Курсовая работа
"Действие уголовного закона во времени и пространстве"


Оглавление

Введение

1. Уголовно-правовая характеристика действия уголовного закона в пространстве и времени

1.1. Действие уголовного закона во времени и обратная сила уголовного закона

1.2. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

2. Оценка российского законодательства по вопросам действия уголовного закона вне пределов РФ

2.1. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

2.2. Выдача лиц, совершивших преступление

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлен тем, что институт действия уголовного закона в пространстве раскрывает одну из важнейших характеристик уголовного закона - возможность его применения к лицу, совершившему преступление, что определяет актуальность темы исследования. Проблема действия уголовного закона в пространстве получила широкое освещение в работах отечественных и зарубежных ученых-юристов, однако имеющиеся исследования относятся главным образом к уголовному законодательству, предшествовавшему ныне действующему новому уголовному закону, содержащему ряд новых положений о действии уголовного закона в пространстве. Эти нормы-принципы еще не получили надлежащего научного освещения. В частности, к ним можно отнести вопрос о применении уголовного закона РФ к гражданам России совершившим преступления за пределами РФ.

В современных условиях наблюдается резкий рост числа преступлений, совершаемых российскими гражданами вне пределов России. Между тем многие вопросы привлечения их к ответственности не получили должного освещения в уголовном законодательстве. Совершенствование российского законодательства о пределах действия уголовного закона в пространстве является необходимой предпосылкой обеспечения социальной справедливости. Эти обстоятельства вызывают необходимость исследования вопросов применения российского уголовного закона в пространстве. Только учитывая достижения науки уголовного права и международного права, накопленный опыт, можно найти правильный методологический подход к оценке принципов действия уголовного закона в пространстве, выявить возможности для сотрудничества государств в области борьбы с преступностью.

Целью курсовой работы является анализ действия российского уголовного законодательства в пространстве, изучение опыта реализации принципов действия уголовного закона в судебной практике.

Достижение этих целей предполагает реализацию следующих задач:

  1. Изучение уголовно-правовой характеристики действия уголовного закона в пространстве и времени.
  2. Анализ действия уголовного закона вне территории РФ.

Объектом курсовой работы является содержание и развитие действия уголовного закона.

Предметом курсовой работы является правовое регулирование принципов действия уголовного закона в пространстве.

1. Уголовно-правовая характеристика действия уголовного закона в пространстве и времени

1.1. Действие уголовного закона во времени и обратная сила уголовного закона

Глава 2 УК РФ посвящена регулированию важных вопросов действия уголовного закона во времени и пространстве. Пространство и время - всеобщие формы бытия материи, ее важнейшие атрибуты. В настоящей главе, однако, эти термины употреблены в более узком, специальном значении.

Действие уголовного закона во времени основывается на таком важном положении, как применение к деянию закона, соответствующего времени его совершения. Время действия уголовного закона и время совершения преступления должны, по общему правилу, совпадать при решении вопроса о применении закона. Исключения из этого общего правила предусмотрены в ст. 10.

Действовавшим во время совершения деяния является закон, принятый в установленном порядке и вступивший в силу на момент окончания этого общественно опасного деяния. В случае, когда начало преступного деяния приходится на время действия прежнего закона, а окончание - на время после вступления в силу нового закона, применяется новый уголовный закон.

Действие во времени определенного уголовного закона связано с вступлением его в юридическую силу и моментом ее утраты. При этом следует иметь в виду закрепленные в ч. 3 ст. 15 Конституции предписания: "Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения"[1]. Таким образом, время вступления закона в юридическую силу связано не только с его принятием компетентным законодательным органом, но и с его опубликованием.

Официальной публикацией уголовного закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете", "Парламентской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.

Условия введения в действие законов, в том числе уголовных, определены ст. 6 ФЗ от 14.06.1994 № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" (в ред. от 22.10.1999)[2], в соответствии с которой эти акты вступают в силу по истечении 10 дней (т.е. с 0 часов 11-го дня) с даты их официального опубликования, если в них самих не установлен иной порядок.

Уголовный закон утрачивает силу со дня его отмены (замены новым законом), истечения срока, на который он был принят, или прекращения обстоятельств, при наличии которых законодатель допустил его применение (например, с даты прекращения действия чрезвычайного или военного положения).

