ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Теоретические основы таможенного контроля товаров и транспортных средств
1.1. Понятие и сущность таможенного контроля товаров
1.2. Особенности управления рисками в таможенной деятельности
2. Анализ системы управления рисками в таможенной системе России
2.1. Оценка действующей методики СУР в ФТС
2.2. Реализация функций ФТС при применении СУР
2.3. Основные проблемы, связанные с применением СУР
2.4. Пути развития СУР в таможенной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Введение
В Киотской Конвенции говорится, что «управление рисками – это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля». Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля.
Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что таможенные органы России обладают значительными полномочиями, которыми не обладают никакие другие государственные структуры, а именно право проверять груз и товары, поступающие в страну, проходящие через нее и вывозимые из страны. Кроме того, таможня имеет право не разрешить ввоз или вывоз.
Таможенные органы запрашивают информацию об импортируемых, а зачастую и об экспортируемых товарах. При наличии соответствующего законодательства они могут требовать, чтобы такая информация предоставлялась заранее в электронном виде. Благодаря своим уникальным полномочиям и опыту, таможенные службы могут и должны сыграть важнейшую роль в повышении безопасности и облегчении мировой торговли.
Однако для оптимизации усилий по повышению безопасности международной цепи поставок товаров необходим целостный подход при постоянном совершенствовании мер по облегчению торговли. Поэтому таможенным службам следует стремиться заключать соглашения о сотрудничестве с другими государственными ведомствами, а также необходимо совершенствовать методику оценки рисков.
Досмотр каждой партии грузов представляет собой неприемлемое и ненужное бремя. Фактически, досмотр каждой партии грузов просто парализует мировую торговлю. Поэтому современные таможенные органы используют автоматизированные системы управления рисками, обусловленными самыми разными факторами. В таких условиях таможенные органы не должны обременять международное торговое сообщество различными наборами требований, направленных на повышение безопасности и облегчения торговли, а должны признать какие-то иные международные стандарты. Должен существовать единый набор разработанных ВТО международных таможенных стандартов, которые не дублировали бы другие требования, установленные на межправительственном уровне, и не вступали с ними в противоречие.
Цель курсовой работы – исследовать систему управления рисками в таможенных органах РФ при перемещении товаров и транспортных средств через границу РФ.
Задачи:
Предмет изучения – товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с внешнеэкономическими, торговыми контрактами и оформляемые в режиме выпуска для внутреннего потребления.
Объектом изучения являются риски при таможенном оформлении товаров и транспортных средств на стадии декларирования товаров и меры по их минимизации.
Согласно основным принципам перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом таможенного союза.
Требования данного принципа распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства, и они также обязательны. Такая функция таможенных органов, как осуществление таможенного контроля, связана с этим принципом.
Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средства проведения таможенного контроля.
В рамках таможенного контроля реализуется система организационно-управленческих, правоохранительных и фискальных мер. Широкое толкование, в свою очередь, обусловливает различие взглядов специалистов на соотношение понятий "таможенный контроль" и "таможенное оформление". Одни специалисты не видят необходимости эти понятия различать; другие подчиняют таможенный контроль как вспомогательные действия процедурам таможенного оформления; третьи считают таможенное оформление лишь документальным закреплением процедур таможенного контроля; четвертые указывают на неразрывную связь таможенного оформления и таможенного контроля, но устанавливают обоснованные нормативно-процессуальные различия этих понятий. Так, таможенный контроль рассматривается в качестве формы осуществления таможенного дела наряду с другими формами – нормативным регулированием порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, таможенным оформлением, взиманием таможенных платежей[1].
Таможенный контроль реализует таможенное регулирование лишь в части, в которой таможенное регулирование устанавливается таможенным законодательством. Получается, что соблюдение норм иного законодательства таможенным контролем не охватывается.
Таможенный контроль в узком смысле - совокупность проверочных действий в определенных формах, которые достаточны для обеспечения соблюдения и обнаружения существенных нарушений таможенного законодательства Российской Федерации.
Таможенный контроль представляет собой совокупность проверочных операций, проводимых таможенными органами, в целях определения и подтверждения статуса товаров, транспортных средств и лиц в таможенном деле, пресечения нарушений таможенных правил и реализации ответственности в сфере таможенного дела.
Таможенное оформление – это таможенные операции, осуществляемые таможенными органами и иными лицами, направленные на сохранение или изменение статуса товаров и удостоверяемые таможенными органами документально.
