Государственные реформы Петра 1


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Государственные и сословные реформы Петра I

2 Формирование новой системы права

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Тема российского абсолютизма привлекала и привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных историков и юристов. Которые в соответствии со своей идеологией, политическим мировоззрением пытались осознать предпосылки, а также внутренние и внешние причины происхождения и историческую значимость российского абсолютизма. Западноевропейские историки до недавнего времени сравнивали русский абсолютизм с Советским государством, ссылаясь на "российскую исключительность", "преемственность" и "тоталитаризм", тем самым находя много общего между этими историческими периодами нашего отечества в форме правления и в самой сути государства. Но "российский абсолютизм" мало чем отличался от абсолютных монархий стран Западной Европы (Англии, Испании, Франции). Ведь абсолютная монархия в России прошла те же этапы развития, как и феодальные монархии этих стран: от раннефеодальной и сословно-представительной монархии - к абсолютной монархии, которая характеризуется формально неограниченной властью монарха.

Если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества; если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Объект настоящей работы – абсолютизм в России.

Цель нашей работы – рассмотреть правовые реформы, проводимые в XVIII веке.

Задачи:

  1. Рассмотреть государственные и сословные реформы Петра I.
  2. Проанализировать новшества в различных отраслях права и судопроизводства.
  3. Выяснить государственные изменения в рассматриваемый период.

1 Государственные и сословные реформы Петра I

Государственный механизм. В 1701г. функции совета приближенных людей при царе перешли от формально до той поры существовавшей Боярской Думы к Ближней Канцелярии, состоявшей в разное время из 8 - 14 министров. Каждый из министров назначался лично царем, принадлежность к аристократическим фамилиям была необязательна.

После создания на период Прутского похода в 1711г. Правительствующего Сената исчезают последние упоминания о Боярской Думе. Таким образом, исчезает единственный орган, хотя бы формально ограничивавший самовластие монарха. Функции Сената, перечисленные в мартовском указе 1711г., не давали ему никакой возможности влиять на дела в государстве помимо воли царя. Немного позже абсолютная власть монарха получила и юридическое закрепление: в толковании к артикулу 20 Воинского устава (1716г.), в Регламенте, или Уставе духовной коллегии (1721г.)

Впоследствии изменениям подвергся весь государственный аппарат, причем в основу реформ были положены как западноевропейский (в основном шведский) опыт, так и теоретические изыскания иностранных ученых. И то и другое плохо вязалось с российской действительностью, а при характерных для Петра I методах внедрения новшеств не могло дать ожидаемого положительного результата. [7, C.237]

Коллегии, во время царствования Петра I заменившие многочисленные приказы, в основном являлись отраслевыми органами управления. Согласно мысли царя, воодушевленного идеями Лейбница о "государственной машине", коллегии должны были как колеса в часовом механизме приводить в слаженное движение одна другую, но... Как и большинство реформ Петра I, реформа коллегий явно не достигла ожидаемого результата: повсеместно царил хаос и неразбериха. Чтобы исправить положение, царь избрал порочный путь — были учреждены дополнительные органы управления — "министерские консилии". При этом между всеми тремя органами центрального управления не было четкого разграничения функций и полномочий, что еще более запутало ситуацию. В итоге в течение всего XVIII в. коллегиальная система постепенно отмирала и прекратила свое существование в правление Александра I.

В это же время указом 1714г. законодательно было закреплено доносительство в государственных масштабах — был учрежден институт фискалов. В должностные обязанности этих чиновников входило возбуждение уголовных и гражданских дел, по которым не имеется челобитчика, а также негласный надзор за деятельностью государственных служащих на предмет выявления казнокрадства и нарушений законности. При этом фискалы по закону в большинстве случаев не несли наказания в случае предоставления ложной информации и, кроме того, получали четвертую часть от каждого штрафа по доносу. Такая практика, наряду с полезной деятельностью фискалов, способствовала развитию произвола и злоупотреблений в их рядах. Так, первый обер-фискал А. Нестеров, в свое время отдавший под суд собственного сына, был в итоге колесован за взяточничество.

В период правления Петра I были учреждены должности генерал- прокуроров при Сенате и Синоде, а также прокуроров при коллегиях и надворных судах, призванных наблюдать за соблюдением законности в деятельности вверенных им органов. При Екатерине II структура прокурорских органов стала более четкой. Во главе ее стоял генерал- прокурор империи, которому подчинялись прокуроры при губернских правлениях (последние находились также в подчинении губернаторов), тем, в свою очередь, подчинялись прокуроры губернских сословных судов.

Петр I не мог в своей деятельности обойти вниманием церковь- единственный институт, имевший возможность оспаривать влияние государя на подданных. Принимая во внимание моральное разложение, царившее в рядах служителей религии, царь в 1705г. провел чистку церковных рядов, взяв в рекруты и переведя в податное сословие большое количество церковных и монастырских служителей. Кроме того, после смерти патриарха Адриана, Петр отказал архиереям в возможности избрания нового патриарха, назначив местоблюстителем патриаршего престола митрополита Стефана Яворского. А в 1721г. церковь была поставлена в жесткие рамки государственного органа. Высшим церковным органом страны стала тогда Духовная коллегия (Святейший Синод) во главе с обер-прокурором. Причем, если для надзора за обер-прокурором Сената к нему были приставлены фискалы, то за деятельностью обер-прокурора Синода наблюдали инквизиторы во главе с прото-инквизитором. Постепенно обер-прокурор получил в свои руки практически неограниченную власть в церковных делах.