В случае применения отсылочной или бланкетной диспозиции уголовно-правовой нормы следует проверить время действия того законодательного и (или) другого правового акта, который необходим для того, чтобы сконструировать состав преступления.

Под совершением преступления следует подразумевать как оконченные, так и неоконченные своими составами преступления (в последнем случае - покушение на преступление или приготовление к нему).

Временем совершения преступления признается день совершения запрещенного уголовным законом деяния (действия или бездействия). Временем совершения преступления, объективная сторона состава которого включает несколько действий, является день совершения последнего из них.

Время совершения длящихся и продолжаемых преступлений определено и в поныне действующем постановлении 23-го Пленума ВС СССР от 04.03.1929. Длящееся преступление - это деяние, сопряженное с последующим относительно длительным невыполнением лицом обязанностей, от исполнения которых оно уклонялось, несмотря на угрозу уголовного наказания. Они характеризуются непрерывным осуществлением определенного уголовно наказуемого поведения (например, побег из-под стражи, злостное уклонение от уплаты алиментов, дезертирство). Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и заканчивается вследствие действия самого преступника, направленного к прекращению преступления (например, явки с повинной), или наступления событий, препятствующих совершению преступления (задержание преступника и пр.).

Временем совершения продолжаемого преступления, т.е. складывающегося из ряда идентичных преступных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление (к примеру, истязание), является день осуществления последнего действия (бездействия) из числа этих преступных деяний.

В соответствии с ч. 2 ст.9 УК РФ уголовная ответственность наступает по закону, действовавшему во время нарушения уголовно-правового запрета, независимо от времени наступления последствий. Данная норма особенно значима в ситуации, когда существует значительный временной разрыв между совершением преступления и наступившими последствиями. К примеру, в случае нарушения правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве или эксплуатации объектов атомной энергетики, повлекшего по неосторожности смерть человека, радиоактивное заражение окружающей среды или иные тяжкие последствия, ответственность за это деяние должна наступить по закону, действовавшему вовремя самого нарушения (ст. 215).

В судебной практики нормы, закрепленные в ст.9 УК РФ отражены следующим образом.

Согласно ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий[3].

Суд, постановляя приговор 17 марта 1997 г., квалифицировал действия осужденных по п. "б" ч. 3 ст. 162 УК РФ. Судебная коллегия в определении указала, что суд первой инстанции необоснованно квалифицировал действия осужденных по статье Уголовного кодекса Российской Федерации. Поскольку санкции ч. 3 ст. 146 УК РСФСР и ч. 3 ст. 162 УК РФ одинаковы, преступление в силу требований ст. 9 УК РФ должно квалифицироваться по закону, действовавшему во время его совершения[4].

Кассационная инстанция изменила приговор в части квалификации действий осужденных как разбой и грабеж, совершенные до 1 января 1997 г. и квалифицированные по УК РФ, и переквалифицировала содеянное осужденными по УК РСФСР в связи с нарушением ст. 9 УК РФ.

Часть 3 ст. 146 УК РСФСР и п. "а", "б" ч. 3 ст. 162 УК РФ и соответственно ч. 3 ст. 145 УК РСФСР и п. "а", "б" ч. 3 ст. 161 УК РФ имеют одинаковые санкции.

Таким образом, оснований для применения УК РФ не было, и действия осужденных переквалифицированы на соответствующие статьи УК РСФСР[5].

Отмена приговора и прекращение дела по ч. 1 ст. 206 УК РСФСР по мотиву декриминализации деяния признаны незаконными[6].

По смыслу уголовного закона местом совершения преступления следует считать место, где окончены все преступные действия, независимо от того, где наступили общественно опасные последствия. Уголовно-процессуальный закон не разграничивает территориальную подследственность между следователями органов внутренних дел на транспорте и территориальных органов внутренних дел[7].

В соответствии со ст. 9 и 10 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния; уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих или отбывших наказание, но имеющих судимость[8].

В соответствии со ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

Поскольку ч. 1 ст. 167 УК РФ предусматривает ответственность за одни и те же преступления, содеянное осужденным по указанным эпизодам в соответствии со ст. 17 УК РФ нельзя рассматривать как совокупность преступлений, поэтому действия Христофорова по двум эпизодам повреждения чужого имущества следовало квалифицировать только по ч. 1 ст. 167 УК РФ[9].

