Понятие семьи


Социологи, которые уделяют понятию «семьи» достаточно много внимания, трактуют его следующим образом.

Являясь своеобразным социальным институтом, семья, как и любое сложное социальное явление, не поддается однозначной дефинитивной характеристике. Различные ученые делали попытки осветить отдельные аспекты сложного понятия «семья». Предлагались определения с точки зрения социологии (М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин, А.И. Антонов, В.М. Медков, А.Г. Харчев, С.Н. Голод), истории (П.Ланслетт П., Ж.-Л. Фландрэн), этнографии (Дж. Мердок, О.А. Ганцкая), культурологии (К.М. Хоруженко, А.А. Радугин), социальной философии (Н.И. Андреева, А.А. Магомедов) – семья выступает объектом комплексного изучения различных наук. Обобщая многочисленные концепции разных авторов, целесообразно выделить два основных подхода к изучению понятия «семья»: историко-социологический и культурно-философский.

Представители историко-социологического подхода занимаются изучением типов социальных отношений, характерных для семьи, связи семьи с другими социальными общностями, динамики и мотивации браков и разводов, исторических типов и форм семейно-брачных отношений, тенденций и перспектив их развития. Одним из первых отечественных социологов сформулировать отличительные черты семьи попытался М.М. Ковалевский[1]. Он утверждал, что исторически семья не представляет собой союза только тех лиц, которые связаны между собой браком или кровным родством. Семью эту можно назвать или определить как совокупность лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же домовладыки. Определение М.М. Ковалевского по своему происхождению восходит к трудам Аристотеля, который считал, что в совершенной семье два элемента: рабы и свободные. Основой такой семьи является совместное хозяйство, а не отношения родства.

Более близким к современному пониманию семьи является определение русского социолога начала XX столетия П.А. Сорокина: «Под семьей мы понимаем (применительно к современному населению) легальный союз (часто пожизненный) супругов с одной стороны, союз родителей и детей, с другой, союз родственников и свойственников, с третьей»[2]. В 1960-х годах проблемами семьи в СССР активно занимался А.Г. Харчев, который рассматривал семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью[3]. Долгое время это определение семьи считалось в отечественной философии классическим, хотя уже один из последователей А.Г. Харчева С.Н. Голод указывал на неточности данной дефиниции.

Так, по мнению социолога, вызывает сомнение, является ли общность быта собственно семейной характеристикой. Сам С.И. Голод условием существования семьи считает наличие одного из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства[4].

Таким образом, с точки зрения социологии, «семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи»[5]. В приведенных выше дефинициях общим определяющим критерием формирования и функционирования семьи является родство.

Историки, отечественные и зарубежные, говоря о семье, постоянно возвращаются к понятию «домохозяйство». Так, английский ученый П.Ланслетт в своем труде в качестве основной социальной единицы рассматривает именно домохозяйство («сожительствующая домашняя группа»)[6].

С развитием отечественного семьеведения, характеризуя семью, исследователи используют понятия «социальный институт» и «социальная группа», «социальная система». Таким образом, согласно современным исследователям семьи в русле социальной философии, именно наличие триединого отношения супружества – родительства – родства обусловливает существование семьи в ее традиционной форме.

Представители культурфилософского направления в своих исследованиях исходят из того, что человек и семья существуют не только в обществе, но и в культуре. В рамках культурного подхода исследователи подчеркивается, что семья выполняет не только задачу воспроизводства населения, но и позволяет индивиду адаптироваться в социокультурном пространстве. Некоторые зарубежные культурологи (Л. Уайт) связывают появление собственно человеческой семьи с зарождением феномена культуры:

- трансформация антропоидного сексуального союза в человеческую семью осуществляется под влиянием такого культурного фактора как символизация, нашедшая выражение в членораздельной речи. И как следствие появившейся у людей способности широкой кооперации появляются специфические функции человеческой семьи - взаимопомощь в борьбе за существование и взаимопомощь при обороне и нападении. Более того, организация людей в разнообразные социальные группы есть проявление одной из главных функций культуры, которая рассматривается как внетелесный механизм, применяемый определенным животным видом для сохранения и продления своей жизни[7].

