Международная экономическая интеграция


Международная экономическая интеграция. Формы международной экономической интеграции. Интеграционные объединения мира. Международные экономические организации

Оглавление

  1. Теоретические аспекты международной экономической интеграции
  1. Практика международной экономической интеграции (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР)
  1. АСЕАН, ВАС и АТЭС
  1. СНГ и другие интеграционные объединения на постсоветском пространстве

В данном докладе освещен процесс международной экономической интеграции. В настоящее время интеграционные объединения становятся все более значимой частью мирового хозяйства. Хотя подавляющее большинство из них оказывают пока слабое воздействие на экономику входящих в них стран, есть примеры весьма успешных интеграционных объединений, которые и представлены в разделе Темы 9. Анализируются цели и задачи, специфика, преимущества и недостатки развития таких интеграционных объединений как Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Восточноазиатское сообщество (ВАС), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Содружество Независимых Государств (СНГ).

1. Теоретические аспекты международной экономической интеграции

В теории экономической интеграции в соответствии с подходом американского экономиста Б. Балассы выделяют пять форм экономической интеграции:

  1. зона свободной торговли — объединение стран с целью устранения таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, но с сохранением автономности в проведении внешнеторговой политики в отношении стран-неучастниц. Однако большинство ныне действующих зон свободной торговли идут намного дальше принципа беспошлинной торговли товарами, реализуя гармонизацию нетарифных ограничений, либерализацию торговли услугами, общую инвестиционную политику вплоть до свободного движения капитала и др.;
  1. таможенный союз — группировка стран, в которой устранены барьеры во взаимной торговле и проводится общая внешнеторговая политика на основе общего таможенного тарифа в отношении стран-неучастниц;
  1. общий рынок, или принцип четырех свобод — достижение свободного передвижения товаров, услуг, людей и капитала;
  1. экономический и валютный союз — свободное перемещение четырех факторов; проведение единой экономической и социальной политики, в том числе в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, валютно-финансовой области; введение общей валюты с единой денежно-кредитной политикой, единым эмиссионным центром;
  1. полная интеграция — формирование единого экономического, валютного и политического союза, в том числе проведение общей внешней политики и политики в сфере правосудия и внутренних дел, введение единого гражданства и др.

Таким образом, процесс экономической интеграции представляет собой поступательное движение от низшей формы к более высокой форме экономического взаимодействия.

Реализация интеграционных планов предоставляет странам-членам экономические преимущества, в том числе:

  • расширение емкости внутренних рынков стран за счет объединения разрозненных национальных рынков в единый, что стимулирует рост совокупного ВВП объединения;
  • увеличение покупательной способности населения параллельно росту среднедушевых доходов и снижению цен на товары;
  • повышение эффективности и конкурентоспособности производства;
  • «эффект масштаба» производства от углубления специализации;
  • создание более эффективной структуры производства с учетом сравнительных конкурентных преимуществ каждой страны-участницы;
  • повышение инвестиционной привлекательности за счет объединения рынков, свободного перемещения четырех факторов, повышения производительности и роста доходов в каждом государстве;
  • ускорение темпов экономического развития.

2. Практика международной экономической интеграции (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР)

Подавляющее большинство стран мира состоит в одном или нескольких региональных интеграционных объединениях. Из 170 реально работающих региональных интеграционных объединений 84% являются зонами свободной торговли, что связано с медленным и трудным процессом торговой и инвестиционной либерализации на многостороннем уровне в рамках ВТО (в том числе в рамках «Дохийского раунда»), сложностями реального сокращения торговых барьеров среди стран с разными уровнями экономического развития.

Со второй половины 1990-х гг. растет количество мегарегиональных соглашений о зонах свободной торговли, в том числе с вовлечением стран разных континентов, а также стремление создать общерегиональную зону свободной торговли. В частности, в рамках АТЭС зона свободной торговли может быть создана к 2010—2020 гг., есть проект Всеамериканской зоны свободной торговли в составе 34 стран Западного полушария (ФТАА), Восточноазиатского экономического сообщества к 2020 г. в составе 16 стран, Панафриканского экономического сообщества к 2028 г.

Важным показателем уровня развития связей внутри интеграционного объединения является доля взаимной торговли ее стран-участниц.

