Налогообложение малого бизнеса: ЕНВД и УСН


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. УСН как один из специальных видов налогообложения малого бизнеса
  1. ЕНВД как один из специальных режимов налогообложения в России

Заключение

Библиографический список

Введение

Законодательством большинства развитых стран малый бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. Специфика малого бизнеса (социальная значимость, массовость) определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора.

В основе экономической политики большинства развитых стран лежит постулат о необходимости создания в равной степени благоприятной макроэкономической среды для предприятий любого размерного уклада. Несмотря на это в области налогообложения малые и средние предприятия фактически выделены в отдельную группу. Такой подход объясняется как соображениями экономической справедливости — необходимость компенсации объективно меньших возможностей самофинансирования данной категории предприятий, — так и административными соображениями.

Важным аспектом налогообложения малого бизнеса является критерий признания предприятия малым. Обычно выделяют два вида таких критериев — количественные и качественные.

Цель данной работы – выяснить специальные налоговые режимы и их значение в развитии малого бизнеса.

1. УСН как один из специальных видов налогообложения малого бизнеса



Что Вы посещаете?

С 1 января 2003 года применение упрощенной системы налогообложения (далее УСН) регулируется главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к общей системе (общему режиму) налогообложения осуществляется юридическими лицами (организациями) и физическими лицами (индивидуальными предпринимателями) добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

Применять упрощенную систему налогообложения могут лица, соответствующие понятиям «организация» и «индивидуальный предприниматель», определенным в пункте 2 статьи 11 НК РФ, и отвечающие критериям, установленным пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ.

Не уплачивают налоги организации:
- налог на прибыль организаций;

- налога на добавочную стоимость;
- налог на имущество организаций;
- единый социальный налог.

Не уплачивают налоги индивидуальные предприниматели:
- налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);
- налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
- единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц.

Кроме того, как организации, так и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

С 1 января 2003 года согласно пункту 3 статьи 346.11 НК РФ перечень налогов, уплата которых заменяется для индивидуальных предпринимателей уплатой единого налога, как и для организаций, является закрытым, а иные налоги уплачиваются ими в соответствии с общим режимом налогообложения.

Возможность не платить «лишние» налоги при переходе на упрощенную систему налогообложения в ряде случаев приводит к тому, что налогоплательщики лишаются и ряда льгот.

Помимо единого налога организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в порядке предусмотренном Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа в размере, утвержденном Правительством РФ.

В настоящий момент размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Организации и индивидуальные предприниматели переходят на упрощенную систему налогообложения или возвращаются к общей системе налогообложения на добровольной основе.

В главе 26.2 НК РФ добровольный порядок перехода на упрощенную систему ограничен рядом обязательных условий, при несоблюдении которых организации и индивидуальные предприниматели не в праве применять упрощенную систему налогообложения, и, соответственно, не признаются плательщиками единого налога.

Не имеют право применять упрощенную систему налогообложения:

1.Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

2.Банки.

3.Страховщики.

4.Инвестиционные фонды.

5.Профессиональные участники рынка ценных бумаг.

6.Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом.

7.Негосударственные пенсионные фонды.

8.Ломбарды.

9.Нотариусы, занимающиеся частной практикой.

10.Организации, имеющие филиалы (или) представительства.

11.Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

12.Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ.

13.Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ.

Право перехода на упрощённую систему налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций. Организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.

Налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход хотя бы по одному виду предпринимательской деятельности, не вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

Организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).

В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ право на применение упрощенной системы налогообложения не предоставляется организациям, у которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.

В случае если совокупная доля участия федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в организациях составляют более 25 процентов, то такие организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не имеют права применять упрощенную систему налогообложения организации и предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.

Под средней численностью работников за налоговый (отчетный) период следует понимать среднюю численность работников, определяемую налогоплательщиком по состоянию на 1 октября года, в котором им подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Следует учитывать, что средняя численность работников организации за какой-либо период (месяц, квартал, с начала года, год) включает:
- среднесписочную численность работников;
- среднюю численность внешних совместителей;
- среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Упрощенную систему налогообложения не вправе применять организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

Переход налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения осуществляется в заявительном порядке, о чем неоднократно указывал в своих письмах Минфин России и разъяснено в пункте 12 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 НК РФ. Организации подают заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (далее - Заявление) в налоговый орган по месту своего нахождения, а индивидуальные предприниматели - по месту жительства. Заявление подается в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения. При этом организации в Заявлении сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ), средней численности работников, стоимости основных средств и нематериальных активов, участии в соглашениях о разделе продукции и соблюдении других условий, предусмотренных статьей 346.12 Налогового кодекса.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае упрощенная система налогообложения применяется в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения также может быть признан один их двух возможных, а именно:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляет сам налогоплательщик. При этом выбранный объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Единый налог на совокупный доход уплачивается по ставке 15 процентов.

Предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения и избравшие в качестве объекта налогообложения доход, уплачивают налог по ставке 6 процентов. [4, C.237]

Итак, Упрощенная система налогообложения позволяет малым предприятиям и предпринимателям уплачивать меньший налог, обеспечивая, тем самым, развитие малого предпринимательства.

2. ЕНВД как один из специальных режимов налогообложения в России

Что Вы посещаете?

Еще одной системой налогообложения доходов малого бизнеса является система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Этот специальный налоговый режим регламентирован главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) в соответствии с пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (с 1 января 2006 года). Такие изменения внесены Федеральным законом №101-ФЗ, до 2006 года - ЕНВД вводился законами субъектов Российской Федерации.

Местные власти сами определяют виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД, и значения корректирующего коэффициента К2.

В Письме Минфина Российской Федерации от 8 октября 2004 года №03-06-05-04/31 указано, что в случае введения специального налогового режима в виде ЕНВД для отдельных видов предпринимательской деятельности на территории субъекта Российской Федерации переход на указанную систему налогообложения является обязательным для всех налогоплательщиков данного региона, осуществляющих эти виды предпринимательской деятельности.

Согласно статье 346.28 НК РФ налогоплательщиками единого налога на вмененный доход являются, в частности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Согласно разъяснениям Минфина Российской Федерации, изложенным в Письме от 16 февраля 2006 года №03-11-02/41, если налогоплательщик осуществляет вид деятельности, подпадающий под ЕНВД, в одном городском округе, но на территории нескольких налоговых органов, встать на налоговый учет достаточно в одном из них.

Кроме того, если индивидуальный предприниматель поставлен на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности, то контрольно-кассовая техника, применяемая им, подлежит регистрации в указанном налоговом органе. Так как, согласно пункту 1 статьи 4 Закона №54-ФЗ, контрольно-кассовая техника, применяемая индивидуальным предпринимателем, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту его учета в качестве налогоплательщика. Об этом сказано в Письме Минфина Российской Федерации от 17 ноября 2004 года №03-06-05-05/23.

Предприниматель, не вставший на учет в налоговых органах в пятидневный срок с начала осуществления деятельности, то есть нарушивший срок постановки на налоговый учет по этому основанию, может быть привлечен к ответственности на основании статьи 117 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи ведение индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на налоговый учет влечет за собой взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тысяч рублей. В случае если предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность без постановки на налоговый учет более трех месяцев, с него взыскивается штраф в размере 20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

Согласно пунктам 2 статей 61.1., 61.2. БК РФ налоговые доходы от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90 процентов, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов. Оставшиеся доходы от ЕНВД для отдельных видов деятельности подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов по следующим нормативам:

в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по нормативу 0,5 процента;

в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - по нормативу 4,5 процента;

в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - по нормативу 5 процентов (пункт 1.1. статьи 146 БК РФ).

Виды предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению единым налогом на вмененный доход

Система налогообложения в виде ЕНВД согласно пункту 2 статьи 346.26 НК РФ применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

«1) оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению»;

Федеральный закон от 18 июня 2005 года №63-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон №63-ФЗ) внес изменения в подпункт 1 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, согласно которым с 1 января 2006 года систему налогообложения в виде ЕНВД можно применять при оказании бытовых услуг, «их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению».

Согласно ОКУН, группа «Бытовые услуги» имеет код «01». Эта группа делится на подгруппы. Далее подгруппы делятся на виды деятельности по целевому, функциональному назначению. Так, в соответствии с ОКУН к бытовым услугам относятся, в частности, следующие подгруппы:

- ремонт, окраска и пошив обуви;

- ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;

- ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий;

- изготовление и ремонт мебели;

- химическая чистка и крашение, услуги прачечных;

- ремонт и строительство жилья и других построек;

- услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий, транспортно-экспедиторские услуги;

- услуги бань и душевых, парикмахерских. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги.

