Курсовая работа по мировой экономике
"Внешнеторговые отношения России и Индии"


Оглавление

Введение

Глава 1. История развития внешнеторговых отношений России и Индии

1.1. Основы сотрудничества России и Индии

1.2. Значение внешнеторговых отношений России и Индии

Глава 2. Оценка внешнеторговых отношений Индии и России

2.1. Анализ внешней торговли товарами и услугами

2.2. Инвестиционное сотрудничество

Глава 3. Перспективы внешнеторгового сотрудничества Индии и России

3.1. Перспективные направления сотрудничества

3.2. Институциональные формы сотрудничества

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что опыт развития экономических и научно-технических связей Российской Федерации с Республикой Индия, их развитие - представляют значительный практический и научный интерес.

Двусторонние российско-индийские торговые отношения регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о торговле и экономическом сотрудничестве от 4 мая 1992 г., в котором закреплен режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле.

К настоящему времени сформировалась обширная договорно-правовая база, разработаны институциональные механизмы сотрудничества на межправительственном уровне и по линии деловых кругов.

К числу таких механизмов относятся Российско-Индийская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (Межправкомиссия) и ее Рабочие группы, Российско-Индийский Форум по торговле и инвестициям, Российско-Индийский деловой совет и др. Активно взаимодействуют между собой различные торгово-промышленные палаты и объединения предпринимателей.

Объектом курсовой работы выступили отношения двух стран: России и Индии.

Предмет курсовой работы - внешнеторговые отношения России и Индии.

Практическая значимость курсовой работы заключается в важности исследования внешнеторговых отношений России и Индии с целью их развития.

Цель курсовой работы - исследование внешнеторговых отношений России и Индии.

Задачи:

  1. Рассмотреть историческое развитие отношений России и Индии.
  2. Проанализировать внешнеторговые отношения России и Индии.
  3. Определить перспективы сотрудничества России и Индии.

Базой для исследования стал ряд публикаций и книг, затрагивающих современное состояние и перспективы развития двусторонних экономических отношений между Россией и Индией. Необходимую для исследования информацию содержат в себе двусторонние документы, совместные заявления глав государств, выступления высокопоставленных руководителей, как Индии, так и России. В связи с тем, что экономические отношения между Россией и Индией являются весьма актуальной темой, достаточно ясную картину сотрудничества можно составить, опираясь на многочисленные публикации на сайте ФТС и Министерстве экономического развития РФ. Необходимо отметить, что материалы, опубликованные в средствах массовой информации двух стран, зачастую дополняют друг друга. Большую важность представляют официальные материалы МИД Российской Федерации, а также ежегодный экономический отчет Торгового представительства России в Индии.

Глава 1. История развития внешнеторговых отношений России и Индии

1.1. Основы сотрудничества России и Индии

Сотрудничество между Москвой и Дели восходит ко времени холодной войны, когда страны фактически были союзниками. Этот альянс основывался на идеологических и политических факторах, а также соображениях безопасности. В 1971 году он был оформлен Договором о мире, дружбе и сотрудничестве. Индия серьёзно зависела от России, которую многие индийцы считали единственной державой, на которую можно положиться (например, в Совете безопасности ООН). Активное взаимодействие между элитами стран в сферах безопасности, науки и промышленности продолжалось десятилетиями. Индийские политики были непреклонными славянофилами. Отношения были настолько сильны, что крушение Советского союза оказалось для Индии стратегическим шоком[1].

Индийский аналитик C. Раджа Мохан даже написал, что ничто так не ударило по индийским властям и их внешней политике, как крах Советского союза. Внешнеполитический истеблишмент Индии охватила, как он выразился, скорбь. В ельцинское время отношения между странами ухудшились из-за стремления Индии приспособиться к сложившемуся после холодной войны порядку.

Однако после того как в 2000 году к власти пришёл Владимир Путин, старые связи начали в некоторой степени переосмысливаться и оживать. Отношения между странами остаются глубокими и тёплыми. Как сообщалось, этим летом Моди назвал Россию лучшим другом Индии, о чём, по словам политика, знает каждый ребёнок в Индии.

В частности, особенно тесными являются связи, касающиеся передачи оружия, которые начались с продажи советских самолётов МиГ-21 в 1963 году. Эта же основа послужила ключевым элементом для восстановления отношений после окончания холодной войны.

В середине 1990-х Россия предложила Индии весь спектр своего передового оружия, в том числе истребители Су-30. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, в период между 2009 и 2013 годами на долю Индии (крупнейшего покупатель оружия на сегодняшний день) пришлось 38 процентов российского экспорта основных видов вооружения (12 процентов экспортировано в Китай). Для Индии доля российских поставок в импорте оружия составила 75 процентов. Отношения, начинавшиеся с купли-продажи, теперь выходят на уровень создания совместных предприятий для развития технологий, например, истребителей пятого поколения[2].

Оружие принадлежит к числу российских товаров, способных конкурировать на международном рынке. Россия, вероятно, будет стремиться наращивать его продажи для частичной компенсации падения доходов от экспорта энергоносителей, вызванного снижением цен на нефть. Похоже, что Индия останется самым важным потребителем России.