Меры таможенного контроля в узком смысле не только являются проверочными действиями, но и имеют принудительно-пресекательный характер. Кроме того, в ходе таможенного контроля таможенными органами реализуется система мер административной ответственности за нарушение таможенных правил. Такими принудительными мерами становятся меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и административные наказания, урегулированные Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Следовательно, можно говорить о таможенном контроле как системе реализации государственного принуждения в сфере таможенного дела, не ограничиваясь собственно проверочными мероприятиями, установленными ТК таможенного союза.
Так, следует заключить, что контрольно-проверочные действия, строго говоря, не являются таможенными операциями. Это таможенная деятельность принудительного предупредительно-пресекательного характера, обеспечивающая особый правовой режим, который распространяется на товары и транспортные средства в связи с их перемещением через таможенную границу.
В качестве средств проведения таможенного контроля следует рассматривать:
- технические средства таможенного контроля;
- морские (речные) и воздушные суда таможенных органов;
- информационные ресурсы таможенных органов;
- поисковых собак.
Таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами.
К средствам производства таможенного контроля можно отнести и специальные средства, применяемые должностными лицами таможенных органов при выполнении служебных обязанностей "с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений". Например, устройства для вскрытия помещений относятся к специальным средствам. В ходе таможенного контроля может быть применена и физическая сила[2].
Объекты таможенного контроля обладают специфическим статусом. Прежде всего, это статус товаров и транспортных средств, которые находятся под таможенным контролем.
Следует сказать, что кроме таможенных органов существуют иные государственные контролирующие органы, осуществляющие свои функции по отношению к перемещаемым через таможенную границу РФ товарам. Ветеринарные, фармакологические, технические, санитарные и другие требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, которые происходят из другого иностранного государства, таким же образом, каким они и применяются к похожим товарам российского происхождения.
В соответствии с этим определена и компетенция таможенных органов при осуществлении таможенного оформления и контроля товаров, подлежащих иным видам государственного контроля. К примеру, таможенные органы обеспечивают координацию действий других государственных органов (по контролю за соблюдением запретов и ограничений на ввозимые товары) и их одновременное проведение[3].
По результатам проведенного таможенного контроля таможенный орган принимает окончательное решение о выпуске товаров. При этом следует указать, что проверка документов и сведений, а также разрешительных документов, которые оформляются другими государственными органами (органами санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля), по результатам проведенных контрольных действий является необходимой частью таможенного контроля.
Территориями зон таможенного контроля ограничены самостоятельные полномочия таможенных органов в отношении транспортных средств, на которых перевозятся товары, которые находятся под таможенным контролем. Органы внутренних дел, которые уполномочены в области обеспечения безопасности дорожного движения, при взаимодействии их с таможенными органами, осуществляют остановку транспортных средств в других местах.
В качестве объекта таможенного контроля выступает деятельность, подлежащая проверке (контролю) таможенными органами, а именно:
- перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также последующие операции с условно выпущенными товарами;
- деятельность в области таможенного дела;
- действия, предшествующие осуществлению операций по перемещению товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу (например, подача предварительной таможенной декларации; обращение в таможенный орган с заявлением о применении таможенных режимов переработки на (вне) таможенной территории;
- совершение операций с товарами и транспортными средствами, ввезенными в РФ с нарушением таможенных правил (например, оптовая или розничная торговля товарами, ввезёнными на таможенную территорию РФ с нарушением таможенных правил; приобретение товаров, ввезенных на таможенную территорию с нарушением таможенных правил).
Система анализа и управления рисками, на которой строится администрирование любого бизнес-процесса, заключается в определении приоритетных и ключевых направлений деятельности и соответствующего распределения имеющихся ресурсов. Сегодня, в соответствии со стандартами Конвенции Киото, управление рисками в таможенной службе – это базисный принцип современных методов таможенного контроля, который позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая при этом эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеторговой деятельности от излишнего бюрократического контроля.
Базовым международными нормами, определяющим принципы и основные направления деятельности таможенных органов в области управления рисками, являются стандартные правила главы 6 "Таможенный контроль" и других глав Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото).
Рекомендации к Главе 6 названной Конвенции раскрывают содержание основных терминов, используемых в стандартных правилах указанного международного документа.
Контроль, основанный на проведении аудита – меры, предпринимаемые таможенными органами для проверки точности и достоверности сведений, указанных в таможенных деклараций путем изучения бухгалтерских книг, счетов, систем бизнеса и все относящихся к делу коммерческих данных, имеющихся у того или иного лица или компании.
