"Городская культура"


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Городская культура в России: определения и типологии

1.1 Сущность современной городской культуры

1.2 Типология городской культуры

2 Проблемы определения социокультурной среды в городах

2.1 Особенности менталитета и культурной среды различных городов

2.2 Урбанизация – как социально-культурный фактор

Заключение

Библиографический список

Введение

Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) — это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Малые города и поселки городского типа (от 3-тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше степень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры.

Единого для всех городских поселений типа культуры не существует. Города различаются не только географическим и геополитическим (ближе к Европе или Японии) положением, численностью населения (одно дело многомиллионные гиганты типа Санкт-Петербурга или Самары, другое — 200—300-тысячные города с полупровинциальным укладом жизни) и размерами, но также специализацией: есть текстильные города (Иваново), горной промышленности и шахтерские города (Кемерово), центры автомобильной промышленности (Тольятти), города науки, или «науко-грады» (Дубна), города-курорты (Сочи), «военные городки» — базы морского флота и сухопутных гарнизонов, религиозные центры (Загорск) и т. п. Естественно, что в каждом типе города свой уклад и тип культуры.

Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.

Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т. п.); наличие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами. Характерная черта городской жизни и городской культуры — транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахождением в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).

Если для сельской культуры характерно триединство — единство места работы, места жительства и места отдыха — то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция. Большинство учреждений культуры и бизнеса сосредоточены в центре города, а большинство жителей обитает в так называемых спальных районах на окраине. Поэтому ездить в общественном или личном транспорте горожанам приходится гораздо чаще и больше. Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на отдых в другие города и страны.

Данная тема рассматривается с точки зрения различных типологий современных городских культур.

Данная тема разработана не достаточно широко, т.к. в основном, авторы обращаются к социально-экономическим факторам городов, нежели к их культуре. Тем не менее, некоторые авторы все-таки рассматривают городскую культуру как основу развития городов. Это - Алексеев В.В., Анциферов Н.П., Ахиезер А.С., Коган Л.Б., Яницкий О.Н., Вишневский А.Г., Глазычев В.Л., Гревс И. и т.д.

Цель исследования – выяснить особенности городской культуры современной России.

Задачи:

  1. Рассмотреть сущность современной городской культуры.
  2. Выяснить типологии городской культуры.
  3. Выявить особенности менталитета и культурной среды различных городов.
  4. Проанализировать понятие урбанизации с социально-культурной точки зрения.

Объект исследования – история городской культуры России.

Предмет – особенности культуры городов России на современной этапе.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В настоящее время существует несколько рабочих определений феномена городской культуры, каждое из которых лишь в малой степени способно удовлетворить исследователей. Наиболее обобщенным можно считать такое определение: городская культура — это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Чем выше степень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры.
  2. Россия на всех этапах своей истории постоянно создавала и учреждала новые города, но также постоянно испытывала недостаток в городах. Создание новых городов в значительной степени определялось постоянным расширением государственной территории, ее закреплением, хозяйственным освоением, оснащением центрами обслуживания.
  3. Чем характеризуется городская культура и город? Прежде всего, тем (я думаю, что это и есть самый главный и что это самый основной признак), что называется избыточностью. В городе разнообразие всего, что есть, доведено до максимального предела. В городе всегда всего много, по крайней мере, всегда всего больше, чем нужно для непосредственного жизнеобеспечения. Собственно говоря, город – это машина по созданию разнообразия. Если люди живут в местах, где им не хватает разнообразия, то, я думаю, что эти люди начинают подозревать, что они живут не в городе, а в каком-то другом месте (не будем уточнять, в каком именно, скажем просто, что в другом). Разнообразие есть основа для выбора, и, тем самым, разнообразие есть основа для индивидуальной свободы.
  4. Урбанизацию следует рассматривать, как неоднозначный процесс, в ходе которого происходят многоуровневые, многоаспектные изменения не только социального или экономического плана, но, прежде всего, культурного. Урбанизация страны характеризуется не только и не столько ростом размеров и численности городов, увеличением числа проживающего в них населения, как это традиционно определялось до недавнего прошлого в научных исследованиях 1970-80-х гг., но прежде всего формированием и все более широким распространением городского образа жизни, городской культуры в собственном смысле этого слова.

1 Городская культура в России: определения и типологии

1.1 Сущность современной городской культуры

Современная городская культура складывалась на протяжении многих десятилетий под непосредственным влиянием равновеликих взаимодействующих факторов. Основной тенденцией развития городской культуры на протяжении последних 100 - 150 лет является переход от преимущественно традиционных (доиндустриальных) к преимущественно урбанистическим (индустриальным и постиндустриальным) формам ее развития, что является важнейшей составной частью процесса модернизации.

Первая попытка типологизации населенных пунктов была предпринята В.П. Семенов Тян-Шанским. Его типологизация главным образом классифицирует города по историческим аспектам в сравнении с культурой городов Западной Европы.

Официальное же разделение на города и селения, отстав от жизни и основываясь исключительно на административных соображениях, сохранило доныне в числе «городов» много пунктов, не имеющих никакого экономического значения и, наоборот, не признало до сих пор за города многих часто весьма крупных поселений, давным-давно самостоятельно прибравших чисто городской экономический характер.

