Курсовая работа "Временное периодическое таможенное декларирование"


Оглавление

Введение

Глава 1. Таможенное декларирование товаров

1.1. Понятия таможенного декларирования товаров

1.2. Процедура таможенного декларирования товаров

Глава 2. Особенности таможенного декларирования товаров

2.1. Общие положения

2.2. Временное периодическое таможенное декларирование

Глава 3. Проблемы применения временного периодического декларирования товаров и пути их решения

3.1. Проблемы применения временного периодического декларирования товаров

3.2. Пути решения проблем

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность исследования периодического таможенного декларирования обусловлена тем, что особенности декларирования товаров представлены в ст. 194 ТК ТС. В гл. 27 ТК ТС недостаточно разработаны положения по особенностям декларирования товаров.

В зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени.

Особенности таможенного декларирования товаров применяются в следующих случаях:

- если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования;

- при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени;

- при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

- при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.

Объектом курсовой работы выступили особенности декларирования товаров.

Предметом – временное периодическое декларирование товаров.

Целью курсовой работы выступили особенности временного периодического декларирования товаров.

Задачи:

  1. Определить общие положения декларирования товаров.
  2. Выяснить особенности таможенного декларирования товаров.
  3. Проанализировать временное периодическое таможенное декларирование товаров.
  4. Обосновать проблемы применения временного периодического декларирования товаров и выяснить пути их решения.

Глава 1. Таможенное декларирование товаров

1.1. Понятия таможенного декларирования товаров

В ст. 179 ТК ТС установлены обстоятельства, с наступлением которых связано возникновение обязанности по таможенному декларированию. Под таможенным декларированием понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (ст. 4 ТК).

Таможенное декларирование товаров является одним из этапов помещения товаров под таможенную процедуру. Согласно ст. 174 ТК помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, и завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Обязанность задекларировать товар возникает при помещении товара под таможенную процедуру, а также в иных случаях, установленных в соответствии с ТК. В отношении перемещения отдельных категорий предметов ТК не устанавливает требования об обязательном помещении под таможенные процедуры. К ним относятся: транспортные средства международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа (п. 4 ст. 341 ТК), товары для личного пользования (п. 4 ст. 354), припасы (п. 2 ст. 364 ТК)[1]. При этом указанные товары и транспортные средства подлежат таможенному декларированию. В качестве примера случаев отсутствия необходимости осуществить таможенное декларирование товаров, указанных непосредственно в ТК, можно привести непредставление таможенной декларации или иного документа для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу (ст. 163 ТК).

Обязанность по таможенному декларированию товаров может быть установлена и нормами национального законодательства государств - членов Таможенного союза, при их соответствии нормам ТК. Так, в соответствии со ст. 203 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры. В ст. 217 указанного Закона установлены дополнительные случаи декларирования товаров, к которым относятся[2]:

1) обнаружение незаконно ввезенных товаров у их покупателя;

2) необходимость уплаты таможенных платежей в отношении отходов и остатков в соответствии со ст. ст. 246, 247, 271, 272, п. 2 ст. 309 ТК (в рамках таможенных процедур переработки для внутреннего потребления, на таможенной территории, таможенной процедуры уничтожения).

Кроме этого, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать, что отдельные категории товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государства - члена Таможенного союза, подлежат декларированию таможенным органам в случаях, указанных в п. 6 ст. 217 Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ст. 179 ТК таможенное декларирование товаров может быть произведено декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп. 6 п. 1 ст. 4 ТК). Таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена ТС, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством ТС (подп. 34 п. 1 ст. 4 ТК).

Таможенное декларирование может производиться в двух формах - письменной и (или) электронной. Возможность подачи декларации на товары в электронном виде предусмотрена стандартным правилом 3.21 Генерального приложения к Киотской конвенции.

1.2. Процедура таможенного декларирования товаров

Таможенная декларация - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров (подп. 24 п. 1 ст. 4 ТК). Аналогичным образом понятие таможенной декларации сформулировано в ст. 4 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" и ст. 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь.