Таким образом, хотя некоторым в Европе такая мысль определённо не понравится, военное сотрудничество с Индией может максимизировать влияние санкций на Россию. Очевидно, Россия будет стараться укрепить отношения с азиатскими странами. Однако самые естественные партнёры - Япония и Южная Корея - связаны с США союзными договорами, так что России, возможно, придётся сосредоточиться на других государствах, той же Индии.

В таком случае в будущем Индия станет ещё важнее для России. Если Запад собирается не допустить обнуления эффекта санкций из-за российско-индийских отношений, необходимо найти способы их разорвать. И одним из путей к достижению этой цели является военное сотрудничество с Индией. Возможно, Франция даже могла бы продать Индии два вертолетоносца Мистраль, построенные по заказу России. Индия сохраняет невозмутимость — даже несмотря на то, что США выразили своё молчаливое неодобрение серии соглашений между Нью-Дели и Москвой, заключённых на встрече между премьер-министром Нарендрой Моди и Владимиром Путиным. Нью-Дели не дали никаких официальных комментариев на замечание Вашингтона относительно решения Индии укреплять свои оборонные, экономические и энергетические связи с Россией. Впрочем, имеющиеся источники утверждают, что Индия чётко протранслировала США свою позицию по данному вопросу через дипломатические каналы. Невзирая на хмурые взгляды со стороны США, встреча Моди и Путина в четверг на прошлой неделе закончилась подписанием 20 соглашений, включая договор на поставки сырой нефти из России на протяжении следующих 10 лет и контракт на подготовку вооружённых сил Индии на российских базах[3].

Нью-Дели и Москва также отметили своё обоюдное намерение кооперироваться в области ядерной энергетики. Россия построит в Индии, по меньшей мере, 10 ядерных реакторов в течение следующих 20 лет с передачей технологии и организацией производства запасных частей и компонентов на местах. Визит Владимира Путина в Индию, в то время как западные санкции угнетают российскую экономику, показывают, что Москва проявляет себя как расчётливого и дальновидного бизнес-партнёра. По мнению индийских экспертов, Индии следует постараться извлечь максимум из российской изоляции - так же, как это сделал Китай, подписав 400-миллиардный контракт на поставку газа. По заключению аналитиков, Индия может взаимовыгодно сотрудничать с Россией в области обороны, космических программ, ядерной энергетики, науки и технологических трансферов. Две страны имеют взаимно пересекающиеся интересы во множестве различных областей. Так, например, Россия остаётся для Индии главным поставщиком военного оборудования. Индийские эксперты считают, что благоразумным поступком для Индии станет сейчас подписание долговременного энергетического соглашения с Россией, пока та справляется с последствиями экономических санкций и падения цен на нефть.

Тесные отношения России и Индии начались в 1970-х годах, но с годами связи несколько ослабли. Пять лет назад объёмы российско-индийской торговли составляли всего одну пятую объёмов российско-китайской торговли. А поскольку роль Китая в Азии возрастает, то и вышеупомянутое соотношение снизилось до одной десятой в 2014. Премьер-министр Индии Нарендра Моди написал: Времена меняются, но наша дружба остаётся неизменной. Сейчас мы хотим вывести наши отношения на новый уровень, и визит российского президента стал важным шагом в этом отношении.

Самыми значимыми обещают стать соглашения в военной сфере, поскольку Индия по-прежнему остаётся крупнейшим покупателем российского оружия. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира примерно 75 процентов импорта вооружений в Индию приходится на долю России. Россия — давний поставщик Индии, однако в последние годы её немного потеснили США и Израиль. Однако индийцы по-прежнему зависят от России, снабжающей её деталями работающего в настоящее время оборудования, сказал вице-президент компании Hills & Company и бывший посол США в России Томас Пикеринг. В настоящее время ведутся переговоры о подписании Индией контракта на покупку 126 истребителей французской компании Dassault Aviation, однако, по мнению Пикеринга, Путин попытается убедить Моди закупить вместо этого российскую технику. Для Муди сегодня основным вопросом на повестке дня стоит решение энергетических проблем. Такие индийские фирмы, как Essar Oil, ONGC Videsh и Oil India ожидают, визит Путина приведёт к подписанию договора о взаимопонимании с Роснефтью. Кроме того, обсуждается и возможное строительство в долгосрочной перспективе трубопровода из России в Индию. Некоторые эксперты сомневаются относительно реализуемости такого проекта, поскольку такой трубопровод должен будет пересечь территорию Китая. Индия наверняка не в восторге от потепления российско-китайских отношений. У Индии сохраняется ряд опасений, связанных с китайской армией, так что на пути этого соглашения может встать геополитика, сказал Пикеринг. Сейчас Индия и Россия находятся в контрастных по отношению друг к другу точках своего развития. Для России наступает время идеального шторма, вызванного санкциями Запада: рекордно низкий курс национальной валюты, падающие цены на нефть и негативная реакция большинства стран мира на вовлечённость страны в украинский конфликт. В то же самое время Индия представляет собой быстро развивающийся рынок, успешно борющийся с инфляцией и привлекающий инвесторов благодаря облегчающим ведение бизнеса реформам Моди.