В.П. Семенов Тян-Шанский отмечает, что на каких-то шатких основаниях построены официальные термины города и деревни, сколько от этого страдает неповинно общественных и частных интересов и сколько возбуждается не приносящей никому пользы переписки из-за неясной установки признаков, внутренне отличающих город от деревни. Ясно, что эти признаки не могут быть иными, как только строго научными. В 1904 г. введено до 35 признаков, долженствующих характеризовать городские черты данного пункта, причем в число городов и впервые введенного термина «городов-сел» включены многие пункты, считавшиеся до того просто селами.1

Первым важнейшим признаком города Семенов Тян-Шанский отмечает людность. Людность во многих промышленных странах Западной Европы и Северной Америки и кладется, как единственный признак, в основу деления населенных пунктов на города и села. У нас до сих пор попадаются многотысячные пункты, не имеющие почти ни одной городской постройки, жители которых в девяти случаях из десяти всецело посвящают себя сельскому хозяйству. Таким образом, людность как признак еще ничего не говорит в России.

Вторым признаком для города может быть преобладающий характер его жилых строений, кирпичные постройки, крытые железом. Лучшим служебным признаком для определения городского характера пункта могла бы быть и у нас многоэтажность жилых строений, как показатель скученности населения в данном месте вследствие дороговизны земли под постройками.2

Если внешние характерные признаки города отсутствуют на большей части России, то приходится довольствоваться внутренними признаками—деятельностью его населения.

Сельскими занятиями должны считаться те, добывающие по преимуществу промыслы населения, которые непосредственно связаны с поверхностными растительными и животными богатствами страны и для своего осуществления требуют простора полей, степей, лугов, лесов и вод. Сюда относятся: земледелие во всех его видах, скотоводство, пчеловодство, рыболовство, охота и лесные промыслы. Несельскими промыслами будут все остальные занятия населения, как непосредственно не связанные с ее растительным покровом и животным населением в их природном состоянии.

В европейской России с ее территориальной пестротой экономической жизни едва ли можно строго установить один общий критерий для минимального количества населения, образующего истинный город, как это имеет место в Западной Европе.

По населенности истинные города европейской России могут быть сгруппированы в следующие характерные категории:

1) 1.000.000 жителей и свыше столичные города.

2) 100.000-1 мил. жителей «крупные»

3) 40.000-100 тыс. «большие»

4) 10.000- 40 тыс. «средние»

5) 5.000- 10 тыс. «малые»

6) 1.000— 5 тыс. «городки».1

В связи с появлением и развитием городов возникает и вполне уместное понятие, как городская культура. Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) — это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни: чем выше степень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры.2

Процесс модернизации тесно увязан с развитием культуры городов или городской культуры. Чем крупнее город, тем активнее в нем протекают процессы индустриализации, тем большую роль играет в этих процессах городская культура в качестве преобразующего «коллективного» субъекта. Урбанизацию следует рассматривать как неоднозначный процесс, в ходе которого происходят многоуровневые, многоаспектные изменения не только социального или экономического плана, но и культурного. Урбанизация страны характеризуется не только и не столько ростом размеров и численности городов, увеличением числа проживающего в них населения, но прежде всего формированием и все более широким распространением городского образа жизни, городской культуры в собственном смысле этого слов.1

Термин «культура города» («городская культура») является обобщенной категорией, обозначающей созданную людьми искусственную среду существования и самореализации. Это организованная совокупность физических, символических объектов, технологий, нормативных и ценностных образований включающих в себя не только материальные (природные или искусственные, т.е. созданные людьми объекты (артефакты)2, но и то, что Н.П. Анцифиров и И.М. Грев характеризовали как «душа города»3. С позиций современной науки последняя состоит из таких элементов культуры города как нормы и ценности данной городской общины, социальная психология городского сообщества, образ жизни и менталитет горожан, социальная коммуникация и социальное проектирование и т.п.

В настоящее время существует несколько рабочих определений феномена городской культуры, каждое из которых лишь в малой степени способно удовлетворить исследователей. Наиболее обобщенным можно считать такое определение: городская культура — это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Чем выше степень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры.

1.2 Типология городской культуры

Современная городская культура имеет сложную структуру, состоящую из множества взаимодействующих субкультур и имеет тенденции к дифференциации и усложнению внутренней структуры. В рамках городской культуры можно выделить четыре наиболее крупных типа, которые соответствуют основным этапам общественного развития.

Первый наиболее общий тип - традиционная городская культура доиндустриального общества. Город возник в весьма отдаленном историческом прошлом и на протяжении многих столетий своего существования выработал особый тип культуры. В рамках данного этапа развития господствующей формой организации культуры являлось «село», культура села. Деревня, сельское население преобладали количественно и качественно над городом.

Городские центры являлись центрами организации взаимодействия региональных составляющих сельской культуры и историческими ядрами формирования нового типа культуры. Преобладающим типом городского поселения являлись малые города (с населением менее 5 тыс. человек). Менталитет горожан малых старинных городов мало чем отличался от менталитета жителей сел. Однако, как хорошо показал Б.Н. Миронов, основным содержанием социокультурных процессов этого периода являлась утрата городом аграрных функций и устойчивый рост промышленной и торгово-распределительной функций. К середине XIX в. этот процесс был в основном завершен.1

Второй тип культуры - городская культура индустриального типа - начинает формироваться в России в конце Х1Х - начале ХХ в. и продолжался до конца 50-х гг. ХХ в. Внешними признаками проявлений этого процесса служат резкое увеличение численности городов и городского населения, и неизменный процесс - индустриализация.

