Реферат по ГМУ
"Научно-техническая политика регионов"



Оглавление

Введение

1. Понятие и сущность научно-технической политики

2. Роль региональной научно-технической политики и методы её осуществления

3. Реализация научно-технической политики в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что рынок наукоемких технологий является одним из наиболее быстро развивающихся сегментов мирового рынка. Во многих случаях эта сфера деятельности является областью государственной политики различных стран. В настоящий момент для России и регионов на первый план выходит задача трансфера и коммерциализации научно-технических разработок как важнейшего направления, способствующего эффективному использованию потенциала отечественной науки и обеспечивающего выход на мировые рынки новых технологий. При этом отечественные научные учреждения, отдельные ученые и изобретатели столкнулись с совершенно новой для себя ситуацией, при которой результаты их интеллектуальной деятельности в виде научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ должны выступать в качестве товара на рынке технологий, когда надо определить перспективные направления их коммерциализации, превратить их в товар, выбрать пути продвижения на рынок и получить коммерческий успех.

В России регион является самостоятельно хозяйствующей еди­ни­цей, имеющей определенные возможности, обусловленные наличием опре­де­ленной материально-финансо­вой базы и предоставленными законодатель­ством Российской Федерации правами. Такие хозяйствующие субъекты заин­те­ре­сованы в увеличении доходов бюджета, а увеличение доходов бюджета непосредствен­но зависит от роста доходов налогоплательщиков. А так как высокий предпринимательский доход обеспечивает применение инноваций, следовательно, местные органы власти заинтересо­ваны в повышении уровня регионального научно-технического потенциала и интенсификации инновационной активности. При этом конкурентные преимущества того или иного региона будут определяться своевременностью разработки и внедрения его научно-технической политики, а также эффективностью проводимых в ее рамках мероприятий. Принимая во внимание существенные различия в уровне технического, технологического и научного потенциала регионов России, ключевая роль в подборе и применении инструментов научно-технической политики принадлежит региональным органам власти. Однако, возникает много проблемных моментов в процессе разработки и реализации программ научного, технического, технологического и инновационного развития региона, которые разрабатываются в рамках повышения инновационной составляющей региональной политики. Вышеизложенное определяет актуальность исследования научно-технической политики в регионах.

Объектом исследования выступили общественные отношения, складывающиеся в результате реализации научно-технической политики в регионах РФ.

Предметом исследования - научно-техническая политика регионов.

Цель реферата – исследовать региональную научно-техническую политику.

Различные аспекты научно-технической политики в регионах исследовали в своих трудах такие ученые, как В.А. Галайд, А.Л. Гапоненко, Н.И. Глазунова, И.Д. Мацкуляка, В.И. Кушлина, В.А. Козбаненко, Ю.Ю. Костюхин, О.О. Скрябин, В.Ф. Уколов, Р.А. Фатхутдинов и другие.

1. Понятие и сущность научно-технической политики

Важнейшим фактором экономического роста является научно-технический прогресс. Однако развитие науки, использование ее достижений не может быть обеспечено рыночным механизмом. Здесь необходима всесторонняя государственная поддержка, ибо исследования, продиктованные сугубо коммерческими интересами отдельных частных предприятий, редко соответствуют общенациональным экономическим интересам, да и ведутся в более узких областях. К тому же частные фирмы, предприятия не всегда располагают достаточным капиталом для проведения НИОКР.

Меры государства в сфере НИОКР выступают как государственная научно-техническая политика. Она представляет совокупность принципов и методов, направленных на формирование и развитие научно-технического потенциала страны для достижения стратегических целей общества.

Целями научно-технической политики являются: государственная поддержка национальной науки; стимулирование развития ее приоритетных направлений, имеющих общенациональное значение; обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в сфере производства.

Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.

Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от многих факторов: стадии экономического развития; социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.

