Континентальный шельф


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Общая характеристика континентального шельфа
  2. Источники международно-правового регулирования континентального шельфа

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В последнее столетие XX в. человечество приступило к активному освоению пространств и ресурсов Мирового океана. Наибольший интерес в этой связи представляет разработка богатств континентального шельфа, который содержит нефть, газ, в его недрах залегают железо, марганец и т.п.

Необходимость международно-правового регулирования режима континентального шельфа является естественным следствием достижений науки и научно-технического прогресса, потому что достижения техники позволили начать эффективную эксплуатацию недр и богатств континентального шельфа. Вышеуказанное обусловило актуальность изучения международно-правового положения континентального шельфа.

Таким образом, актуальные проблемы эксплуатации биологических и минеральных ресурсов континентального шельфа, определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами могут быть успешно решены только на основе соответствующих правовых исследований.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в процессе применения международного морского права.

Предмет исследования - континентальный шельф.

Цель - исследовать понятие и международно-правовое положение континентального шельфа.

Задачи:

  1. Дать понятие континентального шельфа.
  2. Выявить границы континентального шельфа.
  3. Охарактеризовать источники, регулирующие международно-правовое положение континентального шельфа.

1. Общая характеристика континентального шельфа

Под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства в сторону моря до установленных международным правом пределов. Природные ресурсы континентального шельфа включают минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, принадлежащие к «сидячим видам», то есть организмы, в период, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться, иначе как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. 

На I Конференции ООН по морскому праву в 1958 году была принята специальная Конвенция о континентальном шельфе, признавшая суверенные права прибрежного государства над континентальным шельфом в целях разведки и разработки его естественных богатств, в том числе минеральных и других неживых ресурсов поверхности и недр морского дна, живых организмов «сидячих видов» (жемчуг, губки, кораллы и др.), прикрепленных к морскому дну или передвигающихся по нему или под ним в определенный период своего развития. Конвенция по морскому праву 1982 года определяет континентальный шельф прибрежного государства как «морское дно и его недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние»[1].

Подводная окраина материка – периферическая часть материка, перекрытая водами океана и представляющая собой по геологическому строению и рельефу продолжение прилегающей части суши. Подводная окраина материка включает находящиеся под водой продолжения континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Понятие границы подводной окраины материка опирается, в свою очередь, на понятие границы подножия континентального склона. Граница подножия континентального склона определяется как линия, соединяющие точки с максимальным изменением уклона в основании подножия континентального склона.

Прибрежное государство проводит внешнюю границу континентального шельфа, если она простирается за 200-мильный предел, с помощью прямых линий, не превышающих 60 миль и соединяющих фиксированные точки, которые определяются с помощью координат (широты и долготы)[2].

В соответствии с Конвенцией 1958 г. создана Комиссия по границам континентального шельфа. Границы, установленные прибрежным государством на основе рекомендаций указанной Комиссии, являются окончательными и для всех обязательны. Следует учитывать, что права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса вод, покрывающих, и воздушного пространства над ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все государства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и трубопроводы.

Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в этих целях строить соответствующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ограничивать прав других государств. Иностранные суда и организации могут получить право вести работы на континентальном шельфе на основании соответствующих соглашений или специальных разрешений. Соглашениями определяются размер и порядок отчисления компенсации, которая уплачивается прибрежному государству. Прибрежное государство также вправе определять трассы для прокладки кабелей и трубопроводов, разрешать строить установки и проводить бурильные работы, сооружать искусственные острова. Определение трассы для прокладки таких трубопроводов должно осуществляться с согласия прибрежного государства, при прокладке кабелей и трубопроводов должны учитываться уже проложенные кабели и трубопроводы, для которых не должны ухудшаться возможности ремонта. Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами, которые должны соответствовать применимым нормам международного права[3].

Прибрежному государству предоставляется право создавать и охранять зоны безопасности вокруг сооружений и установок, необходимых для разведки и разработки естественных богатств шельфа. Радиус зон безопасности - 500 м; они обязательны для судов всех национальностей. Такие сооружения и установки не имеют территориального моря, и их присутствие не влияет на определение границ территориального моря прибрежного государства. О возведении подобных сооружений и установок должны даваться надлежащие оповещения и постоянные предостережения об их существовании. По окончании эксплуатации сооружения должны быть полностью убраны.

