СУР в системе управления таможенными органами


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

  1. Понятие и сущность управления рисками
  2. Особенности управления рисками при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что специфика экономических преобразований в России отводит ключевое положение в системе государственного регулирования таможенным органам; не последнюю роль в этом играет тот факт, что доля таможенных платежей в доходной части бюджета страны колеблется в разные годы от 30 до 45%.

В силу этого контроль за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу превращается в одну из наиболее значимых задач таможенных органов. В то же время в свете интеграции России в систему международных хозяйственных отношений соблюдение интересов участников ВЭД также является важной частью государственной политики.

Такое противоречие делает невозможным существовавшую ранее систему таможенного контроля, основывавшуюся на тотальном таможенном досмотре приходящих грузов.

С учетом этого реформа таможенного законодательства включила в себя перестройку института таможенного контроля на основе системы управления рисками; внедрение этой системы являет собой один из наиболее ярких примеров реализации принципа научности в таможенном деле.

Следует также учитывать, что управление рисками не является изолированной, обособленной от большинства других функций управления. Поскольку риски присутствуют на всех фазах и этапах таможенной деятельности, функция управления рисками не только не исчезает до реализации и контроля решений, но и, что важно отметить, она становится системообразующей функцией таможенного дела.

Cистема управления рисками, основанная на принципе выборочности остается одним из ключевых элементов эффективного таможенного контроля и всецело направлена на создание благоприятных условий для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Благодаря применению системы управления рисками сократилось время таможенного оформления товаров и транспортных средств. Благодаря выборочной системе контроля товары и транспортные средства оформляются в максимально сжатые сроки - 99,8% всех грузовых таможенных деклараций оформляется в один день. Система управления рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Данный метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля.

При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности, и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. Именно для этого и используется система управления рисками – СУР. Положительный результат применения данной системы подтверждается опытом работы таможен зарубежных стран.

Объектом реферата выступили таможенные органы РФ.

Предметом - реализация принципа выборочности таможенного контроля товаров и транспортных средств на основе СУР.

Цель реферата – выяснить особенности реализации принципа выборочности таможенного контроля товаров и транспортных средств на основе СУР.

Задачи:

  1. Определить понятие и сущность управления рисками.
  2. Выяснить особенности управления рисками при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств.

1. Понятие и сущность управления рисками

Следует отметить, что понятие "риск" имеет достаточно длительную историю, но наиболее активно начали изучать различные аспекты риска в конце XIX – в начале XX века.

На сегодня нет однозначного понимания сущности риска. Это объясняется, в частности, многоаспектностью этого явления, практически полным игнорированием его нашим хозяйственным законодательством в реальной экономической практике и управленческой деятельности. Кроме того, риск - это сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда противоположных реальных основ. Это обуславливает возможность существования нескольких определений понятий риска с разных точек зрения.

Рассмотрим ряд определений риска, даваемых отечественными и зарубежными авторами:

  1. Риск – потенциальная, численно измеримая возможность потери. Понятием риска характеризуется неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий.
  2. Риск – вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли.
  3. Риск – это неопределенность наших финансовых результатов в будущем.
  4. J.P.Morgan определяет риск как степень неопределенности получения будущих чистых доходов.
  5. Риск – это стоимостное выражение вероятностного события, ведущего к потерям.
  6. Риск – шанс неблагоприятного исхода, опасность, угроза потерь и повреждений.
  7. Риск – вероятность потери ценностей (финансовых, материальных товарных ресурсов) в результате деятельности, если обстановка и условия проведения деятельности будут меняться в направлении, отличном от предусмотренного планами и расчетами.

Таким образом, четко заметна тесная связь риска, вероятности и неопределенности. Следовательно, чтобы наиболее точно раскрыть категорию «риск», необходимо определить такие понятия как «вероятность» и «неопределенность», поскольку именно эти два фактора лежат в основе рисков.

Рассмотрим понятие вероятности. Данный термин является фундаментальным для теории вероятностей и позволяет количественно сравнивать события по степени их возможности. Вероятностью события является определенное число, которое тем больше, чем более возможно событие[1]. Вероятность – это возможность получения определенного результата. Очевидно, что более вероятным считается то событие, которое происходит чаще. Таким образом, в первую очередь понятие вероятности связано с опытным, практическим понятием частоты события.

