Международная экономическая интеграция. Формы международной экономической интеграции. Интеграционные объединения мира. Международные экономические организации
Оглавление
В данном докладе освещен процесс международной экономической интеграции. В настоящее время интеграционные объединения становятся все более значимой частью мирового хозяйства. Хотя подавляющее большинство из них оказывают пока слабое воздействие на экономику входящих в них стран, есть примеры весьма успешных интеграционных объединений, которые и представлены в разделе Темы 9. Анализируются цели и задачи, специфика, преимущества и недостатки развития таких интеграционных объединений как Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Восточноазиатское сообщество (ВАС), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Содружество Независимых Государств (СНГ).
В теории экономической интеграции в соответствии с подходом американского экономиста Б. Балассы выделяют пять форм экономической интеграции:
Таким образом, процесс экономической интеграции представляет собой поступательное движение от низшей формы к более высокой форме экономического взаимодействия.
Реализация интеграционных планов предоставляет странам-членам экономические преимущества, в том числе:
Подавляющее большинство стран мира состоит в одном или нескольких региональных интеграционных объединениях. Из 170 реально работающих региональных интеграционных объединений 84% являются зонами свободной торговли, что связано с медленным и трудным процессом торговой и инвестиционной либерализации на многостороннем уровне в рамках ВТО (в том числе в рамках «Дохийского раунда»), сложностями реального сокращения торговых барьеров среди стран с разными уровнями экономического развития.
Со второй половины 1990-х гг. растет количество мегарегиональных соглашений о зонах свободной торговли, в том числе с вовлечением стран разных континентов, а также стремление создать общерегиональную зону свободной торговли. В частности, в рамках АТЭС зона свободной торговли может быть создана к 2010—2020 гг., есть проект Всеамериканской зоны свободной торговли в составе 34 стран Западного полушария (ФТАА), Восточноазиатского экономического сообщества к 2020 г. в составе 16 стран, Панафриканского экономического сообщества к 2028 г.
Важным показателем уровня развития связей внутри интеграционного объединения является доля взаимной торговли ее стран-участниц.
Европейский союз
Самым значительным примером экономической интеграции стало формирование и последующее развитие Европейского союза. Еще в середине 1940-х гг. У. Черчилль предложил образовать Соединенные Штаты Европы, но начало реализации этой идеи было положено заключением Парижского договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) шестью странами — Францией, Германией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом в 1951 г. Успешное и быстрое формирование общего рынка угля и стали стимулировало подписание в 1957 г. двух Римских договоров — о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или Общего рынка) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома) вышеперечисленными шестью странами. Таким образом, в рамках шести стран были образованы три интеграционные группировки — ЕЭС, ЕОУС и Евратом, главной из которых стало ЕЭС.
Основные цели Римского договора 1957 г. о формировании ЕЭС — создание общего рынка товаров, услуг, капитала и лиц, повышения уровня благосостояния населения, сближения национальных экономик. В качестве инструментов достижения данной цели декларировались формирование таможенного союза, проведение общей политики в промышленн6ости, сельском хозяйстве, транспорте, социальной сфере, а также образование наднациональной институциональной структуры.
Первый этап, период 1960-х гг. отличался динамичностью развития ЕЭС, и поэтому в 1968 г. административные органы и бюджеты трех группировок были объединены под названием Европейское сообщество (ЕС), а также начал функционировать таможенный союз.
Второй этап (1970-е – первая половина 1980-х гг.) получил название периода «европессимизма» из-за негативного влияния экономических кризисов первой половины 1970-х гг. и начала 1980-х гг. Тем не менее ЕС расширился до 10 стран за счет приема Великобритании, Дании. Ирландии и Греции, а с 1979 г. начал функционировать Европейская валютная система, базировавшаяся на условной расчетной валюте – ЭКЮ.
Третий, или современный этап развития европейской интеграции, охватывает период начиная с середины 1980-х гг. по настоящее время. Этот этап отличается наивысшей динамичностью, качественной и количественной эволюцией. Так, был принят план устранения еще сохранявшихся барьеров во взаимной торговле и создания единого внутреннего рынка со свободным перемещением товаров, услуг, капитала и лиц, а в 1992 г. был подписан Маастрихтский договор о Европейском союзе (сокращенно Евросоюз, ЕС), который поставил цель сформировать единый экономический, валютный и политический союз, который и начал функционировать с марта 2002 г. Состав Евросоюза расширился до 28 стран: в 1986 г. в него вступили Испания и Португалия, в 1995 г. — Австрия, Финляндия и Швеция, в 2004 г. еще 10 стран — Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Эстония, Литва, Латвия, Мальта и Кипр, в 2007 г. — Болгария и Румыния, а в 2013 г. – Хорватия. Что касается перспектив дальнейшего расширения ЕС, то возможными членами называются Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория и Албания, имеющие далеко не одинаковые шансы на вступление в ЕС. С 2005 г. ведутся переговоры с Турцией, а в 2004 г. подала заявку на вступление в ЕС Македония.
