Педагог и информационные технологии


  1. Какие требования предъявляются к педагогу, использующему мультимедиа в профессиональной деятельности? Перечислите наиболее эффективные шаги, которые можно сделать для повышения готовности педагогов к использованию мультимедийных средств в обучении.

Рассмотрим, как влияет введение информационных технологий (ИТ) на деятельность преподавателя. В современных условиях можно выделить следующие тенденции: педагог все больше освобождается от некоторых дидактических функций, в том числе контролирующих, оставляя за собой творческие; значительно изменяется его роль и расширяются возможности по управлению познавательной деятельностью обучаемых; изменяются качественные характеристики обучающей деятельности, происходит передача компьютеру все новых дидактических функций (предъявление учебной информации, демонстрация процессов и явлений); повышаются требования к компьютерной подготовке педагога.

Следует отметить, что роль преподавателя в условиях использования ИТ остается не только ведущей, но и еще более усложняется. Он подбирает учебный материал для диалога, разрабатывает структуры и алгоритмы взаимодействия обучаемых с ИТ, формирует критерии управления действиями обучаемых и т.д. Содержание его труда меняется– работа все в большей степени приобретает характер наставничества, что требует от него не только постоянного обновления знаний и профессионального роста, но и широкой методической компетенции. С психологической точки зрения в условиях применения ИТ у отдельных преподавателей возникают трудности в овладения компьютерной грамотностью которые кроются в боязни контакта с новой техникой, в отсутствии у большинства педагогов положительного опыта использования компьютера при проведении занятий по своему предмету. Новизна явления, к которому относится информатизация учебного процесса, дополнительные нагрузки на преподавателя, связанные с приобретением новых, необычных знаний, умений и методических навыков, отсутствие должного качества современной компьютерной техники, возрастание временных затрат на подготовку к занятиям невольно формируют у отдельных преподавателей определенные предубеждения, своеобразный психологический барьер в сознании, сдерживающий положительную мотивацию к овладению ИТ.

Говоря об информационных технологиях, следует учитывать не только технический и дидактический аспекты вопроса, но и факторы, влияющие на развитие, становление и формирование личности, одним из важнейших компонентов этой проблемы следует выделить культуру человека в его взаимосвязи с информацией.

Информационная культура преподавателя, рассматривается как часть его общей культуры, ее гуманистической и технологической составляющих, как упорядоченная совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности. В условиях информатизации образования общий комплекс профессионально-важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности, дополняется специфическими качествами, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога. К ним относится следующее.

Стремление: - интерес к современным способам информационного обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе; - потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде; - профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе.

Личностные качества: - активность (профессиональная мобильность); - ответственность при работе с техническими средствами, сочетание личной свободы и ответственности за информационную безопасность общества и личности; - согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием средств информационных технологий; - уверенность в правильности принятия нестандартных решений.

Позиция - отношение к информации, объектам и явлениям в быстроменяющейся информационной среде, критическое отношение к информационному потреблению; - стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов; - утверждение нравственности и толерантности в компьютерной коммуникации.

Таким образом, параметром эффективности профессиональной деятельности педагога в этих условиях становится информационная культура. Это значит, что преподаватель, использующий в учебном процессе компьютер, должен: знать его возможности в своей предметной области и обладать навыками работы в условиях использования ИТ, уметь руководить работой обучаемых в компьютером классе, уметь подбирать и соответственным образом компоновать учебный материал, исходя из целей обучения создавать проблемные ситуации на занятиях, писать собственные или в сотрудничестве с программистами обучающие программы, уметь разумно сочетать использование ИТ с другими видами учебной деятельности.

Осуществление информационной подготовки педагогов результативно только в том случае, если формирование информационной культуры рассматривать как важный составной элемент педагогического мастерства. Она приобретает четко выраженную профессионально окрашенную целевую установку, мотивы становятся общественно значимыми, более устойчивыми. Непременным условием применения ИТ является заинтересованность педагога в ее использовании. Это означает, что преподаватель должен увидеть, что данная технология помогает ему решать некоторые педагогические задачи обучения более эффективно (например раскрыть значимость изучаемого учебного материала, повысить интенсивность его усвоения, развить и закрепить навыки практической работы, управлять учебной деятельностью, регистрировать результаты усвоения учебного материала, способствовать сформированию у обучаемых рефлексии своей деятельности и т.д.), а также может высвободить время за счет автоматизации рутинных этапов педагогической деятельности нетворческого характера (например сообщение начальных сведений по изучаемому разделу, проверка практических работ и т.д.).

