Планирование в ДОУ


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы планирования воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации

1.1. Психолого-педагогические основы организации методической работы по совершенствованию планирования педагогического процесса

1.2 Планирование как один из этапов методической работы в детском саду

Выводы по главе I

Глава 2. Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольной образовательной организации

2.1. Планирование образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

2.2. Изучение планирования воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации

Выводы по главе II

Заключение

Литература

Приложение

Введение

На дошкольные образовательные организации в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи - воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия.

Основная задача дошкольного образования - воспитать ребенка здорового, уверенного в себе, счастливого, умного, доброго и успешного.

Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду.

В дошкольном образовании идет сложный процесс поиска содержания, форм, методов, структуры методической работы. Это обусловлено поиском нового стиля, новых форм общения с людьми в личностно ориентированном образовании.

Успех развития системы образования в значительной степени зависит от профессионализма педагогических кадров, их готовности к инновационному обновлению образовательного процесса дошкольной образовательной организации. Эту готовность призвана обеспечить методическая служба, охватывающая все категории педагогических работников детского сада.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований внесло в действующую структуру планирования значительные изменения.

Процесс организации методической работы имеет циклический характер, то есть представляет собой совокупность связанных между собой стадий, составляющих законченный круг развития.

По мнению разных авторов (В.Г. Афанасьев, Г.Х. Попов, Н.С. Сунцов, Ю.А. Конаржевский, А.Н. Троян), каждый цикл методической работы в дошкольной образовательной организации, можно разделить на несколько стадий, или этапов один из которых - планирование.

Планирование - определяет систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.

Результатом методической работы в дошкольной образовательной организации должно явиться становление высокоорганизованной, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог владеет умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.

Несмотря на достаточно глубокое освещение в литературе вопросов планирования воспитательно-образовательного процесса в группе детского сада и очевидную необходимость совершенствования деятельности воспитателей по планированию педагогического процесса, планирование до сих пор не является предметом методической работы в дошкольном учреждении.

Этим и обуславливается актуальность данной работы, педагогу необходимо уметь планировать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить особенности планирования воспитательно-образовательной работы с детьми как направление методической работы дошкольной образовательной организации.

Объект исследования: планирование как один из этапов методической работы в детском саду

Предмет исследования: планирование воспитательно-образовательной деятельности с детьми в дошкольной образовательной организации.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу организации методической работы по совершенствованию планирования педагогического процесса.
  2. Проанализировать и обобщить современные подходы к организации планирование как этапа методической работы в детском саду.
  3. Проанализировать планирование образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования составляют труды: А. Михайловой, Т.С. Комаровой, К.Герасимовой, А. Иваненко, И. Котовой, В. Логиновой, М.М. Поташника, С. Е. Устюжаниной, С. Хлюпиной, С.Я Файнштейна.

Практическая значимость: Материалы исследования могут быть использованы в деятельности воспитателей для планирования педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.

База исследования: МБДОУ № 7 «Белоснежка», с .Семьяны.

Работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения и списка литературы.

Глава I. Теоретические основы планирования воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации

1.1 Психолого-педагогические основы организации методической работы по совершенствованию планирования педагогического процесса



Что Вы посещаете?

Сложность изучаемой проблемы состоит в том, что планирование воспитательно-образовательной работы является одновременно составной частью всей педагогической деятельности.

Проблема деятельности изучалась учеными-психологами Н.М. Божко, А.Н. Леонтьевым, А.А. Леонтьевым, К.Х. Платоновым, С.Л. Рубенштейном, Б.М. Тепловым, П.М. Якобсоном и др. Они характеризуют ее как сложный процесс реализации некоторой программы, обусловленной целью.

С.Л. Рубинштейн, определяя данное понятие, пишет: «Деятельность - это процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, другим людям, к задачам, которые ставит перед ними жизнь».

А.Н. Леонтьев характеризует деятельность как единицу жизни, опосредованную психологическим отражением, реальная функция которой состоит в том, что она ориентирует субъекта в предметном мире.

На основе исследований Н.М. Божко, К.К. Платонова, считаем возможным представить структуру деятельности следующим образом: субъект, объект, цель, мотив, способ, средства, процесс, результат.

Рассмотрим, как характеризуется каждый структурный элемент деятельности применительно к планированию. Субъект планирования в нашем исследовании - воспитатель дошкольного учреждения. Сложность этой деятельности заключается в том, что она, кроме воспитательных, несет еще обучающие функции. Воспитатель часто является преподавателем всех учебных дисциплин в детском саду. Разработка планов воспитателей требует от них больших затрат сил и времени.

Объект деятельности - планируемый педагогический процесс.

Цель характеризуется психологами как «психическое явление, отражающее объективно существующие взаимосвязи результата и самой деятельности». Анализируя деятельность воспитателя по составлению плана работы с детьми, можно констатировать наличие ее цели - достижение наибольшей эффективности педагогического процесса в работе с детьми в группе детского сада.

Под мотивом понимаются «психологические условия, которые определяют целенаправленный характер действий человека». В психологическом словаре мотив трактуется как причина действия человека постановки им определенной цели. Кроме того, в некоторых пособиях мотив характеризуется как побуждение к определенной деятельности. Анализ деятельности планирования воспитателя позволил выделить ее мотивы. [16,47]

На основании проведенного опроса выделены две основные группы мотивов у воспитателя. Первая группа мотивировала планирование необходимостью писать план, т.к. его «спрашивает начальство». Такой мотив не стимулирует повышения качества планирования, приводит к формальному осуществлению своей деятельности. Его придерживается более 30% опрошенных воспитателей. Вторая группа - 70% воспитателей - планирует свою работу, чтобы повысить ее качество. Планирование как деятельность имеет также средства осуществления. Можно констатировать наличие материальных средств, необходимых для осуществления планирования. Это тетрадь или специальные бланки, ручка, необходимое место. Кроме того, существуют еще интеллектуальные средства планирования педагогического процесса - это знание педагогики, психологии ребенка, методик и т.д.

Анализируя способы педагогического планирования, можно выделить два основных: в виде схем, графиков и текстовой. Возможности графического планирования подчеркнула в своем исследовании Р.Я. Спружа. Текстовой способ используется в подавляющем большинстве детских садов.