В целом, и Индия и Россия серьёзно изменились за ту четверть века, что минула с конца холодной войны и крушения Советского Союза. Однако, как ни парадоксально, точки зрения элит этих стран сейчас имеют больше общего, чем раньше, так как они обе участвуют в процессе глобализации. Россия вновь стремится найти своё место в общем европейском доме, да и Индия больше не рискует получить отпор в своём стремлении сблизиться с Западом. Однако в мире дипломатии внешнее положение дел может оказаться обманчивым[4].

США на протяжении трёх последних лет сместили Россию с места первого оборонного поставщика Индии, заключив с 2007-2008 года ряд соглашений на 10 миллиардов долларов. Однако Россия - это единственная страна, которая помогает Индии в стратегических проектах, от поставок стране ядерных субмарин до помощи в строительстве своих собственных. Индийская внешняя политика переживает в настоящее время пик активности между двумя визитами влиятельных зарубежных лидеров. Президент Путин недавно посетил Нью-Дели чтобы принять участие в 15-м индийско-российском саммите, который завершился существенным прогрессом в формировании стратегического партнерства между двумя странами.

Перечислим договорно-правовую базу торгово-экономического сотрудничества:

  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия о Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (заключено в г. Дели 04.05.1992);
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия о торговле и экономическом сотрудничестве (заключено в г. Дели 04.05.1992);
  • Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Индия (подписан в г. Дели 28.01.1993);
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия о поощрении и взаимной защите капиталовложений (заключено в г. Дели 23.12.1994). В настоящее время начата работа по модернизации данного соглашения.

1.2. Значение внешнеторговых отношений России и Индии

Сближение Индии с Россией, имеет особую важность в связи с тем, что оно происходит на фоне кампании международной изоляции России, развернутой США и странами Западной Европы. Индия, напротив, заявила, что важность ее стратегического партнерства с Россией невозможно переоценить, а также ясно дала понять миру, что Нью-Дели не намерен присоединяться к антироссийским санкциям Запада, введенным после аннексии Крыма.

Премьер-министр Нарендра Моди сказал, что две страны связывает дружба, основанная на взаимном доверии и доброжелательности и несмотря на изменения международной обстановки эта дружба останется незыблемой.

Были приняты решения о совместном производстве новейших военных вертолетов в Индии, подписана программа двустороннего сотрудничества в сфере атомной энергетики на ближайшие два десятилетия, включающая строительство двенадцати реакторов, а также совместные исследования в области ядерной энергии. Все это соответствует интересам индийской элиты, стремящейся к развитию атомной энергетики, независимо от затрат и проблем безопасности. Нарендра Моди добавил, что обе страны остаются весьма восприимчивыми к действиям друг друга, намекая на недавнее российско-пакистанское оборонное соглашение.

Саммит показал. Что Индия желает проводить независимую внешнюю политику и обладает для этого достаточной силой. Однако, настоящей проверкой для индийско-российских отношений станут результаты предстоящей встречи, а именно, что пообещает Индия США и де-факто Израилю в ближайшие дни.

У Америки имеется вполне определенный список тем для переговоров с Индией. Госдепартамент США неодобрительно отозвался о поддержке Индией России и отказе от присоединения к санкциям.

Однако, если Индия согласится с другими пунктами из американского списка, США может в краткосрочном периоде закрыть глаза на индийско-российские связи, в то же время активно втягивая Индию в орбиту своих стратегических интересов. Главным в этом списке несомненно является пункт об активизации роли Индии в стратегии американской интервенции, особенно в таких регионах как Афганистан, Ирак и Ливия, где на сегодняшний день эта стратегия потерпела провал.

Индия намерена сказать нет интервенции, но да другим видам поддержки, таким как оказание социальной помощи пострадавшим регионам, строительство и восстановление объектов, обмен разведывательной информацией, поддержка сил сопротивления исламскому терроризму, ИГИЛ, Талибан и так далее.

Глава 2. Оценка внешнеторговых отношений Индии и России за 2014 год

2.1. Анализ внешней торговли товарами и услугами

По данным ФТС России[5], в 2014 г. двусторонний товарооборот составил 9,5 млрд. долл. США и уменьшился на 5,6% по сравнению с2013 г., при этом экспорт России в Индию - 6,3млрд. долл. США (9,2%), импорт из Индии -3,2 млрд. долл. США (+2,6%). Положительное сальдо России составило 3,1 млрд. долл. США (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Товарооборот между Россией и Индией в 2009-2014 гг. (млрд. долл. США)

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

ОБОРОТ

7,5

8,5

8,9

11,0

10,1

9,5

динамика в %

107,6

114,4

104,2

124,6

95,0

94,4

ЭКСПОРТ

5,9

6,3

6,1

8,0

7,0

6,3

динамика в %

113,5

107,7

95,3

131,6

92,3

90,8

ИМПОРТ

1,5

2,1

2,8

3,0

3,1

3,2

динамика в %

89,3

140,5

130,6

109,1

104,5

102,6

САЛЬДО

4,4

4,2

3,3

5,0

3,9

3,1

Источник: ФТС России

В структуре российского экспорта в Индию в 2014г. основная доля поставок приходится на следующие товарные группы:

  • машины, оборудование и транспортные средства - 36,7 % (2013 г. - 54,5 %);
  • драгоценные камни, металлы - 17,6 % (12,5%);
  • продукция химической промышленности- 11,7 % (9,2 %);
  • минеральные продукты - 5,4 % (3,9 %);
  • металлы, изделия из них - 5,1 % (5,3%);
  • древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 4,0 % (3,2 %).

