Реферат по ГМУ
"Научно-техническая политика регионов"



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения
  2. Муниципальные выборы
  3. Собрания (сходы) граждан

Заключение

Библиографический список

Введение

В основу системы организационных форм местного самоуправления положено традиционное для государственно - правовой науки деление на формы демократии:

  • Непосредственная или прямая демократия, когда сам гражданин принимает участие в решении того или иного вопроса;
  • Представительная демократия, в ее основе лежит передача населением части принадлежащей ему власти избираемым или коллегиальным органам или должностным лицам, осуществляющим свои полномочия от имени населения на постоянной основе.

К формам непосредственной демократии на местном уровне можно отнести:

  • местные референдумы;
  • муниципальные выборы;
  • голосования по отзыву депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований;
  • собрания (сходы) граждан в малых муниципальных образованиях
  • народную правотворческую инициативу.

А к формам представительной демократии - саму деятельность этих выборных органов. Территориальное общественное самоуправление нельзя отнести к формам непосредственной демократии, а следует считать специфичной формой осуществления местного самоуправления.

1. Местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения

Местный референдум является составной частью организационной основы местного самоуправления. Конституция Российской Федерации ставит местный референдум на первое место среди всех остальных форм осуществления местного самоуправления. Тем са­мым он является высшей формой народовластия на муниципальном уровне.

Впервые в нашей с гране термин «местный референдум», как элемент системы местного самоуправления, получил законодательное закрепления в ст. 2 Закона СССР «Об общих на­чалах местного самоуправления местного хозяйства СССР». Затем он нашел закрепле­ние в ст. 2 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации»[1].

Понятие «референдум» (от лат. referen­dum - то, что должно быть сообщено) - прямое волеизъявление граждан, осу­ществляемое путем голосования по различным важнейшим вопросам общественной жизни. Референдумы по масштабу бывают всенарод­ные, охватывающие территорию всей страны, и локальные, имеющие распространение на определенную часть территории.

Воля всего народа находит свое выражение при решении важнейших вопросов общественной жизни на всенародных референдумах. Гражда­не, проживающие на территории муниципального образования, выража­ют свою волю посредством местного референдума. Следует заметить, что разным является объем полномочий референдумов. Так, на всенародном референдуме в 1993 году многонациональный народ России принял Конституцию страны. Эту задачу вправе решать только народ всей стра­ны. Что же касается местных референдумов, то они имеют локальный характер и ограничены решением задач местного значения.

В законодательстве используются различные определения понятия «местный референдум».

Конституция РФ определяет местный референдум в качестве прямого волеизъявления граждан, с помощью которого могут быть решены вопросы местного значения.

В ФЗ №131 2003 г. в ст.2 «Основные термины и понятия» не приводится определение местного референдума, а в ст.22 этого же закона, посвященной местному референдуму, говорится, что в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.

В муниципальных образованиях регулирование местного референдума происходит Уставами муниципальных образований, специальными актами, регулирующими процедуру подготовки и проведения референдума муниципального образования.

Учитывая законодательства всех уровней можно дать следующее определение местного референдума:

Местный референдум - это осуществляемое в пределах муниципаль­ного образования, посредством голосования, прямое волеизъявление граждан, проживающих в границах муниципального образования, по ре­шению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции мест­ного самоуправления, которое проводится в соответствии с Конституци­ей РФ, федеральными законами, законами субъек­тов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.[2]

Порядок назначения и проведения по его результатом принятия и изменений решений по его результатам устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, которые в свою очередь, должны соответствовать Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации» от 12.06.2002 года №67-ФЗ (далее ФЗ №67 2002 г.), устанавливающему правовую основу всех референдумов в России.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какого – либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Таким образом, местный референдум является способом непосредственного решения населением наиболее важных для местного самоуправления вопросов.

На местный референдум, как правило, выносятся вопросы, являющиеся принципиально важными для организации жизни местного сообщества (например о структуре органов местного самоуправления) либо по закону требуют выяснения воли жителей (например изменения границ данного муниципального образования).

В соответствии с п.8 ст.12 ФЗ №67 2002 г. на местный референдум не могут выноситься вопросы о:

  • досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо отсрочке указанных выборов;
  • формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе данных органов;
  • избрании, утверждении, назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождения от должности депутатов и должностных лиц;
  • принятии или изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обстоятельств муниципального образования;
  • принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить законодательству, ограничивать или отменять общепринятые права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. Вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы исключилась возможность их множественного толкования.

Немаловажным является вопрос о видах местного референдума. Он позволяет не только уточнить юридическое значение и механизм реализации решений, принимаемых на местном референдуме, но и раскрывает различные возможности населения муниципальных образований в организации и проведении референдумов.