Для управления хозяйственными делами церкви был воссоздан Монастырский приказ. Отныне церковь обязана была платить в государственную казну различные подати и исполнять государственные повинности. [2, C.38]

В период правления Екатерины II все земельные владения церкви были секуляризированы и для управления ими, а также церковными крестьянами была создана Коллегия экономии. Тогда же церковные иерархи были переведены на государственное жалование, что окончательно сблизило их с государственными служащими.

Создание регулярной армии и флота. Практически все изменения, произошедшие во время царствования Петра I, были обусловлены потребностями войны, в течение 21 года разорявшей страну. Реформа армии началась еще во время правления Ивана Грозного, создавшего первые полки "иноземного строя". К моменту воцарения Петра I они составляли более половины численности русской армии (63 полка, 90 000 солдат). Уже в то время были введены все иностранные воинские звания, что обычно приписывается Петру I.

Для руководства армией были созданы Разрядный приказ, приказ военных дел и еще ряд специальных приказов. Для обобщения практического опыта в области тактики, военной подготовки и организации армии в 1716г. был создан Устав воинский.

Созданная в рассматриваемое время система рекрутских наборов была в соответствии с характером императора направлена на удовлетворение интересов государства без малейшего внимания к человеческой личности. Рекрутов к местам службы доставляли в кандалах, без учета погодных условий, без должного снабжения продовольствием. До распределения новых солдат по армейским частям, содержали их в тюрьмах "в великой тесноте". Такое отношение приводило не только к массовым дезертирствам, но и к увеличению за счет беглых солдат количества разбойничьих шаек.

Во время битвы под Полтавой впервые в истории России были созданы заградительные отряды, которые должны были под страхом смерти удерживать войска от бегства с поля боя.

Для подготовки военных специалистов было создано несколько специальных военных школ: бомбардирская (1698г.), артиллерийские (1701, 1712гг.). Условия существования в них обучающихся, в том числе и дворянских детей, были катастрофическими.

При этом сама армия была приоритетным направлением во внутренней политике Петра I. Была придумана особая система содержания армии, которая была применима разве что на оккупированной вражеской территории. Все полки были размещены на территории отдельных губерний, население которых обязано было снабжать их всем необходимым. На армейские части была возложена кроме того обязанность сбора подушной подати с населения, что еще больше накаляло отношения обывателей и армии. Полковое начальство получило полномочия надсмотра за деятельностью губернаторов и воевод. Любой чиновник гражданской администрации мог подвергнуться издевательствам со стороны военного командования. Российская армия по сути вела себя как на неприятельской территории.

Значение завоевания Россией Прибалтики было несоизмеримо с количеством затраченных средств и погубленных жизней. Порт Архангельск приносил в то время более трехсот тысяч рублей дохода в год и отнюдь не представлял из себя убыточного предприятия. Учитывая такое положение вещей, заслуживает внимания версия о том, что мысль военной экспансии к берегам Балтийского моря была внушена Петру I в юном возрасте датским послом в России, ярым противником Швеции, Фридрихом фон Габелем.

Русский флот, построенный для удержания господства на Балтике, состоял из чрезвычайно некачественных кораблей, которым после смерти Петра I просто не нашлось применения. В результате во время правления Екатерины I его пришлось создавать заново. Об условиях же существования матросов лучше всего говорит свидетельство адмирала Паддона: "русский флот, вследствие дурного продовольствия потерял людей вдвое больше любого иностранного флота". [15, C.174]

Для руководства флотскими делами была создана Адмиралтейств коллегия. Для регламентации службы на Флоте был издан Морской устав (1720г.). Для подготовки морских военачальников была в 1715г. открыта Морская академия, слушатели которой в большинстве своем ходили "наги и босы".

Таким образом, приходится констатировать, что и военные реформы, начатые предшественниками Петра I, хотя и привели к созданию одной из самых сильных армий в Европе, были им проведены крайне неумело, с полным пренебрежением к человеческой личности, что заставляет в очередной раз решать вопрос соотношения целей и средств.

Правоохранительные органы. Для охраны существовавшего порядка во время царствования Петра I была создана регулярная полиция. В 1718г. в Петербурге была создана должность генерал- полицмейстера, а в 1722г. в Москве- обер-полицмейстера, которые руководили деятельностью подчиненных им канцелярий полицмейстерских дел. В помощь полиции были в городах приданы старосты улиц и десятские, из числа ремесленников и купцов. К 1733г. полицмейстерские конторы были созданы в 23 городах России. Деятельности полиции в области охраны порядка, городского благоустройства, поимки беглых крестьян и т.п. государство придавало большое значение, что зафиксировано в "Регламенте Главному магистрату", где полиция называется "душой гражданства и всех добрых порядков".