С точки зрения информатизации образования, всех педагогов целесообразно разделить на две основные категории: преподаватели- пользователи готовых мультимедийных информационных ресурсов и преподаватели-разработчики мультимедийных программных средств педагогического назначения. В ходе формирования описываемой готовности первая категория педагогов должна быть ориентирована на подготовку до уровня конечного пользователя. Преподаватель должен освоить элементарные навыки работы с компьютером, получить первое представление о наиболее распространенных пакетах программ универсального назначения, научиться работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, освоить работу с известными для его предметной области готовыми мультимедийными учебными программами, мультимедийными средствами телекоммуникационного взаимодействия с коллегами и учащимися, средствами доступа к мировым источникам информации. Преподавателям-пользователям, стремящимся использовать мультимедийные средства в обучении, рекомендуется курс лекций по психолого-педагогическим основам информационных образовательных технологий. Практическая реализация подобного курса вызывает множество различных затруднений, поскольку его содержание находится на стыке дисциплин психолого-педагогического цикла и дисциплин, связанных с программным и аппаратным обеспечением компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Подготовка второй категории педагогов, к которой относятся преподаватели, самостоятельно занимающиеся разработкой необходимых им мультимедийных информационных ресурсов, должна приближаться к уровню подготовки квалифицированных пользователей или даже программистов. Это крайне необходимо для понимания и рационального проектирования структуры мультимедийных электронных ресурсов. Для преподавателей-разработчиков чрезвычайно важно в рамках обучения на курсах повышения квалификации или самостоятельно познакомиться как с основами конструирования и использования мультимедийных средств обучения, так и с требуемыми для этого основами педагогики и психологии. При разработке мультимедийных информационных ресурсов следует учитывать, что творческие коллективы с участием системных и прикладных программистов, психологов, дизайнеров, специалистов по эргономике являются необходимым, но не достаточным условием качественной разработки. Основной замысел, содержание и идея образовательного мультимедийного ресурса должны предлагаться и совершенствоваться преподавателем-предметником. Ему же, в свою очередь, свои замыслы и идеи необходимо соразмерить с конкретными возможностями используемой аппаратуры, программного обеспечения, уровня профессиональной подготовки коллектива разработчиков.

В связи с тем, что мультимедийные информационные ресурсы, применяемые в обучении, являются не только педагогическими, но и программными средствами, передача через них содержательной части учебного курса невозможна без проведения тщательной структуризации учебного материала.

Таким образом, для рационального проектирования электронных средств обучения по всему курсу преподавателям- разработчикам необходимо обладать структурно-системным целостным представлением о материале учебной дисциплины, специализированными средствами и технологиями конструирования содержания мультимедийных средств обучения по выявленным структурам содержания соответствующих образовательных областей. Требования к преподавателю, использующему мультимедийные средства в образовательной деятельности, должны складываться из традиционных требований, предъявляемых к любому педагогу, и специфических, связанных с использованием современных информационных технологий и средств практического использования ИТ в процессе информатизации образовательной деятельности. В случае использования современных средств информатизации или, более того, реализации открытого мультимедийного виртуального учебного процесса, полностью основанном на использовании мультимедийных средств без очного контакта педагога с обучаемым, подобные требования значительно трансформируются.

В то же время выделяются специфические требования, необходимые при работе с современными средствами информатизации и мультимедийными образовательными электронными изданиями. В числе таких требований, например, знание преподавателем дидактических свойств и умение пользоваться мультимедийными средствами обучения.