Например, предпринимательская деятельность, связанная с осуществлением отделочных, ремонтных работ (в том числе укрупненных работ, работ по переносу и демонтажу некапитальных стен квартир, изготовлению отверстий под сантехразводку) по договорам с физическими лицами, соответствует установленному статьей 346.27 НК РФ понятию бытовых услуг и, соответственно, подлежит налогообложению ЕНВД. Об этом сообщается в Письме Минфина Российской Федерации от 11 августа 2006 года №03-11-04/3/367.

В Письме Минфина РФ от 15 августа 2005 года №03-11-05/33 «Единый налог на вмененный доход при оказании бытовых услуг» сообщается, что согласно ОКУН, к бытовым услугам относятся, в частности, услуги по ремонту и замене оконных рам (код 016108). Поэтому предпринимательская деятельность по установке пластиковых окон может быть переведена на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности. Однако, изготовление оконных рам к бытовым услугам не относится. В связи с этим предпринимательская деятельность по изготовлению пластиковых окон должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или в рамках упрощенной системы налогообложения.

О том, что услуги по замене оконных рам на пластиковые рамы могут быть отнесены к бытовым услугам, оказываемым физическим лицам, и подпадают под действие главы 26.3 НК РФ сообщается и в более позднем Письме Минфина Российской Федерации (Письмо Минфина Российской Федерации от 11 июля 2006 года №03-11-04/3/341).

А вот услуги по обучению населения работе с компьютерами нельзя отнести к бытовым услугам для целей ЕНВД, поскольку в соответствии с ОКУН указанные услуги относятся к услугам в сфере образования (код 115300). Такие разъяснения Минфина РФ приведены в Письме Минфина РФ от 1 июня 2005 года №03-06-05-04/150.

На систему налогообложения в виде ЕНВД переводится и осуществляемая предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по установке и сборке материалов и оборудования для бассейнов, а также предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по ремонту бассейнов, но при условии, что данные услуги оказываются только физическим лицам (Письмо Минфина Российской Федерации от 17 мая 2006 года №03-11-04/3/263).

При этом, по мнению Минфина, если договор бытового подряда заключают два индивидуальных предпринимателя, то подрядчик не платит ЕНВД. В этом случае нельзя сказать, что услуги оказываются физическому лицу (населению). Поэтому, согласно разъяснениям Минфина, если один частник оказывает другому бытовые услуги, то исполнитель должен платить налоги в общеустановленном порядке. Такая позиция изложена в Письме Минфина РФ от 1 декабря 2005 года №03-11-05/110.

Оказываемые услуги по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию климатического оборудования, по мнению чиновников финансового ведомства, соответствуют установленному статьей 346.27 НК РФ понятию бытовых услуг и, следовательно, подлежат налогообложению ЕНВД. А вот услуги по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств охраны могут быть отнесены к группе «Прочие услуги населению» по коду ОКУН 808000 «Услуги по установке охранной сигнализации» и, соответственно, не подпадают под действие главы 26.3 НК РФ (Письмо Минфина Российской Федерации от 12 января 2006 года №03-11-04/3/192).

Разъяснений финансового ведомства можно привести очень много по вопросу обоснованности применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении оказания бытовых услуг. Налогоплательщики, прежде всего, должны, как уже отмечено, обратиться в ОКУН.

Более подробно с вопросами, касающимися бытовых услуг, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Бытовые услуги».

«2) оказания ветеринарных услуг»;

Под ветеринарной деятельностью понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных (статья 1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года №4979-1 «О ветеринарии»). В соответствии со статьей 4 Закона №4979-1 если специалисты в области ветеринарии, занимаются предпринимательской деятельностью, то они обязаны зарегистрироваться в соответствующем федеральном органе исполнительной власти в области ветеринарного надзора или его территориальных органах.

В статье 346.27 НК РФ дается понятие ветеринарных услуг:

«услуги, оплачиваемые физическими лицами и организациями по перечню услуг, предусмотренному нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Общероссийским классификатором услуг населению».

То есть применение системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении оказания ветеринарных услуг не ставится в зависимость от того, кому оказываются эти услуги: юридическим или физическим лицам.

В этой связи обращаем Ваше внимание на следующий документ:

«Управление МНС России по Московской области. Письмо от 21 октября 2004 года №04-27/26115

Управление МНС России по Московской области по вопросу применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности сообщает следующее.

Согласно статье 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении шести видов предпринимательской деятельности, предусмотренных пунктом 2 данной статьи Кодекса, в том числе и в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием ветеринарных услуг.

В соответствии с разъяснениями, направленными в адрес Управлений МНС России письмом МНС России от 27.02.2004 года №СА-14-22/24дсп «О разъяснении отдельных положений главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации» к ветеринарным услугам относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОН 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 года №163 (далее - Классификатор ОК 002-93), по коду подгруппы 083000.

