Отраслевые аспекты развития современной мировой экономики


Отраслевые аспекты развития современной мировой экономики

Оглавление

Доклад раскрывает понятие отраслевой структуры мировой экономики, в докладе анализируются основные тенденции отраслевых сдвигов в современном мировом хозяйстве. Раскрывается структура промышленности в современной мировой экономике, в т.ч. добывающей и обрабатывающей промышленностей, машиностроения мира. Достаточно подробно рассматривается авиаракетно-космическая промышленность и направления ее развития.

  1. Понятие отраслевой структуры мировой экономики
  1. Основные понятия отраслевых сдвигов в мировом хозяйстве
  1. Структура промышленности в современной мировой экономике

1. Понятие отраслевой структуры мировой экономики

В мировой практике основой для формирования структурных элементов экономики являются Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности и Международная стандартная классификация занятий, являющиеся составными частями Системы национальных счетов — СНС. Это система взаимосвязанных показателей развития экономики на макроуровне. СНС сформулирована в категориях и терминах рыночной экономики, ее концепции и определения предполагают, что описываемая с ее помощью экономика функционирует на основе рыночных механизмов и институтов.

Отраслевая структура мировой экономики представляет собой совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц национальных экономики, характеризующихся особыми условиями производства в системе международного разделения труда и играющих специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства.

В СНС предусмотрено использование двух типов классификации по отраслям и по секторам. Сектор экономики — крупная часть зкономики, обладающая сходными общими характеристиками, что позволяет отделить ее от других частей экономики в теоретических или практических целях. Теория трех секторов, основы которой впер вые исследовал британский экономист К. Кларк, определяет, что отраслевая структура на макроуровне по виду производимой продукции состоит из первичных отраслей (сельское хозяйство и добывающая промышленность), вторичных (промышленность и строительство) и третичных отраслей (сфера услуг). По формам хозяйствования paзличают частный, государственный и другие секторы экономики.

Динамику структуры современной экономики проанализировали и обосновали Дж. Фурастье и С. Кузнец.

В современной экономической науке предполагается, что paзвитие идет последовательно от общества, в котором большая часть экономически активного населения занята добычей и производством сырья (в первую очередь в сельском хозяйстве), к индустриальному, а затем и постиндустриальному обществу (сервисная экономика), где основная часть населения занята в сфере услуг. В условиях глобализации в мировой экономике наблюдается устойчивая тенденция снижения удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, техническая модернизация промышленности и быстрый рост отраслей сферы услуг. Это подтверждается тем, что уменьшение численности занятых происходит и основном за счет традиционных отраслей с высокой трудоемкостью производства (пищевой, текстильной, швейной, кожевенной), и также за счет капиталоемких отраслей (в частности, металлургии), а увеличение численности занятых — в электротехнической промышленности и приборостроении. Таким образом, экономический рост в мировом масштабе связан с перемещением центра тяжести хозяйственной деятельности с сельского хозяйства на промышленность, а затем на сферу услуг.

Следовательно, в современных условиях все возрастающая доля валового мирового продукта приходится на информационную индустрию, охрану окружающей среды и сектор услуг, а не на промышленный сектор экономики.

Однако промышленность и в XXI в. останется важнейшей отраслью материального производства и по-прежнему будет обеспечивать развитие других секторов экономики, поскольку именно и ней в первую очередь будут внедряться передовые научно-технические достижения и инновации.

Все более существенное значение в развитии отраслевой структуры мировой экономики приобретают инновационные факторы.

Научно-технический прогресс и связанная с ним инновационная политика государства и инновационная деятельность корпораций и фирм создают основы для кардинального изменения отраслевой структуры как национальной, так и мировой экономики. Еще и 1911 г. Й. Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития» выдвинул гипотезу, что производство и внедрение инноваций собственно и составляет специфический продукт деятельности предпринимателя и основу предпринимательской прибыли. Американский ученый Р. Солоу в 1957 г. доказал, что решающим фактором экономического роста является не капитал, как это считалось до него, а технический прогресс.

В 1962 г. американский исследователь Д. Белл обратил внимание на то, что все большая часть добавленной стоимости в современном мире создается за счет инновационного процесса — от научного открытия и производства новых знаний до создания технологии и ее внедрения.

