Реферат-доклад "Воспитательный потенциал многодетной семьи"


Слайд 1

Здравствуйте! Позвольте представить вам презентацию на тему:

«Воспитательный потенциал многодетной семьи».

Слайд 2

Для раскрытия темы нами была предпринята попытка исследования воспитательного потенциала как педагогического явления. В справочной литературе термин «потенциальность» переводится с латинского языка как «скрытая сила». 

Соответственно, потенциал как понятие обозначает «внутренние присущие тому или иному явлению, процессу, общественному или естественно-биологическому организму возможности дальнейшего роста, развития и саморазвития в качестве определенной целостности, системы».

Слайд 3

Воспитательный потенциал семьи можно представить как обусловленную общественными отношениями и социальной средой степень развития ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную.

Многие авторы воспитательный потенциал семьи определяют как комплекс условий и средств, которые в той или иной степени определяют педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами.

Воспитательный потенциал определяется идейно-нравственным, эмоционально-психологическим и трудовым настроем семьи, а также жизненным опытом, образованием и профессиональными качествами родителей.

Слайд 4

Большое значение имеет личный пример отца, матери, традиции семьи, характер общения в семье с близкими, окружающими, а также уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи с общественностью.

Слайд 5

Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои как положительные и отрицательные характеристики. С одной стороны, здесь меньше почвы для формирования эгоизма, больше возможностей для общения и заботы друг о друге и поэтому успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, ответственность, уважение к людям, толерантность, С другой стороны, в многодетных семьях существенно увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. В таких семьях взрослые нередко утрачивают чувство справедливости в отношении к детям, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Для старших детей в такой семье характерно стремление к лидерству и руководству, даже когда для этого нет оснований. И, к сожалению, дети из многодетных семей в 3,5 раза чаще, чем дети из других типов семей, становятся на социально опасный путь поведения.

Слайд 6

Все многодетные семьи делятся на три категории:

  • семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно - идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;
  • семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;
  • неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально - психической неуравновешенности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3 - 7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Слайд 7

Анализ условий жизни семей показывает, что, чем лучше материальные и жилищные условия, тем чаще установка на рождение одного ребенка. Также выявлена обратная зависимость количество детей от доходов семьи: неблагоприятные условия, низкое материальное положение, отсутствие необходимой жилплощади снижают вероятность рождаемости следующего ребенка. Интересно, что чаще мужья считают материальные условия плохими и расценивают это как препятствие к появлению ребенка.

Слайд 8

Обозначим педагогические проблемы многодетных семей.

В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но загружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений.

Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи - отец; домашние дела - на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству.

Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одежде, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т.е. автономности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми.

Слайд 9

В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке.

Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации, как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.

Слайд 10

Воспитательный потенциал семьи, определяя её педагогические возможности, реализуется посредством ряда педагогических и социально-психологических механизмов. К таким механизмам относятся: 

  • инпринтинг - запечатление, фиксирование ребенком преимущественно в младенческом возрасте, на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него объектов прежде всего родителей;
  • подражание - следование какому-либо предмету, образу, посредством чего происходит чаще всего непроизвольное усвоение ребёнком социального опыта;
  • экзистенциальный нажим - овладение языком и усвоение поведенческих норм в процессе взаимодействия со значимым лицом;
  • идентификация - процесс отождествления ребёнком себя с родителями или одним из них;
  • рефлексия - внутренний диалог, в котором подросток оценивает, принимает или отвергает те или иные семейные ценности, нормы, традиции.

Указанные механизмы действуют с различной степенью интенсивности в различные периоды жизни ребёнка в родительской семье. Вместе с тем, все эти механизмы объединяет то, что они реализуются в процессе межличностного взаимодействия родителей и детей - в их общении и сотрудничестве в различных видах бытовой, игровой, познавательной, трудовой культурно-досуговой и другой совместной деятельности, как в семье, так и за её пределами. Результатом этой деятельности выступает формирование определённого стиля взаимодействия, который определяет воспитательный эффект семьи в виде взаимного влияния родителей и детей друг на друга. 

Слайд 11

Таким образом, в качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала многодетной семьи можно выделить внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей и их личностные качества, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей.

Слайд 12

Список использованных источников представлен на слайде 12.