Европейский союз прошел шесть этапов расширения. Позитивный экономический эффект расширения связан с увеличением емкости внутреннего рынка ЕС и его консолидацией, что позитивно сказывается на экономическом росте всех стран-членов. Одновременно расширение ЕС ведет к негативным экономическим и социальным последствиям для развития европейской экономической интеграции, в том числе к необходимости реформирования институциональной структуры ЕС, ослаблению позиций более экономически развитых стран, составляющих так называемое ядро Евросоюза в условиях, когда немалый вес при принятии решений принадлежит странам, чей экономический потенциал намного ниже средних показателей по ЕС. Это ведет к обострению противоречий между ними, что сказывается на характере утверждаемых законов, увеличении объемов финансирования на содействие экономическим преобразованиям и росту, а также перераспределении средств среди стран — получателей помощи.
Финансовые институты ЕС включают Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский инвестиционный фонд (ЕИФ) и Европейский центральный банк (ЕЦБ). Главными целями ЕИБ являются кредитование за счет заемных средств инвестиционных проектов (прежде всего в странах-членах с более низким уровнем экономического развития, а также в странах-кандидатах и развивающихся странах, имеющих договоры об ассоциации ЕС). ЕИФ создан для финансирования за счет собственных средств малого бизнеса на основе венчурных капиталовложений и предоставления гарантий банкам по финансированию малого бизнеса. ЕЦБ проводит денежно-кредитную политику ЕС и осуществляет эмиссию евро (см. ниже).
Формирование ЕС поставило задачу проведения общей политики в разных сферах и отраслях. Так, общая торговая политика проводится еще с 1968 г., т.е. создания таможенного оюза ЕС.
Общая научно-техническая политика проводится на основе четырехлетних программ научных исследований. До 2013 гг. действовала седьмая программа с объемом финансирования более 75 млрд евро, выделенных в основном из единого бюджета. Она включает такие направления, как специальные программы «Сотрудничество» (совместные исследовательские проекты в энергетике, ИТТ, экологии и др.), «Идеи» (создание европейского исследовательского пространства), «Люди» (повышение квалификации), «Возможности» (интенсификация исследовательской и инновационной работы), функционирование Общего исследовательского центра, деятельность Евратома.
Основы единой энергетической политики ЕС определены в Европейской стратегии устойчивого развития, конкурентной и безопасной энергетики, принятой в 2006 г. Ее цели —устойчивость, конкурентоспособность и безопасность поставок энергосырья. Ведущими направлениями энергетической политики ЕС служат достижение эффективности энергетики на основе сокращения объема потребления на 20%, роста инновационной конкурентоспособности транспорта и строительства (как основных энергопотребителей); расширение использования возобновляемых энергоисточников (разработка стратегии по биотопливу); формирование трансъевропейских энергосетей; развитие ядерной энергетики; активизация международного сотрудничества в сфере энергетики.
В сфере общей монетарной политики огромное значение имело начавшееся с 1999 г. введение единой валюты — евро сначала в безналичной, затем (в 2002 г.) в наличной форме. Однако в зону евро (еврозону), точнее в Европейскую валютную систему, входит лишь половина стран ЕС. Это связано прежде всего с тем, что многие из них пока не соответствуют содержащимся еще в Маастрихтском договоре критериям готовности национальных экономик:
В сфере общей фискальной политики важное значение имеет принятый в 1996 г. Пакт стабильности и экономического роста. Его цель — сохранение бюджетного дефицита на уровне не более 3% ВВП страны и отношения внутреннего государственного долга к ВВП на уровне не выше 60%. Страна, экономика которой не соответствует этим критериям, обязана разработать программу выхода из сложившейся экономической ситуации, в случае, если ситуация не нормализуется, к стране применяют штрафные санкции.
Таким образом, эволюция интеграционных процессов в Европейском союзе (от таможенного союза к экономическому и валютному союзу и продолжающемуся формированию единого союза, расширение состава с 6 до 28 членов) служит уникальным для мировой практики примером экономической интеграции. Вместе с тем последствия последних расширений ЕС для эволюции и динамики европейской интеграции далеко не однозначны.