В п. 1 ст. 180 ТК установлены виды таможенных деклараций в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары:

1) декларация на товары представляется при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита (п. 1 ст. 181 ТК). Декларация на товары представляет собой заявление, составленное по установленной таможенной службой форме, в котором заинтересованные лица указывают таможенную процедуру, подлежащую применению в отношении товаров, и сведения, заявления которых требует таможенная служба для применения этой процедуры (E19./F8 Генерального приложения к Киотской конвенции);

2) транзитная декларация представляется таможенному органу отправления при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (п. 1 ст. 182 ТК);

3) пассажирская таможенная декларация применяется при таможенном декларировании товаров для личного пользования в письменной форме (п. 3 ст. 355 ТК);

4) декларация на транспортное средство подается перевозчиком таможенному органу для таможенного декларирования транспортных средств международной перевозки (п. 1 ст. 350 ТК).

Следующими решениями Комиссии определены формы и порядок заполнения каждого из видов таможенной декларации:

1) решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций"[3];

2) решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации";

3) решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации";

4) решение Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 года N 422 "О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения"[4].

Согласно п. 2 ст. 180 перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств - членов Таможенного союза. Данное положение основывается на стандартном правиле 3.12 Генерального приложения к Киотской конвенции, закрепившем аналогичное требование применительно к перечню данных, подлежащих внесению в декларацию на товары. В отношении каждого вида таможенных деклараций устанавливаются перечни необходимых для указания сведений.

В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются ТК или решением Комиссии Таможенного союза (п. 4 ст. 180 ТК). Во исполнение п. 4 ст. 180 ТК Комиссия приняла решение от 20 мая 2010 г. N 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары"[5]. Данным решением предусматривается, что при соблюдении определенных условий можно использовать транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы в качестве декларации на товары с приложением письменного заявления или перечня товаров. Дополнительно законодательством государств - членов Таможенного союза в рамках реализации международных соглашений, заключенных между государством - членом Таможенного союза и государствами, не являющимися членами Таможенного союза, могут быть установлены иные случаи и порядок использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары.

Непосредственно ТК установлены случаи использования других документов вместо таможенной декларации. Так, в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенное декларирование производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих международные почтовые отправления, либо декларации на товары (п. 2 ст. 314 ТК). В целях упрощения таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в международных почтовых отправлениях было заключено Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях". Во исполнение указанных нормативных документов Комиссия приняла решения: решение Комиссии от 18 июня 2010 года N 310 "Об утверждении Инструкции о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации и решение Комиссии от 20 сентября 2010 года N 377 "Об особенностях заполнения транзитной декларации при перемещении международных почтовых отправлений"[6].

Статья 350 ТК предусматривается возможность применения в качестве таможенной декларации на транспортное средство стандартных документов перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены Таможенного союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, в зависимости от вида транспорта. Если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления таможенной декларации на транспортное средство установленной формы. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть таможенной декларации на транспортное средство.

Таможенное декларирование может производиться в двух формах: письменной и (или) электронной. Обе указанные формы предполагают использование таможенной декларации. В соответствии с п. 5 ст. 180 ТК таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа в порядке, определенном решением Комиссии от 8 декабря 2010 года N 494 "Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа". Также по общему правилу подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, структура и формат которой установлены решением Комиссии от 14 октября 2010 года N 421. Решением Комиссии от 14 октября 2010 года N 421 "О структуре и форматах электронных копий таможенных деклараций" установлены[7]:

- структуры и форматы электронных копий декларации на товары и транзитной декларации, корректировки декларации на товары;

- структуры и форматы электронной копии транзитной декларации, в качестве которой используется книжка МДП с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами для применения в Российской Федерации и Республике Казахстан.

В Республике Беларусь в качестве структуры и форматы электронной копии транзитной декларации, в качестве которой используется книжка МДП с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами, применяются структуры и форматы электронной копии декларации на товары и транзитной декларации.

В связи с тем, что положениями ТК не установлены случаи обязательного использования той или иной формы декларирования, обратимся к актам национального таможенного законодательства государств - членов ТС. В Российской Федерации до 1 января 2014 года по выбору декларанта таможенное декларирование производится в письменной или электронной форме с использованием таможенной декларации (п. 4 ст. 322 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). С 1 января 2014 года предполагается переход на безбумажный оборот и технологию представления в электронном виде таможенной декларации. Декларация на товары будет подаваться в электронной форме, кроме тех товаров, таможенных процедур и случаев, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме. Такие перечни будет устанавливать Правительство Российской Федерации. Согласно п. 5 ст. 204 указанного Закона в случае подачи декларации на товары в письменной форме такая декларация должна сопровождаться представлением ее электронной копии. В случаях, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, будет устанавливать, что подача таможенной декларации в письменной форме не сопровождается представлением ее электронной копии.

