Управление в таможенной системе


Оглавление

  1. Система органов управления в таможенной системе
  2. Анализ целевых программ
  3. Зарубежный опыт государственного управления в таможенной системе (Швеция и Германия)

1. Система органов управления в таможенной системе

Деятельность таможенной службы России по реализации таможенной политики может рассматриваться как система принимаемых решений, эффективность которых, а, следовательно, и таможенного дела, зависит от качества используемых инструментов среды управления.

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организую­щего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.

В литературе имеется множест­во определений понятия "управление", в том числе социально-экономическими системами, к которым относится и система та­моженных органов. Обобщая различные формулировки с уче­том признаков, присущих управлению в таможенных органах, ему можно дать следующее определение.

Система управления таможенными органами - это непрерывный информационный про­цесс воздействия на таможенные органы, обеспечивающий их целенаправленную деятельность при изменя­ющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия управленческих решений и реализации поставленных целей.

Для формирования и реализации управляющего воздейст­вия необходимо наличие субъекта управления (управляющей системы, подсистемы), объекта управления (управляемой сис­темы, подсистемы) и определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними.

В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления в та­моженных органах.

К субъектам управления в таможенных органах отно­сятся все руководители, имеющие полномочия принимать уп­равленческие решения, давать поручения подчиненным сотруд­никам и коллективам и требовать их выполнения, т. е. все эле­менты и подсистемы таможенного поста, таможни, региональ­ного таможенного управления и Федеральной таможенной службы (ФТС) России, осуществляющие целенаправленное воздействие.

В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители решений, приказов, поручений управ­ляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможен­ные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществле­нию функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности и др.

Для уяснения вопроса о субъекте и объекте управления важно понять, что управление как структура в таможенных ор­ганах носит ступенчатый, иерархический характер и что различ­ные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления. Каждой ступени или уровню управления соответствует свой субъект и объект управления. Поэтому объект управления в единой системе таможенных органов следует рассматривать как субъект после­дующих управленческих и исполнительских действий. Соответ­ственно, и управление как вид деятельности в такой структуре имеет и распорядительную, и исполнительную сторону.

Существенную роль в системе управления играют взаимо­связи и взаимоотношения между субъектом и объектом управ­ления, зависящие от организационной структуры управления, других факторов.

Субъект управления получает информацию о фактическом состоянии объекта управления и окружающей его внешней среды. Эта информация перерабатывается субъектом управле­ния, в результате чего принимается решение, которому прида­ется одна из форм управленческого решения (приказ, указание, резолюция и т.д.) для передачи его содержания объекту управ­ления по каналу прямой связи. Информация о выполнении этого решения и информация о новом состоянии объекта управ­ления (управляемой системы) вновь поступает к субъекту уп­равления по каналу обратной связи.

Таким образом, управле­ние является относительно непрерывным процессом. Непрерыв­ный характер управления таможенными органами обусловлен постоянством и непрерывностью информационных процессов, протекающих в них.

Структура управления в единой системе таможенных орга­нов состоит из четырех уровней: ФТС России, Региональное таможенное управление (РТУ), таможни, таможенные посты.

При этом чаще всего могут рассматриваться следующие каналы управленческих взаимоотношений:

1) ФТС России — РТУ;

2) РТУ — таможня;

3) начальник таможни — отделы та­можни;

4) отдел таможни — отдел таможни;

5) таможня — та­моженный пост;

6) таможенный пост — таможенный пост;

7) таможня — таможня;

8) ФТС России — таможня.

В центре таких взаимоотношений — таможня с ее началь­ником, отделами и таможенными постами.

В рамках структуры управления протекает управленчес­кий процесс, между участниками которого распределены зада­чи и функции управления, а следовательно — права и ответст­венность за их выполнение. С этих позиций организационную структуру управления можно рассматривать как форму разде­ления и кооперации управленческой деятельности, в которой происходит процесс управления, направленный на достижение поставленных целей.

Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах складываются следующие виды взаимоотношений:

  • Вертикальные управленческие отношения (ФТС — РТУ; РТУ — таможня; начальник таможни — отделы таможни; та­можня — таможенный пост; ФТС — таможня);
  • Горизонтальные управленческие отношения (РТУ — РТУ; отдел таможни — отдел таможни; таможенный пост — таможенный пост; таможня — таможня);
  • Диагональные управленческие отношения (пост — взаи­модействующая таможня отправления или назначения; тамож­ня — взаимодействующее РТУ другого региона; отдел ФТС — взаимодействующее Управление ФТС России).

Таким образом, приведенный пример показывает сложную иерархию вертикальных взаимоотношений. Помимо этого они включают в себя и так называемые отношения управленческого аппарата, работающего в виде института советников и помощ­ников под началом линейного или функционального руководи­теля. Должностные обязанности советников (помощников) при этом состоят в разработке рекомендаций и советов.

Горизонтальные отношения могут быть двух категорий:

- во-первых, коллегиальные — отношения между сотрудниками одного отдела, находящимися в подчинении у одного начальника;

- во-вторых, параллельные — отношения между сотрудниками разных отделов, занимающими одинаковое положение в организации, у которых возникает необходимость обмена информацией, идеями и мнениями (например, такие каналы горизонтальных параллельных взаимоотношений, как отдел таможни — отдел таможни, таможенный пост — таможенный пост, таможня — таможня).

Диагональные отношения — это отношения, возникающие между звеньями управления, находящимися на различных уровнях системы управления, не состоящими в отношениях прямого подчинения, но взаимодействующими между собой во исполнение решений вышестоящих уровней. Примерами таких отношений являются взаимное информирование при доставке товаров, направление запросов, обязательных для исполнения, по вопросам осуществления правоохранительных функций и т.п.

Если в организации (службе, системе органов и т.п.) наблюдаются только линейные взаимоотношения, то организационная структура управления в ней называется линейной. Если же на линейные взаимоотношения накладываются функциональные, то организационная структура управления в такой организации называется линейно-функциональной или просто функциональной. В последнем случае подразумевается, что линейные взаимоотношения и линейные структуры управления всегда при этом присутствуют естественным образом.

В настоящее время общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. ФТС России в соответствии с законодательством РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно‑правовому регулированию в области таможенного дела. ФТС России обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела. В пределах своей компетенции ФТС России обеспечивает единообразное применение таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории России.

Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства РФ с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно‑тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами – участницами этих союзов и странами – участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран – участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран – участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Согласно Положению о Федеральной таможенной службе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459,[1] ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются ФТС России.

Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются ФТС России. ФТС России вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Компетенция таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров определена приказом ФТС России от 13.06.2007 № 721.[2]

Приказом ФТС России от 14.08.2006 № 773[3] установлена компетенция таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых через таможенную границу РФ в международных почтовых отправлениях.

Приказом ФТС России от 27.03.2007 № 370[4] установлена компетенция таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров определенного вида, перемещаемых физическими лицами.

Приказом ФТС России от 19.04.2007 № 497[5] установлена компетенция таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом.

Перечень таможенных органов, компетентных совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА, утвержден приказом ФТС России от 20.06.2005 № 558.[6]

Таможенные органы выполняют следующие основные функции[7]:

1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

7) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

8) ведут таможенную статистику внешней торговли;

9) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) проводят научно‑исследовательские работы в области таможенного дела.

2. Анализ целевых программ

Формирование современной таможенной политики основывается на Федеральной целевой программе «Административная реформа», в соответствии с которой «деятельность таможенных органов Российской Федерации должна способствовать созданию сервисного государства, устранению избыточного вмешательства в экономику и принятию мер для планирования и контроля не затрат, а результатов деятельности на основе сопоставления эффективности тех или иных бюджетных программ»[8].

Важным направлением деятельности таможенных органов в рамках реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации является разработка и применение Административных регламентов ФТС по предоставлению государственных услуг.

Первым был разработан и утвержден приказом ФТС РФ № 469 от 24.05.2006 года Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

Данный Регламент определяет:

- сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной таможенной службы, региональных таможенных управлений, таможен,

- а также порядок взаимодействия ФТС России, РТУ, таможен при осуществлении полномочий в сфере информирования о правовых актах в области таможенного дела и консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

В соответствии с Регламентом информирование о правовых актах в области таможенного дела и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляются ФТС России, РТУ и таможнями.

