Социальная природа и сущность государства


1. Понятие и признаки государства

Государство - сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение законности и правопорядка, безопасности граждан и общества).

Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.

Предпосылки возникновения государства лежат в природе самого общества. Общество - это определенный тип отношений и связей между людьми (социальных, экономических, политических, духовных, юридических и т.д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства. Охрана общественно значимых интересов, определяемых необходимостью нормального социального существования и развития человека, является задачей всего общества, условием его стабильного функционирования. Упорядочение в этих целях общественных отношений происходит при помощи публичной власти, представлявшей общество во внешних и внутренних отношениях. Государственная власть обладает монополией на принуждение в случае нарушения законов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов (государственный аппарат). Властные решения, исходящие от публичной власти, имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению. Таким образом, мы видим, что государство возникло и упрочилось в поисках обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности. Еще Аристотель говорил, что государство создается "ради прекрасной жизни".

Причины, или условия, формирования государственности заложены в самих общественных отношениях. Первоначально на заре своего возникновения социальная организация основывалась на присваивающем хозяйстве (охота, рыболовство и собирательство, т.е. на присвоении готовых продуктов). Человек удовлетворялся теми продуктами, которые он находил в природе.

Постепенное развитие человеческого общества привело к тому, что в результате так называемой неолитической революции начался процесс перехода общества от присваивающего хозяйства к производящему. С этого времени охота, рыболовство и собирательство постепенно стали заменяться земледелием и скотоводством, возникли металлургия и металлообработка. По данным археологии и этнографии, этот процесс продолжался у разных народов несколько тысячелетий. Продукты земледелия и скотоводства, производимые первоначально для собственных нужд, начали производиться в количестве, превышающем потребности самих производителей.

Овладение культурой земледелия, скотоводства и обработки металла дало толчок к дальнейшему развитию производительных сил, в связи с чем возник избыток продукта (прибавочный продукт), т.е. начался процесс первоначального накопления капитала и появления частной собственности, что создавало возможность привлечения дополнительной рабочей силы для развития своего производства. Постепенно развивались обменные отношения между товаропроизводителями. Продолжался дальнейший процесс общественного разделения труда и его специализация по отдельным отраслям производства, что способствовало быстрому прогрессу хозяйственных отношений, развитию ремесел, искусства, письменности, возникновению первых городов. Постепенно с развитием имущественных отношений начала усложняться структура общества. Появились социальные группы, общности, имеющие свои интересы и особенности.

Имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления общественной организацией. Важное место в такой дифференциации занимали военные вожди и жрецы, которые имели большое влияние на общество. Благодаря развитию ремесла и торговли возникли сословия ремесленников и купцов.

Усложнение общественной жизни потребовало более совершенной формы ее организации и стимулировало развитие тех политических институтов, которые занимались функциями управления (обеспечением порядка в обществе, охраной собственности и т.д.). В механизме регулирования общественных отношений особую роль играет государство как важнейший политический институт, выполняющий необходимые для общества социальные, политические и юридические функции. Известный русский юрист П.И. Новгородцев писал, что "государство не есть только классовое господство, это прежде всего публично-правовое регулирование частной и общественной жизни" <1>.

--------------------------------

<1> Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 289.

Государство как одна из форм политико-юридической организации общественной жизни характеризуется следующими основными признаками.

  1. Народ. Государство есть союз людей, организованный на началах права на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людей прежде всего должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на началах права.

Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.