В республике Казахстан согласно п. 6 ст. 278 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV "О таможенном регулировании" подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено ТК, решением Комиссии либо законодательством Республики Казахстан в случаях, предусмотренных решением Комиссии.

В ст. 181 ТК установлен перечень основных сведений, которые должны быть указаны в декларации на товары. Сведения заполняются в том числе в закодированном виде. В настоящее время применяются единые для государств - членов ТС классификаторы, утвержденные решением Комиссии от 20 сентября 2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций". Перечень обязательных для заполнения сведений в транзитную декларацию установлен ст. 182 ТК. Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, устанавливаются решением Евразийской экономической комиссией.

Перечни сведений, подлежащие указанию в таможенной декларации на товары и транзитной декларации, могут быть сокращены в зависимости от таможенной процедуры, категорий товаров, лиц, их перемещающих, вида транспорта либо решением Комиссии, либо законодательством государств - членов Таможенного союза, если это предусмотрено решением Комиссии Таможенного союза. Сокращать перечень сведений, подлежащих указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, может только Комиссия.

В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются ТК или решением Комиссии Таможенного союза (п. 4 ст. 180 ТК).

Во исполнение п. 4 ст. 180 ТК Комиссия приняла решение от 20 мая 2010 года N 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары"[8]. Данным решением предусматривается, что при соблюдении определенных условий можно использовать транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы в качестве декларации на товары с приложением письменного заявления или перечня товаров. Дополнительно законодательством государств - членов Таможенного союза в рамках реализации международных соглашений, заключенных между государством - членом Таможенного союза и государствами, не являющимися членами Таможенного союза, могут быть установлены иные случаи и порядок использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары.

Глава 2. Особенности таможенного декларирования товаров

2.1. Общие положения

Хотя прошло достаточно много времени после начала работы в условиях Таможенного союза, остаются вопросы, применение которых не урегулировано законодательством Таможенного союза. Одним из таких вопросов является вопрос оформления таможенных деклараций с особенностями декларирования, установленными в ст. 194 ТК ТС.

В гл. 27 "Таможенное декларирование товаров" ТК ТС достаточно подробно и детально описаны операции по таможенному декларированию товаров. Лишь одна статья (ст. 194) из данной главы посвящена особенностям таможенного декларирования товаров.

В данной статье установлено, что в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в следующих случаях[9]:

- если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования;

- при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени;

- при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

- при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.

На уровне законодательства Таможенного союза особенности декларирования товаров упомянуты лишь в гл. 47 ТК ТС, посвященной перемещению товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередач.

Для этой же категории товаров изданы и два Решения Комиссии Таможенного союза (Решения Комиссии Таможенного союза N 519 "О проекте Соглашения о некоторых вопросах перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом через таможенную границу Таможенного союза" и N 619 "О некоторых вопросах перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом через таможенную границу Таможенного союза").

Иными словами, все остальные вопросы таможенного регулирования по данной тематике переданы на уровень национального законодательства, основным актом которого является Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"[10]. Участники таможенных правоотношений в своей деятельности по применению указанных особенностей декларирования должны руководствоваться этим нормативным правовым актом.

Общая концепция нового таможенного законодательства Российской Федерации направлена на облегчение, ускорение и упрощение таможенных операций, т.е. товары должны быть выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой в возможно короткие сроки. Достижению этих целей в значительной степени способствуют установленные Законом особенности декларирования товаров, предусматривающие возможность подачи неполной, периодической или временной таможенной декларации.

2.2. Временное периодическое таможенное декларирование

Допускается применение периодического временного декларирования товаров Таможенного союза, при вывозе которых декларантом не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли.

Упрощенный порядок декларирования товаров таможенного союза применяется, если это не препятствует проведению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных нормами законодательства ТС, а также положениями ТК ТС и другими нормативными актами, в части своевременности и полноты уплаты таможенных платежей, соблюдения установленных запретов и ограничений, а также соблюдения таможенных режимов.

После фактического убытия товаров ТС с таможенной территории ТС, декларантом подается полная и надлежащим образом заполненная таможенная декларация на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача такой ТД осуществляется в установленный декларантом срок, при условии, что такой срок одобрен таможенным органом. Допускается продление срока подачи полной таможенной декларации на основании мотивированного запроса декларанта по решению таможенного органа.