Учитывая то обстоятельство, что указанные разъяснения разработаны для целей обеспечения единообразия в применении норм главы 26.3 Кодекса и носят рекомендательный характер, налоговые органы вправе руководствоваться при решении вопроса об отнесении оказываемых услуг к ветеринарным услугам не только рекомендуемым для этих целей Классификатором ОК 002-93, но и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 029-2001, а также иными действующими нормативными документами Российской Федерации по данному вопросу.

Оказание платных ветеринарных услуг регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года №898 (с изменениями и дополнениями), согласно которым к таким услугам относится, в частности, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов.

В соответствии с Законом Московской области от 27 ноября 2002 года №136/2002-03 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Московской области» с 1 января 2003 года в отношении оказания ветеринарных услуг на территории области применяется данная система налогообложения. Поэтому на территории Московской области организации, оказывающие ветеринарные услуги (в том числе услуги по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы), признаются налогоплательщиками единого налога на вмененный доход независимо от организационно-правовой формы.

Основание: письмо МНС России №22-1-14/1669 от 14.10.2004.»

Согласно ОКУН к ветеринарным услугам относятся платные услуги, которые входят в подгруппу 083000:

- лечение домашних животных в ветеринарных лечебницах и на дому: клинический осмотр домашних животных и выдача ветеринарных сертификатов, диагностические исследования домашних животных, вакцинация домашних животных, дегельминтизация домашних животных, лечение домашних животных на дому, лечение домашних животных в стационаре, проведение хирургических операций у домашних животных, выезд скорой ветеринарной помощи на дом, выезд ветеринара на дом.

«3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств»;

В статье 346.27 НК РФ дается понятие услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств:

«платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению. К данным услугам не относятся услуги по заправке автотранспортных средств, а также услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках».

К услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся работы и услуги, классифицированные в подгруппе услуг 017000 группы услуг 01 «Бытовые услуги» ОКУН:

- техническое обслуживание легковых автомобилей;

- ремонт легковых автомобилей;

- техническое обслуживание грузовых автомобилей автобусов;

- ремонт грузовых автомобилей и автобусов;

- техническое обслуживание и ремонт мототранспортных средств;

- прочие услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств;

- техническое обслуживание и ремонт строительно-дорожных машин и оборудования.

Деятельность по оказанию услуг по ремонту дизельного погрузчика не подлежит переводу на уплату ЕНВД, поскольку погрузчики учитываются в разделе 14 «Машины и оборудование» Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №359. А статьей 346.27 НК РФ определено понятие транспортных средств:

«автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы».

А в Письме Минфина РФ от 14 сентября 2005 года №03-11-04/3/88 сообщается, что налогоплательщик, занимающийся оказанием услуг по проверке технического состояния автотранспортных средств при их государственном техническом осмотре, должен уплачивать единый налог на вмененный доход.

Налогоплательщик, оказывающий услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, в том числе гарантийному, также применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. При этом, как указал Минфин Российской Федерации в письме от 25 августа 2006 года №03-04-11/3/387, оплата услуг по гарантийному обслуживанию легковых автомобилей заводами - изготовителями этих автомобилей не является основанием для принятия решения о неотнесении услуг по гарантийному обслуживанию к услугам по техническому обслуживанию. Аналогичное мнение Минфина изложено в письме от 10 июля 2006 года №03-11-02/156 в отношении услуг по гарантийному ремонту бытовой техники.

Отметим, что согласно разъяснениям Минфина Российской Федерации применение ЕНВД в отношении указанного вида деятельности не ставится в зависимость от того, кому оказываются данные услуги (юридическим или физическим лицам) и в какой форме происходит расчет за оказываемые услуги (безналичный или наличный). Такие разъяснения опубликованы в Письмах Минфина Российской Федерации от 23 июня 2004 года №03-05-12/58 и от 9 июля 2004 года №03-06-12/63. Кроме того, в Письме от 1 сентября 2006 года №03-11- 04/3/403 Минфин Российской Федерации сообщил, что не зависимо в какой форме был произведен расчет, наличной или безналичной форме, услуги по изготовлению и установке надгробных сооружений, оказываемых по договору подряда с физическими лицами, могут быть признаны бытовыми услугами, которые подпадают по налогообложение по ЕНВД.

