Правовая охрана семьи как одна из главных забот государства


В современной России охрана семьи и ее прав провозглашена на конституционном уровне одной из важнейших задач общества и государства. Наше государство признает ценность института семьи, считая ее основой материальной, психологической, воспитательной и других сторон жизни человека. Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации[1] материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Существенное влияние на охрану семьи оказывают международные правовые акты, фиксирующие позицию мирового сообщества по отношению к семье.

Вместе с тем современная семья подвергается мощным разрушительным явлениям и нуждается в еще большей охране и поддержке, включая защиту от преступных посягательств. Это особенно важно на фоне увеличения числа преступлений против семьи.

Семья - это важная и значимая часть общества. В соответствии с п. 3 ст. 16 Всеобщей декларацией прав человека «семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства»[2].

В п. 1 ст. 7 Конвенции ООН «О правах ребенка» закреплено право ребенка, насколько это возможно, знать своих родителей и право на их заботу. Необходимость защиты семейных связей следует и из ст. 38 Конституции РФ, объявляющей семью находящейся под охраной государства[3]. Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет право мужчины и женщины на вступление в брак с целью создания семьи, за ребенком признается право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ). По мнению О. Ю. Ильиной, «семья является уникальным социально-правовым институтом. Именно в семье закладываются основы социализации личности; обладая семейно-правовым статусом, лицо вправе рассчитывать на защиту со стороны государства»[4]. Задачи охраны семьи входят в число приоритетных для государства, цель которого — стабильность и процветание. Очевидно, что следует разрабатывать различные направления по укреплению и защите семьи — это социально-культурные программы, финансовая поддержка, мероприятия по профилактике преступлений против семьи и совершенствование нормативно-правовой базы в этой области.

Семья выполняет ряд специфических социальных функций: репродуктивную (продолжение рода); воспитания детей или социализации личности; хозяйственно-экономическую; рекреативную (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха); регулятивную (общественный контроль); коммуникативную (общение). Некоторые исследователи выделяют и другие функции семьи. Так, например, функция защиты предполагает: 1) защиту личности самой семьей; 2) защиту членов семьи (особенно детей) от других членов семьи.

Важность охраны семьи подчеркивается выделением преступлений против семьи и несовершеннолетних в отдельную главу 20 УК РФ[5].

Уголовное законодательство многих зарубежных стран также выделяет преступления против семейных отношений. Например, в уголовном кодексе Болгарии[6] существует специально выделенная глава (гл. 4), которая называется «Преступления против брака, семьи и молодежи». В уголовном кодексе Дании[7] присутствует отдельная глава 23 «Преступления против семейных отношений». В уголовном кодексе Польши[8] рассматриваемым преступлениям выделена глава 16 «Преступления против семьи и опеки». УК Швеции[9] содержит главу 7, которая называется «О преступлениях против семьи». УК Швейцарии[10] содержит раздел 6, который называется «Преступления и проступки против семьи». В уголовном кодексе Австрии[11] преступлениям против семьи посвящен целый девятый раздел, который называется «Преступные деяния против брака и семьи».

В России разные авторы относят различные деяния к преступлениям против семьи. Мы разделяем позицию тех юристов, которые относят статьи 153,154,155,157 УК РФ к преступлениям против семьи.