Все ученные, анализируя деятельность, отмечают обязательное наличие образующих ее действий «Осуществление сколько-нибудь сложной деятельности требует выполнения ряда действий. Действия - относительно самостоятельные процессы... признаком которых является их направленность на достижение сознательной цели» (Н. Леонтьева). [16,147]

Рассматривая пути повышения эффективности планирования, М.М. Поташник определяет действия оптимального планирования: четкое формулирование комплекса задач образования, воспитания и общего развития, конкретизации этих задач на основе особенностей данного класса, сложившейся ситуации, выделение доминирующих задач конкретного урока, выбор рациональной структуры воспитательно-образовательного мероприятия и темпа работы, отбор оптимального сочетания методов. [3,32]

A.M. Моисеев, исследуя проблему педагогического планирования, рассматривает только одно его действие - целеобразование. Он разграничивает понятия целеобразования и целеполагания, определяет ряд требований к целеобразованию: комплексность, конкретизация и дифференциация цели с учетом особенности объекта, выбор главных, доминирующих задач (сверхзадач), перспективность и т.д.

Проанализировав действия планирования, выделение различными авторами, можно определить ряд основных действий педагогического планирования, т.е. определить его технологию. Она включает в себя следующие основные действия:

  • целеобразование;
  • подбор тематики воспитательно-образовательного воздействия;
  • подбор методов и приемов работы для решения поставленных целей и задач;
  • оперативная и адекватная оценка уровней усвоения выдвинутых педагогов целей и задач.

Необходимо отметить, что данные действия универсальны для любой педагогической деятельности и пренебрежение хотя бы одним из них или замена их последовательности ведет к снижению качества педагогического воздействия. Кроме того, психология выделяет еще одну структурную единицу деятельности - результат. В изучаемом нами случае результат - это готовый план работы с детьми. Причем, в зависимости от мотивировки, сам результат деятельности оценивается воспитателем по-разному. При первом варианте выделенной мотивировки уже наличие плана оценивается как положительный результат. При втором варианте оценка результатов деятельности происходит значительно позднее - после реализации плана. [16,36]

Рассматривая деятельность педагогического планирования как процесс, необходимо выделять и наличие в ней отдельных этапов. На всех ее этапах могут быть использованы те же действия планирования. Некоторые из них специфичны, т.е. используются только для отдельных этапов планирования. Выделим эти этапы:

1-й этап - перспективного планирования,

2-й этап - оперативного планирования.

Определяем их как этапы планирования потому, что перспективное и оперативное планирование составляет единое целое и, кроме того, они следуют в определенной последовательности: первый этап обосновывает второй. Причем вопрос о том, какое планирование необходимо считать оперативным, какое перспективным, остается пока не решенным окончательно. Это зависит от того, чью деятельность отражает план. Для крупных подразделений перспективным будет считаться пятилетний план, а для работы с детьми таковыми являются уже месячный и квартальный планы, тем более что годовой план работы с детьми - это «Программа воспитания и обучения в детском саду».

Продумывая пути совершенствования деятельности планирования, опираясь на характеристику этой деятельности как умственной, внутренней деятельности, о которой А.Н. Леонтьев пишет как о «...подлинной деятельности, которая сохраняет общую структуру человеческой деятельности, в какой бы форме она не протекала».

Теорию поэтапного формирования умственных операций предложил П.Я. Гальперин. Он указывает, что при построении методики обучения, воспитатель использует планирование, в соответствии с которым умственные операции формируются по следующим этапам:

первый - этап предварительного ознакомления с действием.

Обучающий разъясняет цель действия, указывает, на что надо ориентироваться при выполнения действия, как его выполнять;

второй - обучающийся уже выполняет действия, но пока во внешней, материализованной, развернутой форме и усваивает содержание действия (состав операций, правила выполнения);

третий - внешнеречевой. На этом этапе все элементы действия представлены в форме внешней речи (устной или письменной);

четвертый - «внешней речи про себя». Действия выполняются в форме проговаривания про себя.

пятый - умственный. Действие выполняется во внутренней речи.

Учитывая большое значение планирования воспитательно-образовательной работы для эффективного осуществления педагогической деятельности, можно говорить о высоком профессионализме воспитателя, если существует система обучения педагогов необходимым им в практической работе умениям, в том числе и умениям планировать педагогический процесс. [16,256]

Рассмотрев общие теоретические и методические подходы к планированию в психологической и педагогической литературе, обратимся к планированию работы в группе детского сада, которое имеет свою специфику.

Проблема планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду интересовала педагогов давно.

Буквально в первые, дни создания советского государства вышла в свет «Декларация по дошкольному воспитанию», в которой подчеркивалось огромное значение развития общественного дошкольного воспитания для молодого советского государства: «Дошкольное дело не является каким-либо случайным, каким-то родом благотворительности, чем-то, что выдвинуто для полноты педагогической программы советского государства. Нет, это одна из самых на и существеннейших задач нашей борьбы».

Среди функций управления Т.С. Комарова выделяет как основную функцию планирования, подчеркивая, что «...важная роль в повышении качества и эффективности воспитания детей в дошкольных учреждениях принадлежит планированию». И далее она отмечает: «...существующая система планирования повседневной воспитательно-образовательной работы нуждается в дальнейшем совершенствовании».

Т.С. Комарова обосновала содержание планов воспитательно-образовательной работы, стимулировала широкое обсуждение данного вопроса педагогами, учеными.

Вопрос о необходимости изменения формы планов был поставлен на страницах журнала «Дошкольное воспитание» Т.С. Комаровой. Она открыла дискуссию по планированию воспитательно-образовательной работы с детьми в группе детского сада, имевшую огромное значение для развития данной проблемы.

Участники дискуссии поднимали и рассматривали ряд вопросов. Первый вопрос был о рациональной форме планов. Авторы К. Герасимова, А. Иваненко, Т. Комарова, И. Котова, В. Логинова, В. Метедек предлагали свою форму планов. Работа в детских садах по программам привела к тому, что педагоги выделяли центральные темы, вокруг которых организовывалась вся педагогическая деятельность. Это повышало эффективность усвоения изучаемого материала, однако, как было отмечено педагогами того времени, чрезмерная концентрация внимания только на одной теме имела и серьезные недостатки.

Так, например, С.Я. Файнштейн в статье «К вопросу планирования работы в дошкольном учреждении на основе программ» отмечала, что «работа с детьми носила характер кампаний, и в недостаточной мере соблюдал принцип подчинения ее учебно-воспитательным целям и задачам данного возраста. Игровая деятельность, работа по физическому воспитанию и принятию культурно-гигиенических навыков совсем не включались в план. Плановой работой до сих пор охватывалась лишь незначительная часть рабочего времени детского сада».

Однако, хотя автор совершенно справедливо критикует существующие тогда схемы планирования за то, что они не полностью отражают работу с детьми, очевидно, что и в предложенной схеме тоже нет места для планирования игр, физических упражнений, воспитания культуры поведения и т.п.

Определенные шаги в преодолении этого недостатка были сделаны в статье Е. Устюжаниной, С. Хлюпиной, А. Михайловой «Указание к планированию работы в детском саду».