Для ведения следствия и суда по политическим делам был создан Преображенский приказ. Он в начале XVIII в. был главным органом политической полиции.

В 1718г. для расследования дела царевича Алексея была создана Тайная канцелярия, которая вершила следствие и суд по политическим делам в Петербурге и его окрестностях.

В деятельности этих органов активно использовалась пытка, применение которой было регламентировано специальным царским документом: "Обряд, как обвиняемый пытается". Пытка, которая и в Европе в то время была распространена повсеместно, при Петре I была превращена в индустрию.

Реформы местного управления. С 1699г. начались изменения в системе органов управления городами. В Москве была создана Бурмистерская палата, в 1700г. переименованная в Ратушу, во главе с президентом. В ее ведении находилось управление посадским населением и сбор доходов со всех российских городов. На местах управление городскими делами находилось в компетенции бурмистерских (земских) изб, независимых от воевод, на которых лежали только военные и полицейские функции. В 1702г. воеводам было предписано управлять совместно с дворянскими выборными советами.

В 1721г. был издан Регламент Главному магистрату, а в 1724г. — Инструкция городовых магистратам, которые определяли всю деятельность этих органов управления. Городовые магистраты являлись коллегиальными выборными органами управления. Их компетенция распространялась на финансовые, судебные и организационные вопросы.

В 1708г. вводилось новое административно- территориальное деление страны. В соответствии с императорским указом вводилось 8 губерний во главе с губернаторами, в руках которых находилась административная, судебная и военная власть. В Азовской и Петербургской губернии были учреждены должности генерал- губернаторов. В 1713г. при губернаторе были учреждены ландратские комиссии из числа местных дворян для наблюдения за деятельностью губернаторов. Исполнительным органом при губернаторе была губернская канцелярия, ведавшая различными административными, судебными и финансовыми вопросами.

Губернии делились на уезды во главе с комендантами. Вскоре административно- территориальное деление стало трехзвенным: появились провинции во главе с обер-комендантами. В 1715г. уезды были ликвидированы, а в 1719г. вместо них были созданы дистрикты (округа) во главе с земскими комиссарами.

В 1724г. территория страны была разделена на полковые дистрикты для усиления военно-карательных средств на местах, сбора подушной подати и т.д. Две параллельных системы управления (гражданская и военная) постоянно мешали друг другу, что после смерти Петра I привело к реорганизации системы управления. Были ликвидированы земские и полковые комиссары, Главный магистрат. Вместо упраздненных дистриктов восстанавливались уезды. [3, C.143]

Общественный строй. Рассматриваемый период в истории России характеризуется серьезными изменениями в сословном делении общества. Сословная структура становится более простой и четкой за счет консолидации основных социальных слоев. В первую очередь это относится к феодальному сословию, ранее делившемуся на многочисленные группы. Во время царствования Петра I все они были объединены в единое "шляхетское" сословие, хотя к концу правления первого российского императора в обиход стал возвращаться поднятый на новый уровень термин "дворянство".

Для постоянной подпитки правящего сословия свежими кадрами была предусмотрена возможность получения дворянского титула лицами, получившими образование, за гражданскую или военную службу ("Табель о рангах" 1722г.), вложение больших капиталов в производство.

Надо отметить, что в период властвования Петра I дворянство можно называть привилегированным сословием с одной оговоркой: все его привилегии оборачивались с другой стороны обязанностью для всех дворян получать образование (вбивавшееся командно- административными методами), а для обделенных наследством кадетов (дворянских детей), еще и служить на государственной или военной службе за жалование (выплачивалось последнее крайне нерегулярно). Эти благие намерения Петр I реализовывал со свойственной ему горячностью, неосмотрительностью, без какого- либо предварительно разработанного плана. В итоге значительное количество дворян больше страдало от своей родовитости, нежели получало от этого выгоду.

Ситуация с эксплуатируемым сословием была более сложна и неоднозначна. С одной стороны, исчезли различные мелкие группы и подгруппы зависимых крестьян и холопов, образовавших единое крестьянское сословие. С другой стороны, в их стане шло разделение по принципу принадлежности тому или иному собственнику: государству, церкви (экономические крестьяне), императорской династии или отдельным феодалам (частновладельческие крестьяне в случае приписки к заводам и фабрикам образовывали слой посессионных крестьян). Выход из крестьянского сословия возможен был лишь в случае прохождения службы в армии, куда крестьянам было разрешено вступать добровольно.

И именно при Петре I в стране появилось крепостничество в самом негативном смысле этого слова (указ 1711г. "О крепости крестьянской"). Отныне любой крестьянин по желанию хозяина мог быть убит, разлучен со своей семьей и продан на сторону, сослан навечно на каторгу и т.п. Таким образом, из ограниченного в правах, пусть и зависимого человека крестьянин волей Петра I стал вещью, рабом.

Городское сословие также делилось на несколько замкнутых сословных групп как податного, так и привилегированного населения. При этом отдельные городские социальные группы, как и в случае с крестьянством, имели внутреннее деление (например, купечество трех гильдий).