Европейский союз

Самым значительным примером экономической интеграции стало формирование и последующее развитие Европейского союза. Еще в середине 1940-х гг. У. Черчилль предложил образовать Соединенные Штаты Европы, но начало реализации этой идеи было положено заключением Парижского договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) шестью странами — Францией, Германией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом в 1951 г. Успешное и быстрое формирование общего рынка угля и стали стимулировало подписание в 1957 г. двух Римских договоров — о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или Общего рынка) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома) вышеперечисленными шестью странами. Таким образом, в рамках шести стран были образованы три интеграционные группировки — ЕЭС, ЕОУС и Евратом, главной из которых стало ЕЭС.

Основные цели Римского договора 1957 г. о формировании ЕЭС — создание общего рынка товаров, услуг, капитала и лиц, повышения уровня благосостояния населения, сближения национальных экономик. В качестве инструментов достижения данной цели декларировались формирование таможенного союза, проведение общей политики в промышленн6ости, сельском хозяйстве, транспорте, социальной сфере, а также образование наднациональной институциональной структуры.

Первый этап, период 1960-х гг. отличался динамичностью развития ЕЭС, и поэтому в 1968 г. административные органы и бюджеты трех группировок были объединены под названием Европейское сообщество (ЕС), а также начал функционировать таможенный союз.

Второй этап (1970-е – первая половина 1980-х гг.) получил название периода «европессимизма» из-за негативного влияния экономических кризисов первой половины 1970-х гг. и начала 1980-х гг. Тем не менее ЕС расширился до 10 стран за счет приема Великобритании, Дании. Ирландии и Греции, а с 1979 г. начал функционировать Европейская валютная система, базировавшаяся на условной расчетной валюте – ЭКЮ.

Третий, или современный этап развития европейской интеграции, охватывает период начиная с середины 1980-х гг. по настоящее время. Этот этап отличается наивысшей динамичностью, качественной и количественной эволюцией. Так, был принят план устранения еще сохранявшихся барьеров во взаимной торговле и создания единого внутреннего рынка со свободным перемещением товаров, услуг, капитала и лиц, а в 1992 г. был подписан Маастрихтский договор о Европейском союзе (сокращенно Евросоюз, ЕС), который поставил цель сформировать единый экономический, валютный и политический союз, который и начал функционировать с марта 2002 г. Состав Евросоюза расширился до 28 стран: в 1986 г. в него вступили Испания и Португалия, в 1995 г. — Австрия, Финляндия и Швеция, в 2004 г. еще 10 стран — Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Эстония, Литва, Латвия, Мальта и Кипр, в 2007 г. — Болгария и Румыния, а в 2013 г. – Хорватия. Что касается перспектив дальнейшего расширения ЕС, то возможными членами называются Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория и Албания, имеющие далеко не одинаковые шансы на вступление в ЕС. С 2005 г. ведутся переговоры с Турцией, а в 2004 г. подала заявку на вступление в ЕС Македония.

Европейский союз прошел шесть этапов расширения. Позитивный экономический эффект расширения связан с увеличением емкости внутреннего рынка ЕС и его консолидацией, что позитивно сказывается на экономическом росте всех стран-членов. Одновременно расширение ЕС ведет к негативным экономическим и социальным последствиям для развития европейской экономической интеграции, в том числе к необходимости реформирования институциональной структуры ЕС, ослаблению позиций более экономически развитых стран, составляющих так называемое ядро Евросоюза в условиях, когда немалый вес при принятии решений принадлежит странам, чей экономический потенциал намного ниже средних показателей по ЕС. Это ведет к обострению противоречий между ними, что сказывается на характере утверждаемых законов, увеличении объемов финансирования на содействие экономическим преобразованиям и росту, а также перераспределении средств среди стран — получателей помощи.

Финансовые институты ЕС включают Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский инвестиционный фонд (ЕИФ) и Европейский центральный банк (ЕЦБ). Главными целями ЕИБ являются кредитование за счет заемных средств инвестиционных проектов (прежде всего в странах-членах с более низким уровнем экономического развития, а также в странах-кандидатах и развивающихся странах, имеющих договоры об ассоциации ЕС). ЕИФ создан для финансирования за счет собственных средств малого бизнеса на основе венчурных капиталовложений и предоставления гарантий банкам по финансированию малого бизнеса. ЕЦБ проводит денежно-кредитную политику ЕС и осуществляет эмиссию евро (см. ниже).

Формирование ЕС поставило задачу проведения общей политики в разных сферах и отраслях. Так, общая торговая политика проводится еще с 1968 г., т.е. создания таможенного оюза ЕС.