В качестве единицы измерения принимают вероятность достоверного события, т.е. такого события, которое в результате какого-либо опыта, процесса деятельности непременно должно произойти. Примером такого события может служить факт получения дохода при реализации продукции, поскольку невозможна такая ситуация, когда предприятие продавало бы продукцию, не имея на нее цены (в конце концов, цена может быть нулевой, в таком случае и доход будет нулевым).

Выделяют субъективную и объективную вероятность.

Концепция объективных вероятностей строится на интерпретации понятия вероятности как предельного значения частоты при бесконечно большом числе экспериментов, и оценка вероятности производится посредством вычисления частоты, с которой происходит данное событие. Например, частота возникновения некоторого уровня потерь в процессе реализации проекта может быть рассчитана по формуле

f(A) = n(A)/n,

где f – частота возникновения некоторого уровня потерь;

n(А) – число случаев наступления этого уровня потерь;

n – общее число случаев в статистической выборке, включаю­щее как успешно осуществленные, так и неудавшиеся инвестицион­ные проекты.

Точность измерения объективных вероятностей зависит от объема статистических данных и возможности их использования для будущих событий, то есть от сохранения условий, в которых происходили прошлые события.

Вместе с тем, во многих случаях при принятии решений статистические данные о частотах появления ситуации весьма малы по объему либо вообще отсутствуют. Поэтому используется второй путь измерения вероятностей ситуации, основанный на субъективных измерениях лица, принимающего решение.

В связи с этим измеряемые таким путем вероятности называют субъективными вероятностями ситуации. При определении субъективных вероятностей на первое место выступает мнение субъекта, отражающее состояние его информационного фонда. Иначе говоря, субъективная вероятность определяется на основе предположе­ния, основывающегося на суждении или личном опыте оцениваю­щего (эксперта), а не на частоте, с которой подобный результат был получен в аналогичных условиях. Отсюда широкое варьирование субъективных вероятностей, которое объясняется широким спект­ром различной информации или различных возможностей опериро­вания с одной и той же информацией. Субъективные вероятности при выполнении некоторых предположений обладают свойствами обычных объективных вероятностей. Поэтому с ними можно производить обычные операции, определяемые в теории вероятностей.

Зависимость от объемов исходной информации с одной стороны и зависимость от субъекта с другой – все это ведет к тому, что к вероятностной ситуации добавляется неопределенность. Таким образом, одного понятия вероятности для характеристики риска недостаточно.

Неопределенность предполагает наличие факторов, при которых результаты действий не являются детерминированными, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна; например, это неполнота или неточность информации[2].

Условия неопределенности, которые имеют место при любых видах предпринимательской деятельности, являются предметом исследования и объектом постоянного наблюдения экономистов самых различных профилей, а также специалистов других отраслей (юристов, социологов, политологов, психологов и т.п.). Такой комплексный подход к изучению данного явления (явления неопределенности в бизнесе) связан с тем, что хозяйственные субъекты в процессе своего функционирования испытывают зависимость от целого ряда факторов, которые можно подразделить на внешние и внутренние:

- внешние факторы - законодательство, реакция рынка на выпускаемую продукцию, действия конкурентов;

- внутренние - компетентность персонала фирмы, ошибочность определения характеристик проекта и т.д.

Особенно значительное влияние этих условий проявляется в нашей стране при построении экономики рыночного типа, когда появляются самые различные виды неопределенности для всех субъектов ее хозяйственной деятельности.

Природа неопределенности может быть классифицирована достаточно широко. Нижеприведенный подход классифицирует неопределенность в зависимости от информации и формы этой информации, которой располагает субъект при принятии решений – начиная с полного отсутствия информации и заканчивая проблемами логического позитивизма:

- неизвестность (незнание),

- физическая неопределенность,

- недостоверность (неполнота, недостаточность, не адекватность, расплывчатость),

- неоднозначность,

- лингвистическая неопределенность.

