Реферат по ГМУ
"Социальная политика государства"



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Политика в сфере образования
  2. Реформирование здравоохранения
  3. Трудовые отношения и занятость населения

Заключение

Библиографический список

Введение

Целью социальной политики государства является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Социальная политика как система может быть рассмотрена с двух сторон: организационной и содержательной.

С организационной - системность социальной политики выражается во взаимодействии субъекта и объекта в целях упорядочения последнего, сохранения его качественной определенности и целенаправленного развития. Объект (управляемая подсистема) и субъект (управляющая подсистема) образуют основу системы социальной политики, а связи между ними - ее структуру.

Нас же интересует содержательная сторона социальной политики. С содержательной точки зрения, структурное рассмотрение социальной политики предполагает определенный набор элементов, характеризующих ее внутреннее содержание. В качестве таких элементов предлагаем рассматривать основные направления социальной политики. Они определяют совокупность воздействий на социальные процессы в целях достижения нового качественного состояния социальных отношений. При этом приоритетными являются направления по регулированию социальных процессов, которые имеют негативную динамику. Отдельные направления социальной политики формируются на базе комплекса социальных процессов, протекающих в рамках определенных социальных групп. Это происходит, если проблемы, связанные с удовлетворением потребностей данной социальной общности, обостряются и требуют первоочередного внимания со стороны субъекта социальной политики.

1. Политика в сфере образования

Основной целью программы в сфере образования является создание и развитие в Тамбовской области единой образовательной информационной среды, обеспечивающей:

  • единство образовательного информационного пространства на территории области;
  • повышение качества образования;
  • сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала области;
  • создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий; создание условий для предоставления образовательных услуг другим регионам страны и русскоязычному населению за рубежом.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задач:

Формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образования, включающей:

  • создание современной информационной сети на базе Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ) и Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования (ТОИПКРО), а также интеграция в нее институтов, ресурсных центров, учреждений образования с перспективой вхождения в Российские и мировые образовательные сети;
  • развитие инфраструктуры, архитектуры и технологий использования средств телекоммуникаций, государственных и глобальных компьютерных сетей в системах открытого образования и информационного обеспечения областных и муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений, социальных институтов; разработку компьютерных средств обучения (электронные учебники, автоматизированные обучающие системы, информационно-поисковые системы, базы данных и базы знаний) по проблемам использования новейших образовательных технологий (WЕВ-технологий, мультимедиа-технологий, гипермедиа-технологий и т.д.), средств телекоммуникаций и удаленных информационных ресурсов;
  • техническое и прикладное обеспечение образовательной, социальной и муниципальной сфер области;
  • создание на базе высших учебных заведений области электронных библиотек в качестве центров сбора, накопления и распространения знании с использованием современных Интернет-технологий,
  • создание залов свободного доступа в Intеrnеt, аналогичных классов в сельских школах,
  • внедрение Intеrnеt-технологий в работу библиотек учебных заведений области,
  • расширение информационных ресурсов Intеrnеt о культурном и историческом наследии Тамбовской области,
  • увеличение производительности передачи данных региональной сети и узла Intеrnеt для доступа к ресурсам глобальных компьютерных сетей;
  • развитие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования, как социального института, ресурсного центра по созданию педагогических технологий и их внедрению в образовательные учреждения области;
  • профессиональную поддержку сельской школы. Создание необходимой материально-технической и методической базы для реализации школой функций образования, воспитания, трудовой занятости, становления и развития сообщества сельской интеллигенции.

2. Реформирование здравоохранения

Нововведения в развитии здравоохранения так или иначе касаются всех жителей области. В последнее время их особенно много – законы, программы, принимаемые как на федеральном так и на местном уровнях, дальнейшее развитие системы обязательного медицинского страхования и многое другое.

Наиболее важное решение, на мой взгляд - ежегодное (начиная с 2000 года) принятие постановлением администрации области «Программы государственных гарантий обеспечения населения Тамбовской области бесплатной медицинской помощью». Целью разработки и экономического обоснования «Программы» явилось:

- создание единого механизма реализации конституционного права

граждан Тамбовской области на получение бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества за счет всех источников финансирования;

- обеспечение сбалансированности выделяемых на здравоохранение

средств объемам оказываемой бесплатной медицинской помощи населению;

- повышение эффективности использования имеющихся ресурсов

здравоохранения.

Иными словами Программа является основополагающим документом, определяющим обязательства государственной и муниципальных систем здравоохранения перед обществом.

Впервые в рамках «Программы» по инициативе главы администрации области О.И.Бетина разработан и утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств для лечения стационарных и амбулаторных больных.

Вышеуказанный перечень - гарантированное наличие лекарств для бесплатного обеспечения пациентов в каждом лечебном учреждении области.

За счет средств областного бюджета ежегодно обеспечиваются лекарственными средствами категории больных области, страдающих социально-значимыми заболеваниями: психическими, онкологическими, гематологическими, туберкулезом, сахарным и несахарным диабетом. Кроме того, за счет средств областного бюджета оплачиваются жизненно важные и необходимые лекарственные средства для больных, перенесших трансплантацию органов и тканей.

Далее, в 2000 году подписано соглашение между администрацией Тамбовской области, Министерством здравоохранения РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по вопросам организации медицинской помощи жителям области. Соглашение определяет участие федерального бюджета, бюджета Федерального фонда ОМС в оказании финансовой помощи области; организацию лечения больных области в федеральных учреждениях здравоохранения РФ, требующего использования дорогостоящих медицинских технологий; обеспечение ЛПУ области лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами, медицинским оборудованием.