В соответствии с изменениями, внесенными статьей 1 Федерального закона №101-ФЗ в пункт 2 статьи 346.26 НК РФ, с 1 января 2006 года подпункт 4.1 утратил силу. Этот подпункт был введен в действие Федеральным законом от 20 июля 2004 года №65-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

С 2006 года система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности (статья 1 Федерального закона №101-ФЗ):

«4) оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках».

Согласно статье 346.27 НК РФ платными стоянками считаются площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств.

Следует отметить, что перечень лиц, которым оказываются услуги по хранению на платных автостоянках (юридическим или физическим лицам), и какая при этом используется форма расчетов (наличная или безналичная) законодатель не установил.

До принятия Закона №65-ФЗ ВАС Российской Федерации в Решении от 20 мая 2004 года №4719/04 «О признании частично недействующим абзаца четвертого пункта 5 Письма МНС Российской Федерации от 11 июня 2003 года №СА-6-22/657» от 20 мая 2004 года №4719/04 признал оказание услуг по хранению автотранспорта на платных стоянках одним из видов бытовых услуг населению, которые подпадали под ЕНВД. А до этого времени налогоплательщики следовали разъяснениям МНС Российской Федерации, изложенным в Письме МНС Российской Федерации от 11 июня 2003 года №СА-6-22/657 «О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым доходы, полученные от услуг по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках, подлежали налогообложению в общеустановленном порядке. Поэтому, как указано в Письме Минфина Российской Федерации от 16 февраля 2005 года №03-06-05-04/34 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении оказания услуг по хранению автотранспортных средств», за период с 1 января 2003 года по 30 апреля 2004 года налогоплательщикам необходимо представить налоговую декларацию с перерасчетом сумм налогов, уплаченных в соответствии с общим режимом налогообложения.

«5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг»;

Изменения, внесенные абзацами 7 - 8 пункта 13 статьи 1 Федерального закона №101-ФЗ с 1 января 2006 года, более серьезные. Если до 1 января 2006 года под ЕНВД попадало оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств, то после 1 января 2006 года, попадают под ЕНВД перевозки организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг. То есть, если ранее для перевода на ЕНВД происходило определение двух параметров - фактическая эксплуатация транспорта и общее количество эксплуатируемого транспорта, то после 1 января 2006 года, происходит определение трех параметров - определение нахождения транспорта на праве собственности или ином праве, определение транспорта предназначенного для перевозок, и общее количество предназначенного для перевозок транспорта. В итоге можно определить разницу в количестве транспортных средств до и после 1 января 2006 года для расчета и применения ограничения:

- добавляются не эксплуатируемые транспортные средства - похищенные, законсервированные, ремонтируемые;

- вычитаются транспортные средства, не предназначенные для перевозок, причем важным является не фактическое использование (например, автолавка), а предназначенность, которую можно определить по техпаспорту транспортного средства (например, автокран).

До принятия Федерального закона №101-ФЗ для целей применения ЕНВД применялось понятие «эксплуатируемых» транспортных средств. В Письмах Минфина Российской Федерации от 8 октября 2004 года №03-06-05-04/31 и от 23 декабря 2004 года №03-06-05-04/90 «О применении ЕНВД в отношении автотранспортных услуг» указано, что под количеством эксплуатируемых транспортных средств следовало понимать количество транспортных средств (но не более 20 единиц), числящихся у налогоплательщика либо арендованных им для непосредственного осуществления предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг. То есть количество эксплуатируемых транспортных средств чиновники не связывали с наличием у налогоплательщика права собственности на них.

В случае, если учтенные на балансе организации транспортные средства находились на ремонте, то есть не использовались для осуществления перевозок пассажиров и грузов, то при исчислении суммы единого налога такие транспортные средства не включались в число эксплуатируемых транспортных средств. Об этом сказано в Письмах Минфина Российской Федерации от 24 февраля 2005 года №03-06-05-04/44 и от 14 марта 2005 года №03-06-05-04/57. При этом по транспортным средствам, находящимся на консервации, представлялись соответствующие документы (приказ руководителя организации). Не включались в число эксплуатируемых транспортных средств и автомобили, используемые не для оказания автотранспортных услуг, а для иных целей (например, для собственных нужд).

Применение системы налогообложения в виде ЕНВД не зависит от того, кому оказываются автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов (организациям или гражданам). Об этом сказано в Письме Минфина Российской Федерации от 13 июля 2004 года №03-06-12/68. Причем для перевода на уплату ЕНВД не имеет значения форма оплаты услуг перевозки (Письмо УМНС Российской Федерации по Московской области от 23 марта 2004 года №04-27/06244 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности»).