Общая научно-техническая политика проводится на основе четырехлетних программ научных исследований. До 2013 гг. действовала седьмая программа с объемом финансирования более 75 млрд евро, выделенных в основном из единого бюджета. Она включает такие направления, как специальные программы «Сотрудничество» (совместные исследовательские проекты в энергетике, ИТТ, экологии и др.), «Идеи» (создание европейского исследовательского пространства), «Люди» (повышение квалификации), «Возможности» (интенсификация исследовательской и инновационной работы), функционирование Общего исследовательского центра, деятельность Евратома.

Основы единой энергетической политики ЕС определены в Европейской стратегии устойчивого развития, конкурентной и безопасной энергетики, принятой в 2006 г. Ее цели —устойчивость, конкурентоспособность и безопасность поставок энергосырья. Ведущими направлениями энергетической политики ЕС служат достижение эффективности энергетики на основе сокращения объема потребления на 20%, роста инновационной конкурентоспособности транспорта и строительства (как основных энергопотребителей); расширение использования возобновляемых энергоисточников (разработка стратегии по биотопливу); формирование трансъевропейских энергосетей; развитие ядерной энергетики; активизация международного сотрудничества в сфере энергетики.

В сфере общей монетарной политики огромное значение имело начавшееся с 1999 г. введение единой валюты — евро сначала в безналичной, затем (в 2002 г.) в наличной форме. Однако в зону евро (еврозону), точнее в Европейскую валютную систему, входит лишь половина стран ЕС. Это связано прежде всего с тем, что многие из них пока не соответствуют содержащимся еще в Маастрихтском договоре критериям готовности национальных экономик:

  • вступлению в единую валютную зону:
  • уровень инфляции не должен превышать 1,5 процентных пункта среднего показателя трех стран, показывающих самый низкий уровень инфляции;
  • дефицит государственного бюджета не может превышать 3% ВВП страны;
  • государственный внутренний долг не должен быть выше 60% ВВП;
  • уровень процентных ставок по долгосрочным кредитам не выше 2 процентных пунктов среднего показателя трех стран, имеющих самый низкий уровень инфляции;
  • национальная валюта в течение как минимум двух лет участвует в Европейской валютной системе и придерживается установленных пределов колебаний валютных курсов (ныне +/–15%).

В сфере общей фискальной политики важное значение имеет принятый в 1996 г. Пакт стабильности и экономического роста. Его цель — сохранение бюджетного дефицита на уровне не более 3% ВВП страны и отношения внутреннего государственного долга к ВВП на уровне не выше 60%. Страна, экономика которой не соответствует этим критериям, обязана разработать программу выхода из сложившейся экономической ситуации, в случае, если ситуация не нормализуется, к стране применяют штрафные санкции.

Таким образом, эволюция интеграционных процессов в Европейском союзе (от таможенного союза к экономическому и валютному союзу и продолжающемуся формированию единого союза, расширение состава с 6 до 28 членов) служит уникальным для мировой практики примером экономической интеграции. Вместе с тем последствия последних расширений ЕС для эволюции и динамики европейской интеграции далеко не однозначны.

НАФТА и МЕРКОСУР Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

В 1994 г. к действовавшему уже пять лет американо-канадскому соглашению о свободной торговле присоединилась Мексика и в результате образовалась Североамериканская зона свободной торговли (North American Free Trade Area, NAFTA).

Основные цели этого регионального интеграционного объединения были таковы (их планировалось достичь через 10, некоторых — через 15 лет):

а) стимулирование взаимной торговли и инвестиций стран-членов на основе формирования зоны свободной торговли (уже через 10 лет между странами были гармонизированы таможенные процедуры, отменены количественные ограничения и ликвидированы таможенные пошлины, за исключением пошлин на молочную продукцию, сахар, хлопок, которые будут сняты позже);

б) разработка согласованных условий предпринимательской деятельности для компаний (для этого было ликвидировано большинство ограничений для взаимных инвестиций);

в) обеспечение справедливой конкуренции в регионе (для этого была осуществлена либерализация взаимной торговли услугами, в том числе финансовыми и банковскими, за исключением воздушного транспорта, телефонной связи и некоторых видов телекоммуникационных услуг);

г) содействие защите прав интеллектуальной собственности (политика по защите этих прав стала общей);

д) стимулирование взаимного экономического сотрудничества (был создан механизм разрешения споров).

