Криминалистическое обеспечение расследования преступлений, связанных с незаконным усыновлением


Исследование криминалистического обеспечения расследования преступлений, связанных с незаконным усыновлением, является актуальными на сегодняшний день, т.к. Российская Федерация занимает первое место в мире по количеству детей, оставшихся без попечения родителей[1].

В ч.1 ст.124 Семейного кодекса РФ[2] устанавливается, что усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. За 2010 год усыновлено всего - 11 157 российский детей - из них: иностранными гражданами - 3 355 детей; российскими гражданами - 7 802 ребенка. Вместе с тем на 2010 год общая численность детей оставшихся без попечения родителей составляет 665 987. Наибольшее количество детей усыновляется гражданами США - более 60 тысяч детей были усыновлены в период с 1991 по 2011 гг. В 2004 гражданами США было усыновлено 5862, тогда как в 2010 количество усыновлений американцами российских детей сократилось до 1079 детей[3].

Несмотря на наличие ряда норм различных отраслей действующего законодательства, направленных на охрану усыновления, ряд моментов этой процедуры еще не урегулирован, о чем свидетельствует и высокая латентность преступлений по незаконному усыновлению[4].

При решении вопроса об усыновлении были выявлены следующие примеры несоблюдения законности. Практика участия прокуроров в рассмотрении дел об усыновлении выявляет наиболее часто встречающиеся следующие проблемы и нарушения закона[5]. При решении вопрос об усыновлении прокуратурой были выявлены различные правонарушении. Некоторые из них сводятся к следующим:

1.При рассмотрении указанных дел - не предоставляются необходимые документы, согласно 271 ГПК.

  1. Предоставляется недостоверная информация, заявителями об усыновлении либо их представителями. 
  2. Зафиксированы случаи, когда положительное заключение о возможности передать ребенка (детей) в семью иностранных граждан давали должностные лица органов опеки без достаточных оснований либо вопреки установленным в законе ограничениям. При этом компетентные органы заведомо шли на нарушение закона, мотивируя это тем, что «в любой семье ребенку будет лучше, чем в социальном учреждении», либо тем, что, по их мнению, перспектив на усыновление детей российскими гражданами нет.

Незаконное усыновление также сопряжено со взяточничеством, злоупотреблением должностными полномочиями, фальсификацией документов. Например, Гуровым А.И. отмечается, что «органы опеки, когда-то сводившие концы с концами сегодня никого не боятся и ездят на шикарных лимузинах»[6]. По данным органов опеки за рубеж усыновляют в основном больных детей, но на самом деле, утверждает Гуров А.И. «здесь ставят один диагноз, а там – другой»[7]. Он также называет усыновление за рубеж прибыльным бизнесом.

Одновременно с проблемами незаконного усыновления возникают проблемы безопасности детей-граждан России, усыновленных гражданами США. Так, в апреле 2010 года в аэропорт «Домодедово» рейсом из Вашингтона в одиночку прибыл семилетний Артем Савельев. При нем была записка, в которой приемная мать объяснила, что считает Савельева психически неуравновешенным и поэтому отказывается от него. Это был не первый инцидент, когда права российских детей нарушались американскими усыновителями. Статистика показывает, что от жестокого обращения в американских семьях скончались, по меньшей мере, 17 детей из РФ.

Следует разделить точку зрения Чучаева А.И. о субъекте ст.154 УК РФ, которая сводится к следующему: «Субъектом преступления - это лицо достигшее 18 лет, незаконно усыновившее (удочерившее) ребенка, ставшего его опекуном (попечителем) либо приемным родителем или в связи с выполнением служебных обязанностей принимавшее участие в совершении указанных действий»[8]. Следует отметить, что в литературе субъект преступления определяется по-разному. Так некоторые авторы считают, что уголовной ответственности по ст.154 УК РФ подлежат лишь лица, имеющие отношение к процессу усыновления, передачи их под опеку (попечительство) или на воспитание в приемные семьи.

Незаконными являются действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные в нарушение установленного законом порядка. Незаконными можно признать такие действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, как: а) разрешение усыновления братьев и сестер разными семьями или устройство их в разные приемные семьи. Если это противоречит интересам братьев и сестер (ч. 3 ст. 124, п. 2 ч. 2. ст. 154 СК); б) разрешение на усыновление ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства, если есть возможность передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников (ч. 4 ст. 124 СК); в) указание органом опеки и попечительства заведомо ложных сведений в заключении об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка (ч. 2 ст. 125 СК); г) умолчание или сообщение заведомо ложных сведений об обстоятельствах, относящихся к личности усыновителя, если данные обстоятельства препятствуют усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи (ч. 1 ст. 127, ч. 1 ст. 128, ст. 146, ч. 1 ст. 153 СК, п. 2 ст. 35 ГК) (например, подделываются документы о возрасте усыновителя и состоянии здоровья усыновителя, органы опеки и попечительства "закрывают глаза" на наличие у усыновителя судимости, отсутствие у него постоянного места жительства); д) игнорирование этнического происхождения ребенка, его принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечить преемственность в воспитании и образовании (п. 3 ч. 1 ст. 123 СК); е) игнорирование согласия родителей, опекунов, приемных родителей ребенка на его усыновление, когда такое согласие требуется (ст. 129 - 131 СК) и иные незаконные действия усыновления (дача взятки, подделка документов).

По мнению Пристанской О. В. многочисленные факты усыновления детей - граждан России иностранными гражданами, «по сути своей являющиеся продажей несовершеннолетних, нередко свидетельствуют о преступно-корыстном характере со стороны должностных лиц органов опеки и попечительства, других государственных органов»[9].