Нарушение таможенного законодательства – любое нарушение или предпринятое нарушение таможенного законодательства (Справочник таможенных терминов Всемирной Таможенной Организации).
Документ – любое физическое или электронное средство, разработанное как носитель и содержащее входящие данные.
Взаимное оказание содействия таможенными администрациями – действия таможенной администрации от имени или в сотрудничестве с другой таможенной администрацией для надлежащего применения таможенного законодательства и для предотвращения, расследования и борьбы с нарушениями таможенного законодательства.
Риск – потенциальное несоблюдение таможенного законодательства.
Анализ риска – систематическое использование имеющейся информации для определения того, насколько часто определенные риски могут возникать и размеры возможных последствий.
Область риска – те таможенные процедуры и категории международного передвижения, которые представляют риск.
Оценка риска – систематическое определение приоритетов управления риском путем оценки и сравнения уровня риска со стандартами, определенными предварительно, уровнем риска объекта и других критериев.
Индикаторы риска – определенные критерии, которые взятые вместе, служат в качестве практического инструмента для выбора и определения объекта передвижения для потенциального несоблюдения таможенного законодательства.
Управление риском – систематическое применение процедур управления и практики, которые предоставляют таможенному органу необходимую информацию для изучения передвижений или партий товаров, которые представляют риск.
Профиль риска – сочетание факторов риска, определенный предварительно и содержащийся в рамках обозначенных критериев выборочности, основанная на собранной информации, которая была проанализирована и классифицирована по определенным категориям.
Контроль, основанный на системах – меры по обеспечение того, что система клиента содержит методы проверок и меры контроля, необходимые для соблюдения таможенного законодательства.
Необходимо отметить, что понятие риск, ранее, не имея правового закрепления, использовалось в таможенных органах России. Указанный термин нашел свое отражение в названии и тексте приказа ГТК России от 08.05.2002 № 465 "Об утверждении Положения о критериях отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска". Однако, в то время, понятие "риск" было еще обособленным и не носило системного характера, так как не существовало основной идеи, концепции, связывающей его содержание с процессами управления рисками и, соответственно, не имела законченного правового смысла.
Объемы товарооборота XXI века многократно превышают возможности самых развитых, опытных и технически оснащенных таможенных служб мира и попытка осуществлять всеобъемлющий, тотальный контроль в отношении всех товаров, перемещаемых через границу, привела бы к параличу внешней торговли и, как следствие, к катастрофическим последствиям для мировой экономики.
Учитывая указанные обстоятельства таможенные службы, как правило, осуществляют таможенный контроль на основе принципа выборочности. Соответствующий принцип был закреплен и в правовых нормах Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года. При этом законодатель не установил конкретного правового механизма осуществления необходимой выборки объектов целенаправленного таможенного контроля. В частности, не были формализованы ни основания для выявления приоритетных областей таможенного контроля, ни порядок определения таких оснований. Указанные правовые пробелы были учтены в новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года, с учетом соответствующих положений стандартных правил Конвенции Киото.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются лишь теми формами таможенного контроля, которые достаточны для соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Данный принцип в полной мере соответствует стандартному правилу 6.2 названной Конвенции, согласно которому таможенные органы ограничиваются минимумом, необходимым для соблюдения таможенного законодательства.
Применение системы управления рисками в таможенной сфере отечественный законодатель связывает с возможностью решения таких задач, как предотвращение нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, характеризующихся:
Правовая природа системы управления рисками основывается на выявлении, а также систематизации и формализации признаков, обычно указывающих на вероятность совершения правонарушения. Перечень таких признаков может быть чрезвычайно широким. В него включаются любые показатели, которые, по мнению таможенных органов, обычно свидетельствуют о совершаемом правонарушении. Следует заметить, что до принятия Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 г. одним из основных инструментов должностного лица таможенного органа при осуществлении таможенного контроля была его интуиция и личный профессиональный опыт.
В развитие системы управления рисками был издан приказ № 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации".
Названная Концепция содержит основные понятия, применяемые системой управления рисками, ее элементы, основные задачи, принципы построения, а также, что немаловажно, цель и предпосылки ее разработки. Анализ данной Концепции показывает, что ее положения соответствуют положениям Конвенции Киото, идентичными являются и используемые определения.