Содержание ст. 10 УК РФ основывается на общих, относящихся ко всем правонарушениям предписаниях ст. 54 Конституции, в соответствии с которой:

а) закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет;

б) никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением;

в) если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В ч. 1 статьи 10 УК РФ в качестве общего правила закреплен запрет обратной силы (неретроактивность) уголовного закона, устанавливающего преступность деяния, усиливающего наказание или иным образом ухудшающего положение лица, совершившего преступление.

Этот общедемократический принцип, который еще в 1789 г. был включен во французскую Декларацию прав человека и гражданина, сегодня входит в перечень основных прав и свобод человека, являющихся общепризнанными нормами международного права, и отражен, например, в п. 1 ст. 15 заключенного в рамках ООН Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.[10] и п. 1 ст. 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.[11]

Уголовным законом, устанавливающим преступность деяния, является закон, который признает уголовно наказуемым деяние, ранее не считавшееся преступлением.

К уголовным законам, усиливающим наказание или иным образом ухудшающим положение лица, совершившего преступление, относятся, в частности, законы, которые: а) увеличивают максимальный и (или) минимальный предел наказания; б) добавляют к основному наказанию дополнительное или альтернативное, когда это предоставляет суду возможность назначить более строгое наказание, чем по ранее действовавшему закону; в) увеличивают сроки наказания, отбытие которых необходимо для условно-досрочного освобождения; г) ухудшают условия, связанные с погашением и (или) снятием судимости; д) снижают максимальное наказание при категоризации преступлений; е) смягчают требования к определению рецидива.

УК изначально установил более 60 новых уголовно-правовых запретов, усилил наказание за многие тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотрел обязательное усиление наказания за простой, опасный и особо опасный рецидив. Все эти нормы согласно ч. 1 статьи 10 УК РФ обратной силы не имеют.

В соответствии с судебной практикой закон, смягчающий наказание, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших преступление до вступления такого закона в силу (ст. 10 УК РФ)[12].

В связи с введением в действие с 1 января 1997 г. Уголовного кодекса Российской Федерации действия осужденного, квалифицированные по ч. 2 ст. 173 УК РСФСР, переквалифицированы судом кассационной инстанции на п. "б" и "г" ч. 4 ст. 290 УК РФ[13].

В кассационном порядке приговор в части осуждения С. по ст. 115.1 УК РСФСР отменен, и дело прекращено в связи с введением в действие с 1 января 1997 г. УК РФ, который не предусматривает уголовную ответственность за уклонение от лечения венерической болезни. В соответствии со ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, имеет обратную силу[14].

Деяние А. квалифицировано судом по ст. 190 УК РСФСР как недонесение о преступлении, предусмотренном ст. 102 УК РСФСР. Однако в УК РФ, введенном в действие с 1 января 1997 г., ответственность за указанные действия не предусмотрена. Поэтому в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13 июня 1996 г. "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" кассационная инстанция уголовное дело в отношении А. прекратила[15].

1.2. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

По общему правилу ответственности по УК РФ подлежит любое физическое лицо, совершившее преступление на территории РФ, будь то гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства.

В соответствии с судебной практикой не подлежит принудительному исполнению на территории Российской Федерации решение иностранного суда, вынесенное в отношении лица, пользующегося иммунитетом от гражданской юрисдикции государства его пребывания[16].

Гражданами Российской Федерации признаются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (ред. от 28.06.2009)[17], либо лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим Законом.

Иностранным гражданином является лицо, имеющее гражданство другого государства и не имеющее при этом гражданства Российской Федерации. В соответствии со ст. 62 Конституции гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с ФЗ или международным договором РФ. При этом наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено ФЗ или международным договором РФ.

Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как ее гражданин, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или ФЗ. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.

Лицо без гражданства (апатрид) - это лицо, не имеющее доказательств принадлежности к гражданству иностранного государства.

Территория РФ - это суша, воды, недра и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ, которая является пространственным пределом государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1 Закона о Государственной границе).