Третий тип городской культуры - урбанистическая культура является непосредственным результатом научно-технической революции и переходом к постиндустриальному развитию. Первые ростки этой культуры стали пробивать себе дорогу в нашем обществе в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Однако процесс формирования третьего типа городской культуры в нашем обществе находится на начальной стадии и весьма далек от завершения.

Четвертый тип - культура постурбанистического общества. Он существует в рамках современной культуры городов России в виде отдельных протоэлементов. Основой его является складывание «информационной цивилизации» и будущее кардинальное изменение пространственной организации общества.

Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.

Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры; наличие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

Отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами. Характерная черта городской жизни и городской культуры — транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахождением в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).

Городская среда насыщена гораздо большим числом вредных и канцерогенных веществ, чем сельская. Она возникла лишь в последнее столетие, и биологически человек не успел к ней приспособиться. Отсюда ослабленное здоровье и стремление горожан всеми доступными средствами его поддержать. Уровень медицинского обслуживания, число обращений к врачам и занимающихся физкультурно-оздоровительными мероприятиями людей в городе существенно больше, чем на селе. Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан. Отсюда массовое увлечение садово-огородническим движением, не свойственное сельчанам. Пригородный участок и дача сегодня — непременные атрибуты городской культуры.

Если для сельской культуры характерно триединство — единство места работы, места жительства и места отдыха — то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция. Большинство учреждений культуры и бизнеса сосредоточены в центре города, а большинство жителей обитает в так называемых спальных районах на окраине. Поэтому ездить в общественном или личном транспорте горожанам приходится гораздо чаще и больше. Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на отдых в другие города и страны.

Изучение особенностей городской культуры и изменений, которые она вызывает в личности необходимо для разработки программы, призванной оптимизировать протекание процесса адаптации к городским условиям жизни, что в свою очередь позволит снизить эмоциональную и психическую нагрузку на индивида.

Россия на всех этапах своей истории постоянно создавала и учреждала новые города, но также постоянно испытывала недостаток в городах. Создание новых городов в значительной степени определялось постоянным расширением государственной территории, ее закреплением, хозяйственным освоением, оснащением центрами обслуживания.

2 Проблемы определения социокультурной среды в городах

2.1 Особенности менталитета и культурной среды различных городов

Место и культура, место и город поэтому и взаимосвязаны, что одно определяет другое. Город, поселение, место очерчивает границы культуры в пространстве и времени. Вот там, где проходит граница освоенного места, где люди, живущие в этом месте, создали сообщество, понимают друг друга, им не нужно объяснять друг другу, где расположен такой-то магазин, когда они просто говорят друг другу: «Ну, это там, где трамвай поворачивает, там он и есть». Для любого постороннего человека такое описание местонахождения будет непонятным, а для них, людей одного сообщества совершенно понятно. Это понимание и очерчено этим местом – то есть городом. А с другой стороны, каждый раз этот город создан по законам культуры. Ведь эти люди, которые живут в этом городе или в другом городе, или люди, которые жили, например, пять веков тому назад, они воспроизвели свое место по законам тех ценностей и той культуры, которые у них были. Поэтому город является зримым, ярким, внешним проявлением этой культуры.

И, естественно, и город, и культура – это очень сложные понятия, понятия, я сказал бы, не имеющие последнего, конечного объяснения. И только их взаимное пересечение позволяет нам как-то наполнить содержанием, ощутить грани и граничные элементы этих двух чрезвычайно сложных понятий.

Прежде всего надо понять, что, если мы говорим о культуре города, о культуре места, то мы, тем самым, противопоставляем это место каким-то другим местам, не городским. Мы не будем говорить, специально оговаривать, какие это места – сельские это места или это места деревенские, или еще какие-то могут быть особые места, но ясно, что это какие-то другие места, не городские. Какие же это могут быть места?

Чем характеризуется городская культура и город? Прежде всего, тем (я думаю, что это и есть самый главный и что это самый основной признак), что называется избыточностью. В городе разнообразие всего, что есть, доведено до максимального предела. В городе всегда всего много, по крайней мере, всегда всего больше, чем нужно для непосредственного жизнеобеспечения. Собственно говоря, город – это машина по созданию разнообразия. Если люди живут в местах, где им не хватает разнообразия, то, я думаю, что эти люди начинают подозревать, что они живут не в городе, а в каком-то другом месте (не будем уточнять, в каком именно, скажем просто, что в другом). Разнообразие есть основа для выбора, и, тем самым, разнообразие есть основа для индивидуальной свободы. Недаром же вся история революций связана с городами. Там, где много выбора, там и есть свобода, там у вас есть возможность выбрать, например, это кафе, а не то, у вас есть возможность выбрать этот маршрут движения, а не тот маршрут движения. И, что еще более важно, это то, что в городской культуре каждый человек может найти свою нишу. А это принципиально важно. Это, собственно говоря, и есть то главное, что напрямую связано с разнообразием. Более того, я скажу вам, что в городе разнообразие ниш, разнообразие сред, разнообразие маршрутов, разнообразие выборов определяет то, что вам надо терпимо относиться к другим, к соседним нишам, что вам надо терпимо относиться к другим средам, что вам надо терпимо относиться к другим выборам, что вам надо терпимо относиться к другим к выборам других людей. Поэтому город еще и является некой основой коммуникативных сторон жизни. Хорошее и плохое присутствует в городской жизни одновременно, в одном и том же месте. Важно, в каких формах это присутствует в жизни. А именно формы, в которых они присутствуют в жизни, это компенсаторная форма. То есть хорошие и плохие черты городской культуры компенсируют друг друга. Судите сами, невозможно жить в центре крупнейшего города. Столицы, например, в Москве и не находиться в ситуации загазованности, и не находиться в ситуации плохой экологии.

