Изобретения и научные знания Древнего Китая


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Изобретения древних китайцев
  2. Научные знания в Древнем Китае

Заключение

Список использованных источников

Введение

История культуры Древнего Китая охватывает длительный период, насчитывающий около 5 тысячелетий своего существования. Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5 - 3 тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течение длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции.

Половина всех важнейших изобретений, на которых основана жизнь современного общества, пришла из Древнего Китая. Бумага и фарфор, компас и порох, шелк и фарфор - далеко не полный перечень открытий, сделанных китайскими учеными и достигшими Европы через Великий шелковый путь. Также, показателем общего подъема культуры Древнего Китая являются развитие научных знаний.

Таким образом, актуальность изучения изобретений и научных знаний Древнего Китая состоит в том, что многие изобретения Древнего Китая используются в настоящее время. И возможно, что плоды некоторых научных открытий, которые используются в настоящее время незаслуженно остались бы в тени, а возможно, что и еще неизвестны, если бы их не изучали современные ученые. Поэтому изучение древнекитайских достижений в области науки и культуры актуальны как сегодня, так и в будущем.

Объектом исследования являются общественные отношения, сложившиеся в процессе культурного развития Древнего Китая.

Предмет исследования - изобретения и научные знания в Древнем Китае.

Цель - исследовать изобретения и научные знания в Древнем Китае.

Задачи:

  1. Выявить особенности культурного развития Древнего Китая.
  2. Перечислить изобретения древних китайцев.
  3. Охарактеризовать научные знания в Древнем Китая.

1. Изобретения древних китайцев

Китай является родиной одних из самых значительных изобретений человеческой цивилизации, в том числе четырёх великих изобретений древнего Китая: бумаги, компаса, пороха и книгопечатания (как ксилографии, так и наборного шрифта).

Китайское письмо и книги прошли долгий путь развития. Древнейшие иероглифические тексты относятся к 3200 году до н.э. В эпоху Шести Династий в Китае был изобретен способ литографии: текст вырезали на камне, и с него делали оттиски на бумаге. С VIII в. н.э. камень был заменен деревом - появилась ксилография и гравюра. В 1041 - 1042 гг. кайфынский кузнец Би Шэн изобрел способ книгопечатания подвижным разборным шрифтом. Письменность и грамотность стали быстро развиваться в эпоху Чжоу (XII-III вв. до н.э.). Но вначале они были доступны лишь правящим слоям, да и то из числа знати мало кто умел читать. До V в. до н.э. издание книг находилось в ведении особых придворных «историографов» и служило интересам правящей верхушки. Первые китайские книги написаны на бамбуковых или деревянных планках. Предполагается, что бамбуковая книга возникла в XIV-XIII вв. до н.э. и просуществовала до II в. н.э. Ни бамбук, ни тем более камень или бронза не могли долго соответствовать потребностям китайской империи в письменности[1]. Начался поиск других материалов. В V-IV вв. до н.э. стали писать на шелке, но он был слишком дорогим.
По преданию, изобретение бумаги - заслуга служителя императорского гарема Цай Луня, жившего во времена династии Восточная Хань (25-220 гг. н. э.), который значительно усовершенствовал технологию ее производства (древнейшие образцы бумаги относятся ко второй половине II в. до н.э.) и впервые получил пригодную для письма и рисования бумагу. В ханьских хрониках 105 г. сообщается, что Цай Лунь сделал бумагу из древесной коры, тряпок и рыболовных сетей и преподнес ее императору. С тех пор бумага вытеснила из китайских канцелярий шелк и бамбук, а бумажное производство достигло гигантских масштабов. Изготовлялась как писчая бумага, сырьем для которой служили кора тутового дерева, рами, водоросли, так и различные изысканные сорта бумаги, для изготовления которой использовалась, например, кора сандалового дерева, придававшая ей стойкий аромат.

Другое изобретение - книгопечатание, также имеет долгую историю. Еще в глубокой древности в Китае для удостоверения личности чиновника или мастера использовались печать с высеченными фамильными иероглифами вместо подписи. Вырезание иероглифов на каменной печати считалось всегда не только мастерством, но и утонченным искусством. Эти печати и были предшественниками досок, с которых началось книгопечатание[2]. Древнейшие образцы печатных книг относятся к первой половине VIII в.