Территориальное море РФ - примыкающий к сухопутной территории, в том числе островной, или внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль (1 морская миля = 1,852 км), отмеряемых от прямых исходных линий, указанных в ст. 4 Закона о внутренних морских водах. Делимитация территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ, осуществляется в соответствии с обычными нормами международного права и международными договорами РФ.

На территориальное море, воздушное пространство над ним и его недра распространяется суверенитет РФ.

Действие УК распространяется также на деяния, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

В ч. 3 статьи 11 УК РФ впервые законодательно регулируются вопросы, с которыми нередко сталкивалась практика. Деяния, совершенные на судне, приписанном к порту РФ и находящемся в открытом водном или воздушном пространстве (т.е. за пределами территории РФ), квалифицируются по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ. При этом под открытым водным пространством (открытым морем) понимаются части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства (в том числе России), ни в архипелажные воды государства-архипелага (ст. 86 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), а под открытым воздушным пространством - воздушный столб над открытым морем высотой 100 км[18].

Преступления, совершенные на военных кораблях (речных и морских) или военных воздушных судах РФ, рассматриваются по УК независимо от места их нахождения.

В ч. 4 статьи 11 дается общая отсылка к нормам международного права для решения вопроса об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступлений на территории РФ. При этом имеются в виду как договорные (положения международных договоров РФ), так и обычные международно-правовые нормы, признаваемые Российской Федерацией.

Существуют различные исключения из территориального принципа действия уголовного закона, в том числе охватываемые термином "дипломатическая неприкосновенность", хотя такая неприкосновенность не исчерпывается принадлежностью к дипломатическому персоналу представительств иностранных государств и межгосударственных (межправительственных) организаций.

Согласно многим международным договорам РФ иммунитеты имеют служебный характер, т.е. предоставляются только в отношении деяний, совершенных при исполнении служебных обязанностей.

Круг лиц, имеющих право на иммунитет от уголовной юрисдикции, устанавливается законодательством и международными договорами РФ. К законодательным актам, в частности, относится Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.05.1966[19]. Насчитывается более 160 международных договоров РФ (включая договоры, заключенные СССР), регламентирующих вопросы иммунитета от уголовной юрисдикции, среди них такие универсальные и региональные договоры, как Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.), Венская конвенция о консульских сношениях (1963 г.), Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций (1946 г.), Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений (1947 г.), Конвенция о специальных миссиях (1969 г.), Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы (1949 г.), Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств участников СНГ (1995 г.), Дополнительный протокол о привилегиях и иммунитетах Организации Черноморского экономического сотрудничества (1999 г.), а также двусторонние консульские договоры.

Согласно п. 1 ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях (1963 г.) консульские должностные лица не имеют права на иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания в случае совершения ими тяжких преступлений, однако в двусторонних договорах может быть предусмотрено предоставление им полного иммунитета от уголовной юрисдикции как дипломатическим агентам в соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.) (см., например, ст. 36 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Украиной (1993 г.)[20].

Принадлежность к лицам, пользующимся иммунитетом от уголовной юрисдикции, в большинстве случаев удостоверяется документами, выдаваемыми МИД России (дипломатическая карточка, служебная карточка или удостоверение), а также дипломатической въездной или транзитной визой, проставленной в дипломатическом паспорте иностранного гражданина.

Информация о том, пользуется ли конкретное лицо иммунитетом от уголовной юрисдикции, может быть получена в Консульском департаменте МИД России и его территориальных представительствах в отдельных регионах страны.

Следует учитывать, что имеется сравнительно большое число международных договоров РФ, в которых устанавливаются изъятия из уголовной юрисдикции в отношении находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не охватываются понятием "лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом".

В частности, в соответствии с большинством договоров о правовой помощи по гражданским и уголовным делам субъект процесса (свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт), который по вызову, врученному учреждением запрашиваемого государства, явится в учреждение юстиции России, не может быть независимо от своего гражданства привлечен на ее территории к уголовной ответственности за деяние, совершенное до пересечения границы РФ. Эти лица утрачивают данную гарантию, если они не оставят территорию РФ, хотя и имеют для этого возможность, до истечения установленного в договоре срока (как правило, 15 суток) начиная со дня, когда вызвавшее их учреждение сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости. В этот срок не засчитывается время, в течение которого данные лица не по своей вине не могли покинуть территорию РФ.