Если прибрежное государство ведет разведку и разработку естественных богатств шельфа, оно обязано принимать в зонах безопасности все надлежащие меры по охране живых морских ресурсов, в том числе и рыбных запасов, от вредных воздействий. Так, при разработке подводных месторождений нефти прибрежное государство должно принять меры по предотвращению загрязнения.

Данные о границах континентального шельфа за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны представляются прибрежными государствами в Комиссию Организации Объединенных Наций по границам континентального шельфа, создаваемую на основе справедливого географического представительства. Комиссия дает прибрежным государствам рекомендации по вопросам, касающимся установления внешних границ их континентального шельфа. Границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе указанных рекомендаций, являются окончательными и не подлежат изменению.

Делимитация (определение общего положения и направления границы) континентального шельфа между противолежащими или смежными государствами, имеющими общий континентальный шельф, должна осуществляться на основе соглашения между заинтересованными сторонами с учетом особых обстоятельств[4].

Если между противолежащими государствами, имеющими общий континентальный шельф, или если один и тот же континентальный шельф примыкает к территориям двух смежных государств, и между ними не заключено специальное соглашение и если иная линия границы не оправдывается особыми обстоятельствами, то границей континентального шельфа, принадлежащая каждому государству, служит срединная линия, каждая точка которой равно отстоит от ближайших точек тех исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

2. Источники международно-правового регулирования континентального шельфа

Первые попытки распространения на шельф прав прибрежных государств, особенно в отношении «сидячих» видов (т.е. организмов, которые, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами) предпринимались еще в 30 - 40-е гг. XX в. В 1942 году Великобритания от имени Тринидада заключила с Венесуэлой договор по подводных районов залива Пари. По этому договору стороны поделили морское дно залива на два сектора, примыкающие к их побережьям, и признали права друг друга на соответствующий сектор. При этом на секторы не распространялся суверенитет ни прибрежных государств, ни каких-либо других. Таким образом, уже в 1942 году, еще до создания самого института континентального шельфа, появился договор о его делимитации.

В самом начале правовое регулирование континентального шельфа носило внутригосударственных характер. Одним из первых национальных актов относительно континентального шельфа была Прокламация президента Трумэна от 28 сентября 1945 года. В ней подчеркивалось, что с геологической точки зрения континентальный шельф можно рассматривать как продолжение материковой территории прибрежного государства под водой, поскольку обнаружены на континенте минеральные ресурсы содержатся и в недрах шельфа. В прокламации говорилось, что эффективное разработки шельфа возможно лишь при условии тесного контакта с прибрежной государством[5]. Характерно, что в прокламации ничего не говорилось о границах континентального шельфа. Только в пресс-релизе, сопровождавший прокламацию Белого дома указывалось, что континентальным шельфом считается, как правило, затоплена земля, прилегающая к берегу и покрыта водой не более, чем на сто морских саженей (около 200 метров). Опубликование Прокламации США было воспринято значительным числом государств как сигнал к разделу не только природных морских ресурсов шельфа, но и самого шельфа и его вод, покрывающих. Прокламация вызвала цепную реакцию по принятию законодательных актов и распространение юрисдикции прибрежных государств на континентальный шельф. Уже в течение 10 лет после ее опубликования аналогичные законодательные акты были приняты Аргентиной, Доминиканской Республикой, Саудовской Аравией, Индией, Ираном, Пакистаном, Гондурасом, Чили, Португалией и некоторыми другими государствами, а до начала работы Конференции ООН по морскому праву 1958 односторонние акты о континентальном шельфе были приняты 20 государствами.