 ФТС России обеспечивает:

- опубликование в своих официальных изданиях правовых актов ФТС России, а также актов таможенного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов в области таможенного дела;

- информирование о подготавливаемых правовых актах, а также о не вступивших в силу изменениях и дополнениях в правовые акты в области
таможенного дела, в том числе с использованием информационных технологий, за исключением случаев, когда предварительное уведомление о подготавливаемых правовых актах будет препятствовать проведению таможенного контроля или способствовать снижению его эффективности;

- общее руководство информированием о правовых актах в области таможенного дела и консультированием по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, а также контроль за предоставлением государственной услуги РТУ и таможнями.

РТУ и таможни:

- предоставляют информацию о действующих правовых актах в области таможенного дела, в том числе с использованием информационных технологий;

- осуществляют консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов;

- обеспечивают свободный доступ к информационным стендам, содержащим информацию о порядке предоставления государственной услуги.

Регламентом определены требования к предоставлению государственной услуги: информирование о предоставлении услуги; перечень документов, которые должен представить получатель госуслуги; описание результата, который должен получить потребитель госуслуги; условия и сроки предоставления госуслуг; перечень оснований для отказа в предоставлении госуслуги.

В настоящее время на официальном сайте ФТС Российской Федерации размещены в целях ознакомления и направления предложений и замечаний проекты еще двух Административных регламентов Федеральной таможенной службы:

- по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара;

- по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Деятельность таможенных органов России, в рамках установленных полномочий, направлена на достижение поставленных перед ней стратегических целей и решение тактических задач[9].

Одной из трех важнейших стратегических целей является стремление к повышению качества предоставления услуг таможенными органами, сокращению издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем[10].

Рис. 1. Задачи таможенных органов как субъекта рынка государственных услуг

Актуальность цели определяется тем, что оптимизация таможенных процедур, повышение их прозрачности, расширение практики информирования и консультирования участников ВЭД, а также развитие таможенной инфраструктуры и увеличение пропускной способности, технической оснащенности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации способствует созданию благоприятных условий внешнеэкономической деятельности, повышению качества предоставления таможенных услуг юридическим и физическим лицам, как участникам внешнеэкономической деятельности, и оказывает влияние на темпы роста экономического развития, активность в сфере бизнеса, уровень благосостояния населения. Поставленная стратегическая цель достигается решением следующих тактических задач, представленных на рис. 1.

Каждая из представленных задач выполнения стратегической цели предполагает определенные мероприятия, которые представлены в таблице 1.

Повышение качества таможенных услуг позволяет оценивать деятельность таможенной системы как организации некоммерческого сектора.

Таблица 1

Содержание тактических задач выполнения стратегической цели по повышению качества предоставления услуг таможенными органами

Наименование задачи

Структура задачи

Упрощение таможенных процедур и ускорение таможенных операций при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров

- мероприятий по расширению применения упрощенных процедур таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств законопослушных участников внешнеэкономической деятельности (далее ­ участники ВЭД);

- работ по обустройству автомобильных пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и оснащение их современными техническими средствами.

Повышение информатизации и информационной прозрачности деятельности таможенных органов

- комплексной модернизации информационной системы таможенных органов;

- работ по закупке компьютерной техники с учетом системного подхода к развитию автоматизированных средств;

- работ по расширению информационно-разъяснительной деятельности таможенных органов с привлечением российских и иностранных средств массовой информации, информационному обеспечению органов государственной власти, организаций и граждан.

Создание благоприятных условий для осуществления транзита товаров через территорию Российской Федерации

- контроля за таможенным транзитом товаров, направленного на предотвращение и сокращение количества случаев недоставления товаров в таможенные органы назначения;

- проведение комплексных мероприятий, направленных на гармонизацию и унификацию процедур таможенного транзита товаров с процедурой общего транзита, применяемой в странах ЕС.

