Реферат "Воспитание ребенка в многонациональном государстве"


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Многонациональное общество и проблемы воспитания ребенка

  2. Задачи педагогов в многонациональном государстве

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Принципы организации воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.

Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но и подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них — например, принципов гуманизма, уважения • к личности — может быть привлечен даже к судебному преследованию.

Комплексность. Принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса; используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных или таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения воспитательного процесса.

Вместе с тем принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

— общественная направленность воспитания;

— связь воспитания с жизнью, трудом;

— опора на положительное в воспитании;

— единство воспитательных воздействий.

В систему нередко включают также принципы гуманизации, личностный (индивидуальный) подход, национальный характер воспитания и другие положения. Следует заметить, что гуманизация воспитания, личностно сориентированный подход рассматриваются большинством педагогов как общие условия эффективного современного воспитания. А на принцип национального воспитания в таком многонациональном государстве, как Россия, существуют противоречивые взгляды.

1. Многонациональное общество и проблемы воспитания ребенка

В сложившейся ситуации полиэтничности России, признавая вклад каждого народа в развитие страны и основываясь на том, что защита достоинства и прав каждого этноса является основным принципом и гарантом политической стабильности России, школьная образовательная политика должна быть направлена на сохранение и развитие всего богатства и многообразия культур. "Через национальную культуру - к общечеловеческим ценностям, к содружеству всех народов Российского государства - такова должна быть основная идея образования в России".

С этой целью в России создаются, так называемые, национальные школы. О важности осмысления основной идеи, которых пишет К.Д.Ушинский: "Ясно, что основная идея народного образования есть, прежде всего, идея психологическая: Если бы мы взяли на себя труд извлечь ту основную идею, на которой покоится народное воспитание в той или иной стране Западной Европы, то пришли бы, может быть, к неожиданным для нас заключениям: мы убедились бы, что воспитательные идеи каждого народа проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву:".

По мнению В.Д.Шадрикова, "национальная школа должна отличаться "не национальной аранжировкой" общечеловеческих ценностей, а национальной культурой, дополненной и обогащенной сведениями о культуре других народов: Ребенок, что очень важно, должен жить родной культурой и в родной культуре, а другие культуры он должен знать. Жить и знать - вот в чем глубинные различия в организации педагогического процесса по отношению к родным культурам".

Известный русский философ Николай Бердяев в книге "Судьба России" очень точно выражает соотношение общечеловеческого и этнического в культуре. "Культура никогда не была и никогда не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т.е. национальная, индивидуально-народная и лишь в таком своем качестве восходящая до общечеловечности.<:> Благородство всякой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ народов, почитание могил и памятников, связь сынов и отцов <:>. Творческое утверждение национальности и есть утверждение человечества. Национальность и человечество одно".

Л.С.Выготского пишет, что в развитии поведения ребенка надо различать две сплетенные линии. Одна - естественное "созревание". Другая - культурное совершенствование, овладение культурными способами поведения и мышления. В этой связи наряду с процессом социализации, понимаемой Л.И.Новиковым и А.В.Мудриком как "развитие и самореализации человека на протяжении всей его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества", интерес для нас представляет и процесс инкультурации индивида, т.е. становление личности во взаимодействии с культурой данного социума. В трактовках процесса инкультурации существенно значим для философии образования акцент на формирование индивидуальной культуры как личностной системы качеств ума, характера, воображения, мотивации, самосознания, способов деятельности и других личностных образований индивида; понимание того, что в индивидуальной культуре личности заключены все возможности человека как субъекта жизнедеятельности.

В трактовках понятия "социализация" рассматривается и процесс трансляции и распространения культуры, передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Понятие "инкультурация" оттеняет личностное начало этого процесса, его субъектность, такая акцентировка - следствие обращенности современной научной мысли к человеку, его культуре, его духовной жизни. По сути, социализация и инкультурация есть отражение в гуманитарном знании граней целостного единого процесса становления челове-ка, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, раз-вертывается как "вхождение" в социум и культуру.
В данном контексте процесс инкультурации состоит из двух этапов.

Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры. Вторичная стадия инкультурации связана с формированием у взрослого человека ряда важных качеств:

- достижение необходимой степени физической зрелости организма, как правило, несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизводству потомства;
- овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда;
- овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными навыками культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);
- принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе, что дает возможность принимать на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. Иными словами индивид может принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой. Он получает доступ к дискуссии и к творчеству.

