История НЭП


Содержание

Введение

  1. НЭП
  2. Образование СССР
  3. Социально-экономические преобразования страны в 30-е годы

Заключение

Список используемой литературы

Введение

С окончанием гражданской войны политика «военного коммунизма» зашла в тупик. Не удалось преодолеть разруху, порожденную 4 годами участия России в первой мировой войне и усугубленную 3 годами Гражданской войны. Исчезла угроза реставрации дореволюционных аграрных отношений, поэтому крестьянство больше не хотело мириться с политикой продразверстки[1].

В стране не существовало организованной налоговой, финансовой системы. Произошло резкое падение производительности труда и реальной зарплаты рабочих (даже при учете не только денежной ее части, но и снабжения по твердым ценам и бесплатных выдач).

Экономическая и политическая жизнь страны проходила в соответствии с политикой «военного коммунизма», политикой полного отказа от частной собственности, рыночных отношений, абсолютного контроля и управления со стороны государства. Управление было централизовано, предприятия и учреждения на местах не имели никакой самостоятельности. Но все эти кардинальные изменения в экономике страны были введены стихийно, не были спланированы и жизнеспособны. Такая жесткая политика лишь усугубляла разруху в стране. Это было время топливных, транспортных и других кризисов, падения промышленности и сельского хозяйства, нехватки хлеба и карточного распределения продуктов. В стране был хаос, постоянно происходили стачки и манифестации. В 1918 г. в стране было введено военное положение. Для выхода из создавшегося в стране после войн и революций бедственного положения необходимо было произвести кардинальные социально-экономические изменения.

1. НЭП

Главной отличительной чертой НЭПа была двухсекторная экономика. Она включала в себя государственный и частный сектора, которые активно сотрудничали, дополняли друг друга. В первый сектор входили монопольная госпромышленность, монопольная госторговля, система кредитования с Госбанком во главе. Ко второму сектору относились частное (кустарное, ремесельное) производство, частная торговля, коммерческие банки. Также широко развивалась кооперация - производственная, потребительская, торговая, сельскохозяйственная; было развито кооперативное кредитование сельского хозяйства, возглавляемое Всекобанком. Кооперативная, государственная и частная составляющие экономики одновременно и конкурировали, и сотрудничали между собой. В сельском хозяйстве одновременно уживались социалистические элементы и аренда, наемный труд. Сельскохозяйственная продукция частично изымалась государством в виде продналога и продразверстки, а частично реализовывалась на вольном рынке самими крестьянами.

Период НЭПа характерен своей многоукладностью. Наряду с социалистическими элементами существовало мелкотоварное хозяйство и капиталистические отношения. Причем сам период был неоднороден по соотношению этих элементов в разные отрезки времени. В 1921/22 году в розничном обороте участвовал практически исключительно частный сектор. В 1922/23 и 1923/24 гг. он также занимал преобладающее положение. В дальнейшем его стали постепенно вытеснять государственная и кооперативная производство и торговля. Все предприятия переходили на хозрасчет[2].

С осени 1921-го года (тогда еще был период застоя госпромышленности) происходило быстрое накопление частного капитала, т.к. первое время для него были хорошие условия кредитования, свобода от налогов. Активно развивались и частная торговля, и частная промышленность, кустарное производство. Продукция частной промышленности была гораздо дешевле и доступнее, чем государственная. Для кустарей не было расширенного кредитования, как для госпромышленности, и поэтому они не могли придерживать товары, а были вынуждены их быстро оборачивать. Поэтому их цены приспосабливались к рыночной конъюнктуре. В силу этого у частной промышленности был очень широкий рынок сбыта, особенно в деревне. По данным 1922/23 года, товарное потребление горожанина было почти в 6 раз больше товарного потребления крестьянина: на душу городского потребителя приходилось 40 рублей, на душу деревенского - 7 рублей[3]. Т.к. у крестьян была ничтожная покупательная способность, они не имели возможности покупать недоступно дорогие государственные промышленные товары. Поэтому в деревне было распространено домашнее ткачество, обувные ремесла. Кустари обеспечивали деревенское население товарами первой необходимости, удовлетворяли широкий низовой спрос на товары народного потребления. Частная промышленность уменьшала безработицу, трудоустраивая рабочих, и увеличивала их квалификацию. Из государственных полуфабрикатов кустари изготовляли готовую продукцию, завершая производственный процесс. Таким образом, кустарное производство дополняло крупную промышленность.