Указанная Концепция определяет следующие основные задачи системы управления рисками:
Базовые принципы управления рисками, содержащиеся в Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации и принятых ФТС России в ее развитие нормативных актах, сформулированы следующим образом:
Основываясь на указанных принципах, система управления рисками предназначена обеспечить организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе принципа выборочности, что позволит таможенным органам:
Основные элементы системы управления рисками:
Итак, принципы управления рисками в таможенной деятельности закреплены законодательно, но на практике пока они не реализуются в полном объеме.
Важнейшим фактором, определяющим обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений, является полнота, оперативность (своевременность) и достоверность информации, которая используется для разработки и реализации мер по предотвращению и минимизации рисков. Таможенные органы должны иметь доступ к надежным, достоверным и актуальным источникам информации и уметь эти сведения оценивать. Максимальную достоверность и объективность получаемых результатов, а также принятие необходимых мер по предотвращению и минимизации рисков достигается путем качественного сочетания многих факторов:
Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения[4]:
При разработке и реализации мер необходимо учитывать:
Система управления рисками невозможна без отлаженной системы "обратной связи". Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков на постоянной основе осуществляется контроль применения соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам – их корректировка.
Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации определяет приоритетные направления деятельности таможенных органов по организации и осуществлению таможенного контроля в связи с предстоящим вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.
Внедрение системы управления рисками в таможенной службе России осуществляется в четыре этапа, каждый из которых характеризуется введением в действие новых нормативных актов, проведением соответствующих организационных мероприятий, основанных на использовании новых информационных и кадровых ресурсов.
Первый этап внедрения системы управления рисками – "Подготовительный". На этом этапе, в течение 2003 года были созданы предпосылки и заложен фундамент организации работ по созданию системы управления рисками. Организационно указанные вопросы были возложены на Главное управление организации таможенного контроля (ГУОТК) ФТС России в том числе и функция координации деятельности структурных подразделений ФТС России, РТУ и таможен на данном направлении работы. В указанном главке был создан отдел координации и применения системы управления рисками.
Второй этап – "Начальный" – 2004 год, закреплено методологическое обеспечение работы таможенных органов по внедрению системы управления рисками – введен в действие План-график первоочередных мероприятий по разработке и внедрению системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля в 2004 году.
Названный План-график Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации и решения коллегии ГТК России "О готовности таможенных органов РФ к работе в условиях введения в действие новой редакции Таможенного кодекса РФ". В мероприятиях Плана-графика были заложены основные направления деятельности таможенных органов, которые необходимо развивать для эффективного применения системы управления рисками в процессе таможенного контроля:
При этом, в основе мероприятий организационно-правового характера лежали разработка положения об отделе координации и применения системы управления рисками ГУОТК ФТС России и типовых положений координирующих подразделений РТУ и таможен, а также внесение изменений в положения о подразделениях ФТС России и соответствующие должностные инструкции в части прав, обязанностей и ответственности при применении системы управления рисками. Одновременно осуществлялись мероприятия направленные на:
Информационно-техническое обеспечение системы управления рисками строится на:
Третий этап внедрения системы управления рисками – "Совершенствование" – в таможенной службе России был начат в конце 2005 года. Его эффективность зависит от реализации мероприятий, предусмотренных Планом на 2005 год, утвержденным приказом ФТС России от 10.03.2005 № 180. Указанным Планом было предусмотрено три основных направления деятельности:
1. Организационные мероприятия – внесение изменений в типовые положения о подразделениях ФТС России, координирующих подразделений РТУ и таможен в части прав, обязанностей и ответственности при использовании системы управления рисками, а также с учетом особенностей, изложенных в технологии действий должностных лиц таможенных органов при применении указанной системы (приказ ФТС России от 03.12.2004 № 358 и Решение коллегии ФТС России 21.102004, утвержденное приказом ФТС России от 11.11.2004 № 261).
2. Технологические и методологические мероприятия, направленные на обеспечение должностных лиц технологическими схемами и методологией действий при осуществлении таможенного контроля в соответствии с системой управления рисками в таможенных органах России:
3. Мероприятия по информационно-техническому обеспечению направлены на модернизацию и внедрение программных средств, обеспечивающих автоматизацию деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками:
Четвертый этап внедрения системы управления рисками – "Торговая модель". Указанный этап был запланирован к реализации в 2008 году. Было запланировано ввести в действие Национальный центр системы управления рисками, возможно, по аналогии с действующими в других странах (Италия, Франция, США), соответствующий принципами построения и функционирования стандартам Всемирной торговой организации.