Анализ статистических данных о преступлениях против семьи представляет следующую картину: по ст. 153 УК РФ в 2007 году в Российской Федерации было зарегистрировано 1 преступление, с 2008 по 2010-й — ни одного преступления, в 2011 г. — 1 преступление; по ст. 154 УК РФ с 2007 по 2011 г. было зарегистрировано 2 преступления (по одному в 2009 и 2011 гг.); по ст. 155 УК РФ в 2007 было зарегистрировано 7 преступлений, в 2008 — 3 преступления, в 2009 — 20 преступлений, в 2010 — 12 преступлений, в 2011 — 9 преступлений; по ст. 156 в 2007 было зарегистрировано 5778 преступлений, в 2008 — 6243 преступлений, в 2009 — 65 620 преступлений, в 2010 — 5998 преступлений, в 2011 — 4120 преступлений; по ст. 157 УК РФ в 2007 было зарегистрировано 25 467 преступлений, в 2008 — 48 319 преступлений, в 2009 — 50 320 преступлений, в 2010 — 54 191 преступлений, в 2011 — 66 073 преступлений, в 2012 — 70 151 преступлений[12]. Однако, анализируя статистические данные о преступлениях против семьи и сравнивая их с данными, полученными в ходе опроса граждан, анкетирования и интервьюирования сотрудников правоохранительных органов, информацией, полученной другими учеными, приходится констатировать, что существует высокая латентность преступлений против семьи.

С. Р. Абрамова отмечает, что в период 1995–1996 гг. отмечено резкое увеличение количества случаев подмены детей[13]. В 1995–1996 гг. зарегистрировано 32 случая подмены ребенка, причем 22 из них приходится на 1996 г. По данным ГИАЦ МВД России, в период с 1996 по 2003 г. зарегистрировано 231 преступление по торговле несовершеннолетними, а в период с 2004 по 2007 г. — 287 преступлений, связанных с торговлей людьми, в числе которых торговля несовершеннолетними. С 2003 г. статистика по торговле несовершеннолетними отдельной статьей не выделяется. Однако по оценкам специалистов около 1/3 жертв торговли людьми составляют несовершеннолетние[14]. С 1996 по 2007 г. зарегистрировано 48 случаев незаконного усыновления и 46 случаев подмены ребенка[15].

Неотъемлемыми последствиями латентности преступности являются:

- искажение представления о фактическом состоянии, уровне, структуре, динамике преступности, о величине и характере ущерба, причиненного обществу преступными деяниями в сфере преступлений против семьи;

- препятствия реализации принципа неотвратимости ответственности за совершенные преступления;

- рост преступности;

- снижение достоверности прогнозов преступности, затрудняющее определение основных направлений борьбы с ней;

- снижение авторитета правоохранительных органов;

- снижение активности граждан в противодействии преступлениям.

В латентной преступности обычно выделяются два вида: скрытая преступность, не выявленная правоохранительными органами в силу специфики самих преступлений, отношения к содеянному со стороны потерпевшего и иных обстоятельств; скрываемая преступность, не нашедшая отражения в статистических учетах в результате неправомерных действий должностных лиц правоохранительных органов. Иногда эти виды латентности определяют как естественную и искусственную. Если в первом случае акцент делается на нежелании потерпевшего или иных лиц, которым известно о преступлении, сообщить об этом компетентным органам, то во втором — на стремлении некоторых должностных лиц правоохранительных органов приукрасить положение дел в борьбе с преступностью.

Наиболее существенными факторами, обусловливающими существование естественной латентной преступности в сфере преступлений против семьи, являются:

- особые взаимоотношения потерпевшего либо свидетелей с преступником (родственные связи, соседские взаимоотношения, зависимость по службе) — например, в преступлениях по подмене ребенка у свидетелей возникает зависимость по службе; в преступлениях по незаконному усыновлению или по неисполнению обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего у свидетелей возникают соседские взаимоотношения, а у потерпевшего (ребенка) — родственные взаимоотношения; при злостном уклонении от уплаты алиментов у свидетелей могут быть и родственные, и соседские взаимоотношения;

- сложный, замаскированный характер преступных деяний, затрудняющий установление правоохранительными органами самого факта совершения преступления.

Наличие латентной преступности дает искаженную картину и, успокоив криминалистов, не заставляет их обращать внимание в своих исследованиях на ту или иную категорию уголовных дел.