Еще одним великим изобретением китайцев стал компас. Магнит был известен китайцам с давних времен. Еще в III в. до н.э. им было известно, что магнит притягивает железо. Очень рано узнали они и о его свойстве указывать направление на север и на юг. Предположительно, компас был изобретен еще в III в. до н.э. Тогда компас имел вид магнитной ложки, которая могла вертеться вокруг своей оси и помещалась в центре прибора, являвшего собой деревянную или медную подставку, на которой ряд делений обозначал части света. Направление, которая указывала ложка, всегда было южным. Первоначальное название компаса: «ложка, управляющая миром».

К числу самых знаменитых изобретений китайцев относится также и порох. Известно, что уже в первые века нашей эры китайские алхимики умели получать смесь серы и селитры, которая вместе с углем составляет основу химической формулы пороха. В VII в. алхимик по имени Сунь Сымяо написал «Сочинение о пилюлях бессмертия», где содержится самый ранний известный рецепт пороха. Подробное же описание состава и свойств пороха содержится в военной энциклопедии середины XI в., где приводятся сразу три рецепта изготовления пороха для трех видов бомб: взрывчатых, зажигательных и отравляющих. В военном деле китайцы применяли порох еще в X в., сначала как начинку для зажигательных снарядов, а затем были созданы пороховые снаряды взрывного действия. Порох применялся и в быту. Так, например, порох использовался как дезинфицирующее средство во время эпидемий, при лечении ран и язв, порохом травили вредных насекомых. Но, пожалуй, богаче всего фантазия китайских мастеров проявилась в создании и развитии ими богатейшей традиции пиротехнического искусства. По древним китайским поверьям, злые духи больше всего боятся громкого звука и яркого света. Поэтому, чтобы отпугнуть их, на Новый год во дворах домов жгли костры из бамбука, который в огне шипит и с треском лопается[3]. Пороховые же заряды по силе производимого звука и света оказались вне конкуренции. Позднее китайцы научились делать разноцветные фейерверки, добавляя в порох различные вещества.

В эпоху поздней Хань императорский астроном Чжан Хэн (78-139 гг.) изобрел первый в мире сейсмоскоп, который отмечал слабые землетрясения на больших расстояниях. Это устройство не сохранилось до наших дней. О его конструкции можно судить по неполному описанию в «Хоу Хань шу» («История Второй Хань»). Хотя некоторые детали этого устройства до сих пор не известны, общий принцип вполне ясен. Сейсмоскоп был отлит из бронзы и имел вид винного сосуда с куполообразной крышкой. Диаметр его составлял 8 чи (1,9 м). По окружности этого сосуда размещались фигуры восьми драконов или только голов драконов, ориентированных по восьми направлениям пространства: четыре страны света и промежуточные направления. Головы драконов имели подвижные нижние челюсти. В пасти каждого дракона помешался бронзовый шар. Рядом с сосудом под головами драконов помещались восемь бронзовых жаб с широко открытыми ртами. Внутри сосуда, вероятно, содержался перевернутый маятник. Этот маятник был связан системой рычагов с подвижными нижними челюстями голов дракона. При землетрясении маятник приходил в движение, открывалась пасть дракона, находящегося со стороны эпицентра подземного толчка, шар падал в рот жабы, производя сильный шум, который служил сигналом для наблюдателя. Как только один шар выпадал, внутри срабатывал механизм, предотвращающий выпадение других шаров при последующих толчках. Как свидетельствуют летописи, прибор действовал достаточно точно. Сейсмоскоп Чжан Хэна был чувствительным даже для регистрации небольших толчков, проходящих на расстоянии сотен ли (0.5 км.). Действенность этого прибора была продемонстрирована вскоре после его изготовления.

В Китае чай был известен с древнейших времен. В источниках, датируемых I тысячелетием до н. э. встречаются упоминания о целебном настое, получаемом из листьев чайного куста. А первая книга о чае, «Классический чай», написанная поэтом Лу Ю, жившим во времена династии Тан (618-907 гг.), рассказывает о различных методах выращивания и приготовления чая, об искусстве питья чая. Общераспространенным напитком в Китае чай стал уже в VI в. н.э.