Отдельные проявления государственного регулирования научно-технического развития наблюдались еще в XIX веке, когда правительства развитых стран законодательно защищали свою науку, помогали университетам в проведении научных исследований, заботились о росте научных кадров. В современных условиях, когда углубляется международное разделение труда, происходит интернационализация хозяйственной жизни и в то же время - усиление конкурентной борьбы между странами, проблема развития национального научно-технического потенциала выходит на первый план. И государственная поддержка в сфере НИОКР становится одним из решающих факторов его развития. По мнению американских экспертов, без соответствующей государственной поддержки научной сферы накануне XXI века экономическая безопасность страны может подвергнуться серьезным испытаниям в таких областях, как вычислительная техника особо высокой мощности, биотехнология и генная инженерия, новые виды вооружений и т.д.[1]

В рамках интеграционных союзов начинает разрабатываться межгосударственная научно-техническая политика. Характерной является политика ЕС в области фундаментальных исследований, прикладных разработок, в частности технической стандартизации, технологий, информации и т.д.

Реальная государственная научно-техническая политика сочетает указанные альтернативные формы в зависимости от фактически складывающейся ситуации, состояния экономики и активности научного сообщества.

В связи с наступившим в 2008-2009 гг. тяжелым экономическим кризисом многие страны разрабатывают меры по стимулированию регионального инновационного развития. Но наибольший интерес представляют меры, принимаемые в США, так как экономика этой страны до настоящего времени являлась системообразующей мировой экономики. Так, например, в США был дополнительно разработан комплекс мер в области налогообложения, который направлен на усиление стимулирования инновационного развития. Центральным положением в перечне стимулирующих мер являются налоговые льготы по расходам на исследования и разработки.

Таким образом, в развитых странах государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в следующих направлениях:

- государственное финансирование НИОКР, имеющих стратегическое значение;

- минимальное вмешательство в инновационную деятельность с помощью прямых методов регулирования (прямые государственные инвестиции);

- применение преимущественно косвенных методов стимулирования инновационного процесса путем проведения амортизационной, налоговой и патентно-лицензионной политики;

- государство повышает образовательный уровень населения, поддерживая способность нации к восприятию инноваций;

- создаваемые институты, преимущественно осуществляют поддержку малых и средних фирм (за исключением Японии);

- инновационная инфраструктура осуществляет стимулирование первых стадий инновационного процесса.

Следовательно, основные принципы и методы осуществления научно-технической политики определяются национальным центром, а органы власти территорий, разрабатывают механизмы реализации национальных приоритетов с учетом региональной специфики.

2. Роль региональной научно-технической политики и методы её осуществления

Современная экономическая ситуация, характеризующаяся ужесточением конкуренции, предполагает возрастание роли научно-технической политики. Основным фактором поддержания конкурентоспособности продукции на мировом рынке в условиях глобализации экономики является наука и высокие технологии.

В настоящее время процесс внедрения научных открытий в производство все чаще называют инновационным. Инновация является готовым продуктом, созданным дву­мя сферами - науки (техники) и бизнеса, так как изменения (новые знания) соз­даваемые в области науки это, как правило, открытия, а изменения только в сфере производства (на уровне технологии) - это изобретения или рациона­ли­заторские предложения. В инновацию открытие или изобретение превра­щается только тогда, когда попадает в сферу интересов бизнеса. Процесс соз­да­ния инноваций, включающий прикладные исследования, эксперименталь­ные разработки, подготовку и пуск производства, а также деятельность, обес­пе­­чивающую создание инноваций в виде научно-технических услуг, марке­­тин­говых исследований, подготовки и переподготовки кадров, организаци­он­ную и финансовую деятельность представляет собой инновационную деятель­ность[2]. Таким образом, научно-техническая политика должна быть в первую очередь направлена на поддержку инновационной активности хозяйствующих субъектов.

Отличительная особенность реализации инно­ваций от осуществления научно-технической деятельности субъектов заключается, прежде всего, в размере ресурсов, которые необходимо направ­лять на эти цели. Так, затраты на прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы превышают инвестиции в фундаментальные исследования в несколько раз.

Реализация же инноваций требует еще больших вложений. В свою очередь, и добавленная стоимость инновации на каждом этапе ее появления будет значительно увеличиваться.