По данным ФТС России, в 2014 году наибольший прирост российской экспорта в Индию по сравнению с 2013 годом зафиксирован по следующим товарам[6]:

  • драгоценные камни и металлы (на 242,8 млн. долл. США или на 27,9 %);
  • продукция химической промышленности (на 99,7 млн. долл. США или на 15,62 %);
  • минеральные продукты (на 69,8 млн. долл. США или на 25,4 %);
  • древесина и целлюлозно-бумажные изделия (на 30,9 млн. долл. США или на 14,0 %);
  • продовольственные товары и сельхозсырье (на 22,1 млн. долл. США или на 53,4 %).

В стоимостном выражении в 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. сократился российский экспорт в Индию следующих товаров:

  • машины, оборудование, транспортные средства (на 1 478,1 млн. долл. США или на 38,8 %);
  • металлы и изделия из них (на 46,1 млн. долл. США или на 12,5 %);
  • пушнина и изделия из них (на 0,5 млн. долл. США или на 10,7 %).

Структуру импорта из Индии в 2014г. формируют:

  • продукция химической промышленности - 30,7 % (35,0 %);
  • продовольственные товары и сельхозсырье - 21,0 % (17,3 %);
  • машины, оборудование и транспортные средства - 18,8 % (21,7 %);
  • текстиль, изделия из него, обувь - 13,7 % (12,9%);
  • металлы, изделия из них - 6,6 % (8,1%).

По данным ФТС России, в 2014 г.наибольший прирост российской импорта из Индии по сравнению с 2013 г. зафиксирован по следующим товарам[7]:

  • продовольственные товары и сельхозсырье (на 133,4 млн. долл. США или на 25,0 %);
  • жемчуг, драгоценные камни, металлы (на 122,8 млн. долл. США или 440,6 %);
  • текстиль, изделия из него и обувь (на 37,3 млн. долл. США или на 9,3 %);
  • древесина и целлюлозно-бумажные изделия (на 2,7 млн. долл. США или на 40,8 %);
  • минеральные продукты(на 1,7 млн. долл. США или на 9,7 %);
  • кожевенное сырье, пушнина и изделия из них (на 1,4 млн. долл. США или на 3,2 %).

В стоимостном выражении в 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. сократился российский импорт из Индии следующих товаров[8]:

  • продукция химической промышленности (на 108,9 млн. долл. США или на 10,1 %);
  • машины, оборудование и транспортные средства из Индии (на 74,5 млн. долл. США или на 16,6 %);
  • металлы и изделий из них (на 41,7 млн. долл. США или на 16,6 %).

Таблица 2.2

Анализ торговли услугами (в тыс. долл. США)

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

ОБОРОТ

678 601

458 221

452 432

505 097

1 199 567

1 419 669

797 142

ЭКСПОРТ

176 196

244 741

228 005

251 144

864 469

932 647

511 332

ИМПОРТ

502 405

213 480

224 427

253 953

335 098

487 022

285 810

САЛЬДО

-326 209

31 261

3 578

-2 809

529 370

445 625

225 522

Источник: Банк России

Анализ торговли услугами показывает (табл. 2.2), что до 2013 г. был серьезный рост услуг, как по экспорту, так и по импорту.

Индия является членом Всемирной торговой организации с 1995 года. Индия признала рыночный статус российской экономики в 2007 году.

В настоящее время Россией и Индией применяются меры по ограничению торговли и защите внутреннего рынка в отношении друг друга. Однако следует отметить, что количество применяемых Россией в отношении Индии мер (3 специальные защитные и 1 антидемпинговая меры) значительно ниже, чем аналогичные меры со стороны Индии (6 антидемпинговых мер, 4 специальных защитных меры, проводятся 2 антидемпинговых расследования целенаправленно в отношении российских товаров и 1 специальное защитное расследование).

2.2. Инвестиционное сотрудничество

По состоянию на конец 2013 г. положительное сальдо прямых индийских инвестиций в экономику России из Индии составило 25 млн. долл. США.

За I полугодие 2014 г. положительное сальдо прямых индийских инвестиций в Российскую Федерацию составило 5 млн. долл. США.[9]

Таблица 2.3

Сальдо прямых индийских инвестиций в экономику России

(по данным платежного баланса Российской Федерации, в млн. долл. США)

Наименование

2009

2010

2011

2012

2013

январь - июнь 2014

Прямые инвестиции, всего

10

33

3

20

25

5

Источник: Банк России

Основным инвестиционным проектом, реализуемым с участием индийских партнеров на территории России, является Сахалин-1. На основе соглашения о разделе продукции компания ONGC Videsh Ltd. (OVL) имеет в нем долю участия в 20%. Начиная с 2006 г. OVL, как инвестор, получает свою долю добываемой продукции (сырую нефть, а с 2009 г. - сжиженный природный газ)[10].

