Реферат "Денежные знаки"


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Современные денежные знаки в России
  2. Металлическая теория денег
  3. Всемирный Банк реконструкции и развития, новые механизмы кредитования и финансирования

Заключение

Библиографический список

Введение

Бумажные денежные знаки относятся к государственным документам, играющим важную роль в системе социально-экономических и политических отношений как внутри страны, так и между государствами. Они являются строго документальными, объективными свидетельствами многих исторических событий в жизни общества.

В денежных знаках эмитент выражает свою идеологию с помощью эмблем (гербов), девизов, текстов, рисунков, орнамента, печатей, а также других элементов и свойственных денежным знакам признаков. По сравнению с монетой бумажные денежные знаки дают больше возможностей для выражения политических взглядов и интересов. Изучение элементов, признаков на бумажных денежных знаках, бонах породило особую дисциплину - бонистику.

Специфический характер исторического развития нашей страны, которая менее чем за сто лет сделала скачок от феодализма к капитализму, а затем - от капитализма к новому общественному строю, вызвал серьезные пертурбации в ее денежном обращении. Пожалуй мало, где в мире были такие обширные по объему и разнообразию выпуски денежных знаков и бон, как в нашей стране. Наибольшее их количество приходится на период гражданской войны 1917 - 1920 гг.

1. Современные денежные знаки в России

Деньги - это особый универсальный товар в виде бумажных и металлических знаков с обозначенной на нем его номинальной стоимостью и служащий всеобщим эквивалентом при оценке труда и определении стоимости различных товаров. Деньги - величайшее изобретение человеческой цивилизации и важнейшее условие функционирования экономики и хозяйственной деятельности человека. Деньги появились в глубокой древности с зарождением товарного производства. Видоизменяясь и преобразуясь, они продолжают служение человечеству по сей день.

В этом служении деньги выполняют пять основных функций: меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления и сбережения, функции мировых денег.

Мера стоимости. Деньги, как всеобщий эквивалент, измеряют стоимость всех товаров. Стоимость каждого товара определяется количеством и качеством труда, затрачивае мого на изготовление данного товара. И общая сумма этих затрат на производство товара может быть подсчитана только в деньгах.

Средство обращения. При товарном производстве происходит процесс постоянного превращения товара в деньги, а денег в товар по формуле Т-Д-Т. Производственный товар продается, а на вырученные деньги приобретаются другие товары, необходимые для продолжения производства и всего процесса обращения. В этом процессе деньги выступают в роли посредника при обмене товарами.

Средство платежа. Чтобы произвести свой товар, необходимы деньги для закупки других товаров, идущих на производство своего товара, который еще не произведен. Возникает необходимость купли товаров с отсрочкой платежа за них, то есть в кредит. Кредитные деньги и деньги, идущие на покупку потребительских товаров, и есть средство платежа.

Средство накопления и сбережения. Деньги, являясь всеобщим эквивалентом и обеспечивая их владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного и личного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к изъятию денег из обращения и их накоплению с тем, чтобы в дальнейшем в любой момент при возникшей необходимости использовать сбереженные деньги для приобретения тех или иных товаров.

Функция мировых денег. С развитием международных экономических связей, сопровождающихся внешней торговлей и внешними кредитными отношениями, появились мировые деньги. В роли мировых денег выступают различные конвертируемые (свободно обменивающиеся) валюты и в первую очередь валюты, разменивающиеся на золото (в основном доллары США и английские фунты стерлингов), а также евро, новые деньги Европейского союза.

Виды денег

Действительные деньги - это первоначальные традиционные монеты, отчеканенные из металла (в основном драгоценно го), у которых обозначенная на них номинальная стоимость соответствует реальной стоимости металла, затраченного на их изготовление. Во многих странах по сей день из драгоценных металлов (золото, серебро, платина) чеканятся юбилейные и памятные монеты. Роль действительных денег в международной торговле выполняет золото.

Денежные знаки. К ним относятся бумажные (банкноты или билеты) и металличес кие (монеты) знаки, не являющиеся действительными деньгами, номинальная стоимость которых условно обозначает соответствую щую их действительную стоимость.

Безналичные деньги - это те деньги, которые в наличной осязаемой форме не существуют, а числятся на банковских счетах и кредитных карточках их владельцев. Обладатели этих денег распоряжаются ими так же, как и наличными деньгами, без каких-либо ограничений, кроме заранее оговоренных выгодных для их владельцев условий.

Чек - это денежный документ установлен ной формы, содержащий безусловный приказ владельца банковского счета о выплате держателю чека обозначенной на нем суммы. Чековому обращению предшествует договор между клиентом банка и самим банком об открытии банковского счета на сумму внесенных клиентом в банк денежных средств. Клиент на эту сумму может выписывать чеки любому лицу, и банк обязан их оплатить.

Разновидностью чеков являются кредитные и пластиковые карточки.

Кредитная карточка - именной денежный документ, выданный банком, удостоверя ющий наличие в нем счета владельца этой карточки и дающий право на приобретение товаров в розничной торговле без уплаты наличных денег посредством списания с карточки оплаченных сумм в пользу продавцов.

Пластиковая карточка - это небольшая пластмассовая пластинка с различными символами и защитными средствами от подделки, выдаваемая банком вместо кредитной карточки. На карточке имеется специальная магнитная полоса, где зашифрованы ее номер и образец подписи клиента. Совершив в магазине покупку товара, обладатель пластиковой карточки вручает ее продавцу, тот закладыва ет ее в специальный автомат, а сверху три копии чека, которые прокатываются валиком. На чеках фиксируется все, что написано на карточке, а продавец только выписывает сумму оплаты покупки. Один чек остается продавцу, другой - покупателю, третий отправляется в банк, где сумма оплаты перечисляется со счета владельца кредитной карточки на счет продавца.