Кроме того, выданное России лицо не может быть без согласия выдавшего государства привлечено к уголовной оветственности за совершенное до его выдачи преступление, за которое оно не было выдано. Однако такого согласия не требуется, если выданное лицо до истечения месяца после окончания уголовного производства, а в случае осуждения - до истечения месяца после отбытия наказания или освобождения от него не покинет территорию России или если оно туда добровольно возвратится. В этот срок не засчитывается время, в течение которого выданное лицо не могло покинуть территорию РФ не по своей вине.

В соответствии со ст. 19 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне (1958 г.) и ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) уголовная юрисдикция прибрежного государства не осуществляется на борту иностранного торгового судна или государственного судна, эксплуатируемого в коммерческих целях, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или проведения расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением следующих случаев: а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; б) если совершено преступление, которым нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; в) если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; г) если такие меры необходимы для пресечения незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ. При этом прибрежное государство вправе принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод, однако, как правило, не может принимать такие меры на борту проходящего через территориальное море судна в связи с преступлением, совершенным до входа в территориальное море, если судно, следуя из иностранного порта, ограничивается проходом через территориальное море, не заходя во внутренние воды.

В случае коллизии между данной нормой Закона о внутренних морских водах и правилами, содержащимися в указанных "морских" международных договорах РФ, действуют правила договоров, согласие на обязательность которых было дано для Российской Федерации в форме ФЗ (ч. 4 ст. 15 Конституции, подп. "а" п. 1 ст. 15 Закона о международных договорах), а для СССР - в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР (ст. 12 Закона СССР от 06.07.1978 "О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР"[21].

Во многих двусторонних договорах РФ (СССР) о торговом (морском) судоходстве содержатся ограничения уголовной юрисдикции, подобные установленным в ст. 19 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне (1958 г.) и ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.), но применительно к торговым судам, находящимся во внутренних водах государства-партнера или только в морских портах.

В ряде международных договоров имеются некоторые исключения из уголовной юрисдикции в отношении военнослужащих иностранных государств, временно пребывающих на территории РФ (см., например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством ФРГ о транзите военного имущества и персонала через территорию РФ в связи с участием Вооруженных Сил ФРГ в усилиях по стабилизации и восстановлению Переходного Исламского Государства Афганистан 2003 г. и Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о статусе воинских формирований РФ, временно находящихся на территории КНР, и воинских формирований КНР, временно находящихся на территории РФ, для проведения совместных военных учений 2005 г.).

2. Оценка российского законодательства по вопросам действия уголовного закона вне пределов РФ

2.1. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

Статья 12 УК РФ существенно изменила законодательное регулирование применения УК РФ в отношении деяний, совершенных вне пределов Российской Федерации: конкретизирован закрепленный в ст. 50 Конституции и ч. 2 ст. 6 УК принцип "nоn bis in idem" ("не дважды за одно и то же"), определены пределы назначения наказания российским судом за преступления, совершенные вне пределов Российской Федерации, уточнена УО лиц без гражданства, расширены основания уголовной ответственности иностранных граждан за преступления, совершенные вне территории РФ.

Федеральным законом от 27.07.2006 № 153-ФЗ в ч. 1 статьи 12 УК РФ внесены существенные уточнения. Согласно новой редакции ч. 1 граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК при соблюдении двух условий: а) если преступление совершено против интересов, охраняемых УК, и б) в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Первое условие введено впервые, но при этом исключено прежнее требование, чтобы совершенное деяние было "признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено". При таком требовании получалось, например, что гражданин Российской Федерации, выдавший государственную тайну представителю иностранного государства на территории этого государства, не мог быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 275 УК.

Второе условие более последовательно раскрывает содержание принципа "non bis in idem": в отличие от прежней редакции ч. 1, указанные в ней лица не подлежат ответственности по УК не только, если эти лица были осуждены за данное преступление судом иностранного государства, но и в случае вынесения им иностранным судом оправдательного приговора. С учетом формулировок ст. 50 Конституции и ч. 2 ст. 6 УК полагаем, что это положение должно было бы относиться и к решению международного уголовного суда, полномочия и компетенция которого признаны Россией. В настоящее время функционируют два таких органа международного уголовного правосудия: Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде, учрежденные решениями Совета Безопасности ООН соответственно от 25 мая 1993 г. и от 8 ноября 1994 г.