Духовное сословие находилось под полным контролем государства, которое стремилось ограничить доступ извне в те две группы, на которые оно делилось: белое духовенство (священники) было в основном наследственным, а в черное (монашество), допускались лишь некоторые младшие отпрыски дворянских семей, что диктовалось необходимостью для Петра I мобилизации всех людских ресурсов в условиях затяжной войны.

Остальные промежуточные сословные группы допетровской России были ликвидированы путем слияния с тем или иным сословием в период петровских преобразований.

2 Формирование новой системы права

Возникшие еще при Петре 1 специальные политические репрессивные органы более интенсивно стали развиваться во второй четверти XVIII в. Преобразования 1713-1718 гг. укрепили систему розыскных канцелярий и в 1718 году образуется центральный орган - Тайная канцелярия. После ее ликвидации в 1726 г. Контрольно-розыскные и надзорные функции переходят к Верховному Тайному совету, а затем в 1731 г. специально созданной Канцелярии тайных розыскных дел. Это был в собственном смысле слова карательный орган, прототип тайной полиции.

Незнание закона субъектами, в отношении которых он действовал, было обычным явлением. В целом публиковалось не более половины всех издаваемых актов, тираж был небольшим.

Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали:

  1. Утвержденные в 1714 г. и изданные в 1715 г. Воинские Артикулы, свод военно-уголовного законодательства.
  2. Утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент или Устав коллегиям, охватывавший всю сферу нового административного законодательства. При подготовке регламента была осуществлена рецепция иностранного права: в его основу был положен шведский Канцелярский устав 1661 г.
  3. Кодификация норм частного права, почерпнутых из Указа о единонаследии и последующих актов о наследовании. Сводный документ, получивший название Пункты о вотчинных делах (1725 г.), был обобщением судебной практики и толкованием закона. Первая петровская систематизация уголовно-правовых норм была произведена в 1715 г. при создании "Артикула воинского".

Воинские артикулы состоят из двадцати четырех глав и двухсот девяти статей и включены в качестве Части второй в Воинский устав. Юридическая техника этого кодекса достаточно высокая: законодатель впервые стремится использовать наиболее емкие и абстрактные юридические формулировки и отходит от традиционной для русского права казуальной системы. [11, C.59]

Законодатель обращал внимание на степень случайности - грань между неосторожным и случайным преступлениями была весьма тонкой. Выделив субъективную сторону преступления, законодатель все же не отказывался от принципа объективного вменения: нередко неосторожные действия наказывались так же, как и умышленные: для суда был важен результат действия, а не его мотив. Вместе с преступником несли ответственность лица, не совершавшие преступления, - его родственники. Ответственность снималась или смягчалась в зависимости от объективных обстоятельств. К смягчающим обстоятельствам закон относил состояние аффекта, малолетство преступника, "непривычку к службе" и служебное рвение, в пылу которого было совершено преступление.

Характерно, что к отягчающим обстоятельствам закон впервые стал относить состояние опьянения, прежде всегда бывшее обстоятельством, смягчающим вину. Законодатель вводил понятия крайней необходимости (например, кража от голода) и необходимой обороны. В ряде случаев законодатель предусматривал наказание за один только умысел (в государственных преступлениях).

Артикулы включали следующие виды преступлений:

  1. Против религии. В эту группу входили чародейство, идолопоклонство, которые наказывались смертной казнью (сожжением) при условии, что будет доказано сношение обвиняемого с дьяволом. В противном случае назначалось тюремное заключение и телесное наказание.

Богохульство наказывалось усечением языка, а особая хула девы Марии и святых - смертной казнью. При этом учитывался мотив злостности в богохульстве.

Несоблюдение церковных обрядов и непосещение богослужений, нахождение в церкви в пьяном виде наказывались штрафом или тюремным заключением. Наказывалось и недоносительство в богохульстве.

"Совращение в раскол" наказывалось каторгой, конфискацией имущества, а для священников - колесованием.

Божба, т.е. произнесение "всуе" имени божьего наказывалось штрафом и церковным покаянием.

  1. Государственные. Простой умысел убить или взять в плен царя наказывался четвертованием. Так же наказывалось вооруженное выступление против властей (одинаковое наказание - четвертование несли исполнители, пособники и подстрекатели).

Оскорбление словом монарха наказывалось отсечением головы.

  1. К должностным преступлениям относили взяточничество, наказываемое смертной казнью, конфискацией имущества и телесными наказаниями.
  2. Преступления против порядка управления и суда. К ним относились срывание и истребление указов, что наказывалось смертной казнью. Сюда же относились такие действия, как подделка печатей, писем, актов и расходных ведомостей, за что полагались телесные наказания и конфискация. За подделку денег - сожжение.

К преступлениям против суда относились лжеприсяга, которая наказывалась отсечением двух пальцев (которыми присягали) и ссылкой на каторгу, лжесвидетельство, наказываемое как и лжеприсяга (кроме того, назначалось церковное покаяние).

  1. Преступления против "благочиния", близко стоящие к предыдущей группе, но не имеющие прямой антигосударственной направленности. К ним относили укрывательство преступников, каравшееся смертной казнью, содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения вреда, распевание непристойных песен и произнесение нецензурных речей.

