Контрольная работа по административному праву (вар. 6)


Задание 1

Студентка обратилась к профессору за консультацией по следующим вопросам.

- является ли необходимым государственное лицензирование образовательной, нотариальной, аудиторской деятельности или достаточно введения профессионального контроля за ее осуществлением со стороны самоуправляемых организаций, созданных по типу нотариальных палат;

- верно ли утверждение, что отзыв, аннулирование, приостановление действия лицензии являются административными взысканиями?

Дайте правильные ответы, ссылаясь на нормативные правовые акты. (ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001г.)

Ответ

Государственное лицензирование образовательной деятельности проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277 г. Москва "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" и Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Для образовательной деятельности лицензирование является обязательным.

С 1 января 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ.

Принятие нового Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обусловлено переходом от лицензирования указанной деятельности к саморегулированию в этой области и направлено на законодательное обеспечение существенного снижения административного вмешательства в аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения избыточных функций по регулированию аудиторской деятельности, создание механизмов профессионального и общественного надзора за деятельностью аудиторов. Лицензирование аудиторской деятельности было отменено с 1 января 2010 года. Одновременно было введено обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов. На эти организации были возложены функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышению квалификации аудиторов и контролю качества работы аудиторов и аудиторских организаций. Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном в настоящее время сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ.

Нотариальная деятельность подлежит лицензированию на основании Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года № 4462-1 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (ст.2) и Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4462-1 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Административный регламент исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности утвержден приказом Минюста России от 16.07.2007 №149.

В КОАП РФ существует статья 3.12. Административное приостановление деятельности, в которой сказано, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности.

Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии регулируется ст. 13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

 Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата. Такое уведомление лицензиат может направить в форме электронного документа.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Отзыв, аннулирование, приостановление действия лицензии НЕ являются административными взысканиями

Задание 2

Заполните карту сравнительного анализа.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы — перечень наименований должностей во всех органах государственной власти и государственных органах Российской Федерации.

Действующий Реестр утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». Должности в нем распределены по органам государственной власти и государственным органам, 4 категориям должностей (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты) и 5 группам должностей (высшая, главная, ведущая, старшая, младшая).

В каждом субъекте Российской Федерации утверждаются свои реестры должностей государственной гражданской службы соответствующего субъекта Российской Федерации.

Поэтому заменяем в таблице категории А, Б и В категориями руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты.

Признаки

Лицо, замещающее государственную должность

руководители

помощники (советники)

специалисты

обеспечив-е специалисты

Нормативная основа

Ст.22 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации"

Способ замещения должности

Назначение, назначение Президентом РФ

Назначение, резерв

Конкурс, резерв

Конкурс, резерв

Характер служебных обязанностей и прав

должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий

должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей

должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий

должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий

Срок замещения должности

Бессрочно, сроком от 1 до 5 лет

Бессрочно, сроком от 1 до 5 лет

Бессрочно, сроком от 1 до 5 лет

Бессрочно, сроком от 1 до 5 лет

Задача 1.

Прокурор области внес представление главному государственному санитарному врачу области Грязнову о необходимости отменить свой приказ о назначении начальником отдела районного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора сына Грязнова, поскольку это противоречит законодательству о государственной службе. Кроме того, Грязнов-младший до этого назначения не работал на государственной службе, а значит, не имеет стажа и опыта работы.

Грязнов-старший в ответе прокурору пояснил, что его сын не является государственным служащим, поскольку работает в государственном учреждении, а не в государственном органе, и его должность не включена в реестр государственных должностей государственной службы. Следовательно, установленные законодательством о государственной службе ограничения на него не распространяются.

Заместитель Генерального прокурора внес представление министру здравоохранения РФ о лишении Грязнова-старшего квалификационного разряда государственного советника РФ 3-го класса за нарушение законодательства о государственной службе.

Дайте юридический анализ ситуации. Если Грязнов и его сын являются государственными служащими, то к какой группе государственных должностей относятся замещаемые ими должности, кто и какие квалификационные разряды им должен присвоить? Какие квалификационные требования предъявляются к данным государственным должностям? Возможно ли лишение Грязнова-старшего квалификационного разряда?

Ответ:

Грязнов-старший и Грязнов-младший являются государственными гражданскими служащими и относятся к группе должностей – руководители (ст.9 ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") – это должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

К данным должностям в соответствии с Приказом Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) от 8 июля 2009 г. N 500 г. Москва "О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федерального медико-биологического агентства" предъявляются следующие квалификационные требования для категории "руководители", высшая группа должностей гражданской службы:

Знания: Конституции Российской Федерации; федеральных законов применительно к исполнению своих должностных обязанностей; конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению своих должностных обязанностей; указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих сферу здравоохранения; основ экономики, организации труда, производства и управления в условиях рыночных отношений, методов проведения международных переговоров, заключения международных контрактов, передового отечественного и зарубежного опыта в области государственного управления; методов управления аппаратом государственного органа; правил делового этикета; правил внутреннего трудового распорядка, порядка работы со служебной информацией; правил медицинской этики и деонтологии; организации здравоохранения.