Семья выполняет ряд специфических функций: репродуктивная (продолжение рода); воспитание детей или социализация личности; хозяйственно-экономическая; рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха); регулятивная (общественный контроль); коммуникативная (общение). Некоторые исследователи выделяют и другие функции семьи. Так, например, функция защиты предполагает: 1) защиту личности самой семьей; 2) защиту членов семьи (особенно детей) от самой семьи.

Понятию семьи большое внимание уделяют не только социологи, но и юристы. Действующее законодательство не содержит правового определения семьи поэтому с юридической литературе по вопросу о его необходимости существует две противоположные позиции.

Приверженцы первой из них считают нужным дать законодательное определение семьи. Но поскольку различные отрасли права регулируют разные по содержанию отношения с участием членов семьи, возникают трудности в выработке универсального понятия семьи, приемлемого для всех отраслей права. По их мнению, нужно выработать и закрепить в законе определение семьи для каждой правовой отрасли, субъектами которой являются члены семьи.

Существует также мнение, согласно которому не стоит на законодательном уровне давать определение семьи. Обосновывается оно тем, что очень многообразны критерии, характеризующие семью, и слишком разнятся условия существования семей. К тому же авторы этого мнения полагают, что семья как таковая субъектом права не является, субъектами являются конкретные члены семьи, более того, семья — это явление не правовое, а социологическое.

Вряд ли можно однозначно согласиться с подобными выводами и предложениями. Прежде всего, сложность и многогранность явления не влечет вывода о том, что в его определении должны быть указаны все присущие ему признаки, достаточно ограничиться основными и относительно постоянными.

Ссылка на социальный характер семьи верна, но это не отрицает возможности ее правового определения. Попав в сферу правового регулирования, семья становится социально-правовым явлением, что дает возможность включить в ее определение как социальные, так и правовые признаки. По меньшей мере два из них отражены в действующем семейном законодательстве:

- наличие взаимных прав и обязанностей членов семьи (этот признак является обязательным);

- как правило, члены семьи проживают совместно, хотя носителями семейных прав и обязанностей могут быть члены разных семей (например, алиментные обязанности бывших супругов или дедушки и бабушки по содержанию своих внуков).

Вызывает сомнение и утверждение о том, что семья субъектом права не является. Анализ действующего законодательства доказывает обратное. Как самостоятельное понятие “семья” встречается в тексте ряда статей СК РФ (ст. 1, 2, 22, 27, 31, 54, 57 и др.). Таким образом, имеется достаточно оснований, чтобы рассматривать семью в качестве самостоятельного субъекта права. А это приводит к выводу о необходимости правового определения семьи и его отражения в законе.

Встречающиеся возражения авторов по поводу того, что в семейном законодательстве при употреблении термина “семья”, по сути, речь идет о правах и обязанностях ее членов как совершенно отдельных субъектах семейно-правовых отношений, лишь подчеркивают сложность такого социально-правового феномена как семья. Правовая взаимосвязь членов семьи является непременным условием ее существования. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в семейном праве семья выступает как единый коллективный субъект, члены которого также являются самостоятельными субъектами семейных правоотношений.

В научной литературе неоднократно появляются достаточно весомые аргументы в пользу определения понятия «семья», принятия единого нормативного акта, компилирующего все нормы, касающиеся семьи и отношений, непосредственно и опосредованно касающихся данного термина, появляются революционные предложения наделить семью, ввиду ее особой правосубъектности в сфере жилищного права, статусом субъекта жилищных правоотношений. Так, в 1949 г. О.П. Луцевым была опубликована работа «Семья как субъект права на жилплощадь в СССР», принципиально новым тезисом которой было утверждение, о том, что субъектом права на жилую площадь является семья в целом.