Однако только в последней четверти XX в. производство нововведений превратилось в самостоятельную сферу деятельности (инновационная деятельность), в которой по оценкам экспертов уже сегодня создается 1/4 валового мирового продукта и от которой зависит эффективность рыночных механизмов всех остальных видов и форм деятельности.

В условиях глобализации характер и направления инновационной политики и инновационной деятельности в первую очередь определяют положение страны в мировом хозяйстве и структуру национальной экономики, в том числе и на рынке труда. Доходы 10—20 % населения, вовлеченных в инновационное производство, за последние 25 лет выросли в 8—10 раз; уровень доходов индустриальных рабочих и служащих за тот же период упал на 10—25 %.

2. Основные направления отраслевых сдвигов в мировом хозяйстве

Важнейшая закономерность современного развития мирового хозяйства — трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную. Главное структурное преобразование — изменение соотношения между двумя основными компонентами общественного воспроизводства — товарами и услугами — в пользу услуг. В его основе лежит повышение эффективности в отраслях материального производства. Не менее важная причина развития этой сферы — глубокие преобразования в системе общественных потребностей.

Усложнение техники и технологий, рост жизненного уровня населения, повышение его образовательного и культурного уровня расширяют спектр потребностей производства и населения далеко за пределы, удовлетворяемые материальным производством.

Развитие сектора услуг преимущественно на рыночных началах наряду с расширением частного предпринимательства в сферах здравоохранения и образования, с дерегулированием и приватизацией структур общественного сектора существенно раздвигают границы рынка и конкуренции в услугах, стимулируют их трансграничную экспансию. Опережающее развитие сферы услуг — универсальный процесс, свойственный всем странам. Чем выше уровень развития производства, тем выше роль в структуре экономики трудовой деятельности, направленной на производство нематериальных, неосязаемых видов продукции, выраженных в форме услуг.

Другая особенность современного экономического развития — интеграция услуг и материального производства. В новых технологиях универсального применения услуги и материальный продукт практически неразделимы.

Растущее переплетение производства товаров и услуг свидетельствует об их хозяйственной равноценности.

В отраслевой структуре услуг прослеживается сдвиг в сторону производства и потребления сложных видов деятельности. Лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленных службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, а также информационными, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими услугами. Лидером в развитии сферы услуг являются США, далее следуют Великобритания и с некоторым отставанием — Франция, Канада и Италия. В Германии и особенно в Японии в большой степени сохраняются черты индустриальной экономики, однако и здесь развитие услуг в последние годы явно ускоряется.

Важнейшим сектором материального производства остается промышленность. Она обеспечивает материально-техническое развитие других секторов хозяйства, именно в промышленности в первую очередь осваиваются наиболее значимые научно-технические достижения. В структуре обрабатывающей промышленности повышается удельный вес машиностроительного комплекса. Он развивается по пути гибкой автоматизации, создания производств на базе «безлюдной» и «малолюдной» технологии.

Стабилизируется доля топливно-энергетического комплекса. Ускоренный рост электроэнергетики определяется потребностями общества в экологически чистом источнике энергии. Тенденция к стабилизации и даже некоторому сокращению удельного веса атомной энергии связана с необходимостью обеспечения экологической безопасности.

Снижение доли материалопроизводящих отраслей связано с применением ресурсосберегающих технологий во всех сферах хозяйства, с экономией материальных ресурсов на единицу ВВП. Происходит сокращение удельного потребления традиционных крупнотоннажных черных и цветных металлов, химических материалов, пластмасс, резины, дерева и т.д. В то же время расширяется использование малотоннажных цветных металлов, новых видов пластмасс и композитных материалов.

Уменьшается удельный вес комплекса по производству одежды, обуви и продовольствия. Его развитие напрямую зависит от динамично меняющегося потребительского спроса, предпочтений и вкусов населения. В расходах населения развитых стран возрастает доля затрат на услуги (образование, здравоохранение, жилье, транспорт, досуг) и снижается доля расходов на товары, особенно на удовлетворение элементарных потребностей (одежда, обувь, продовольствие).

Продолжается снижение доли сельского хозяйства в ВВП, прежде всего в развитых странах. Оно обусловлено превращением аграрного производства во все более эффективный аграрно-промышленный комплекс.

