябре 2011 года президент Гбагбо был передан Международному уголовному суду по обвинению в преступлениях против человечности, как «косвенный соучастник» убийств, изнасилований, преследований и других бесчеловечных актов. 26 июля 2012 года Совет принял резолюцию 2062 о продлении мандата ОООНКИ до 31 июля 2013 года.

Южный Судан (2011 год)

В резолюции 1996 от 8 июля 2011 года Совет Безопасности учредил миротворческую миссию ООН в Южном Судане (МООНЮС), одна из целей которой — предоставлять консультации и помогать правительству выполнять свои обязательства по защите граждан. 9 июля Южный Судан официально приобрел статус независимого государства, что стало возможным благодаря подписанному в 2005 году мирному соглашению, положившему конец гражданской войне. В декабре 2013 года в стране начались столкновения между проправительственными и антиправительственными силами, что привело к массовому перемещению примерно 706 000 человек, из которых 77 000 укрылись на базах МООНЮС. В феврале 2014 года Совет Безопасности ООН вновь подтвердил свою неизменную поддержку МООНЮС и ее жизненно важной миссии по защите гражданского населения в Южном Судане, включая иностранных граждан, по проведению мониторинга ситуации с правами человека и расследованию, а также по оказанию помощи нуждающимся жителям.

Йемен (2011 год)

Резолюция 2014 от 21 октября 2011 года указывает на нарушения властями Йемена прав человека, а также поддерживает проведенный в Йемене политический процесс передачи власти, включая проведение досрочных президентских выборов. Данная резолюция открыто призывает правительство Йемена к прямой обязанности защищать свое население.

Сирия (2012 год)

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун подчеркнул настоятельную необходимость политического решения по прекращению кризиса в Сирии, который за последние три года унес более 100 тысяч жизней и привел к тяжелейшему гуманитарному кризису. Он призвал регион и международное сообщество, в частности Совет Безопасности, объединиться и оказать полную поддержку усилиям Совместного специального представителя Организации Объединенных Наций и Лигой арабских государств Лахдара Брахими с тем, чтобы помочь сирийцам достичь политического урегулирования конфликта.

Генеральная Ассамблея и Совет по правам человека решительно осудили продолжение «широко распространенных и систематических» нарушений прав человека со стороны сирийских властей и потребовали, чтобы правительство немедленно прекратило все акты насилия и защитило свой народ. Верховный комиссар ООН по правам человека рекомендовала рассмотреть ситуацию в Сирии в Международном уголовном суде и призвала Совет Безопасности взять на себя ответственность по защите населения Сирии. Специальные советники по предупреждению геноцида и ответственности по защите призвали рассмотреть весь спектр региональных и глобальных инструментов в рамках Устава ООН — часть которых не требует санкции Совета Безопасности — для решения ситуации.

«Правительство Сирии явно не в состоянии защитить свое население», - говорится в заявлении (декабрь 2012 года) Специального советника Генерального секретаря по предупреждению геноцида Адама Диенга. «Международное сообщество должно действовать в русле обязательств, принятых всеми главами государств и правительствами на Всемирном саммите 2005 года по защите населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности, включая подстрекательства», — сказал г-н Диенг.

Центральноафриканская Республика (2013 год)

Конфликт в Центральноафриканской Республике (ЦАР) вспыхнул, когда повстанцы-мусульмане из группировки «Селека» начали наступление в декабре 2012 года, и он стал приобретать все более межрелигиозный характер по мере того, как за оружие стали браться в основном ополченцы-христиане. 10 октября 2013 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2121, в которой подчеркнул «главную ответственность властей Центральноафриканской Республики за защиту населения и обеспечение безопасности и единства на ее территории» и подчеркнул «их обязанность обеспечивать соблюдение норм международного гуманитарного права, права прав человека и беженского права». В марте 2014 года Генеральный секретарь ООН выступил с предложением развернуть в ЦАР миротворческую операцию ООН численностью почти в 12 000 человек.