Работала над вопросом совершенствования планирования и П.Г. Саморукова. Она определила педагогические основы планирования, требования к планам, обосновала необходимость перспективного планирования. [13,52]

Изучала проблему планирования и Н.И. Кузина, рассматривая планирование как функцию управления, отмечала основные направления исследований данной проблемы, подчеркивала огромное значение планирования для правильной организации работы с детьми. Вопрос взаимодействия функций управления в деятельности педагогов в детском саду рассматривала А.Н. Троян. Она особо выделяла взаимосвязь функций педагогического контроля и планирования. [14,35]

Получила освещение проблема планирования работы заведующей детским садом в исследованиях Р.Я. Спружи. Она, подчеркивала возможность и эффективность новой, современной техники планирования, использовала методы циклограмм, двух координационного сетевого планирования, формы планшетного планирования. Автор убедительно доказывала эффективность именно такой формы планирования работы заведующей детским садом.

Наиболее полно проблема организации методической работы по интересующему нас вопросу отражена в пособии Е.Ю. Демуровой и Л.Ф. Островской «О руководстве детским садом». В этой книге среди других задач заведующей и воспитателем ставится задача совершенствования планирования. Авторы предлагают следующие приемы работы:

- изучение литературы;

- совместное составление планов работы с детьми;

- показ деятельности планирования;

- анализ плана (отражающий требования к нему);

- беседа с воспитателем после анализа плана.

В журнале «Дошкольное образование» регулярно печатаются перспективные планы. Использование этих планов помогает воспитателю в деле выполнения программы. Однако следует отметить, что такая централизация в планировании работы с детьми не целесообразна, т.к. развитие детей в отдельной группе остается без внимания. Кроме того, условия каждого дошкольного учреждения, группы специфичны, поэтому нельзя унифицировать план воспитательно-образовательной работы

Изучая литературу по вопросам совершенствования педагогических умений у воспитателей по планированию педагогического процесса, можно сделать выводы:

-изучение истории вопроса свидетельствует о том, что воспитатели давно осознали необходимость планирования педагогического процесса;

- процесс планирования и до настоящего времени вызывает трудности.

1.2 Планирование как один из этапов методической работы в детском саду

Планирование - это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.

Особенностью планирования как функции управления является то, что оно не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Основой для планирования служат результаты педагогического анализа, результаты планирования оказывают прямое влияние на функции организации и контроля.

Важность функции планирования в управленческой деятельности отмечалась исследователями и основателями школы научного управления (Ф. Тейлором, Г. Ганнтом, Ф. Гилбертом), которые уделяли большое внимание планированию, указывали на его ключевое значение в управлении. Именно представителем данной школы Г. Ганнтом было введено понятие «календарное планирование». [15,279]

Необходимость и важность планирования как стадии единой системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении подчеркивает К.Ю. Белая, выделяя среди функциональных обязанностей заведующей и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения их деятельность при планировании воспитательно-образовательной работы и методической работы в дошкольном образовательном учреждении. [2,52]

Руководитель дошкольного образовательного учреждения:

- определяет вместе с коллективом цель своего учреждения - конкретный образ желаемого результата, который ДОО реально может достичь к конкретно определенному времени;

- осуществляет стратегическое планирование - тщательную, систематическую подготовку к будущему;

- совместно с коллективом осуществляет разработку и внедрение программ развития и планов работы дошкольной организации.

Старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения:

-определяет вместе с коллективом цель своего учреждения - конкретный образ желаемого результата, который дошкольная образовательная организация реально может достичь к конкретно определенному времени.

Старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения:

- участвует в стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОО;

- планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОО, предусматривая:

- предложения в план работы ДОО;

-повышение квалификации воспитателей;

- помощь воспитателям в самообразовании;

-аттестацию воспитателей;

- составление сетки занятий по возрастным группам;

- методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;

- обмен опытом работы сотрудников ДОО;

- ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;

- развитие преемственности ДОО и школы;

-совершенствование работы с родителями;

-комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками/

При планировании работы ДОО учитываются:

- тип дошкольной образовательной организации;

- возможности его материально-технической базы;

- кадровый состав, его профессиональные возможности;

- перспективы развития педагогического коллектива.

Принципы планирования:

- комплексный подход к планированию;

- конкретность плана;

- реалистичность, выполнимость плана ( не перегружать);

- сочетание оптимальных форм, средств, методов работы;

- нацеленность на конечный результат;

- опора на участие каждого сотрудника.

Планирование предполагает, прежде всего, определение целей и задач, стоящих перед ДОО.

Цели развития ДОО рассматриваются как системообразующий фактор, определяющий содержание её деятельности и результат работы.

Важность определения целей ДОО вытекает из многообразия их функций:

  • отражение общей идеи функционирования и развития ДОО;
  • основа планирования работы ДОО и основа принятия управленческих решений;
  • мотивирование деятельности сотрудников детского сада;
  • главный критерий, стандарт для осуществления контроля за ходом работы и оценки конечных результатов.

Ряд современных авторов, работы которых посвящены управлению дошкольным образованием (С.А. Езопова, Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко, Л.М. Денякина и др.), определяют следующие задачи планирования в дошкольном образовательном учреждении:

-обозначение направлений деятельности ДОО на основе изучения потенциала учреждения и окружающего социума;

-определение желаемых результатов работы дошкольного учреждения, на достижение которых направлена планируемая деятельность;

-выявление средств (ресурсов) дошкольного учреждения, обеспечивающих достижение поставленных целей;

-разработка стандартов осуществляемой деятельности, требований к ее реализации, критериев и показателей оценки результатов.

Те же авторы выделяют ряд условий, соблюдение которых необходимо для успешного планирования:

  1. Определение изначального, «стартового» уровня состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении на момент начала планирования.

Для этого могут понадобиться изучение и анализ как состояния внутренних ресурсов ДОО, результатов предыдущей деятельности, так и тех внешних условий сложившегося социума, в которых будет протекать последующая деятельность. При этом тщательность педагогического анализа исходного состояния деятельности дошкольного образовательного учреждения окажет прямое влияние на реальность планов, возможность их реализации;

  1. Описание ожидаемых результатов деятельности по окончании реализации планов, от конкретности которого зависит степень реализации планов

При этом необходимо учитывать, что планы реализуются людьми в быстро меняющихся условиях окружающей среды. В связи с этим, скорее всего, полученные результаты деятельности не будут полностью соответствовать запланированным. Поэтому, определяя результаты и осуществляя контроль за их достижением, руководителю необходимо помнить о гибкости (пластичности) плана, возможности его оперативной корректировки;

- Выбор оптимальных путей и средств, позволяющих достичь запланированных результатов. Определяя содержание плана, то есть мероприятия, участников, ответственных, сроки исполнения, не следует перегружать его большим количеством мероприятий в ограниченные сроки;

Включение в процесс планирования педагогов дошкольного образовательного учреждения. Выполнение этого условия способствует:

- повышению у педагогов личной заинтересованности в реализации разработанных планов;

- получению педагогами более широкого представления о деятельности дошкольного образовательного учреждения;

- более глубоким аналитическим основаниям планирования;

- определению рабочих взаимоотношений в коллективе в реализации разработанных планов;

- развитию активности и организаторских способностей педагогов ДОО и созданию положительного микроклимата. .[13,27]

Результатом осуществления функции планирования является создание системы планов, состоящей из стратегических, тактических и оперативных планов.