Таким образом, вопрос о регламентации континентального шельфа приобрел срочный характера. Возникла необходимость принятия международно-правовых мер для регулирования деятельности государств в этой области. Этим занялась Комиссия международного права ООН, которая рассматривала вопрос о континентальном шельфе на своих II (1950 год), III (1951 год), V (1953 год) и VIII (1956 год) сессиях. Перед Комиссией встала задача - выработать юридическое определение континентального шельфа с учетом определенных геологических и геоморфологических факторов. При этом важно было обеспечить юридическое равенство прибрежных государств относительно как их прав на континентальный шельф, так и обязанностей. Комиссия международного права подготовила проект Конвенции о континентальном шельфе, который потом был рассмотрен на Конференции ООН по морскому праву, состоявшейся в 1958 году. Конференция ООН одобрила проект Конвенции и открыла его для подписания. Конвенция вступила в силу 10 июня 1963.

Следует отметить, что договорные нормы, сформулированные в Женевской конвенции 1958 года впервые в международно-согласованном порядке дали юридическое понятие термина континентальный шельф, определили его правовой статус, признав и закрепив за всеми прибрежными государствами суверенные права над континентальным шельфом с целью разведки и разработки его природных богатств.

Главный недостаток заключался в том, что критерий глубины «експлуатабельности», несомненно, допускал возможность неограниченного расширения границ континентального шельфа. Развитие технических средств, вскоре после 1958 года, разрешил добывать конкреции с глубин в 5 000 - 6 000 м, то на основе Женевской Конвенции отдельные промышленно развитые государства могли уже претендовать на шельф шириной в тысячу миль. Таким образом, Конвенция формально сравнивали прибрежные государства в правах на шельф, но фактически создавала преимущества для технически развитых стран. Опасаясь, что прибрежные государства начнут расширять свой шельф до неограниченных пределов, некоторые государства при присоединении к Конвенции делали специальные заявления по этому вопросу[6].

Уже на второй сессии Конференции ООН по морскому праву (1974 год, Каракас) встал вопрос о новом определении понятия континентального шельфа и выработки четких критериев. В результате длительных усилий многих государств удалось выработать совершенно новые положения в определении понятия континентального шельфа, существенно отличающиеся от положений Женевской Конвенции. Согласно п. 3 статьи 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года подводная окраина материка включает продолжение континентального массива, находящегося под водой, прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает дна океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра. Выражение «не включают дна океана на больших глубинах» считается недостаточно определенным. Согласно принятой на Конференции терминологии «глубоководными» считаются Абиссальная районы морского дна, глубина над которыми обычно составляет более 3 000 м. По этой причине в шельф не включаются океанические хребты, геологическая характеристика и структура которых отличается от характеристики континентального шельфа, поскольку такие хребты образованы океанической корой. К этой категории относятся срединно-океанические хребты, тянущиеся на десятки тысяч миль в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. По вопросам континентального шельфа на III Конференции ООН по морскому праву была достигнута политическая договоренность на основе волеизъявления всех участников о том, что «подводная окраина материка» будет включать континентальный массив, который находится под водой, который состоит из трех частей:

- поверхности и недр самого шельфа;

- континентального склона;

- подъема.

При выработке этого определения компромисс между государствами, имеющими широкий шельф, и теми, шельф которых не выходит за пределы 200-мильных экономических зон, был достигнут на основе того, что все прибрежные государства смогут распространять суверенные права на ресурсы морского дна в пределах экономической зоны независимо от того, есть ли в этих пределах шельф или нет[7]. Вместе с тем учитывалось, что около 40 государств будут иметь шельф, выходящий за пределы 200-мильных экономических зон. Это обусловило необходимость установления четких дистанционных критериев и критериев глубины для определения внешних границ континентального шельфа. Поэтому в статье 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года было установлено, что если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или недалек 100 миль от 2 500-метровой изобат[8]. Новое определение ведет к установлению двойного правового режима континентального шельфа: режима в пределах 200-мильной экономической зоны и за этими пределами. Наиболее четко выраженным показателем такого расхождения служат предусмотренные статьей 82 Конвенции отчисления и взносы в связи с разработкой континентального шельфа за пределами 200 миль.

Также, необходимо отметить, что Конвенция ООН 1982 г. по морскому праву распространяет право преследования «по горячим следам» на случаи нарушений на континентальном шельфе, включая зоны безопасности вокруг установок на континентальном шельфе, законов и правил прибрежного государства, применимых в соответствии с этой Конвенцией 1982 г. в отношении шельфа.

Заключение

В данном реферате были изучены понятие, признаки и международно-правовое положение континентального шельфа и сделаны следующие выводы.