Предельный срок подачи полной ТД на товары в отношении товаров, которые не облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым не применяются ограничения, не может превышать 8 месяцев со дня регистрации декларации таможенным органом, а в отношении товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются ограничения, указанный срок не может превышать 6 месяцев.

Во временной таможенной декларации допускается указание сведений:

- исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров таможенного союза в течение заявленного периода поставки;

- условной таможенной стоимости, определяемой по планируемому количеству товаров ТС подлежащих вывозу;

- исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств товаров ТС и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.

Убытие товаров в количестве, превышающем заявленное во временной декларации на товары, не допускается.

При использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные законодательством ТС, применяются на день принятия такой декларации таможенным органом. Ставки таможенных сборов применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории ТС, установленные Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863.

Если по истечении восьми месяцев, а в отношении товаров Таможенного союза, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения экономического характера, - по истечении шести месяцев со дня принятия временной таможенной декларации, товары ТС не будут вывезены, тогда таможенная декларация, в которой такие товары были заявлены к вывозу, считается неподанной.

Для применения данного порядка необходимо разрешение таможенного органа, которому подана временная таможенная декларация. Это требование распространяется только на декларирование товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами и (или) к которым применяются ограничения при вывозе.

Разрешение таможенного органа оформляется путем регистрации временной таможенной декларации только в том случае: если у декларанта на день подачи временной декларации на товары отсутствуют вступившие в силу и неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела; если декларант на день подачи временной декларации на товары осуществляет внешнеэкономическую деятельность не менее одного года, в рамках которой им был осуществлен ввоз товаров в Российскую Федерацию (вывоз товаров из Российской Федерации) не менее 12 раз.

После того как товары фактически вывезены с таможенной территории Таможенного союза, декларант должен подать одну или несколько полных деклараций, в которых должны быть заявлены точные сведения о товарах. Возможность подачи полной таможенной декларации по каждому факту вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза части партии товаров, заявленных во временной таможенной декларации, не ограничена ни таможенным законодательством Таможенного союза, ни законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Реализация такой возможности не зависит от вида транспорта, который используется при вывозе, если эти товары могут рассматриваться как одна товарная партия.
Декларант должен письменно заявить в таможенной декларации срок, который ему необходим для подачи полной таможенной декларации.

Этот срок зависит от времени, которое требуется декларанту для фактического вывоза товаров и получения документов, позволяющих заполнить полную таможенную декларацию, и различен:

- если товары не облагаются вывозными пошлинами или к ним не применяются ограничения, этот срок составляет не более восьми месяцев с даты регистрации временной декларации;

- если товары облагаются вывозными таможенными пошлинами или к ним применяются ограничения, указанный срок не может превышать шесть месяцев.

Цена товаров и действие ограничений по вывозу применяются на день регистрации временной таможенной декларации. Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза. Днем фактического вывоза товаров считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, технологических отметок на транспортных документах, разрешающих убытие товаров. Убытие товаров в количестве, превышающем заявленное количество во временной периодической декларации, не допускается.
При подаче временной декларации вывозные таможенные пошлины рассчитываются исходя из объема и таможенной стоимости, заявленных во временной таможенной декларации, и подлежат уплате до выпуска товаров.
При подаче полной декларации вывозные таможенные пошлины рассчитываются исходя из фактически вывезенного объема и (или) стоимости товаров с учетом сумм вывозных таможенных пошлин уплаченных при подаче временной декларации на товары, и подлежат уплате одновременно с подачей полной декларации на товары. Сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин может либо увеличиться, либо уменьшиться в результате уточнения сведений и (или) изменения ставки таможенной пошлины, либо изменения курса иностранной валюты на день регистрации полной декларации на товары. Пени в случае доплаты не начисляются. Возврат излишне уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии с гл. 17 Закона.
Допускается также изменение сведений о получателях товаров. В этом случае количество полных деклараций должно соответствовать количеству внешнеторговых договоров.

Если до истечения предельных сроков (восемь и шесть месяцев), установленных на подачу полных таможенных деклараций, товары не вывезены с таможенной территории Таможенного союза, то временная декларация считается неподанной.