В теории управления различают следующие виды планирования в зависимости от временного периода осуществления:

  • стратегическое (долгосрочное);
  • тактическое (среднесрочное);
  • оперативное (краткосрочное).

Все перечисленные виды планирования присутствуют в дошкольном образовательном учреждении.

Стратегическое планирование охватывает длительный период времени (чаще всего 3-5 лет) и имеет целью определение магистральных направлений развития дошкольного образовательного учреждения исходя из внешних и внутренних условий его деятельности.

Первым этапом подготовки стратегических планов является анализ окружения и внутреннего потенциала ДОУ.

Второй этап предполагает определение миссии и ключевых целей ДОО.

Третий этап заключается в разработке стратегии развития ДОО.

Таким образом, в результате стратегического планирования создается Программа развития дошкольного образовательного учреждения, в которой определяются его исходное состояние и потенциал, миссия и стратегические цели и вырабатывается стратегия дальнейшего его развития. Подробнее о некоторых подходах к разработке Программы развития дошкольного образовательного учреждения будет рассказано в следующей главе.

Тактическое планирование осуществляется на среднесрочный период (1-3 года). Тактическое планирование в дошкольном образовательном учреждении реализуется в рамках подготовки годовых планов работы и планов основных подразделений. Рассмотрим этапы годового планирования работы дошкольного образовательного учреждения.

Первый этап - анализ итогов работы ДОО на предыдущем этапе.

При этом рекомендуется следующая структура анализа итогов работы ДОО за определенный период:

-достигнутый уровень решения задач, его количественная и качественная характеристика;

- анализ результатов деятельности коллектива по решению задач, - положительных и негативных сторон его деятельности;

- выявление причин, вызвавших недостатки в работе, сбои в реализации планов;

- выбор путей решения проблем, которые будут положены в основу нового цикла планирования.

Второй этап - определение основных целей ДОО на последующий период планирования, их ранжирование.

Исходя из результатов анализа и стратегических планов, определяются цели и основные направления дальнейшей работы на краткосрочный период.

Третий этап - определение мероприятий, позволяющих достичь, поставленные цели. Мероприятиями по достижению целей называется совокупность средств, способов, действий по реализации деятельности образовательного учреждения[2,52]

На данном этапе конкретизируется содержание деятельности на планируемый период; определяются исполнители и ответственные за его реализацию, механизм координации их действий; ресурсы для осуществления плана.

Четвертый этап - обсуждение и утверждение плана на заседании педагогического совета ДОО.

Таким образом, тактический (среднесрочный) план позволяет определить конкретные цели деятельности организации и средства для их достижения. Он показывает не только то, что необходимо достичь, но и то, как это можно сделать. В дошкольном образовательном учреждении к тактическому планированию можно отнести процесс разработки Годового плана ДОО. Различные подходы к годовому планированию и примеры Годовых планов дошкольных образовательных учреждений приведены ниже.

На основе тактического плана разрабатывается оперативный план работы сотрудников организации.

Оперативное планирование осуществляется на краткосрочный период (как правило, охватывает период до нескольких месяцев).

Оперативные планы, составляются на основе тактических и включают в себя конкретное содержание работы по дням. Данный вид планирования практически осуществляется каждым квалифицированным сотрудником организации. К оперативным планам в дошкольном образовательном учреждении относятся планы воспитательно-образовательной работы в группе.

Таким образом, планирование – это процесс, результатом которого является четкая формулировка целей и определение средств и методов, при помощи которых поставленные цели будут достигнуты; это разработка системы предстоящей деятельности, процедура формулирования целей и задач деятельности.

Выводы по главе 1.

Результатом методической работы в дошкольной образовательной организации должно явиться становление высокоорганизованной, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог владеет умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.

Несмотря на достаточно глубокое освещение в литературе вопросов планирования воспитательно-образовательного процесса в группе детского сада и очевидную необходимость совершенствования деятельности воспитателей по планированию педагогического процесса, планирование до сих пор не является предметом методической работы в дошкольном учреждении.

Необходимость и важность планирования как стадии единой системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении подчеркивает К.Ю. Белая.

В первой главе исследования мы рассмотрели общие теоретические и методические подходы к планированию педагогического процесса в психологической и педагогической литературе.

Выделили задачи, цели, виды и условия планирования, соблюдение которых необходимо для успешного планирования в дошкольном образовательном учреждении:

Таким образом, планирование - это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить

Глава 2. Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольной образовательной организации

2.1 Планирование образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Что Вы посещаете?

В работе современного дошкольного учреждения продолжает использоваться традиционное деление на годовое (долгосрочное) и текущее (краткосрочное) планирование. Каждое из них соотносится с моделями образовательного процесса (на год, месяц, неделю и день) и уровнем планирования (стратегическим и тактическим) воспитательно-образовательной работы.

Годовое планирование.

План работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровней, примерной общеобразовательной программы для дошкольного образовательного учреждения и программы воспитания и обучения в детском саду, а также на основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период. Он опирается на модель образовательного процесса на год и охватывает все стороны воспитательно-образовательной работы ДОО, предусматривает ее непрерывность и последовательность.

Структура годового плана работы выглядит следующим образом.

Вводная часть - краткий всесторонний анализ работы дошкольного учреждения за предшествующий период по следующим направлениям:

- эффективность работы по охране жизни и укреплению здоровья детей;

- уровень и эффективность воспитательно-образовательного процесса и его - - результатов в целом и по возрастным группам, уровень подготовленности детей к школе;

- уровень профессиональной квалификации педагогов;

- уровень и эффективность работы с родителями и т.д.

Основные задачи работы дошкольного учреждения. В этом разделе определяются ведущие задачи воспитания и обучения, обусловленные уровнем педагогического мастерства воспитателей, типом дошкольного учреждения, состоянием воспитательно-образовательной работы в нем. Намеченные задачи должны быть подтверждены конкретными мероприятиями в разделах годового плана.