13 января 2009 года компания ONGC Videsh Limited (OVL), зарубежное отделение индийской государственной нефтегазовой корпорации Oil and Natural Gas Corporation (ONGC) приобрела группу компаний Imperial Energy, которая занимается разведкой и добычей нефти в Томской области (Россия). Сфера деятельности и основные активы Imperial Energy сконцентрированы в северной и западной частях Томской области, головной офис находится в г. Томске.

По состоянию на конец 2013 г. положительное сальдо прямых российских инвестиций в экономику Индии составил 1 млн. долл. США.

За I полугодие 2014 года отрицательное сальдо прямых российских инвестиций в Республику Индию составил -218 млн. долл. США.

Таблица 2.4.

Сальдо прямых российских инвестиций в экономику Индии

(по данным платежного баланса Российской Федерации, в млн. долл. США)

Наименование

2009

2010

2011

2012

2013

январь-июнь 2014

Прямые инвестиции, всего

2

597

17

275

1

-218

Источник: Банк России

Важным инвестиционным проектом, реализуемым с российским участием на территории Индии, является проект АФК Система по созданию паниндийского оператора мобильной связи. В марте 2008 г. совместная компания Sistema Shyam Teleservices Ltd получила универсальную паниндийскую лицензию на предоставление услуг мобильной связи. Компания обладает частотами во всех округах Индии и предоставляет услуги мобильной связи в стандарте CDMA-800 в 20 округах, абонентская база оператора мобильной связи SSTL насчитывает 15 млн. абонентов беспроводной связи. Пользователями услуги высокоскоростного широкополосного мобильного доступа в Интернет MBlaze являются свыше 1,3 млн. клиентов в более чем 200 городах страны.

В 2014 г. был запущен проект российской компании МГК Световые технологии по организации производства осветительного оборудования общего и специального назначения мощностью 60 тысяч светильников в месяц в г.Джигани, штат Карнатака, Индия[11].

По экспертным оценкам, накопленные индийские инвестиции в России на конец 2013 г. составили более 8 млрд. долл. США, при этом накопленные российские инвестиции в Индии на конец 2013 г. составили более 3,6 млрд. долл. США.

Глава 3. Перспективы внешнеторгового сотрудничества Индии и России

3.1. Перспективные направления сотрудничества

Индийские организации выражают заинтересованность в увеличении прямых поставок из России коксующегося и энергетического угля, сжиженного природного газа, необработанных алмазов, минеральных удобрений (калийных, фосфорных, азотных, в том числе карбамида). Это говорит о потенциальных возможностях для расширения российских поставок указанных товаров на индийский рынок. Индия позиционирует себя как стратегический импортер ряда российских товаров, таких как калийные, фосфатные и азотные удобрения, необработанные алмазы, черные металлы, комплектное энергооборудование, в том числе для АЭС, транспортное оборудование. Спросом пользуются российские инженерные услуги. Перед Индией остро стоит проблема нехватки генерирующих электромощностей.

В этом контексте остается перспективным для российского экспорта направление, связанное с поставками энергетического оборудования как для АЭС, так и для электростанций на традиционных источниках энергии. В последние годы активно развивается гражданская авиация Индии. Создаются новые частные пассажирские и грузовые авиакомпании, действующие компании объявляют о планах значительного увеличения своего авиапарка[12].

Перед гражданской авиацией Индии стоит задача кардинального улучшения авиасообщения между штатами, особенно в северо-восточном направлении. Индийские авиакомпании нуждаются в самолетах малой и средней вместимости. Это обстоятельство необходимо использовать для продвижения на индийский рынок российской авиатехники данного класса. Перспективными видятся поставки в Индию удовлетворяющих современным требованиям российских пассажирских самолетов малой и средней дальности, таких как Сухой Суперджет - 100, а в перспективе - МС-21.

Существуют возможности для организации совместного производства среднемагистральных самолетов, а также вертолетов, авиационных двигателей и радарного оборудования. Имеются перспективы для продажи российских вертолетов гражданских модификаций (Ми-172, Ка-226 и др.). На ближайшее время Индия останется перспективным рынком для сбыта российского горно-шахтного оборудования. Спросом в этой стране пользуются длиннозабойные механизированные очистные комплексы, крупные драглайны, карьерные экскаваторы, большегрузные автосамосвалы и буровые установки.В связи с необходимостью модернизации железнодорожного транспорта Индии и реализацией проектов по строительству транспортных коридоров (Дели - Мумбаи, Амритсар - Калькутта и др.) возможен спрос на продукцию российских производителей железнодорожного подвижного состава (вагоны, тележки и колесные пары)[13].

Имеются перспективы расширения сотрудничества индийцев с российскими поставщиками ремонтного железнодорожного оборудования и тяжелой путевой техники.

Приоритетными с точки зрения экспорта в Россию индийские партнеры считают фармацевтическую продукцию, сельскохозяйственные товары, продукцию текстильной и швейной промышленности.

Существуют потенциальные возможности для увеличения экспорта из Индии в Россию сельскохозяйственных и продовольственных товаров, таких, как чай, кофе, табак, специи, буйволиное мясо, яичный порошок, яблоки, бананы, орехи кешью, картофель, зеленый перец и перец чили, огурцы и корнишоны, виноград, очищенный арахис, (свежий и замороженный), кукуруза, рис, лук, апельсины, помидоры, консервированные овощи и табак.