Иной подход к классификации неопределенностей приводится в кн. Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение»:

  1. Комбинаторное количество вариантов, которое (рассмотреть) просмотреть в отведенное время невозможно даже при наличии быстродействующих ЭВМ (полный перебор вариантов невозможен. Примером большого количества вариантов стратегий могут являться шахматы).
  2. Случайные факторы происходящих событий как результат действия случайных сил: рассеяние попаданий в мишень при стрельбе; случайные потоки требований в обслуживающую систему; случайные потоки денежных средств в банковскую систему или на предприятие и т.д.
  3. Стратегическая неопределенность (игровая неопределенность по существу) из-за неизвестного поведения противника (партнера – другого участника игры, включая игру с природой).

Таким образом, проблема лежит не в плоскости математики, а в формулировке ее на предметном языке. Для этого надо еще хорошо представлять реальный процесс финансовых операций и поведение разных категорий игроков при меняющихся обстоятельствах.

Еще один подход к классификации неопределенности используется при проектировании работ:

  1. Человеческая неопределенность связана с невозможностью точного предсказания поведения людей в процессе работы. Люди отличаются друг от друга уровнем образования, опытом, творческими способностями, интересами. Индивидуальные реакции меняются изо дня в день, в зависимости от самочувствия, настроения, контактов с другими людьми и т.д.
  2. Техническая неопределенность значительно меньше по сравнению с человеческой, однако с ней надо считаться. Техническая неопределенность связана с надежностью оборудования, предсказуемостью производственных процессов, сложностью технологии, уровнем автоматизации, объемом производства, темпами обновления и т.д.
  3. Социальная неопределенность определяется стремлением людей образовывать социальные связи и помогать друг другу. Ведут себя в соответствии с взаимно принятыми обязательствами, служебными отношениями, ролями, стимулами, конфликтами, традициями и т.п. Структура таких взаимоотношений не определена.

В этих условиях прогнозирование и планирование производства, объем продаж и величины денежных потоков, разработка проектов строительства и бизнес-планов могут быть рассчитаны лишь приближенно, и зачастую бизнес, вместо ожидаемой прибыли, может принести убытки, величина которых может превысить не только вложенные в дело средства, но и все имеющееся в его распоряжении имущество. Хорошим примером этому являются азартные карточные игры.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в основе риска лежит вероятностная природа рыночной деятельности и неопределенность ситуации при ее осуществлении.

Далее, следует учитывать, что риск сопутствует всем процессам, идущим в компании, вне зависимости от того, являются ли они активными или пассивными (в юриспруденции для этого существует термин «деяние» – действие или бездействие).

Таким образом, здесь открывается третья сторона риска – его принадлежность какой-либо деятельности. Иначе говоря, если предприятие планирует реализовать проект – оно подвержено инвестиционным, рыночным рискам; если же компания не осуществляет никаких действий, она опять-таки несет риски – риск неполученной прибыли, те же рыночные риски и пр. Это заложено уже в самом определении понятия «предприятие».

 Таким образом, при осуществлении своей деятельности предприятие ставит определенные цели – получить такие-то доходы, затратить столько-то и т.д. Следовательно, оно планирует свою деятельность. Но, выбирая ту или иную стратегию развития, предприятие может потерять свои средства, то есть получить сумму, меньшую, чем запланированная. Как было указано выше, это объясняется неопределенностью ситуации, в которой находится компания. А, находясь в условиях неопределенности, руководству приходится принимать решения, вероятность успешной реализации которых (а значит, и получения доходов в полном объеме), зависит от множества факторов, воздействующих на предприятие изнутри и извне. В этой ситуации и проявляется понятие риска.

Следовательно, можно охарактеризовать риск как вероятность недополучения планируемых доходов в условиях неопределенности, сопутствующей деятельности предприятия.

Очень тесно с понятием риска связано понятие «рисковой деятельности» или «деятельности, подверженной риску». Этот термин необходимо рассмотреть, так как риск не существует вне деятельности, вне процессов, идущих в компании. Учитывая подобный подход к риску, можно выделить такие понятия, как «субъект риска» и «объект риска».