В дополняющих Артикулы указах предусматривались наказания за буйство, пьянство, игру в карты на деньги, драки и нецензурную брань в публичных местах.

6. Убийство. Артикулы различали умышленное (каравшееся отсечением головы), неосторожное (наказываемое телесным заключением, штрафом, шпицрутенами), случайное (ненаказуемое). К наиболее тяжким видам убийств законодатель относил убийство по найму, отравление, убийство отца, матери, младенца или офицера. Особая этическая окраска этих составов очевидна, за этим следовал и особый вид наказания - колесование.

Неудачно покушавшийся на самоубийство после благополучного спасения приговаривался к смертной казни. Оставшиеся в живых дуэлянты наказывались повешением, тела погибших на дуэли (как и самоубийц) подвергались надругательству.

Отсечение руки назначалось за удар тростью (состав, находящийся на грани междутелесными повреждениями и оскорблением действием). Ударившего рукой, ударял публично по щеке профос (низший воинский чин, наблюдавший за чистотой отхожих мест).

  1. Артикулы вводят имущественный (количественный) критерий для определения тяжести преступления - сумму в двадцать рублей. За кражу на сумму меньше установленной в первый раз преступник наказывался шпицрутенами (шесть раз проходя через строй), во второй раз наказание удваивалось, в третий раз ему урезали уши, нос и ссылали на каторгу. Укравшего имущество на сумму свыше двадцати рублей уже после первого раза казнили.

Смертная казнь назначалась также лицам, укравшим: в четвертый раз, укравших во время пожара или наводнения, из государственного учреждения, у своего господина, у своего товарища, на месте, где он нес караул, из военного склада. Эти лица наказывались смертью через повешение.

  1. К преступлениям против нравственности относили изнасилование (факт которого, согласно закону, должен быть кроме заявления подтвержден данными экспертизы), мужеложество (наказываемое смертной казнью или ссылкой на галеры), скотоложество (за которым следовало тяжелое телесное наказание), "блуд", кровосмешение или связь между близкими родственниками, двоеженство, прелюбодеяние (наказываемое тюремным заключением и каторгой).

Основной целью наказания по Артикулам являлось устрашение, что явствовало из специальных оговорок типа "дабы через то страх подать и оных от таких непристойностей удержать". Устрашение сочеталось с публичностью наказаний.

Архаический элемент мести, возмездия становился дополнительным по отношению к устрашению. Преступнику отсекали тот орган, посредством которого он совершил преступные действия. [6, C.94]

Изоляция, исключение из общества преступника, становится определенно выраженной целью наказания.

Труд преступников использовали при строительстве Санкт-Петербурга, гаваней, дорог, каналов, при работе в рудниках и мануфактурах.

Наказание и его применение характеризовались рядом особенностей: а) отсутствием индивидуализации, когда вместе с преступником или вместо него наказывались его родственники;

б) неопределенностью формулировок ("по суду наказан будет", "по обстоятельствам дела наказан будет" и т.п.: неопределенность приговора усиливала общее состояние страха); в) отсутствием формального равенства перед законом.

Смертная казнь по Артикулам была предусмотрена в 122 случаях, причем в 62 случаях - с обозначением вида, она подразделялась на простую и квалифицированную.

К простой смертной казни относились отсечение головы (упоминалось 8 раз), повешение (33 раза) и расстрел (аркебузирование - 7 раз). К квалифицированным видам казни относили четвертование (поочередно

отсекались конечности, потом голова; иногда конечности отрывались щипцами; упоминалось 6 раз), колесование (по телу прокатывали окованное колесо, дробя тело; упоминалось 5 раз), закапывание в землю заживо (зарывали до плеч, осужденный умирал от жажды и голода), залитие горла металлом, сожжение (на костре или в срубе; упоминалось 3 раза), повешение за ребро на железном крюке.

Телесные наказания подразделялись на членовредительные, клеймение и болезненные.

К членовредительным относили урезание языка или прожигание его каленым железом, отсечение руки, пальцев или суставов, отсечение носа и ушей, вырывание ноздрей.

Клеймение заключалось в наложении каленым железом особых знаков на тело преступника (лоб, щеки, руки, спину). Цель этого наказания - выделить преступника из общей массы, привлечь к нему внимание.

К болезненным наказаниям относили битье кнутом (до 50 ударов и "нещадное"), батогами (прутьями, число ударов не регламентировалось приговором), плетью (число ударов также не регламентировалось), "кошками" (четыреххвостной плетью), линьками (на флоте, канат с узлами), шпицрутенами (толстыми прутьями при прогоне через строй три, шесть или двенадцать раз; упоминалось в 39 случаях), розгами. К болезненным видам относили также заковывание в железо, ношение на себе седла и ружья, посажение на деревянную (очень неудобную) лошадь, хождение босиком по деревянным кольям.

Каторжные работы назначались в виде ссылки на работу по строительству гаваней, крепостей, на работу в рудники и мануфактуры навечно или на определенный срок. К каторге приравнивалась ссылка на галеры гребцом.

