Группы стран в мировой экономике.Особенности экономики развитых и развивающихся стран


Оглавление

  1. Классификация экономик стран мира
  1. Модели развития экономик стран с разным уровнем развития
  1. Особенности развития стран с переходной экономикой
  1. Рыночные модели развития: европейская и японская модели

Доклад посвящен классификациям экономик стран мира ООН, Всемирного банка и МВФ по различным критериям: уровню экономического развития, по доходам на душу населения, по технико-экономическом укладу и др. Рассматриваются модели развития экономик стран с разным уровнем развития, анализируются особенности развития стран с переходной экономикой. Достаточно подробно рассматриваются рыночные модели развития: европейская и японская модели.

1. Классификация экономик стран мира

Экономики стран мира представляют собой множество хозяйственных систем со своими закономерностями и особенностями. В богатой палитре национальных экономик обнаруживаются устойчивые закономерности, повторяющиеся в общих чертах в однотипных хозяйствах. Закономерности, внедряемые искусственно в страну с экономикой иного типа, могут не прижиться и приносить немалые потери.

Понимание логики хозяйственных механизмов национальных экономик различных типов важно при разработке эффективной экономической политики, для составления прогнозов развития. Поэтому каждая страна стремится определить присущий ей хозяйственный механизм и наиболее эффективный вектор его развития.

Россия должна определить логику эффективного механизма хозяйствования, соответствующего уровню ее развития и месту ее в системе международного разделения труда.

Поиск наиболее эффективного пути развития становится более успешным, если он опирается на мировой опыт развития других стран. Он позволяет предугадать возможные сценарии развития при использовании экономических рычагов, уже апробированных другими государствами в рамках той или иной хозяйственной модели.

Выявлению специфических особенностей, присущих каждой модели, способствует классификация типов развития. Такая классификация, построенная на критериальной основе, облегчает процесс идентификации каждого типа и его хозяйственного механизма.

Каждый тип национальной экономики имеет свои пределы возможностей.

Границы возможностей, вытекающие из уровня развития производительных сил, стали важнейшим критерием классификации типов национальной экономики.

Возможности экономики страны отражают достигнутый уровень ее экономического развития (уровень ВВП) и уровень доходов на душу населения.

Эти два взаимосвязанных показателя характеризуют степень развития производительных сил.

Группировка стран по достигнутому уровню экономического развития была предложена ООН. Она совместила эту группировку с типом хозяйственных проблем, которые соответствуют каждому уровню.

ООН выделила три группы стран:

  • развитые страны с рыночной экономикой;
  • развивающиеся страны с рыночной экономикой;
  • страны с переходной экономикой (от административно-командной к рыночной или transition economy).

Из 184 стран мира, входящих в состав ООН к середине 1990-х гг., выделяют самых преуспевающих — страны «большой семерки»: США, Германию, Японию, Великобританию, Францию, Канаду, Италию.

Каждая из перечисленных стран производит ВВП, намного превышающий ВВП любой другой развитой страны. Группа промышленно развитых стран с высоким уровнем доходов образовала Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Позже к ней примкнули: Турция, Мексика, Чехия, Венгрия и Южная Корея.

Развивающиеся страны — 132 государства Азии и Африки, Латинской Америки — характеризуются низким и средним уровнем доходов. Они производят около 40% мирового ВВП. Их экспорт составляет 26% в мировом объеме.

Страны с переходной экономикой — 28 государств. В их составе выделяют две региональные подгруппы. Первая подгруппа включает страны Центральной Восточной Европы, в том числе и Албанию, вторая подгруппа — страны СНГ; Монголию.

Китай, несмотря на его активное реформирование и промышленное развитие, пока еще относят к группе развивающихся стран.

Страны с переходной экономикой иногда называют посткоммунистическими.

Эти страны производят более 5% мирового ВВП, а их экспорт составляет чуть больше 3% мирового уровня. Россия относится к странам с переходной экономикой.