Следует также отметить, что в современной редакции ч. 1 исключено прежнее требование, чтобы при осуждении в Российской Федерации указанных лиц наказание не превышало верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.

Понятие "вне пределов Российской Федерации" означает сушу, воды, недра и воздушное пространство, находящиеся за пределами Государственной границы РФ.

Согласно ч. 3 статьи 12 УК РФ при совершении преступлений вне пределов Российской Федерации иностранные граждане могут отвечать по УК только за деяния, направленные а) против интересов РФ либо б) против гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, при условии, однако, что они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ.

Добавление ФЗ от 27.07.2006 N 153-ФЗ условия "б" (ответственность в случае совершения преступления против гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства) привнесло лишь некоторую ясность, осложнив при этом ведение уголовного преследования, поскольку в таких случаях подозреваемый (обвиняемый) и основная доказательственная база, как правило, находятся за рубежом и необходимо применять длительные и дорогостоящие процедуры выдачи и правовой помощи, осложненные коллизией уголовной юрисдикции двух и, возможно, более государств.

Необходимо иметь в виду, что Российская Федерация является участником (в том числе как государство - продолжатель СССР) почти всех универсальных и многих региональных международных договоров, содержащих обязательство преследовать в уголовном порядке лиц за совершение предусмотренных в этих договорах деяний. Например, Единая конвенция о наркотических средствах (1961 г.); Конвенция о психотропных веществах (1971 г.); Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 г.); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.).

Следует иметь в виду, что некоторыми из перечисленных договоров устанавливается универсальная уголовная юрисдикция в отношении предусмотренных в них деяний, т.е. любое государство-участник должно обеспечить возможность уголовного преследования, независимо от места их совершения.

Кроме того, необходимо учитывать закрепленный в большинстве этих договоров и договоров о выдаче принцип aut dedere aut judicare ("выдай или суди"), в соответствии с которым государство в случае отказа в выдаче лица другому государству-участнику обязано передать соответствующие материалы на рассмотрение своим компетентным органам.

Возможность привлечения к уголовной ответственности по УК РФ лиц без гражданства зависит от того, проживают они здесь постоянно или временно. Если эти лица проживают в Российской Федерации постоянно, то за преступления, совершенные вне ее пределов, они отвечают по правилам, установленным для граждан Российской Федерации (ч. 1 ст. 12). Если же они не проживают в Российской Федерации постоянно, то за такие преступления они могут привлекаться к уголовной ответственности по правилам, установленным для иностранных граждан (ч. 3 ст. 12). Постоянное проживание лиц без гражданства в Российской Федерации подтверждается выданным им видом на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступления вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если виновные не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации[22].

В соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной Советом глав государств Содружества Независимых Государств в Минске 22 января 1993 г., при обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны судам двух или более Договаривающихся Сторон, рассматривать их компетентен суд той Договаривающейся Стороны, на территории которой закончено предварительное расследование (ст. 77)[23].

Вопросы о признании, порядке и об условиях исполнения приговора суда иностранного государства, которым осужден гражданин Российской Федерации, передаваемый в Российскую Федерацию для отбывания наказания, рассматриваются судом, к подсудности которого относится совершенное осужденным преступление, с учетом его квалификации по Уголовному кодексу Российской Федерации[24].

Лицо, выданное иностранным государством, не может быть привлечено в качестве обвиняемого без согласия государства, его выдавшего, за преступление, не указанное в запросе о выдаче (ст. 461 УПК РФ)[25].

В случае возникновения реальной коллизии данных международно-правовых обязательств и норм УК РФ может быть применено содержащееся в ч. 4 ст. 15 Конституции правило, согласно которому норма международного договора имеет приоритет перед нормой закона.

В ч. 3 статьи 12 УК РФ имеются еще два условия привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации, к уголовной ответственности по УК за совершение преступления вне пределов Российской Федерации: они не должны быть осуждены за это деяние в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ.

С учетом ст. 50 Конституции и ч. 2 ст. 6 УК полагаем, что понятием "осуждение в иностранном государстве" должно охватываться и осуждение международным уголовным судом, полномочия и компетенция которого признаны Россией. В настоящее время функционируют два таких органа международного уголовного правосудия.