Региональную систему финансовой поддержки инновационной деятельности составляют источники формирования финансовых ресурсов, механизмы аккумуляции, контроля и возвратности инвестированных средств. Источниками финансовых ресурсов могут выступать:

- субсидии и субвенции из федерального бюджета на реализа­цию целевых государственных программ и инновационных проектов;

- целевые средства местных бюджетов;

- доходы от реализации региональных программ и проектов, созданных на средства региональных органов власти или при их содейст­вии;

- доходы от фондовых операций с акциями субъектов иннова­ционной деятельности, от выпуска и реализации региональ­ных ценных бумаг, мобилизующих средства для осуществле­ния инновационных программ;

- добровольные взносы хозяйствующих субъектов и граждан, направляемые на финансирование инновационных процессов;

- иностранные инвестиции, способствующие решению проблем региона и продвижению инноваций на внешний рынок;

- заемные средства, привлекаемые на условиях платности срочности и возвратности и пр.

Использование местных ресурсов по льготной цене способствует снижению цен на инноваци­онные продукты. Инновационный продукт дешевеет и при применении льготного налогообложение участников инновационных процес­сов (например, освобождение от уплаты регионального НДС на продукцию, создаваемую в рамках региональных инновационных проектов).

Мировой опыт свидетельствует о необходимости государственного воздействия с использованием следующих основных методов регулирования предпринимательства в научно-технической сфере:

- экономических, связанных с формированием благоприятных экономических условий для развития предпринимательства, посредством финансовой, кредитной и налоговой политики;

- организационных, позволяющих добиться четкой регламен­тации всех процедур, связанных с созданием, функциониро­ванием и развитием предпринимательства;

- социально-психологических, направленных на повышение заинтересованности в предпринимательской деятельности и на создание благоприятного психологического климата для деятельности предпринимательских структур.

Таким образом, региональная программа поддержки научно-технической деятельности предполагает проведение мероприятий, направленных на развитие с использованием местных ресурсов (трудовых, производственных, природных) конкурентоспо­собных производств и технологий, улуч­шение экологической обстановки, создание продуктовых и техноло­гических новшеств и др.

Государственное регулирование в рамках того или иного вида политики развития может иметь прямые и косвенные формы. Косвенные формы являются наиболее эффективными при условии стабильности используемых механизмов. Косвенные методы регулирования научно-технической деятельности направлены, с одной стороны - на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата для научно-технического развития[3]. Воздействие этих методов успешно, если они способствуют формированию общественных, а не индивидуальных условий хозяйствования.

Среди косвенных методов управления выделяются налоговое и амортизационное регулирование, кредитная и финансовая политика, ценовое регулирование, политика протекционизма, либерализация налогового и амортизационного законодательства. В данном перечне косвенных методов регулирования инновационного развития предпочтительным является налоговое стимулирование. Важнейшую роль играют налоговые льготы, используемые для поощрения тех направлений деятельности корпораций, которые желательны с точки зрения государства, в том числе льготы, направленные на стимулирование научно-технического прогресса, экспорта и деловой активности инновационного бизнеса.

Одной из мер косвенного стимулирования инновационной активности, связанной с формированием экономических условий предпринимательской деятельности, является проведение налоговой и амортизационной политики, позволяющей предпринимателям направлять значительную часть средств и ресурсов на НИОКР[4]. В первую очередь это относится к налогообложению операций с рисковым капиталом.

К мерам прямой государственной поддержки относится в первую очередь государственное финансирование, как правило, в виде грантов. Эта мера является наиболее популярным инструментом поддержки в большинстве стран ЕС. Этот инструмент позволяет правительству определять приоритетные направления развития новых технологий. Наиболее эффективными, являются меры, направленные на финансовую поддержку создания партнерств и научно-исследовательских сетей и институтов, так как это позволяет добиваться положительных результатов в более долгосрочной перспективе. Как правило, такие меры используются также для оказания поддержки инновационному бизнесу в случае экономических спадов.

Кроме того, государство может выступать гарантом при осуществлении хозяйствующими субъектами инновационных проектов. Данный инструмент используется, как правило, для проектов, требующих большого объема инвестиций, преимущественно иностранных. Целью применения гарантийных схем является разделение рисков между участниками инновационного проекта.

Итак, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что региональная научно-техническая политика является составной частью эконо­мической поли­тики региона, основным направлением которой является создание условий для расширения взаимосвязи науки и производства, интеграции научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций региона и предприятий.

