Этическая сторона профессии - психолог


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Сущность профессии психолог

2. Этические стандарты психолога

Заключение

Список литературы

Введение

В связи со значительным расширением сферы услуг в области практической психологии, безусловно, актуальной является проблема качества профессиональной подготовки будущего психолога. В настоящее время существует множество научных психологических изданий, в которых исследуются личностные особенности психолога-консультанта, критерии эффективности психодиагностической работы, рассматриваются проблемы эффективности психологической коррекции, а также консультативной деятельности практического психолога. Многими исследователями отмечается, что необходимо определить личностные особенности специалиста, которые обеспечивают успешность его профессиональной деятельности.

Необходимость обсуждения этого вопроса связана, прежде всего, на наш взгляд, с тем, что работа психолога очень специфична. Предметом практической психологии является психическая реальность, субъективный мир человека. Прибалтийский исследователь Р. Кочюнас утверждает, что личность психолога выделяется почти во всех теоретических системах как «важнейшее целительное средство» в процессе консультирования. Основной техникой психологического воздействия является «я-как-инструмент». Специфичность проявляется в том, что сам психолог выступает как индивидуальность, как человек «переживающий», сомневающийся, рефлексирующий. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии психолога, например, проблема критериев эффективности его работы, уровня его квалификации, в конечном счете, проблемы подготовки психологов.

Важной задачей современного вуза, в котором осуществляется профессиональная подготовка психологов, является создание рефлексивного образовательного пространства, позволяющего участникам учебно-воспитательного процесса раскрыть имеющиеся потенциалы и способствующего их эффективному самоосуществлению.

1. Сущность профессии - психолог



Что Вы посещаете?

Деятельность практического психолога, в том числе психологическое консультирование, является особым, специфическим видом деятельности. Как правило, профессия психолога привлекает «заботливых, добросердечных, дружелюбных и внимательных людей». Практическими психологами хотят стать в силу разных причин. Иногда это происходит под влиянием людей, с которыми был связан выбирающий данную профессию. Иногда те или иные образовательные программы, теории и системы консультирования выглядят для человека более привлекательными, чем другие. Важно, чтобы те, кто желает стать практическим психологом, внимательно изучили себя прежде, чем они посвятят свою жизнь данной профессии. Они могут обрести способность проникать в глубины собственной личности, научиться общаться с другими людьми и понимать, как происходит процесс оказания психологической помощи. Кроме того, они смогут совершенствовать свое мироощущение, мировоззрение, эмпатические способности.

Важно учитывать то, что эффективность практического психолога и консультирования зависит от нескольких переменных, среди которых: личностные качества, знания, навыки и опыт специалиста, его образование, теоретические и системные взгляды, способность к таким смежным видами деятельности, как непрерывное образование, супервизирование и просветительская деятельность.

Личность психолога зачастую оказывается решающим фактором, обусловливающим эффективность оказания психологической поддержки. Консультантам необходимы такие личностные качества, как зрелость, мудрость, способность к эмпатии, альтруизм, устойчивостью к неудачам, критическим ситуациям, фрустрации. К сожалению, не всякому, кто хочет стать практическим психологом или приступает к обучению этой профессии, удается достичь профессиональных высот. Это относится к тем случаям, когда наблюдается несоответствие между личностными качествами, особенностями мироощущения, спецификой мотивационно-смысловой и ценностной сфер личности претендента и требованиями выбранной профессии.

Необходимо отметить, что в большинстве случаев люди, которые, в конце концов, становятся практическими психологами и «закрепляются», «укореняются» в профессии, руководствуются здравыми мотивами при выборе профессии.

Важными профессиональными качествами будущего практического психолога, позволяющими успешно овладевать азами профессионального мастерства, быть эффективными в деятельности, по мнению многих исследователей, являются:

  • аутентичность;
  • адекватность и вменяемость;
  • интеллектуальная компетентность;
  • любознательность и пытливость,
  • умение использовать слушание в качестве стимулирующего фактора,
  • легкость в поддержании разговора и способность получать удовольствие от словесного обмена;
  • эмпатия и понимание; умение поставить себя на место другого человека, даже человека противоположного пола или принадлежащего другой культуре;
  • эмоциональная гибкость, способность свободно проявлять разнообразные эмоции и чувства;
  • способность чувствовать свое внутреннее состояние;
  • способность к самопожертвованию, готовность отложить собственные дела, чтобы выслушать другого или побеспокоиться в первую очередь о проблемах других людей;
  • толерантность;
  • способность поддерживать эмоциональную близость;
  • чувство юмора как умение воспринимать неоднозначные стороны различных жизненных событий и видеть в них смешное и др.