Кроме того, позиция законодателя представляется несколько непоследовательной, так как при изменении тем же ФЗ от 27.07.2006 № 153-ФЗ ч. 1 коммент. статьи введена формулировка "если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства" (т.е. подразумевается возможность и оправдательного приговора), а в ч. 3 сохранено условие осуждения в иностранном государстве.

2.2. Выдача лиц, совершивших преступление

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), - это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится преступник, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого является преступник. Конституция (ч. 1 ст. 61) устанавливает: "Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству". Это положение зафиксировано и в ч. 1 комментируемой статьи. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК подлежат уголовной ответственности по российскому законодательству.

В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (ч. 2 комментируемой статьи). Так, например, государства - участники СНГ приняли 22 января 1993 г. в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам[26], где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы выдачи преступников, имеются у Российской Федерации с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Индией, Ираком, Ираном, Йеменом, Канадой, Кипром, Китаем, КНДР, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдавией, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Эстонией, Югославией и рядом других государств. Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ[27] ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.

Как правило, в договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством России и запрашивающего о выдаче государства являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (одного года) или к более тяжкому наказанию.

В большинстве международных договоров РФ оговорены условия, при которых российская сторона отказывает в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. В частности, если:

а) на момент получения требования уголовное преследование согласно российскому законодательству не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по другому законному основанию;

б) в отношении лица, выдача которого требуется, в Российской Федерации за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;

в) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего о выдаче государства или российским законодательством преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

В российском уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 464 УПК) сформулированы основания отказа в выдаче лица для уголовного преследования или для исполнения приговора[28]. Суд признал обоснованным и не противоречащим законодательству Российской Федерации постановление Генерального прокурора Российской Федерации о выдаче лица правоохранительным органам Республики Казахстан.

Деяние, инкриминируемое лицу, подлежащему выдаче, должно соответствовать деянию, предусмотренному нормой закона запрашивающей Договаривающейся Стороны, на основании которой оно признается преступлением.

В соответствии с ч. 1 и п. 1 ч. 3 ст. 462 УПК РФ Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица. Выдача лица может быть произведена, если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования[29].

Не допускается выдача другим государствам иностранных граждан и лиц без гражданства, преследуемых за политические убеждения, которым Российская Федерация предоставляет политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ст. 63 Конституции). Как сказано в Положении "О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" (утверждено Указом Президента РФ от 21.07.1997 № 746 (в ред. от 27.07.2007)[30]), Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища (ст. 2). Политическое убежище не предоставляется, если лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН (ст. 5).

Заключение

В процессе исследования было выяснено, что действие уголовного закона во времени основывается на таком важном положении, как применение к деянию закона, соответствующего времени его совершения. Время действия уголовного закона и время совершения преступления должны, по общему правилу, совпадать при решении вопроса о применении закона. Исключения из этого общего правила предусмотрены в ст. 10.

Действовавшим во время совершения деяния является закон, принятый в установленном порядке и вступивший в силу на момент окончания этого общественно опасного деяния. В случае, когда начало преступного деяния приходится на время действия прежнего закона, а окончание - на время после вступления в силу нового закона, применяется новый уголовный закон.

Действие во времени определенного уголовного закона связано с вступлением его в юридическую силу и моментом ее утраты.

Под совершением преступления следует подразумевать как оконченные, так и неоконченные своими составами преступления (в последнем случае - покушение на преступление или приготовление к нему).

Временем совершения преступления признается день совершения запрещенного уголовным законом деяния (действия или бездействия). Временем совершения преступления, объективная сторона состава которого включает несколько действий, является день совершения последнего из них.

Временем совершения продолжаемого преступления, т.е. складывающегося из ряда идентичных преступных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление (к примеру, истязание), является день осуществления последнего действия (бездействия) из числа этих преступных деяний.

Также было выяснено, что ответственности по УК РФ подлежит любое физическое лицо, совершившее преступление на территории РФ, будь то гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства.

В соответствии с судебной практикой не подлежит принудительному исполнению на территории Российской Федерации решение иностранного суда, вынесенное в отношении лица, пользующегося иммунитетом от гражданской юрисдикции государства его пребывания.