 Вам надо сделать выбор – или вы живете в центре с плохой экологией, или вы будете жить на периферии, в озелененных местах, с нормальной экологией. Но при этом там не будет такого разнообразия мест развлечений как в центре, но там не будет таких исторических памятников как в центре и так далее. Вот вам наглядный пример соединенности хорошего и плохого, связанного компенсаторной связкой.

Нельзя жить в Венеции или в каком-нибудь другом городе, например, в Санкт-Петербурге, среди блистательного окружения исторических памятников и, одновременно, избежать старых, разваливающихся дворов, темных подворотен, некоторой грязи. Тот, кто был в Венеции, тот, наверное, хорошо себе представляет, какой шок ты испытываешь, когда видишь знаменитые венецианские каналы изнутри, каналы с текущими по ним помоями и плавающими там фикалиями. Невозможно оказаться в городской жизни и не окунуться, прежде всего, в пеструю толпу и шумную на улицах, где всегда как бы приятно находиться. Но, в то же время, нельзя избежать нежелательных столкновений с хулиганами, невозможно не столкнуться с нищими, которые вторгаются в вашу жизнь. Которые разрушают ваше персональное пространство.

То есть я хочу сказать, что плохое и хорошее на любом отрезке городской жизни всегда соединены. Причем, плохое и хорошее всегда соединены таким образом, что предполагают вашу возможность, предполагают ваше желание подобрать набор хорошего и плохого таким образом, чтобы они компенсировали для вас самих ощущения от пребывания в городе. Чем больше разнообразия вот таких сверток хорошего и плохого, тем лучше организована, тем лучше устроена городская культура, тем лучше устроена городская среда. И искоренить в такой ситуации плохие стороны городской культуры можно только ценой уничтожения самой культуры.

Когда политические лидеры говорят о том, что они готовы сделать город абсолютно чистым или, когда они говорят о том, что намерены сделать город абсолютно не криминальным, без преступности, то они, конечно, немножко лукавят. Они могут только снизить экологическую напряженность. Они могут только снизить преступность. Но удалить негативную сторону совсем, искоренить ее никогда нельзя – потому что это другая сторона, это соль жизни. Если вы помните, а вы, конечно, помните замечательный роман Булгакова, замечательного бытописателя городской и, конкретно, московской среды тридцатых – сороковых годов, то он, собственно говоря, и свой роман посвятил вот этому – Воланд играет роль объективного символа негативных сторон жизни, и Булгаков прямо об этом говорит. Он говорит, что невозможно мир ободрать от тени – вот формула Булгакова. Если ободрать его от тени, то мир потеряет свет и потеряет свою прелесть. И точно так же и городская культура, и город.

Следующее различение городской культуры – это вежливость. Это совершенно особый компонент городской жизни. Только в городской жизни вы встречаетесь с вежливостью как с формой отношений. Вопрос: что такое вежливость? Вежливость – это некий суррогат поверхностных отношений, который позволяет вам находиться в среде многообразных каждодневных столкновений. В ситуациях, когда вы мало видите людей, когда вы всегда встречаете одни и те же лица или, наоборот, как бывает в некоторых деревнях, когда вы всех знаете потому, что все они родственники, то это ситуация особая. Ну, большое ли дело – с утра поссориться с женой или ругнуться с дочерью. Ну, родственники же, все равно потом все простится. А совсем другое дело, когда вы со дня на день, в любом месте, в любую секунду встречаетесь с тысячами и с сотнями разных лиц, разных людей, которые, кстати, имеют точно такую же степень свободы, как и вы сами. И как в этой ситуации жить?

Вот для этого и была выдумана, придумана специальная форма вежливости – некоего обезличенного отношения между людьми. То есть того, что называется поверхностные отношения, отношения, заменяющие глубинные отношения. Почему в городе люди вежливые? И, между прочим в английском языке, точнее в старом английском языке, слово «городской» (urban) одновременно имело и еще одни смысл – оно понималось и как «вежливый». Это был тот же самый признак – говорить «городской человек», имея в виду «вежливый человек», «человек, знающий манеры», «человек, знающий как себя вести». Между прочим, обратите внимание, слово «уместное поведение» имеет своим корнем слово «место». То есть оно обозначает, что вы знаете, как себя вести в том или ином месте – это и есть вежливость.

 Для сельской культуры характерно удержание социальной целостности персональных сред, а для городской культуры таким же механизмом является удержание инперсональных сред, то есть, когда вам важно сохранить дистанцию по отношению к незнакомому человеку, когда вам важно защитить свое персональное пространство.