  1. Постоянным признаком государства является наличие определенной территории, т.е. территориальная организация государственной власти. Территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства. В государственно-организованном обществе на смену принципу кровно-родственной организации населения пришел принцип его территориальной организации. Население, проживающее на территории государства, становится гражданами данного государства или подданными. Юридически только граждане входят в состав государства и обладают всеми гражданскими и политическими правами (правом избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, занимать должности в органах государственной власти, осуществлять определенные виды деятельности и т.д.). Государство обязуется обеспечивать граждан всеми правами и свободами как внутри страны, так и за ее пределами. Основные права и свободы человека и гражданина должны быть законодательно гарантированы государством. Однако государство, признавая права и свободы человека, обязуется защищать также права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.
  2. Важнейшим признаком государства является наличие публичной власти, которая учреждается народом и выступает от его имени. Публичная (государственная) власть предполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства. Объективно необходимой функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни, общественных отношений. Отнюдь не всякая власть - управленческое благо. История знает много примеров, когда государственная власть нарушала права и свободы личности. Власть эффективна, когда действует в согласии с управляемыми субъектами. Властные полномочия государства ограничены, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам, и, во-вторых, властными полномочиями других государств.

Сама цель упорядочения общественных отношений (стремление к порядку) может достигаться и антиправовыми средствами. Однако, стремясь к порядку, они самоуничтожаются, лишив себя всех прав и свобод, своей личности. Из этого следует, что сама власть нуждается в таком ценностном регуляторе, как право. Право - основа власти, основа деятельности государства, т.е. организация государственной власти должна быть основана только на правовых началах, а ее деятельность - в рамках права (правового закона).

Государственная власть, в свою очередь, характеризуется следующими признаками. Во-первых, для осуществления своих функций и задач она имеет свой аппарат управления, который призван осуществлять функции управления обществом с помощью специальных государственных органов. Осуществление государственных управленческих функций является их профессиональной деятельностью. Во-вторых, публичная власть является представительной, которая осуществляет свою деятельность от имени народа. В-третьих, признаком публичной власти является ее легитимность. Феномен легитимности государственной власти - признание народом права управлять им и согласие подчиняться этой власти. Необходимо отличать легитимность власти от ее легальности. Не всякая легальная власть является легитимной.

  1. Налоговая и финансовая системы. Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета. Затем оно распределяет эти средства на различные общественные нужды, в том числе на содержание государственного аппарата, который занят только управленческой деятельностью, а также на содержание социально не защищенных слоев населения.
  2. Суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере.

Верховенство государственной власти внутри страны означает:

- распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;

- только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;

- возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний.

Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и тесно связаны между собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет - источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. А высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Представительные органы государственной власти осуществляют властные полномочия от имени народа.

Следовательно, государственный суверенитет - это ограниченная правом власть как внутри страны, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа.

На современном этапе развития цивилизации государственный суверенитет имеет свои пределы, которые во внутренней жизни государства определяются притязаниями других субъектов права, а в международных отношениях - рамками международного права. В настоящее время в современном интегрированном мире все чаще признается, что международное право, международное сообщество и международные организации могут и должны вмешиваться во внутренние дела государств, если власть грубо нарушает права и свободы человека, права и свободы малых народов и национальных меньшинств. Это зафиксировано в целом ряде межгосударственных соглашений, прежде всего в Парижской хартии для новой Европы и ряде других. Ярким примером этого является ограничение суверенитета государств Европейского союза рамками права Европейского союза.

  1. Система права. Государство - это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы - юридически оформляет государственную власть, и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм.

Таким образом, государство - это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата.

Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство - это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений.

В публичном смысле государство - универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка.

В функциональном смысле государство - способ регулирования и упорядочения общественных отношений.

2. Генезис государства

Возникновение и формирование государственности (политогенез) в разных странах шло различными путями, имея свои специфические черты. В истории человечества первой формой жизнедеятельности людей считают первобытное общество, основанное на родовом самоуправлении. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился несколько столетий. Современные научные достижения в области археологии, этнографии и истории дают много нового материала, который позволяет нам показать закономерности и условия возникновения государства, установления законов.

При первобытно-общинном самоуправлении отсутствовала публичная власть. Здесь не было особого аппарата управления, который мог бы применить принуждение. В управлении делами рода (общины) господствовали обычаи, авторитет и уважение старейшин. Все важнейшие вопросы решались взрослым населением коллективно на общих собраниях общины.