В городской жизни 1920-х годов следует оживление и рост слоя мелких и средних предпринимателей — нэпманов, владельцев торговых заведений, мастерских, булочных, кафе, ресторанов и пр. Положение этой группы населения было незавидным. В сущности она находилась в постоянном враждебном окружении; официальная политика по отношению к нэпманам колебалась от вынужденного признания до периодически проводимых гонений и налетов, бюрократического произвола. «Новые капиталисты» были полностью лишены политических прав. Подобная обстановка создавала у нэпманов ощущение зыбкости, временности, неустойчивости происходящего. В соответствии с этим складывался их стиль жизни: «пропадать — так с музыкой!», беспрерывные кутежи, рвачество, готовность идти в обход закона. Все эти явления известны по источникам и литературе как «гримасы» или «угар» нэпа.

В российской деревне 1920-х годов наметились нeкоторые позитивные сдвиги. Сказывалась еще инерция столыпинской реформы, чаще стало происходить выселение хозяев на хутора, продолжалось размывание общинных устоев; крестьяне поговаривали о переходе к интенсивным формам хозяйства, к многополью. Однако эти изменения были очень малозаметными. Деревня унаследовала значительную часть оставшихся от прошлого противоречий. Осуществляемый после революции «черный передел» не приносил желаемых результатов. Дело, стало быть, заключалось не только в количестве земли, предоставленной в пользование, а в целом ряде причин социально-экономического свойства, которые требовали комплексного решения. Политика сдерживания с помощью прогрессивного налогообложения зажиточных элементов и помощи малоимущим объективно вела к осереднячиванию крестьянства. Получив от нэпа экономическое облегчение, крестьянство мало что приобрело в политической области. «Государство диктатуры пролетариата», провозгласив линию на союз с крестьянством, весьма своеобразно интерпретировало этот союз и не стремилось существенно расширить политические права деревенских жителей, снять, например, избирательные ограничения и неравенство прав на выборах в советские органы. Многочисленные письма крестьян, шедшие в печатные органы и в адрес руководства, свидетельствуют об их недовольстве подобной политикой. Оживились идеи создания особых политических организаций крестьянства, Крестьянского Союза.

В финансовой сфере, кроме единого Государственного банка, появились частные и кооперативные банки, страховые общества. Взималась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами. Выпускались государственные займы, которые принудительно распространялись среди населения с целью выкачивания личных средств для развития промышленности. В 1922 г. была проведена денежная реформа: сократилась эмиссия бумажных денег и в оборот вводился советский червонец (10 руб.), который высоко ценился на мировом валютном рынке[4]. Это позволило укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией. Свидетельством стабилизации финансового положения стала замена продналога на его денежный эквивалент.

В результате новой экономической политики в 1926 г. по основным видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень. Легкая промышленность развивалась быстрее, чем тяжелая, требовавшая значительных капиталовложений. Условия жизни городского и сельского населения улучшились. Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания. Таким образом, одна из задач нэпа - преодоление разрухи - была решена.

Наиболее яркими негативными явлениями в экономике НЭПа были «кризис сбыта» и «ножницы» цен.

«Кризис сбыта» появился в 1923 году (его максимум пришелся на последнюю декаду октября). Главной причиной «кризиса сбыта» была монополия государственной промышленности и торговли на производство и сбыт продукции. Не имея конкурентов, синдикаты непомерно завышали цены и работали «на склад», делая товары недоступными для населения. По всей стране не хватало одежды, обуви и других необходимых товаров. При общей нехватке товаров прилавки были перегружены дорогой продукцией.

В 1924 г. к «кризису сбыта» добавился «кризис цен», когда крестьяне, собравшие хороший урожай, отказались отдавать хлеб государству по твердым ценам, решив продать его на рынке. Попытки заставить крестьян сдавать хлеб по продналогу вызвали массовые восстания (в Амурской области, Грузии и других районах). В середине 20-х годов упал объем государственных заготовок хлеба и сырья. Это снизило возможность экспорта сельскохозяйственных продуктов и, следовательно, уменьшило валютные поступления, необходимых для покупки промышленного оборудования за границей.

Для выхода из кризиса правительство предприняло ряд административных мер. Было усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены на промтовары, повышены налоги для частных предпринимателей, торговцев и кулаков. Это означало начало свертывания нэпа.