  1. В зависимости от способа назначения местного референдума необходимо различать референдум, назначенный представительным органом местного самоуправления, и референдум, назначаемый главой местного самоуправления, а также по инициативе выдвинутой гражданами, имеющими право на участие в местном референдуме, и избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные Федеральным Законом. .
  2. По основаниям, положенным в основу проведения референдума, можно выделить обязательный и факультативный. Обязательный местный референдум имеет место в тех случаях, когда законодательство для решения определенного в прямой форме требует назначения референдума, а иная форма выявления мнения населения не допускается. Факультативный референдум может проводиться по всем вопросам местного значения, за исключением тех, которые не могут быть предметом референдума.
  3. С точки зрения характера и юридической значимости решений, принимаемых на местном референдума, он может быть императивным и консультативным. Императивный референдум означает непосредственное решение населением вопросов местного значения, которое является обязательным для исполнения всеми государственными и муниципальными организациями и должностными лицами, негосударственными структурами и гражданами. Консультативный референдум проводится для выявления мнения населения по определенному поводу, имеющему местное значение. Результаты голосования в этом случае имеют рекомендательное значение и могут учитываться в решениях, принимаемых органами местного самоуправления.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: местный референдум – высшая форма народовластия в муниципальном образовании. Это достаточно сложная и дорогостоящая процедура. Поэтому есть смысл проводить референдумы по наиболее важным для населения вопросам, по которым имеются разные точки зрения.

2. Муниципальные выборы

Наиболее распространенной формой народного волеизъявления являются выборы. Их значение определяется, прежде всего, тем, что посредством выборов образуются представительные органы, через которые населением в первую очередь осуществляется местное самоуправление, а также получают свои полномочия главы мест­ной администрации — еще одна важная форма осуществления на­селением местного самоуправления.

Согласно действующему законодательству, выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории соответствующих муниципальных образований, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании.

Право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного, самоуп­равления принадлежит каждому гражданину Российской Федера­ции, постоянно проживающему на территории соответствующего муниципального образования и достигшему на день выборов 18 лет.

Депутатом представительного органа местного самоуправле­ния, выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории соответствующе­го муниципального образования.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией РФ. Установление федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражда­нина Российской Федерации на территории муниципального обра­зования в качестве основания для приобретения пассивного изби­рательного права не допускается.

Не имеют права избирать и быть избранными депутатами пред­ставительных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления граждане, при­знанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Депутаты представительных органов местного самоуправления избираются по одномандатным избирательным округам, одному или нескольким много мандатным избирательным округам, обра­зуемым на территории муниципального образования на основе единой нормы представительства.

Избрание выборных должностных лиц местного самоуправле­ния проводится по единому округу, границы которого совпадают с границами муниципального образования.

Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям. Кандидаты могут быть также выдвинуты в порядке самовыдвижения.

Избирательное объединение — общественное объединение, а также его региональные и местные отделения, которые в соответ­ствии с законодательством имеют право выдвигать кандидатов.

Два или более избирательных объединений для совместного участия в выборах могут добровольно объединяться в избиратель­ные блоки. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. Общественные объединения не могут входить в со­став более чем одного избирательного блока.

Для подготовки и проведения выборов депутатов представи­тельных органов местного самоуправления и выборных должност­ных лиц местного самоуправления в зависимости от численности населения муниципального образования могут создаваться сле­дующие избирательные комиссии: а) избирательные комиссии муниципального образования; б) окружные избирательные комиссии; в) территориальные избирательные комиссии; г) участковые избирательные комиссии.

Создание избирательной комиссии муниципального образова­ния является обязательным.

 Период выдвижения кандидатов при выборах в органы местно­го самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципаль­ных образований должен составлять не менее 20 дней. Для реги­страции кандидата в депутаты или на должность выборного долж­ностного лица местного самоуправления необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей соответст­вующего избирательного округа, составляющие в сумме не более двух процентов от числа избирателей округа.

В муниципальных образованиях с числом зарегистрированных в соответствии с действующим законодательством избирателей менее 10 тысяч человек сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов может не производиться, если законом субъекта Феде­рации не предусмотрен иной порядок выдвижения кандидата.

Подписные листы в поддержку кандидата для его регистрации представляются в соответствующую избирательную комиссию не позднее 30 дней до дня выборов.

Предвыборная агитация проводится со дня регистрации канди­дата и прекращается за сутки до дня голосования (с нуля часов дня, предшествующего дню выборов).

Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов по мест­ному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная ко­миссия может прекратить голосование ранее 22 часов.

Избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равенстве голосов избранным признается кандидат, зареги­стрированный раньше.

Выборы признаются недействительными, если нарушения, до­пущенные при их проведении, не позволяют с достоверностью ус­тановить волеизъявление избирателей; если выборы были призна­ны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков, а также по решению суда.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено дейст­вующим законодательством, либо если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, а также если ни один список кандидатов не получил число голосов, необходимое в соответствии с законодательством для того чтобы принять участие в распределении мандатов.

Если выборы были признаны несостоявшимися или недействи­тельными, назначаются повторные выборы, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выбо­ров или не позднее чем через три месяца со дня признания выборов недействительными.

3. Собрания (сходы) граждан

по Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 24.09.2003:

Сход граждан – это форма прямого волеизъявления для решения вопросов местного значения, проводимая в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом не более 100 человек.

Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, т. к. в маленьких поселениях нет смысла создавать его.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей численностью не менее 10 человек.

Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава местной администрации или иное лицо, избранное сходом.

Решение схода считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые сходом подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) и исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Сход граждан решает следующие вопросы:

  • формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета,
  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения,
  • владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения,
  • организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом,
  • содержание и строительство транспортно-инженерных сооружений в пределах границ поселения,
  • организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, обеспечение нуждающихся жилыми помещениями,
  • транспортное обслуживание населения,
  • участие в предупреждении и ликвидации ЧС, обеспечение мер пожарной безопасности,
  • обеспечение жителей услугами связи, общественного питания, торгового и бытового обслуживания, библиотечное обслуживание,

и другие вопросы организации отдыха, развлечений, работы, образования, культуры и безопасного проживания на территории поселения[3].

Помимо вопросов местного значения поселения сход определяет структуру органов местного самоуправления, осуществляет полномочия представительного органа, а именно:

  • принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений,
  • утверждение местного бюджета, отчета о его исполнении,
  • принятие планов и программ развития муниципального образования

и др.

Таким образом сход граждан обладает довольно обширными полномочиями на территории поселения, практически все значимые вопросы должны проходить через него. На мой взгляд, сход граждан – яркий пример непосредственного участия населения в решении важных вопросов.

Собрание граждан – форма участия в осуществлении местного самоуправления, используемая для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление – это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Таким образом, собрание можно разделить на собрание для информирования населения и собрание на части его территории – для осуществления территориального общественного самоуправления. Первое носит осведомительный и совещательный характер, а второе является средством осуществления еще одной формы непосредственного участия населения в решении значимых вопросов – территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом.

Собрание, проводимое по инициативе представительного органа или главы муниципального образования, назначается представительным органом или главой муниципального образования соответственно.

Если собрание граждан проводится по инициативе населения, то оно назначается в порядке, установленном уставом.

Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами.

Обращения, принятые собранием подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в них вопросов, с направлением письменного ответа.

Порядок проведения собрания граждан и его полномочия определяются Федеральным Законом, уставом муниципального образования и нормативными актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги собрания подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Заключение

Из всего выше сказанного следует: высшей формой народовластия на муниципальном уровне является местный референдум, который проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

 Местный референдум – это важный и сложный вопрос местного значения. В результате принятия нового Законодательства произошли существенные изменения в главе, касающейся местного референдума. Количество положений о референдуме в статье увеличилось, появились новые, ранее не существовавшие и все они описаны гораздо подробнее. 

Местный референдум целесообразно проводить по наиболее важным вопросам местного значения или по вопросам, решение которых очень важно и органы местного самоуправления не хотят принимать его без поддержки жителей, так как это сложная процедура. Надо оборудовать избирательные участки, сформировать избирательную комиссию и т.д.

Процесс становления местного самоуправления должен быть неизбежен в рамках формирования правового государства и гражданского общества в России, а поэтому необходим поиск путей, юридических и организационных форм и оп­ределенных кадровых решений для того, чтобы процесс местного самоуправления развивался нормально и в законных рамках упрочил систему демократической власти, как на уровне Федерации, так и в ее субъектах. В целом, изучив подробно материал по вопросу местного самоуправления, я могу сказать, что в целом местное самоуправление в нашей стране развивается положительно, и перспективы его дальнейшего развития можно также оценить позитивно.

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.
  2. Европейская Хартия о местном самоуправлении. 1985 г.
  3. Федеральный Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, 2003 г., № 131-ФЗ.
  4. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации» от 12.06.2002 г., №67-ФЗ.
  5. Федеральный Конституционный Закон «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 г., №5-ФКЗ.
  6. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие. / Р.В. Бабун. - СПб.: Питер, 2005. – 192 с.
  7. Бабун Р.В. Самая близкая к народу власть: местное самоуправление для всех: пособие для населения и общественных организаций / Р.В. Бабун, Н.В. Мальковец; АСДГ. – Новосибирск: НГАЗиУ, 2006. – 120 с.
  8. Постовой Н.В. Муниципальное право России: Учебник. / Постовой Н.В. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2007. – 352 с.
  9. Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. и др. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.С. Бондаря. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2003. – 559 с.
  • Никитин А.М. Муниципальное право: Учебник для вузов / Под ред. А.М. Никитина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, закон и право, 2006. – 439 с.
  • Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. – 2-е изд.. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 552 с.
  • Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления: учебно – методическое пособие / Е.С. Шугрина. – Новосибирск, 2007. –111 с.

[1] Постовой Н.В. Муниципальное право России: Учебник. / Постовой Н.В. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Юриспуденция, 2007. – с. 178.

[2] Постовой Н.В. Муниципальное право России: Учебник. / Постовой Н.В. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Юриспуденция, 2007. – с. 178.

[3] См. ФЗ РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 24.09.2003 (в ред. 29.12.2004).