Под континентальным шельфом понимаются морское дно и недра подводных районов, простирающихся на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории государства до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориально моря, когда внешняя граница подводной окраина материка не простирается на такое расстояние. В понятие естественных богатств шельфа включаются не только минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр, но и живые организмы «сидячих» видов, т.е. организмы, которые в определенный период своего развития либо прикреплены к морскому дну, либо находятся под ним, либо могут передвигаться только по морскому дну или в его недрах (крабы, моллюски, иглокожие и т.п.).

Основными международно-правовыми актами, регулирующими режим континентального шельфа, являются два универсальных международных договора: Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Необходимо сразу отметить, что обе указанные конвенции не содержат различий в части устанавливаемого ими международно-правового режима континентального шельфа, однако по-разному подходят к его определению.

На I Конференции ООН по морскому праву была разработана и принята Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г. Цель Женевской конвенции состояла в том, чтобы способствовать установлению международного правопорядка в связи с предстоящей борьбой за нефть и минеральные ресурсы, предотвращать опасные столкновения между государствами и защищать малые государства от экономического или политического давления со стороны больших и сильных государств. Однако, термин «континентальный шельф», который был принят Женевской конвенцией 1958 г. имел ряд существенных недостатков, особенно из-за неопределенности понятия внешней границы шельфа.

Современное международно-правовое понятие континентального шельфа дано в Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция определяет, что прибрежное государство устанавливает внешнюю границу подводной окраины материка во всех случаях, когда эта окраина простирается более чем на 200 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Граница проводится как линия, проходящая через наиболее удаленные фиксированные точки, в каждой из которых толщина осадочных пород составляет, по крайней мере, 1% кратчайшего расстояния от такой точки до подножия континентального склона, либо как линия, проходящая через фиксированные точки, отстоящие не далее 60 миль от подножия континентального склона.

Внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 350 миль от исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты.

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права прибрежного государства являются исключительными: если прибрежное государство не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства.

Также, необходимо отметить, что права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Следовательно, осуществление этих прав не должно вести к ущемлению свободы судоходства и свободы полетов над континентальным шельфом. Все государства вправе прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. При этом определение трассы для их прокладки осуществляется с согласия прибрежного государства.

Прибрежное государство обязано предоставлять данные о границах континентального шельфа за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны в Комиссию Организации Объединенных Наций по границам континентального шельфа.

Общее положение и направление границы континентального шельфа между противолежащими или смежными государствами, имеющими общий континентальный шельф, определяется на основе соглашения между заинтересованными сторонами с учетом особых обстоятельств.

Конвенция ООН 1982 г. по морскому праву распространяет право преследования «по горячим следам» в случаях нарушений на континентальном шельфе.

Список использованной литературы

  1. Анцелевич Г.А. Международное морское право: Учебник для вузов. - М.: ИД Слово, 2004. - 400 с.
  2. Ашавский Б.М. Бирюков М.М. Бордунов В.Д. Международное право: Учебник. - М.: Омега-Л, 2008. - 832 с.
  3. Вылегжанин А.Н. Международное право: учебник. - М.: Юрайт, 2010. - 1003 с.

  4. Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное). - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 416 с.

  5. Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2010. - 784 с.

  6. Лукашук И.И. Международное право. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 544 с.

  7. Капустин А. Я. Международное право. - М.: Гардарики, 2008. - 617 с.

  8. [1] Лукашук И.И. Международное право. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - С. 327.
  9. [2] Анцелевич Г.А. Международное морское право: Учебник для вузов. - М.: ИД Слово, 2004. - С. 51.
  10. [3] Капустин А. Я. Международное право. - М.: Гардарики, 2008. – С. 173.
  11. [4] Анцелевич Г.А. Международное морское право: Учебник для вузов. - М.: ИД Слово, 2004. - С. 54.
  12. [5] Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2010. – С. 179.
  13. [6] Капустин А. Я. Международное право. - М.: Гардарики, 2008. – С. 219.
  14. [7] Лукашук И.И. Международное право. - М.: Волтерс Клувер, 2010. – С. 341.
  15. [8] Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное). - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - С. 89.