Один из главных результатов функционирования НАФТА —достижение эффекта создания торговли. Доля взаимного экспорта возросла с 43% в 1990 г.

до 56% в 2005 г. Еще один важный результат — стимулирование движения прямых инвестиций между странами (за 10 лет объем взаимных прямых инвестиций увеличился в 2 раза). Максимальные преимущества от интеграции получают США благодаря более емкому внутреннему рынку, но немалые преимущества имеют также Канада и Мексика, конкурентоспособность продукции которых возросла.

Одновременно у НАФТА существуют большие проблемы. Одна из них — асимметричность интеграционных процессов, активно идущих между Мексикой и США, Канадой и США, тогда как между Мексикой и Канадой связи остаются на низком уровне (в 2005 г. доля Мексики в экспорте Канады составила 0,7%). Среди других проблем — субсидирование сельскохозяйственного экспорта США, что негативно сказывается на уровне конкурентоспособности аналогичной мексиканской продукции и ведет к сокращению числа занятых в сельском хозяйстве Мексики.

Одной из самых острых является проблема нелегальной миграции мексиканцев в США — хотя еще в 2000 г. президент Мексики предложил постепенно перейти к свободному перемещению лиц в НАФТА в течение 10 лет, переговоры по этой проблеме были сорваны из-за событий сентября 2001 г. в США. В 2006 г. конгресс США принял решение о строительстве зоны протяженностью 400—700 миль вдоль американо-мексиканской границы для упрощения легальной миграции между двумя странами. Однако несмотря на сохраняющиеся проблемы, все три страны положительно оценивают итоги членства в НАФТА.

Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР)

Одной из ведущих интеграционных группировок развивающихся стран и Латинской Америки является Южноамериканский общий рынок, или МЕРКОСУР (Mercado Comun de Cono del Sur — MERCOSUR). Он был создан в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем, а с 2006 г. его полноправным членом стала Венесуэла. На правах ассоциированных членов (что равнозначно участию в интеграционных процессах в рамках зоны свободной торговли) в МЕРКОСУР участвуют еще пять государств — Боливия,Колумбия, Перу, Чили, Эквадор. Наблюдателем является Мексика, находящаяся в процессе присоединения в качестве ассоциированного члена.

Стратегическая цель МЕРКОСУР — формирование общего рынка, а в качестве переходного этапа — таможенного союза.

Хотя таможенный союз был создан уже к 1995 г., до сих пор сохраняются нетарифные ограничения (например, специальный режим в торговле сахаром и автомобилями), проводятся антидемпинговые расследования, различаются правила страны происхождения товара, что негативно сказывается на принципе свободной торговли товарами и свободного транзита. Более того, с 2001 г. из-за экономического кризиса в Аргентине и девальвации национальной валюты Бразилии неоднократно вводились пошлины во взаимной торговле, что было расценено как стремление некоторых стран (Аргентины и Парагвая) перейти к зоне свободной торговли в рамках МЕРКОСУР.

Хотя стратегическая цель МЕРКОСУР — формирование общего рынка, на данный момент ограниченные успехи достигнуты лишь в отношении свободного перемещения товаров, инвестиционной либерализации и проведения общей инвестиционной политики и практически ничего не сделано для либерализации взаимной торговли услугами и свободного перемещения лиц. Таким образом, МЕРКОСУР сохраняет форму скорее таможенного союза.

В качестве перспективы развития интеграционного процесса в МЕРКОСУР и Южной Америке в целом можно считать решение о формировании Южноамериканского сообщества наций, главным инициатором которого стала Бразилия. В 2004 г. президенты 12 стран Южной Америки — Аргентины, Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Гайаны, Колумбии, Парагвая, Перу, Суринама, Уругвая, Чили и Эквадора подписали декларацию о Южноамериканском сообществе наций (South American Community of Nations, СSN). Главная цель — достижение зоны свободной торговли в Южной Америке в рамках объединения МЕРКОСУР и Андского сообщества на основе ликвидации таможенных пошлин к 2014—2019 гг. На перспективу планируется формирование к 2019 г. экономического союза по европейской модели, предусматривающего также введение общей валюты, общего парламента и единого паспорта.

3. АСЕАН, ВАС и АТЭС

Созданная в 1967 г. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (Association of South East Asian Nations, ASEAN) включает 10 стран — Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины.