Главная ошибка, допущенная при ликвидации «кризиса сбыта», заключалась в том, что методом борьбы с кризисом стала не демонополизации государственной промышленности, а фиксация промышленных цен. Цены регулировались не рыночной конъюнктурой, а государством. В дальнейшем это привело к дефициту товаров, который просуществовал все советское время.

«Ножницы» цен - это расхождение довоенных соотношений между ценами на сельскохозяйственные и промышленные товары, значительное превышение общего уровня промышленных цен над уровнем сельскохозяйственных. «Ножницы» проявлялись во всех сферах торговли - в государственной, кооперативной и частной; в опте и рознице, в центре и на периферии. Они возникли в августе 1922 года, когда после большого урожая началось падение сельскохозяйственных цен. Наибольший раствор «ножниц» совпал по времени с максимумом кризиса сбыта, т.е. пришелся на октябрь 1923 года. Этот пик «ножниц» был вызван торговой депрессией, стремительным падением цен на хлеб и непомерным вздорожанием промышленных товаров. «Кризис сбыта» и «ножницы» цен – явления взаимосвязанные. Их главной причиной была монополизация государственной промышленности. «Ножницы» цен были вызваны также диспропорцией продукта города и деревни, разными темпами восстановления сельского хозяйства и промышленности и разными потребности капитала.

НЭП обеспечил стабилизацию и восстановление хозяйства. Однако вскоре после его введения первые успехи сменились новыми трудностями. Их возникновение объяснялось тремя причинами: дисбалансом промышленности и сельского хозяйства; целенаправленно классовой ориентацией внутренней политики правительства; усилением противоречий между многообразием социальных интересов разных слоев общества и авторитаризмом большевистского руководства.

По оценкам ученых, «факт создания Госплана и начала новой экономической политики в России выходит за пределы примитивной постановки вопроса о сочетании плана и рынка. Они демонстрируют попытку России найти широкое, комплексное и масштабное решение задачи эффективного управления экономикой страны»[5].

Таким образом, НЭП позволил за сравнительно короткий срок ликвидировать экономическую разруху в СССР, вызванную участием в первой мировой войне и Гражданской войной. Более того, как отмечает С.Г. Кара-Мурза, НЭП позволил ввести в массовое сознание крестьян идеи собственности и права, и это «был огромный шаг вперед»[6].

2. Образование СССР

Развитие федеративных отношений между независимыми советскими республиками, создание РСФСР, становление Российской Федерации подготовили образование Союза Советских Социалистических Республик, завершившее определенный этап развития национально-государственного строительства в стране.

Советские республики, попробовавшие разной формы связи между собой, на практике убедились в полезности и даже необходимости более многогранного объединения. К нему их звала, в первую очередь, экономика: исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами, единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых ресурсов каждой из республик в отдельности, требовавшая их интеграции для наиболее рационального использования. К 1922 г. экономическое объединение республик уже достигло больших успехов. Вместе с тем хозяйственные связи между ними не были еще достаточно полными и единообразными. Взаимоотношения между соответствующими органами республик были усложненными и запутанными и не позволяли в необходимой мере достичь единства экономической политики. Строить социалистическую экономику в таких условиях было невозможно. Надо было создать по-настоящему единый аппарат управления, обеспечивающий формирование единого хозяйства, регулируемого общим планом.

Процесс преобразования федеративных отношений между советскими республиками начался весной 1922 г. В советской литературе обычно дело изображалось так, что этот процесс был естественным результатом объединенного движения народов. Конечно, за 5 лет, прошедших после Октября, народы убедились, что разделенное существование национальных республик ни к чему хорошему не приведет. Все более крепла вера, что спасение и развитие страны возможно только в условиях объединения разрозненных национальных районов. Документы показывают, что инициатива изменения этих форм пошла не снизу, а в определенной степени сверху, притом весьма своеобразно. Начали движения не массы, а чиновники, притом как раз не в направлении к централизации, а в сторону ограждения прав республиканских органов управления от директив центра.

Новая форма государственного единства Советской страны была найдена не сразу. Некоторые руководящие работники РСФСР и других республик считали, что вопрос об укреплении связей между независимыми советскими республиками должен быть решен путем вступления союзных республик в состав РСФСР и даже путем превращения всей Советской страны в унитарное государство.