Полностью сформирована законодательная база для реализации прав граждан на охрану здоровья, обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи, санитарно- эпидемиологического благополучия, которая включает:

  1. Закон «О здравоохранении в Тамбовской области».
  2. Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Тамбовской области».
  3. Закон «О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза».
  4. Закон «О донорстве крови и ее компонентов в Тамбовской области».
  5. Закон «О лекарственном обеспечении и порядке осуществления фармацевтической деятельности на территории Тамбовской области».

Законами Тамбовской области приняты целевые программы «Безопасное материнство»; «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», включающая 7 подпрограмм; «Здоровый ребенок»; «Профилактика артериальной гипертонии и ее осложнений»; «Подготовка кадров медицинских работников для лечебно-профилактических учреждений области»; «Профилактика внутрибольничных инфекций».

  1. Подготовлены и заключены Соглашения между управлением здравоохранения Тамбовской области, областным фондом обязательного медицинского страхования и администрациями муниципальных образований, где впервые детализированы обязанности каждой из сторон по обеспечению населения территорий доступной качественной медицинской и лекарственной помощью в 2003г.
  2. В свете реализации постановления Правительства РФ и на основании соглашения между Министерством здравоохранения РФ и администрацией Тамбовской области функции по лицензированию медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с 2002 года переданы управлению здравоохранения области.
  3. Впервые в Тамбовской области в 2002 году проведена всеобщая диспансеризация детского населения, которая выявила серьезные проблемы в состоянии здоровья детей. По ее итогам разработаны комплексные мероприятия для муниципальных образований на основании индивидуальных планов оздоровления каждого ребенка. Такой подход позволил составить «паспорт здоровья» детского населения области и запланировать перспективные профилактические меры для предупреждения заболеваний и их своевременного лечения.

По инициативе главы администрации области О.И.Бетина организованы выездные формы оказания специализированной квалифицированной медицинской помощи жителям сельской местности, и в первую очередь детям, специалистами областных лечебных учреждений.

3. Трудовые отношения и занятость населения

22 января 2002 года состоялось заседание областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на котором была завершена работа над региональным соглашением между органами исполнительной власти, объединениями работодателей и профсоюзов на 2002 –2004 годы.

В принятом документе отмечается, что основными условиями достижения достойного уровня жизни тамбовчан должны стать стабилизации и подъем экономики области. Стороны, обсуждая статьи соглашения, обязались внести свой вклад в экономическую политику, направленную на поддержку отечественного производителя, обеспечить рост оплаты труда, повышение доходов населения, способствовать развитию рынка труда и предоставлению гарантий занятости населения, социальной его защиты и соблюдению трудовых прав. Особое внимание было уделено вопросам предварительного обсуждения правовых актов и государственных программ, урегулирования трудовых споров и конфликтов, заключения тарифных соглашений и коллективных договоров.

Выступив перед собравшимися, глава областной администрации Олег Бетин подчеркнул важность осуществляемых на Тамбовщине мер поэтапного приближения минимального ежемесячного дохода работающего к величине прожиточного минимума, необходимости адресной поддержки граждан, имеющих низкие доходы. Он призвал обратить внимание на жизнь простого человека, необходимости наведения порядка и учета в системе предоставления различных льгот и субсидий, заметив, что их надо давать не организациям, а конкретным, нуждающимся людям. Губернатор затронул проблему подготовки кадров для отраслей хозяйства области, возвращения молодых специалистов после целевого направления на учебу в родной коллектив и создания им нормальных условий для работы. Среди них, по словам Олега Бетина, стоит подумать о пропаганде здорового образа жизни, спорта, который, к сожалению, совсем ушел с производства.

Подготовка кадров в Тамбовской области будет вестись в интересах экономики региона. Сущность новой образовательной политики заключается в переходе от отраслевого к преимущественно региональному развитию системы профессионального образования. Соответственно будет меняться и система финансирования университетов, техникумов и профессионально-технических училищ. Главной задачей, считают в обладминистрации, является переориентация местных учебных заведений на интересы экономики региона, создание на их основе научно-образовательных холдингов. Одним из основных организационных направлений регионализации профессионального образования должна стать интеграция расположенных на территории области учебных заведений в системы университетского (академического) типа. По мнению председателя комитета по науке и инновационной политике администрации области Валерия Матвейкина, для этого следует преобразовать ряд средних профессиональных учебных заведений в колледжи, то есть в образовательные учреждения первой ступени многоуровневого высшего образования

Заключение

В настоящее время как государство, так и региональные власти пытаются отдать приоритет внедрению социальной политики, что является положительным показателем в процессе развития нашего государства.

Базовыми принципами, закладываемыми в формирующуюся модель социальной политики, являются принципы децентрализации и полисубъектности. Их реализация предполагает возможность в рамках единого социального пространства на территории страны формировать региональные и муниципальные модели социальной политики, позволяющие оптимизировать социальное развитие территорий с учетом региональной специфики и на основе региональных ресурсов. С реализацией этих принципов связаны активно идущий процесс выделения новых субъектов социальной политики в структуре социальных институтов общества, определение форм и доли их социального участия и нормативное оформление их деятельности.

Список используемых источников

  1. Лившиц А.Я., Новиков А.В., Смирнягин А.В. Региональная стратегия России - Регион: экономика и социология. 2004, №3.
  2. Меерсон Е.А. Социальная политика государства в обеспечении зашиты мо­лодой семьи и социально-трудового потенциала России. Волгоград, 2005
  3. Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. - М.: Маркетинг, 2003
  4. Осадчая Г.И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. М., 2006
  5. Попов В.Т., Холостова Е.И. Социальная политика и соци­альная работа/ Учебно-методическое пособие. М. 2001
  6. Предпринимательский климат регионов России. “Начала-Пресс”. М., 2002.