Помимо того, что эти преступления весьма распространены, их совершение связано с пагубными последствиями, нацеленными на разрушение семьи. Эти преступления могут быть связаны с более тяжкими преступлениями, например, в своих работах А. С. Абрамова связывает преступления подмены ребенка с торговлей несовершеннолетними (прим. автора — сейчас действует статья 127 УК РФ — Торговля людьми).[16]

 Поэтому мы не сомневаемся, что преступления против семьи, предусмотренные ст. 153–157 УК РФ, нуждаются в усилении правовой охраны.

Поэтому необходимо рассмотреть преступления против семьи в рамках единого объекта криминалистического исследования.

Во-первых, статьи 153, 154, 155, 156 УК РФ подразумевают единый непосредственный объект посягательства — интересы семьи.

Во-вторых, изучение этих преступлений в рамках единого исследования оправдано еще и тем, что для их анализа, кроме уголовного и уголовно-процессуального права, требуется глубокая проработка семейного права. Это дает возможность использовать научный инструментарий, подходящий для изучения преступлений против семьи.

В-третьих, по нашему убеждению, все составы преступлений против семьи должны быть обеспечены криминалистическими рекомендациями тактико-методического характера. Анализ криминалистической литературы убеждает, что практически нет разработок, нацеленных на эффективное расследование преступлений, предусмотренных статьями 153, 154, 155, 156, 157 УК РФ.

В-четвертых, в организационном плане при расследовании этих преступлений требуется тесное взаимодействие с органами опеки и попечительства, здравоохранения и образования.

В-пятых, требуется криминалистический анализ взаимосвязи отдельных групп преступлений против семьи между собой.

В-шестых, уголовно-релевантная информация, нуждающаяся в проверке, характерна сразу для нескольких составов. Научные разработки таких понятий, как алгоритм, методика, пригодны для различных составов преступлений.

Литература

  1. Всеобщая декларация прав человека. Утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. № 4. Ст. 445.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 25 ноября 2013 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  4. Уголовный кодекс Республики Болгария. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.
  5. Уголовный кодекс Дании. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.
  6. Уголовный кодекс Республики Польша. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.
  7. Уголовный кодекс Швеции. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.
  8. Уголовный кодекс Швейцарии. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.
  9. Уголовный кодекс Австрии. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.
  10. Абрамова С. Р. Методика расследования торговли несовершеннолетними, подмены ребенка и незаконного усыновления: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2009.
  11. Ильина О. Ю. Проблемы интереса в семейном праве Российской Федерации. М.: Городец, 2007.
  12. Торговля людьми в Калининградской области: постановка проблемы, противодействие, профилактика / Международная организация по миграции (отв. ред. Т. С. Волчецкая). Вильнюс, 2007.
  13. Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда: комментарий. М.: БЕК, 2000.
  14. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации: http://www.genproc.gov.ru.

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

[2]Всеобщая декларация прав человека. Утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

[3]Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда: комментарий. М.: БЕК, 2000.

[4]Ильина О. Ю. Проблемы интереса в семейном праве Российской Федерации. М.: Городец, 2007. С. 9.

[5] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 25 ноября 2013 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

[6]Уголовный кодекс Республики Болгария. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. 298 с.

[7]Уголовный кодекс Дании. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 230 

[8]Уголовный кодекс Республики Польша. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С.234 

[9]Уголовный кодекс Швеции. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.С.320

[10]Уголовный кодекс Швейцарии. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С.350

[11]Уголовный кодекс Австрии. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С.52 с.

[12]Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации : http://www.genproc.gov.ru (дата последнего обращения – 20.12.2013)

[13]Абрамова С. Р. Методика расследования торговли несовершеннолетними, подмены ребенка и незаконного усыновления : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С.14.

[14]Торговля людьми в Калининградской области: постановка проблемы, противодействие, профилактика / Международная организация по миграции (отв. ред. Т. С. Волчецкая). Вильнюс, 2007. С. 78.

[15]Данные ГИАЦ МВД РФ.

[16]Абрамова С. Р. Методика расследования торговли несовершеннолетними, подмены ребенка и незаконного усыновления : дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2009.