Высказывалась и прямо противоположная точка зрения: выделить из РСФСР все автономные республики и дать им права союзных. Некоторые республиканские работники шли еще дальше, предлагая объединить советские республики на основе конфедерации, что означало ослабление государственного единства Советской страны по сравнению с уже достигнутым.

В ноябре 1922 г. Политбюро ЦК РКБ (б) одобрило «Основные пункты Конституции СССР», на базе которых в декабре 1922 г. специальная комиссия ЦК разработала проекты Декларации и Договора об образовании Союза ССР.

Как видим, вся подготовка создания СССР проходила на партийном уровне. Можно сказать, что именно партии мы прежде всего обязаны созданием нового союзного государства. Единая мощная партийная организация, объединяющая всю страну, возглавляемая едиными Центральными органами, обеспечила организованную, пропагандистскую и другую работу, направленную на создание Союза.

В конце 1922 г. на проводимую работу откликнулись и народные массы. Хотя каких-либо референдумов, опросов и т.п. по поводу создания СССР не проводилось, массовые собрания, многолюдные митинги, представительные съезды различных обществ и организаций демонстрировали волю населения к созданию Союза, поддержку этой идеи.

Основной закон СССР явился новым этапом в истории советского конституционного строительства, отражающим в то же время определенную преемственность принципов и идей, связывающую его с конституциями республик, в первую очередь – с Российской, а так же с Закавказской.

Прежде всего – это идея федерации. Советский Союз подобно двум названным республикам был конституирован как федеративное государство. Но нельзя не заметить и существенной разницы между федерацией, сложившейся в России, и новой формой федеративного объединения, каким явился Советский Союз. Если РСФСР оформилась как государство с автономными образованиями, то СССР – как союзное государство.

В союзном государстве сочетается суверенитет Союза с суверенными правами его членов – союзных республик. Следовательно, носителями суверенитета являются как Союз в целом, так и каждый из его членов в отдельности.

Круг прав Союза очерчен преимущественно в ст. 1 и 2 Основного закона. Среди вопросов, отнесенных к компетенции высших органов власти Союза, выделяются две важнейшие группы: дела, связанные с внешними функциями государства, и хозяйственные дела. Конституция относит к компетенции Союза организацию и руководство вооруженными силами, а также объявление войны и заключение мира. Широко и подробно определяет Основной Закон права Союза СССР в сфере международных отношений – политических и экономических.

Конституция отдает в ведение Союза представительство в международных сношениях с другими государствами, изменение внешних границ Союза, заключение договоров займов, ратификацию международных договоров, руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров.

К ведению Союза Конституция отнесла и общее управление народным хозяйством, его важнейшими отраслями.

Конституция закрепила за союзом большие и важные права, обеспечивающие его нормальное функционирование, его внешнюю безопасность и внутреннее развитие. Но большое внимание Основной закон уделяет и гарантиям прав членов Союза – союзных республик.

Основной закон содержит специальную главу, трактующую суверенные права этих республик.

Строительство высших органов власти и управления Союза ССР. Образование СССР означало возникновение нового государства с соответствующим государственным аппаратом. Поскольку Советский Союз объединял уже вполне сложившиеся республики, у него необходимости создавать всю систему государственных органов снизу доверху.

Самым важным по значению и первым по времени возникновения явился орган, выражающий верховенство народа, - съезд Советов Союза ССР.

Фактически съезд Советов, как высший орган власти Союза, выступил в момент провозглашения СССР. I Всесоюзный съезд Советов, принявший решение об образовании Союза, тем самым стал его высшим органом власти.

В основе организации всесоюзных съездов Советов лежали принципы, которые сложились в практике работы республиканских, главным образом всероссийских, съездов советов.

Очередные съезды Советов первоначально созывались ежегодно. Громоздкость съездов, определенные сложности и дороговизна их созыва побудили вскоре установить другую периодичность заседаний. IV съезд Советов СССР в 1927 г. установил, что впредь съезды будут созываться раз в два года. Конституция допускала также созыв чрезвычайных съездов.

В компетенцию Всесоюзного съезда советов Входили все без исключения вопросы, которые Конституцией были отнесены к ведений Союза. К исключительной компетенции съезда относилось утверждение и изменение основных начал Конституции СССР.

В период между съездами Советов верховным органом власти являлся Центральный Исполнительный Комитет Союза. По своей структуре ЦИК Союза отличался от ЦИКов союзных республик. ЦИК был двухпалатным. Цель создания двух палат заключалась в том , чтобы наиболее полно сочетать общие интересы Союза со специфическими интересами отдельных народов, входящих в его состав.