Другой критерий — «Уровень доходов на душу населения» — взял на вооружение Всемирный банк, используя его при решении вопросов о предоставлении международной помощи отстающим странам. Он группирует все страны по доходам — по ВНД на душу населения.

К числу стран и территорий с высокими доходами (более 9266 долл.), помимо стран — членов ОЭСР относят Сингапур, Гонконг, Макао, малые страны, получающие высокие доходы от экспорта нефти (Бруней, Кувейт), «заморские» территории Франции (Реюньон, Мартиника), а также карликовые государства — офшорные зоны (Багамы, Бермуды, Каймановы Острова).

Страны Восточной Европы и Латинской Америки преимущественно относятся к группе стран с уровнем дохода выше среднего (от 2996 до 9265 долл.).

Китай, Россия и многие страны СНГ, арабские страны, не обладающие запасами нефти,— это страны с доходом ниже среднего. В частности, Россия вступила в ХХI в. со среднедушевым доходом 2270 долл. и поэтому относится к группе стран с доходом ниже среднего уровня. К группе государств с низким доходом (менее 755 долл.) относятся большинство государств Тропической Африки (Африки южнее Сахары), Индия и ее соседи по Южной Азии, ряд стран СНГ.

Доминирование технико-экономических укладов в национальной экономике также отражает уровень развития производительных сил.

По этому критерию различают доиндустриальные, индустриальные и информационные экономики.

Доиндустриальные экономики базируются на сельском хозяйстве, рыбоводстве, заготовке леса и других ресурсов, добыче полезных ископаемых вплоть до природного газа и нефти.

Разграничение между постиндустриальной и индустриальной экономиками происходит по различиям в использовании ими технологических процессов. Индустриальная экономика использует энергию и машинную технологию для изготовления товаров. В информационной экономике производство, обмен информацией и знаниями осуществляется при помощи телекоммуникаций и компьютеров.

Продвижение вперед от одного типа к другому сопровождалось увеличением доли добавленной стоимости в конечном продукте. Россия, имея разнородные уклады, постепенно продвигается к постиндустриальной экономике.

По способам регулирования хозяйственной деятельности (координации хозяйственных связей) различают рыночные и нерыночные экономики.

Рыночные экономики ранжируются по степени их эволюции:

  • рыночная экономика свободной конкуренции (ранний капитализм);
  • рыночная экономика с ведущей ролью корпоративного сектора;
  • рыночная экономика с высокой долей государственной коррекции воспроизводственного процесса при сохранении регулирующей роли рынка.

В России велико влияние государственных и частных крупных корпораций (финансово-промышленных групп).

Нерыночные типы национальных экономик подразделяют на традиционные и командно-административные.

В существующих традиционных экономиках, которые еще характерны для слаборазвитых стран, в решении хозяйственных вопросов преобладает следование традициям и обычаям, религиозным догматам и культурным нормам.

Командно-административная (централизованная плановая) экономика строится на подчинении основ хозяйствования предприятий централизованным директивам. Она опирается на государственную собственность на средства производства.

По степени открытости национальных экономик мировому рынку национальные экономики могут быть открытыми и закрытыми. По этому критерию Всемирный банк выделяет пять групп. Низшая группа стран, которые причисляют к странам с закрытой экономикой, имеют долю экспорта в ВВП менее 10%, высшая группа — более 35%.

Большинство переходных экономик, включая Россию, относится к весьма открытым экономикам с высокой долей экспорта в ВВП. В России он составляет около 25%.

По степени адаптации к глобальным процессам национальные экономики ранжируются по выигрышным и проигрышным позициям. Национальные экономики можно классифицировать и по иным критериям, например по региональному, этническому и т.д.