В функции ФТС России при применении СУР входит:
а) выработка методологии функционирования СУР;
б) организация информационного обмена с таможенными органами иностранных государств, федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, а также с субъектами внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами и их профессиональными объединениями (ассоциациями);
в) создание информационной системы для выявления и управления рисками на различных уровнях таможенной службы путем:
г) выработка методологии выявления рисков и управления ими, согласование целевых методик выявления рисков, разработанных РТУ и таможнями;
д) анализ таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, в том числе в разрезе регионов деятельности таможенных органов и субъектов ВЭД;
е) разработка общероссийских, региональных и зональных профилей рисков, в том числе срочных профилей рисков, а также обобщение, анализ и доведение до таможенных органов отдельных профилей рисков, проекты которых разработаны РТУ и таможнями;
ж) контроль исполнения таможенными органами общероссийских, региональных и зональных профилей рисков, анализ их эффективности, а по результатам анализа - их актуализация или отмена;
з) выработка предложений об изменении стратегии таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков, а также о совершенствовании технологий таможенного оформления и таможенного контроля;
и) разработка ориентировок, доведение их до таможенных органов, а также осуществление анализа их применения и актуальности;
к) организация на постоянной основе обучения должностных лиц РТУ и таможен методологии выявления рисков и управления ими.
Функции региональных таможенных управлений при применении
СУР:
а) анализ таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, таможенное оформление которых осуществляется в регионе деятельности РТУ, в том числе в разрезе регионов деятельности подчиненных таможенных органов и субъектов ВЭД, осуществляющих свою деятельность в регионе деятельности РТУ;
б) разработка проектов региональных и зональных профилей рисков, а также проектов ориентировок и доведение их до ФТС России;
в) контроль исполнения подчиненными таможенными органами профилей риска, разработанных ФТС России, самостоятельно и подчиненными таможнями, анализ их эффективности, а по результатам анализа – формирование и направление в ФТС России предложений по их актуализации и (или) отмене;
г) выдача заключений по таможенной стоимости в рамках специального порядка контроля таможенной стоимости в соответствии с порядком, установленным правовыми актами ФТС России;
д) осуществление таможенного контроля в случае выявления при таможенном контроле профилей рисков, содержащих указание подразделениям РТУ;
е) подготовка предложений по выявлению и управлению рисками с учетом особенностей региона деятельности РТУ и направление их в ФТС России;
ж) разработка и направление в ФТС России для согласования целевых методик выявления рисков;
з) разработка и направление в таможенные органы в регионе деятельности РТУ срочных профилей рисков и ориентировок, если это установлено правовым актом ФТС России для РТУ.
Функции таможен при применении СУР:
а) анализ таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, таможенное оформление которых осуществляется в регионе деятельности таможни, в том числе в разрезе регионов деятельности подчиненных таможенных постов (ОТОиТК таможни) и субъектов ВЭД, осуществляющих свою деятельность в регионе деятельности таможни;
б) разработка проектов зональных профилей рисков, срочных профилей рисков, а также проектов ориентировок и их доведение параллельно и одновременно до координирующих и структурных подразделений РТУ и ФТС России;
в) применение мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях риска;
г) контроль исполнения подчиненными таможенными постами (ОТОиТК таможни) мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков;
д) принятие решений по таможенной стоимости в рамках специального порядка контроля таможенной стоимости в соответствии с порядком, установленным правовыми актами ФТС России;
е) осуществление таможенного контроля в случае выявления при таможенном контроле профилей рисков, содержащих указание подразделениям таможни;
ж) проведение по направлениям деятельности анализа эффективности профилей рисков и ориентировок, разработанных ФТС России, РТУ и самостоятельно, а по результатам анализа - формирование и направление в ФТС России предложений по их актуализации и (или) отмене;
з) подготовка предложений по выявлению и управлению рисками с учетом особенностей региона деятельности таможни и направление их в РТУ и ФТС России;
и) направление в РТУ и ФТС России для утверждения целевых методик выявления рисков.