Среди индийских товаров, поставки которых в Россию могли бы быть увеличены, можно отметить текстильную продукцию, включая готовую одежду, а также химическую продукцию, например, специальные химикаты, красители, пестициды, химические продукты тонкого органического синтеза. Одним из наиболее перспективных товаров для экспорта в Россию остаются медикаменты. По мнению обеих сторон, имеются реальные возможности для расширения взаимодействия в этой области - не только за счет увеличения поставок индийских лекарств в Россию, но и путем участия индийских компаний в создании в нашей стране совместных производств, проведении НИОКР и подготовке кадров.

Значительный рост российско-индийской торговли услугами обусловлен, прежде всего, увеличением экспорта из России в Индию деловых, профессиональных и технических услуг, и ростом импорта туристических услуг из Индии. Резервы для дальнейшего роста здесь существуют в банковско- финансовом, транспортном и строительном секторах, а также IT-аутсорсинге. В структуре российского экспорта услуг в Индию наибольшая доля приходится на услуги по строительству и модернизации промышленных объектов силами российских организаций на территории Индии, по развитию транспортных коммуникаций (строительство газопроводов и продуктопроводов, автомобильных дорог), сетей мобильной связи, а также по обслуживанию ранее поставленного оборудования в таких отраслях, как электроэнергетика (строительство ТЭС, ГЭС и АЭС, энергетический аудит) и металлургия. Рост удельного веса транспортных услуг в значительной мере связан с исполнением разовых контрактов на поставки оборудования для проектов экономического сотрудничества. В российском импорте услуг из Индии преобладают услуги по организации пребывания российских туристов и строительные услуги, оказываемые российским компаниям, реализующим проекты на индийской территории.

3.2. Институциональные формы сотрудничества

Созданные и отлаженные в последние годы механизмы взаимодействия на государственном и частном уровнях призваны определять основные направления взаимного сотрудничества и решать имеющиеся проблемы. К числу таких двусторонних механизмов относятся регулярные визиты на высшем уровне, Российско-Индийская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, ежегодный Российско-Индийский Форум по торговле и инвестициям. Активно взаимодействуют торгово-промышленные палаты и объединения промышленников России и Индии.

В рамках Межправительственной Российско-Индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству действуют 8 рабочих групп по следующим направлениям: торгово-экономическое сотрудничество; модернизация и сотрудничество в области промышленности; наука и технологии; информационные и коммуникационные технологии; энергетика и энергоэффективность; туризм и культура; инвестиционные проекты; проблемные вопросы торгово-экономического сотрудничества.

С российской стороны МПК возглавляет Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозин, с индийской - Министр иностранных дел Республики Индии С.Сварадж.

20-е заседание МПК состоялось 5 ноября 2014 г. в Нью-Дели. Очередное 21-е заседание МПК запланировано на 2-ое полугодие 2015 г. в Казани[14].

26 февраля 2014 г. в Нью-Дели прошла встреча сопредседателей МПК - Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина и Министра иностранных дел Республики Индии С.Хуршида.

18 июня 2014 г. в Нью-Дели прошла встреча Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, председателя Российской части МПК Д.О. Рогозина с вновь назначенным Министром иностранных дел Республики Индии, председателем Индийской части МПК г-жой С.Сварадж.

8-й Российско-Индийский форум по торговле и инвестициям состоялся 5 ноября 2014 г. в Нью-Дели. Российскую делегацию возглавил Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозин, индийскую - Министр торговли и промышленности Республики Индии Н.Ситхараман.

2 октября 2013 г. в Москве состоялся запуск Российско-Индийской Рабочей группы по приоритетным инвестиционным проектам под сопредседательством заместителя Министра экономического развития Российской Федерации А.Е. Лихачева и заместителя Министра торговли и промышленности Республики Индии С.Чандры (в настоящее время - А.Кант).

В ходе 2-го заседания Российско-Индийской Рабочей группы по приоритетным инвестиционным проектам 27 октября 2014 г. были рассмотрены ход реализации и меры поддержки приоритетных проектов.

27 октября 2014 г. создана и провела свое первое заседание Рабочая группа по решению проблемных вопросов торгово-экономического сотрудничества под руководством заместителей председателей МПК - заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Лихачева А.Е. и первого заместителя Министра Индии С.Сингх.

Модернизация российско-индийского соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений

В ходе консультаций, состоявшихся 18-19 декабря 2014 года в Москве по вопросу модернизации российско-индийского Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, подписанного 23 декабря 1994 года в Нью Дели, экспертами российской и индийской сторон были обсуждены подходы Российской Федерации и Республики Индии в отношении содержания международных инвестиционных соглашений на основе российского типового соглашения и комментариев к нему, подготовленных индийской стороной на основе индийского проекта типовой модели двустороннего соглашения о защите инвестиций.

Индийская сторона передала российской стороне текст проекта индийского модельного соглашения.

Эксперты сторон договорились, что эксперты российской стороны предоставят комментарии на проект модельного соглашения Индии до первого раунда экспертных переговоров, который проведут в скором времени, дата проведения которых будет согласована сторонами.