Собирают только молодой зеленый чайный побег, на конце которого не более 2-3 листьев и почка. Почка может быть либо только завязавшейся, либо полураспустившейся. Полностью распустившиеся цветы для чая ценности не имеют, т.к. не передают заварке свой аромат. Верхушка чайного побега (2-3 листа и почка) называется флешь. Лучший чай получается тогда, когда сборщик срывает флешь с 1-2 верхними листьями и полураспустившейся почкой[4]. Кроме этого, лучшие чайные флеши собираются с верхушечных, а не боковых побегов, где они грубее. Как правило, чай изготовленный из трех верхних листьев (включая почку) маркируется на пачках как «Золотой чай», а изготовленный из трех верхних листьев без почек, маркируется как «Серебряный чай». Часто на элитных чаях также имеются указания – «первый лист», «второй лист», «третий лист». Это указывает на то, что в данной сортовой смеси чая преобладают отобранные вручную верхушечные листья. Первоначально китайские чаи были только зелеными. Черный чай появился значительно позже, но и здесь китайцы были первооткрывателями.

Долгое время для Запада Китай был в первую очередь родиной шелка. Ткачество и вышивание всегда считались в Китае исключительно женским занятием, этому ремеслу обучали абсолютно всех девочек, даже из самого высокого сословия. Секрет производства шелка был известен китайцам с глубокой древности. По преданию, разводить шелковичных червей, обрабатывать шелк и ткать из шелковых нитей китайских женщин научила Си Лин, жена первого императора Хуан Ди, царствовавшего, по легенде, более чем за две с половиной тысячи лет до нашей эры. Шелковая ткань изготовляется из нитей, получаемых из коконов шелковичных червей. Их разведение требует большого внимания и кропотливого труда. Требуется соблюдать большую осторожность. В первых числах апреля из яичек вылупляются маленькие гусеницы, а за 40 дней он достигают зрелого возраста и уже могут вить коконы. Эти гусеницы вьют коконы на специально приготовленных пучках соломы. Процесс длится 3-4 дня, а длина нити одного кокона составляет от 350 до 1000 метров. Шелк получается из кокона путем так называемой размотки. Натуральный шелк может быть белым или желтым. Есть еще один сорт шелка - дикий шелк, его дает гусеница «дикого шелкопряда». Этот шелк коричневого цвета и с трудом поддается окраске.

Довольно долгую историю имеет китайская традиция художественного ткачества и красильного дела. До наших дней практически в неизменном виде дошли образцы ткацкого искусства, датирующиеся второй половиной первого тысячелетия до н. э. Расцвет китайского ткачества приходится на эпоху династии Тан. Источники того времени упоминают о 50 разновидностях орнамента на шелке. В эпоху Сун появляются прекрасные тканые изображения на шелке, сделанные в стиле «гравированный шелк» (кэ сы). Шелковые картины составляют неотъемлемую часть культурного наследия Китая. На них нередко воспроизводились каллиграфические надписи и пейзажи знаменитых художников. Качество китайских тканых изделий, в которых, как правило, использовались золотые и серебряные нити, не имеет себе равных в мире.

Китайский фарфор известен во всем мире и очень ценится за свое необыкновенное качество и красоту. Керамическое искусство традиционно хорошо развито в Китае, керамика уже шанского времени (2 тыс. до н.э.) представляет не только историческую, но и художественную ценность. Позднее появились изделия из протофарфора, который не обладает прозрачностью и белизной[5]. Китайцы, напротив, ценят в фарфоре в первую очередь его звонкость и прочность, поэтому считают протофарфор истинным фарфором. Среди прекрасной керамики танского времени встречаются первые образцы настоящего белого матового фарфора. В начале VII века китайские керамисты научились получать фарфоровые массы, смешанные из полевого шпата, кремния и каолина - важнейшего элемента фарфоровой массы, получившего свое название по горе Гаолин, где его впервые стали добывать. Обжиг фарфоровой массы при высокой температуре позволял получать твердую, белую, просвечивающую керамику. Расцвет керамического производства в Китае пришелся на период правления династии Сун. Увеличившийся спрос на фарфоровые изделия породил огромное количество новых печей для обжига и привел к императорскому патронажу производства.

Однако, искусство китайцев проявилось не только в великолепии фарфоровых изделий, но и в более масштабных произведениях зодчества таких как висячие мосты. С глубокой древности китайцы уделяли большое внимание строительству мостов. Первоначально они сооружались только из дерева и бамбука. Первые каменные мосты в Китае относятся к эпохе Шан-Инь. Они строились из блоков, уложенных на эстакады, расстояние между которыми не превышало 6 м. Такой способ строительства использовался и в последующие времена, претерпев существенное развитие. Висячие мосты были изобретены в Китае, причем звенья их цепей делались из ковкой стали вместо плетеного бамбука. В III в. до н.э. подвесные мосты завоевали популярность. Они строились преимущественно на юго-западе, где много ущелий[6].