Целью региональной научно-технической политики является выбор такого оптимального варианта, который бы позволил с наименьшими затратами ресурсов достичь максимального уровня технологического развития.

Основными направлениями региональной экономической поли­тики явля­ются: бюджетное планирование; проведение институциональных изме­нений; организационно-правовые мероприятия; контроль банковской актив­ности; использование ресурсов государственного бюджета. Региональная инновационная политика реализуется посредством мер административного, экономического и социально-культурного воздействия, в том числе кадровой политики, присвоения специальных званий и премий, общественного признание заслуг. Реализация методов регионального ре­гулирования инновационных процессов, как правило, выражается в региональных инновационных программах, разработанных в соответствии с приоритетами развития конкретной территории.

Можно выделить два основных направления государственного воздействия на инновационную сферу: 1) стимулирование разработок, которые принесут прибыль в ближайшее время (при­кладные исследования) и 2) поощрение исследований, которые не оку­пятся или окупятся в очень далекой перспективе (как правило, это фундамен­тальные исследования)[5]. Очевидно, что методы стимулирования по этим двум напра­в­лениям будут различны. Дело в том, что производственные предпри­ятия заинтересованы в прикладных исследованиях, и соответственно готовы брать на себя финансовые затраты. В данном случае достаточно создать отла­жен­ную инфраструктуру поддержки и применять косвенные методы стиму­ли­рования. С учетом тесной связи организаций производственной и науч­ной сферы с органами местного управления решающая роль в таких меро­при­ятиях должна принадлежать региональным властям. При этом реги­ональ­ные органы власти будут координировать деятельность академи­ческого, вузовского и отраслевого секторов науки, направляя их на решение актуальных проблем экономики региона. Федеральные же органы власти должны определять приоритеты и финансировать (полностью или частично) исследования, имеющие решающее значение для будущего страны, но не привлекательные для частных инвесторов.

В целом можно сказать, что современные российские регионы обладают основными средствами, необходимыми для инновационного развития: высококвалифицированными кадрами, сырьевыми, энергетическими ресурсами. Серьезным препятствием развития инноваций может стать имеющаяся материально-техническая база. Поэтому в рамках научно-технической политики необходимо предусмотреть меры по ее скорейшему обновлению.

При формировании научно-технической политики необходимо помнить об эффективности научно-технического прогресса и результатах политики.

Научно-технический прогресс (НТП) - это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний.

Для него характерны следующие признаки:

  • разработка и широкое использование принципиально новых машин и систем машин,
  • работающих в автоматическом режиме;
  • создание и развитие качественно новых технологий производства;
  • открытие и использование новых видов и источников энергии;
  • создание и широкое использование новых видов материалов с заранее заданными свойствами;
  • широкое развитие автоматизации производственных процессов на базе использования станков
  • с числовым программным управлением, автоматических линий, промышленных роботов,
  • гибких производственных систем;
  • внедрение новых форм организации труда и производства.

На современном этапе наблюдаются следующие особенности НТП:

  1. Наблюдается усиление технологической направленности НТП, его технологической составляющей. Прогрессивные технологии сейчас - основное звено НТП и по масштабам внедрения, и по результатам.
  2. Происходит интенсификация НТП: осуществляется рост объема научных знаний, улучшение качественного состава научных кадров, рост эффективности затрат на его осуществление и увеличение результативности мероприятий НТП.
  3. На современном этапе НТП приобретает все более комплексный, системный характер. Это выражается, прежде всего в том, что НТП охватывает сейчас все отрасли экономики, включая сферу обслуживания, проникает во все элементы общественного производства: материально-техническую базу, процесс организации производства, процесс подготовки кадров и организацию управления. В количественном отношении комплексность проявляется и в массовом внедрении научно-технических достижений.
  4. Важной закономерностью НТП выступает усиление его ресурсосберегающей направленности. В результате внедрения научно-технических достижений экономятся материально-технические и трудовые ресурсы, а это является важным критерием результативности НТП.
  5. Наблюдается усиление социальной направленности НТП, которая проявляется все в большем воздействии НТП на социальные факторы жизнедеятельности человека: условие работы, учебы, жизни.
  6. Происходит все большая направленность развития науки и техники на сохранение окружающей среды - экологизация НТП. Это разработка и применение малоотходных и безотходных технологий, внедрения эффективных способов комплексного использования и переработки природных ресурсов, более полного вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.