Личностные качества практического психолога, опора на собственный жизненный опыт являются столь же важными, как и специальные знания, умения, навыки. Эффективно работающими психологами зачастую являются люди, которые на протяжении всей жизни успешно интегрировали в себе научные знания, профессиональные навыки и личностный опыт, это люди, «достигшие баланса личностной и инструментальной компетентности».

Вузовское психологическое образование может и должно способствовать становлению профессионалов, способных к пониманию сложности и противоречивости разнообразных жизненных обстоятельств, познанию и принятию внутреннего мира личности, осознанию и осмыслению жизни в целом. В связи с этим важной и естественной в контексте становления профессиональной компетентности представляется организация образовательного процесса в его направленности на развитие ценностно-смысловой сферы личности студентов, выбравших профессию психолога.

Следует подчеркнуть, что приоритетным для преподавателей, работающих в Институте психологии и управления, является построение рефлексивно-ценностного образовательного пространства как пространства профессионально-личностного развития студентов. А форма организации обучения отличается «определенной представленностью и выразительностью», как содержательно-деятельностной, так и пространственно-эстетической.

2. Этические стандарты психолога

Что Вы посещаете?

Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.

Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы.

Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности. Непосредственная разработка или содействие в осуществлении пыток или издевательств, помимо того, что является преступлением, представляет собой наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психологов. Они не должны ни в каком качестве, ни как исследователи, ни как помощники или сообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информация ни могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, гражданской войны, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдание таких действий.

Все психологи должны, как минимум, информировать свои профессиональные объединения о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известным в их профессиональной практике.

Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.

При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.

Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.

В особенности в письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие, например, нормальный – абнормальный, адаптированный – неадаптированный, интеллигентный – умственно отсталый.

Психологи не должны применять манипулятивные процедуры с целью добиться обращения к ним определенных клиентов, а также действовать таким образом, чтобы оказаться монополистами в своей области, Психологи, работающие в общественных организациях, не должны использовать это преимущество для увеличения собственной частной практики.

Психолог не должен допускать использования своего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов. Психологи должны сообщать о всех случаях посягательства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога.

В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречие с интересами учреждения, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступать как его защитник по отношению к администрации учреждения. О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовленным и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты должны быть полностью уведомлены об этом заранее.

Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.

Когда интересы психологического обследования или вмешательства требуют тесного сотрудничества с профессионалами из других областей, психологи должны обеспечивать соответствующее взаимодействие так, чтобы оно было направлено на благо психолога и его клиента.

Психологические методы не должны смешиваться – как в применении, так и в их представлении общественности – с методами, чуждыми научным основам психологии.

Не отказываясь от научной критики там, где она необходима, психологи не должны дискредитировать коллег или представителей других профессий, использующих те же или иные научные методы, и должны проявлять уважение к тем школам и направлениям, которые научно и профессионально компетентны.

Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим профессионалам, особенно в областях, близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.

О вмешательстве Психологи должны отказаться от вмешательства, если они уверены, что их помощь будет использована во вред или против законных интересов индивидов, групп, организаций или общин.

 Осуществляя вмешательство по отношению к индивидам, группам, организациям или общинам, психолог должен предоставить им необходимую информацию об основных решаемых проблемах, поставленных целях и используемых методах. В случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц, родители или опекуны должны быть проинформированы. В любом случае следует избегать манипулирования индивидами и стремиться к развитию и автономности конкретного случая.

 Психолог должен стремиться к завершению вмешательства и не продлевать его методами сокрытия информации или обмана как в случае достижения поставленной цели, так и в случае невозможности ее достижения после применения доступных методов и средств на протяжении достаточного времени. В последнем случае индивид, группа, организация или община должны быть информированы о том, какие другие психологи или представители иных областей знания могут продолжить вмешательство.

Ни в коем случае свобода клиента – как в отношении прекращения вмешательства, так и в отношении консультации у другого психолога или иного специалиста – не должна быть ограничена. Следует поощрять способность клиента принимать решения на основе достаточной информации. Психолог может отказаться продолжать вмешательство, если оно осуществляется одновременно с вмешательством другого типа, выполняемым другим профессионалом, Психологи не должны пользоваться властью, которую их статус может им дать, для требования особых рабочих условий или платы, превосходящей принятую в обычных обстоятельствах.

Психолог не должен позволять вовлечь себя профессионально в неясную ситуацию, где его роль или функции окажутся неуместны или двусмысленны.

Психологи не должны вмешиваться в действия, предпринятые другими специалистами.

 В случае, когда услуги психолога требуются для рекламной или коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью обеспечения правдивости информации и охраны интересов индивидов.

Психологи должны соблюдать особую осторожность в том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий, осуществить которые они впоследствии окажутся профессионально не способны.

Все психологи, в какой бы области психологии они ни работали, должны стремиться способствовать прогрессу науки вообще и психологии в частности, осуществляя исследования и придерживаясь научных подходов в своей деятельности, а также передавая свои знания студентам и другим профессионалам.

При выполнении исследований психологи должны категорически отказываться от действий, могущих привести к постоянному, невосполнимому или не необходимому ущербу для испытуемых. Участники любой исследовательской программы должны выразить свое недвусмысленное согласие на проведение экспериментов; в случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц такое согласие должно быть получено от родителей или опекунов.

Если психологическое исследование сопровождается каким-либо временным ущербом или дискомфортом, как, например, электрический шок или сенсорная депривация, исследователь должен в первую очередь удостовериться в том, что все участники опытов действуют совершенно свободно, без постороннего давления в каком-либо виде; к участию в эксперименте не должен быть допущен никто до тех пор, пока исследователь не убедится, что об этом ущербе испытуемые были уведомлены заранее и дали свое согласие. Даже в случае согласия перед экспериментом, испытуемый может принять решение о своем дальнейшем неучастии в программе в любой момент.

Если условия эксперимента требуют дезинформации или обмана испытуемого, психолог должен убедиться в том, что это не приведет к сколько-нибудь длительному ущербу для участников опыта, и в любом случае экспериментальный характер и необходимость обмана должны быть раскрыты при окончании экспериментальной программы.

 Психологические исследования в нормальной ситуации, как экспериментальные, так и обсервационные, должны всегда выполняться с уважением по отношению к достоинству индивида, его верованиям, интимным ситуациям, скромности и целомудрию при исследовании сексуального поведения, а также при обследовании престарелых, больных, заключенных, т. е. лиц, имеющих не только определенные социальные ограничения, но и переживающих серьезную человеческую драму.

При экспериментах над животными страдания, вред или дискомфорт, не являющиеся абсолютно необходимыми для достижения поставленной исследовательской цели и оправданными с точки зрения науки и интересов человека, должны быть исключены или сведены до минимума. При хирургических операциях на животных должно применяться обезболивание и приниматься необходимые меры по предотвращению осложнений. Персонал, непосредственно занимающийся исследовательской работой с животными, должен в содержании животных, обращении с ними и при эвтаназии руководствоваться международными стандартами.

Заключение

Современная жизнь заострила потребность в организации масштабной и активной психологической помощи всем слоям населения. Современный человек живет в ситуации постоянного воздействия стрессовых факторов - утрата идеалов и жизненных ориентиров; смена системы личностных ценностей (в том числе замена коллективизма - индивидуализмом); навязываемая СМИ подмена роли труда и престижа человека труда значением денег, богатства, независимо от способов их приобретения; неопределенность перспектив общественного и личностного развития.

Все это порождает резкое возрастание как числа лиц, страдающих разными недугами - психическими, невротическими, психосоматическими, - так и лиц, нуждающихся в психологической помощи в силу своей социальной, профессиональной, бытовой неустроенности и бесперспективности. Их число пополняется и за счет армии перемещенных лиц, беженцев и жертв различных катастроф - экологических, производственных, социальных, так же как и больных хроническим алкоголизмом, наркоманов и т.п.

Существует ряд областей общества, которые не обеспеченны специалистами-психологами, относятся, прежде всего, сферы здравоохранения, народного образования (требующие подготовки по клинической и медицинской психологии) и социальной помощи населению. Данные области общественной практики нуждаются в клинических психологах как специалистах широкого профиля, способных решать комплексные задачи, носящие межотраслевой характер.

В центре внимания клинической психологии - человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.

Практическая и научно-исследовательская деятельность специалиста в области клинической психологии направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление заболеваний и разного рода недугов.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Модель профессиональной деятельности практического психолога // Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию, М., изд. 2 (исп. и доп.), 1994, с.13-18
  2. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». Учебное пособие.- Московский психолого-социальный институт, 2002.
  3. Гусейнова В. В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога-практика // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1989. N 4.
  4. Дмитриева М. А., Арефьев С. Л. Сравнительный анализ двух моделей деятельности психолога // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1975.
  5. Дружинин В. В., Канторов Д. С., Канторов М. Д. Введение в теорию конфликта. М.: Радио и связь, 1989.
Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?