Что касается, военного дела и изобретения оружия во многом китайцы были на шаг впереди европейского населения. Арбалетное оружие появилось в Китае около V века до н.э. или раньше. Найденные археологические материалы представляют собой изготовленные из бронзы устройства некоего метающего стрелы оружия. После находок арбалетных деталей более достоверно выглядит хроника «Летопись княжеств У и Юэ», которая местом изобретения арбалета называет княжество Чу, расположенное в среднем течении реки Янцзы.

Также, необходимо отметить, что китайцы изобрели стремена. На протяжении долгой истории верховой езды люди обходились без опоры для ног. Древним народам - персам, римлянам, ассирийцам, египтянам, вавилонянам, грекам - не были известны стремена. Примерно в III в. китайцам удалось найти выход из положения. К тому времени они были уже довольно искусными металлургами и стали отливать стремена из бронзы и железа. В III веке в Китае научились отливать металлические стремена совершенной формы.

Десятичная система исчисления, основополагающая для всей современной науки, впервые возникла в Китае. Примером использования десятичной системы в Древнем Китае может служить надпись, датируемая XIII в. до н. э., в которой 547 дней обозначены как «пять сотен плюс четыре десятка плюс семь дней». С древнейших времен позиционная система счисления понималась буквально: китайцы действительно клали счетные палочки в отведенные им ящички.

2. Научные знания в Древнем Китае

Показателем общего подъема культуры Древнего Китая было также развитие научных знаний, прежде всего математики. Прогресс в этой области науки определяется ее прикладным характером. Составленный во II в. до н. э. трактат «Математика в девяти книгах» содержит совокупность математических знаний, накопленных предшествующими поколениями ученых. В этом трактате зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии, теорема Пифагора, применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы линейных уравнений и многое другое. Китайские учёные в первые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. «Математика в девяти книгах» была своего рода руководством для землемеров, астрономов, чиновников и т. д. Также эта книга помимо своего чисто научного значения ценна тем, что в ней нашли отражение реалии ханьской эпохи: цены на различные товары, показатели урожайности земледельческих культур и т. д.

С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии и календаря. В «Исторических записках» Сыма Цыня одна из глав раздела «Трактаты» специально посвящена проблемам небесных светил[7]. Аналогичная глава содержится и в «Ханьской истории» Бань Гу, где приводятся названия 118 созвездий (783 звезды). Большое внимание уделялось в это время наблюдениям за планетами. В I в. до н. э. древним китайцам было известно, что период обращения Древесной звезды (Юпитера) составляет 11,92 года. Это почти совпадает с результатами современных наблюдений. В 104 г. до н. э. было вычислено, что продолжительность года составляет 365,25 дня. Принятый в этом году календарь использовался вплоть до 85 г. н. э. По этому календарю год состоял из 12 месяцев. Дополнительный месяц добавлялся в високосном году, который устанавливался один раз в три года. В IV в. до н. э. древними китайцами был составлен первый в мировой истории звездные каталог на 800 светил. В 28 году до н. э. китайцы впервые в истории человечества описали пятна на солнце. Ещё через 2 века астроном Чжан Хэн создал впервые в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.

Солнечно-лунный календарь древних китайцев был приспособлен к нуждам сельскохозяйственного производства. Календарю уделялось значительное внимание в тех научных трактатах, которые обобщали важнейшие достижения земледельческой техники.

Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древнекитайские врачи еще в IV-III вв. до н. э. стали применять метод лечения, получивший впоследствии широкое применение в традиционной китайской медицине - иглоукалывание[8]. Чрезвычайно интересны рукописи медицинских сочинений, найденные в одном из ханьских погребений начала II в. до н. э. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец, сборник различных рецептов. Последний содержит 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней (в том числе судорог, нервных расстройств, лихорадки, грыжи, глистных заболеваний, женских и детских болезней и т. д.). Среди рекомендуемых средств наряду с лекарствами, содержащими в общей сложности более двухсот ингредиентов, прижиганиями и иглоукалываниями упоминаются и некоторые магические приемы. Обращает на себя внимание тот факт, что в более поздних медицинских сочинениях ханьского времени магические приемы лечения практически уже не упоминаются. К III в. относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях.