Взаимодействие с Индией ведется и на наднациональном уровне. Советом Евразийской экономической комиссии в марте 2014 г. принято решение О формировании совместной исследовательской группы по изучению вопроса о целесообразности заключения Соглашения о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве между государствами - членами Евразийского экономического союза и Республикой Индией.

Основные проекты двустороннего сотрудничества

Российские проекты[15]:

  1. Строительство завода по выпуску бутилкаучука мощностью 100 тыс. тонн в год на промышленной площадке Reliance Industries в г.Джамнагар в Индии (ООО СИБУР);
  2. Организация сборочного производства автомобилей КАМАЗ в Индии компанией КАМАЗ Моторз Лимитед;
  3. Организация сборочного производства промышленных тракторов в Индии с участием компании ООО Компания корпоративного управления Концерн Тракторные заводы;
  4. Продвижение на рынок Индии региональных пассажирских самолетов Сухой Суперджет-100 (ОАО ОАК);
  5. Продвижение на рынок Индии самолетов МС-21 (ОАО ОАК);
  6. Создание совместного российско-индийского предприятия по организации совместного центра разработки вертолетов ОАО Вертолеты России.
  7. Совместное развитие Талицкого участка Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей, Пермский край (ОАО Акрон);
  8. Совместное развитие месторождения апатит-нефелиновых руд Партомчорр, Мурманская область (ОАО Акрон);
  9. Организация производства осветительного оборудования общего и специального назначения мощностью 60 тысяч светильников в месяц в г.Джигани, штат Карнатака, Индия (компания Световые технологии);
  10. Создание в Индии умного города (smart city) по российскому проекту (АФК Система);
  11. Проект группы компаний Даурия Аэроспейс и Aniara Communications Pvt. Ltd по развертыванию группировки телекоммуникационных аппаратов NextStar на геостационарной орбите Земли, на основе малой низкобюджетной платформы;
  12. Предложение ОАО РОСНАНО о создании совместного российско-индийского фонда прямых инвестиций для поддержки совместных проектов в области высоких технологий и трансферта технологий.

Индийские проекты[16]:

  1. Создание совместного предприятия и реализация долгосрочного сотрудничества по производству и поставке фосфатов и мочевины с участием индийских представителей химической промышленности;
  2. Производство тетраоксида азота на предприятии Hindustan Organic Chemicals Ltd. для индийской космической программы;
  3. Предложение ONGC VideshLtd. о дальнейшем сотрудничестве с российскими компаниями по разработке и добыче углеводородов;
  4. Участие индийских компаний в федеральной целевой программе Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу;
  5. Предложение об участии совместно с российскими компаниями в производстве, сборке и снабжении грузовых коммерческих автомобилей;
  6. Предложение российским компаниям инвестировать средства в промышленный коридор Дели-Мумбаи в Индии;
  7. Предложение компании Bharat Heavy Electricals Limited (BHEL) о строительстве электростанции мощностью 200-250 МВт в г. Улан-Удэ. (12 ноября 2013 г.);
  8. Предложение государственной компании Rastrya Ispat Nigam Ltd. (RINL) о создании в Индии совместного предприятия по производству стали класса CRGO с Новолипецким металлургическим комбинатом;
  9. Предложение о возможном сотрудничестве с Межведомственным суперкомпьютерным центром РАН, в том числе совместная работа над различными способами применения высокотехнологичных суперкомпьютеров.

Таким образом, перспективы развития отношений между Россией и Индией имеют положительную тенденцию. Данные свидетельствуют о большой востребованности на индийском рынке черных металлов, продукции органической химии, нефти и продуктов ее перегонки, пластмасс и изделий из них. Это говорит о потенциальных возможностях для расширения российских поставок указанных товаров на индийский рынок.

Перед Индией остро стоит проблема нехватки генерирующих электромощностей.

В этом контексте перспективными для российского экспорта являются такие направления, как: поставки оборудования для АЭС; дальнейшее продвижение на индийский рынок энергооборудования для ТЭС; поставки основного оборудования для ГЭС; поставки электростанций малой мощности (до 100 кВт) для сельских районов.

В последние годы активно развивается гражданская авиация Индии. Создаются новые частные пассажирские и грузовые авиакомпании, действующие компании объявляют о планах значительного увеличения своего авиапарка.

Перед гражданской авиацией Индии стоит задача кардинального улучшения авиасообщения между штатами, особенно в северо-восточном направлении. Индийские авиакомпании нуждаются в самолетах малой и средней вместимости.

Это обстоятельство необходимо использовать для продвижения на индийский рынок российской авиатехники данного класса.

А для России индийские товары способны заменить те недостающие товары, которых Россия лишилась из-за санкций США и Евросоюза.

Заключение

Тесные отношения России и Индии начались в 1970-х годах, но с годами связи несколько ослабли. Пять лет назад объёмы российско-индийской торговли составляли всего одну пятую объёмов российско-китайской торговли. А поскольку роль Китая в Азии возрастает, то и вышеупомянутое соотношение снизилось до одной десятой в 2014.

Самыми значимыми обещают стать соглашения в военной сфере, поскольку Индия по-прежнему остаётся крупнейшим покупателем российского оружия.