Вежливость является сутью городского поведения. Например, давайте вспомним замечательные и хорошо знакомые нам восточные сказки. К примеру, Гарун аль Рашид каждый вечер, испытывая страшное искушение, переодевается дервишем, простым горожанином и идет в город. Вы представляете себе ситуацию, когда король и нищий могут столкнуться? Где они могут столкнуться? Нигде – любое столкновение смертельно. Или нищего убьют, или убьют короля. Везде. Но только не в городской среде. Гарун аль Рашид переодевается, идет в ресторан, в кабак, сидит с вором за одной стойкой и спокойно говорит с ним на какую-то тему. Почему это возможно? Это возможно благодаря специфической вежливости, это возможно благодаря тому, что они оба знают, как себя вести в одном и том же месте.

Вежливость и хорошие манеры это то, что защищает людей в городской культуре от разрушения их собственного мира и, соответственно, защищает их от разрушения городской культуры.

Наконец, еще одна важная характеристика городской культуры – это наличие особых точек в пространстве города, с помощью которых люди упорядочивают свое существование в городе. Ну, я называю это точной отсчета для городского сообщества. Вообще, точка отсчета возникает везде, она возникает независим от того, что из себя представляет это место – везде, где живут люди. они наделяют некоторый участок их проживания особыми, мы называем это, сакральными смыслами.

Работа с городской культурой предполагает и то, что мы не будем работать с конкретно с каким-нибудь одним коллективом, что мы не будем работать с конкретно с какими-нибудь конкретными людьми, а работа с городской культурой предполагает, что мы будем работать с некоторыми целостностями, что мы будем работать с некоторыми целостностями. Как это можно определить? Как можно определить, какие управляющие механизмы позволяют нам работать с такими людьми?

 Ну, прежде всего, существуют специальные социотехнические методики, которые позволяют выявить все те компоненты городской культуры и городской среды. Например, городскую среду и городскую культуру можно измерять путем выяснения удовлетворенности людей своей средой. Первое, что вы у них спрашиваете, это могут быть вопросы о привлекательности среды. Дело в том. что то, что является освоенным, то, что является элементом вашей культуры, все это более привлекательно, нежели то, что не освоено и не входит в вашу культуру. Тем самым, выясняя привлекательные черты в городе, всякие привлекательные места действия, вроде аттракционов, ресторанов и всего, что угодно, вы выясняете круг элементов, входящих в культуру. Еще раз - это оценочная шкала: привлекательное или не привлекательное.

 Второе – когда вы работаете в культуре, то вам обязательно надо построить образ города, который существует в головах, который существует в сознании горожан. На самом деле оказывается, что вот такие ментальные конструкции города, они очень сильно отличаются от географического или можно сказать «физического описания». Дело в том, что выясняется, что в головах горожан какие-то места сдвинуты друг с другом, а какие-то места, наоборот, раздвинуты.

 Обычно у разных мест в городе есть два имени. Есть официальное имя, а есть неофициальное, то есть то, как его называют люди сами между собой. Например, вы знаете, что в любой семье есть имена домашние и есть имена для внешнего пользования. И точно такое же правило сохраняется и для городской культуры. И по этим именам можно легко оценить, как стоится городская культура. Например, хрущоба. Помните такое слово? Оно ведь было сконструировано специально, оно было сконструировано для того, чтобы в головах возник образ трущобы. Это слово закрывает другое «хрущобы» - «трущобы». Или, например, жители города Костромы называли одно место в своем городе «сковородкой». «На сковородке», «у сковородки» и так далее.

Выяснилось, что «сковородка» - это самый центр, пятак этого города, где стекаются восемь основных улиц и дорожных потоков. А они все называли его «сковородкой». И я не сказал бы, что это был негативный образ – так нельзя сказать. Я, скорее, сказал бы, что это очень домашний образ, освоенный образ, такой – уменьшительно-ласкательный образ. В одном городе, в котором мы работали, устойчиво целый кусок города называли «та сторона», и у него не было других имен, хотя официально он назывался Первомайским районом, но никто не говорил: «Первомайский район», а все говорили: «Та сторона» или «На ту сторону», «В той стороне» и так далее.

Имена дружественные, имена уменьшительно-ласкательные – они характеризуют степень освоенности и степень привлекательности, и тем самым эти имена выявляют некие близкие вам элементы городской культуры или, например, наоборот, агрессивные.

Еще одни важный элемент городской культуры, это выяснение мест и способов проведения досуга. Ведь досуговая сфера, она вообще очень близко и очень тесно подходит к культуре. Собственно говоря, и культуру-то можно увидеть, скорее всего, не по тому, как вы работаете, а по тому как вы отдыхаете. Именно здесь наиболее полно, как вы понимаете, проявляются культурные стереотипы. Первая и главная характеристика городской культуры – это то, где люди проводят досуг. Например, Орел – чудный город. Но, тем не менее, восемьдесят процентов опрошенных говорили, что, как только у них появляется свободная минутка, как они сразу же уезжают на дачу, на природу - куда угодно. Жители этого города очень любят природу.

Точно так же, как и сегодня, например, в Москве меняются места досуга. В мое время, когда я был такой же как и вы, в таком же возрасте – много, много лет тому назад, мы проводили свой досуг в некоторых не очень для этого подходящих, неподобающих местах. Например, в подворотнях, на детских площадках – не приспособленных для проведения досуга местах. А сегодня уже молодежь, слава Богу, имеет для этого совершенно другие места, и это тоже есть важный элемент городской культуры.