Также, в ремесле и земледелии усовершенствовался плуг, созданы механические двигатели, использующий силу падающей воды, создан водоподъемный насос. В ранних сочинениях содержатся описания грядковых культур полеводства, системы переменных полей и чередования посевов, описаны различные способы удобрения почвы и предпосевной пропитки семян, имелись специальные руководства по орошению и мелиорации.

Древние китайцы наблюдали не только материальные ткани из плоти, но также и бестелесные распределения потоков энергии. Древнекитайское понимание вещества включает и нематериальное (Ци), и материальные аспекты одновременно, а также, что любое вещество во Вселенной имеет живой дух. Современные теории в химии во многом соответствуют древней китайской науке. Древнекитайский ученый Лао Цзы говорил о материи: любое вещество состоит из бесчисленных слоёв веществ, то есть материя составлена из слоёв частиц, в то время как каждая частица составлена из микроскопических частиц материи.

Заключение

В данном реферате были рассмотрены изобретения и научные знания Древнего Китая и сделаны следующие выводы.

Древним китайцам принадлежать и многие технические изобретения: магнитный прибор, прародитель компаса (III до н. Э.), водяная мельница, машина-насос, подымающая воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф.

Прогресс науки Древнего Китая определялся ее прикладным характером. Больших успехов достигла математика, так в II в. до н. э. был составлен трактат «Математика в девяти книгах». С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии и календаря. Уже во втором тысячиление до н. э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц—на 4 недели. С V века до н. э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. Солнечно-лунный календарь древних китайцев был приспособлен к нуждам сельскохозяйственного производства.
Вершиной древнекитайского научного знания в области биологии было разведение шелковичных червей и создании техники шелководства. На основе которого, была изобретена бумага (из отходов коконов шелка), что впоследствии привело к ее созданию из древесного волокна.

Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древнекитайские врачи еще в IV-III вв. до н. э. стали применять иглоукалывание, метод прижиганий, разработали руководства по диетологии и лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий, сборник различных рецептов, который содержал 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней. А знаменитый врач Хуа То впервые применил местную анестезию при полостных операциях.

Таким образом, научные знания, достижения и открытия Древнего Китая задолго опередили научную мысль Запада.

Список использованных источников

  1. Бичеев Б.А., Романова А.П., Хлыщева Е.В., Якушенко С.Н. Культурология: евразийский контекст. Учебник. - Астрахань: Астраханский университет, 2007. - 369 с.
  2. Бородина С.Д., Маркова А.Н., Скворцова Е.М. Культурология. История мировой культуры: Хрестоматия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 607 с.
  3. Никитич Л.А., Золкин А.Л., Амаглобели Н.Д. Культурология: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 311 с. Культурология: учебник.Культурология: учебник.
  4. Садохин А.П.,Грушевицкая Т.Г. Культурология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 369 с.
  5. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология. Учебник. - М.: Высшее образование. - 566 с.
  6. Драч Г.В. Хрестоматия по культурологии. - М.: Феникс, 2005. - 624 с.
  7. Культурология / Под редакцией Г.В. Драча. - М.: Феникс, 2007. - 576 с.

[1] Бородина С.Д., Маркова А.Н., Скворцова Е.М. Культурология. История мировой культуры: Хрестоматия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - С. 320 .

[2] Бичеев Б.А., Романова А.П., Хлыщева Е.В., Якушенко С.Н. Культурология: евразийский контекст. Учебник. - Астрахань: Астраханский университет, 2007. - С. 98.

[3] Драч Г.В. Хрестоматия по культурологии. - М.: Феникс, 2005. - С. 411.

[4] Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология. Учебник. - М.: Высшее образование. - С. 291.

[5] Бичеев Б.А., Романова А.П., Хлыщева Е.В., Якушенко С.Н. Культурология: евразийский контекст. Учебник. - Астрахань: Астраханский университет, 2007. - С. 134.

[6] Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология. Учебник. - М.: Высшее образование. - С. 312.

[7] Культурология / Под редакцией Г.В. Драча. - М.: Феникс, 2007. - С. 202.

[8] Драч Г.В. Хрестоматия по культурологии. - М.: Феникс, 2005. - С. 453.