В рамках каждого типа национального хозяйства возможны различные варианты развития. Рыночные экономики также отличаются большим разнообразием. Они различаются по направлениям развития, т.е. по используемым моделям. Существующие модели строятся с учетом своеобразия социально-экономических условий, государственного регулирования экономики, конкурентных преимуществ различных стран, традиций и применяемых правящей элитой стратегий. Наиболее известны следующие рыночные модели:

  • либеральная (американская) рыночная модель;
  • регулируемая рыночная экономика (западноевропейская модель);
  • социально-ориентированная рыночная модель, направленная на поддержание социальной гармонии в обществе. Эта модель развития может действовать в рамках регулируемой рыночной экономики;
  • японская модель, опирающаяся на сильную структурную политику государства, подчиненную экспортной ориентации. Для нее характерно использование национальных традиций в менеджменте предприятий;
  • олигархическая модель. Она наблюдается при подчинении интересов государства выгодам господствующих в стране финансово-промышленных групп. В России угроза сползания в олигархическую модель достаточно реальна;
  • догоняющая рыночная модель. Ее используют многие страны, стремящиеся в короткие сроки продвинуться вперед в промышленной трансформации. Она предполагает использование государством долгосрочных стратегий и мобилизационных потенций. Такие стратегии предполагают получение необходимых технологий, повышение уровня квалификации кадров
  • национальной науки.

2. Модели развития экономик стран с разным уровнем развития

Модель наиболее развитых стран. На сегодняшний день развитые промышленные страны осуществили поворот к новой цивилизации,

получившей название информационного общества. Этот тип национальной экономики охватывает лишь 15,6% населения мира. Но он является основным производителем и потребителем товаров и услуг нашей планеты и производит свыше 2/3 ВВП мира, используя основную часть его ресурсов. На его долю приходится 95% общемировых расходов на НИОКР.

Характерные черты информационной экономики:

  1. интенсивный тип воспроизводства;
  2. массовое крупное производство, основанное на компьютерных
  3. технологиях, на глобальных финансово-банковских сетях;
  4. ресурсосберегающий вид технического прогресса;
  5. перенасыщенность товарами внутренних рынков, выдвижение на передние позиции конкуренции качества и ориентация производства на удовлетворение дифференцированных потребностей, рост доли нематериальных услуг в потреблении;
  6. востребованный высококвалифицированный труд и труд работников, способных к нестандартным решениям. Инвестиции в человеческий капитал растут быстрее, чем в материальное производство;
  7. экологическая составляющая стала определять хозяйственное поле промышленного развития;
  8. усиливается роль социальных факторов (укрепления социальной инфраструктуры, смягчения дифференциации доходов и т.д.) На эти цели в развитых странах тратится от 20 до 30% ВВП.

Специфика участия развитых стран в мирохозяйственных процессах:

  1. высокоразвитые страны являются главными экспортерами и импортерами мира как на товарном рынке, так и на рынке капиталов;
  1. они доминируют в сфере международных валютных отношений, что объясняется устойчивостью их валют и большим спросом на них;
  1. они поставляют главных крупных игроков на мировой рынок товаров и капитала (имеются в виду прежде всего транснациональные компании — ТНК).

Россия не относится к группе развитых стран. Но понимание основ их развития для нее очень важно. Оно раскрывает ей горизонты будущего на основе динамики НТП и процессов регулирования более развитой экономики,

позволяет определиться в своих хозяйственных тенденциях, выбрать наиболее успешные внешнеэкономические стратегии страны и пропорции внутреннего рынка.

Модель развивающихся стран. В группу развивающихся стран (РС) на начало ХХI в. входят 125 государств, получивших политическую независимость как в ХIХ, так и в ХХ в. В них проживает 77,9% населения мира.

Но их доля в производстве мирового продукта составляет всего 37%, а в мировом экспорте — 20%. Эти страны относятся к доиндустриальному типу развития.

Экономические признаки развивающихся стран:

  • преобладание сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности;
  • отсталая техническая база;
  • многоукладность экономики;
  • низкий профессионализм населения;
  • слабость и острая недостаточность отечественных капиталов;
  • низкие доходы населения, следовательно, низкий объем сбережений и малая емкость внутреннего рынка;
  • низкий уровень инвестиций как следствие дефицита накоплений;
  • высокий уровень безработицы как результат слабости развития производства;
  • неразвитая рыночная инфраструктура.