С течением времени в результате имущественной и социальной дифференциации в рамках родовой организации постепенно создавался аристократический совет старейшин, который сосредоточивал в своих руках значительную власть и рассматривал все важнейшие вопросы, выносимые на решение общего собрания.

Переход от самоуправления первобытного общества к социально дифференцированному обществу сопровождался образованием территориальной общины, состав которой определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности.

Можно выделить следующие основные признаки, отличающие государство от родовой организации:

  1. - разделение населения по территориальному признаку, т.е. административно-территориальная организация населения;
  2. - учреждение публичной власти, которая осуществляла управление общественной системой;
  3. - введение налоговой системы, основу которой составляли сборы с населения на содержание публичной власти.

Одним из этапов формирования государственности была военная демократия, при которой появились зачатки военно-насильственного принуждения <2>. Термин "военная демократия" был введен в научный оборот американским археологом, этнографом и историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к так называемой соседской. Впоследствии этот термин был воспринят Ф. Энгельсом, который соединил воедино три непременных элемента военной демократии: военного вождя, совет вождей и народное собрание <3>.

--------------------------------

<2> Морган Л. Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л., 1935.

<3> Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. С. 107.

Первые государства возникают в IV тысячелетии до нашей эры на территории Древнего Востока (Египет, Вавилон). Для первых форм государственности, возникших на Древнем Востоке, характерно наличие сильной деспотической власти и зависимое от этой власти положение индивида. Государство при этом доминирует над обществом.

Другой исторический путь образования государства прошли античные города-государства. Для античной государственности характерно наличие частной собственности на землю и орудия производства, что создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов. Им изначально были присущи идея политической демократии и политической свободы. Хотя античная правовая система и признавала в какой-то степени автономию личности и неприкосновенность частной собственности, однако в общественном правосознании господствовала идея о примате государственных интересов над личными, т.е. личностное начало было подчинено сословно-корпоративным интересам.

Ф. Энгельс указывал на три главные формы образования государственности у греков, римлян и германцев: афинскую, римскую и древнегерманскую <4>. Государство в Афинах представляет собой наиболее чистую, классическую форму - возникает непосредственно и преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого родового общества. В Древнем Риме образование государства ускорилось в связи с борьбой плебеев и патрициев. У древних германцев образование государства было ускорено завоеваниями чужих территорий.

--------------------------------

<4> Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. С. 171.

Хотя возникновение и развитие государственности у различных народов шло по-разному, государство выполняло и определенные функции, общие для всего населения (например, защиту от внешних врагов, обеспечение порядка и выполнение общественных работ). Будучи официальным представителем общества, государство осуществляло "выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества" <5>. Общие дела, вытекающие из природы общества, это все то, что объективно необходимо для существования и нормального функционирования человеческого общества, независимо от его социально-экономического строя и форм политической организации. Разумеется, не только объем, но и характер таких общих дел на различных исторических ступенях развития человеческого общества, равно как роль государства в их осуществлении, весьма различны.

--------------------------------

<5> Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 25. С. 422.

В истории человеческого общества первые государства были рабовладельческими. Однако в некоторых странах возникали не рабовладельческие, а феодальные государства, что связано с особенностями развития социально-экономических условий этих стран. Так возникли государства у древних германцев, арабов и многих других восточных народов. Древнерусское государство также сложилось в виде раннефеодального государства в процессе разложения первобытно-общинного строя у славян Восточной Европы.

Общество в своем историческом развитии проходит несколько этапов: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный и общество современных информационных технологий. Каждый этап развития цивилизации характеризуется присущими ему качествами и особенностями институтов государственной власти.

В доиндустриальном обществе государство в основном служит орудием насилия в руках господствующего класса. Это рабовладельческие и феодальные государства. Здесь не признаются основные права и свободы человека и они не получают законодательного закрепления.