Под субъектом следует понимать руководство компании, то есть конкретных лиц или коллектив, принимающих решение о выборе той или иной альтернативы, связанной с деятельностью компании. Соответственно, под объектом понимается ресурс, изменение которого возможно в случае возникновения рисковой ситуации. Учитывая то, что мы рассматриваем хозяйствующий субъект в условиях стремления к максимизации прибыли, подобным ресурсом являются чистые доходы компании.

Выделение этих понятий позволит более детально подходить к вопросам классификации рисков.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что риск – сложное понятие, имеющее своей причиной неопределенность и тесно связанное с вероятностными процессами. Риск неразрывно связан с деятельностью предприятия, вне зависимости от того, является ли она активной или пассивной.

В условиях объективного существования риска и связанных с ним финансовых, моральных и прочих потерь возникает потребность в определенном механизме, который позволил бы наилучшим из возможных способов с точки зрения поставленных предпринимателем (фирмой) целей учитывать риск при реализации хозяйственной деятельности.

Таким механизмом является управление риском (риск-менеджмент). Основные этапы процесса управления риском представлены на приводимой ниже схеме (рис. 1.1). В первую очередь важна оценка степени риска, т.е. количественный анализ, предполагающий численное определение отдельных рисков и риска проекта (решения) в целом. На этом этапе определяются численные значения вероятности наступления рисковых событий и их последствий, осуществляется количественная оценка степени риска, определяется (устанавливается) также допустимый в данной конкретной обстановке уровень риска.

Рис. 1.1. Этапы процесса управления риском

При анализе экономического риска, разделив рассматриваемую систему или экономический процесс на подсистемы, используя математические методы, модели и приемы, экспертизы и опыт специалистов, вычислительную технику, лицо, принимающее решение, может анализировать неопределенность, связанную с каждым из элементов системы. Может рассматриваться степень зависимости между риском и составляющими данного объекта, оцениваться совокупное влияние рисков подсистем на процесс.

В результате проведения анализа риска получается картина возможных рисковых событий, вероятность их наступления и последствий. После сравнения полученных значений рисков с предельно допустимыми вырабатывается стратегия управления риском и на этой основе – меры предотвращения и уменьшения риска.

После выбора определенного набора мер по устранению и минимизации риска следует принять решение о степени достаточности намеченных мер. В случае достаточности – осуществляется реализация проекта (принятие оставшейся части риска), в противном случае целесообразно отказаться от реализации проекта (избежать риска)[3].

Основные величины оценки экономического риска связаны с выигрышем или проигрышем, с потерей или прибылью в результате хозяйственной или предпринимательской деятельности. Можно предположить, что теоретический способ экономической оценки риска базируется на двух параметрах: размер возможных потерь и их вероятность, а это означает, что нужно определить количественную величину обеих характеристик, после чего риски становятся сравнимыми между собой.

Роль количественной оценки экономического риска значительно возрастает, когда существует возможность выбора из совокупности альтернативных решений оптимального решения, обеспечивающего наибольшую вероятность наилучшего результата при наименьших затратах и потерях в соответствии с задачами минимизации и программирования риска. Здесь следует выявить, количественно измерить, оценить и сопоставить элементы рассматриваемых экономических процессов, выявить и определить взаимосвязи, тенденции, закономерности с описанием их в системе экономических показателей, что немыслимо без использования статистических, математических методов и моделей в экономическом анализе.

Применение экономико-математических методов позволяет провести качественный и количественный анализ экономических явлений, дать количественную оценку значения риска и рыночной неопределенности и выбрать наиболее эффективное (оптимальное) решение. Математические методы и модели позволяют имитировать различные хозяйственные ситуации и оценивать последствия при выборе решений, обходясь без дорогостоящих экспериментов.

Методы экономико-математического анализа, являясь регулятором экономической деятельности в единстве внешних и внутренних неопределенностей, обеспечивая выбор оптимальных решений, позволяют также математически анализировать, измерять значение и возможности минимизации, программирования риска с целью наилучшего управления риском на основе повышения эффективности и качества хозяйственной деятельности, сокращения неопределенности.