Из неэкономических факторов следует отметить социальные моменты, создающие серьезные трудности запуску механизма экономического роста:

  • высокий рост населения, который поглощает эффекты роста экономики;
  • отсутствие рыночного менталитета у населения;
  • племенная рознь, препятствующая единению страны, единому рыночному пространству;
  • высокий уровень преступности, взяточничество и коррупция.

Хозяйственный механизм РС можно назвать моделью экономики нищеты с характерными низкими доходами и слабыми возможностями для экономического роста.

Специфика участия развивающихся стран в мирохозяйственных процессах:

  • во многих РС значительная часть экспортных доходов обеспечивается за счет нескольких товарных позиций, в основном природных ресурсов или сельскохозяйственных продуктов, товаров с низкой добавленной стоимостью;
  • в большинстве РС наблюдается зависимость экономического роста от притока иностранных активов. Исключение составляют нефтедобывающие страны. РС активно прибегали к финансовой помощи иностранных государств
  • накопили значительную внешнюю задолженность, оказались неспособными не только вернуть свои долги, но и платить по ним проценты. Западные страны вынуждены были списать часть таких долгов и реструктурировать остальные;
  • «утечка» национального капитала. Государственное регулирование в этих странах часто направляется на то, чтобы препятствовать оттоку финансовых ресурсов за рубеж;
  • жесткий валютный контроль при слабой, порой неконвертируемой валюте приводит к формированию «черных» валютных рынков, что ослабляет национальные позиции страны;
  • РС, имея более низкие доходы своих граждан по сравнению с остальным миром, стали на мировом рынке поставщиком рабочей силы как неквалифицированной, так и квалифицированной.

Догоняющая модель развития. Догоняющая модель описывает механизм прорыва в конкурентоспособности национальных товаров, который предполагает прорыв в технологиях. Она считает неэффективным расширение уже действующего, в том числе и экспортного, производства на традиционной основе. Догоняющая модель направлена не на коррекцию действующей рыночной конъюнктуры, а на решение долгосрочных стратегий структурной и промышленной модернизации реального сектора экономики.

Пионерами или чемпионами использования догоняющей модели стали послевоенная Япония и теперь Китай. В последнее время использование догоняющей модели стали связывать с так называемыми странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Эти страны относятся к большим растущим рынкам, что делает их привлекательными для иностранного капитала.

3. Особенности развития экономики стран с переходной экономикой

Направлениями хозяйственных реформ в переходной экономике являются: создание рыночной инфраструктуры, либерализация цен, приватизация государственных предприятий и демонополизация.

В рамках единого процесса рыночных преобразований сформировались два его варианта: радикальный («шоковый») и эволюционный.

Эволюционный вариант характерен для Китая и, в известной мере, для Венгрии. Шоковый вариант с высокой «ценой» реформ характерен для России и большинства стран Восточной Европы.

Эволюционный путь предполагал растущее снизу альтернативное государству частное производство, малый и средний бизнес, постепенную либерализацию цен. Реформирование государственной собственности ориентировалось вначале на ее коммерциализацию, т.е. на полный хозяйственный расчет. И лишь на последующих этапах эволюции вставал вопрос о приватизации государственной собственности. Приватизация не становилась тотальной. Эволюционный путь максимально сохранял экономический потенциал страны и делал упор на развитие реального сектора экономики. Финансовый сектор реформировался по мере роста реального сектора, а не наоборот, как это было в России. Это позволило неокрепшему реальному сектору избежать спекулятивных ударов финансовых рынков.

Практика показала слабости радикальных рыночных реформ, а именно:

  1. либерализация цен в отсутствие рынка средств производства и рынка капиталов не смогла сбалансировать экономику;
  1. приватизация государственных предприятий не смогла автоматически заменить неэффективного собственника на эффективного;
  1. уход государства из экономики создал вакуум управляемости и привел к разрастанию теневой экономики.

Либерализация цен привела к резкому их росту, что оказалось для руководства всех стран неприятной неожиданностью. Везде борьба с инфляцией стала первостепенной проблемой. В России вплоть до 1998 г. антиинфляционная политика была доминирующей.