Организационно-педагогическая работа. Руководство воспитательно-образовательной работой и контроль за ней. Этот раздел включает работу педсовета, теоретических семинаров, семинаров-практикумов, консультаций, коллективных просмотров образовательного процесса, работу кабинета по изучению, обобщению и распространению передового опыта лучших работников дошкольных учреждений. Здесь же намечаются основные направления контроля, его содержание и виды, указываются сроки и формы подведения итогов.

Работа с кадрами. В этом разделе предполагается подбор и расстановка кадров и повышение уровня профессиональной квалификации педагогов.

Работа с родителями. Планируются совместная работа детского сада с семьями воспитанников, деятельность различных кружков, изучение опыта семейного воспитания, работа с неблагополучными семьями, консультации для родителей по актуальным вопросам семейного воспитания и др.

Административно-хозяйственная работа. Раздел включает мероприятия, направленные на создание наилучших условий для организации жизни, воспитания и обучения дошкольников.

В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.

При этом в плане учитываются специфика образовательной программы детского сада и ее региональный компонент.

Например, в детском саду с этнокультурным (русским) компонентом, учитывая специфику образовательного процесса, заведующий дошкольным учреждением совместно с методистом составляют план воспитательно-образовательной работы, в котором можно выделить в качестве общей задачи года «Воспитание дошкольников на основе традиционной русской культуры

В соответствии с годовым планом работы ДОО разрабатываются годовой и перспективный планы работы:

- заведующего и старшего воспитателя детского сада;

- структурного подразделения, которые составляются руководителем структурного подразделения и утверждаются на педагогическом совете дошкольного учреждения;

- специалистов, которые составляют педагоги и специалисты (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования) с учетом требований социального партнерства внутри ДОО и вне его;

- воспитателей с конкретной группой детей.

Все названные выше планы работы могут быть представлены в текстовой и графической формах. В первой расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы образовательной деятельности педагога. Во второй - запланированные мероприятия связываются одной тематикой в течение всей недели. Это может быть сделано в виде:

- схемы-сетки, в которой на одной странице отражается список детей среднего и старшего дошкольного возраста, на второй - сетка занятий, на третьей - основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10), которые ставятся в течение всей недели во всех видах деятельности;

- блочного планирования - в нем в течение недели обыгрывается один предмет, явление или тема в условиях обеспечения детей раннего и младшего дошкольного возраста содержательной и интересной деятельностью.

Текстовая и графическая формы плана дополняют друг друга. Это связано с тем, что без текстовой формы, по мнению Л.М. Волобуевой, невозможно оценить полноту и глубину, разнообразие и целостность содержания, без графической - проанализировать систематичность деятельности, последовательность, преемственность, плотность мероприятий, нагрузку педагогов в определенный период времени, чтобы оптимально скоординировать мероприятия в пространстве и времени во избежание их «столкновения». [9,37]

Текущее планирование

Текущее планирование работы ДОО - вид корректирующего планирования по месяцам и неделям, который используется для конкретизации и корректировки мероприятий, предусмотренных годовым планом. Оно связано с реализацией на практике моделей образовательного процесса на месяц и неделю.

В месячном плане выделяются определенные дни для проведения педагогических советов, теоретических семинаров, методических мероприятий, просмотра открытых занятий, консультаций, проверки календарных планов, мероприятий, проводимых совместно с родителями и школой.

В плане работы на неделю содержание работы еще более конкретизируется, дополняясь мероприятиями по решению конкретных педагогических задач и вопросов организации текущей жизни группы. Основным ориентиром при этом выступает модель, заданная в программе воспитания и обучения. Пример приведен в табл.

В соответствии с ней воспитатели определяют тематику и программное содержание предстоящих занятий, отбирают методы и приемы, которые позволяют решать намеченные задачи, намечают игры, трудовые поручения, дела, обязанности, которые будут предложены детям. При этом основную часть месячного или недельного плана намечают оба воспитателя, работающие в группе, а детали - каждый в отдельности. В некоторых детских садах для создания общих смысловых контекстов их деятельности вводится циклограмм.

Циклограмма примерных видов деятельности на неделю

День недели

Вид деятельности

Понедельник

Просмотр презентаций, научно-популярных фильмов, фотографий по теме недели

Вторник

Продуктивная деятельность по теме недели. Выставка художественной литературы по теме недели

Среда

Викторины, конкурсы по теме недели

Четверг

Экскурсия, целевые прогулки по теме недели. Встречи с интересными людьми. Совместные мероприятия с другими группами

Пятница

Итоговая или обобщающая деятельность. Оформление выставки, стендов творческими работами. Концерты, развлечения. Проведение олимпиад по теме недели

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие виды планирования.

Оперативное планирование - планирование работы воспитателей на день. Оно опирается на модель образовательного процесса на день и предполагает параллельное осуществление деятельности целеобразования и разработки конкретных мероприятий, повышение роли оперативного контроля. При этом особенное внимание обращается на планирование режимных процессов.

Планирование содержания утреннего отрезка времени включает игровую деятельность, беседы, рассматривание предметов и иллюстраций, наблюдение в природе и явлений общественной жизни, трудовую деятельность и разнообразную избирательную деятельность детей по их желанию и вкусу. Целесообразно планировать в это время индивидуальную работу с детьми по различным видам деятельности.

Фронтальные и групповые формы совместной деятельности педагога и детей касаются, в основном, проведения прогулки и игр-занятий.

При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Рекомендуется следующая структура прогулки:

  1. Сюжетно-ролевые игры.
  2. Труд в природе и хозяйственно-бытовой.
  3. Наблюдения в природе и окружающей жизни:

- кратковременные - за погодой, поведением животных, птиц;

- длительные - за развитием растений, сезонными явлениями. Их направленность определяется следующим образом: за живой

природой и за явлениями общественной жизни - по 2 раза в неделю, за неживой природой - 1 раз в неделю.

  1. Спортивные упражнения (в старшей и подготовительной группах) - спортивные игры (с элементами бадминтона, баскетбола), настольный теннис, футбол, хоккей, городки.
  2. Самостоятельная двигательная активность детей.
  3. Индивидуальная работа по физкультуре. Это также может быть индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к занятиям (математике, развитию речи) с детьми, которые не усвоили материал (3-7 мин) или с одаренными детьми, а также работа по подготовке к праздникам.
  4. Подвижные игры - 4-5 еженедельно, на каждую неделю - 1 новая.

Кроме того, в плане воспитателя обязательно отражаются целевые прогулки:

в младших группах - 1 раз в неделю, на небольшие расстояния;

в старших группах-2 раза в неделю, на более дальние расстояния;

экскурсии - 1 раз в месяц.

Планирование обучения детей на играх-занятиях - планирование содержания, методов и приемов образовательной работы и форм ее организации, соотношения образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач на занятиях каждого этапа обучения. Повышению качества планирования обучения детей способствует: умение качественно выбрать соответствующую уровню детей программу обучения, строить иерархию целей, определять технологичные задачи на каждое занятие, оптимально, в соответствии с целями и задачами данного занятия, подбирать методы и приемы обучения детей и т.д. [7,17]

Перспективное планирование

Перспективное планирование осуществляется воспитателями и предполагает планирование образовательного процесса в конкретной группе на длительный отрезок времени (месяц, квартал, полгода, год) с учетом особенностей конкретной группы детей. При этом важно обращать внимание на то, чтобы коллективные (групповые, фронтальные) формы работы с дошкольниками рационально сочетались с индивидуальной работой с отдельными детьми.

Перспективное месячное планирование начинается с анализа программного материала и уровня его освоения детьми за прошедший период, при этом роль педагогического прогнозирования уменьшается и увеличивается роль опережающего корректирующего и итогового контроля.

Особенностью планирования по кварталам и годового планирования выступает то, что в его основе лежит, напротив, педагогическое прогнозирование, которое направлено на определение возможностей детей в усвоении ими программы в определенные отрезки времени.

Календарное планирование.

Данный вид планирования опирается на программу воспитания и обучения в детском саду, в которой задачи и содержание работы воспитателя представлены в двух разделах: «Организация жизни и воспитание детей» и «Организованные формы обучения».

В первом разделе планированию подлежат содержание, методы и приемы воспитания культуры поведения детей и формирования у них культурно-гигиенических навыков; содержание, методы и приемы руководства играми детей; методы и приемы руководства трудом. При этом воспитателю необходимо подобрать оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм организации жизни и деятельности детей.

Во втором разделе планированию подлежат содержание, методы и приемы образовательной работы и формы ее организации. Так, воспитателю необходимо равномерно распределить программный материал в течение года, предусмотреть постепенное усложнение содержания обучения и воспитания.

Календарный план может быть составлен и на меньший промежуток времени (на месяц, неделю) и предусматривать планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый промежуток времени.

Традиционно компонентами календарного планирования являются

- цель, она направлена на развитие, воспитание, обучение;

-содержание (виды действий и задачи), которое определяется программой;

- организационно-действенный компонент (формы и методы) должны соответствовать поставленным задачам);

-результат (что запланировали в самом начале и что получили, должно совпадать).

По каждому виду образовательной деятельности определяются задачи развития детей - в соответствии с ними указывается, каким личным опытом (знаниями, умениями, навыками, компетенциями) они должны владеть к концу учебного года.

Отбираются диагностические методики, с помощью которых можно оценить уровень развития детей, на их основе разрабатываются модели игровых контрольно-оценочных занятий.

Структурируется содержание деятельности в каждом месяце учебного года с учетом разных видов игр-занятий с детьми. [11,34]

Перспективно-календарное планирование

Такое планирование объединяет в себе описанные виды планирования. В нем общая часть работы планируется на месяц (режимные моменты, развлечения, занятия, игры, труд и др.), а более конкретное содержание - на каждый день (индивидуальная работа, описание некоторых фрагментов работы: утро - вечер).

О.В. Руденко предлагает следующий алгоритм его разработки:

- вписать все мероприятия (на месяц, квартал) согласно плану работы детского сада;

- определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий, ориентируясь на преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы;

- на основе принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц осуществить непосредственное планирование: игр-занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности и конструированию, развитию физкультурных, музыкальных, элементарных математических представлений и др.;

провести планирование предварительной работы перед лепкой, рисованием, аппликацией и т.д.;

-в соответствии с задачами (воспитательными и образовательными) указать виды и частоту повторений дидактических, сюжетно-ролевых, творческих, подвижных и других игр, а также цель и виды труда;

-составить план прогулок с указанием основных моментов наблюдений, труда, видов игр, индивидуальных поручений с учетом планируемых игр и занятий;

- спланировать систему индивидуальной работы с конкретными детьми - непосредственно после проведенного занятия, игры, труда;

- проанализировать план, проследив взаимосвязь всех его разделов;

- предусмотреть, какое оборудование потребуется для педагогической работы в группе;

- спланировать работу с родителями;

- записать наблюдения в план накануне или в тот же день утром.

Сам годовой план также всегда находится в свободном доступе для всего педагогического коллектива в методическом кабинете ДОО, план работы на месяц должен быть вывешен вблизи методического кабинета.

2.2 Изучение планирования воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые педагогу необходимо соблюдать при планировании.

Важным условием планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

Моей, задачей как начинающего старшего воспитателя МБДОУ № 7 «Белоснежка», является обучение педагогов планированию работы с детьми. Успех воспитания и обучения дошкольников во многом зависит от уровня педагогического мастерства педагогов. Исходя из приоритетного направления ДОО, в годовой план МБДОУ № 7 «Белоснежка был включен план работы с молодыми специалистами.

План работы с молодыми специалистами.

месяц

мероприятия

ответственные

сентябрь

1.Изучение запроса педагога на методическую поддержку

2.Консультация: «Планирование воспитательной работы с детьми»

Старший воспитатель

октябрь

  1. Собеседование с педагогом по выбору темы по самообразованию

Старший воспитатель

ноябрь

1.Посещение педагогом занятий и мероприятий педагога-наставника

  1. Консультации

Старший воспитатель

декабрь

  1. Консультации: «Планирование работы по воспитанию у детей культуры поведения и культурно-гигиенических навыков»

Старший воспитатель

январь

1.Использование дидактического материала в работе воспитателя

(выставка дидактических игр и пособий)

Старший воспитатель

февраль

1.Решение педагогических ситуаций (Особенности общения)

Старший воспитатель

март

1.Организация работы с родителями.

Старший воспитатель

апрель

  1. Проведение, анализ. Самоанализ открытого занятия

Старший воспитатель

май

Подведение итогов работы.

Старший воспитатель

План проведения консультаций и семинаров для воспитателей

Содержание

Сроки выполнения

Ответственные

1

Консультация: «Самообразование педагогов ДОО»

Сентябрь

Старший воспитатель

2

Консультация : « Примерное планирование режимных моментов»

Октябрь

Старший воспитатель

3

Семинар: « Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников»

Ноябрь

Старший воспитатель

4

Консультация: « Культура общения дошкольников»

Декабрь

Старший воспитатель

5

Семинар « Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Январь

Старший воспитатель

6

Консультация: «Проведение игр, способствующих повышению культуры общения старших дошкольников,»

февраль

Старший воспитатель

7

Консультация: «Организации игры, направленной на формирования культуры поведения детей»

Март

Воспитатель Лютина Т.Р.