Для обеспечения эффективного функционирования экономики необходимо проводить единую государственную научно-техническую политику. Для этого следует выбирать приоритетные направления развития науки и техники на каждом этапе планирования.

Приоритетными направлениями НТП на современном этапе являются: биотехнология, электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, ускоренное развитие атомной энергетики, создание и внедрение новых материалов, освоение принципиально новых технологий.
НТП позволяет решить такие задачи: во-первых, именно НТП является главным средством повышения производительности труда, снижение затрат на производство, увеличение выпуска продукции и повышения ее качества. Во-вторых, в результате НТП создаются новые эффективные машины, материалы, технологические процессы, которые улучшают условия труда и снижают трудоемкость изготовления продукции. В третьих, НТП оказывает сильное воздействие на организацию производства, стимулирует рост концентрации производства, ускоряет развитие его специализации и кооперирования. В четвертых, прогресс науки и техники обеспечивает решение социально-экономических задач (занятость населения, облегчение труда и т.д.), служит более полному удовлетворению потребностей как общества в целом, так и каждого человека.

Результатом внедрения достижений НТП является повышение эффективности функционирования народного хозяйства.
Под эффективностью НТП понимается соотношение эффекта и затрат, вызвавших этот эффект. Под эффектом понимается положительный результат, который получается в результате внедрения достижений НТП.
Эффект может быть:

  • экономический (снижение себестоимости продукции, рост прибыли, рост производительности труда и так далее);
  • политический (обеспечение экономической независимости, укрепление обороноспособности);
  • социальный (улучшение условий труда, повышение материального и культурного уровня граждан и так далее);
  • экологический (уменьшение загрязнения окружающей среды).

При определении экономической эффективности при внедрении достижений НТП различают единовременные и текущие затраты. Единовременные затраты - это капитальные вложения на создание новой техники. Текущие затраты - это издержки, которые осуществляются в течение всего срока эксплуатации новой техники.

3. Реализация научно-технической политики в регионах Российской Федерации

Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила в качестве основной задачи на предстоящий период переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, способной обеспечить рост конкурентоспособности российской продукции и услуг на внутреннем и мировых рынках.

Повышение национальной конкурентоспособности является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ России в энерго-сырьевых отраслях и транспортной инфраструктуре, а также созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и укреплением научно-технологического комплекса.

В Концепции 2020 заявлено, что переход экономики России на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни. Для создания эффективной национальной инновационной системы необходимо:

- повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики;

- увеличить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки), так как происходит постепенная утрата созданных в предыдущие годы заделов, старение кадров, снижение уровня исследований, слабая интеграция в мировую науку и мировой рынок инноваций и отсутствует ориентация на потребности экономики;

- преодолеть фрагментарность инновационной инфраструктуры, поскольку многие ее элементы созданы, но не поддерживают инновационный процесс на протяжении всего процесса генерации, коммерциализации и внедрения инноваций.

КДР 2020 предполагает, что к 2020 году доля инновационного сектора в структуре добавленной стоимости, создаваемой в различных отраслях экономики Российской Федерации, достигнет 17%, т.е. будет сопоставима с долей оптовой и розничной торговли и превзойдет нефтегазовый сектор (табл. 1).

Таблица 1

Структура добавленной стоимости по основным секторам экономики, которая должна быть сформирована в результате реализации КДР 2020 (%)

Показатели

2009

2010

2015

2020

Добавленная стоимость - всего

100

100

100

100

Инновационный сектор

10,9

11,1

13

17

Нефтегазовый сектор

18,7

16,6

13,7

12,7

Сырьевой сектор

7,7

7,3

7

6,9

Транспорт

5,2

4,9

4,4

4,1

Оптовая и розничная торговля

16,2

17,1

17,2

17

Прочие сектора

41,3

43

44,6

42,3

Переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности, что в свою очередь потребует взаимоувязанных по ресурсам и срокам преобразований по следующим направлениям.