Одновременно существует некая объективная невозможность, которая не позволяет определить понятие «семья». Е.М. Ворожейкин придерживается точки зрения, что «не может быть нескольких определений понятий семьи в праве для разных отраслей, а оно должно быть единым»[8].

Основываясь на законах формальной логики, к такому же выводу приходит Р.П. Мананкова: «Тот очевидный факт, что в отраслях законодательства состав семьи определяется действительно по-разному, еще не означает, что в каждой отрасли существует свое понятие семьи и что вообще можно говорить о нескольких понятиях семьи в праве»[9].
Характеризуя термин «семья» с точки зрения жилищного права, П.И. Седугин называет ее «общностью людей, построенной (основанной) на браке, родстве или свойстве, совместном проживании, как правило, в одном жилище и ведущей с собственником (нанимателем) этого помещения совместное хозяйство» Именно П.И. Седугин является приверженцем точки зрения о необходимости законодательного закрепления понятия «семья», которое имело бы общеотраслевое значение.

С точки зрения семейного права семья — основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой личными и имущественными правами и обязанностями, моральной и материальной общностью, взаимной поддержкой, воспитанием детей, ведением общего хозяйства. Если в жилищном праве в основу определения семьи положен существенный для жилищного права признак семьи — совместное проживание, в семейном праве первый план отдается моральной общности, взаимному уважению.

Специфичными чертами семейных отношений являются их особый, лично-доверительный характер, строгая индивидуализация и незаменимость их участников, приоритет личных отношений над имущественными, поэтому вне сферы семейно-правового регулирования остается довольно обширная область отношений между членами семьи.

В определениях семьи, данных в других теоретических источниках семейного права, в основном, также учитывается единство социально-правовых признаков семьи.

Г.К.Матвеев[10] определяет семью как «объединение лиц, связанных между собой браком или родством, моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, взаимными личными правами и обязанностями». А.М.Нечаева[11] понимает под семьей “общность совместно проживающих и ведущих общее хозяйство лиц, обладающих предусмотренными законодательством о браке и семье правами и обязанностями”. В.А. Рясенцев[12] делал акцент только на юридические признаки семьи: «Семья – это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений».

Современное правовое понятие «семья» по объективным причинам четче всего разъясняется через призму семейного права, в котором оно является базисным, но и здесь оно остается дискуссионным. Несмотря на то, законодатель не определяет понятие семьи, ее значение и первостепенная важность проводится через абсолютно все положения Семейного кодекса[13].

Понятие семьи имеет более социологический характер, чем правовой. Семья определяется как свободная, частная и неприкосновенная первичная ячейка общества[14]. В правовых актах, и, прежде всего в СК РФ, понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав.

Значение криминалистики в обеспечении правовой охраны семьи трудно переоценить. Помимо криминалистических методик расследования преступлений против семьи, криминалистика имеет механизмы для разработки алгоритмов расследования. При помощи криминалистики возможно разработать меры по предупреждению и профилактики преступлений против семьи

[1] Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности – СПб., 1895. – С. 53.

[2] Сорокин П.А. Система социологии. – М., 1998. – С. 64.

[3] Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. – М., 1979.

[4] Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ - СПб., 1998.

[5] Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996. - С.66.

[6] Ланслетт П. Домохозяйство и семья в прошлые времена. – М., 1995.

[7] Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. – М., 2004.

[8] Ворожейкин Е.М. Правовые основы брака и семьи. - М.: Юрид. лит., 1969. - 160 c.

[9] Мананкова Р.П. Правовой статус членов семьи по советскому законодательству. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. - 232 c.

[10] Матвеев Г.К. Советское семейное право. Учебник. – М.: Юридическая литература, 1978. – С.8.

[11] Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. Нечаевой А.М. – М.:Юрайт, 2011. – С.76.

[12] Рясенцев В.А. Семейное право. Учебник. – М.: Юридическая литература, 1971. – С.14.

[13] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №1. - Ст. 16.

[14] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, «Сашко», 2000. – СПС «Гарант».