НАФТА и МЕРКОСУР Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)
В 1994 г. к действовавшему уже пять лет американо-канадскому соглашению о свободной торговле присоединилась Мексика и в результате образовалась Североамериканская зона свободной торговли (North American Free Trade Area, NAFTA).
Основные цели этого регионального интеграционного объединения были таковы (их планировалось достичь через 10, некоторых — через 15 лет):
а) стимулирование взаимной торговли и инвестиций стран-членов на основе формирования зоны свободной торговли (уже через 10 лет между странами были гармонизированы таможенные процедуры, отменены количественные ограничения и ликвидированы таможенные пошлины, за исключением пошлин на молочную продукцию, сахар, хлопок, которые будут сняты позже);
б) разработка согласованных условий предпринимательской деятельности для компаний (для этого было ликвидировано большинство ограничений для взаимных инвестиций);
в) обеспечение справедливой конкуренции в регионе (для этого была осуществлена либерализация взаимной торговли услугами, в том числе финансовыми и банковскими, за исключением воздушного транспорта, телефонной связи и некоторых видов телекоммуникационных услуг);
г) содействие защите прав интеллектуальной собственности (политика по защите этих прав стала общей);
д) стимулирование взаимного экономического сотрудничества (был создан механизм разрешения споров).
Один из главных результатов функционирования НАФТА —достижение эффекта создания торговли. Доля взаимного экспорта возросла с 43% в 1990 г.
до 56% в 2005 г. Еще один важный результат — стимулирование движения прямых инвестиций между странами (за 10 лет объем взаимных прямых инвестиций увеличился в 2 раза). Максимальные преимущества от интеграции получают США благодаря более емкому внутреннему рынку, но немалые преимущества имеют также Канада и Мексика, конкурентоспособность продукции которых возросла.
Одновременно у НАФТА существуют большие проблемы. Одна из них — асимметричность интеграционных процессов, активно идущих между Мексикой и США, Канадой и США, тогда как между Мексикой и Канадой связи остаются на низком уровне (в 2005 г. доля Мексики в экспорте Канады составила 0,7%). Среди других проблем — субсидирование сельскохозяйственного экспорта США, что негативно сказывается на уровне конкурентоспособности аналогичной мексиканской продукции и ведет к сокращению числа занятых в сельском хозяйстве Мексики.
Одной из самых острых является проблема нелегальной миграции мексиканцев в США — хотя еще в 2000 г. президент Мексики предложил постепенно перейти к свободному перемещению лиц в НАФТА в течение 10 лет, переговоры по этой проблеме были сорваны из-за событий сентября 2001 г. в США. В 2006 г. конгресс США принял решение о строительстве зоны протяженностью 400—700 миль вдоль американо-мексиканской границы для упрощения легальной миграции между двумя странами. Однако несмотря на сохраняющиеся проблемы, все три страны положительно оценивают итоги членства в НАФТА.
Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР)
Одной из ведущих интеграционных группировок развивающихся стран и Латинской Америки является Южноамериканский общий рынок, или МЕРКОСУР (Mercado Comun de Cono del Sur — MERCOSUR). Он был создан в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем, а с 2006 г. его полноправным членом стала Венесуэла. На правах ассоциированных членов (что равнозначно участию в интеграционных процессах в рамках зоны свободной торговли) в МЕРКОСУР участвуют еще пять государств — Боливия,Колумбия, Перу, Чили, Эквадор. Наблюдателем является Мексика, находящаяся в процессе присоединения в качестве ассоциированного члена.
Стратегическая цель МЕРКОСУР — формирование общего рынка, а в качестве переходного этапа — таможенного союза.
Хотя таможенный союз был создан уже к 1995 г., до сих пор сохраняются нетарифные ограничения (например, специальный режим в торговле сахаром и автомобилями), проводятся антидемпинговые расследования, различаются правила страны происхождения товара, что негативно сказывается на принципе свободной торговли товарами и свободного транзита. Более того, с 2001 г. из-за экономического кризиса в Аргентине и девальвации национальной валюты Бразилии неоднократно вводились пошлины во взаимной торговле, что было расценено как стремление некоторых стран (Аргентины и Парагвая) перейти к зоне свободной торговли в рамках МЕРКОСУР.
Хотя стратегическая цель МЕРКОСУР — формирование общего рынка, на данный момент ограниченные успехи достигнуты лишь в отношении свободного перемещения товаров, инвестиционной либерализации и проведения общей инвестиционной политики и практически ничего не сделано для либерализации взаимной торговли услугами и свободного перемещения лиц. Таким образом, МЕРКОСУР сохраняет форму скорее таможенного союза.