Какие же еще возможности предусмотрены новым таможенным законодательством для того, чтобы максимально оптимизировать таможенные операции по декларированию товаров? Общеизвестно, что выпуск сложного технологического оборудования занимает достаточно большое количество времени. При этом отдельные составляющие данного оборудования или производственных линий могут производиться в разных странах, и срок их изготовления достаточно длительный. Поставка, как правило, бывает не одномоментной, а растянута на определенный промежуток времени.

Поэтому единственной возможностью оформить такие товары с максимально низкими издержками на таможенные операции является получение предварительного классификационного решения (далее - Решение). Данное Решение оформляется в соответствии с правилами Административного регламента Федеральной таможенной службы, вступившего в действие с 24 марта 2011 г.[11]

На основании соответствующего классификационного Решения применяется особый порядок декларирования: технологическое оборудование декларируется таможенному органу путем подачи заявления на условный выпуск на каждую его партию с обеспечением уплаты таможенных платежей по ней. Итоговая таможенная декларация подается, и, соответственно, таможенная стоимость определяется, а таможенные платежи уплачиваются только после завершения всех поставок.

Глава 3. Проблемы применения временного периодического декларирования товаров и пути их решения

3.1. Проблемы применения временного периодического декларирования товаров

На практике наиболее часто возникают вопросы о единообразном заполнении граф 2 и 30 декларации на товары при временном периодическом декларировании.

Инструкция о порядке заполнения декларации на товары, утвержденная решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 617, как и предыдущие Инструкции, не учитывает большинство особенностей временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза, в связи с чем необходимо выделение в Инструкции о порядке заполнения декларации на товары отдельного раздела "Особенности заполнения декларации на товары при временном периодическом таможенном декларировании вывозимых товаров Таможенного союза".

 Согласно общим положениям Инструкции, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 617, в графе 2 декларации "Отправитель / Экспортер" указываются сведения о лице, указанном в качестве отправителя товаров в транспортных (перевозочных) документах, в соответствии с которыми начата (начинается) перевозка товаров.

 При этом не учитывается тот факт, что на момент подачи временной таможенной декларации, исходя из смысла временного периодического таможенного декларирования, декларант не располагает транспортными документами, сведения из которых требуется заявлять в графе 2 декларации на товары.

3.2. Пути решения проблем

Необходимо внести в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 617, положение, аналогичное содержащемуся в данной Инструкции для декларирования товаров, перемещаемых по линиям электропередачи или трубопроводным транспортом, о том, что при применении временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза в графе 2 временной таможенной декларации указываются сведения о лице, которое в соответствии с условиями договора, заключенного при совершении внешнеэкономической сделки, принимает обязательство поставить (вывезти) товар.

 Согласно общим положениям Инструкции, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 617, в графе 30 декларации "Местонахождение товаров" указываются сведения о месте, где товары находятся на момент подачи декларации на товары и могут быть досмотрены (осмотрены).

При этом не учитывается тот факт, что на момент подачи временной таможенной декларации, исходя из смысла временного периодического таможенного декларирования, товар может еще не находиться в распоряжении декларанта, а на момент подачи полной декларации на товары товар уже находится за пределами территории РФ.

Необходимо внести в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 617, положение о том, что при применении временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза в графе 30 временной таможенной декларации указываются сведения о месте, где товары фактически были (либо будут) загружены в транспортные средства (в т.ч. при сдаче товаров первой транспортной организации, если имеет место осуществление международной перевозки товаров с перегрузкой на другое транспортное средство, убывающее с территории РФ) и могут быть предъявлены таможенному органу для проведения таможенного досмотра (осмотра); графа 30 полной таможенной декларации не заполняется (по аналогии с содержащимся в Инструкции положением, относящимся к выпуску товаров до подачи декларации на товары, а также к перемещению товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом).

 Как и при подаче неполной или периодической декларации на товары, применение временного периодического декларирования не освобождает декларанта от соблюдения всех требований и условий таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле.

Необходимо четко регламентировать порядок проверки по всей территории РФ, а не только в регионе деятельности отдельно взятой таможни, установленного ч.3 комментируемой статьи условия о том, что у декларанта товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами и (или) в отношении которых применяются ограничения при их вывозе из Российской Федерации, на день подачи временной декларации на товары должны отсутствовать вступившие в силу и неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

 При вывозе с таможенной территории Таможенного союза товаров Таможенного союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости, допускается их временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.