Одна из палат носила название Союзного совета, другая – Совета Национальностей.

Обе палаты являлись равноправными. Законопроект получал силу закона лишь в случае принятия его каждой из палат. В ходе разработки проекта Коституции выдвигалось предположение наделить Совет Национальностей большими по сравнению с Союзным Советом правами. Это предложение, означавшее бы ослабление единства союзного государства, было отвергнуто.

ЦИК являлся законодательным и исполнителным органом. В качестве верховного органа власти он обладал компетенцией, тождественной компетенции съезда Советов СССР, кроме вопросов, отнесенных к исключительному ведению съезду.

В период между сессиями ЦИК высшими законодательным и исполнительным ограном являлся ответсвенный перед ним Президиум ЦИК Союза ССР. Президиум Цик образовался из Президиумов Союзного Совета и Совета Национальностей, в каждый из входило первоначально по семь человек.

Представительством Союза Советских Социалистических Республик являлся Совет Народных Комиссаров, образуемый ЦИК. Совнарком был исполнительным и распорядительным органом, но в то же время обладал и законодательными функциями. В пределах предоставленных ему прав он мог издавать декреты и постановления. В СНК входили, кроме председателя и заместителей председателя, наркомы СССР.

Совет Народных Комиссаров СССР образовался позже, чем другие высшие органы власти Союза.

Органами отраслевого управления в Союзе, как и в республиках, являлись народные комиссариаты.

Общесоюзными именовались те наркоматы, которые образовывались только в Союзе. В республиках подобных наркоматов не было. К общесоюзным относились наркоматы иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.

Наконец, третью группу составляли наркоматы, которые именовались только в республиках. Сюда относились главным образом ведомства, на деятельность которых влияли в большей мере национальные особенности республик (например, наркоматы просвещения, юстиции и т.п.).

3. Социально-экономические преобразования страны в 30-е годы

В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце НЭПа и переходе к политике «ликвидации кулачества как класса».

В целом НЭП потерпел поражение в силу обострения присущих ему противоречий: во-первых, в экономике наблюдалась нехватка капиталов для реконструкции промышленности, отсутствие притока капитала извне в условиях изоляции СССР. Капиталы могли поступать только от мелкой и средней промышленности, а главное – от крестьянских хозяйств. Но власть сдерживала рост частных крупнотоварных хозяйств. Во-вторых, партия выступала против роста частнопредпринимательского сектора, который стремился обеспечить политические условия для своего развития и требовал политических свобод. В-третьих, свободное предпринимательство (в городе и деревне) не обеспечивало необходимых условий для форсированной индустриализации, не давало проводить насильственную коллективизацию в интересах государственной промышленности. Требования либерализации общественной жизни угрожали однопартийной системе власти. В-четвертых, длительное лавирование между рыночной экономикой и централизованным руководством было невозможно. Наряду с этим, в связи с нехваткой капиталов для реконструкции страны нарастало экономическое, а соответственно, и военное отставание СССР от передовых западных стран. В-пятых, нарастало также неприятие НЭПа со стороны многих рядовых членов партии (особенно рабочих «от станка»), крестьянской бедноты, партийных и советских функционеров.

Указанные противоречия нэповской модели в конечном итоге привели к слому НЭПа в конце 20-х гг. и осуществлению стратегии форсированной индустриализации в следующем десятилетии.

В 30-е гг. наша страна много строила, готовила кадры, вкладывала средства в развитие фундаментальной науки. Благодаря таланту ученых, инженеров, рабочих были быстро спроектированы и построены такие гиганты, как Магнитогорский и Кузнецкий угольно-металлургические комбинаты, Запорожский «Азовсталь», Московский метрополитен, признанный лучшим в мире. В 1932 г. в СССР началось крупномасштабное производство синтетического каучука - на 6 лет раньше, чем в Германии, опережавшей в этом направлении другие страны. Был налажен массовый выпуск самолетов, грузовых и легковых автомобилей, тракторов, комбайнов.

В период довоенных пятилеток (1929-1941) СССР совершил такой рывок в создании тяжелой промышленности, который позволил создать потенциал одного уровня с самыми развитыми странами по отраслевой структуре, техническому оснащению, возможностям производства всех видов продукции. СССР обеспечил свою экономическую самостоятельность, заложил основу для победы в экономическом противоборстве с фашистской Германией в годы второй мировой войны.