Основные цели АСЕАН, определенные Бангкокской декларацией 1967 г., таковы: военно-политическая стабилизация в Юго-Восточной Азии, создание таможенного союза, содействие экономическому росту стран. В 1992 г. на саммите в Сингапуре принято решение о формировании зоны свободной торговли АФТА (ASEAN Free Trade Agreement, AFTA) в течение 15 лет, но в последующем для шести наиболее развитых стран — Сингапура, Малайзии, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Брунея — датой был назван 2000 г. Стратегическая цель АФТА — повышение конкурентоспособности стран-членов на основе устранения взаимных торговых барьеров, роста привлекательности для зарубежных инвестиций, достижения экономической эффективности в регионе. Ее основные направления включают:

  • сокращение ставок пошлин до 0—5% на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, за исключением продукции нефтехимии, автомобилестроения, металлургии;
  • введение общего эффективного преференциального тарифа (СЕПТ) для взаимной торговой либерализации;
  • гармонизацию национальных стандартов в соответствии с международными нормами;
  • ликвидацию количественных ограничений во взаимной торговле промышленными товарами;
  • введение принципа взаимного признания в отношении сертификатов качества;
  • координацию макроэкономической политики;
  • либерализацию взаимной торговли услугами.

В итоге страны АСЕАН создали зону свободной торговли для шести стран в 2000 г. и для Вьетнама в 2003 г., реализовав прежде всего главную цель — снижение пошлин до 0—5%. Три других страны (Камбоджа, Мьянма, Лаос) присоединились к АФТА в 2010 г.

Следующим этапом станет окончательная ликвидация пошлин к 2015 г. для шести стран и к 2018 г. — для остальных стран АСЕАН.

В перспективе (к 2020 г.) предусмотрена и полная либерализация сферы услуг, но на данный момент результаты либерализации торговли услугами оказались слабыми — сохраняются ограничения в отношении доли участия иностранного капитала, форм коммерческого присутствия иностранного капитала в сфере услуг, миграции физических лиц, оказывающих услуги за рубежом. Намечено завершить либерализацию взаимных инвестиций, распространить национальный режим на инвесторов из стран-участниц к 2010 г., а инвесторов из третьих государств к 2020 г.

В 2003 г. саммит АСЕАН на о. Бали принял решение о формировании к 2020 г. Сообщества АСЕАН (АSEAN Community) как экономического, политического и социального объединения, которое фактически будет общим рынком. На следующем саммите (2006 г.) было решено ускорить его формирование к 2015 г.

В рамках АСЕАН сохраняются дезинтегрирующие факторы - невысокий уровень экономической взаимозависимости (исключением являются взаимные связи между Сингапуром и Малайзией, Сингапуром и Таиландом); многочисленные исключения из схемы СЕПТ, различия в ставках таможенных пошлин; применение нетарифных ограничений во взаимной торговле; сохранение преференциальных режимов для отдельных сегментов внутреннего рынка. Тем не менее, как показала практика интеграционного сближения стран Ассоциации, есть все объективные и субъективные условия для достижения намеченной цели — формирования Сообщества АСЕАН в короткие сроки.

Восточноазиатское сообщество (ВАС)

Идея формирования общерегиональной интеграционной группировки в Восточной Азии берет начало еще в 1960-х гг. Одним из механизмов реализации идеи стало проведение с 1997 г. ежегодных саммитов АСЕАН с участием руководителей Японии, КНР и Южной Кореи. Затем было принято решение о проведении первого Восточноазиатского саммита, который состоялся в 2005 г. в Малайзии с участием глав 16 стран — десяти государств АСЕАН, Японии, Китая, Южной Кореи, а также Индии, Австралии и Новой Зеландии (в качестве наблюдателя участвовала и Россия). По его итогам было принято решение о формировании Восточноазиатского сообщества (East Asian Community) до 2020 г.

Хотя пока нет общего мнения о механизме ВАС, его участники исходят из того, что необходимо предпринять следующие шаги:

(1) ускорить формирование Сообщества АСЕАН;

(2) подписать соглашения о зонах свободной торговли между АСЕАН, с одной стороны, и Японией, Республикой Корея, Индией, с другой стороны (между АСЕАН и Китаем уже в 2003 г. было решено создать такую зону);

(3) указанные зоны свободной торговли должны включать элементы общего рынка — свободное перемещение капитала и рабочей силы;

(4) создать таможенный союз к 2020 г.