Внедрение выборочных методов таможенного контроля на основе применения системы управления рисками, уменьшение субъективизма при принятии решений о выпуске товаров

- работ по формированию перечня профилей рисков;

- мероприятий по повышению технической оснащенности таможенных органов, по разработке и внедрению программного обеспечения с целью успешного функционирования системы управления рисками;

- таможенных досмотров на основе системы управления рисками

Смещение таможенного контроля товаров с этапа основного таможенного оформления на этап, предшествующий прибытию товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также на этап после выпуска товаров в свободное обращение

- мероприятий, направленных на расширение практики таможенных технологий с использованием предварительного информирования;

- мероприятий по заключению с зарубежными партнерами по внешнеэкономической деятельности соглашений о предварительном информировании таможенных органов, о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах;

- по расширению сферы применения и повышению эффективности технологии таможенного контроля после выпуска товаров в свободное обращение.

Противодействие коррупционным проявлениям и должностным правонарушениям в таможенных органах

- работ по созданию организационных условий, препятствующих проявлению коррупции;

- работ по осуществлению коррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, регламентирующих основную деятельность ФТС России.

3. Зарубежный опыт государственного управления в таможенной системе (Швеция и Германия)

Рассмотрим существующие подходы к организации управления таможенными органами, на основе движение управленческих данных при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств в таможенных органах Швеции и Германии, как основного источника информационного обеспечения управленческих решений в таможенных органах.

Рис. 2. Структура центрального управления таможенных органов Швеции

Структура центрального управления таможенных органов Швеции представлена на рис. 2. Таможни и таможенные посты в структуре таможенной системы Швеции отсутствуют. Таможенники, работающие в пунктах пропуска и местах таможенного оформления, являются сотрудниками соответствующих отделов регионального таможенного управления.

Перед таможенными органами Швеции поставлены следующие за­дачи и функции:

- фискальная: обеспечение полного и своевременного сбора таможенных платежей;

- контрольная: обеспечение соблюдения запретов и ограниче­ний на ввоз и вывоз товаров отдельных категорий.

Рис. 3. Схема движения управленческих данных при ТО и ТК товаров и транспортных средств от клиента до выпуска в Швеции

Главное отличие от Российской общей технологической схемы дви­жения управленческих данных в отделах таможенного оформления и таможенного контроля, и взаимодействии уча­стников таможенных процедур в том, что основной пакет документов Кли­ентом, в Швеции, производится одновременно (в электронном виде) в че­тыре государственных структуры, что значительно ускоряет процесс таможенного оформления и таможенного контроля:

1.Службу организации ТО и ТК.

2.Банк клиента.

3.Банк таможни.

4.Налоговую инспекцию (полицию).

Принципиальная схема движения управленческих данных от Клиен­та до «Выпуска» в Швеции представлена на рис. 3.

При использовании данной технологической схемы, производится существенная экономия времени на таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств примерно в 2.4 раза быстрее, чем в таможенных органах РФ. Ис­точниками информации о пассажирах являются электронные базы брони­рования и продажи билетов авиакомпаний. Согласно таможенному законодательству Швеции транспортные организации обязаны предоставлять таможенным органам всю необходимую информацию о пассажирах меж­дународных авиарейсов.

Таможенные органы не имеют права определять способ предостав­ления такой информации, поэтому с каждой авиакомпанией работа строится индивидуально.

Наиболее часто используемые способы получения информации о пассажирах:

- доступ сотрудника таможни к электронным базам авиакомпании со своего рабочего места;

- работа сотрудника таможни с электронными базами авиакомпании в офисе авиакомпании.

Обработка информации и отработка полученных результатов: для удобства и оперативности обработки электронных баз используются про­граммные средства, позволяющие делать выборки из общего списка тех пассажиров, которые отвечают тем или иным признакам. Так, например, из общего списка пассажиров могут быть отобраны только пассажиры, летя­щие с пересадкой; может быть сделана выборка пассажиров по времени бронирования; может быть осуществлена группировка по турагенствам, по аэропортам пересадки и др.