Первое направление - развитие человеческого потенциала России, включая преодоление негативных демографических тенденций, создание экономических и социальных условий повышения образовательного уровня населения, решение проблемы непрерывного образования. Второе направление - создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику, в том числе улучшение условий доступа организаций к финансовым, информационным и иным ресурсам. Третье направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том числе:

  • формирование национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективную интеграцию высшего образования и науки;
  • создание мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям;
  • создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знаний;
  • содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики путем использования механизмов государственно-частного партнерства, улучшения условий доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силы, поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области.

Четвертое направление - закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Пятое направление - расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда. Шестое направление - переход к новой модели пространственного развития российской экономики.

Переход к инновационной модели экономического роста к 2020 году планируется осуществить в два этапа. На первом этапе в 2008 - 2012 годы намечается расширить те глобальные конкурентные преимущества, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития. На втором этапе в 2013 - 2020 годах намечается значительно повысить конкурентоспособность российской экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу, улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики. Высокотехнологичные отрасли, определенные в Концепции 2020 в качестве локомотивов инновационного развития российской экономики, которые реально способны в настоящее время стать стартовыми направлениями в решении задачи создания современной научно-технологической базы и на основе которых можно осуществить модернизацию отечественной экономики, включают:

- авиационную промышленность и двигателестроение;

- ракетно-космическую промышленность;

- судостроительную промышленность;

- радиоэлектронную промышленность;

- атомный энергопромышленный комплекс;

- информационно-коммуникационные технологии.

Наряду с развитием высокотехнологичных отраслей технологическая модернизация экономики предполагает эффективное встраивание инновационных решений (в том числе управленческих и маркетинговых) в существующие технологическую и производственную структуры. Процесс развития в таком случае организуется как смена производственных и управленческих технологий в структуре объекта (экономики в целом, отрасли, предприятия). В разделе КДР 2020 "Развитие национальной инновационной системы и технологий" намечено обеспечить решение следующих задач:

  • поддержка инновационного бизнеса и расширение спроса на инновации в экономике;
  • развитие российского научно-образовательного потенциала и повышение его эффективности;
  • развитие инновационной инфраструктуры;
  • эффективная интеграция в глобальную инновационную систему;
  • реализация системы технологических и научно-исследовательских инициатив (проектов), обеспечивающих прорывные позиции России в научно-технологической конкуренции на мировых рынках;
  • формирование новой инновационной культуры в обществе и повышение статуса новатора.

Основные целевые показатели, намеченные в КДР 2020:

  • доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 15% в 2010 году и до 40-50% в 2020 году;
  • доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 5-10% в 5-7 и более секторах к 2020 году (в т.ч. атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение, отдельные ниши на рынке программного обеспечения);
  • удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2% к 2020 году;
  • удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 6-7% в 2010 году и до 25-35% в 2020 году;
  • внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5-3,0% ВВП к 2020 году , из них за счет частного сектора - больше половины.

Основные положения КДР 2020, касающиеся перехода России на инновационный путь развития, развивает новый документ - Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 года. В нем дана общая оценка состояния и проблем научно-технологического комплекса России в контексте его влияния на экономическое развитие. В частности, выявлены основные сильные и слабые стороны НИС и ее элементов, в том числе, состояние и тенденции развития сектора исследований и разработок, ряда высокотехнологичных отраслей. Дана оценка позиций России на рынках высокотехнологичной продукции и перспектив технологической модернизации ключевых секторов российской экономики. В целом, полученные результаты прогнозных исследований показывают, что в настоящее время в России существуют необходимые предпосылки и возможности для осуществления перевода экономики на инновационный путь развития и обеспечения за счет этого достижения стратегических целей развития страны. Стратегический курс Правительства Российской Федерации, определенный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, направленный на модернизацию экономики страны, не біл изменен и в условиях кризиса. Кризис сам по себе также представляется существенным стимулом к повышению инновационной активности в стране и росту внимания к науке, обеспечивающей перспективные потребности модернизации.