С совершением промышленных революций в странах Западной Европы активно стали развиваться производственные отношения и совершенствоваться общественные и политические институты. Государство уже признает некоторые права и свободы личности и закрепляет их в законодательных актах. В эпоху Нового времени государство уже стали понимать как государственно-организованное общество, т.е. как политико-территориальную и структурно организованную форму общества. С философским обоснованием такой позиции выступил еще И. Кант. "Государство (civitas), - пишет он, - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам" <6>. Главная задача государства, где суверенитет принадлежит народу, заключается, по Канту, в том, чтобы охранять и гарантировать права и свободы граждан.

--------------------------------

<6> Кант И. Метафизические начала учения о праве. Критика практического разума. СПб., 1995. С. 354.

С середины XX в. многие развитые страны в своем законодательстве закрепляют институт основных прав и свобод человека и создают механизмы их защиты. Государства в этих странах носят правовой характер и имеют демократические формы правления.

3. Сущность и функции государства

Назначение и сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства. Природа государственной власти - в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия.

Социальное назначение государства заключается в том, что это такая организация политической власти, призванная представлять общие интересы населения. Деятельность государства направлена на решение общесоциальных проблем. Управляя делами общества, государство стремится к стабильности и гармоническому развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка. Еще Цицерон писал, что "государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов" <7>.

--------------------------------

<7> Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966. С. 20.

В чем же состоит сущность государства? В чем его единая и объективная цель? Отвечая на эти вопросы, известный русский юрист И.А. Ильин пишет, что "сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают - помимо своих различных и частных интересов и целей - еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община" <8>.

--------------------------------

<8> Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М., 1993. С. 241.

Социальное назначение и сущность государства проявляются в его функциях и задачах. Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни. В отличие от задач государства, которые могут носить временный, локальный характер, функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть направлены и на узкокорпоративные цели. Если в Древнем мире или Средневековье государство активно осуществляло такие классовые функции, как подавление сопротивления рабов и крепостных крестьян, обеспечение условий для их эксплуатации, то функции современных развитых демократических государств направлены на осуществление общесоциальных проблем, связанных с защитой прав и свобод личности, поддержанием общественного порядка, обеспечением мира и безопасности и т.д.

На характер и содержание функций государства оказывают влияние многие факторы социально-экономического, политического, экологического характера. Бурный рост экономики, ее научно-технический прогресс, стабильная политическая обстановка во многом определяют направления деятельности государства, связанные с обеспечением прав и свобод человека, экологической безопасностью, разрешением межнациональных конфликтов, борьбой с преступностью и т.д. На содержание функций государства большое влияние оказывает и международная обстановка. В современном мире активно продолжается процесс интеграции государств, что обусловливает их тесное сотрудничество по многим ключевым вопросам (защита прав человека, поддержание мира и международного правопорядка, экологической безопасности, борьба с международным терроризмом и т.д.). Возрастает значение международного права, международных организаций в решении всех этих вопросов.

Функции государства и их конкретное содержание зависят от формы организации государственной власти, от того, какие цели государство ставит перед собой. В зависимости от социальной направленности функции государства могут в значительной мере отличаться друг от друга. Так, при либерально-демократическом режиме государство признает за собой функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение мира и согласия, социальной безопасности, а при тоталитарном политическом режиме, наоборот, стремится полностью держать монополию своей власти над обществом (свобода личности ограничена, отсутствуют политический плюрализм и гласность, экономика полностью управляется государством).

Основные функции государства подразделяются на виды по различным основаниям. Наиболее общей классификацией основных функций государства является деление их на внутренние (деятельность внутри данной страны) и внешние (деятельность на международной арене). Между внутренними и внешними функциями существует неразрывная связь, ибо внешняя политика любого государства предопределяется внутренними условиями его существования, а международные обязательства, в свою очередь, взятые государством на себя, диктуют необходимость строить свою деятельность во внутренних отношениях в соответствии с общечеловеческими стандартами.

По времени осуществления различают функции постоянные (на всех этапах развития государства) и временные, появление которых обеспечено специфическими условиями конкретного периода развития государства.