Риск – категория вероятностная, поэтому в процессе оценки неопределенности и количественной характеристики степени риска используют вероятностные расчеты.

Количественная оценка вероятности наступления отдельных рисков и то, во что они могут обойтись, позволяет лицу, принимающему решение, выделить наиболее вероятные по возникновению и весомые по величине потерь риски, которые будут являться объектом дальнейшего анализа для принятия решения о целесообразности реализации проекта. Оценка вероятности также поможет уяснить практические возможности выборочных исследований и дать прогноз будущих действий.

Применительно к экономическим задачам методы статистики сводятся к систематизации, обработке и использованию статистических данных для научных и практических выводов. Метод исследования, опирающийся на рассмотрение статистических данных о тех или иных совокупностях объектов, именуется статистическим.

Методы принятия решений в условиях риска также разрабатываются и обосновываются в рамках так называемой теории статистических решений. Суть статистического метода, как уже указывалось, заключается в том, что анализируется статистика потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном предприятии (экономическая ситуация), устанавливается величина и частота получения того или иного экономического результата и составляется наиболее вероятный прогноз на будущее. Недостатком статистического подхода к измерению риска является то, что он основывается на имеющихся статистических данных прошлых периодов, в то время как оценка риска относится к будущим событиям. Это снижает ценность данного подхода в условиях быстро меняющейся экономической обстановки. В то же время достоинством данного подхода к измерению риска является его объективность.

2. Особенности управления рисками при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств

Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками в процессе таможенного контроля регламентирован рядом актов Государственного таможенного комитета и Федеральной таможенной службы России из них, одним из основных, является – "Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками", а также письмами ФТС России о порядке отчетности и содержащих методические рекомендации по минимизации рисков.

Основная роль в организации деятельности должностных лиц таможенных органов по минимизации рисков отводится аналитической работе. На основе изучения практики таможенного контроля определяется[4]:

  • область риска – таможенные процедуры и категории международного передвижения, с которыми связывается наибольшая вероятность совершения правонарушения;
  • индикаторы – определенные критерии, которые, в совокупности, служат в качестве практического инструмента для выбора объекта повышенного таможенного контроля;
  • профиль риска – сочетание факторов риска, основанных на собранной информации, которая была проанализирована и классифицирована по определенным критериям.

Механизмы минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля представляют:

  • использование различных источников информации для выявления рисков, совокупность применяемых мер по минимизации;
  • применение мер по минимизации рисков в соответствии с профилем, а также самостоятельно должностным лицом таможенного органа, если это допустимо;
  • использование информационно-технических и программных средств при осуществлении таможенного контроля, позволяющих реализовывать систему управления рисками;
  • использование системы обратной связи (функции контроля и организация отчетности).

Действующие в настоящее время механизмы минимизации рисков не в полной мере, по объективным причинам, совершенны, так как не учитывают всей специфики применения технических и программных средств, действие человеческого фактора, а также материально-техническую оснащенность некоторых таможенных постов, пунктов пропуска и их территориально – географическое положение.

Выявление рисков, возникающих при таможенном контроле товаров, и формирование на их основе проектов профилей рисков осуществляется в соответствии с типовой схемой и должностными инструкциями должностные лица, в обязанности которых входит:

  • контроль классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России и определение страны происхождения;
  • контроль применения нетарифных мер и защита интеллектуальной собственности;
  • валютный контроль;
  • контроль таможенной стоимости;
  • контроль начисления таможенных пошлин, налогов, а также обеспечения уплаты таможенных платежей;
  • контроль таможенного транзита;
  • контроль деятельности субъектов внешнеторговой деятельности!
  • формирование таможенной статистики;
  • правоохранительная деятельность.