После обработки сведений в электронном виде о пассажирах того или иного авиарейса сотрудник пассажирской группы (по обработке информации) направляет информацию об отобранных по факторам риска
пассажирах старшему смены, в пассажирскую группу (по проведению таможенного контроля) и в оперативную (оперативно-розыскную) группу в электронном виде.

Сотрудники оперативно-розыскной группы отслеживают движение отобранных пассажиров от борта самолёта до зоны таможенного контроля пассажирской группы, где отобранные пассажиры и их багаж проходят процедуру тщательного досмотра. Таможенная служба Германии претерпела существенные изменения в период после своего объединения. Поэтому опыт этой страны является сегодня актуальным и для России.

В этот период таможенной администрации Западной Германии при­шлось решать сложные задачи обустройства восточных и юго-восточных границ объединенного государства. Нужно было создать хорошо отлажен­ную систему таможенного оформления и таможенного контроля по западному образцу. При этом таможенная служба рассматривалась как истинный партнер для путешественников, импорти­рующих и экспортирующих предприятий. Была поставлена двуединая за­дача: с одной стороны, добиться атмосферы доверия к таможенной службе со стороны представителей бизнеса, с другой поставить мощный заслон массивному напору контрабанды.

Таможенные органы Германии насчитывают в своем составе около 41345 человек, из них: 36247 - должностных лиц, 3402 - служащих и 1696 - рабочих. Такое большое число служащих для сравнительно небольшой территории обусловлено широким спектром задач, стоящих перед та­моженными органами Германии.

В Германии, в отличие от России, таможенные органы не являются самостоятель­ным государственным ведомством, а подчинены непосредственно феде­ральному Министерству финансов и входят в его состав. Таким образом, главой немецкой таможни является министр финансов.

Появление единого рынка ЕС ускорило переориентацию в системе таможенных задач: переход с внешних границ к много­гранной административной службе внутри страны. Упразднение погранич­ного таможенного контроля потребовало расширения боеспособной опера­тивно - розыскной таможенной службы. Было создано специальное управ­ление таможенной полиции в Кельне, направленное на укрепление внут­ренней безопасности страны. Управление германскими таможенными ор­ганами осуществляется на четырех уровнях рис 4.

Возможность таможенного оформления внутри страны, на месте назначения, рассматривается как вид услуги, предоставляемый импортерам со стороны государственной таможенной службы. Тем самым таможенная администрация способствует ускорению товарного обращения и отвечает нуждам экономики. Таможенная служба в Германии организована не толь­ко на границах, но и на территории всей страны. С момента образования таможенного союза в январе 1993 г. немецкая таможенная служ­ба стала располагать 750 структурными подразделениями как внутри стра­ны, так и на границах с третьими странами.

Рис. 4. Структура таможенных органов Германии

Таможенная служба Германии по своей структуре состоит из трех звеньев. Поскольку она входит в Федеральную финансово - налоговую службу, то высшим звеном является Федеральное министерство финансов. Федеральному министерству финансов подчиняются, кроме того. Федеральное монопольное управление по спиртоводочным изделиям и Управление таможенной полиции как высшие звенья управления.

К органам среднего звена относится 21 главное налоговое управление, и имеют статус земельных органов среднего звена, заведуют мест­ными налогами). В составе главных налоговых управлений созданы отде­лы пошлин и акцизов, которые координируют и контролируют деятель­ность нижестоящих таможенных органов.

В структуру главных налоговых управлений входят 17 федеральных касс, относящихся также и к таможенной службе. Все платежные опера­ции федерального масштаба - прием и осуществление платежей в бюджет страны - производятся федеральными кассами. Они принимают все пере­числяемые в бюджет налоги, прочие сборы и таможенные пошлины; со­вершают все государственные выплаты для персонала и спецсредств, до­таций и доплат. Федеральные кассы организуются по территориальному принципу.

К местным административным органам относятся 113 главных тамо­женных управлений таможенных управлений, которые, в свою очередь, подразделяются на таможенные управления и таможенные комиссариаты.

Задачи данных органов распределены следующим образом. Тамо­женное оформление осуществляется таможенными управлениями или спецпунктами главных таможенных управлений. Надзор за так называемой «зеленой границей», расположенной между таможенными управлениями, находится в ведении таможенных комиссариатов. Остальные участки ра­боты, такие как надзор, за клиентами, таможенными операциями, а также ведение делопроизводства, входят в задачи главных таможенных управле­ний.