По формам деятельности функции государства подразделяются на законотворческие, управленческие, судебные и контрольно-надзорные, которые отражают механизм реализации государственной власти. Законодательные функции осуществляют органы законодательной власти, управленческие - органы исполнительной власти, судебные - органы судебной власти, надзорные - органы прокуратуры и другие контрольно-надзорные органы.

Государство в процессе своей деятельности оказывает целенаправленное воздействие на различные сферы общественной жизни. В зависимости от этого внутренние функции государства можно подразделить на политические, экономические, социальные, экологические, а также осуществляемые в культурной сфере.

В политической сфере функции государства связаны:

- с признанием и защитой прав и свобод человека и гражданина. Уважение человеческого достоинства, защита прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение условий для гармоничного развития личности - вот первейшая обязанность и задача государства, его органов. Государство в своих законодательных актах закрепляет основные права и свободы человека и гражданина и создает систему их гарантий;

- с регулированием политических процессов в обществе посредством законодательного закрепления принципов организации и деятельности политических партий и объединений, их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

- с обеспечением общественной безопасности. Государство разрешает социальные и межнациональные конфликты, поддерживает общественное согласие, оказывает помощь беженцам и вынужденным переселенцам и т.п.

В экономической сфере государство обеспечивает нормальное функционирование и развитие экономики. Деятельность государства в области экономики направлена на поддержание приоритетных направлений экономического развития, охрану существующих форм собственности, обеспечение свободы экономической деятельности, организацию внешнеэкономических связей, установление системы налогов и т.д.

Экономическая роль демократического правового государства в условиях рыночной экономики в основном сводится:

- к законодательному определению круга субъектов хозяйственной деятельности, а также ее объектов и взаимоотношений между ними;

- к поощрению, защите и охране социально и экономически целесообразных форм этой деятельности (поведения ее участников), осуществляемых главным образом с помощью регулятивных мер экономического характера.

Государственное регулирование экономических отношений при рыночном хозяйстве не носит жесткого характера, а основано на использовании экономических методов и средств (налогообложения, кредитования, субсидий и др.).

Одним из основных направлений деятельности современного государства является его социальная функция. Основополагающим признаком социального государства является утверждение системы общественных отношений, основанной на уважении и соблюдении естественных прав и свобод человека и гражданина, наличие в обществе условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.

В социальной сфере деятельность государства направлена на поддержание достойного уровня жизни населения, оказание помощи тем лицам, которые не могут самостоятельно обеспечить себя средствами для существования (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные). Государство расширяет свои социальные гарантии, направленные на поддержку наиболее социально не защищенных слоев общества. Конституционное положение о том, что "в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты" (ст. 7), означает заявление России о своей приверженности одному из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека возводится в ранг общегосударственной политики.

В реализации социальной функции значительное место принадлежит проведению эффективной государственной политики в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. Социальная функция в данных сферах общественной жизни осуществляется в форме государственной поддержки (материальной, финансовой, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений, учреждений культуры и здравоохранения. Например, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) "право граждан на образование обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования" <9>.

--------------------------------

<9> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 150; 1997. N 47. Ст. 5341; 2002. N 12. Ст. 1093, N 26. Ст. 2517.

Культура, образование, здравоохранение должны стать общедоступными, поскольку в данном случае речь идет о главных социальных ценностях: здоровье и интеллектуальном потенциале общества. Всеобщая декларация прав человека (1948) провозгласила право каждого на достойный жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния как самого человека, так и его семьи (ч. 1 ст. 25).

В культурной сфере государство оказывает поддержку развитию искусства и культуры, заботится о культурном и нравственном возрождении общества. Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ. В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности.

Защищают эти права и свободы посредством:

- законодательной и иной нормативной деятельности;

- разработки и осуществления государственной политики и государственных программ культурного развития;

- пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.

В природоохранной сфере функцией государства является охрана и рациональное использование природных ресурсов в целях улучшения условий жизни людей. Государственное регулирование охраны окружающей природной среды, определение порядка природопользования, обеспечение экологической безопасности - вот одна из первейших задач и функций государства на сегодняшний день.