Навыки: лидера; умения работать с людьми, вести деловые переговоры; владения приемами межличностных отношений и мотивации подчиненных; стимулирования достижения результатов; умения управлять временем; умения контролировать и анализировать; владения конструктивной критикой; владения красноречием; владения способностями подготовки делового письма; умения внимательно слушать коллег; правильно подбирать сотрудников; умения эффективно и последовательно организовать работы по взаимосвязям с другими ведомствами, организациями, государственными органами, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, государственными и муниципальными служащими, населением; умения создавать команду и правильно использовать синергетический эффект от командной работы; умения создавать эффективные взаимоотношения в коллективе (психологический климат); делегирования полномочий подчиненным; умения поучать и наставлять сотрудников и партнеров; умения приказывать, быть требовательным, энергичным, настойчивым; умения помогать в работе; умения принимать советы подчиненных и других коллег по работе; быть способным признавать свою неправоту; умения ставить перед подчиненными достижимые задачи; умения подчинять тактические цели стратегическим; умения разрабатывать план конкретных действий; умения оперативно принимать и реализовать решения; умения адаптировать к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем; умения видеть, поддерживать и применять новое, передовое; умения советоваться с коллективом; умения управления проектами; владения компьютерной и другой оргтехникой, а также необходимым программным обеспечением; умения систематически повышать свою квалификацию; умения не допускать личностных конфликтов с подчиненными сотрудниками, коллегами и вышестоящими органами; умения эффективно сотрудничать, иметь склонность к кооперации, гибкости и компромиссам при решении проблем в конфликтных ситуациях; быть ответственным по отношению к людям; быть отзывчивым; быть всегда дружелюбным.

В Указе Президента РФ от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлены следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения: высших должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности.

Таким образом, с учетом того, что Грязнов-младший не имеет стажа работы – должность он занимает незаконно.

Лишение Грязнова-старшего квалификационного разряда возможно только по решению суда.

Задача 2

Капитан милиции Петров и его друг майор Российской Армии Конюхов были задержаны работниками охотинспекции, так как в их машине был обнаружен убитый кабан. Лицензии на отстрел кабана у них не было. Начальник районного отделения охотинспекции подверг обоих административному наказанию в виде штрафа с конфискацией находящихся в их личной собственности ружей. Как вы оцениваете действия должностного лица охотинспекции? (КоАП РФ).

Решение

Административное наказание — мера административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Административные наказания в России налагаются на граждан, должностных и юридических лиц в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и административными законами субъектов РФ.

Содержание административного наказания определяется его целями, и согласно КоАП, применяется в целях предупреждения совершения административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В КоАП РФ ч.1 ст. 3.2. «Виды административных наказаний» содержится исчерпывающий перечень административных наказаний:

  1. Предупреждение — выносится в письменной форме и выражается в официальном порицании физического или юридического лица (устное предупреждение не является наказанием и является только рекомендацией);
  2. Административный штраф — денежное взыскание в определённых размерах в пользу государства;
  3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета правонарушения — принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию;
  4. Конфискация орудия совершения или предмета правонарушения — принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Назначается судьей;
  5. Лишение специального права — лишение лица ранее предоставленного ему специального права (охоты, управления транспортным средством);
  6. Административный арест — содержание нарушителя в условиях изоляции от общества (применяется в исключительных случаях, назначается судьей);
  7. Административное выдворение за пределы РФ лиц без гражданства и иностранных граждан;
  8. Дисквалификация — лишение права занимать определенные должности в органах юридических лиц;
  9. Административное приостановление деятельности — временное прекращение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, устанавливается на срок до 90 суток. Важно не путать этот пункт с приостановлением деятельности как меры производства (до 5 суток).

В соответствии со ст.32.2 административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 32.4 исполнение постановления о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов - органами внутренних дел.

Реализация возмездно изъятых или конфискованных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, действия должностного лица охотинспекции незаконны.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. – 2001. – 31 декабря.
  2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 // Российская газета. – 1993. – 13 марта.
  3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Российская газета. – 2001. – 10 августа.
  4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Российская газета. – 2004. – 31 июля.
  5. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим" // Российская газета. – 2005. – 3 февраля.
  6. Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" // СЗ РФ. – 2005. - №40. – Ст.4017.
  7. Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" // Российская газета. – 2006. – 12 января.
  8. Аверина Е.А. Административное право России. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 343 с.
  9. Административное право Российской Федерации. / Чернявский А.Г., Габричидзе Б.Н. – М., 2010. – 658 с.
  10. Козлов Ю.М. Административное право. – М.: Юрист, 2009. – 695 с.
  11. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. M.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 2008. — 280 с.
  12. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. – М.: Тихомиров М.Ю., 2009. – 696 с.
  13. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