 В п.8 Обзора правоприменительной практики, направленного в таможенные органы письмом ФТС России от 9 февраля 2006 года N 01-06/4153 "О направлении Обзора правоприменительной практики", содержится указание на то, что полная таможенная декларация подается к конкретной временной таможенной декларации.

 В соответствии с разъяснениями, данными в письме ФТС России от 21 декабря 2011 года N 01-11/62891 "Об отдельных вопросах применения временного периодического таможенного декларирования", возможность подачи полной таможенной декларации по каждому факту вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза части партии товаров, заявленных во временной таможенной декларации, не ограничена таможенным законодательством Таможенного союза либо законодательством РФ о таможенном деле.

 В связи с вопросами участников внешнеэкономической деятельности, в дополнение к письму ФТС России от 21 декабря 2011 года N 01-11/62891 "Об отдельных вопросах применения временного периодического таможенного декларирования", считаем целесообразным ФТС России дать отдельные разъяснения о том, что полная таможенная декларация подается к конкретной временной таможенной декларации и, соответственно, о том, что при временном периодическом декларировании вывозимых товаров Таможенного союза одна полная таможенная декларация на несколько временных таможенных деклараций подана быть не может.

Как и при периодическом таможенном декларировании, убытие товаров в количестве, превышающем заявленное во временной декларации на товары, не допускается.

В электронной копии декларации на товары в поле GDDF в настоящее время технически может быть указана только одна дата фактического перемещения товара через таможенную границу Таможенного союза, тогда как исходя из смысла временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза этих дат может быть несколько и все они, а не только последняя, должны быть отражены в электронной копии декларации на товары.

В связи с изложенным, считаем необходимым предусмотреть в версии структуры электронной копии декларации на товары техническую возможность указания в поле GDDF "Дата фактического перемещения товара" таблицы DCLHEAD сведений о нескольких датах фактического перемещения товара через границу, аналогично тому, как, например, с помощью поля NUMREC "Порядковый номер записи по графе" в настоящее время предусмотрена техническая возможность указания при вывозе товаров в графе 29 декларации "Орган выезда" (в поле G29 "Код таможни на границе" таблицы DCLTRANS) сведений о нескольких таможенных органах, расположенных в местах убытия товаров и транспортных средств с таможенной территории Таможенного союза.

Важно, что при временном периодическом таможенном декларировании вывозимых товаров Таможенного союза обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин возникает у декларанта 2 раза - с момента регистрации таможенным органом временной декларации на товары и с момента регистрации таможенным органом полной декларации на товары.

Подтверждение даты фактического вывоза товаров для целей применения вывозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, изложенном в письме ФТС России от 1 февраля 2011 года N 01-11/3786 "О подтверждении фактического вывоза товаров".

Для подтверждения фактического вывоза товаров при их убытии с территории РФ через территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан применяется Порядок подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 330. Для получения документов, свидетельствующих о дате фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, декларант обращается в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, допускающей вывоз товаров.

В отношении товаров, классифицируемых в товарных позициях 2709-2713 и 2902 ТН ВЭД, а также иных категорий товаров, в отношении которых в период времени между подачей временной и полной таможенных деклараций изменялась ставка вывозной таможенной пошлины (согласно письму ПТУ от 24 декабря 2010 года N 02-01-35/19571 "О проверочных мероприятиях"), также используются сведения о фактическом вывозе российских товаров с территории РФ, представляемые таможенными органами в месте убытия товаров в порядке и по форме, установленным телетайпограммами ФТС России от 31 декабря 2009 года N ТФ-1484 и от 1 февраля 2010 года N ТФ-65, письмами ФТС России от 15 января 2010 года N 01-11/1154 "О направлении формы предоставления сведений" и от 9 апреля 2010 года N 01-11/17536 "О применении телетайпограммы ФТС России от 31 декабря 2009 года N 1484".

При временном периодическом таможенном декларировании вывозимых товаров Таможенного союза возникает вопрос - какая дата выпуска товара проставляется в штампе "выпуск разрешен" на транспортных документах (накладных), представляемых, исходя из смысла временного периодического декларирования, в таможенный орган по мере отгрузок уже после выпуска временной декларации на товары - согласно общему порядку, дата, указанная в штампе "выпуск разрешен" во временной декларации на товары, или же дата фактического проставления штампа на накладной?