Функции таможенных постов (ОТОиТК таможен) при применении СУР:
а) применение мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях риска;
б) использование метода сверки сведений о товарах и транспортных средствах, содержащихся в таможенных документах и их электронных копиях, с соответствующими сведениями, содержащимися в дополнительных источниках (электронное уведомление о направлении товаров, данные экспортной или таможенной декларации иностранного государства и т.д.);
в) применение мер по минимизации рисков, которые могут применяться таможенным постом (ОТОиТК таможни) по собственному решению;
г) фиксация результатов применения мер по минимизации рисков в соответствии с порядком, установленным правовыми актами ФТС России, а также в электронном виде с последующим их доведением до таможни, РТУ и ФТС России;
д) выработка предложений о необходимости формирования проекта зонального профиля риска, срочного профиля риска, ориентировки, и доведение их до координирующего подразделения таможни, а при необходимости и до соответствующих структурных подразделений таможни;
е) подготовка предложений по выявлению и управлению рисками с учетом особенностей региона деятельности таможенного поста (ОТОиТК таможни) и направление их в таможню.
В целях организации применения СУР уполномоченные должностные лица координирующих и структурных подразделений ФТС России, РТУ и таможен с учетом направления деятельности конкретных структурных подразделений осуществляют деятельность по следующей схеме:
а) организация мероприятий по сбору и представлению в таможенные органы информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также о субъектах ВЭД;
б) сбор и обработка информации, полученной из различных источников, а также формирование и ведение информационных баз данных;
в) методическое руководство по вопросам анализа данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценке, формированию профилей риска, а также их проектов;
г) выявление и анализ признаков возможных нарушений таможенного законодательства (рисков);
д) выработка по результатам анализа предложений по применению мер по минимизации рисков, исходя из системы мер оценки рисков;
е) разработка проектов профилей риска (ориентировок) и подготовка согласованных с координирующим подразделением таможенного органа предложений в виде пояснительной записки к проекту профиля риска (ориентировки);
ж) прогнозирование результатов и возможных последствий планируемых мер;
з) формирование проектов профилей риска и подготовку согласованных со структурными и координирующим подразделениями предложений о направлении профилей рисков в таможенные органы;
и) организация мероприятий по доведению профилей рисков и ориентировок в электронном виде до таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление товаров (только координирующее подразделение ФТС России, ГНИВЦ ФТС России и РТУ (в части срочных профилей риска), если это установлено правовым актом ФТС России);
к) контроль применения таможенными постами (ОТОиТК таможни) мер по минимизации рисков;
л) проведение анализа эффективности мер по минимизации риска, содержащихся в профилях риска, а по его результатам - выработка предложений об отмене конкретных профилей риска, либо об их актуализации;
м) подготовка предложений руководству ФТС России об изменении стратегии таможенного контроля, а также о внесении изменений (дополнений) в действующие правовые акты ФТС России или об издании новых, направленных на совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля;
н) внесение предложений руководству ФТС России о необходимости внедрения новых и совершенствования уже используемых информационных технологий;
о) оценка эффективности целевых методик выявления рисков;
п) согласование целевых методик выявления рисков и доведение их для использования в работе до всех таможенных органов (только координирующее подразделение ФТС России).
Основные проблемы, связанные с применением СУР, следующие:
1. Глобальные, общесистемные.
- не завершена работа по переизданию актов ФТС России, РТУ и таможен, предусматривающих применение форм таможенного контроля и иных мер по минимизации рисков, в форме профилей риска;
- не подготовлены и не разрабатываются целевые методики выявления рисков;
- не налажен достаточный уровень взаимодействия между подразделениями ФТС России при рассмотрении проектов профилей риска;
- не выполнены своевременно мероприятия, касающиеся информационно-технической составляющей;
- не завершена работа по оснащению таможенных постов программным обеспечением, необходимым для выявления рисков, а также таможен и РТУ программным средством формирования и направления в ФТС России проектов профилей риска.
Здесь можно добавить, что в будущем планируется создание оперативного центра, куда по каналам электронной связь будет передаваться вся информация о товарах. В центре она будет анализироваться, обрабатываться а подготовленные на ее основе рекомендации и профили риска в кратчайшие сроки будут передаваться во все таможенные органы. Однако проект этот чрезвычайно дорогостоящий, на создание подобного центра в США, к примеру, было затрачено около 20 миллионов долларов.
2. Проблемы непосредственного применения СУР при таможенном контроле товаров, оформляемых в режиме для внутреннего потребления
Данные проблемы вытекают из общесистемных недостатков и их решения станет возможным только после того, как эти недостатки будут устранены в их глобальном виде.
И основная проблема в недостаточном информационно-техническом оснащении таможенных органов.
В связи с тем, в настоящее время деятельность по минимизации рисков строится путем издания профилей рисков в виде нормативных правовых актов ФТС России, то есть профили риска доводятся до таможенных органов в бумажном виде, то возникают определенные трудности, связанные за контролем над всеми областями и индикаторами рисков.
