Реферат "Культурология как наука и учебная дисциплина"


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

  1. Основы культурологии
  2. Культурология как система знаний
  3. Взаимодействие человека и культуры

Заключение

Список использованных источников

Введение

Интерес к культуре сопровождает всю историю человечества, поэтому изучение культурологии как науки и учебной дисциплины является весьма актуальным в настоящее время Но никогда ещё она не вызывала такого пристального внимания, как в наши дни. Поэтому не случайно и появление особой отрасли человеческого знания, изучающей культуру, и культурологии, соответствующей учебной дисциплины.

Культурология – это теоретическая дисциплина, которая изучает сущность, закономерности существования и развития культуры как целостности.

Термин “культурология” состоит из сочленения двух слов: латинского cultura – культура и греческого logos – наука, знание, т.е. означает буквально “наука о культуре”. Однако культуру как специфическое социальное явление изучают многие науки, такие, в частности, как философия культуры, социология культуры, психология культуры, теория и история культуры, искусствоведение, антропология и др.

Культурология в своем развитии прошла два этапа: 1) До середины XX века, когда изучение культуры осуществлялось в рамках философии, этнографии, истории и других социальных и гуманитарных наук. Особенно большой вклад в изучение культуры внесли Гердер, Кант, Ницше, Тейлор, Морган. 2) После середины XX века, когда культурология возникает как самостоятельная научная дисциплина.

Культурология обладает собственным языком, называемым понятийным аппаратом. В рамках культурологии сложилась собственная система терминов - слов, имеющих строго определенное значение. Эти слова заимствованы из разных источников: из иных отраслей знания: философии, социологии, истории; из языка повседневной жизни - и потому очень важно найти их культурологическое содержание, договориться об однозначном употреблении и понимании.

Культурология - это наука, изучающая культуру. Это её специфический предмет, отличающий её от других социальных, гуманитарных дисциплин, делающий необходимым её существование как особой отрасли знания.

Объектом исследования данного реферата является культурология как наука и учебная дисциплина.

Предмет исследования - принципы функционирования культуры в обществе.

Цель данной работы - описать и охарактеризовать понятие культурологии как науки и учебной дисциплины.

Указанная цель обусловила решение следующих задач:

  1. Рассмотреть основы культурологии.
  2. Дать характеристику культурологии как систему знаний.
  3. Раскрыть сущность взаимодействия человека и культуры.

1. Основы культурологии

Основы культурологии как самостоятельной науч­ной дисциплины, предмет изучения которой — культура, не сводим к объектам философского и других подходов к этому феномену, были заложены в работах американского ученого Лес­ли Уайта.[1] Попытки обнаружить за этим номинальным единст­вом, фиксируемым понятием «культура», реальное, адекватно выразить его научными средствами — одна из главных задач культурологии. В настоящее время полного решения этой зада­чи нет. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Но этот по­иск свидетельствует о том, что культурология представляет со­бой вид знания, уже переросшего «родительскую» опеку фило­софии, хотя и взаимосвязанного с ней.

В настоящее время существует достаточно много представ­лений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.

Первый — рассматривает культурологию как комплекс дис­циплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историчес­ком развитии и социальном функционировании, а результатом — система знаний о культуре.

Второй — представляет культурологию как состоящую из разде­лов дисциплин, так или иначе изучающих культуру. На­пример, культурология как философия культуры претен­дует на ее понимание в целом, в общем. Существует и об­ратная позиция, согласно которой культурология есть раз­дел философии культуры, изучающий проблему многооб­разия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией и культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к опре­деленному региону или отрезку времени.

Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода иссле­дования, места культурологии в системе социально-гу­манитарного знания.

Следует отметить и наличие нескольких моделей современ­ных культурологических исследований:

  • классическую, с жестким разделением субъекта и объекта познания, базирующуюся на рациональ­но-сциентистской методологии;
  • неклассическую, ориентирующую исследователя на изучение повседневной культурной жизни челове­ка на принципах номинализма, герменевтики;
  • постмодернистскую, реализующую феноменологи­ческий подход, отвергающий возможность «абсолютного» субъекта познания и культурного твор­чества, переосмысливающий в рамках своей куль­туры значение «чужих» культур.[2]

В качестве исходного для становления куль­турологии как самостоятельной научной дисциплины можно ис­пользовать представления о культурологии как системе зна­ний. Для решения главного вопроса в такой трактовке — обос­нования системообразующего принципа, играющего концепту­альную роль для формирования культурологии как относитель­но самостоятельной отрасли общественно-гуманитарного знания, — представляется исключительно важным выяснить причины и потребности ее формирования. Появление в XX веке особого знания о культуре, претендующего на относительную самостоя­тельность и названного «культурологией», обусловлено:

а) осознанием спекулятивности классической «философии культуры», ее неспособности в полной мере осмыслить бога­тый эмпирический (этнографический) материал, потреб­ностью выработки такого понимания культуры, которое может надежно связать теоретические представления о ней и практическое ее воплощение во всех сферах чело­веческой жизнедеятельности;

б) необходимостью разработки такой методологии, которая обес­печит как адекватное исследование культуры частными науками, так и их предметное единство, вытекающее из субстанционального понимания культуры;

в) стремлением к выработке «общего знаменателя» в понима­нии культуры в условиях резкого роста контактов раз­ных культур (в связи с развитием средств коммуника­ции), необходимостью поиска их единой природы, про­являющейся в локальном культурном многообразии;

г) важностью вопроса сравнения, субординации разных куль­тур, в частности европейской и неевропейской, в усло­виях распада колониальной системы и роста националь­ного самосознания в странах «третьего мира»;

д) целесообразностью целостного, системного анализа культу­ры как сферы государственной политики, принятия в ней всесторонне обоснованных управленческих решений;

е) необходимостью формирования культурных потребностей человека и их удовлетворения в потребительском общес­тве, обоснования успешной экономической деятельнос­ти в сфере массовой культуры;

ж) тревожным ростом технократизма, рационализма, вызванным новым витком НТП, осознанием важности гумани­тарного «противовеса» для сохранения стабильности су­ществования человека, а также стремлением компенси­ровать культурологией все еще наличествующее состоя­ние преждевременной и узкой профессионализации.

Кроме влияния этих факторов важнейшее значение для ста­новления культурологии имеет понимание сущности культуры. Категория «культура» привлекала и привлекает многих исследо­вателей глубиной своего содержания и эвристической значи­мостью. Широта охватываемых ею общественных явлений вы­зывает особый эффект закрепления за этим понятием множества смысловых оттенков, что, в свою очередь, накладывает свой от­печаток на понимание и употребление термина «культура» различными дисциплинами и в различные исторические эпохи. И все же анализ показывает, что объединяющее, движущее начало в становлении культурологии надо искать в богатых традициях европейской истории философии. Это позволяет рассматривать в качестве элемента культурологии как системы знания истори­ческое развитие представлений о культуре — от античных до современных культурологических теорий, концепций, которые можно представить и как относительно самостоятельные направ­ления философской мысли.

Современная культурология формируется, выходя из-под «родительской» опеки философии, обретает собственный пред­мет исследования и обосновывает соответствующие ему методы.[3] Несомненно, прежде всего культуролог имеет дело с результата­ми культурной деятельности (предметы, продукты культурного творчества — например, музыка, произведения живописи), но его задача — идти глубже, к усвоению духа культуры (мента­литета, культурной парадигмы), независимо от того, какой теоретической позиции он придерживается. В данном случае обнаруживается второй — коммуникативный — слой культуры, это уровень общения, институтов образования и воспита­ния. И, наконец, сама основа культуры, ее ядро, ее архетип — структура культуротворческой деятельности. Разные исследо­ватели идентифицируют ее по-разному: с языком, психологи­ческим складом нации и способом сакрализации, принятой системой символики и т. п. Во всех этих случаях неизменным остается пафос культурологического поиска — целостность, ин­теграционная основа общества, рассмотрение истории как пере­сечения творческого самовыражения «эго» и развития культур­ной традиции в духовном пространстве этноса.

Культура как объект исследования многоаспектна, но обычно в ее изучении выделяют направления, в центре которых стоят следующие проблемы:

— культура как особая форма жизнедеятельности человека и человечества, причины и основные факторы ее возникновения, становления и развития;

— исторически сложившиеся формы культур, их специфика, тенденции развития, внутренние процессы;

— сравнительный анализ различных культур во времени и пространстве — компаративистика (лат. comparative “сравнительный”);

— место и роль личности как объекта и субъекта культуры. Любое из этих направлений так или иначе связано с другими, и только вместе они могут расширить наши представления о культуре.

Культурология, если она претендует на роль научной дис­циплины и собственный предмет исследования, с неизбеж­ностью обращается к «археологии культуры», выявляет ее ге­незис, функционирование и развитие, раскрывает способы куль­турного наследования и устойчивости, «код» культурного раз­вития.[4] Эта работа осуществляется на трех уровнях:

  • Сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вербальной и символической оболочкой.
  • Обновление культуры, институты обновления зна­ния, новационные воздействия на «код» культуры.
  • Трансляция культуры — опредмеченный мир куль­туры как мир социализации индивидуума.

Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формообразований (наука, техника, искусство, религия, филосо­фия, политика, экономика и т. д.), в то же время позволяют выявить структуру, образ деятельности, целостность культуры, что не может сводиться к описанию достижений культуры (эли­тарной культуры), и предполагает постановку и концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности.

Все эти соображения дают возможность сделать некоторые выводы о предмете и задаче культурологии как научной дис­циплины. Ее предметом выступает генезис, функциониро­вание и развитие культуры как специфически-человеческо­го способа жизни, который раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире живой при­роды. Задача культурологии — построить «генетику» куль­туры, которая бы не только объяснила историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать его и, в перспективе, управлять им.

Понимание предмета, задач и программы культурологических исследований требует вовлечения в науч­ный оборот обширного, разностороннего материала из всех об­ластей и сфер социального творчества, однако главным полем исследования в этой синтетической области знания должен стать образ мысли, образ жизни, образ деятельности «рядовых» субъ­ектов истории. Палеопсихологическая реконструкция — наряду с дешифровкой знакомых систем, т. е. семиотическим анализом, — поэтому есть и метод, и содержание культурологии как теоре­тической дисциплины, не сводимой к иллюстративности и опи­сательству и предполагающей строго концептуальный тип фор­мулирования, постановки и решения своих проблем.[5]

Сказанное позволяет охарактеризовать взаимодействие эле­ментов культурологии как системы знания. Прежде всего, нуж­но отметить, что культурология, выделяясь из философии, выступает как стиль философствования и связь с ней вопло­щает философией культуры. Как бы ни рассматривалась сама философия (сциентистски или мировоззренчески), философия культуры является методологией культурологии как относи­тельно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможности раз­личной трактовки природы культуры.

Если философия культуры нацелена на ее понимание как це­лого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на определенный мате­риал. То есть в культурологии как научной дисциплине по срав­нению с философией культуры акценты смещены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий так называемого средне­го уровня, основанных на исторической фактологии. А филосо­фия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.

Такой подход характерен и для истории культуры. Ее фак­ты и ценности дают материал для описания и объяснения кон­кретных исторических особенностей развития культуры, при­чем, являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но обеспечивать выявление ар­хетипов современной культуры и понимание ее как итога ис­торического развития. Культурология изучает историческое поле фактов культуры, включая как прошлое, так и настоя­щее. Процессы культурно-исторического развития интересуют эту науку в той мере, в какой это позволяет понять и объяс­нить современную культуру.

Таким образом, в качестве исходного для становления культурологии как самостоятельной научной дисциплины можно использовать представления о культурологи как системе знаний.

2. Культурология как система знаний

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки, усиление интегративных процессов, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научных исследований ведет к синтезу ряда наук, формированию диалектически взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе.

Важнейшим элементом культурологии как системы зна­ний является культурантропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, опредмеченные результаты культур­ной деятельности в их динамике, механизмы трансляции куль­турных навыков от человека к человеку.[6] Для культуролога принципиально важно понять, что стоит за фактами культу­ры, какие потребности выражают ее конкретные историчес­кие, социальные и личностные формы. Историческое развитие представлений о культуре само по себе не «подводит» к куль­турологии, это делает культурантропология.

Можно выделить и другие элементы культурологического знания. Для их понимания важно уже при первом знакомстве с культурологией дать основные подходы к самому понятию — культура.

В отечественной культурологии доминируют два исследова­тельских направления. С середины 60-х годов культура рас­сматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Об­ладая большой широтой, этот подход отличается неопределен­ностью, так как отсутствуют точные критерии того, что же считать ценностями культуры. Аксиологическая интерпретация культуры заключается в вычислении той сферы бытия челове­ка, которую можно назвать миром ценностей. Именно к нему, к этому миру, с точки зрения сторонников данной концепции, и применимо понятие культуры. Оно предстает как величествен­ный итог предшествующей деятельности человека, являющий собою сложную иерархию значимых для конкретного общест­венного организма духовных и материальных образований.

Сторонники деятельностной концепции усматривают в та­кой трактовке понятия культуры известную ограниченность. По их мнению, аксиологическая интерпретация замыкает куль­турные явления в относительно узкой сфере, тогда как «куль­тура... диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и резуль­татов». Деятельностный подход к культуре конкретизирует­ся по двум направлениям: одно рассматривает культуру в контексте личностного станов­ления, другое — характеризует ее как универсальное свойство общест­венной жизни.

Поиски содержательного определения культуры приводят, таким образом, к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно — к человеческой деятельности как подлин­ной субстанции человеческой истории. Реализующееся в дея­тельности единство субъективного и объективного позволяет понимать культуру как «систему внебиологически вырабо­танных механизмов, благодаря которым стимулирует­ся, программируется и реализуется активность людей в обществе» (Э. Маркарян). Другими словами, культура высту­пает как «способ деятельности» (В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов), «технологический контекст деятельности» (3. Файнбург), придающей человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность, и выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и разви­тия всей общественной жизни.[7]

Следует отметить, что деятельностный и аксиологический подходы не исчерпывают собою всего многообразия взглядов на понятие культуры в современной философской литературе. В работах значительного числа авторов нашли отражение ос­новные концепции западной культурологии: структурно-фун­кциональная, семиотическая, концепция культурной антропологии и др.

Попытку, прослеживаемую и в работах Л. Уайта, создать теорию культуры, способную в одном ключе рассматривать как дописьменные, так и письменные культуры, предпринял М. К. Петров.[8]

Сложившаяся ситуация позволяет при помощи термина «культура» фиксировать общее отличие человеческой жизне­деятельности от биологических форм жизни, качественное свое­образие исторически конкретных форм этой деятельности на различных этапах общественного развития в рамках определен­ных эпох, общественно-экономических формаций, этнических общностей (первобытная культура, европейская, античная (гре­ческая и римская), русская культура), особенности сознания и поведения людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, политическая культура, культура мышления), способ жизнедеятельности социальной группы (например, куль­тура класса) и отдельного индивида (личная культура).

Семиатический подход рассматривает культуру как знако­вую систему, анализирует их смысл, значения, особенности, роль в жизни человека и общества.

В последнее время значительное распространение получает «диалоговый» подход, в рамках которого культура рассмат­ривается как «встреча» культур.

Представленная системность культурологического знания находит свое выражение и в теоретическом рассмотрении куль­турологии как учебной дисциплины.

Исходя из государственных стандартов культурологической подготовки студентов и конкретизирующих их квалификацион­ных характеристик и профессиограмм, обучение необходимо на­целивать на изучение основных понятий теории культуры, озна­комление с основными направлениями, школами и теориями в мировой и отечественной культурологии, знание основных эта­пов и закономерностей развития мировой и отечественной циви­лизации и культуры, включая современные проблемы сохранения и наиболее эффективного использования культурного наследия.

Специалисту естественнонаучного и инженерно-техни­ческого профиля в соответствии с этими стандартами следует знать исходные понятия и термины культурологии, важней­шие школы и концепции мировой и отечественной культуро­логии, характеристики основных этапов развития культуры в истории общества. Он также должен уметь ориентироваться в культурологической, художественно-эстетической и нравствен­ной проблематике и вести себя в жизни в соответствии с требо­ваниями, предъявляемыми к культурной, интеллигентной и профессионально грамотной личности.

Специалисту социально-гуманитарного профиля в допол­нение к изложенным требованиям необходимо не только иметь сведения по указанным направлениям, но и понимать логику ос­новных концепций культуры, характеристики и противоречия в развитии цивилизации и культуры XX века, знать основные зако­номерности становления и развития европейской цивилизации и ее выдающейся роли в мировом процессе, владеть навыками эсте­тического и этического анализа художественных произведений и жизненных ситуаций, основами профессиональной этики.

Принципы культурологической подготовки должны иметь адекватный механизм своей реализации, который формируется на основе анализа практики преподавания культурологических дисциплин в вузах России, а также требований государственно­го образовательного стандарта по культурологии.

Итак, культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология – это система знаний о сущности, закономерностях, существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.

3. Взаимодействие человека и культуры

Культура - понятие многогранное, затрагивающее все сферы жизнедеятельности человека. Под культурой принято понимать социально-прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания. По своему внутреннему содержанию культура есть процесс развития человека как социального индивида, способ его существования как субъекта познания, общения и деятельности, мера его индивидуального (творческого, социального, индивидуального, нравственного, эстетического и физического) совершенствования. Культура неотделима от человеческого общества, в котором она зарождается и формируется, где происходит ее непрерывное развитие. И в то же время, именно она определяет во многом характер и уровень развития общества в целом и конкретно взятой личности. Выдающийся философ В.С.Библер в своих исследованиях отмечает, что понятие "культура" складывается, на его взгляд, из трех определений: [9]

- культура как форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих;

- культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур;

- культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления;

- культура - это изобретение "мира впервые".

Основной культурной ценностью является сам человек. С точки зрения В.С. Библера, понимание человека в контексте культуры представляет собой понимание индивида во всей его неповторимости, единственности и всеобщности.

Роль и место культуры в деятельности человека весьма четко можно понять на основе представлений о том, что деятельность людей носит, в конечном счете, воспроизводственный характер. Общественное воспроизводство включает воспроизводство личности, всей системы общественных отношений, в том числе технологических и организационных, а также культуру. Сущностью, главным содержанием и назначением сферы культуры является процесс общественного воспроизводства и развития самого человека как субъекта разносторонней социальной деятельности и общественных отношений. Культура, взятая как необходимый элемент общественного воспроизводства и одновременно как важнейшая характеристика субъекта деятельности, развивается в единстве с воспроизводственным процессом в целом во всей его исторической конкретности.

Предметная деятельность человека является основой, подлинной субстанцией реальной истории человеческого рода: вся совокупность предметной деятельности выступает движущей предпосылкой человеческой истории, всей истории культуры. И если деятельность представляет собой способ бытия общественного человека, то культура — способ деятельности человека, технология этой деятельности. Можно сказать, что культура является исторически и социально обусловленной формой человеческой деятельности, что она представляет собой исторически изменяющуюся и исторически конкретную совокупность тех приемов, процедур и норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности, всей деятельности, взятой во всех ее измерениях и отношениях. Иными словами, культура — способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.

Иными словами, каждый отдельный индивид лишь тогда может считаться “культурным человеком”, когда он владеет способами пользования достижениями общества, в котором живет. Ведь общественное производство выступает и как условие, и как предпосылка деятельности человека, культура же является своего рода принципом связи общества с индивидом, способом его вхождения в социальную жизнь. Развитие способности пользоваться тем, что создало и накопило общество, овладение способами этого пользования — вот что характеризует процесс культивирования человека.

В таком видении культуры на первый план выходит такая ее черта, как воспроизведение деятельности по исторически заданным основаниям — схеме, алгоритму, коду, матрице, канону, парадигме, эталону, стереотипу, норме, традиции и пр. Именно наличие некоторых определенных схем, идущих от поколения к поколению и предопределяющих содержание и характер деятельности и сознания, позволяет ухватить суть культуры как транслятора деятельности, аккумулятора исторического опыта. Следует иметь в виду, что культура — это система последовательных правил деятельности, передающихся от прошлого к будущему, от содеянного — к будущим деяниям.

Таким образом, главным и единственным всеобъемлющим началом рассуждений о культуре всегда и везде становится человек — его особое положение в окружающем мире, его деятельность, продукты этой деятельности — то, что так или иначе связано с жизнью человека в мире природы и в мире людей.

Заключение

Итак, обобщая все вышеизложенное, можно сделать ряд выводов:

Культурология как относительно самостоятельная наука, как учебная дисциплина появилась сравнительно недавно, само понятие «культурология» появилось в начале XIX века. Культурологией называют науку о культуре, ее сущности, закономерностях, взаимовлиянии национальных культур, цивилизаций. Культурология включает в себя теорию культуры и историю культур Теория культуры изучает сущность, закономерности развития культуры, исследует процессы возникновений и развития конкретных, существовавших и существующих культур, цивилизаций.