По данным Национального совета США по усыновлению почти во всех случаях убийств усыновленных детей - граждан РФ у усыновителей не было официального разрешения на усыновление[10], то есть дети попадали в американские семьи «нелегально», благодаря коррупции. В этом случае речь идет о незаконном усыновлении.

На основании этого объективно возникла необходимость в государственном контроле за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их иностранными гражданами.

Поэтому между Россией и США 13 июля 2011 года было подписано соглашение об усыновлении детей. Согласно тексту соглашения, потенциальные усыновители должны будут пройти обязательное психологическое тестирование, а процедуру усыновления можно будет осуществлять только через аккредитованные агентства. За соблюдение этих условий будет отвечать американская сторона.

Кроме того, в документе указано, что, до достижения совершеннолетия все усыновленные гражданами США дети будут сохранять российское гражданство. Усыновителям, в свою очередь, будут предоставлять более подробную информацию о состоянии здоровья и психологическом состоянии ребенка. Российской стороне пришлось столкнуться с особенностями юридической системы США, в которой законы об усыновлении варьируются от штата к штату. В России же усыновление регулируется на федеральном уровне.

Но данное соглашение заключено только с Америкой. При этом другие иностранные граждане усыновляют детей из России по тем правилам, которые и были, зачастую и в обход их. Думается, что необходимо заключить соглашение со всеми странами, либо международное соглашение, по которому также как и в русско-американском соглашении, потенциальные усыновители должны будут пройти обязательное психологическое тестирование. Также до достижения совершеннолетия все усыновленные иностранными гражданами дети должны будут сохранять российское гражданство. Усыновителям должна предоставляться более подробная информация о состоянии здоровья и психологическом состоянии ребенка. Такое соглашение должно быть подписано со всеми странами, граждане которых усыновляют российских детей с целью защиты несовершеннолетних от незаконного усыновления.

Криминалистическое обеспечение преступлений незаконного усыновления, прежде всего, заключается в предупреждении таких преступлений.

При своевременном предупреждении указанных преступлений, принятию необходимых мер защиты процедуры усыновления и прав российских детей, возможно уменьшить количество незаконных усыновлений и остановить процесс продажи детей.

Все выше изложенное укрепляет нас в мысли, что необходимо активизировать возможности криминалистики по раскрытию, предупреждении и предотвращении незаконного усыновления иностранными гражданами.

Библиографический список

  1. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.05.2011) // СЗ РФ. – 1996. - №1. – Ст.16.
  2. Федеральный закон от 16 апреля 2001г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации - 23 апреля 2001г. - №17 - Ст. 1643.
  3. Гуров А.И. Право на жизнь и его защита в России / В кн. Проблемы укрепления законности и правопорядка. Права человека в России и правозащитная деятельность государства // под ред. доктора юр.наук В.И. Лопатина. – СПб.: Юридический Центр Пресс, 2003.
  4. Кебец И. Рассмотрение дел об усыновлении детей иностранными гражданами // Законность. - 2006. - № 5.
  5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) // Под ред. Чучаева А.И. 2-е изд., испр., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010.
  6. Мурзин Р. Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: Семейно-правовой аспект: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.03. - М., 2006.
  7. Пристанская О. В. Деятельность органов прокуратуры государств - участников СНГ в предотвращении похищения и торговли людьми // Прокурорская и следственная практика. - М., 2005.
  8. Князева Е.Ю. Правовое регулирование усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами // Автореферат дисс. … канд. юр. наук. – М, 2006.
  9. Пресс-релиз прокуратуры Приморского края 09.08.2005 <http://№adzor.pk.ru/pressa/release.php?id=752&ra№ge=&№av_seco№d=%CA+%EF%F3%E1%EB%E8%EA%E0%F6%E8%E8.%0D%0A%0D%0A%CB%E5%ED%E8%ED%F1%EA%E8%EC+%F0%E0%E9%EE%ED%ED%FB%EC+%F1%F3%E4%EE> (последнее посещение – 15 ноября 2011 г.).
  10. Уголовный закон в практике мирового судьи: Научно-практическое пособие / Под ред. А.В. Галаховой. М., 2005.
  11. gks.ru

 

[1] Мурзин Р. Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: Семейно-правовой аспект: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.03. - М., 2006. - С.3.

[2] Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.05.2011) // СЗ РФ. – 1996. - №1. – Ст.16.

[3] www.gks.ru

[4] Уголовный закон в практике мирового судьи: Научно-практическое пособие / Под ред. А.В. Галаховой. М., 2005. - С. 243.

[5] Кебец И. Рассмотрение дел об усыновлении детей иностранными гражданами // Законность. - 2006. - № 5. - С. 14-20.

[6] Гуров А.И. Право на жизнь и его защита в России / В кн. Проблемы укрепления законности и правопорядка. Права человека в России и правозащитная деятельность государства // под ред. доктора юр.наук В.И. Лопатина. – СПб.: Юридический Центр Пресс, 2003. – С. 117.

[7] Там же.

[8] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) // Под ред. Чучаева А.И. 2-е изд., испр., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010.

[9] Пристанская О. В. Деятельность органов прокуратуры государств - участников СНГ в предотвращении похищения и торговли людьми // Прокурорская и следственная практика. - М., 2005. - С. 140.

[10] Князева Е.Ю. Правовое регулирование усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами // Автореферат дисс. … канд. юр. наук. – М, 2006. – 206 с.