Территория РФ - это суша, воды, недра и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ, которая является пространственным пределом государственного суверенитета Российской Федерации.

граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК при соблюдении двух условий: а) если преступление совершено против интересов, охраняемых УК, и б) в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), - это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится преступник, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого является преступник.

Список использованной литературы

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2009. - № 4. - Ст. 445.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.03.2011) // СЗ РФ. – 1996. - № 25. - Cт. 2954.
  3. Определение Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 № 270-О.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.04.2006 № 4-П.
  5. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. № 3 "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям" (с изм. от 14 марта 1963 г. № 1).
  6. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19 июня 1959 г. № 2 "О вопросах, связанных с выполнением судами договоров с иностранными государствами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам" (с изм. от 11 июля 1972 г. № 6).
  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. № 8 "О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР" (с изм. от 21 декабря 1993 г. № 11 и от 6 февраля 2007 г. № 5).
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (с изм. от 6 февраля 2007 г. № 5).
  9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".
  10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. № 18 "О подсудности дел, вытекающих из морских требований".
  11. Курс уголовного права. Т. 1 : Общая часть. Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. — М.: Зерцало—М, 2009. — 592 с.
  12. Мальцев В. В. Принципы уголовного права и их реализация в правоприменительной деятельности. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2008. — 692 с.
  13. Наумов А. В. Уголовное право // Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М.: Юристъ, 2009.
  14. Пудовочкин Ю. Е., Пирвагидов С. С. Понятие, принципы и источники уголовного права: Сравнительно-правовой анализ законодательства России и стран СНГ. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2008. — 297 с.
  15. Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. — СПб.: Питер, 2007. — 560 с.
  16. Уголовное право России. Части Общая и Особенная : Учебник / М. П. Журавлев, А. В. Наумов и др. // под ред. А. И. Рарога. — М.: ТК Велби, Проспект, 2009. — 696 с.
  17. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник. Практикум / Под ред. А. С. Михлина. — М.: Юристъ, 2004. — 494 с.
  18. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть : Учебное пособие / Под ред. И. Д. Козочкина. — М.: Омега-Л, Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 2007. — 576 с.

[1] Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2009. - № 4. - Ст. 445.

[2] СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801; 1999. № 43. Ст. 5124

[3] БВС РФ. 1997. № 8. С. 12

[4] БВС РФ. 1997. № 12. С. 10

[5] БВС РФ. 1999. № 7. С. 13

[6] БВС РФ. 1999. № 9. С. 16

[7] БВС РФ. 2001. № 10. С. 19.

[8] БВС РФ. 2004. № 9. С. 29.

[9] БВС РФ. 2006. № 7. С. 18-19

[10] Ведомости СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

[11] СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143.

[12] БВС РФ. 1997. № 5. С. 8.

[13] БВС РФ. 1997. № 6. С. 15

[14] БВС РФ. 1997. № 8. С. 13

[15] БВС РФ. 1997. № 8. С. 13

[16] БВС РФ. 2005. № 10. С. 2-4.

[17] СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; 2003. № 46 (ч. 2). Ст. 4447; № 45. Ст. 4377; 2006. № 2. Ст. 170; № 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. № 49. Ст. 6057; № 50. Ст. 6241; 2008. № 40. Ст. 4498; 2009. № 1. Ст. 9; № 26. Ст. 3125.

[18] Международное космическое право. - М., 2009. - С. 54, 55.

[19] Ведомости СССР. 1966. № 22. Ст. 387.

[20] СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 5971.

[21] Ведомости СССР. 1978. № 28. Ст. 439.

[22] БВС РФ. 1998. № 9. С. 4

[23] БВС РФ. 2000. № 2. С. 16

[24] БВС РФ. 2005. № 9. С. 17-18

[25] БВС РФ. 2005. № 12. С. 9

[26] СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1472; Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1997. № 2.

[27] СЗ РФ. 1999. № 43. Ст. 5129.

[28] БВС РФ. 2003. № 10. С. 19-20; 2005. № 2. С. 13-14.

[29] БВС РФ. 2005. № 2. С. 13-14

[30] СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3601; 2003. № 49. Ст. 4755; 2007. № 31. Ст. 4020.