Таким образом, пока есть лишь принципиальное решение о формировании Восточноазиатского сообщества, но реальная программа достижения этой цели не разработана.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

С 1989 г. функционирует первая в Азиатско-Тихоокеанском регионе межправительственная экономическая организация — Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС (Asia Pacific Economic Cooperation, APEC). Первоначально в ее состав вошли 12 стран: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Республика Корея и наиболее развитые страны АСЕАН (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия и Бруней), а затем были приняты КНР, Гонконг, Тайвань, Вьетнам, Папуа-Новая Гвинея, Мексика, Чили, Перу и Россия. В настоящее время в АТЭС состоит 21 страна и территория.

Организацию часто называют Форумом АТЭС, так как она имеет лишь консультативный статус. Цели деятельности Форума определены в Сеульской декларации (1991 г.):

  • содействие экономическому росту стран;
  • укрепление многосторонней системы торговли с учетом высокой экономической взаимозависимости стран-участниц;
  • проведение торговой и инвестиционной либерализации.

В 1996 г. участники АТЭС договорились о создании зоны свободной торговли к 2010—2020 гг. на основе сокращения средневзвешенных ставок пошлин до 0—5% и ликвидации нетарифных барьеров, а также о введении национального режима в инвестиционной сфере. Однако формирование такой зоны представляется проблематичным как с точки зрения объективных дезинтегрирующих факторов (главный из которых — огромная дифференциация в уровнях экономического развития), так и с точки зрения позиции США и Японии, заявивших о готовности проводить либерализацию лишь на основе принципа взаимных торговых уступок. В результате США и Япония отказались проводить либерализацию и в рамках АТЭС и сосредоточились на подписании других интеграционных проектов – ВАС (Япония) и ФТАА (США). Однако на очередном саммите АТЭС (2006 г.) интерес к реализации программы формирования зоны свободной торговли вновь возрос благодаря активизации американской позиции из-за озабоченности США в отношении создания Восточноазиатского сообщества без их участия.

4. СНГ и другие интеграционные объединения на постсоветском пространстве. Интеграционные тенденции в рамках СНГ

Распад СССР как единого государствам привел к образованию Содружества Независимых Государств (СНГ), в которые входят все бывшие советские республики кроме прибалтийских. В Алма-Атинской декларации, подписанной в декабре 1991 г., основной акцент сделан на развитие экономического сотрудничества в целях создания общего экономического пространства. В сентябре 1993 г. страны СНГ подписали еще один важный документ – Договор о создании экономического союза, предусматривающий его поэтапное формирование (на первом этапе – зона свободной торговли, на втором этапе – таможенный союз, на третьем этапе – общий рынок, а на четвертом – валютный союз на основе общей денежно-кредитной и валютно-финансовой политики, согласования налоговой политики).

Для его реализации страны СНГ в апреле 1994 г. подписали Соглашение о создании зоны свободной торговли, которое стало правовой базой действующего с самого начала существования СНГ беспошлинного режима во взаимной торговле (на многосторонней основе зона свободной торговли была оформлена лишь спустя 9 лет). В 2003 г. было подписано Соглашение о едином экономическом пространстве в целях консолидации взаимных экономических связях и сокращения их издержек в рамках свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, лиц.

Однако доля взаимного экспорта в совокупном экспорте стран СНГ продолжает снижаться – с 28 до 18% за 1995-2005 гг., хотя для отдельных стран взаимная торговля в СНГ имеет приоритетное значение, в частности, доля СНГ в экспорте Киргизии составляла 48 %, Туркмении – 46%, Белоруссии – 44%, Молдавии и Грузии - 40%, Украины – 33% (в экспорте России – 14%).

Практика показывает, что подавляющее большинство (90%) подписанных соглашений в рамках СНГ не выполняются, в том числе и важный договор 1993 г. Сохраняющиеся сложности объективного и субъективного характера привели к разработке концепции многоуровневой и разноскоростной интеграции, ставшей теоретической основой интеграционных тенденций в СНГ и суть которой в том, что необходимо формировать более узкие по составу участников интеграционные объединения, в рамках которых меньше влияние дезинтегрирующих факторов и проще достичь поставленных целей.

На постсоветском пространстве созданы следующие интеграционные экономические объединения - Союзное государство России и Белоруссии, ЕврАзЭС, ГУАМ, Центрально-Азиатское сообщество.

Источник: Мальганова И.Г. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Казань, 2014.