В конце 30-х гг. СССР занимал по абсолютным объемам промышленного производства второе место в мире, уступая лишь США. Значительно сократилось отставание от индустриальных стран по производству промышленной продукции на душу населения. Более однородной стала социальная структура общества. В 1928-1940 гг. были достаточно высокими по сравнению с другими странами мира реальные темпы развития промышленности, хотя они оказались ниже, чем в годы НЭПа. В то же время, не получили должного развития легкая и пищевая отрасли. Индустриализация достигалась высокой ценой – уровень жизни населения оставался низким в сравнении с развитыми странами, хотя и несколько вырос к концу третьего десятилетия.

В 30-е гг. решались многие вопросы не только хозяйственного, но и культурного строительства, образования и здравоохранения, ликвидации безработицы, поощрялся добросовестный, самоотверженный труд, распространялся передовой опыт. В середине десятилетия активно разрабатывались различные формы морального и материального стимулирования передовиков. Это совпало с отменой карточной системы и появлением товаров в магазинах.

Однако достижения во всех сферах жизни советского общества могли быть значительно выше, если бы не режим личной власти Сталина, который формировался на протяжении предшествующего десятилетия. Будучи Генсеком РКП(б) с 1922 г., Сталин занимался кадровыми вопросами и получил возможность опираться на средний слой партийных работников - секретарей обкомов и крайкомов партии. Помогли создать культ личности Сталина непосредственные исполнители его воли - Молотов, Мехлис, Микоян, Хрущев, Ворошилов, Ежов и др. Большую роль в восхождении Сталина на вершину пирамиды власти сыграла пропаганда его образа как непогрешимого вождя, сопровождавшая советских людей с детских лет до старости.

Обеспечивая себе место вождя в советской стране, Сталин настойчиво эксплуатировал социалистическую идею и авторитет Ленина. Он присвоил право популяризировать ленинские идеи, искажая и упрощая их до уровня катехизисных догматов. С помощью Зиновьева, Каменева и других, Сталин «замолчал» отрицательные характеристики Ленина в свой адрес и его предложение переместить Генсека на другой, менее значимый пост. После смерти Ленина в результате массовых призывов изменился количественный и качественный состав партии, так как её размывали изнутри случайные, карьеристски настроенные люди.

Немаловажную роль в формировании режима личной власти Сталина сыграли карательные органы советского государства, юридические основы для работы которых были созданы в конце 20-х гг. Введение в действие первой главы 58 статьи Уголовного кодекса РСФСР «Преступления государственные» в 1927 г. позволило организовать политические процессы. Первым стал шахтинский в 1928 г. Он вписался в начавшуюся работу по свертыванию НЭПа. Затем последовала серия процессов - над Промпартией в 1930 г., над меньшевиками в 1931 г., над специалистами фирмы «Метрополитен – Виккерс» в 1933 г. Общими чертами политических процессов являлись: отсутствие доказательств вины подсудимых, ссылки на их собственное признание; инициирование процессов органами ОГПУ; обвинение, в основном, технической и научной интеллигенции. Эти черты проявились и при проведении московских процессов в 1935-1938 гг., направленных против большевистского руководства, военных кадров, руководителей народного хозяйства, общественных организаций и т.д.

Рискуя не только свободой, но и жизнью, часть членов партии критиковала и осуждала Сталина за насильственные методы коллективизации и завышенные темпы индустриализации, за ничем не оправданные человеческие жертвы. Недоверие Генсеку выразили 270 делегатов XVII съезда партии при голосовании за список Центрального Комитета. Были и отдельные группы недовольных партийцев, например «союз марксистов-ленинцев» под руководством М.Н. Рютина, открыто призывавший к свержению Сталина; группа советских и партийных работников во главе с С.И. Сырцовым и В.В. Ломинадзе; группа наркомов - А.А. Смирнова, Г.В. Толмачева, Н.В. Эйсмонта. На июньском (1937 г.) Пленуме ЦК ВКП(б) член ЦК И.А. Пятницкий и нарком здравоохранения Г.Н. Каменский потребовали прекращения репрессий и смещения Сталина. К мировому общественному мнению взывали дипломаты Ф.Ф. Раскольников и А.Г. Бармин, не вернувшиеся на Родину.