Право на благоприятную окружающую среду является одним из фундаментальных прав человека. Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет, что "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Государственными гарантиями соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду являются:

- обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности человека;

- научно обоснованное планирование и государственное нормирование качества окружающей среды;

- предотвращение экологически вредной деятельности, предупреждение и ликвидация аварий, стихийных бедствий, катастроф;

- государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- государственный контроль за соблюдением природоохранительного законодательства;

- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

К внешним функциям государства относятся:

- сотрудничество с другими государствами в социально-экономической, политической, военной и культурной сферах;

- оборона страны и обеспечение государственной безопасности;

- поддержание мира и мирового правопорядка;

- предотвращение войн, разоружение, ликвидация ядерного и другого оружия массового уничтожения;

- борьба с международным терроризмом;

- оказание помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (землетрясение, наводнение, ураган, извержение вулкана и т.д.);

- сотрудничество в решении глобальных проблем современности.

Особое значение в современных условиях приобретает сотрудничество государств по поддержанию мира и мирного сосуществования, когда над человечеством нависла угроза уничтожения в термоядерной войне. С целью укрепления мира и мирного сосуществования государства ведут активную работу за:

- равенство и суверенитет всех народов;

- мирное урегулирование споров;

- отказ от войны, от применения силы или угрозы силой как средства решения спорных вопросов, разрешение их путем переговоров;

- невмешательство во внутренние дела других государств;

- сотрудничество между государствами;

- ограничение вооружений;

- добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных международных договоров и т.д.

В деятельности государств, направленной на защиту и укрепление мира, особое значение приобретает задача всеобщего и полного разоружения под строгим, всеобъемлющим международным контролем. Мировое сообщество в целях сохранения человеческой цивилизации требует, чтобы государства путем взаимных договоренностей исключили возможность ядерной катастрофы и остановили разорительную для всех стран гонку вооружений. Но поскольку еще сохраняются противоречия между геополитическими и экономическими интересами разных стран, угроза нападения извне, то непрестанной заботой государства является сохранение армии на уровне, необходимом для обеспечения безопасности страны и оборонного военного потенциала, гарантирующего решение этих задач.

Функции государства можно подразделить также на регулятивные и охранительные, которые могут реализовываться в правовых и организационных формах. Среди правовых форм можно выделить законотворческую (нормотворческую) деятельность государства (разработка и принятие законов и других нормативных актов), правоприменительную деятельность (государственно-властную деятельность компетентных органов по реализации норм права) и правоохранительную деятельность, направленную на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности. К организационным формам относят создание органов государственной власти, их материально-техническое и информационное обеспечение и т.д.

Методами осуществления функций государства являются:

- метод нормативно-правового регулирования;

- метод убеждения;

- метод принуждения;

- метод надзора и контроля.

Используя метод нормативно-правового регулирования, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений, тем самым, с одной стороны, поощряя общественно полезную деятельность субъектов правоотношений, а с другой стороны, в случае нарушения общеобязательных предписаний, принимая меры государственного принуждения.

Государство в своей деятельности в основном использует метод убеждения. Сознательное добровольное выполнение требований государства, убежденность граждан в справедливости его требований становится основным методом осуществления государством своей деятельности. Принуждение как один из методов осуществления государством своей деятельности имеет место в тех случаях, когда есть нарушения предписаний норм права и необходимо привлечь виновных к юридической ответственности.

Осуществляя функции защиты прав и свобод личности, обеспечения социальной безопасности, законности и правопорядка, государство активно использует метод надзора и контроля. Например, органы прокуратуры осуществляют высший надзор за исполнением действующего законодательства; финансово-контрольные органы государственной власти (Счетная палата, налоговая инспекция) - финансовый контроль. Существуют и другие органы государственной власти, осуществляющие различные контрольно-надзорные функции (гостехнадзор, атомнадзор и др.).