Динамика строительного комплекса формируется под влиянием перехода к «информационной экономике», требующей изменения воспроизводственной, технологической и отраслевой структуры инвестиций, а также повышения доли объектов непроизводственного назначения (преимущественно социальной направленности) в общем объеме строительства. В промышленных странах растет жилищное строительство на основе применения ипотечного кредитования.

Высокими темпами развиваются отрасли связи. Телекоммуникации становятся массовыми по спросу, глобальными по охвату пространства, мультимедийными по природе своих услуг. Усиливается интеграция различных видов информации в единые сети. Быстро растет число пользователей Интернета, абонентов всех видов мобильной связи.

Интенсивно развивается транспорт. Огромные качественные преобразования происходят во всех его видах — в морском, железнодорожном, автомобильном, речном, трубопроводном. Повышается эффективность грузо- и пассажироперевозок в значительной мере под влиянием усиливающейся конкуренции на мировом рынке транспортных услуг.

3. Структура промышленности в современной мировой экономике

Промышленность — это ведущие отрасли материального производства; предприятия, занятые добычей сырья, производством и переработкой материалов и энергии, изготовлением машин. Существует большое количество групп отраслей промышленности, выделяемых по разным признакам: по назначению выпускаемой продукции, по используемому сырью, технологии производства. Основными из них являются добывающая и обрабатывающая отрасли.

Отрасли промышленности иногда различают по другому принципу:

  1. тяжелая промышленность: добывающая, часть производств машиностроения, химической промышленности, энергетическая,
  2. металлургическая, стройматериалов;
  3. легкая промышленность: все виды легкой, пищевой и др.

Каждая из отраслей и производств промышленности характеризуется разной степенью капиталоемкости, трудоемкости, материалоемкости, энергоемкости, водоемкости, наукоемкости. Они могут быть даже внутри одной отрасли очень разными для отдельных производств (например, в химической промышленности материалоемкими являются добыча химического сырья, производство минеральных удобрений, многих видов кислот и щелочей, а другой полюс представляют нематериалоемкие: парфюмерно-косметическая, фармацевтическая, фотохимическая, производство реактивов и т.д.).

В начале XXI в. наибольшая в мире доля промышленности на уровне 50— 60% ВВП характерна для развивающихся стран, обладающих запасами полезных ископаемых мирового значения, на основе которых развивается экспортоориентированная добывающая промышленность и для некоторых стран с переходной экономикой. Поиски альтернативных видов энергии, интенсификация производства, снижение его энергоемкости, а главное приоритетное развитие сферы услуг привели к постепенному снижению доли промышленности в экономически развитых странах до уровня 20—40%. Эта тенденция характерна и для начала XXI в.: доля промышленности в ВВП развитых стран Запада уменьшится ДО 15—20% в 2020 г. против 23% в 2000 г.

Пo данным ЦРУ США, в мировой экономике в целом промышленность составляла в 2009 г. 30,6% мирового валового продукта, сфера услуг — 63,4%, а на долю сельского хозяйства и добывающих производств приходилось 6%.

Добывающая промышленность. В состав добывающей промышленности входят отрасли, в которых осуществляется процесс добычи сырья и топлива из земных недр, лесов и водоемов (горнодобывающая, нефтедобывающая, угольная и др.).

Добывающая промышленность включает:

  1. получение электроэнергии;
  2. все отрасли горнодобывающей промышленности;
  3. лесозаготовку, лесные промыслы;
  4. охоту, рыболовство, добычу морского зверя. Иногда лесозаготовку и лесные промыслы рассматривают вместе с деревообработкой, выделяя лесную и деревообрабатывающую промышленность.

Основные предприятия добывающей промышленности: в электроэнергетике — электростанции; в горнодобывающей промышленности — карьеры, рудники, разрезы, шахты, прииски; в лесозаготовках — леспромхозы; в охотничьем и рыболовецком промыслах — охотничьи, рыболовецкие, зверобойные хозяйства и артели. Это самая материалоемкая отрасль мировой индустрии, дающая ежегодно несколько десятков миллиардов тонн разнообразных полезных ископаемых и большое количество руд черных и цветных металлов, строительных материалов (песка, глины, сырья для цементной промышленности и т.д.). При этом количество добытых полезных ископаемых в начале XXI в. удвоилось по сравнению с 1970 г. Однако стоимость продукции добывающей промышленности составляет всего около 10% мировой индустрии, так как цена добываемого сырья в большинстве случаев невелика. На разработку карьеров и добычу полезных ископаемых приходится менее 1% валового мирового продукта. Потребление полезных ископаемых также сконцентрировано в нескольких регионах мира. США, Канада, ЕС, Япония, Австралия в которых живет 15% населения планеты, вместе потребляют большую часть металлов, производимых в мире: около 61% алюминия, 60% свинца, 59% меди, 49% стали. Показатели потребления на душу населения также в пользу развитых стран: в США на душу населения приходится 22 кг алюминия, в Индии — 2 кг, в Африке — 0,7 кг.