Таким образом, просчитывая и выясняя места и типы досуга горожан, вы конституируете и определяете городскую культуру.

Ну, и наконец последнее, – это идентификация центра города или, если точнее, то главные точки отсчета города, и выяснение отношения к нему жителей. Если, по крайней мере, семьдесят – восемьдесят процентов опрошенных указывают на одно и то же место, и если они испытывают к этому месту привязанность и какие-то позитивные чувства, то, значит, городская культура, сложившаяся в этом месте: а) существует, б) эта городская культура помогает людям, это значит, что она носит характер поощрения.

Главный результат – это попытаться понять, что объединяет массы людей, крупные группы людей, живущих в этом городе. Вот это объединяющее начало я и назвал бы жизнестроительным стержнем. Начинается он, конечно, в истории, но, как правило, в не очень далекой истории. А в истории, которая для жителей актуальна, в истории, которая доносится до горожан через живущих с ними людей – родителей, например. И, конечно, такой жизнестроительный стержень устремлен в будущее. В этот жизнестроительный стержень включаются жизненные перспективы людей, горожан. Поэтому городская культура в своих жизнестроительных стержнях – это не только фиксация существующего, заполненного заполненного сегодняшним днем, но там же живут и тени прошлого, и там же живут одновременно и отголоски будущего. И консультант должен суметь построить и найти, и определить такой стержень, такой жизнестроительный стержень.

2.2 Урбанизация – как социально-культурный фактор

В настоящее время наблюдается определенный дефицит исследований характеризующих исходный уровень и состояние культуры регионов в условиях современной модернизации. Особенно это касается городов, где компактно проживает большая часть населения Сибири. Нет четких представлений о субъектах, вызывающих процессы модернизации культуры региона и изменения культурных стереотипов.

В последние годы российские ученые уделяют все большее внимание проблемам формирования и развития городской культуры. Немалое внимание ученые уделяют и современному этапу развития сибирских городов.

Однако следует отметить, что в большинстве работ по истории городов Сибири, впрочем, как и в большинстве работ по урбанистике, города рассматриваются прежде всего как социально-экономические образования. В результате этого мы имеем работы, исследующие экономические, географические и демографические аспекты истории формирования и развития городов в Сибири и почти полное отсутствие работ, посвященных истории города как социально-культурного феномена.

Особенно отстает отечественная историография с исследованием повседневной жизни и среды обитания человека. Эти вопросы в той или иной степени были затронуты только в немногих работах. В то же время в зарубежной историографии проблемам повседневности в последние десятилетия уделяется весьма большое внимание.

На рубеже ХIХ и ХХ вв. в России сложилась оригинальная научная школа гуманитарного исторического градоведенья, которая рассматривала городские поселения не только и не столько как центры экономической и политической жизни, но прежде всего, как особый культурный феномен. Наиболее крупными представителями этого научного направления были И.М.Гревс и Н.П.Анциферов. В одной из своих работ И.М.Гревс писал: "Его (т.е. город) надо понять, как нечто внутреннее, цельное, как особый "субъект", собирательную личность, живое существо, в "лицо" которого мы должны вглядеться, понять его "душу", познать и восстановить "биографию" города". Развивая мысли своего учителя, Н.П.Анциферов отмечал, что "нельзя противополагать город - населяющему его обществу. Город есть одно неразрывное целое со своим населением". Однако по известным причинам все эти достижения отечественной историографии, к сожалению, временно были утрачены.

Важнейшим "капиталом" и источником развития любого общества является тот огромный социально-культурный потенциал, который был накоплен на протяжении столетий и сосредоточен в таком общественном феномене, как город. Города представляют собой специфическое образование не только в системе расселения, но и в системе общественных отношений. Еще К.Маркс сделал вывод о том, что "само существование города как такового отличается от простой множественности независимых домов. Здесь целое не просто сумма своих частей. Это своего рода самостоятельный организм".

Город, как особый феномен наиболее ярко проявляется в более высокой производительности труда. По данным Ильина И. в крупных городских центрах производительность труда на 28 была выше общих показателей по стране. Это объясняется не только лучшей технической оснащенностью предприятий в городах (особенно в больших), эффектом внутригородской кооперации труда, но и, видимо, социально-культурным феноменом городской среды. Судя по опубликованным данным, города Сибири в этом отношении представляют опережающую модель. Социально-культурное воздействие городской среды проявляется и в том, что среди окончивших городскую школу доля поступающих в вузы в 1,5 раза выше, чем среди выпускников сельских школ.

Современная городская культура складывалась на протяжении многих десятилетий под непосредственным влиянием разновеликих взаимодействующих факторов. Основной тенденцией развития городской культуры на протяжении последних 100 - 150 лет, является переход от преимущественно традиционных (доиндустриальных) к преимущественно урбанистическим (индустриальным и постиндустриальным) формам ее развития, что является важнейшей составной частью процесса модернизации.

Модернизация - это термин, который имеет различное наполнение в различных научных исследованиях. На наш взгляд, наиболее полным определением модернизации является то, которое приводит Э.А.Орлова и которое характеризует модернизацию как мировой процесс перехода от "индустриализма" к "постиндустриализму" в развитых странах, от доиндустриального к индустриальному типу развития в развивающихся странах. То что касается России, то здесь модернизация определяется как процесс перехода от раннеиндустриального к индустриальному состоянию.