4. Общая характеристика основных теорий о происхождении и сущности государства

В юридической и политологической литературе существуют различные теории и концепции, объясняющие природу и сущность государства. В Древнем мире расцвет философских учений о государстве связан с именами таких древнегреческих мыслителей, как Сократ, Платон и Аристотель. Государство рассматривалось с точки зрения политической добродетели (справедливости), а идеальным считалось такое государство, которое воплощает этический принцип добродетели. Например, Аристотель, исходя из этического принципа "меры", разделял формы правления на "правильные" (монархия, аристократия) и "неправильные" (тирания, олигархия, "крайняя" демократия), предпочитая в качестве идеального образца "среднюю", "смешанную" форму правления ("политию", или умеренную демократию). Государство образуется, по Аристотелю, ради "общего блага", "благой жизни". Вместе с тем, подчеркивал он, существование государства возможно и мыслимо лишь на определенной территории, при определенной количественной норме населения. Всякое государство должно, кроме того, удовлетворять необходимые экономические потребности граждан <10>.

--------------------------------

<10> Аристотель. Политика. Сочинения в 4-х т. Т. 4. М., 1983.

Одна из первых теорий, объясняющих природу государства естественно-историческими причинами, коренящимися в природе человека как существа, которое не может жить вне общества (государства), получила название естественно-правовой. Например, Цицерон считал, что предпосылкой объединения людей в государство на основе договора является естественное стремление человека к общению, к жизни в обществе.

В эпоху средневековья господствовала теологическая концепция происхождения государства и права, согласно которой Бог, создав государство и законы, однако, не указал непосредственно лиц, осуществляющих власть, конкретные формы правления, методы властвования и т.п. Основателем данной теории считается средневековый богослов Августин. Идея теократии содержалась в его учении о "двух градах". Ни один "земной град" (т.е. государство), подчеркивал Августин, не знал подлинной справедливости, а потому походил, скорее, на "шайку разбойников". Критикуя реально существующие государства, он противопоставил им церковь в качестве идеального "небесного" сообщества, духовной общины верующих. Тем самым обосновывались притязания церкви на руководство государственными делами. Приоритет церкви над государством защищал и Фома Аквинский, полагая, что правители могут использовать свою власть вопреки заветам божества, их деятельность должна контролироваться церковью <11>. Современная католическая церковь также защищает тезис о божественном происхождении государства и права.

--------------------------------

<11> Политические учения: история и современность. Домарксистская политическая мысль. М., 1976. С. 200 - 201.

Теория договорного происхождения государства и права (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев) представляет государство и право продуктом человеческого разума, а не божественной воли. Идея о том, что государство и право появляются в результате сознательных действий людей, заключивших договор о создании государства и учреждении законов (софисты, Эпикур), оформилась в XVII - XVIII вв. в теорию договорного происхождения государства и права. Согласно данной теории люди, выйдя из "естественного" (догосударственного) состояния, объединились в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий считались признание и защита государством прав и свобод личности, обеспечение безопасности заключивших договор индивидов, а также охрана частной собственности. Несоблюдение условий договора означало его расторжение и возвращение людей в "естественное" состояние. Следовательно, речь идет о законности власти того или иного правителя с точки зрения выполнения или невыполнения им первоначального соглашения об образовании государства и учреждении законов.

Широкое распространение в эпоху Нового времени получила теория разделения властей, в основе которой лежат идеи рациональной организации власти и конституционных гарантий обеспечения основных прав и свобод личности. Выдающимся представителем теории разделения властей был французский мыслитель Ш. Монтескье, который утверждал: "Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга" <12>. Монтескье различал законодательную, исполнительную и судебную власти. Он исходил из верховенства парламента как законодательной власти в системе органов государства, предусматривая в парламенте две палаты, обладающие взаимным правом сдерживать решения каждой из них. Парламент, по Монтескье, независим от правительства - исполнительной власти, которая подотчетна ему в своей деятельности. Институт ответственности правительства перед парламентом был призван предотвратить "деспотизм" исполнительной власти. Что касается судебной власти, то она отделена от первых двух и должна действовать в строгом соответствии с законом, изданным парламентом. Учение о разделении властей ставило вопрос о разграничении функций государства, выполняемых различными государственными органами.