К местным органам управления относится также 21 подразделение таможенного розыска. В сфере их ответственности проведение дознания и оперативно-розыскная деятельность в области таможенных и налоговых преступлений. Служба таможенного розыска подчиняется главным нало­говым управлениям. Деятельность разветвленной службы таможенного розыска координируется и направляется Управлением таможенной поли­ции, расположенным в г. Кельне.

Подготовкой и повышением квалификации таможенных кадров за­нимаются пять таможенных контрольно-учебных центров.

Помимо этого подготовкой таможенных кадров занимаются три учебных центра (в городах Мюнстер, Плессов, Зигмаринген), три тамо­женных училища. При главных налоговых управлениях работают еще 10 таможенных училищ, а также 10 таможенных учебных баз. В их функции входит, в первую очередь, проведение курсов повышения квалификации таможенников по новым изменениям в таможенном и налоговом законодательствах.

Постоянное увеличение потока участников ВЭД и роста нагрузки на таможенное оформление привело к при­менению упрощенных таможенных процедур. То есть факти­ческий таможенный контроль товаров стал осуществляться в основном вы­борочным методом. Поэтому в таможенном контроле стало уделяться больше внимания посттаможенному контролю товарного обращения по бухгалтерскому учету и документации клиентов. Создание единого таможенного пространства в границах Европейского союза еще более уси­лило данную тенденцию.

Посредством таможенного инспектирования обеспечивается рав­номерное налогообложение клиентов, и гарантируются налоговые посту­пления.

В таможенном администрировании широко применяются ин­формационные таможенные технологии.

Пять вычислительных центров (в городах Берлин, Дюссельдорф, Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Штутгарт), центральный вычислительный центр при Главном налоговом управлении в г. Карлсруэ, исследовательская группа по обработке данных при Главном налоговом управлении в г. Ганновер, а также сектор обработки данных при Управлении таможенной полиции оказывают поддержку при осуществлении электронной обработки данных в таможенной службе. В задачи электронной обработки данных входят планирование, программирование и осуществление всех электронных процессов.

К числу основных систем, в которых применяется электронная об­работка данных, относятся:

- надзор за внешнеэкономическими связями (КОВRА);

- таможенное оформление после выпуска товара в свободное обращение (DOUANE);

- автоматизированное оформление воздушных грузов (АLFА);

- отчетность в процессе обработки сводных деклараций (ZADAT);

- информационная система для оперативно-розыскной службы (INZOLL);

- тарификация и поисковая система (TAUNUS);

- электронная обработка данных в контрольных центрах таможенной службы (PRUF);

- система обмена данными об акцизах (SЕЕВ).

Система КОВRА была введена в эксплуатацию в 1991 году. В на­стоящее время к ней подключены 200 таможен, фиксирующих сложные случаи вывоза товаров и предоставляющих данные в распоряжение Управления таможенной полиции. Обработанные данные поступают в таможни в виде сигнализирующих сведений.

Система АLFА была внедрена во всех аэропортах с большим грузооборотом.

Система DOUANE позволяет проводить в таможнях таможенное оформление в электронном виде, как это делается в грузовых аэропортах по системе АLFА.

Система PRUF применяется: во всех таможенных инспекциях, отделах внешнего аудита, налоговой инспекции, в главном налоговом управлении и 105 главных таможенных управлениях. В банках данных этой системы хранятся данные не только о подотчетных предприятиях, но и об отдельных подконтрольных объектах (разрешения, льготы) в целях учета контрольно-инспекционных мер и составления рабочих планов по проверке. В главном таможенном управлении г. Штутгарт - Ост создан информационно - справочный центр по акцизам (SЕЕВ), дающий справки об отгрузке или получении подакцизных товаров.