Расширяется применение тюремного заключения, иногда сопровождающееся заковыванием в железо. Более мягкой формой заключения являлся арест у профоса (до двух недель).

Лишение чести и достоинства осуществлялось в виде позорящих наказаний и особой процедуры - шельмования. К позорящим наказаниям относились повешение за ноги после смерти, удар профоса по щеке, прибитие имени на виселице, раздевание женщин донага, положение тела на колесо.

Процедура шельмования включала следующие действия: имя преступника прибивалось к виселице, палач над коленопреклоненным преступником ломал шпагу и его объявляли вором (шельмой). Преступник предавался церковной анафеме и объявлялся вне закона, отлучался от церкви и ее обрядов, от таинств, брака и возможности принесения присяги. Он фактически исключался из общества. Это наказание предусматривалось в 11 случаях.

Близким к шельмованию видом наказания была политическая смерть, заключавшаяся в конфискации имущества, лишении чести, всех прав, состояния и службы. [8, C.79]

Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией и его решения были окончательными.

Судебными функциями (по делам своих чиновников) наделялись приказы и коллегии.

Новыми чертами организационной судебной системы в первой четверти XVIII в. стали: коллегиальное устройство судов и попытки (правда, неудачные) отделить судебную организацию. Абсолютистское государство первой четверти XVIII в. называют полицейским.

Уже в 1733 г. в 23 городах существовали полицмейстерские конторы во главе с полицмейстером. Полиция имела вооруженные формирования.

В области судебного процесса уже с конца XVII в. господствуют принципы розыска, "инквизиционный" процесс. В 1697 г. принимается указ "Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску..."

Розыскные начала вводились также в гражданские споры. Регламентация этого вида процесса давалась в специальном "Кратком изображении процессов или судебных тяжб",

Закон допускал отвод судей при наличии на то особых оснований: нахождение судьи "в свойстве" с одной из сторон, наличия между судьей и стороной враждебных отношений или долговых обязательств.

Первая стадия заканчивалась на ответе ответчика. Такой ответ мог быть "повинным", ответчик мог "запереться" или признаться, но с указанием новых обстоятельств дела.

Вторая стадия процесса начиналась с анализа доказательств. Различались четыре вида доказательств: собственное признание, свидетельские показания, письменные доказательства, присяга.

"Царица доказательств" - собственное признание. Для его получения могла применяться пытка. Пытка не являлась внепроцессуальной мерой.она подвергалась законом тщательной регламентации. Пытали соразмерно занимаемому чину и сословию (дворян как людей "деликатного сложения" пытать следовало не так жестоко, как крестьян), возрасту (лиц старше семидесяти лет пытке не подвергали, так же как и недорослей, не достигших пятадцатилетнего возраста), состоянию здоровья (нельзя было пытать беременных женщин). Пытать можно только определенное число раз, после каждой процедуры испытуемому давали возможность оправиться и подлечиться. Пытать могли и свидетелей.

Негодными свидетелями считались лица, не достигшие пятнадцатилетнего возраста и клятвопреступники, признанные таковыми по суду, проклятые церковью, клейменые, шельмованые, судимые - за разбой, воровство и убийство, прелюбодеи, иностранцы, о которых нет достаточных сведений. Применялась "формальная теория доказательств": ценность каждого доказательства определялась заранее и была неизменной. Так, показания мужчины считались более основательными, чем показания женщин, показания знатного человека оценивались выше, чем показания незнатного, ученого - ценнее, чем неученого, показания духовного лица -доверительнее показаний светского человека.

Дача ложных показаний наказывалась отсечением пальцев руки. Заслуживающим наибольшего доверия считались записи в городовых и судейских книгах, записи в торговых книгах оценивались ниже (если там не было личной подписи должника), учитывались долговые обязательства и деловые письма. Нередко письменные доказательства нуждались в подкреплении присягой.

Решение выносилось большинством голосов, при их равенстве перевешивал голос президента (председателя). При выяснении мнений опрос начинался с младшего члена суда.

Приговоры по делам, где применялась пытка, утверждались высшим чиновником (фельдмаршалом или генералом), которые могли поменять меру наказания.

Гражданские дела рассматривались судами в ином порядке. В 1723 г. принимается указ "О форме суда", наметивший поворот к состязательной форме судебного процесса. Тяжеловесное и громоздкое письменное судопроизводство вновь заменялось устным судоговорением. Устанавливались сокращенные сроки явки сторон в суд. Неявившегося ответчика разыскивали с барабанным боем, зачитывая указ. Расширялось судебное представительство, которое могло применяться при разборе любых дел на основании доверенности или поручительства. Ответственность за действия представителя принимал на себя доверитель. Хотя по указу "О форме суда" предполагалось рассматривать и уголовные дела (кроме дел об убийстве, разбое, татьбе с поличным, расколе и богохульстве), практика пошла по пути применения этого акта главным образом в гражданском процессе. Уже в 1725 г. вновь был расширен круг дел, рассматриваемых на основе "Краткого изображения процессов". Главной тенденцией в развитии судебного процесса было усиление, розыскных "инквизиционных" начал.