В этот период основное внимание уделяется профессиональной подготовке. Поэтому процесс инкультурации будет совпадать по времени с процессом становления индивида как специалиста и оттого, какие знания, умения, ценности усвоит будущий педагог в вузе будут впоследствии зависеть не только его профессиональные действия, но и его жизненный выбор.

Передача культурного опыта с точки зрения окружения специалиста происходит на трех уровнях:

- вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передается от родителей к детям;

- горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиций идет в общении со сверстниками;

- непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как на практике, так и в специализированных институтах инкультурации (школах и вузах).

В процессе инкультурации огромное бремя ответственности ложится также на плечи учителей и педагогов, которые в силу своей профессиональной деятельности должны быть основными проводниками молодого поколения к истокам культуры как отечественной, так и мировой. Именно педагогам выпала честь развития исторического, этнического сознаний у детей и будущих специалистов, ценителей прекрасного и знатоков культуры. Без этих познаний, без сформированного этнического самосознания у самих педагогов, нельзя говорить об адекватной оценке наследия прошлого и потенциала настоящего.

2. Задачи педагогов в многонациональном государстве

Процесс становления педагога XXI века должен учитывать все аспекты многонационального государства, в связи, с чем возрастает необходимость формирования этнокультурной компетентности и развития этнокультурной терпимости как обязательных условий полноценной подготовки специалиста для поликультурной школы.

В решении этой задачи огромное значение имеют гуманитарные предметы. Человек должен нести в себе национальную культуру, должен чувствовать себя частицей своего народа. Но нельзя чувствовать себя носителем национальной культуры, не усвоив истории происхождения своего народа. Историко-этнографические знания позволяют глубже понимать истоки науки, ее культуру. Большая роль при этом принадлежит и русскому языку, который выступает объединяющим началом представителей различных национальностей, и тем самым создаются условия для приобщения к национальной, конкретно русской и общечеловеческой культуре.

Противопоставление национальной культуры общечеловеческой культуре не только неправомерно, но и опасно, так как при приоритетности какой-то одной культуры гармоничное развитие становится односторонним. Стремление сформировать воспитательный процесс на каком-либо одном национальном материале подрывает саму сущность полноценного воспитания, так необходимого для реализации общечеловеческих свойств и качеств.

Таким образом, можно утверждать, что формирование мотивации к изучению этнических особенностей культуры, развитие этнокультурной терпимости педагога является не только критерием уровня его гуманитарной подготовки, но и обязательным компонентом педагогической культуры специалиста в целом.

М.С.Каган пишет: "Проблема формирования убеждений - нравственных, политических, религиозных, эстетических - принадлежит аксиологии, а не гносеологии, и находится в сфере компетенции воспитания личности, а не ее образования. : выживание человечества зависит не от уровня его образованности и технологии применения добываемых знаний, а от тех ценностных установок, которые определяют направление практического применения знаний - то есть от характера складывающегося типа культуры. культуры. " .

Заключение

Таким образом, в университете, педагогических колледжах и лицеях сегодня необходимо говорить даже не о совершенствовании "механизма образования", а о создании полноценного "института культуры", способного формировать не только образованных, но полноценно культурных людей.
Именно высшая школа способна продолжить начатое в средней школе и семье воспитание личности будущего специалиста, затрагивая в процессе преподавания всех наук тончайшие струны человеческой души, разъясняя опасность для судеб человечества всего того, что разъединяет людей - национальная вражда, социально-классовые конфликты, конфессиональная отчужденность, противостояние поколений, убеждая в преимуществах диалогического способа разрешения противоречий в социальных отношениях и культуре. У человека возможно сформировать умения, навыки, но лишь эмоциональные установки людей будут определять их веру, вкус, интересы. Разумеется, достижение такой цели - непростая задача, она требует тщательной методической проработки и соответствующей подготовки преподавателей всех уровней, но начинать приходиться с осознания и философского обоснования этой цели.

Список используемой литературы

  1. Бердяев Н.А. Судьба России - М., 1990.- С.65.
  2. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996.- С.86.
  3. Тайчинов М.Г.Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном государстве // Педагогика.- 1999.-№2.- С.25-35.
  4. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И.Пирогова // Пед. соч.: В 6 т.- Т.2.- М., 1988.- С. 117.
  5. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика.- М., 1993.- C. 112.