--------------------------------

<12> Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения. М., 1955. С. 289.

Одной из распространенных концепций, которая изучает те или иные естественные закономерности возникновения и последующего функционирования государства и права, является органическая концепция происхождения государства и права, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер. Согласно органической концепции, государство есть продукт органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому, как в живой природе, полагал Спенсер, выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит естественный отбор, определяющий зарождение правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законом органической эволюции.

Теория насилия, главным представителем которой является Л. Гумплович, рассматривает государство как результат насилия, вражды, завоевания одних народов другими. Насилие превращалось в первооснову государства.

Материалистическая (марксистская) теория рассматривала государство как результат непримиримости классовых противоречий. Под сущностью государства понимались его классовая природа, использование государства для утверждения власти господствующего класса. Характер государства обусловлен тем, что оно выступает регулятором классовых отношений, а с построением коммунистического общества государство отмирает.

Причины возникновения государства и права разъясняет также и так называемая психологическая теория, ярким представителем которой был Л. Петражицкий. Возникновение государства и права объясняется теми или иными свойствами психики людей, биопсихологическими инстинктами. Данная теория исходит из якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновению, подчинению "выдающимся личностям".

В противовес индивидуально-психологическим теориям сторонники социально-психологического направления рассматривают человека как существо общественное, а не биопсихическое. На этой основе они строят и свое учение о происхождении государства и права. Само общество они считают продуктом коллективного сознания людей. В коллективном сознании сначала формируется идея социальной солидарности, а затем для обеспечения солидарности создаются нормы права и реальная политическая власть, получающая выражение в соответствующих государственных институтах.

Широкое распространение получила теория "правового государства", которая отстаивает требование об ограничении деятельности государства, его органов исключительно формально-юридическими рамками, прежде всего законом, принятым парламентом. Представители данной теории отстаивают принцип невмешательства государства в дела частных предпринимателей, идею "минимального" государства, обеспечивающего свободу производства и торговли, приоритет индивидуальных прав, верховенство правового закона во всех сферах общественной жизни. Такой подход направлен против произвола и беззакония в деятельности государства и его органов. 

Список литературы

  1. Алексеев Н.Н. Идея государства. Нью-Йорк, 1955.
  2. Ардашкин В.Д. К современной концепции государства // Правоведение. 1992. N 2.
  3. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. N 7.
  4. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. N 7.
  5. Васильев Л.С. Проблемы генезиса Китайского государства. М., 1983.
  6. Гессен В.М. Общее учение о государстве. СПб., 1912.
  7. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М., 2002.
  8. Гулиев В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции // Политические проблемы теории государства. М., 1993.
  9. Демидов А.И. Власть в единстве и в многообразии ее измерений // Государство и право. 1995. N 11.
  10. Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М., 1994.
  11. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
  12. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 1999.
  13. Ковлер А.Н. Антропология права. М., 2002.
  14. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
  15. Магазинер Я.М. Общее учение о государстве. Петроград, 1922.
  16. Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. N 4.
  17. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М., 1998.
  18. Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение // Политические проблемы теории государства. М., 1993.
  19. Морозова Л.А. Национальные аспекты развития российской государственности // Государство и право. 1995. N 12.
  20. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. М., 1998.
  21. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.
  22. Першиц А.И., Алексеев В.П. История первобытного общества. М., 1990.
  23. Рыбаков Б.А. Образование Древнерусского государства. М., 1955.
  24. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  25. Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. N 2.
  26. Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1991.
  27. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. 1992. N 5.
  28. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993.
  29. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., 1996.
  30. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997.
  31. Шабо Ж.Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Полис. 1993. N 3.
  32. Яковец Ю.В. История цивилизации. М., 1997.