Данный вопрос имеет большое практическое значение, хотя бы потому, что согласно телеграмме ФТС России от 27 января 2011 года N ТФ-62, в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 года N 335 "О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза" таможенным органам, осуществляющим таможенные операции в отношении товаров Таможенного союза, классифицируемых в товарных позициях 2709-2713 и 2902 ТН ВЭД России, вывозимых с территории РФ с использованием временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза в Республику Беларусь и Республику Казахстан транспортом, отличным от трубопроводного, для целей расчета сумм вывозных таможенных пошлин в соответствии с ч.7 комментируемой статьи днем фактического вывоза указанных товаров считается дата проставления таможенным органом отметки "выпуск разрешен" на транспортном документе, на основании которого товары фактически убывают с территории РФ.

Считаем, что дата, проставляемая в штампе "Выпуск разрешен", должна проставляться фактическая, в режиме "реального времени".

В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 617, в одной декларации на товары могут быть заявлены сведения о товарах, содержащихся в одной "товарной партии". При этом одним из условий отнесения товаров к одной "товарной партии" является то, что товары отгружаются одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя (эти лица указаны в качестве отправителя и получателя в транспортных (перевозочных) документах).

 Таким образом, если условия отнесения товаров к одной "товарной партии", установленные Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, соблюдаются, и при этом товары, отгружаемые в адрес одного и того же получателя, будут вывозиться в разные страны, то Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары не установлено требование о декларировании таких товаров в отдельных декларациях на товары (т.к. условия отнесения товаров к одной "товарной партии" соблюдаются). При этом в декларации на товары должны быть указаны сведения обо всех странах назначения, в которые вывозятся декларируемые товары.

Действующая версия структуры электронной копии декларации на товары, как и предыдущие версии, позволяет указать в декларации сведения только об одной стране назначения при вывозе товаров и только об одной стране отправления при ввозе товаров, в связи с чем приходится руководствоваться тем, что в соответствующей графе указываются сведения о стране, в которую отгружается (из которой отправлялся) наибольший (в физическом измерении) объем товара.

В связи с вышеизложенным, в целях обеспечения полноты сведений таможенной статистики, считаем необходимым предусмотреть в версии структуры электронной копии декларации на товары техническую возможность указания в декларации на товары сведений о нескольких странах назначения при вывозе товаров (в графе 17 декларации на товары "Страна назначения" в поле G17B "Краткое название страны назначения" таблицы DCLHEAD и в графе 17 (а; b) декларации "Код страны назначения" - в поле G17A "Код альфа-2 страны назначения" таблицы DCLHEAD), аналогично тому, как, например, с помощью поля NUMREC "Порядковый номер записи по графе" в настоящее время предусмотрена техническая возможность указания при вывозе товаров в графе 29 декларации "Орган выезда" (в поле G29 "Код таможни на границе" таблицы DCLTRANS) сведений о нескольких таможенных органах, расположенных в местах убытия товаров и транспортных средств с таможенной территории Таможенного союза.

Заключение

В ходе исследования было выяснено, что допускается применение периодического временного декларирования товаров Таможенного союза, при вывозе которых декларантом не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли.

Упрощенный порядок декларирования товаров таможенного союза применяется, если это не препятствует проведению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных нормами законодательства ТС, а также положениями ТК ТС и другими нормативными актами, в части своевременности и полноты уплаты таможенных платежей, соблюдения установленных запретов и ограничений, а также соблюдения таможенных режимов.

После фактического убытия товаров ТС с таможенной территории ТС, декларантом подается полная и надлежащим образом заполненная таможенная декларация на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача такой ТД осуществляется в установленный декларантом срок, при условии, что такой срок одобрен таможенным органом. Допускается продление срока подачи полной таможенной декларации на основании мотивированного запроса декларанта по решению таможенного органа.

Предельный срок подачи полной ТД на товары в отношении товаров, которые не облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым не применяются ограничения, не может превышать 8 месяцев со дня регистрации декларации таможенным органом, а в отношении товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются ограничения, указанный срок не может превышать 6 месяцев.

В ходе исследования было выявлено, что на практике наиболее часто возникают вопросы о единообразном заполнении граф 2 и 30 декларации на товары при временном периодическом декларировании.

Инструкция о порядке заполнения декларации на товары, утвержденная решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 617, как и предыдущие Инструкции, не учитывает большинство особенностей временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза, в связи с чем необходимо выделение в Инструкции о порядке заполнения декларации на товары отдельного раздела "Особенности заполнения декларации на товары при временном периодическом таможенном декларировании вывозимых товаров Таможенного союза".