Культуру изучают многие науки.

1) Этнография, этнология – это исторические науки, которые изучают историю возникновения этносов, их культуру и быт. Это описательные науки, основанные на сборе и анализе эмпирических данных.

2) Социальная и культурная антропология – изучает, как правило, культуры примитивных, традиционных сообществ, носит описательный характер.

3) Философия культуры – изучает наиболее общие подходы к исследованию сущности, целей и ценностей культуры, условий существования и форм проявления. Она во многом является тождественной философии истории, так как история рассматривается как развертывание и выражение смысла культуры.

4) Социология культуры – изучает структуру и функционирование культуры в связи с социальными институтами (изучает современное общество).

5) Культурология и история.

а) историк изучает результаты культурной деятельности человечества, воплощенные в «текстах» (произведения искусства, трактаты). Его интересуют факты. Культуролог же изучает культуру как целостность. Его интересует не столько сам факт, сколько культурный человеческий смысл этого факта.

б) историк изучает Культуру, то есть ее выдающиеся достижения. Культуролог изучает культуру и с большой, и с маленькой буквы, как духовное состояние человека и общества (культура повседневности).

Таким образом, культурология по отношению к другим наукам выступает как наука, обобщающая их данные, создающая для них теоретическую базу и определяющая общие закономерности развития культуры.

Список использованных источников

Специальная литература

  1. Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М.: Изд-во Росс. открыт. ун-та, 2007.- 278 с.
  2. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 2008. - 413 с.
  3. Драч Г.В. Учебный курс по культурологии. РОСТОВ-н/Д. Издательство «Феникс», 2007. - 576 с.
  4. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. — 3-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2008. – 480 с.
  5. Ионин Л. Социология культуры. - М., 2009. – 431 с.
  6. Коган Л.Н. Теория культуры. - Екатеринбург, 2009. – 290 с.
  7. Кравченко А.И. Культурология. М., 2007.- 496 с.
  8. Культурология. История мировой культуры М.: Культура и спорт. 2007. – 600 с.
  9. Культурология. Краткий тематический словарь / Под ред.: д.ф.н., проф. Драч Г.В., д.ф.н., проф. Матяш Т.П. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.- 192 с.
  10. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др.; Под ред. Н.Г.Багдасарьян.— 4-е изд., испр.— М.: Высш. шк., 2008.- 511 с.
  11. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под научн. ред. проф. Г.В. Драча. Изд. 8-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 576 с.
  12. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. — СПб.: Университетская книга; 000 “Алетейя”,2007. - 447 с.
  13. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М. 2008. – 526 с.
  14. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Учебное пособие по культурологии. - М.: МОНФ, 2009. – 102 с.
  15. Цивилизационный подход к концепции человека и проблема гуманизации общественных отношений / Крапивенский С.Э., Омельченко Н.В., Стризое А.Л. и др. / Под ред. д-ра филос. наук, проф. С.Э. Крапивенского.- Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2008. — 240 с.

[1] Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др.; Под ред. Н.Г.Багдасарьян.—.4-е изд., испр.— М.: Высш. шк., 2008.- С. 15.

[2] Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под научн. ред. проф. Г.В. Драча. Изд. 8-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — С. 6

[3] Культурология. Краткий тематический словарь / Под ред.: д.ф.н., проф. Драч Г.В., д.ф.н., проф. Матяш Т.П. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.-С.68.

[4] Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Учебное пособие по культурологии. - М.: МОНФ, 2009. – С. 68.

[5] Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под научн. ред. проф. Г.В. Драча. Изд. 8-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — С. 12.

[6] Культурология. Краткий тематический словарь / Под ред.: д.ф.н., проф. Драч Г.В., д.ф.н., проф. Матяш Т.П. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.- С.70.

[7] Цивилизационный подход к концепции человека и проблема гуманизации общественных отношений / Крапивенский С.Э., Омельченко Н.В., Стризое А.Л. и др. / Под ред. д-ра филос. наук, проф. С.Э. Крапивенского. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2008. - С.172.

[8] Драч Г.В. Учебный курс по культурологии. РОСТОВ-н/Д. Издательство «Феникс», 2007. - С. 296.

[9] Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 2008. - С. 261.