Приватизация, поменявшая собственников, не дала предприятиям желаемых инвестиций и не смогла внедрить в производство управленческие технологии, адекватные рынку. Новые хозяева не располагали инвестиционным потенциалом, не владели искусством рыночного менеджмента и не умели строить долговременные стратегии.

Оглядываясь назад, следует заключить, что приватизация должна была постепенно продвигаться по мере укрепления нового типа корпоративного управления. Следовало бы на какое-то время сохранить часть государственных предприятий. Именно такой путь выбрал для себя Китай, который не свертывал глобально государственную собственность, а развивал альтернативное частное производство. Государственные же предприятия в Китае постепенно входили в рынок, расширяя свою самостоятельность в определении уровня цен, ассортимента выпускаемой продукции, распоряжении большей частью прибыли.

В странах, где институциональные условия реформирования экономики были более продвинуты, удалось быстрее выйти из инвестиционного вакуума.

В остальных усилились деформационные процессы клановой, теневой и криминальной экономики.

Переход к рынку сопровождался либерализацией внешнеэкономической деятельности. Была ликвидирована монополия государства на внешнеторговую деятельность. Теперь сами предприятия стали участниками мирового рынка.

Страны с переходной экономикой усилили открытость своих экономик, нуждаясь в новых технологиях.

Вхождение на мировой рынок потребовало новых направлений товарного импорта и экспортных стратегий. Импорт товаров должен все в большей мере становиться источником экономического роста и не замыкаться потребительским направлением. Он должен стать материальным источником новых технологий и оборудования. Все страны стали создавать льготы на ввоз новых технологий и оборудования. Экспорт же, по возможности, должен быть диверсифицированным.

Все посткоммунистические страны пытались с разным успехом препятствовать оттоку национального капитала и создавать условия для привлечения прямых иностранных инвестиций. Политика их привлечения дала наибольший эффект в Китае, а в Европе — в Венгрии и Эстонии. В Китае была разработана специальная национальная программа привлечения прямых иностранных инвестиций. Она ориентировалась на отбор эффективных иностранных технологий и направление их на решение национальных интересов страны. Китай выработал систему требований, условий, отраслевых и региональных приоритетов для ПИИ. Приоритеты менялись по мере решения хозяйственных задач. Сегодняшние успехи Китая в модернизации страны во многом связаны с умелым использованием политики привлечения ПИИ.

Фактором роста является экономическая интеграция. Европейские посткоммунистические страны это осознают, пытаясь включиться в экономическую зону Евросоюза. Россия должна продолжать свои усилия в интеграционных процессах.

4. Рыночные модели развития: европейская и японская модели

Европейская модель развития последовательно использует принципы социально ориентированной экономики. Она настроена на предотвращение социальной напряженности, защищая социально уязвимые слои населения.

Для выполнения такой функции активно используется перераспределение доходов путем прогрессивного налогообложения. Высокая социальная нагрузка, которая ложится на государственный бюджет за счет социальных программ, приводит к более высокой тяжести налогообложения, по сравнению с американской моделью развития. Она превышает уровень 30% от ВВП. Так, в Великобритании тяжесть налогообложения — 38%, во Франции — 48, в Швеции выше 60%.

Европейская модель развития содействовала поступательному росту жизненного уровня в стране, увеличению сберегательных процессов, необходимых для последующего инвестирования. Таким образом, формировалась база инвестиционного климата в стране — залога ее стабильного экономического роста.

Население при росте благосостояния меняет социальную структуру.

Постепенно вымывается экономическая база маргинализации населения, растет так называемый средний класс. Он становится основным плательщиком налогов и тем самым — финансовой опорой государства.

Следование такой модели требует обоснования предельно допустимой социальной нагрузки на государственный бюджет. Социальная защищенность не должна гасить мотиваций к труду и стремления к росту квалификации.