Целесообразна публикация специализированных изданий, предназначенных для активизации интереса педагогической общественности к проблемам разработки и внедрения современных мультимедийных технологий. Подобные издания должны быть ориентированы на широкий круг специалистов: - педагогов всех направлений и уровней подготовки, - администраторов системы образования; - преподавателей-методистов различных дисциплин; - специалистов в различных областях информатики, таких, как интерфейс взаимодействий человека и компьютера, графические приложения, искусственный интеллект, вычислительная техника, телекоммуникации; - психологов; - эргономистов; - социологов; - лингвистов.

Важным условием повышения качества образования - формирование так называемой информационно-педагогической компетентности преподавателя, одной из основных профессиональных функций которого становится сегодня реализация новых информационных технологий в обучении. Компетенция преподавателей повышается при максимально эффективном использовании новых информационных и коммуникационных технологий в создании и развитии универсальной образовательной среды.

Общие знания и умения преподавателя в области ИТ в обучении (как когнитивной составляющей компетенции) можно определить как следующие: - знание принципов работы персонального компьютера и периферийных устройств; - владение современным программным обеспечением; - знание основных принципов работы в сети Интернет, владение программным обеспечением; - умение вести самостоятельный поиск информации в Интернет, различных электронных справочниках, базах данных, словарях, информационно-поисковых системах; - умение использовать полученные данные при решении стоящих задач. Можно выделить три уровня информационной компетентности: - Функциональная грамотность для работы с различной информацией, простейшее представление информации, группировка информации; - Отбор и интерпретация информации, сравнение информации, анализ необходимых источников информации для поиска; - Понимание оптимальных и вариативных возможностей поиска, фильтрация информации, отбор метода и технологий поиска информации, расширение источников информации, медиа-источники, литература, выделение информации для упрощения восприятия, меры по сохранению информации.

  1. Как реализуется деятельностный подход на основе использования информационных технологий?

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Деятельностный подход определяет основные направления внедрения информационных технологий в образование:

  1. Использование компьютера в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество. При этом обеспечивается:

- реализация возможностей программно-методического обеспечения современных компьютеров в целях сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций, осуществления тренировки, контроля за результатами обучения;

- использование объектно-ориентированных программных средств или систем (например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных) в целях формирования культуры учебной деятельности; - реализация возможностей систем искусственного интеллекта в процессе применения обучающих интеллектуальных систем.

  1. Использование ИТ в качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания.
  2. Использование ИТ в качестве средства развития личности обучаемого.
  3. Использование ИТ в качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики).
  4. Использование ИТ в качестве средства информационно- методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом учебного заведения.
  5. Использование ИТ в качестве средства коммуникаций в целях распространения передовых педагогических технологий.
  6. Использование ИТ в качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.
  7. Использование ИТ в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) а управления учебным оборудованием.
  8. Использование ИТ в качестве средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

Деятельностный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения. 

Сегодня от школьников требуется еще и умение сразу же применять полученные знания и навыки на практике, а также создавать что-то новое на базе полученной информации. Этих целей практически невозможно достигнуть без использования методов обучения, которые делали бы учеников не пассивными слушателями, а активными участниками обучающего процесса. Именно такая возможность появилась с использованием современных интерактивных технологий обучения.

Преимущества интерактивного и мультимедийного образования

  • Применение образовательных информационных технологий позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать учеников.
  • Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски, как средств обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.
  • Использование современных мультимедийных и интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения.
  • Интерактивные и мультимедиатехнологии обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.
  • Интерактивные и мультимедиатехнологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Образовательные информационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования.
  • Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а также собственные разработки, позволяют учителю повысить эффективность обучения.

Возможности интерактивного и мультимедийного образования

  • Возможность индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к личностным особенностям и потребностям учащихся
  • Возможность организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности;
  • Возможность компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной
  • Возможность усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала
  • Возможность активизировать познавательную деятельность учащихся (использование элементов анимации, компьютерного конструирования позволяет школьникам получить не только знания, но и первоначальные учебные навыки при изучении конкретного предмета).

Интерактивность (в контексте информационной системы) — это возможность информационно-коммуникационной системы по-разному реагировать на любые действия пользователя в активном режиме. ИТ являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого из учеников в образовательный и исследовательский процессы.