Важнейшей особенностью модернизации в России является ее вторичный характер по отношению к развитым странам Запада, что приводит к ориентации и широкому заимствованию "образцов" созданных в этих странах и активной культурной диффузии. Хотим мы этого, или не хотим этот процесс является вполне объективным. Здесь можно говорить лишь о способах и формах регулирования этого процесса. Важнейшими составляющими современной модернизации являются: индустриализация, урбанизация и вестернизация. Исходя из этого, можно отметить, что процесс модернизации тесно увязан с развитием культуры городов и городской культуры. Ибо, чем крупнее город, тем активнее в нем протекают обозначенные процессы, тем большую роль играет в них городская культура в качестве преобразующего "коллективного" субъекта.

Урбанизацию следует рассматривать, как неоднозначный процесс, в ходе которого происходят многоуровневые, многоаспектные изменения не только социального или экономического плана, но, прежде всего, культурного. Урбанизация страны характеризуется не только и не столько ростом размеров и численности городов, увеличением числа проживающего в них населения, как это традиционно определялось до недавнего прошлого в научных исследованиях 1970-80-х гг., но прежде всего формированием и все более широким распространением городского образа жизни, городской культуры в собственном смысле этого слова.

Собственно городская культура (далее городская культура), так же как и понятие культура, в качестве объекта исследования поддается определению с большим трудом. В настоящее время существует несколько рабочих определений этого феномена каждое из которых лишь в малой степене способно удовлетворить исследователей. Вот одно из подобных: "Под городской культурой мы можем разуметь подвижный, зыбкий в контурах образ, возникающий в результате преломления универсальных культурнотворных процессов в конкретно-индививидуальной городской среде".

Как бы там не было, современная городская культура имеет сложную полиаморфную структуру состоящую из множества взаимодействующих субкультур и имеет в основе своего развития тенденции к дифферинциации и усложнения внутренней структуры.

Выделяя основные субкультуры возникающие в ходе процессов урбанизации, необходимо проследить их эволюцию, определить варианты их изменения, проанализировать каналы взаимодействия различных субкультур, выделить доминирующие субкультуры.

Сложный синтетический характер изучаемого объекта (культура города) не поддается достаточно полному описанию и исследованию с позиций какой-либо отдельно взятой науки, теории или концепции. Поэтому его изучение требует выработки комплексного междисциплинарного подхода. Целостной теории данного уровня в настоящее время пока еще не существует. В связи с этим, современная наука преодолевает отмеченные трудности путем самостоятельного анализа различных подсистем объекта с использованием уже отработанных моделей по отношению к этим подобъектам.

Основным социальным носителем культуры города является городской население, которое в данной статье рассматривается в качестве особой социально-культурной общности. В 1960-е - первой половине 1980-х годов наблюдается постоянный рост численности и качественных показателей этой общности. Таким образом, современная городская культура имеет сложную полиаморфную структуру состоящую из множества взаимодействующих субкультур носителями которой являются различные слои городского населения.

В рамках социально-культурной стратификации городского населения сибирскими учеными определенно выделяются следующие социокультурные слои. Во-первых, слой "чистых" горожан (далее горожане), т.е. тех, кто всю или по крайне мере более 3/4 своей жизни прожил в городе. Часть лиц этого слоя - горожане второго, третьего и более поколения. По характеристике Л.В.Корель этот слой населения является "наиболее ярким представителем, а также транслятором и генератором стандартов и стереотипов урбанизированного образа жизни". На этот слой как самый приспособленный к городскому образу жизни, "видимо, должны ориентироваться в своем поведении остальные группы" и он является референтным и "демонстрирует эталоны и образцы поведения урбанизированного человека".

Второй слой - "преимущественно" горожане (далее полугорожане) - объединяет лиц, которые провели в городе от половины до 3/4 жизни. Это - горожане первого поколения, фон традиционной аграрной культуры и образа жизни, согласно гипотетическим представлениям Л.В.Корель, у них размыт и слабо сказывается на поведении, установках и образе жизни.

Третий слой состоит из лиц проживших в городских поселениях более четверти, но не более половины своей жизни. Это полусельские жители по своим социокультурным характеристикам (далее – городские полуселяне). Этот слой образуют горожане первого поколения с заметно выраженными, согласно гипотезе, элементами традиционной аграрной культуры в поведении, установках и образе жизни в целом. По определению Л.В.Кореля, "Пока им удалось освоить... лишь "азы" городского образа жизни. Их ожидаемое поведение - это сплав, с одной стороны, традиционных аграрных поведенческих установок, присущих сельскому населению, с другой - сугубо городских стандартов и стереотипов поведения".

Четвертый слой - по своей социально-культурной принадлежности городские селяне, т.е. лица, прожившие в сельской местности почти всю или более 3/4 своей жизни. "Они находятся на стадии вживания в новую городскую среду, перестройки нормативной ценностной структуры личности, образа жизни,т.е. на этапе начальной или незавершенной адаптации к городу и дезадаптации по отношению к селу. В своем поведении... они наиболее далеки от урбанизированного образа жизни и остаются носителями преимущественно аграрной культуры".

Таким образом, необходимость исследования основных проблем формирования и развития городской культуры в современных условиях связана с поворотом к новому пониманию роли культурного фактора в проведении современных реформ.