Заключение

Итак, в условиях ужесточения конкуренции и в связи с финансовым кризисом мировой экономики, характеризующихся снижением прибыльности отдельных производств особую актуальность приобретают вопросы производства уникальной наукоемкой продукции. При этом основные принципы разрабатываемых на региональном уровне программ должны согласовываться с федеральной социально-экономической политикой и проблемными моментами в научно-технической сфере. Поэтому региональные программы развития должны учитывать общую ситуацию научно-технической сферы в России и специфику регионального воспроизводственного процесса на рынках основных ресурсов (труда и капитала), особенности сформированного инновационного потенциала и социально-экономические цели региона.

При разработке региональной научно-технической политики органы власти могут учитывать опыт стимулирования инновационной активности в зарубежных странах. При этом, следует учитывать, что механизм инновационного развития действующий, например, в США, проблематично применять в российской практике в силу коррупционности отечественной экономики. В российских регионах максимально подойдет система, применяемая в странах ЕС - в связи с близкими показателями инновационной восприимчивости и сходством в экономико-политической ситуации.

В любом случае, осуществление региональной инновационной политики подразумевает выделение определенного количества финансовых ресурсов для проведения ее мероприятий. Мировой опыт показывает, что эффективность расходования бюджетных средств достигается путем создания специальных фондов (отраслевых или региональных), деятельность которых координируют органы власти и общественные организации, включающие представителей промышленности, финансовой и страховой сфер.

Однако, для определения особенностей инновационных процессов на региональном уровне необходимо, помимо изучения общенациональных тенденций развития, выявить общие для всех регионов России закономерности. Основной из них является то, что многие регионы России обладают огромным научным потенциалом, который необходимо использовать для улучшения экономической и социальной ситуации в стране. В то же время отрицательное воздействие на экономическое развитие большинства регионов России оказывает тот факт, что на сегодняшний день у экономических субъектов - резидентов недостаточно развит опыт оформления результатов научных исследований, а, кроме того, слабо проявляется мотивация к их промышленному внедрению.

Список использованных источников

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - - № 237. - 25 декабря
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № № 13-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 27.12.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 52. - Ст. 6441.
  3. Постановление Правительства РФ 613 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы» (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 № 62) // Собрание законодательства РФ. - № 5. - Ст.633.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы» от 29 января 2007 г. № 54 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 809) // Собрание законодательства РФ. - № 49 - Ст.6169.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2006 г. № 977-р Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы» // Собрание законодательства. - 2006. - № 26. - Ст. 3258.

Специальная литература

  1. Глазунова Н.И. Система государственного управления: учебник. - М.: Юнити-Дана, 2002. - 552 с.
  2. Глобализация / Под общ. ред. Михайлова В.А. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 197 с.
  3. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 159 с.
  4. Инновационный менеджмент: Учебное пособие /Под. ред. Л.Н. Оголевой - М.: ИНФРА-М, 2001, - 238 с.
  5. Карпичев В.С. Основания инновационного прорыва в области государственного управления. - М.: Проспект, 2008. - 282 с.
  6. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. - М.: Экзамен, 2001. - 576 с.
  7. Общий и специальный менеджмент: учебник / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 568 с.
  8. Региональная экономика и управление: учебник / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, Ю.С. Дульщикова. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 616 с.
  9. Уколов В.Ф., Галайд В.А., Мазин С.С. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе. Учебник для вузов. - М.: Экономика, 2009. - 326 с.
  10. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 448 с.
  11. Цейтлин Р.С. История государственного управления и муниципального самоуправления в России. М.: Омега - Л, 2006. - 174 с.

[1] Мухин А.П. Коммерциализация научно-технических разработок - М.: АМиР, 2009. – С.24.

[2] Глобализация / Под общ. ред. Михайлова В.А. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - с. 63

[3] Скрябин О.О., Менделев А.В., Шмелева Н.В. Макроэкономика. - М.: Изд-во МИСиС, 2007.- с. 46

[4] Региональная экономика и управление: учебник / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, Ю.С. Дульщикова. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - с. 418

[5] Уколов В.Ф., Галайд В.А., Мазин С.С. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе. Учебник для вузов. - М.: Экономика, 2009. - с. 27