В структуре российского экспорта в Индию в 2014г. основная доля поставок приходится на следующие товарные группы: машины, оборудование и транспортные средства - 36,7 % (2013 г. - 54,5 %); драгоценные камни, металлы - 17,6 % (12,5%); продукция химической промышленности- 11,7 % (9,2 %); минеральные продукты - 5,4 % (3,9 %); металлы, изделия из них - 5,1 % (5,3%); древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 4,0 % (3,2 %).

По данным ФТС России, в 2014 году наибольший прирост российской экспорта в Индию по сравнению с 2013 годом зафиксирован по следующим товарам: драгоценные камни и металлы (на 242,8 млн. долл. США или на 27,9 %); продукция химической промышленности (на 99,7 млн. долл. США или на 15,62 %); минеральные продукты (на 69,8 млн. долл. США или на 25,4 %); древесина и целлюлозно-бумажные изделия (на 30,9 млн. долл. США или на 14,0 %); продовольственные товары и сельхозсырье (на 22,1 млн. долл. США или на 53,4 %).

В стоимостном выражении в 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. сократился российский экспорт в Индию следующих товаров: машины, оборудование, транспортные средства (на 1 478,1 млн. долл. США или на 38,8 %); металлы и изделия из них (на 46,1 млн. долл. США или на 12,5 %); пушнина и изделия из них (на 0,5 млн. долл. США или на 10,7 %).

Структуру импорта из Индии в 2014г. формируют: продукция химической промышленности - 30,7 % (35,0 %); продовольственные товары и сельхозсырье - 21,0 % (17,3 %); машины, оборудование и транспортные средства - 18,8 % (21,7 %); текстиль, изделия из него, обувь - 13,7 % (12,9%); металлы, изделия из них - 6,6 % (8,1%).

По данным ФТС России, в 2014 г.наибольший прирост российской импорта из Индии по сравнению с 2013 г. зафиксирован по следующим товарам: продовольственные товары и сельхозсырье (на 133,4 млн. долл. США или на 25,0 %); жемчуг, драгоценные камни, металлы (на 122,8 млн. долл. США или 440,6 %); текстиль, изделия из него и обувь (на 37,3 млн. долл. США или на 9,3 %); древесина и целлюлозно-бумажные изделия (на 2,7 млн. долл. США или на 40,8 %); минеральные продукты(на 1,7 млн. долл. США или на 9,7 %); кожевенное сырье, пушнина и изделия из них (на 1,4 млн. долл. США или на 3,2 %).

В стоимостном выражении в 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. сократился российский импорт из Индии следующих товаров: продукция химической промышленности (на 108,9 млн. долл. США или на 10,1 %); машины, оборудование и транспортные средства из Индии (на 74,5 млн. долл. США или на 16,6 %); металлы и изделий из них (на 41,7 млн. долл. США или на 16,6 %).

В настоящее время Россией и Индией применяются меры по ограничению торговли и защите внутреннего рынка в отношении друг друга. Однако следует отметить, что количество применяемых Россией в отношении Индии мер (3 специальные защитные и 1 антидемпинговая меры) значительно ниже, чем аналогичные меры со стороны Индии (6 антидемпинговых мер, 4 специальных защитных меры, проводятся 2 антидемпинговых расследования целенаправленно в отношении российских товаров и 1 специальное защитное расследование).

Таким образом, необходимо дальнейшее развитие внешнеторговых отношений России и Индии, которое будет выгодно обеим сторонам.

Список использованных источников

  1. Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики: Учебное пособие для вузов. М.: Экономика, 2012.
  2. Воронин В.П., Кондакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировая экономика. - М.: Гардарики, 2010.
  3. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования: Учебно-практическое пособие. - М.: Издательский дом "Деловая литература", 2013.
  4. Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 2005. С.271
  5. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения. -М.: ТК Велби, 2011.
  6. Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2010. № 6. С.28-41
  7. Кузякин А.П., Семичев М.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, Проспект, 2014.
  8. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. / Под ред.В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2012
  9. Сергеев П.В. Мировая экономика в вопросах и ответах. Спб.: Питер, 2013.
  10. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, 2013.
  11. Черников Г.П. Мировая экономика: Учеб. для вузов / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. - М.: Дрофа, 2013.
  12. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.: Центр экономики и маркетинга, 2011.
  13. http://www.customs.ru/
  14. http://www.cbr.ru/
  15. http://www.ved.gov.ru/

[1] Евдокимов А.И. Международные экономические отношения. -М.: ТК Велби, 2011. - С.97.

[2] Сергеев П.В. Мировая экономика в вопросах и ответах. Спб.: Питер, 2013. - С.103.

[3] Кузякин А.П., Семичев М.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, Проспект, 2014. - С.97.

[4] Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования: Учебно-практическое пособие. М.: Издательский дом "Деловая литература", 2013. - С.109.

[5] http://www.customs.ru/

[6] http://www.customs.ru/

[7] http://www.customs.ru/

[8] http://www.cbr.ru/

[9] http://www.cbr.ru/

[10] http://www.ved.gov.ru/

[11] http://www.ved.gov.ru/

[12] http://www.ved.gov.ru/

[13] http://www.ved.gov.ru/

[14] http://www.ved.gov.ru/

[15] http://www.ved.gov.ru/

[16] http://www.ved.gov.ru/