Сохранялось право родового выкупа, срок которого был сокращен в 1737 г. с сорока до трех лет. Положение Указа о единонаследии, касающееся нераздельности имущества с вытекающими отсюда последствиями для оставшихся без земли дворян, стесняло свободу распоряжения недвижимостью. Чтобы преодолеть ограничения практика выработала ряд юридических фикций: введение подставных лиц, заключение дополнительных или незаконных сделок и т.п. 1719 г. добыча полезных ископаемых, "обнаруженных на частных землях", становится прерогативой государства.

В 1772 г. монополия государства на недра и леса была отменена. Важной областью зарождения элементов капитализма (без которых невозможно установление абсолютизма) стало мануфактурное производство . Но свободного рынка труда не было.

Был установлен порядок приписки к мануфактурам государственных крестьян (в государственном секторе экономики) и покупки крестьян с землей при обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе). Эти категории крестьян получили наименование приписных и посессионных (1721 г.).

Право собственности приобретателей было и здесь ограничено: запрещалось закладывать эти деревни, а их приобретение разрешалось лишь с ведения высоких компетентных органов (Берг- и Мануфактур-коллегий) .

В 1782 г. право промышленников, выходцев из мещан и крестьян, приобретать населенные деревни отменяется и вновь монопольным собственником населенных земель становится дворянство.

Наиболее распространенными видами товарищеских объединений стали простые товарищества, товарищества по вере. В акционерные компании российские предприниматели входили вместе с иностранными пайщиками. В законе начинают формироваться понятия юридического лица и корпоративной собственности.

Договор подряда, ранее уже известный русскому законодательству, в условиях государственного промышленного протекционизма, дополняется договором поставки заказчиком, в котором, как правило, являлись государство, его органы или крупные частные и смешанные компании.

Договор личного найма заключался для выполнения работ по дому, на земле, в промыслах, цехах, мануфактурах, заводах и торговых предприятиях. Свобода воли при заключении договора была в ряде случаев условной: несовершеннолетние дети и женщины заключали его только с согласия мужа или отца, крепостные крестьяне - с согласия помещика.

Договор купли-продажи регулировал перемещение любых объектов собственности (движимой и недвижимой). Ограничения, налагаемые монополистической политикой государства, касались как предмета договора (запреты продавать родовую недвижимость, некоторые виды полезных ископаемых), так и его условий (установленные сроки для выкупа родовых имуществ, ограничение круга субъектов, приобретающих недвижимость и крестьян). Обман, заблуждение и принуждение, допущенные при заключении договора, являлись основаниями для его аннулирования. Предусматривалась купля-продажа с рассрочкой платежа ("в кредит"), выплатой аванса или предоплаты ("деньги вперед"). Общие положения договора купли-продажи распространялись на договор поставки.

Договор поклажи на движимое имущество заключался любыми субъектами, кроме монахов, которым Духовный регламент запрещал брать на хранение деньги и вещи.

Договор займа с развитием денежной системы и корпуса ценных бумаг (закладных, акций, купчих, векселей и пр.) приобретает новые черты. Закон формально запрещал взимать проценты по займам, только в 1754 г. официально устанавливаются шесть процентов годовых. На практике же проценты взимались и раньше. Займ часто связывался с залогом, когда гарантией уплаты долга становился заклад земли или движимого имущества.

Создается кредитная (заемная) система учреждений во главе с заемным банком. С 1729 г. развивается система частного кредита, купцы получили право обязываться векселями. Вексель (по Вексельному уставу) становился ценной бумагой на предъявителя, включающейся в денежный оборот.

Законодатель, ориентируясь на западный правовой опыт, пытался внедрить принцип майората, при котором наследовал старший сын. Русская традиция стояла на стороне младшего сына, по обычаю наследовавшего отцу. Практика избрала компромиссный путь - наследование одного сына по выбору завещателя. Остальные дети получали доли движимого имущества в рамках завещательного распоряжения.

Дочери наследовали недвижимость по завещанию и только при отсутствии сыновей.

При отсутствии детей вообще недвижимое имущество по завещанию могло быть передано родичам (родственникам, носящим ту же фамилию, что и наследодатель, т.е. в прежней терминологии - "в род"). Движимое имущество в любых долях могло быть разделено между любыми претендентами, завещатель дает его "кому захочет". Индивидуальная свобода завещания заметно увеличилась по сравнению с порядком наследования в предыдущий период.

Закон по-прежнему допускал юридическую фикцию из эпохи поместных наследований. Для того чтобы недвижимость перешла к дочери, ее муж должен принять фамилию наследодателя, в противном случае недвижимость переходила государству (имущество считалось выморочным).

При отсутствии завещания в силу вступал законный порядок наследования и майоратный принцип здесь был непререкаем: недвижимость наследовал старший сын, а движимое имущество делилось поровну между остальными сыновьями, В 1731 г. главные положения Указа о единонаследии отменяются. С этого времени наследование по закону регламентируется следующим образом: недвижимость переходит ко всем сыновьям в равных долях, дочери получают одну четырнадцатую, а вдова - одну восьмую, из движимого имущества дочерям выделяется одна восьмая, а вдове - одна четвертая доля. При этом родовое недвижимое имущество (майоратное) переходит только к наследникам по закону. [3, C.25]

В завещании наследодателю предоставлялась большая свобода распоряжения: кроме майоратных и заповедных имуществ, он мог перераспределять наследственную массу по своему усмотрению.