Выявление рисков основано на практическом использовании и анализе различного рода информации, имеющейся в таможенных органах. К основным источникам такой информации относятся[5]:

  1. Базы данных электронных копий:
  • грузовых таможенных деклараций;
  • уведомлений о направлении товаров;
  • деклараций таможенной стоимости (ДТС);
  • корректировки таможенной стоимости (КТС);
  • таможенных приходных ордеров (ТПО);
  • электронных журналов;
  • центральный реестр участников ВЭД;
  • справочники НСИ.
  1. Базы данных межгосударственного и межведомственного информационного обмена:
  • с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF);
  • с ГТС Украины;
  • с Министерством государственных доходов Республики Казахстан;
  • с таможенными службами других иностранных государств (по мере заключения соответствующих соглашений);
  • с министерствами, федеральными службами и агентствами (по мере заключения соответствующих соглашений).
  1. Специализированные базы данных:
  • паспортов сделок;
  • валютного контроля;
  • образцы оттисков печатей уполномоченных банков и других компетентных органов, используемых для целей валютного контроля;
  • информации об административных правонарушениях.
  1. Информация, содержащаяся на бумажных носителях грузовой таможенной декларации, ТД, ДТС, КТС, акты таможенного осмотра (досмотра), в товаротранспортных и товаросопроводительных документах.
  2. Информация, полученная в результате оперативно-розыскной деятельности.
  3. Информация, содержащаяся в правовых актах, изданных по результатам инспекционной деятельности таможенных органов и служебных проверок.
  4. Обращения и жалобы граждан, запросы контролирующих органов, информация, представленная участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе, информация СМИ и сети Интернет, а также иные источники.

Уполномоченные должностные лица, осуществляя анализ информации из выше перечисленных источников, производят его по направлениям деятельности подразделений таможенных органов и в соответствии с типовыми критериями отнесения товаров и внешнеторговых операций к группам риска. Перечень таких критериев устанавливается и доводится до таможенных органов правовым актом ФТС России.

В аналитической работе используются традиционные математико-статистические методы, а также целевые методики выявления рисков, которые вырабатываются структурными подразделениями ФТС России и РТУ по соответствующим критериям. Целевые методики призваны обеспечивать единообразное выявление рисков и применение мер по их минимизации с минимальным участием интуитивного человеческого фактора. В ходе анализа выявляется наличие взаимосвязей индикаторов и области риска, а также выявляются тенденции, закономерности и зависимости индикаторов и области риска от следующих показателей[6]:

  1. В отношении таможенных органов:
  • регионы Российской Федерации;
  • таможенные органы, осуществляющие таможенное оформление и выпуск;
  • таможенные органы, расположенные в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации;
  • соответствующие должностные лица.
  1. В отношении участников внешнеторговой деятельности:
  • перевозчик;
  • таможенный брокер;
  • таможенный склад, склад временного хранения;
  • вид транспорта, номера транспортных средств;
  • декларант;
  • отправитель;
  • получатель товара.
  1. В отношении товара:
  • код в соответствии с ТН ВЭД;
  • страна происхождения;
  • страна отправления;
  • иные показатели.

Степень выявленного риска определяется уполномоченным должностным лицом экспертным методом исходя из суммы предполагаемого ущерба, частоты проявлений и других показателей. Она может быть высокой, средней или низкой. Если степень риска определена как низкая, то эта информация доводится до непосредственного руководителя. В случае если степень выявленного риска является высокой или средней, формируется проект профиля риска с приложением к нему пояснительной записки. Профиль риска – совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении прямых мер по его минимизации. После утверждения профиля риска в установленном порядке, правовым актом ФТС России он доводимая до таможенных органов и дублируется в электронном виде.

В зависимости от региона применения профили рисков могут быть трех видов:

  1. Общероссийский – действует на всей таможенной территории России.
  2. Региональный – действует в регионе деятельности одного РТУ.
  3. Зональный – действует в регионе деятельности одной таможни.

Решение об отнесении профиля риска к одному из вышеперечисленных видов принимается ФТС России. Правовой акт ФТС России, содержащий профиль риска, в зависимости от вида утверждает:

  • общероссийский – руководитель ФТС России или лицо им уполномоченное;
  • региональный – заместитель руководителя ФТС России, курирующий Главное управление организации таможенного контроля ФТС России либо курирующий структурное подразделение, по направлению деятельности которого выявлен риск.
  • зональный – начальник Главного управления организации таможенного контроля (лицо, им уполномоченное), либо начальник Главного управления (управления) ФТС России по направлению деятельности которого выявлен риск, по согласованию с Главным управлением организации таможенного контроля.