В качестве перспективы развития интеграционного процесса в МЕРКОСУР и Южной Америке в целом можно считать решение о формировании Южноамериканского сообщества наций, главным инициатором которого стала Бразилия. В 2004 г. президенты 12 стран Южной Америки — Аргентины, Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Гайаны, Колумбии, Парагвая, Перу, Суринама, Уругвая, Чили и Эквадора подписали декларацию о Южноамериканском сообществе наций (South American Community of Nations, СSN). Главная цель — достижение зоны свободной торговли в Южной Америке в рамках объединения МЕРКОСУР и Андского сообщества на основе ликвидации таможенных пошлин к 2014—2019 гг. На перспективу планируется формирование к 2019 г. экономического союза по европейской модели, предусматривающего также введение общей валюты, общего парламента и единого паспорта.
Созданная в 1967 г. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (Association of South East Asian Nations, ASEAN) включает 10 стран — Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины.
Основные цели АСЕАН, определенные Бангкокской декларацией 1967 г., таковы: военно-политическая стабилизация в Юго-Восточной Азии, создание таможенного союза, содействие экономическому росту стран. В 1992 г. на саммите в Сингапуре принято решение о формировании зоны свободной торговли АФТА (ASEAN Free Trade Agreement, AFTA) в течение 15 лет, но в последующем для шести наиболее развитых стран — Сингапура, Малайзии, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Брунея — датой был назван 2000 г. Стратегическая цель АФТА — повышение конкурентоспособности стран-членов на основе устранения взаимных торговых барьеров, роста привлекательности для зарубежных инвестиций, достижения экономической эффективности в регионе. Ее основные направления включают:
В итоге страны АСЕАН создали зону свободной торговли для шести стран в 2000 г. и для Вьетнама в 2003 г., реализовав прежде всего главную цель — снижение пошлин до 0—5%. Три других страны (Камбоджа, Мьянма, Лаос) присоединились к АФТА в 2010 г.
Следующим этапом станет окончательная ликвидация пошлин к 2015 г. для шести стран и к 2018 г. — для остальных стран АСЕАН.
В перспективе (к 2020 г.) предусмотрена и полная либерализация сферы услуг, но на данный момент результаты либерализации торговли услугами оказались слабыми — сохраняются ограничения в отношении доли участия иностранного капитала, форм коммерческого присутствия иностранного капитала в сфере услуг, миграции физических лиц, оказывающих услуги за рубежом. Намечено завершить либерализацию взаимных инвестиций, распространить национальный режим на инвесторов из стран-участниц к 2010 г., а инвесторов из третьих государств к 2020 г.
В 2003 г. саммит АСЕАН на о. Бали принял решение о формировании к 2020 г. Сообщества АСЕАН (АSEAN Community) как экономического, политического и социального объединения, которое фактически будет общим рынком. На следующем саммите (2006 г.) было решено ускорить его формирование к 2015 г.
В рамках АСЕАН сохраняются дезинтегрирующие факторы - невысокий уровень экономической взаимозависимости (исключением являются взаимные связи между Сингапуром и Малайзией, Сингапуром и Таиландом); многочисленные исключения из схемы СЕПТ, различия в ставках таможенных пошлин; применение нетарифных ограничений во взаимной торговле; сохранение преференциальных режимов для отдельных сегментов внутреннего рынка. Тем не менее, как показала практика интеграционного сближения стран Ассоциации, есть все объективные и субъективные условия для достижения намеченной цели — формирования Сообщества АСЕАН в короткие сроки.
Восточноазиатское сообщество (ВАС)
Идея формирования общерегиональной интеграционной группировки в Восточной Азии берет начало еще в 1960-х гг. Одним из механизмов реализации идеи стало проведение с 1997 г. ежегодных саммитов АСЕАН с участием руководителей Японии, КНР и Южной Кореи. Затем было принято решение о проведении первого Восточноазиатского саммита, который состоялся в 2005 г. в Малайзии с участием глав 16 стран — десяти государств АСЕАН, Японии, Китая, Южной Кореи, а также Индии, Австралии и Новой Зеландии (в качестве наблюдателя участвовала и Россия). По его итогам было принято решение о формировании Восточноазиатского сообщества (East Asian Community) до 2020 г.