Часто предприниматели доставляют товар покупателям собственным транспортом. Минфин Российской Федерации в Письме от 7 сентября 2004 года №03-06-05-04/16 разъяснил, что поставщик должен платить ЕНВД по автотранспортным услугам лишь в том случае, если их стоимость отдельно выделена в расчетных и товаросопроводительных документах. Если же стоимость доставки включена в цену товара, то продавец на ЕНВД переходить не должен.

«6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется»;

В соответствии со статьей 346.27 НК РФ с 2006 года розничной торговлей признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами физическим лицам на основе договоров розничной купли-продажи.

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (пункт 1 статьи 492 ГК РФ).

До 2006 года к розничной торговле относилась предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами и оказанием услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.

При этом согласно статье 861 ГК РФ под наличным расчетом следует понимать расчет наличными деньгами. Исходя из вышеуказанного пункта доходы, полученные налогоплательщиками от осуществления розничной торговли с использованием форм безналичных расчетов, за исключением платежных карт, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или налогообложению с применением УСН на основе данных раздельного учета доходов и расходов. Об этом говорится в Письме Минфина Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №03-06-05-06/12 «О применении ЕНВД при смешанных формах расчетов».

В связи с уточнением понятия розничной торговли, которое действует с 1 января 2006 года, по мнению Минфина Российской Федерации, к розничной торговле с 1 января 2006 года относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами, как за наличный, так и за безналичный расчет, независимо от категории покупателей (физические или юридические лица). При этом, как указал Минфин, определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения ЕНВД является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности. Поэтому с 1 января 2006 года на уплату ЕНВД может быть переведена продажа товаров физическим лицам в кредит с оплатой их стоимости как за наличный, так и за безналичный расчет. Об этом говорится в Письме Минфина Российской Федерации от 7 декабря 2005 года №03-11-04/3/164.

Минфин Российской Федерации в Письме от 30 августа 2006 года №03-11-04/3/393 также разъяснил, что если при реализации товаров покупателям со склада, выдаются только товарные чеки и чеки ККТ, а накладные и счета-фактуры не оформляются, то данный вид торговли может квалифицироваться, как розничный и налогоплательщик может быть переведен на ЕНВД.

Исходя из уточненного понятия розничной торговли, реализация покупных товаров индивидуальным предпринимателям для целей, связанных с осуществляемой ими предпринимательской деятельностью, не подпадает по действие главы 26.3 НК РФ и должна с 1 января 2006 года облагаться налогами в общеустановленном порядке. Об этом говориться в Письме Минфина Российской Федерации от 6 сентября 2005 года №03-11-04/3/75.

Торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, осуществляемые налогоплательщиками-продавцами на основе договоров поставки (параграф 3 главы 30 ГК РФ), относились к предпринимательской деятельности, результаты от занятия которой подлежали налогообложению в виде ЕНВД. С 2006 года в соответствии с изменениями, внесенными Законом №101-ФЗ, такой возможности уже нет. Согласно уточненному понятию розничной торговли, налогоплательщикам, заключающим договоры поставки, придется платить налоги по общей системе налогообложения. Такие разъяснения приведены в Письме Минфина Российской Федерации от 5 октября 2005 года №03-11-04/3/105.

Розничная торговля в магазинах, не имеющих инженерных коммуникаций, но по инвентаризационным и правоустанавливающим документам соответствующих понятию магазина, подлежит переводу на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности. При этом налоговая база по ЕНВД исчисляется с использованием физического показателя «торговая площадь». Такие разъяснения приведены в Письме Минфина Российской Федерации от 15 ноября 2005 года №03-11-04/3/137.

Заключение

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.

Следовательно, как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства.

Особенностями малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость.

Малый бизнес состоит из совокупности малых предприятий. Формы их организации весьма разнообразны. Они различаются по форме собственности, по организационно-правовой форме, по размерам, по территориальной принадлежности, по отношению к закону, по используемым технологиям, по отраслям. Основным критерием выделения малого предприятия в нашей стране является численность работников в отраслевом разрезе, т.е. от 30 до 100 человек.

Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги.

Библиографический список

  1. Налоговый Кодекс РФ.
  2. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. — М.: Бератор-Пресс, 2006. — 215 с.
  3. Никитин С., Никитин А., Степанова М. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах Запада // Мировая экономика и международные отношения. — 2005. — №11. — С. 54.
  4. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика — М.: ТЕИС, 2006. — 231 с.
  5. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — 174 с.
Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?