Тяжесть налогообложения не должна гасить стимулы к инвестированию. Между тем многие европейские страны стали испытывать определенные проблемы из-за:

  • вывоза капитала в страны с меньшей тяжестью налогообложения;
  • низкой мотивации местного населения к непрестижным видам труда, из-за чего приходится обращаться к труду иммигрантов.

Растущая их доля в трудовых ресурсах порождает социальную напряженность, в которой имеет место националистический фактор.

Перегруженность бюджета социальной составляющей требует снижения социальных обязательств государства. Однако это вызывает недовольство населения, которое отторгает более низкие стандарты жизни.

Европейская модель развития основана на активной роли государства в регулировании экономики. Здесь непопулярны идеи об обязательном уходе его из экономики, уступив процесс координации слепой стихии рынка. Государству вменяется обязанность руководства стратегическим развитием. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы, ставя рынку ограничения только там, где возможны негативные процессы.

Японская модель развития предназначена для высокоразвитой страны, ориентированной на экспорт. На старте послевоенного развития ее рынок страдал от засилья импорта, так как национальное производство было либо разрушено, либо неконкурентоспособно. Японское правительство пыталось ликвидировать промышленное отставание, добывая недостающие технологии за счет приобретения лицензий. На их основе фактически были перестроены все отрасли в течение 1950–1970-х гг.

Промышленная трансформация Японии происходила на основе системы продуманных мер, приоритетных направлений. Решения формировались на основе совместной работы правительственных структур и бизнеса.

Приводилась в действие знаменитая японская структурная политика. В результате в Японии был создан относительно единый технологический уклад, подчиненный структурной сбалансированности.

Экономическая теория о необходимости добиваться макроравновесия и поддерживать его стала активно внедряться в хозяйственную практику. В 1960-х гг. Япония активно использовала идеи нобелевского лауреата В. Леонтьева по балансированию экономики, который по просьбе японского правительства помог составить межотраслевой баланс производства страны по 2000 позициям.

В результате японское правительство получило очень мощный инструмент экономического регулирования хозяйства. Японское правительство стало использовать ежегодные квоты развития отраслей, предотвращая процесс перепроизводства.

В области микроэкономики японская модель показала миру успешность использования «человеческих отношений» между трудом и капиталом.

Обновление производства на основе лицензий, сбалансированное развитие экономики, активная промышленная политика, подкрепленная новациями эффективного менеджмента, позволили Японии перейти на новую ступень промышленной модернизации. Дефицит сырьевых ресурсов заставил Японию добиваться новаторства в области использования ресурсоэкономных технологий. Успешное освоение мирового рынка активно поддерживалось японским государством за счет стимулирования товарного экспорта.

Однако 1990-е гг. были для экономики Японии тяжелыми. Японская модель, нацеленная на общую сбалансированность, оказалась неравновесной по вине государства, которое стремилось ограничить рынок в выполнении его балансирующих функций. Ограничение рыночных сил на внутреннем рынке излишне монополизировало хозяйственную структуру. Отставание в системе подготовки специалистов, способных к самостоятельной творческой работе, не позволило Японии успешно освоить инновационную модель развития.

Состояние внутренних потенций японской экономики стало определять и ее внешнеэкономическую деятельность. Ориентируясь на производство товаров с использованием высоких технологий, Япония стала наращивать экспорт в высокоразвитые страны, и прежде всего на рынок США, так как именно там был высокий спрос на такого рода продукцию. Ориентация на американский рынок привела к конкурентным трениям с американскими корпорациями.

Поэтому Япония переключилась на освоение близлежащего и более слабого по сравнению с нею Азиатского региона. Внешнеэкономические стратегии японских фирм позволяли заработать новый капитал их владельцам, а страна стала обогащаться, снижая планку требований опережения в инновационном НТП.

Стремление сэкономить на фундаментальных научно-исследовательских разработках привело Японию к серьезным ограничениям в переходе к инновационной модели развития. Она стала терять лидерство в этой области.

Россия сегодня начала поддерживать научный потенциал, экономику знаний.

Это позволяет создавать возможности инновационного пути развития.

Источник: Мальганова И.Г. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Казань, 2014.