Хотя пока нет общего мнения о механизме ВАС, его участники исходят из того, что необходимо предпринять следующие шаги:
(1) ускорить формирование Сообщества АСЕАН;
(2) подписать соглашения о зонах свободной торговли между АСЕАН, с одной стороны, и Японией, Республикой Корея, Индией, с другой стороны (между АСЕАН и Китаем уже в 2003 г. было решено создать такую зону);
(3) указанные зоны свободной торговли должны включать элементы общего рынка — свободное перемещение капитала и рабочей силы;
(4) создать таможенный союз к 2020 г.
Таким образом, пока есть лишь принципиальное решение о формировании Восточноазиатского сообщества, но реальная программа достижения этой цели не разработана.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
С 1989 г. функционирует первая в Азиатско-Тихоокеанском регионе межправительственная экономическая организация — Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС (Asia Pacific Economic Cooperation, APEC). Первоначально в ее состав вошли 12 стран: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Республика Корея и наиболее развитые страны АСЕАН (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия и Бруней), а затем были приняты КНР, Гонконг, Тайвань, Вьетнам, Папуа-Новая Гвинея, Мексика, Чили, Перу и Россия. В настоящее время в АТЭС состоит 21 страна и территория.
Организацию часто называют Форумом АТЭС, так как она имеет лишь консультативный статус. Цели деятельности Форума определены в Сеульской декларации (1991 г.):
В 1996 г. участники АТЭС договорились о создании зоны свободной торговли к 2010—2020 гг. на основе сокращения средневзвешенных ставок пошлин до 0—5% и ликвидации нетарифных барьеров, а также о введении национального режима в инвестиционной сфере. Однако формирование такой зоны представляется проблематичным как с точки зрения объективных дезинтегрирующих факторов (главный из которых — огромная дифференциация в уровнях экономического развития), так и с точки зрения позиции США и Японии, заявивших о готовности проводить либерализацию лишь на основе принципа взаимных торговых уступок. В результате США и Япония отказались проводить либерализацию и в рамках АТЭС и сосредоточились на подписании других интеграционных проектов – ВАС (Япония) и ФТАА (США). Однако на очередном саммите АТЭС (2006 г.) интерес к реализации программы формирования зоны свободной торговли вновь возрос благодаря активизации американской позиции из-за озабоченности США в отношении создания Восточноазиатского сообщества без их участия.
Распад СССР как единого государствам привел к образованию Содружества Независимых Государств (СНГ), в которые входят все бывшие советские республики кроме прибалтийских. В Алма-Атинской декларации, подписанной в декабре 1991 г., основной акцент сделан на развитие экономического сотрудничества в целях создания общего экономического пространства. В сентябре 1993 г. страны СНГ подписали еще один важный документ – Договор о создании экономического союза, предусматривающий его поэтапное формирование (на первом этапе – зона свободной торговли, на втором этапе – таможенный союз, на третьем этапе – общий рынок, а на четвертом – валютный союз на основе общей денежно-кредитной и валютно-финансовой политики, согласования налоговой политики).
Для его реализации страны СНГ в апреле 1994 г. подписали Соглашение о создании зоны свободной торговли, которое стало правовой базой действующего с самого начала существования СНГ беспошлинного режима во взаимной торговле (на многосторонней основе зона свободной торговли была оформлена лишь спустя 9 лет). В 2003 г. было подписано Соглашение о едином экономическом пространстве в целях консолидации взаимных экономических связях и сокращения их издержек в рамках свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, лиц.
Однако доля взаимного экспорта в совокупном экспорте стран СНГ продолжает снижаться – с 28 до 18% за 1995-2005 гг., хотя для отдельных стран взаимная торговля в СНГ имеет приоритетное значение, в частности, доля СНГ в экспорте Киргизии составляла 48 %, Туркмении – 46%, Белоруссии – 44%, Молдавии и Грузии - 40%, Украины – 33% (в экспорте России – 14%).
Практика показывает, что подавляющее большинство (90%) подписанных соглашений в рамках СНГ не выполняются, в том числе и важный договор 1993 г. Сохраняющиеся сложности объективного и субъективного характера привели к разработке концепции многоуровневой и разноскоростной интеграции, ставшей теоретической основой интеграционных тенденций в СНГ и суть которой в том, что необходимо формировать более узкие по составу участников интеграционные объединения, в рамках которых меньше влияние дезинтегрирующих факторов и проще достичь поставленных целей.
На постсоветском пространстве созданы следующие интеграционные экономические объединения - Союзное государство России и Белоруссии, ЕврАзЭС, ГУАМ, Центрально-Азиатское сообщество.
Источник: Мальганова И.Г. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Казань, 2014.