В зависимости от сроков действия профили рисков делятся на виды:

  • краткосрочный (действует от 1 дня до 1 месяца);
  • среднесрочный (от 1 до 3 месяцев);
  • долгосрочный (от 3 до 6 месяцев);
  • постоянный (более 6 месяцев).

Конкретный профиль риска исполняется на бланке установленной формы, в электронном виде исполняется в среде Microsoft Word с использованием функции создания форм. Информация, представленная в профиле риска условно делится на четыре раздела: "Общие сведения", "Область риска", "Прямые меры по минимизации рисков" и "Контактная информация".

Таким образом, управление рисками – это процесс выявления, анализа и оценки рисков в определенной сфере деятельности, а также выбор методов и инструментов менеджмента для минимизации риска. Существуют такие виды методов управления рисками как: страхование риска, упразднение, предотвращение и поглощение риска.

Под риском в таможенном деле понимается вероятность совершения неправомерных действий участниками внешнеэкономической деятельности, которые могут привести к убыткам или ущербу для торговли, промышленности или общества данного государства при импорте или экспорте товаров и услуг. В этом случае анализ риска – систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Заключение

В процессе исследования выло выяснено, что действующие в настоящее время механизмы минимизации рисков не в полной мере, по объективным причинам, совершенны, так как не учитывают всей специфики применения технических и программных средств, действие человеческого фактора, а также материально-техническую оснащенность некоторых таможенных постов, пунктов пропуска и их территориально – географическое положение.

Выявление рисков, возникающих при таможенном контроле товаров, и формирование на их основе проектов профилей рисков осуществляется в соответствии с типовой схемой и должностными инструкциями должностные лица, в обязанности которых входит:

  • контроль классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России и определение страны происхождения;
  • контроль применения нетарифных мер и защита интеллектуальной собственности;
  • валютный контроль;
  • контроль таможенной стоимости;
  • контроль начисления таможенных пошлин, налогов, а также обеспечения уплаты таможенных платежей;
  • контроль таможенного транзита;
  • контроль деятельности субъектов внешнеторговой деятельности!
  • формирование таможенной статистики;
  • правоохранительная деятельность.

Управление рисками – это процесс выявления, анализа и оценки рисков в определенной сфере деятельности, а также выбор методов и инструментов менеджмента для минимизации риска. Существуют такие виды методов управления рисками как: страхование риска, упразднение, предотвращение и поглощение риска.

Под риском в таможенном деле понимается вероятность совершения неправомерных действий участниками внешнеэкономической деятельности, которые могут привести к убыткам или ущербу для торговли, промышленности или общества данного государства при импорте или экспорте товаров и услуг. В этом случае анализ риска – систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Управление рисками – это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.

Цель системы управления рисками – создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, которые:

а) имеют устойчивый характер;

б) связаны с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

в) подрывают конкурентоспособность отечественного производителя.

Действующая СУР не лишена недостатков. Во-первых, следует отметить отсутствие четко выраженной линии в построении самой системы. В подобных системах за рубежом присутствует ряд базовых направлений, которые кладутся в основу такой системы.

В частности, одним из таких направлений является подход на основе т.н. нулевого риска, который предусматривает минимизацию риска вплоть до абсолютной безопасности. Системы на базе «нулевого риска» в мире направлены на предотвращение финансовых крахов, технических катастроф, снижение их возможных последствий.

В связи с тем, в настоящее время деятельность по минимизации рисков строится путем издания профилей рисков в виде нормативных правовых актов ФТС России, то есть профили риска доводятся до таможенных органов в бумажном виде, то возникают определенные трудности, связанные за контролем над всеми областями и индикаторами рисков.

Таким образом, дальнейшее сокращение сроков таможенного оформления, упрощение таможенных процедур, применение электронной формы декларирования товаров в условиях нарастающих объемов внешней торговли, ограниченности ресурсов таможни невозможно без развития системы управления рисками, обеспечивающей адекватное принятия решений по выбору мер таможенного контроля без снижения эффективности его результатов и способствующее, в конечном итоге, снижению трансакционных издержек.