Доклады Генерального секретаря ООН

Реализация «ответственности по защите» (2009 год)

На основании Итогового документа Всемирного саммита 2005 года в докладе Генерального секретаря за 2009 год излагается стратегия вокруг трех основных пунктов проблемы выполнения ответственности по защите[10]:

  1. Государство несет главную ответственность за защиту населения от геноцида, военных преступлений, преступлений против человечности, этнических чисток и подстрекательства к ним;
  2. Международное сообщество обязано всячески способствовать выполнению государствами этой обязанности;
  3. Международное сообщество обязано использовать соответствующие дипломатические, гуманитарные и другие средства, чтобы защитить население от подобных преступлений. Если государство не в состоянии защитить свое население, международное сообщество должно быть готово предпринять коллективные действия по защите населения, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Раннее предупреждение, оценка и ответственность по защите (2010 год)

В докладе Генерального секретаря по раннему предупреждению, оценке и ответственности по защите были выявлены недоработки и предложены пути повышения возможностей ООН по более эффективному использованию механизмов раннего предупреждения , включая информацию по операциям на местах, для обеспечения своевременных, гибких и сбалансированных действий везде, где возникают угроза геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений или этнических чисток.

Роль региональных и субрегиональных механизмов в реализации ответственности по защите (2011 год)

В докладе Генерального секретаря за 2011 год подчеркивается необходимость эффективного глобального регионального сотрудничества в целях содействия осуществлению ответственности по защите. Доклад обозначил недоработки и предложил пути укрепления сотрудничества и использования информации и анализа региональных и субрегиональных механизмов для выявления опасности, а также с тем, чтобы предпринимать или поддерживать своевременные и эффективные превентивные меры на субрегиональном, региональном или глобальном уровнях. Подчеркивая, что принцип является универсальным и каждый регион «должен двигаться вперед», доклад признает, что «каждый регион будет приводить этот принцип в действие в соответствии со своей спецификой и временными рамками».

Ответственность по защите: своевременность и решительность ответа (2012)

Четвертый доклад Генерального секретаря по вопросу об ответственности по защите, представленный в сентябре 2012 года, рассмотрел идею «своевременного и решительного ответа», когда государство не в состоянии защитить свой народ, включая ряд инструментов и партнеров, а также наличие тесной связи между предотвращением и ответными мерами.

Специальные советники Генерального секретаря

В 2004 году Генеральный секретарь ООН впервые назначил Специального советника по предупреждению геноцида, которым стал Хуан Мендес, а в 2007 году — Франсис Денг и Адама Диенг в 2012 году. Специальный советник отвечает за:

  • сбор информации о серьезных массовых нарушениях прав человека и международного гуманитарного права;
  • раннее предупреждение Генерального секретаря и через него Совета Безопасности;
  • предоставление рекомендаций Совету Безопасности через Генерального секретаря по поводу действий, направленных на предотвращение геноцида;
  • взаимодействие с системой ООН в отношении мер по предупреждению геноцида.

В 2008 году Генеральный секретарь назначил Эдварда Лака Специальным советником по вопросу об ответственности по защите. В июне 2013 году его сменила на этом посту Дженнифер Уэлш. Специальный советник отвечает за дальнейшее развитие и уточнение концепции, а также за продолжение политического диалога с государствами-членами и другими заинтересованными сторонами по дальнейшим шагам в направлении реализации инициативы.

Совместному отделу по предупреждению геноцида и по вопросу об ответственности по защите поручено сохранить и усилить существующие механизмы, в том числе для укрепления потенциала, сбора и анализа информации на местах. Также перед отделом стоит задача разработки новых методов общественных кампаний, проведения межсекторальной оценки, осуществления общей политики и сбора информации, с тем, чтобы предотвращать и реагировать на кризисы, связанные с ответственностью по защите.

[1] Лабюк О. Е. «Ответственность по защите» и право на вмешательство // Международные процессы. 2008. № 3. С. 59-66.

[2] Bettati M., Kouchner D. Le devoir d'intelligence: peut-on les laisser mourir? Paris: Denoel publishers, 1987. 320 p.

[3] Glennon M. The New Interventionism: the Search for a Just International Law // Foreign Affairs. 1999. Vol. 78. № 3. P. 6.

[4] Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций / Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года

[5] Ответственность по защите / Доклад Комиссии по вопросам вмешательства и государственного суверенитета. Декабрь 2001 г.

[6] Более безопасный мир: наша общая ответственность // Доклад Группы высокого уровня предлагает план мер, направленных на то, чтобы противостоять угрозам XXI века, сделать мир более безопасным и укрепить ООН

[7] Доклад ген.секретаря ООН «При большей свободе» от 21 марта 2005 года

[8] Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года / Принят резолюцией 60/1 Генеральной Ассамблеи от 16 сентября 2005 года

[9] Сазонова К. Л. Концепция «ответственность за защиту» в миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций // Юридическая наука. 2012. № 1. С. 96-100.

[10] Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года / Принят резолюцией 60/1 Генеральной Ассамблеи от 16 сентября 2005 года