 

Заключение

Город - это своеобразная "визитная карточка" государства, показатель положения страны в целом. В связи с этим особенно актуальны проблемы и перспективы развития современных городов России, в том числе регионального значения.

Археологические исследования подтверждают существование первых городов еще в эпоху палеолита (15 тыс. лет до н.э.).

Город - это не просто высокая концентрация населения, высокий промышленный потенциал и развитая инфраструктура. Это особый дух, городская культура. Городские традиции в Европе насчитывают несколько веков. Фактически городское самоуправление стало основой современной государственности. Города еще с феодальных времен считались оплотами свободы и просвещения, задавали тон всей культурной и экономической жизни европейских стран.

Россия вошла в XXI век как страна городов. В настоящее время на территории страны насчитывается 2345 городских округов и городских поселений, в которых сосредоточена основная часть населения. В Сибирском федеральном округе, как и в целом по России, в городах проживает более 70% населения.

Необходимость разработки политики развития крупных городов назрела давно.

Несомненно, важнейшую роль в социально-экономическом развитии регионов играют, прежде всего, крупные города-центры. Крупные города имеют значительные интеллектуальные, финансовые и материальные ресурсы. Они выполняют системообразующие функции в различных областях экономики и социальной сферы. Городские округа зачастую являются "ориентиром" и "генератором" для развития близлежащих муниципальных образований, на них стараются "равняться".

Но и это же их делает наиболее уязвимыми с позиций социально-экономической безопасности.

Конечно, экономика любого города во многом зависит от возможности формирования полноценного бюджета. Но сбор налогов это не самоцель. Надо стремиться к созданию новых рабочих мест, развитию системы жизнеобеспечения и достижения высокого уровня жизни для жителей. Нельзя "жить одним днем", мыслить только на год-два-три вперед.

Особо стоит отметить важность укреплений связи "город-село" для взаимного развития. С одной стороны, город выступает как потребитель продукции аграрного комплекса и партнер в организации её переработки, с другой, - как производитель и поставщик на село промышленных товаров, агент по обеспечению сельскохозяйственного производства материальными и финансовыми ресурсами, как научно-образовательная база сельской территории, источник мощного культурного влияния на население сельских районов.

Формы взаимного сотрудничества между городом и селом сегодня есть, но их явно недостаточно.

Важная роль крупнейших городов как промышленных, научных центров это возможность обеспечить специализацию на отраслях "несырьевого" комплекса, обрабатывающей промышленности. Поэтому дальнейшее развитие городов во многом, прежде всего, определяется возможностью развития высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств. Необходимо сокращать разрыв между научными разработками и их внедрением в реальный сектор экономики.

Библиографический список

  1. Алексеев В.В. Итоги и задачи изучения урбанизации советской Сибири // Перцик Е.М. Город. - М., 1980.
  2. Анциферов Н.П. Пути изучения города, как социального организма. 2-е изд. - Л., 1926. - С. 16.
  3. Ахиезер А.С., Коган Л.Б., Яницкий О.Н. Урбанизация, общество и научно-техническая революция // Вопросы философии. – 1969. - N 2. - С.44.
  4. Вишневский А.Г. На полпути к городскому обществу//Человек. - 1992. - N 1. - С.22.
  5. Глазычев В.Л. От сельской культуры к урбанизации // Культура в советском обществе. - М.,1988.- С.42.
  6. Гревс И. Город как предмет краеведения // Краеведение. – 1924. - N 3. - С. 249.
  7. Груза И. Теория города. - М.,1972.
  8. Зайончковская Ж.А. Новоселы в городах. - М.,1972;
  9. Зайончковская Ж.А. Демографическая ситуация и расселение. - М.,1991.
  10. Культура города: Проблемы инновации. - М.,1987.
  11. Моль А. Социодинамика культуры. - М.,1973.- С. 45.
  12. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-у изд. - Т. 46. - Ч.1.- С. 470.
  13. Орлова Э.А. Проблемы модернизации в России: культурные аспекты //
  14. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М.,1994.- С.18 - 20.
  15. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. - М., 1987.- С.69.
  16. Рывкина Р.В. Динамика образа жизни и отношение к нему сельского населения // Проблемы социально-экономического развития западносибирской деревни. - Новосибирск,1981. - С.230.
  17. Рерих Н.К. Красный крест культуры // Рерих Н.К. О вечном... М.,1991.- С.73.
  18. Семенов Тян-Шанский В.П. Город и деревня. СПб, 1910
  19. Теоретические основания культурной политики. - М.,1993. - С.5.
  20. Урбанизация села в СССР и некоторые проблемы социального управления.- М.,1970 и др.

1 В.П.Семенов Тян-Шанский. Город и деревня. СПб, 1910. С. 47-48

2 Там же С. 52-53.

1 Семенов Тян-Шанский В.П. Город и деревня. СПб, 1910. С. 73.

2 Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. – 3-е изд. М.: 2001.

1 Ахиезер А.С., Коган Л.Б., Яницкий О.Н. Урбанизация, общество и научно-техническая революция// Вопросы философии. 1969. - N 2. -С.44.

2 Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию М.,1994. - С.18 – 20.

3 Анцифиров Н.П. Пути изучения города, как социального организма. - С.29.

1 Миронов Б.Н. Русский город в 1740-1860-е годы: демографическое, социальное и экономическое развитие. - Л.,1990. - С.229.