8

Консультация : « Нравственное воспитание в семье»

Апрель

Старший воспитатель

9

Консультация : « Организация прогулки с детьми в летний период"

Май

Воспитатель Романова М.И.

Одним из разделов перспективного плана является формирование культуры поведения и у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольник хорошо усваивает правило культуры поведения. Становясь старше, дети начинают воспринимать нормы и правила как обязательные для всех.

К концу старшего дошкольного возраста дети приобретают культурные привычки вежливого, доброжелательного общения, соблюдения культурно- гигиенических правил, норм этикета, культуры поведения в общественных местах. Дети не только знают много правил ,но и способны понять , почему их нужно выполнять. Дошкольники переживают чувство удовлетворения, если взрослые одобряют их поведения и связывают умение следовать правилам культуры с растущей самостоятельностью и взрослением.

В педагогическом эксперименте участвовало- 14 детей старшего дошкольного возраста.

На первом этапе констатирующего эксперимента мы определяли уровень культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Для этого нами были использована методика «Изучение навыков культуры общения» разработана Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А.

Из общего числа дошкольников участвовавших в опытно-экспериментальной работе выделяют следующие уровни: низкий: 1 (7%);-ниже среднего: 2 (14,3%); средний: 6 (43%); высокий: 3 (21,4%); очень высокий: 2 уа (14,3%).

Высокий уровень - ребенок говорит спокойно, с уважением; заботливо относится к взрослому, охотно выполняет просьбу взрослых. Выполняет правила поведения в группе в отсутствие воспитателя. В общественных местах ведет себя сдержанно, не привлекает лишнего внимания.

Средний уровень - сформированы не все навыки культуры общения.

Низкий уровень - сформирована лишь небольшая часть навыков.

Эта работа показала, что вопросам культуры поведения необходимо посвятить специально организованные занятия, игры, игры - инсценировки.

На втором этапе нашей работы, с учетом полученных данных, нами были проведены занятия направленные на формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

В группе воспитателем создались игровые и реальные ситуации, имитирующие разные формы культурного поведения («Мы принимаем гостей», «Как правильно вручить и принять подарок», «Мы идем в театр», «Разговор по телефону»). Использовались видеосюжеты, демонстрирующие детям разные формы культурного поведения, детская литература, игры –драматизации. Проводились эстетические беседы с детьми о культуре поведения и общения.

Обсуждаются и разрешаются проблемные ситуации, связанные с проявлением культуры общения («Как правильно поступить?», «Почему обиделась Оля?.

Играя, ребенок общается, поэтому мы выбрали ряд тем для проведения игр, способствующих воспитанию тех или иных форм общения старших дошкольников, что однозначно повышает уровень культуры общения этих детей.

Тема. Помехи в общении.

Занятие №1. Обратная связь в межличностном контакте.

Цель: научиться соотносить характер обратной связи с содержанием общения, эмоциями, чувствами.

Порядок работы.

Упражнение.

Ведущий предлагает:

а) поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность, пренебрежение, участие, радость скорбь, лесть и т.п.

б) сказать фразу, изображая на лице те же состояния, добавив жесты и движения.

Обсуждение.

Достаточны ли ваши возможности для выражения своих чувств? Какие чувства, возникающие в контакте, мы часто пытаемся скрыть от партнера по общению?

В результате обсуждения проявляются причины несоответствия чувств подлинных (переживаемых) тем, что ребенок выражает в общении. Мы дали этому феномену название безличная коммуникация или коммуникация посредством масок. Обговорили "маски", соответствующие и не соответствующие ситуации в группе.

Занятие №2. "Маски" в общении.

Данная игра относится к разряду имитационных, которые являются не только средством подготовки к речевому общению, но и приемом, расширяющим возможности познавательной деятельности дошкольников.

Цели: осознание своих индивидуальных способов ухода от искреннего, открытого общения.

Порядок работы

Мы предложили испытуемым на выбор карточки, где заданы маски:

1) равнодушия;

2) прохладной вежливости;

3) высокомерной неприступности;

4) агрессивности ("попробуй не выполнить мое желание");

5) послушания или угодливости;

6) деланной доброжелательности или сочувствия;

7) простодушно-чудаковатой веселости;

(Поскольку в группе больше семи человек, то 2-я и 6-я карточки повторяются).

Дети демонстрировали свои "маски".

Каждый должен был выбрать себе партнеров и инсценировать без слов или со словами ситуацию, соответствующую маске, инсценирование заканчивалось "живой фотографией": маску нужно было удерживать на лице не меньше 30 секунд.

После занятия мы предложили детям домашнее задание: рассказать, какими "масками" они чаще всего пользуются в жизни, и чем они помогают и чем мешают в общении.

По окончании формирующего этапа в экспериментальной группе проведен контрольный этап эксперимента.

Задача контрольного эксперимента – выявить влияние используемой коррекционной программы на эффективность воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Из таблицы в приложении видно, что при изучении культуры общения в экспериментальной группе после проведения коррекционной программы, выделяются следующие уровни: низкий: отсутствует;- ниже среднего: отсутствует; средний: 6 чел. (43%);-высокий: 4 чел. (28,5%); очень высокий: 4 чел. (28,5%).

Доминирующим уровнем культуры общения на контрольном этапе эксперимента является средний уровень (43%).

Сравнивая полученные показатели, которые были получены при изучении уровня культуры общения на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе на контрольном этапе произошло увеличение количества детей, имеющих высокий и очень высокий уровни культуры общения (Приложение).

Из представленных данных видно, что доминирующим уровнем культуры общения на констатирующем и контрольном этапах эксперимента является средний уровень.

Таким образом, методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Планирования воспитательно-образовательной деятельности является одной из сложных задач, стоящих перед педагогами дошкольных образовательных организаций.

Высокий уровень планирования позволит сделать учебно-воспитательный процесс более эффективным.

Выводы по главе 2

В работе современного дошкольного учреждения продолжает использоваться традиционное деление на годовое (долгосрочное) и текущее (краткосрочное) планирование. Каждое из них соотносится с моделями образовательного процесса (на год, месяц, неделю и день) и уровнем планирования (стратегическим и тактическим) воспитательно-образовательной работы.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми Важным условием планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

В плане МБДОУ № 7 «Белоснежка» запланировано формирование культуры поведения и у детей старшего дошкольного возраста.

В педагогическом эксперименте участвовало- 14 детей старшего дошкольного возраста.

Сравнивая полученные показатели, которые были получены при изучении уровня культуры общения на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе на контрольном этапе произошло увеличение количества детей, имеющих высокий и очень высокий уровни культуры общения

Из данных видно, что доминирующим уровнем культуры общения на констатирующем и контрольном этапах эксперимента является средний уровень. С введением в действие предложенной работы взросла не только эффективность общения, но и значительно улучшился общий результат работы дошкольной образовательной организации.