В составе добывающей промышленности около 75% общего oбъема производства приходится на горнодобывающие отрасли. Она обладает повышенной фондоемкостью и энергоемкостью — на ее долю приходится 1/5 всех производственных основных фондов, т.е. столько, сколько имеет машиностроение, и в два раза больше, чем химическая и нефтехимическая промышленность. На добычу и обогащение полезных ископаемых ежегодно расходуется 7—10% и мировой добычи нефти, газа, угля, производства электроэнергии. Именно поэтому горнодобывающая промышленность оказывает отрицательное воздействие на экологию. В начале XXI в. во всем мире было добыто более 900 млн. т. металлов, после которых осталось 6 млрд. т. пустой породы. При этом количество отходов продолжает возрастать, так как снизилось процентное содержание металлов в некоторых рудах. Так, на одно золотое обручальное кольцо приходится 3 т отходов.

Улучшить ситуацию в горнодобывающей промышленности может производство металлов из вторичного сырья, поскольку оно менее энергоемко, чем из руд. Но для некоторых металлом уровень переработки не только не возрастает, но продолжает снижаться.

Обрабатывающая промышленность. К этой группе относятся отрасли, занимающиеся переработкой сырьевых материалов. В зависимости от исходного сырья обрабатывающая промышленность подразделяется на отрасли, перерабатывающие сырье промышленного происхождения (производство черных, цветных металлов и др.), и отрасли, перерабатывающие сельекохозяйственное сырье (мясная, сахарная, хлопчатобумажная и др.).

Доля меди в мировом производстве, полученная после вторичной переработки, составляет всего лишь 13% в начале XXI в., в то время как этот показатель в 1980 г. был 20%. Только 4% цинка в мире производится из переработанного сырья.

По целевому назначению продукции обрабатывающая промышленность делится на основные отрасли: машиностроение, химическую, легкую промышленность и агропромышленный комплекс.

Обрабатывающая промышленность дает подавляющую часть вырабатываемой в мире продукции как по стоимости, так и по ее видам.

Ведущей среди них является машиностроение (около 40% стоимости мировой промышленной продукции). Ему значительно уступают химическая и пищевая промышленность (примерно по 15%), легкая и группа отраслей по переработке древесины — деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (9—10%), и замыкают список металлургия и электроэнергетика (по 5—7%).

Таким образом, большинство отраслей обрабатывающей промышленности превосходит по стоимости продукции всю добывающую промышленность.

Машиностроение. Важнейшей отраслью потребления черных и цветных металлов является машиностроение, в которое входят общее машиностроение, специализирующееся на выпуске производственного оборудования; транспортное машиностроение; электротехническая и электронная промышленность; приборостроение; производство вооружения и военной техники и ряд других отраслей. Иногда в него включают и производство металлоизделий. Со времени первой промышленной революции XVIII—XIX вв. эта отрасль играет ключевую роль во всем хозяйственном развитии человечества. Ее доля в общем объеме промышленного производства возрастает, в продукции обрабатывающей промышленности развитых стран она составляет обычно от 1/3 до 2/5 и более (доли общего — до 37%; транспортного — до 35%; электротехники — до 30%). Ожидается, что к 2020 г. машиностроение составит почт половину промышленного производства данных стран.

Создание отдельных специализированных отраслей машиностроения:

  1. производство локомотивов, станков, горно-шахтного и металлургического оборудования относится еще к первой половине XIX в. На рубеже XIX и XX вв.
  2. было положено начало развитию таких отраслей как автомобильная,
  3. электротехническая, приборостроение и др. До Первой мировой войны в мировом машиностроении лидировала Западная Европа, по производству продукции машиностроения она превосходила США более чем в 2 раза. Вторая мировая война резко изменила расстановку сил в мировом машиностроении.

Позиции лидера безоговорочно заняли США и удерживали их на протяжении всей второй половины прошлого века, тогда как машиностроение наиболее пострадавших в войне стран Западной Европы лишь к середине 1950-х гг. постепенно восстановило свои позиции, однако к концу XX в. на их долю приходилось в среднем лишь 19% мирового машиностроительного производства.

Транспортное машиностроение (производство наземных, водных и воздушных транспортных средств) — вторая по значению отрасль современного машиностроения. Транспортное машиностроение имеет два направления — гражданское и военное. По стоимости и количеству выпускаемой продукции лидирует в отрасли автомобилестроение. Почти половина всех автомобилей в мире выпускается четырьмя крупнейшими компаниями: «Дженерал моторс», «Форд», «Фольксваген», «Тойота».

Основные страны производители: Германия, США, Франция, Япония. Мировой экономический кризис затронул данную отрасль в значительной степени. Так, в январе 2009 г. производство автомобилей в Германии сократилось на 34% к январю 2008 г., а экспорт — на 39%. Сильнее всего пострадало автомобилестроение в Италии, где в декабре 2008 г. падение составило 50%. В США и Великобритании продажи упали на 37%, в Швеции — на 36%, во Франции — на 14%. Китай, Индия и Бразилия пострадали в меньшей степени, поскольку выпускаемые ими автомобили имеют доступные цены и экономичный двигатель.

Авиаракетно-космическая промышленность — (АРКП) — одна из самых современных отраслей машиностроения и включает и себя большое количество различных производств. Она является наукоемкой высокотехнологичной отраслью, требующей больших научно-технических разработок и больших капиталовложений. АРКП — это отрасль машиностроения, возникшая в эпоху НТР и объединяющая созданную ранее авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. В структуре отрасли выделяют самолето- и вертолетостроение, ракетостроение, производство космических летательных аппаратов, производство двигателей, авиационное приборостроение и др.

Полным набором подотраслей обладают лишь несколько экономически высокоразвитых стран. Поэтому только промышленно развитые страны способны производить все виды ее продукции (средняя стоимость 1 кг магистрального пассажирского самолета составляет 1000 долл. США, а стоимость 1 кг автомобиля — 20 долл.).

Все производства АРКП — наукоемкие, трудоемкие с высокой долей среди персонала инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих. В мире существуют только три центра — Россия, США и ЕС, — имеющие научно-исследовательскую и экспериментальную базу, конструкторские бюро и промышленные предприятия, которые обеспечивают разработку и производство авиационной и космической техники в широком спектре потребностей мирового рынка.

Высокая наукоемкость производственного процесса обусловлена сложностью продукции, которая выпускается в небольших количествах (авиалайнеров — в мире около 1 тыс. в год, вертолетов — 600—1000). А высокая степень капиталоемкости отрасли определяет высокую ее монополизацию (даже в ведущих странах насчитывается лишь по 3—4 фирмы).

Для размещения крупных предприятий АРКП внутри отдельных стран характерно тяготение к крупным агломерациям и городам, располагающим научно-исследовательскими учреждениями. Оказывают влияние и другие факторы, например, заинтересованность фирм, военно-стратегические соображения и пр.

Общее машиностроение — эта группа машиностроительных отраслей, характеризующаяся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической,

бумажной, лесной, строи тельной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Продукция отрасли очень разнообразна и востребована всеми государствами Мира, но почти 90% ее выпускается в четырех государствах -США, Германии, Японии, России.

Среди крупнейших машиностроительных компаний лидируют ТНК США. Доля общего машиностроения в обшей структуре машиностроительного комплекса медленно снижается в США (с 24,2% в 1980 г. до 22,0% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.) и Японии (с 28,4% в 1980 г. до 24,1% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.). Только в Германии ожидается увеличение доли общего машиностроения (с 25,9% в 1980 г. до 27,7% в 2000 г. и по прогнозам увеличится до 28,0% в 2020 г.). В общем машиностроении этой страны функционируют свыше 4,5 тыс. фирм, в основном специализированных на мелкосерийном производстве с учетом требований заказчиков. Их положение во многом зависит от спроса на внешнем рынке.

Источник: Мальганова И.Г. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Казань, 2014.