Указ о единонаследии внес изменения и в сферу семейного права. Был повышен брачный возраст для мужчин - до двадцати лет, для женщин - до семнадцати лет.

В брак запрещалось вступать близким родственникам и умалишенным ("дуракам", по терминологии указа 1722 г. "О свидетельствовании дураков в Сенате").

На вступление в брак требовалось согласие родителей брачующихся и начальства для военнослужащих, а также знание арифметики и геометрии для дворян. Крепостные вступали в брак с дозволения господ. По закону требовалось свободное согласие брачующихся.

Признавался только церковный брак. С 1721 г. разрешено было заключать смешанные браки с христианами других конфессий (католиками, протестантами), брак с иноверцами запрещался.

Поводы для расторжения брака предусматривались следующие: политическая смерть и ссылка на вечную каторгу, безвестное отсутствие одного из супругов в течение трех лет, поступление в монашество, прелюбодеяние одного из супругов, неизлечимая болезнь или импотенция, покушение одного из супругов на жизнь другого, недоносительство о готовящемся преступлении против монарха.

В 1753 г. специальным актом закрепляется раздельность обязательственных прав супругов, подчеркивается свобода одного из них от долгов и обязательств, принятых другим.

В отношении детей родители пользовались почти такой же властью, как и раньше: их можно было наказывать, отправлять в монастырь и отдавать в работу на срок по найму.

По закону отец должен был содержать своих незаконнорожденных детей и их мать, однако незаконнорожденные дети не имели имущественных прав и не могли претендовать на участие в наследовании по закону.

По указу 1714 г. опекунство над малолетними членами семьи возлагалось на наследника недвижимого имущества. Опека устанавливалась над несовершеннолетними детьми и продолжалась до их совершеннолетия. Совершеннолетие наступало для наследников недвижимости в двадцать лет, для наследников движимого имущества - в восемнадцать лет (женщин в семнадцать). Опека могла устанавливаться также над умалишенными и патологически жестокими помещиками.

Заключение

Отличительная черта всех полицейских, тоталитарных государств, каким без сомнения была и Россия Петра I, это страсть к абсолютному, мелочному регламентированию всех сторон жизни общества и государства. Петр I в полной мере подтвердил этот тезис изданием огромного количества царских указов, законов, рескриптов, плакатов, предписаний и т.п. Воодушевленный порочной идеей о самостоятельном обустройстве идеального государства на основе хороших законов и государственных органов, он стремился везде применить кипевшую в нем страсть к регламентации. В итоге страна управлялась не на основе законов, а на основе чрезвычайных царских указов, возведенных в ранг закона. Появлялись документы с предписаниями правильного устройства печей, производства холста, устройства крыш, похорон, посещения церкви и т.д. без конца. Такие пространные и подчас невыполнимые царские указания по всем вопросам абсолютно отбили в итоге у представителей местного управления, охоту и возможность самостоятельных действий.

Время правления Екатерины II более известно как "просвещенный абсолютизм". В этот период усиленно разрабатывается идея о "законной монархии", что само по себе является нонсенсом, поскольку новая императрица взошла на престол в результате государственного переворота и убийства своего мужа.

Список используемой литературы

  1. Абсолютизм в России (Сборник статей) М. 1964, стр.18-49, 99-167, 206-319.
  2. Анисимов Е.В. Рождение империи, в кн. "История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XXв /сост.С.В.Мироненко. - М.:Политиздат,1991.
  3. Буганов В.И. Петр Великий и его время - М.:Наука,1989.
  4. История государства и права СССР. Сборник документов. ч.1, М., 1968. (Док №№ 43, 44, 46, 49, 50, 52, 53, 58, 60, 62)
  5. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в./под ред. Б.А. Рыбакова - М.: Высшая школа,1983.
  6. История СССР с древнейших времен до наших дней, т.3, М., 1967
  7. Ключевский В.О. Сочинения в 9 тт. Т.4 Курс русской истории. Ч.4 - М.:Мысль,1989.
  8. Князьков С.Н. Очерки из истории Петра Великого и его времени - М.:Культура,1990. 1. Российское законодательство в Х-ХХ вв. т.4, М., 1986
  9. Мавродин В.В. Рождение новой России - Л.:ЛГУ,1988.
  10. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого - М.: Международные отношения,1990.
  11. Омельченко О.А. Становление абсолютной монархии в России: Учебное пособие М.: ВЮЗИ, 1986
  12. Очерки истории СССР. 1 четверть ХVIII в. М. 1954 с. 291-370, 381-412
  13. Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей/сост. А.П.Богданов. - М.:Современник,1990.
  14. Стешенко Л.А., Софроненко К.А. - Государственный строй в России в первой четверти ХVШ в. М. 1973
  15. Черепнин Л.В. К вопросу о складывании абсолютной монархии в России (ХVI-ХVШвв.) М., 1968.