В заключении отметим, что совершенствование таможенных процедур, достигаемое в результате внедрения СУР, в конечном итоге должно повысить качество оказываемых таможенных услуг, а также существенно сократить общие затраты таможенных органов и импортеров/экспортеров, связанные с таможенными процедурами. Реализация данной задачи имеет существенное значение в условиях интеграции российской экономики в систему международной торговли и вступления России во ВТО.

Список использованных источников

Нормативные документы

  1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция ред. 1999 г.)
  2. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли. Редакция 2.0.
  3. Решение СРТС от 30.06.2004 г. № 224 «Об утверждении Концепции управления рисками в таможенных службах государств-членов ЕврАзЭс».
  4. Таможенный кодекс российской Федерации. – М.: «Проспект», 2009.- 224 с.
  5. Приказ Минэкономразвития России от 27.01.2005 г. № 9 «Об утверждении Порядка установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц».
  6. Приказ ФТС России от 16.09.2004 г. № 50 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом».
  7. Приказ ФТС России от 13.07.2005 г. № 638 «Об утверждении типового положения о подразделении координации и применения системы управления рисками региональных таможенных управлений».
  8. Приказ ФТС России от 16.09.2005 г. № 871 «Об утверждении типового положения об отделе применения системы управления рисками таможни».
  9. Приказ ФТС России от 11.11.2004 № 261 «О решении коллегии ФТС от 21.10.04 «О состояниях и мерах по дальнейшей разработке и внедрению системы управления рисками в процессе таможенного контроля».
  10. Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации.
  11. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2020 года.
  12. Проект Концепции формирования в Российской Федерации «электронного правительства» до 2010 года.
  13. Проект внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 года.

Специальная литература

  1. Боумен К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 2008.
  2. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.:Высш.шк., 2006. – 231с.
  3. Волков И.М. Грачева М.В. Проектный анализ. М.:Банки и Биржи, Юнити, 2008.
  4. Дианова В.Ю. , Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг.- М.: РТА, 2005.
  5. Жулин А.Б. Показатели результативности как основа административной реформы // Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления.- М., 2004.
  6. Зверев Г.С. Программно-целевое бюджетирование в деятельности таможенных органов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке, 2004.- № 2.- С. 26- 34.
  7. Макрусев В.В. Основы системного анализа. Изд.2-е, доп.– М.: РИО РТА, 2006. – 576 с.
  8. Макрусев В.В. Основы системного анализа: направления, проблемы, методология: Монография. – М.: РИО РТА, 2001. – 300с.
  9. Макрусев В.В. Современная идеология таможенного дела России//Таможенная служба России на защите экономических интересов страны: Материалы докладов науч.-практ. конференции.- М.: РИО РТА, 2003. –с.391-396.
  10. Макрусев В.В., Пауков А.А. Современная методология принятия системных решений в таможенном деле//Форум: Мет. сб. Вып. 12/Ред. Смирнов А.Д. – М.: РИО РТА, 2003. –с.164-180
  11. Парфенов Р.Н. Совершенствование таможенного администрирования на основе маркетингового подхода: Дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук.- ГОУ ВПО «РТА», 2004. –150с.

[1] Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.:Высш.шк., 2006. – С.24.

[2] Волков И.М. Грачева М.В. Проектный анализ. М.:Банки и Биржи, Юнити, 2008. – С.202.

[3] Введение в институциональную экономику: учеб. Пособие / Под ред. Д.С. Львова. – М.: «Издательство «Экономика», 2005. – С.122

[4] Приказ ФТС России от 13.07.2005 г. № 638 «Об утверждении типового положения о подразделении координации и применения системы управления рисками региональных таможенных управлений»

[5] Приказ ФТС России от 13.07.2005 г. № 638 «Об утверждении типового положения о подразделении координации и применения системы управления рисками региональных таможенных управлений»

[6] Приказ ФТС России от 13.07.2005 г. № 638 «Об утверждении типового положения о подразделении координации и применения системы управления рисками региональных таможенных управлений»