Объекты государственного регулирования. Субъекты государственного регулирования: носители хозяйственных интересов; выразители хозяйственных интересов; исполнители экономической государственной политики.
Как и в любой управленческой системе, в государственном регулировании экономики необходимо выделять объекты управления, т. е. то, на что направлены государственная экономическая деятельность и политика, и субъекты управления, т. е. структуры, лица, которые их осуществляют. Государство в силу его специфических функций объединяет в себе оба эти понятия.
На большинстве уровней управления можно выделить несколько блоков объектов государственного регулирования. Такое деление носит условный характер.
Первый блок - это макроэкономические объекты ГРЭ:
- экономический цикл;
- структура национального хозяйства (прежде всего секторальная или отраслевая);
- региональная политика;
- инвестиционный климат;
- цены и ценообразование;
- антиинфляционная политика;
- научно-техническая и инновационная политика;
- государственный сектор;
- предпринимательство;
- антимонопольная политика;
- теневая экономика.
Второй блок включает денежно-финансовые объекты:
- денежно-финансовое обращение;
- условия сохранения и накопления капитала;
- налоги и налогообложение;
- государственный внешний и внутренний долг;
- платежно-торговый баланс страны;
- экспортно-импортные операции.
Третий блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы:
- занятость, безработица, миграционные процессы;
- социальная защита и социальное обеспечение;
- образование, в том числе для государственной службы;
- здравоохранение;
- охрана окружающей среды.
При переходе к рынку в России остро стояла и сейчас стоит задача создания класса эффективных собственников, поэтому такие объекты государственного регулирования, как структура собственности, разгосударствление, демонополизация, должны находиться под пристальным вниманием государства.
Субъектами государственного регулирования являются законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. В Российской Федерации к ним относятся:
- Президент РФ;
- Федеральное Собрание - парламент;
- Правительство РФ;
- Конституционный суд РФ;
- Региональные органы власти.
Изменение функций и объектов государственного регулирования в смешанной экономике сопровождалось возникновением новых субъектов.
В современном мире, когда произошел переход передовых стран к информационному укладу, выделился самостоятельный и не зависящий от национальных государств транснациональный капитал. Он стал играть не менее важную роль в государственном регулировании, чем само государство.
Носителями хозяйственных интересов являются социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по уровню доходов, видам деятельности, профессиям, отраслевым и региональным интересам.
В число носителей хозяйственных интересов входят такие группы населения, как: наемные рабочие, хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, работники военно-промышленного комплекса и т.д.
У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному виду деятельности. Представители этих групп выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и т.д., обращаются с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику.
Выразителями хозяйственных интересов являются специализированные организации, объединяющие носителей экономических интересов, которые выражают и отстаивают экономические интересы данной группы населения региона. К числу таких организаций относятся: профессиональные союзы, союзы предпринимателей, фермеров, маклеров и т.п.
Самые могущественные выразители хозяйственных интересов — это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они могут оказать реальное воздействие не только на региональную, но и на общегосударственную экономическую политику.
Политические партии являются выразителями более широкого круга интересов населения: политических, социально-экономических, религиозных, культурных, экологических. В отличие от выразителей экономических интересов, которые заявляют, от чьего имени они выступают, политические партии часто действуют от имени общенациональных интересов, но вместе с тем они тесно связаны с выразителями и носителями экономических интересов. Например, во всем мире социал-демократические партии тесно связаны с профсоюзами, а союзы предпринимателей поддерживают консервативные христианско-демократические, либеральные партии.
Исполнители хозяйственных интересов призваны осуществлять государственную экономическую политику региона. Исполнителями хозяйственных интересов являются органы трех ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная), построенные по иерархическому принципу (федеральный, региональный и муниципальный уровень).
Существуют разнообразные каналы воздействия носителей и выразителей хозяйственных интересов на государственную экономическую политику: через органы массовой информации, демонстрации и манифестации, сбор подписей, обращения в суды — от местных до международных, кампании гражданского неповиновения и т.д.
Обратная связь между государственным регулированием экономики и носителями хозяйственных интересов.
Существует несколько направлений обратной связи между государственным регулированием экономики и носителями хозяйственных интересов. Во-первых, успех государственного регулирования экономики проявляется в темпах роста, увеличении занятости, улучшении структуры хозяйства, положительном платежном балансе региона, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня. Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: уровень социальной напряженности, оценка государственного регулирования экономики средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах. В-третьих, носители хозяйственных интересов непосредственно или через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей и профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами.
одной из актуальных проблем в настоящее время является состояние конкурентной среды бизнеса. Нередко доступ на рынки, на которых малый бизнес мог бы работать, в существенной степени осложнен действиями крупных компаний или компаний-монополистов, наличием связанных с данными рынками бизнес-интересов администраций, правоохранительных органов, активностью криминальных группировок или иными внеэкономическими обстоятельствами.
Наиболее проблемным аспектом взаимодействия бизнеса с государством выступает нежелание бизнеса финансировать долгосрочные проекты.
Подходы к государственному регулированию промышленной сферы: зоны прямого и косвенного регулирования.
Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"
промышленная политика – это комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции;
Государство воздействует на протекание инновационных процессов в стране, регионе или отрасли с целью их ускорения и повышения спроса на инновационные разработки со стороны промышленного сектора. Для достижения поставленной цели органы государственной власти используют различные методы регулирующего воздействия, которые можно подразделить на прямые и косвенные.
Методы прямого воздействия основаны на силе государственных органов власти и не связаны с дополнительным финансовым стимулом или риском понести ущерб.
Применительно к развитию инновационных процессов прямые методы можно подразделить на административные и программно-целевые. Административные методы основаны на предоставлении прямого дотационного финансирования, осуществляемого в рамках принятых законов и нормативно-правовых актов, направленных на стимулирование инновационных процессов. Программно-целевые методы предполагают разработку и утверждение различных стратегий и целевых программ, осуществляющих развитие инновационных процессов, а также их финансирование.
Примерами прямых методов государственного регулирования могут послужить определение стратегических целей развития экономики, их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; государственные заказы и контракты на поставку определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; юридические правила в области амортизационных отчислений; нормативные требования к качеству и сертификации продукции и технологии; бюджетные процедуры по государственным инвестициям; правовые и административные ограничения, запреты по выпуску определенных видов продукции и т. п.
Прямые методы имеют высокую эффективность из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезный недостаток — создание реальных помех рыночному процессу.
В основе методов косвенного государственного регулирования лежит принцип того, что государство не влияет непосредственно на принимаемые субъектами экономические решения, а использует налоговые и кредитно-денежные механизмы, выстраивает определенные «правила игры», создавая тем самым, предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.
В качестве примеров косвенных методов можно привести различные налоговые льготы и системы налогообложения, регулирование уровней цен и ставок по кредитам, таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Преимущества косвенных методов перед прямыми заключаются в том, что их использование позволяет частному сектору функционировать автономно и самостоятельно принимать решения при проведении исследований и разработок во всех отраслях экономики.