Понятие, свойства и виды памяти


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Психологические свойства памяти
  2. Виды памяти

Заключение

Список используемых источников

Введение

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Психология памяти ставит перед собой задачу ответить на вопросы: как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии, и как они влияют на протекание познавательных процессов человека. В раздел психологии памяти включается также описание различных форм процессов памяти, начиная с простейших видов непроизвольного запечатления и всплывания следов, кончая сложными формами мнемической деятельности, которые позволяют человеку произвольно возвращаться к прошлому опыт, применяя ряд специальных приёмов, существенно расширять объём удерживаемой информации и сроки её хранения.

Изучение памяти было одним из разделов психологической науки, где был применён экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются.

Чем сильнее интерес к деятельности, тем больше она увлекает человека, тем длительнее интенсивное сосредоточивание. Устойчивость тесно связана с динамическими характеристиками внимания. Одной из динамических особенностей внимания являются колебания (флуктуации) внимания. Под колебаниями понимают периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания, периодическое непроизвольное его усиление или ослабление. Так, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному тиканью часов, мы то замечаем звук, то перестаём его замечать. Эти смены протекают скачкообразно, в краткие промежутки времени. Колебания внимания легко прослеживаются при восприятии так называемых двойственных изображений. Если в течение нескольких минут смотреть на изображение усечённой пирамиды, она может казаться то обращённой вершиной к нам, как бы выступая вперёд, то обращённой вершиной как бы уходящей вглубь…

1. Психологические свойства памяти

Память - это в психологии форма психологического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений их последующего использования.

ПАМЯТЬ

слуховая

осязательная

обонятельная

зрительная

комбинированная

Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т.д.) Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности.

Различают основные процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. Главный среди них запоминание, которое определяет полноту и точность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Основные 

Условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает оно в форме непроизвольного или произвольного процесса.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью.

В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Память есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому сцеплению невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного». Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Память считалась одним из самых разработанных отделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти опять сделало её узловой проблемой науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далёких от психологии, областей знаний (техники в первую очередь).

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью.

В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Память есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта предполагает удержание объекта.

То есть необходимо удержание каждого объекта для сцепления его с последующими. Без способности к такому сцеплению невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорождённого». Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Память считалась одним из самых разработанных отделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти опять сделало её узловой проблемой науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далёких от психологии, областей знаний.

В современных исследованиях памяти центральной выступает проблема её механизмов. Те или иные представления о механизмах запоминания составляют основу различных теорий памяти.

 Запоминание

Процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путём связывания его с приобретённым ранее.

 Забывание

Явление целесообразное. Может быть более или менее глубоким.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью.

В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Память есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта предполагает удержание объекта.

То есть необходимо удержание каждого объекта для сцепления его с последующими. Без способности к такому сцеплению невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорождённого». Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Память считалась одним из самых разработанных отделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти опять сделало её узловой проблемой науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далёких от психологии, областей знаний.

В современных исследованиях памяти центральной выступает проблема её механизмов. Те или иные представления о механизмах запоминания составляют основу различных теорий памяти.

Объем памяти:(7+-2)-количественный показатель сохраняющегося в памяти или воспроизведенного материала.

Расстройства памяти:

1.Амнезия-отсутствие памяти;

2.Гипермнезия-усиление памяти;

3.Гипомнезия-ослабление памяти;

4.Парамнезия-обманы памяти.

Пересказ (сплетня):

-уменьшается объем, сокращается информация;

-изменяются названия, количества;

-суть сохраняется, но обрастает новыми подробностями;

-иначе интерпретируется новая терминология;

-слушатель подстраивает материал под знакомую ему культуру;

-учитывается известный социальный фон.

 Запоминание

Процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путём связывания его с приобретённым ранее.

 Забывание

Явление целесообразное. Может быть более или менее глубоким.

Память-форма психологического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений их последующего использования.

Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т.д.) Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности.

Различают основные процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. Главный среди них запоминание, которое определяет полноту и точность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Основные 

Условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает оно в форме непроизвольного или произвольного процесса.

Постепенно усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно.

Определение личности

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используются индивидом в его дальнейшем поведении.

Свойства памяти

Характеристика

Запоминание

Накопление индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности.

Сохранение

Зависит от частоты использования.

Последующее воспроизведение

Использование в дальнейшем того, что запомнилось.

забывание

Выпадение определенного материала из деятельности.

2. Виды памяти

В зависимости от анализатора, который принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого, выделяют память:

-зрительную;

-слуховую;

-осязательную;

-обонятельную;

-комбинированную (разные модальности одновременно).

Хранение информации:

  1. сенсорная память (до 1,5 сек) –для узнавания;
  2. кратковременная память (до 30 сек) –текущая информация;
  3. долговременная память - постоянное хранение.

Память индивидуальна, зависит от особенностей функционирования нервной системы.

Информация лучше запоминается:

1) при повторении;

2) при медленной диктовке;

3) при разбивании материала на части;

4) при положительном эмоциональном настрое;

5) значимая информация;

6) понятная информация;

7) незавершенное действие;

последняя информация (кратковременная память),первая информация (долговременная память), затем припоминается середина (наложение информации).

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать жизненный личный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приёмы могут позволить расширить объём запечатлённого материала.

Психология памяти ставит перед собой задачу ответить на вопросы: как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии, и как они влияют на протекание познавательных процессов человека. В раздел психологии памяти включается также описание различных форм процессов памяти, начиная с простейших видов непроизвольного запечатления и всплывания следов, кончая сложными формами мнемической деятельности, которые позволяют человеку произвольно возвращаться к прошлому опыт, применяя ряд специальных приёмов, существенно расширять объём удерживаемой информации и сроки её хранения.

Изучение памяти было одним из разделов психологической науки, где был применён экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются. 

Поскольку память включена во все многообразно жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено прежде всего особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы. это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной вид памяти выступает у человека как особенности.

двигательная

эмоциональная

образная

1

2

3

зрительной

слуховой

осязательной

Двигательная память это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их система. Эмоциональная память это память на чувстве. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром.

Образная память это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельной и вкусовую память в известном смысле.

Заключение

Таким образом, память – это в психологии сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать жизненный личный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приёмы могут позволить расширить объём запечатлённого материала.

Список используемых источников

  1. Годфруа Ж. Что такое психология, М. - Мир, 1992.
  2. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 1982.
  3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание личность. М., 1975.
  4. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психологтя личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  5. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация, М., 1999.
  6. Щекин Г.В. Основы психологических знаний, Киев - МАУП, 1996.