Как уже отмечалось профилей рисков издано уже более 150. Издаются они, как тоже уже говорилось, в виде писем и приказов ФТС с грифом «для служебного пользования». То есть все эти документы хранятся в отдельной папке и в опечатанном сейфе. Копии с них делать нельзя, можно только, с разрешения начальника таможенного поста, либо лица его замещающего, посмотреть. Таким образом, должностным лицам таможенного поста, ответственным за проведение документального контроля нужно либо помнить все индикаторы всех профилей рисков, либо делать себе какую-то «шпаргалку», где будут записаны все ключевые параметры действующих профилей. Кроме этого часть профилей заканчивают срок действия, часть отменяются, другие наоборот продляются и все это надо отследить, не забыть. Программно профили риска выявляются не все, так как некоторые профили риска не подлежат формализации, а некоторые просто не формализовывались, а электронных образов профилей рисков пока нет. Тут следует отметить, что отдел по применению системы управления рисками регулярно доводит до таможенных постов таблицу, в которой в кратком виде отражена вся информация по всем изданным профилям рисков. Это несколько облегчает задачу контроля. Но, тем не менее, вероятность что-то проглядеть и не среагировать, остается.
Применяемые ранее меры таможенного контроля «сплошного» характера были, конечно же, в первую очередь, направлены на недобросовестных участников ВЭД, однако на практике они зачастую затрагивали интересы добросовестных участников. А качество осуществления таможенных формальностей, как известно, играет ключевую роль в международной торговле. Поэтому эффективная работа таможенных органов, отсутствие неоправданных потерь времени и материальных ресурсов, снижение совокупных трансакционных издержек в ходе осуществления таможенного контроля в немалой степени определяют характер и итоги внешней торговли и являются одной из главных причин успеха внешнеэкономической операции. В связи с этим, одна из рекомендаций Всемирной таможенной организации прямо направлена на такое развитие таможенных операций и таможенных органов в целом: «Таможенные власти должны безотлагательно рассмотреть существующую практику и создать программу реформ неэффективных или устаревших методов и правил»[5]. Это также явилось одним из оснований для запуска нового витка в процессе институционализации таможенной службы России.
Одним из направлений развития таможенных органов является внедрение в практику таможенных органов и дальнейшее развитие системы управления рисками, целью которой является повышение уровня таможенного администрирования и качества предоставляемых услуг, посредством устранения неэффективных институтов, мер и таможенных технологий, а также определения необходимых и достаточных действий сотрудников таможенных органов и принимаемых ими решений по контролю за соблюдением участниками ВЭД таможенного законодательства. Сегодня СУР – достаточно молодой институт таможенного дела России, являющийся сформировавшимся мировым стандартом, и обязательным требованием, которое необходимо соблюдать при полноценной интеграции в мировое экономическое пространство.
В новых институциональных условиях создание эффективной СУР и ее развитие является необходимым и обязательным требованием реформирования таможенной службы с целью эффективного выполнения поставленных задач. При этом предполагаемая цель импорта и развития данного института заключается в повышении как внешней эффективности таможенной службы как института (снижение трансакционных издержек участников ВЭД и государства), так и ее внутренней эффективности (снижение внутриорганизационных трансакционных издержек). Поэтому внедрение в практику таможенных органов и дальнейшее развитие системы управления рисками в новых институциональных условиях считаем приоритетным направлением развития таможенных органов.
С точки зрения институционализации деятельности должностных лиц таможенных органов, внедрение и использование СУР в таможенных органах позволяет дать каждому инспектору конкретный ролевой сценарий действия, чтобы он не задумывался о том, что ему нужно делать в случае возникновения той или ситуации[6]. Иными словами, инспектору даются указания о правилах и порядке применении заранее определенного комплекса мер по конкретной товарной партии. Таким образом, с одной стороны до инспектора доводятся меры борьбы с определенными нарушениями таможенного законодательства, разработанные на базе всех накопленных знаний таможенной службы, а с другой – предотвращается превышение им своих должностных полномочий и исключаются возможности проявления коррупционных явлений[7].
Отметим положительные результаты внедрения СУР в таможенных органах России: за относительно короткий период – постепенно происходит позитивная адаптация указанного института к российской институциональной среде, то есть СУР начинает выполнять те же функции, что и в институциональной среде, откуда она была заимствована (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Динамика показателей эффективности применения СУР в России
Подтверждением эффективности функционирования и существования возможности реализации высокого институционального потенциала СУР в российской среде является стабильное улучшение показателей деятельности таможенных органов при таможенном оформлении за последние годы.