Заключение

Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду .

Результатом методической работы в дошкольной образовательной организации должно явиться становление высокоорганизованной, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог владеет умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.

Несмотря на достаточно глубокое освещение в литературе вопросов планирования воспитательно-образовательного процесса в группе детского сада, очевидна необходимость совершенствования деятельности воспитателей по планированию педагогического процесса.

В первой главе мы рассмотрели общие теоретические и методические подходы к планированию в психологической и педагогической литературе.

Во второй главе мы изучили, что работе современного дошкольного учреждения продолжает использоваться традиционное деление на годовое (долгосрочное) и текущее (краткосрочное) планирование. Каждое из них соотносится с моделями образовательного процесса (на год, месяц, неделю и день) и уровнем планирования (стратегическим и тактическим) воспитательно образовательной работы.

Согласно плану МБДОУ №7 «Белоснежка» был проведен педагогический эксперимент по формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

На первом этапе констатирующего эксперимента мы определяли уровень культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Для этого нами были использована методика «Изучение навыков культуры общения» разработана Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А.

Из общего числа дошкольников участвовавших в опытно-экспериментальной работе выделяют следующие уровни: низкий: 1 (7%);-ниже среднего: 2 (14,3%); средний: 6 (43%); высокий: 3 (21,4%); очень высокий: 2 (14,3%).

Эта работа показала, что вопросам культуры поведения необходимо посвятить специально организованные занятия, игры, игры - инсценировки.

На втором этапе нашей работы, с учетом полученных данных, нами были проведены занятия направленные на формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

По окончании формирующего этапа в экспериментальной группе проведен контрольный этап эксперимента.

Задача контрольного эксперимента – выявить влияние используемой работы на эффективность воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

В экспериментальной группе после проведения коррекционной работы , выделяются следующие уровни: низкий, ниже среднего отсутствует; средний: 6 чел. (43%); высокий: 4 чел. (28,5%); очень высокий: 4 чел. (28,5%).

Таким образом, методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Планирование - это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить. Высокий уровень планирования позволит сделать учебно-воспитательный процесс более эффективным.

Литература:

  1. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, Барнаул, 11 — 12 апреля 2012. 4 Барнаул, 2012.-381с.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОО:– М.: ТЦ Сфера, 2015. –128с.
  3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формирование и методы. - М.: ТЦ. Сфера. 2005. - 96с.
  4. Беляева В.А., Петренко А.А. Деятельность педагога - методиста в системе муниципального образования /В.А. Беляева, А.А. Петренко М.: АРТИ, 2004. - 160 с.
  5. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 192с.
  6. Васильева А.К., Бахтурина Л.А., Кабитина И.И. Старший воспитатель детского сада – М., 1990.
  7. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.:ТЦ Сфера, 2009.-96с.
  8. Виноградова Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева,Ю. Н. Родонова. - М. : Айрис - пресс, 2008. - 192с.
  9. Волобуева Л. М., Мирко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006.- №6. - С. 24-26
  10. Голицина Н. С. Система методической работы в ДОУ. Часть 2. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 120с.
  11. Ю.Гурье, Л.И. Моделирование системы педагогических компетенций научно-педагогических кадров высшей профессиональной школы/ Казань: РИЦ «Школа», 2009. - 186 с.
  12. Дуброва В.П. Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милошевич. - М.: Новая школа, 1995. - 124 с.
  13. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. – М., 2003.
  14. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие - М-2008.
  15. 3еер Э. Ф. Психология профессии: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, - 2003. -336 с.
  16. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. — Ростов н/Д., 1997. —480 с.
  17. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях Л.П. Ильенко. - М.: АРКТИ, 2003 .- 95 с.
  18. Казакова И.Н. Годовое планирование в ДОУ: Трудности, ошибки, пути преодоления. – М., 2009.
  19. Корепанова М.В. Программа развития ДОУ: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2007
  20. Иванцова И. А. «Организация методического кабинета в ДОУ» Справочник старшего воспитателя Дошкольного учреждения октябрь. - 2008—№10
  21. .Козлова, С.А Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.—М., 2000. — 416 с.
  22. .Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образованием. / Т.П. Колодяжная. - Ростов- н/Дону: «Учитель» 2002. - 190 с.
  23. Коломийченко Л.П. Концепция социального развития детей дошкольного возраста / Л. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 8–28.
  24. Коротаева Е.В. Два варианта: Традиционный и программно-тематический // Директор школы. 2001. - № 6. - С. 38- 43.
  25. Мониторинг в детском саду: Методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  26. Пенькова Л.А., Калинкина В.М., Казакова В.Н., Сереброва Д.В. Менеджмент в практике дошкольного учреждения. Методическое пособие. – М., 2007.
  27. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие. – М., 2000.
  28. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. –- М-2008.
  29. .Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. // Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. - М, 2010. - 1
  30. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.,2004.с.

Приложение 1

Уровень культуры общения детей на констатирующем этапе

Ф.И.

Оценка

Уровень культуры общения

Инна К.

2

Ниже среднего

Лида М.

5

Очень высокий

Сергей С.

4

Средний

Олег С.

1

Низкий

Саша Х.

4

Высокий

Саша Ю.

3

Средний

Лена В.

4

Высокий

Саша Ц.

5

Очень высокий

Надя Г.

2

Ниже среднего

Аня Г.

3

Средний

Лада К.

4

Средний

Маша Л.

3

Средний

Света Р.

3

Средний

Таня С.

3

Средний

Приложение 2

Показатели уровня культуры общения в экспериментальной группе (контрольный этап эксперимента)

Ф.И.О.

Оценка

Уровень культуры общения

Инна К.

3

Средний

Лида М.

5

Очень высокий

Сергей С.

3

Средний

Олег С.

3

Средний

Саша Х.

5

Очень высокий

Саша Ю.

4

Высокий

Лена В.

5

Очень высокий

Саша Ц.

5

Очень высокий

Надя Г.

3

Средний

Аня Г.

3

Средний

Лада К.

4

Высокий

Маша Л.

4

Высокий

Света Р.

3

Средний

Таня С.

4

Высокий

Приложение 3

Сводная таблица уровней культуры общения в экспериментальной группе, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровни культуры общения

Констатирующий этап

Контрольный этап

Кол-во

детей

%

Кол-во

Детей

%

Очень высокий

2

14,3

4

28,5

Высокий

3

21,4

4

28,5

Средний

6

43

6

43

Ниже среднего

2

14,3

-

0

Низкий

1

7

-

0

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?