Кульминация репрессий пришлась на 1937-й год, когда уже была принята Конституция СССР, содержавшая положения о построении социалистического общества и полной ликвидации эксплуататорских классов. Об отсутствии организованной оппозиции в партии и стране Сталин заявлял и раньше, на XVII съезде РКП(б). Однако сразу после съезда и особенно после убийства С.М. Кирова 1 декабря 1934 г. начались массовые репрессии коммунистов и беспартийных.

Многие советские люди стремились сделать для своей страны как можно больше полезного, искренне веря в чистоту моральных устоев нового общества и стойко преодолевая трудности в построении социализма. Сталин использовал это настроение общества для реализации своего тезиса об обострении классовой борьбы в условиях строительства социализма. Расправляясь с инакомыслящими, он опирался на широкую поддержку масс, убежденных в виновности «врагов народа».

Заключение

Огромные усилия многомиллионного народа позволили совершить грандиозный сдвиг в Советском государстве. За 1928-1941 гг. в СССР было построено почти 9 тысяч крупных и средних предприятий. За этот период темпы роста промышленного производства в СССР примерно в 2 раза превзошли соответствующие показатели в России 1900 - 1913 гг. и составили почти 11% в год. В 30-е гг. СССР стал одной из четырех стран мира, способных производить любой вид промышленной продукции. По абсолютным показателям объема промышленного производства СССР вышел на 2-е место в мире после США (Россия в 1913 г. - 5-е место). В 1940 г. СССР превосходил по производству электроэнергии Англию на 21%, Францию - на 45%, Германию - на 32%; по добыче основных видов топлива соответственно Англию - на 32%, Францию - более чем в 4 раза, Германию - на 33%; по объему выплавки стали СССР превзошел в этот период Англию на 39%, Францию - в четыре раза, Германию - на 8%. Сократилось и отставание СССР от передовых стран мира по производству промышленной продукции на душу населения.

В 20-е гг. этот разрыв составлял 5 - 10 раз, а в 1940 г. - от 1,5 до 4 раз. Наконец, Советский Союз ликвидировал свое стадиальное отставание от Запада: из доиндустриальной страны СССР превратился в мощную индустриальную державу. Необходимо отметить, что народ заплатил за этот скачок высокую цену: репрессии партийно-государственного аппарата, низкие темпы роста жизненного уровня, взимание огромной дани с крестьян, становление командно-административной системы, бюрократизация общества.

Крупные изменения в социально-экономической сфере в 30-е гг. в СССР сопровождались также и осуществлением политики культурной революции. Цель такой революции сверху состояла в том, чтобы создать новую социалистическую культуру. Четко организованными государственными мерами в этот период активно решалась задача ликвидации неграмотности населения. Накануне осуществления политики индустриализации в СССР практически не было собственных кадров управленцев промышленностью, своего инженерно-технического состава, отсутствовали даже квалифицированные рабочие. В 1940 г. в СССР работало почти 200 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучалось 35 млн. учащихся. Свыше 600 тыс. учились в профессионально-технических училищах. Работало почти 4600 вузов и техникумов. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

Список используемой литературы

  1. Вайнштейн А.Л. Цены и ценообразование в СССР в восстановительный период 1921-1928 гг. – М.: Наука, 1972.
  2. Васильев П. Круглый стол к 80-летию НЭПа и Госплана // Проблемы теории и практики управления. – 2001 г. – №4
  3. Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991. – М: ИНФРА-М, 1998.
  4. Зоркальцев В.И., Солонина З.В. Изменения в российской экономике за период 1916–1926 гг. и кризис 1990-х гг. // Байкал. Третье тысячелетие. – 2002. – №1.
  5. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца XX века. — М.: «Дрофа», 2001.
  6. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книга 1: От начала до Великой Победы – М.: «ЭКСМО-Пресс», 2002.
  7. Струмилин С.Г. На плановом фронте. – М.: Наука, 1980.

[1] Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991. – М: ИНФРА-М, 1998. – С. 76.

[2] Струмилин С.Г. На плановом фронте. – М.: Наука, 1980. – С. 133.

[3] Там же.

[4] Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца XX века. — М.: «Дрофа», 2001. – С. 165.

[5] Васильев П. Круглый стол к 80-летию НЭПа и Госплана // Проблемы теории и практики управления. – 2001 г. – №4 – С. 22

[6] Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книга 1: От начала до Великой Победы – М.: «ЭКСМО-Пресс», 2002. – С. 334.