Рис. 5. Схема движения управленческих данных от клиента до «выпуска» в Германии

При детальном анализе деятельности таможенных органов Германии, в производстве таможенных процедур при передаче управленческих данных от клиента до «Выпуска» представленных на рис. 5 можно увидеть, что таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств начинается с одновремен­ной (аналогично в Швеции) подачи оформленных заранее документов в электронном виде, в три госструктуры: банк клиента, налоговую инспек­цию и таможню.

Данная технологическая схема движения управленческих данных, значительно ускоряет процесс основного таможенного органа, т.к. сотрудники отделов не занимаются отдельно проверкой клиента, по базе данных налоговой ин­спекции (запросы о делах о НТП, и др. требуемой информации о клиен­те), и банка клиента (запросы о расчетном счете и др. необходимой информации о клиенте).

В настоящее время в структуре многих министерств и ведомств Германии (например, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства финансов) имеются специальные подразделения, занимающиеся вопросами разработки и внедрения контроллинговых систем. Отдел контроллинга имеется и в Таможенном управлении, входящего в структуру Министерства финансов. Однако говорить о существовании целостной функционирующей системы контроллинга в таможенных органах Германии пока рано. Специалисты отдела контроллинга занимаются разработкой и реализацией «пилотных» проектов, которые помогут создать необходимую базу, прежде всего информационную, для построения в будущем эффективной системы контроллинга в таможенной службе.

Переход менеджмента в государственной службе от традиционной бюрократической модели к новой модели управления, ориентированной на поиск эффективных управленческих решений, характеризуется большей ориентацией на цели и миссию по сравнению с ориентацией на правила и
процедуры. Предоставление таможенных услуг направлено на выполнение определенных задач и функций таможенной службы. Степень достижения этих задач определяется показателями, которые служат основой для формирования отчетов. Однако они не сведены в единую систему оценки, в
которой каждый показатель имел бы удельный вес. Специалистами Германского таможенного управления начата работа по разработке системы показателей по основным "целевым" направлениям, которыми являются:

- степень выполнения поставленных задач в соответствии с экономическими и политическими целями;

- степень удовлетворенности клиентов, т.е. потребителей услуг;

- степень удовлетворенности сотрудников;

- экономичность;

- эффективность управления.

Показатели разработаны пока для двух направлений деятельности таможенной службы — борьба с нелегальной занятостью и приведение в исполнение судебных постановлений. «Пилотный» проект предполагает измерение результатов и анализ отклонений фактических показателей от плановых. При этом отмечается, что целью пилотного проекта не является контроль за деятельностью отдельных подразделений. Он должен продемонстрировать, являются ли показатели релевантными целям управления, т.е. могут ли они служить базой для принятия управленческих решений[11].

Таким образом, можно сделать вывод, что за последнее время таможенная система претерпевает значительные изменения. Перечислим основные из них:

- она стала более крупной и сложной;

- назрела необходимость четкого управления информационными пото­ками в такой большой системе;

- возникла потребность в объединении знаний в области таможенной, внешнеторговой деятельности с другими сопряженными с ними сферами человеческой деятельности;

- развитие таможенного дела все теснее связывается с проблемами в об­ласти международного обмена товарами и услугами.

Все это свидетельствует о необходимости применения к таможенному делу системного подхода, для выявления «узких» участков и разработке основных принципов и методов информационного обеспечения управления таможенной системы.

[1] СЗ РФ. 2006. № 32. Ст. 3569.

[2] РГ. 2007. 18 июля.

[3] БНА. 2006. № 37.

[4] РГ. 2007. 16 мая; 21 сент.

[5] БНА. 2007. № 22.

[6] БНА. 2005. № 30; РГ. 2007. 26 сент.

[7] ст. 403 Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. от 24.07.2009) // СЗ РФ. – 2003. - № 22. – Ст. 2026.

[8] Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 2225-р «Концепция развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 г.».

[9] Стратегические цели и тактические задачи ФТС России определены с учетом поручений, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в соответствии с основными задачами экономической политики Правительства Российской Федерации, а также целями и задачами, отраженными в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

[10] Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2009 – 2011 годы // www.customs.ru

[11] Коstеn – und Leistungsrechnung, Informationsveranstaltung fuer Fuehrungskraefte, Koordinierende Stelle КоST KLR. Hamburg, 2000.