Внедрение и эффективное функционирование СУР позволяет таможенным органам постепенно сокращать количество досмотров при ввозе товаров и время оформления в пунктах пропуска. В 2006 году этот показатель составлял 25 минут, в 2008 году - 10 минут. За весь период институционализации таможенной службы России значительно снизилось значение такого показателя как время таможенного оформления при декларировании. Снижение указанных показателей влечет уменьшение трансакционных издержек участников ВЭД, а, следовательно, повышается эффективность таможенной службы как государственного института.
Заключение
В процессе исследования было выяснено, что в настоящее время в связи с тем, что не все риски нарушения таможенного законодательства формализованы и методики выявления рисков не приспособлены полноценно обрабатывать весь объем информации для выявления нарушений в автоматизированной форме, на должностном лице таможенного органа лежит огромная ответственность за принимаемые решения по осуществлению мер таможенного контроля и применение мер по минимизации рисков; об этом, в частности, свидетельствует, что наибольшее применение имеет «интуитивный» профиль риска, то есть рассчитанный на уровень компетенции и высокой профессиональной грамотности должностного лица. Соответственно, необходимо установление высоких стандартов и постоянное повышение квалификации лиц, работающих с рисками, производящих анализ информации, разрабатывающих целевые методики их выявления.
Эффективность мер по минимизации рисков, безусловно, повышается с каждым годом и с каждым шагом в развитии концепции, но все же далека от желаемых показателей.
В курсовой работе был изучен порядок взаимодействия по работе с рисками, структура работы системы управления рисками и место целевых методик их выявления в системе. По направлениям деятельности соответствующих подразделений необходимо налаживание международных контактов с целью установления оперативного обмена информацией, используемой при разработке целевых методик и выявлении рисков. Необходимо произвести переоценку существующих мер минимизации рисков с учетом специфики применения технических и программных средств в конкретном таможенном органе, влияния человеческого фактора, расположение таможенных органов и их материально-техническую оснащенность.
На уровне всей таможенной службы рассмотрена история внедрения, развития и совершенствования системы управления рисками. Изучены существующие проблемы внедрения составных компонентов системы, такие как электронное декларирование, предварительное информирование и приведены показатели состояния системы на настоящий момент времени. Необходимо ускоренными темпами включение таможенной службы России в общеевропейскую систему транзита и международного обмена данными по грузоперевозкам. Важно наладить полноценный обмен информацией в электронной форме между таможней и околотаможенными структурами, в частности таможенными брокерами, являющимися гарантом безопасности для таможни. Необходимо смоделировать и произвести оценку эффективности реализации решения по учреждению ведомственного центра по работе с рисками аналогичного службам других стран, располагающего современными технологиями обработки и анализа информации, составления автоматизированных методик выявления рисков и, в случае оправданности, направить ресурсы на создание и оснащение соответствующего подразделения.
Работу с рисками необходимо перевести на качественно новый уровень, эффективно используя систему обратной связи, постоянно производя оценку эффективности и корректировку развития системы.
На основании анализа текущего состояния работы системы таможенного администрирования в новом для себя электронно-информационном поле, можно заключить о правильности управленческих решений и положительной динамике развития всей системы в целом на основе современных подходов. Но пройдут долгие годы повсеместного внедрение системы, ее отладки, адаптации к конкретным условиям работы перед тем как можно будет констатировать эффективность ее полноценного и надлежащего функционирования.
Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации определяет приоритетные направления деятельности таможенных органов по организации и осуществлению таможенного контроля в связи с предстоящим вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.
Список использованных источников
Нормативные документы
Специальная литература
[1] Ноздрачев А. Ф. Таможенное право. М., 2011. С. 128.
[2] Ноздрачев А. Ф. Таможенное право. М., 2011. С. 135.
[3] Завражных М. Л. Таможенное право России. М., 2010. С. 47.
[4] Дианова В.Ю., Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг.- М.: РИО РТА, 2005. – С.122.
[5] Лозбенко Л.А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности: монография. – М.: РИО РТА ГТК РФ, 2008. С. 174
[6] Это положение, по мнению начальника отдела Главного управления таможенного контроля ФТС России С. Гречишникова, в первую очередь обусловлено разнородностью кадрового состава в таможенных органах.
[7] СУР: проверка практикой//Таможня. - № 3. - 2006. - С. 18.