 Согласно общим положениям Инструкции, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 617, в графе 2 декларации "Отправитель / Экспортер" указываются сведения о лице, указанном в качестве отправителя товаров в транспортных (перевозочных) документах, в соответствии с которыми начата (начинается) перевозка товаров.

 При этом не учитывается тот факт, что на момент подачи временной таможенной декларации, исходя из смысла временного периодического таможенного декларирования, декларант не располагает транспортными документами, сведения из которых требуется заявлять в графе 2 декларации на товары.

Необходимо внести в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 617, положение, аналогичное содержащемуся в данной Инструкции для декларирования товаров, перемещаемых по линиям электропередачи или трубопроводным транспортом, о том, что при применении временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза в графе 2 временной таможенной декларации указываются сведения о лице, которое в соответствии с условиями договора, заключенного при совершении внешнеэкономической сделки, принимает обязательство поставить (вывезти) товар.

 Согласно общим положениям Инструкции, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 617, в графе 30 декларации "Местонахождение товаров" указываются сведения о месте, где товары находятся на момент подачи декларации на товары и могут быть досмотрены (осмотрены).

При этом не учитывается тот факт, что на момент подачи временной таможенной декларации, исходя из смысла временного периодического таможенного декларирования, товар может еще не находиться в распоряжении декларанта, а на момент подачи полной декларации на товары товар уже находится за пределами территории РФ.

Необходимо внести в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 617, положение о том, что при применении временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза в графе 30 временной таможенной декларации указываются сведения о месте, где товары фактически были (либо будут) загружены в транспортные средства (в т.ч. при сдаче товаров первой транспортной организации, если имеет место осуществление международной перевозки товаров с перегрузкой на другое транспортное средство, убывающее с территории РФ) и могут быть предъявлены таможенному органу для проведения таможенного досмотра (осмотра); графа 30 полной таможенной декларации не заполняется (по аналогии с содержащимся в Инструкции положением, относящимся к выпуску товаров до подачи декларации на товары, а также к перемещению товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом).

 Как и при подаче неполной или периодической декларации на товары, применение временного периодического декларирования не освобождает декларанта от соблюдения всех требований и условий таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле.

Список использованных источников

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза. Принятому решением Межгосударственного решения ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17) (ред. от 08.05.2015)
  2. Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" //
  3. Приказ ФТС РФ от 24.01.2008 №52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "интернет"
  4. Приказ ФТС РФ от 21.05.2012 №965 "О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации"
  5. Федеральный закон от 28.12.2010 №394- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенными органами Российской Федерации"
  6. Приказ ФТС РФ от 22.04.2011 №845 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования.
  7. Приказ ФТС РФ от 12.05.2011 N 976 "О форме заявления таможенному органу уточненных сведений о товарах, заявленных в периодической таможенной декларации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.06.2011 N 21063)
  8. Афонин П.Н., Сальников. И.А. Информационное обеспечение в таможенных органах. Учебник. – СПб.: Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2014.
  9. Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина. - КонсультантПлюс, 2013.
  10. Основы таможенного дела. Учебное пособие в 2. т. / под общ. ред. Ю.Ф. Азарова. – М.: РИО РТА, 2005.
  11. Таможенное право России. Учебник / отв. ред. С.И. Истомин, В.А. Максимцев. – М.: Софт Издат, 2013.
  12. Толстая С.Б. Особенности таможенного декларирования товаров // Право и экономика. – 2012. - N 6.
  13. Официальный сайт Федеральной таможенной службы (ФТС) - customs.ru
  14. Официальный сайт Комиссии Таможенного союза - http://www.tsouz.ru

[1] Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина // КонсультантПлюс, 2013.

[2] Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина // КонсультантПлюс, 2013.

[3] http://www.tsouz.ru

[4] http://www.tsouz.ru

[5] http://www.tsouz.ru

[6] http://www.tsouz.ru

[7] http://www.tsouz.ru

[8] http://www.tsouz.ru

[9] Толстая С.Б. Особенности таможенного декларирования товаров // Право и экономика. – 2012. - № 6.

[10] Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ред. от 6 декабря 2011 г.) // Российская газета. 2010. N 269

[11] Приказ ФТС России от 25 октября 2010 г. N 1957 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза"