Потенциал развития мировой экономической системы


  1. Природно-ресурсный потенциал современного мирового хозяйства
  1. Трудовые ресурсы мирового хозяйства
  1. Предпринимательские ресурсы мирового хозяйства
  1. Финансовые ресурсы мира
  1. Основные участники мирового финансового рынка

Доклад посвящен системе потенциалов и ресурсам развития мировой экономической системы: природно-ресурсному потенциалу современного мирового хозяйства, трудовому потенциалу, предпринимательским ресурсам, финансовым ресурсы мира. Достаточно подробно в докладе анализируется деятельность основных участников мирового финансового рынка: транснациональных банков (ТНБ), транснациональных корпораций (ТНК), институциональных инвесторов, государственных органов и международных финансовых институтов. Изучается динамика развития научных, образовательных и информационных ресурсов мирового хозяйства начала XXI века.

1. Природно-ресурсный потенциал современного мирового хозяйства

Природно-ресурсный потенциал — совокупность естественных ресурсов, являющихся основой экономического развития территории. Это очень важная для каждой страны и ее регионов характеристика, отражающая размещение природных ресурсов, обеспеченность ими отдельных отраслей народного хозяйства, их влияние на формирование хозяйственной специализации и пространственной организации территории. Величина природно-ресурсного потенциала представляет собой сумму потенциалов отдельных видов ресурсов.

В современном мире ни одна страна не располагает достаточным объемом всех видов природных ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности.

Например, Россия, обладающая огромным количеством разнообразных минеральных ресурсов, вынуждена импортировать бокситы, оловянную, марганцевую, хромовую руду. Экономический рост Китая, входящего в первую тройку стран по обеспеченности минеральными ресурсами, привел в последние годы к увеличению импорта угля, нефти, железной руды, несмотря на то, что страна обладает громадными их запасами. США зависят от импорта нефти, природного газа, урановой руды, железной, марганцевой, хромовой руды, бокситов и других цветных металлов.В стоимости потребляемого минерального сырья в США на долю импорта приходится 15–20%.

Еще хуже обстоит дело в странах Евросоюза. Страны «старого континента» вели разработку собственных минеральных ресурсов в течение многих столетий, в результате чего произошло их истощение (так, Франция в 1991 г. прекратила добычу бокситов, а в2005 г. — каменного угля). Поэтому данные страны в настоящее время импортируют 70–80% потребляемого минерального сырья, и значение импорта будет возрастать в связи с нарастающим истощением собственных запасов (например, Великобритания готовится стать чистым импортером углеводородов). Что касается Японии и Южной Кореи, то они ввозят практически все необходимое им минеральное сырье.

В мировой экономике существуют значительные различия между имеющимися в отдельных странах природными ресурсами и объемами их потребления. Так, на США, при 4,5% населения мира и, согласно оценке, примерно 20% минеральных ресурсов планеты, приходится до 40% мирового потребления данных ресурсов. Еще 30% потребляемых ресурсов используют страны Евросоюза и Япония, которые вместе взятые располагают 9% населения мира и примерно 20% минеральных ресурсов.

Таким образом, эти развитые страны, на долю которых приходится примерно 15% населения мира и 40% его минеральных ресурсов, потребляют до 70% этих ресурсов. Недостающие ресурсы они ввозят не столько из богатых ресурсами остальных развитых стран — Канады и Австралии, сколько из стран с формирующимися рынками. Ведь именно в последних сосредоточены основные запасы минерального сырья мира, хотя они потребляют лишь около 30% мировых минеральных ресурсов, правда, эта доля растет из-за вышеупомянутой быстрой индустриализации. Экономика России, Китая и большинства других стран с переходной системой, а также Индии, Бразилии и других новых индустриальных стран по-прежнему остается весьма ресурсоемкой ввиду преобладания добывающей промышленности и обрабатывающих отраслей с низкой степенью переработки сырья.

2. Трудовые ресурсы мирового хозяйства

К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте (в России — женщин с 16 до 55 лет и мужчин с 16 до 60 лет). Если из числа этих потенциальных работников исключить студентов и учащихся, военнослужащих, инвалидов и женщин, занятых воспитанием детей, то оставшуюся часть называют экономически активным населением (рабочей силой). Она включает как работающих, так и безработных. В середине нашего десятилетия экономически активное население мира составляло около 3 млрд. чел., т.е. немногим меньше половины всех жителей Земли. Из них лишь около 0,5 трлн. приходилось на развитые страны, хотя здесь и производится 56% ВВП мира. Остальные 2,5 трлн чел. сосредоточены в странах с формирующимися рынками, в том числе в России экономически активное население составляет 77 млн чел.

При количественной оценке экономически активного населения той или иной страны нужно учитывать два следующих аспекта. Во-первых, какова динамика экономически активного населения. Увеличение численности экономически активного населения гарантирует ресурсы для роста ВВП, особенно если этот рост преимущественно экстенсивный, как, например, во время активной индустриализации. Ни Запад, ни Россия в прежние времена, ни новые индустриальные страны и Китай в нынешние времена не смогли бы обеспечить высокие темпы индустриализации без быстрого роста рабочей силы. Однако если ее рост опережает потребности экономики, то возникает безработица.

Во-вторых, какова демографическая нагрузка на общество. Косвенное представление о ней дает доля населения в трудоспособном возрасте. По данным Всемирного банка, в 2004 г. люди в возрасте от 15 до 64 лет составляли 67% населения в развитых странах, 53% населения Африки южнее Сахары, 61% — Южной Азии, 64% — Латинской Америки, 68% — ЦВЕ и СНГ, 70,5% — Китая.

Таким образом, наибольшая демографическая нагрузка была в наименее развитых регионах мира.

При качественной оценке экономически активного населения мира надо принимать во внимание, прежде всего, уровень образования и здоровья этого населения.

Наиболее образованно население развитых стран: количество лет, отданных взрослым человеком на школьное и послешкольное образование, колеблется от 9 с небольшим лет в Италии и Испании до 13,8 лет в США и 14,3 лет в Канаде. В развивающихся странах картина пестрая: наиболее высок уровень образования в Латинской Америке (8,4 года в Бразилии и 10,3 года в Аргентине), наиболее низок — в Африке южнее Сахары (лишь немногим более 1 года в Буркина-Фасо, Нигере и Чаде). Ситуация в странах с переходной экономикой такова: 6,5 лет в Китае и 7 лет во Вьетнаме, 9–11 лет в странах ЦВЕ (кроме Балтии) и 10,5–12,5 лет в бывших советских республиках, кроме России, где этот показатель стоит на третьем месте в мире — 13,7 лет.

Безработица. К безработным относят ту часть экономически активного населения, которая не имеет работы, но ищет ее и готова приступить к ней.

Уровень (норма) безработицы — это отношение числа безработных к численности экономически активного населения. Официальная (официально зарегистрированная) безработица часто ниже общей, реальной (так как многие безработные не регистрируются из-за непродолжительности их безработицы или небольшой величины пособия по безработице) и тем более скрытой, когда число работников превышает их рациональную величину из-за перенаселения (характерно для развивающихся стран) или плохой организации труда (характерно для стран с переходной экономикой). Так, в России в конце 2007 г. было зарегистрировано 1,6 млн.безработных, но их общая численность оценивалась в 4,2 млн чел. Уровень безработицы составил в России, таким образом, 5,7% (4,2 млн безработных по отношению к 75 млн чел. экономически активного населения). По скрытой безработице в России обобщающих оценок нет, хотя она явно наблюдалась, судя по уличной торговле и некоторым другим видам услуг в России, особенно в депрессивных регионах.

В развитых странах безработица в первой половине нашего десятилетия составляла в среднем около 6,5%, колеблясь от примерно 5% в США и Японии до более 9% по странам зоны евро (в среднем). Разрыв между официальной и реальной безработицей здесь невелик и скрытая безработица несущественна.

В развивающихся странах безработица выше, и прежде всего из-за более высоких темпов прироста населения. В указанный период она составляла около 9,5% в Латинской Америке и 13,5% на Ближнем и Среднем Востоке (более 25% в Палестине и 27% в Алжире). Однако реальная безработица была здесь еще выше, и тем более — скрытая безработица. В странах с переходной экономикой картина противоречива.

3. Предпринимательские ресурсы мирового хозяйства



Что Вы посещаете?

Трудовые ресурсы включают в себя собственников компаний и руководителей компаний. Их называют предпринимателями, т.е. организаторами экономических процессов на микроуровне. Предприниматели являются составной частью одновременно двух видов ресурсов — трудовых и предпринимательских.

Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательство) — это способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов — труда, земли, капитала, знаний — для осуществления хозяйственной деятельности. В состав предпринимательского ресурса входят его носители — предприниматели, его инфраструктура — рыночные институты, его этика и культура.

Границы слоя предпринимателей расплывчаты. Так, многие владельцы компаний не принимают участия в их управлении. Большинство менеджеров низшего звена являются в основном простыми исполнителями, а не организаторами экономических процессов, и поэтому они также не могут быть отнесены к предпринимателям. К ним нельзя отнести и чиновников государственных учреждений, хотя их деятельность оказывает серьезное воздействие на предпринимательство.

Другая составная часть предпринимательского ресурса той или иной страны — это рыночная инфраструктура, т.е. такие институты и нормы рыночной экономики, как биржи и банки, страховые и аудиторские компании, консультационные и юридические фирмы, суды, государственные экономические органы, хозяйственное законодательство.

Наконец, составная часть предпринимательского потенциала — это этика и культура предпринимательства. Если предпринимательская этика (а не только национальное законодательство) не допускает обмана партнера, а культура предпринимательства имеет длительную историю и значительная часть общества склонна к предпринимательству, то подобная атмосфера способствует высокому предпринимательскому потенциалу страны.

В целом можно сделать вывод, что в той или иной стране предпринимательский ресурс обилен, если в ней немало опытных и образованных предпринимателей, развита рыночная инфраструктура, имеет глубокие корни предпринимательская этика и культура, а сам дух общества не просто благожелателен к предпринимательству, а пронизан стремлением к нему значительной части населения.

Подобными характеристиками обладают прежде всего развитые страны, большинство из которых взращивали предпринимательский ресурс столетиями (Европа) или являются наследниками старой предпринимательской культуры (Северная Америка и другие переселенческие страны), а также некоторые из новых развитых и новых индустриальных стран с глубокими торговыми традициями.

Мировой опыт также показывает, что предпринимательский ресурс наиболее эффективно используется в указанных странах, если сильная степень либерализации хозяйственной деятельности сочетается с высокой эффективностью государственных институтов, а также активной государственной поддержкой малого и среднего предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке.

У России состояние ее предпринимательского потенциала во многом обусловлено переходным характером российской экономики. С одной стороны, в нашей стране быстро растет численность и квалификация предпринимателей (во многом этому способствуют сравнительно радикальный характер экономической реформы и высокий уровень образования населения), расширяется предпринимательская (рыночная) инфраструктура. С другой стороны, значительная часть российских предпринимателей все еще не имеет необходимого опыта и соответствующего образования, слабы и неэффективны многие институты рыночной инфраструктуры, очень низка предпринимательская этика и культура, значительная часть населения враждебно относится к предпринимателям как слою общества.

Состояние предпринимательского потенциала России во многом обусловлено также традиционной для нашей страны тесной связью предпринимателей с государственным аппаратом. Во-первых, в стране сохраняется огромное число государственных и полугосударственных фирм (начиная от «Газпрома» и кончая муниципальными предприятиями), в управление которыми активно вмешиваются и менеджеры, и чиновники. Во-вторых, очень велика зависимость даже целиком частных фирм от государственного аппарата из-за высокой бюрократизации и коррумпированности всей жизни в стране, в том числе хозяйственной. В-третьих, многие из российских чиновников сами являются негласными предпринимателями (лишь формально выйдя из бизнеса на период госслужбы или создав свой бизнес за счет взяток на госслужбе), руководя своими фирмами через подставных лиц.

4. Финансовые ресурсы мира

Развитие производительных сил мирового хозяйства требует постоянного притока и эффективного использования значительных финансовых средств.

Они поступают из национальных и зарубежных источников. Нехватка внутренних финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения непрерывности процесса воспроизводства, восполняется путем выхода на мировые финансовые рынки.

Финансовые ресурсы мира — это совокупность финансовых ресурсов всех стран, международных организаций и международных финансовых центров мира. Мировые финансы включают в себя четыре основные составляющие, совокупность которых образует мировую финансовую среду:

  • международные финансовые рынки;
  • международные банковские финансы;
  • международные портфельные инвестиции;
  • финансы международных корпораций.

Мировые финансовые потоки обслуживают движение товаров, услуг и межстрановое перераспределение денежного капитала между конкурирующими агентами мирового рынка. Движение мировых финансовых потоков осуществляется по следующим основным каналам:

  • валютно-кредитное и расчетное обслуживание купли-продажи товаров и услуг;
  • зарубежные инвестиции в основной и оборотный капитал;
  • операции с ценными бумагами и разными финансовыми инструментами;
  • валютные операции;
  • перераспределение части национального дохода через бюджет в форме помощи развивающимся странам и взносов государств в международные организации.

Мировые финансовые центры — это центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные, финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Исторически они возникли на базе национальных рынков, а затем на основе мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, рынков золота.

До Первой мировой войны господствующим финансовым центром был Лондон, что было обусловлено высоким уровнем развития капитализма в Великобритании, ее широкими торговыми связями с другими странами, относительной устойчивостью фунта стерлингов, развитой кредитной системой. Капиталы из разных стран концентрировались на лондонском рынке, который кредитовал значительную долю международной торговли. Средством краткосрочного кредитования внешней торговли служил «стерлинговый вексель», акцептованный в Лондоне; 80% международных расчетов осуществлялось в фунтах стерлингов.

После Первой мировой войны в силу действия закона неравномерности развития стран ведущий мировой финансовый центр переместился в США, которые занимали монопольные позиции до 60-х гг. XX столетия. С 1960-х гг. монопольное положение США как мирового финансового центра было подорвано, так как возникли новые центры — в Западной Европе и Японии. В целях повышения конкурентоспособности и рейтинга национальных банков, осуществляющих международные операции, промышленно развитые страны провели дерегулирование их деятельности, постепенно отменив ограничения, особенно валютные.

5. Основные участники мирового финансового рынка

Что Вы посещаете?

Главными агентами мирового финансового рынка выступают транснациональные банки (ТНБ), транснациональные корпорации (ТНК) и так называемые институциональные инвесторы. Но немалую роль играют государственные органы и международные финансовые институты, осуществляющие размещение или предоставление своих займов за рубежом. На мировых рынках капитала действуют также физические лица, но в основном опосредованно, преимущественно через институциональных инвесторов.

Транснациональные банки Среди почти 100 тыс. частных банков примерно 500 выполняют роль основного звена в системе институтов международного кредита. Деятельность ведущих банковских компаний на мировых рынках переживала перестройку по мере развития мировой экономической системы. Прежде всего банки создали за рубежом сеть отделений, информационных бюро и представительств, внедрившись в местную кредитную систему.

Однако потребности ТНК в банковском обслуживании растут столь стремительно, а их запросы столь разнообразны, что даже разветвленный заграничный аппарат одного транснационального банка не в состоянии обслужить его постоянных клиентов, оперирующих в глобальных масштабах.

Отсюда проистекает тенденция к международной кооперации банков, взаимному использованию сети отделений, созданию совместных банковских филиалов и бюро.

Процесс интернационализации кредитно-финансовой инфраструктуры привел к созданию банковских синдикатов для разовых операций по сбыту и распределению облигаций промышленных компаний. По мере удлинения сроков предоставляемых фирмам кредитов группы крупных банков различных стран начали создавать устойчивые консорциумы для предоставления средне- и долгосрочных займов. Следующий шаг на пути к более тесной интеграции национальных кредитно-банковских структур — образование международных ассоциаций крупнейших банков в целях совместного обеспечения своих клиентов всеми видами банковских услуг. От консорциумов их отличают два обстоятельства: полный набор преlоставляемых услуг и постоянный характер сотрудничества банков-членов.

Транснациональные корпорации

ТНК располагают гигантскими внутрикорпоративными накоплениями и покрывают за счет самофинансирования более половины своей потребности в ресурсах. Тем не менее ТНК постоянно нуждаются в средствах для обслуживания растущего производства и сбыта продукции. Их финансовые операции сильно интернационализированы и нередко имеют глобальный характер. Транснациональные корпорации используют все типы рынков, входящих в структуру мирового рынка: национальные, иностранные и международный еврорынок, но более всего — еврорынок.

Из суммарной краткосрочной и среднесрочной задолженности крупнейших ТНК в конце 1990-х гг. на еврозаймы приходилось более 40%.

Доля еврорынка постоянно возрастает, поскольку он служит источником кредитования, не ограниченного национальным контролем, и дает преимущества на получение кредитов заемщикам с мировыми внешними связями. Как и все другие субъекты мирового рынка ссудных капиталов, ТНК используют его не только для получения кредитов на обслуживание текущих платежей или долгосрочных вложений. Владея огромными собственными активами, международные компании используют кредитные рынки, в первую очередь вненациональные, для наиболее выгодного размещения принадлежащих им денежных и финансовых требований. При этом ТНК сталкиваются с изменчивостью валютных курсов ипроцентных ставок денежных рынков. Во избежание курсовых и кредитных потерь они совершают разнообразные валютные операции (срочные и срочно-наличные), за счет которых совокупный валютный оборот в мире увеличивается во много раз быстрее роста мирового оборота товаров и услуг.

Валютные сделки ТНК позволяют им также извлекать дополнительную прибыль от перемещения ликвидных ресурсов в зависимости от изменения конъюнктуры мирового кредитного рынка в различных его центрах. Тем самым они ведут к спекулятивной ориентированности рынка, опасному отрыву финансовой надстройки от реальных экономических операций.

Государство как участник мирового финансового рынка

Важное место на мировом кредитном рынке занимает государство, которое выступает в виде центральных и местных органов власти, казначейства, эмиссионного, экспортно-импортного банка или других уполномоченных учреждений и может выполнять функции непосредственного кредитора, заемщика или играть роль гаранта и поручителя по внешним обязательствам частных юридическихnлиц.

Примером прямого кредитования международных отношений государством может служить предоставление субсидий и экономической помощи, которое производится на двусторонней и многосторонней основе. Не менее существенна роль государства в страховании экспортных кредитов и прямых капиталовложений. Сущность его состоит в том, что государство-гарант берет на себя за особое вознаграждение риск неуплаты иностранным покупателем в обусловленный срок всей или большей части стоимости товара, выставленного местным экспортером на условиях отсрочки или рассрочки платежа, а также риски инвесторов, связанные с невозможностью полностью или частично вернуть средства, размещенные за рубежом в виде прямых инвестиций.

Для осуществления государственного страхования экспортных кредитов во многих странах еще в первые десятилетия прошлого века были созданы, а позднее реорганизованы специальные институты. В одних случаях они являются государственными организациями (США), в других — полугосударственными (Великобритания, Франция), в третьих — частными компаниями, оперирующими от имени и за счет правительства (Германия).

Гарантийные институты, действующие во всех индустриальных и крупных развивающихся странах, содействуют экономической экспансии ТНК, позволяя им привлекать более дешевые, чем на свободном рынке, средства для кредитования экспорта. Это усиливает конкурентные позиции на мировом рынке поставщиков из стран с наиболее развитой системой страхования экспорта, особенно в периоды экономических спадов.

В большинстве индустриальных стран экспорт кредитуется главным образом частной банковской системой. Вместе с тем практика непосредственного государственного кредитования внешнеторговых операций в той или иной форме распространена повсюду, и прежде всего через государственные или полугосударственные внешнеторговые банки. Кроме того,

государство создает условия для рефинансирования экспорта (переучета экспортных векселей) на льготных условиях в центральном эмиссионном или каком-либо другом государственном банке.

6. Научные, образовательные и информационные ресурсы мирового хозяйства начала XXI века

В последние столетия значение знаний как экономического ресурса нарастает. В ХХI в. знания превращаются, вероятно, в главный экономический ресурс.

Знания вырабатываются прежде всего в сфере науки, точнее — в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР), и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).

Так, в развитых странах расходы (инвестиции) на развитие ресурсов знаний в 2002 г. превысили 9% ВВП.

Научные ресурсы мира

Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т.е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР, а масштабы инноваций — прежде всего инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в России ее научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого спроса российской экономики на результаты НИОКР.

Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются показатели материально-кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований в целом по стране:

  • доля расходов на НИОКРв ВВП;
  • численность занятых в НИОКР(исследователей и технического персонала) в общей численности населения или в численности занятых в экономике;
  • индекс цитирования (частота ссылок в научных изданиях на работы исследователей данной страны) с учетом языковых барьеров;
  • число международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения.

Эффективность сферы НИОКР зависит как от материально-кадрового обеспечения, так и от спроса на результаты исследований и разработок, т.е. от инновационной активности частного сектора экономики. Поэтому важную роль в оценке экономической эффективности использования научных ресурсов играют следующие показатели: доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте, доля страны на мировом рынке новейших технологий; сальдо технологического баланса, т.е. баланс торговли лицензиями и патентами, ноу-хау, научно-техническими услугами.

По статистике ОЭСР к наукоемким, или высокотехнологичным, относятся 5 отраслей: авиакосмическая, фармацевтическая, производство компьютеров, коммуникационного оборудования, а также медицинской, точной и оптической аппаратуры.

В развитых странах частные компании стали основным инвестором в НИОКР: частный сектор обеспечивает около 70% всех расходов на НИОКР в Японии, США и ЕС (в России — около трети). Но в ближайшие годы эта пропорция может сместиться в сторону государства из-за экономического кризиса.

Образовательные ресурсы мира

Образовательные ресурсы — накопленные поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

Основные тенденции развития сферы образования таковы: построение непрерывной цепочки этапов образования, фундаментализация и профессионализация (сочетание базовых знаний со специальными), междисциплинарность, ускоренное развитие новых дисциплин (информатика, биотехнология и т.д.), диверсификация (конкуренция междция, интернационализация. Общим для развитых стран является наличие часто перекрывающих друг друга ступеней образования, после которых учащийся получает соответствующий диплом и четко определенные преимущества для дальнейшего обучения, или поступления на работу, или продвижения по службе.

В то же время проблемы образования различаются по странам. Если для развитых стран вопрос стоит о переходе к всеобщему высшему образованию, то для развивающихся стран в долгосрочном плане — это обеспечение полноценного среднего образования, а для многих — ликвидация неграмотности и введение всеобщей системы начального образования.

Важнейшими показателями, характеризующими образовательные ресурсы отдельных стран, являются:

  • доля расходов на образование в ВВП;
  • расходы на образование на душу населения;
  • доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу;
  • доля студентов в возрастной группе 18–29 лет;
  • численность студентов на 10 тыс. населения;
  • доля лиц с высшим образованием;
  • доля иностранцев в общей численности студентов.

Качество образования проявляется в его востребованности и современности. Основным параметром оценки качества становится не столько объем усвоенных знаний (они быстро устаревают, кроме фундаментальных), сколько умение учиться, навыки самостоятельного поиска информации и самообучения.

В странах ОЭСР увеличился охват населения высшим образованием (в 2002 г. в среднем 23% населения в группе 25–64 лет имело высшее образование, в том числе в США — 38%, Канаде — 43%). Все больше молодых людей стремятся получить высшее образование.

В последние десятилетия структуры высшего образования в развитых странах постепенно сближались, двигаясь к общей глобальной модели — 2/3 студентов специализируются в гуманитарных областях (гуманитарные и социальные науки, право, экономика, педагогика, искусство), а 1/3 изучает естественно-научные и технические дисциплины (естественные науки, техника, медицина, строительство, сельское хозяйство). Доля выпускников вузов в области научно-технических дисциплин в 2001 г. в ЕС составила более 30%, в США — 17%, Японии — 12%.

Большой рывок в деле подготовки национальных кадров за последние 20 лет сделали страны Азии, увеличив число получивших степень бакалавра в научно-технических дисциплинах более чем в три раза (до 8–10% общей численности выпускников).

Информационные ресурсы мира

В постиндустриальном обществе информация стала его неотъемлемым элементом, а уровень развития информационной инфраструктуры превратился в важнейшее условие конкурентоспособности страны в мировой экономике.

Информация становится предметом массового потребления общества и стержнем общественного развития.

Совокупность информации, предназначенной для распространения, приобретения и использования, находящейся как в государственной, так и негосударственных формах собственности, формирует национальные информационные ресурсы.

Важнейшим показателем уровня информационных ресурсов отдельных стран является доступ к информационным источникам, как к традиционным (радио, телевидение, печать, стационарная телефония), так и новым (мобильная связь, интернет-ресурсы):

  • число ежедневных печатных изданий, радиоприемников, телевизоров, подключений к кабельному телевидению, число телефонных номеров в расчете на 1000 населения;
  • число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета в расчете на 1000 населения;
  • доля расходов комплекса информационно-коммуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП;
  • число персональных компьютеров в расчете на 1000 населения;
  • индекс ИКТ Всемирного банка и индекс «цифрового доступа», которые характеризуют степень развития сектора ИКТ в стране. Индекс ИКТ Всемирного Банка (WB ICT Index) рассчитывается с 2005 г. с целью сравнительного странового анализа на основе 15 показателей, объединенных в 5 групп: состояние инфраструктуры (количество телефонов, включая мобильные, число пользователей ПК и Интернета в расчете на 1000 жителей, домашних хозяйств с телевизором); качество связи и наличие широкополосной связи; ценовая доступность телефонной и электронной связи; эффективность и ресурсообеспечение; использование в государственном и частном секторах, включая сферу образования. Индекс ИКТ (от 0 до 10) включает в себя ряд индексов, характеризующих состояние сферы ИКТ, в том числе «индекс цифрового доступа» Международного телекоммуникационного союза.

Источник: Мальганова И.Г. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Казань, 2014.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?