Официальной денежной единицей является рубль. Законом запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организации обращения и изъятия их из обращения на территории Российской Федерации принадлежит Центральному банку Российской Федерации (ЦБ).

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлическая монета, образцы которых утверждаются Банком России. Банкноты и металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации во все виды платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для перевода.

Закон разделил полномочия Правительства РФ и ЦБ в области изготовления денежных знаков. Центральный банк несет ответственность лишь за планирование объемов их производства. В целях организации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции:

  • прогнозирование и организация производства банкнот и металлических монет;
  • создание резервных фондов банкнот и монет;
  • определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
  • установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;
  • утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Правительство Российской Федерации совместно с ЦБ разрабатывает основные направления экономической политики, в том числе денежной и кредитной. Осуществление денежно-кредитного регулирования экономики Центральным бан­ком проводится путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке. Он регулирует величину и темпы роста денежной массы.

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций, а также предприятий, организаций и учреждений в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет. В 1992 г. созданы также региональные запасные фонды денежных билетов и монет в отдельных главных территориальных управлениях Центрального банка. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, поскольку они включаются в общую массу денег, находящуюся в обращении. Если количество денег в оборотной кассе превышает установленный лимит, то излишние деньги передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды денежных билетов и монет – это запасы не выпущенных в обращение билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Образование резервных фондов позволяет удовлетворять потребности народного хозяйства в наличных деньгах, оперативно обновлять денежную ассу в обращении, поддерживать необходимый покупюрный состав, сокращать затраты на перевозку и хранение денежных знаков.

В банках такие фонды не создаются – у них имеются операционные кассы.

Совсем недавно любые деньги были только деньгами той или иной конкретной страны и даже считались одним из главных признаков государственного суверенитета. Это представление было освящено традициями столетий. Право печатания денег — это специфическая функция государства, поэтому введение своей валюты - это первое, что было сделано во многих бывших союзных республиках для утверждения своего суверенитета. Тем не менее совсем рядом, в Европе, разворачивается противоположный процесс - добровольный отказ вполне преуспевающих, особенно по нашим представлениям, обществ от выпуска собственной валюты, переход их к единой валюте, получившей название «евро».

Помня об этом обстоятельстве, мы тем не менее не будем рассматривать этот феномен подробно. Для нас сейчас важно понять, как функционирует денежная система нашей страны. Здесь тоже есть много отличного от устоявшихся традиций рыночной экономики.

2. Металлическая теория денег

Первая теория денег, «металлистическая», получила развитие в XV–XVII вв. Она отождествляла деньги с благородными металлами — золотом и серебром. Представители данной теории (в Англии — У. Стэффорд, Т. Мэн, Д. Норс, во Франции — Монкретьен) выступали против порчи монет. Согласно этой теории источником богатства считалось золото и серебро и отрицалась целесообразность замены в обращении металлических денег бумажными. Таким образом, металлистическая теория денег, не учитывая общественной природы денег, считает их простым техническим орудием обмена.

Металлическая теория исходила из основного положения меркантилизма, что золото и серебро являются единственным видом богатства. Меркантилисты связывали эту теорию с учением о деньгах как богатстве нации. Отсюда следует и утверждение, что золото и серебро являются единственным видом денег. Такое представление о роли денег отражало, в частности, взгляды купцов, занятых во внешней торговле. Металлическая теория денег заключала в себе ряд ошибок: отождествление денег с товарами, непонимание того, что деньги – товар особого рода, который выполняет специфическую общественную функцию – служит всеобщим эквивалентом. Исходя из неверных представлений о сущности денег и не понимая законов денежного обращения, металлисты развивали фетишистские взгляды на деньги. Они утверждали, что золото и серебро являются деньгами от природы, что деньгами они являются в силу естественных свойств металла. Соответственно они присваивали этим драгоценным металлам функцию носителей общественных отношений.

Металлисты смешивали простой обмен товаров с товарным обращением. Вот почему они не выделяли такие функции денег: средство платежа и средство обращения. Они же полагали, что деньги выполняют только лишь две функции: мера стоимости и средство накопления. В связи с этим металлисты отрицали замену золота какими-либо другими знаками денег. Бумажные деньги они вообще считали чем-то противоестественным.

С завершением первоначального накопления внешняя торговля перестала служить основным источником обогащения. Все более стала выделяться роль капиталистических мануфактур и капиталистического земледелия в качестве сферы производства прибавочной стоимости. Идеологи нарождающейся промышленной буржуазии стали противопоставлять капитал в действии мертвым сокровищам в виде золота и серебра. Поскольку же развитие промышленности в капиталистических странах требовало развития внутреннего рынка, критики меркантилизма резко выступали против металлической теории денег, утверждая, что для внутреннего обращения вовсе не нужны полноценные металлические деньги, которые вызывают непроизводительные издержки нации. Против металлической теории денег выступили так называемые физиократы (П. Буагильбер и др.)

В эпоху домонополистического капитализма с развитием бумажных денег приверженцы металлистической теории денег немецкие экономисты К. Книс, В. Лексис, А. Лансбург и др. уже не отвергали возможности обращения знаков денег, однако требовали их обязательного размена на металл. В этот период трактовка денег как чисто технического орудия обмена и представлением о золоте и серебре как деньгах по своей природе приобрела широчайшее распространение, излагалась в университетских учебниках и монографиях. Принципами металлистической теории денег обосновывались денежные реформы, направленные против инфляции.

В конце XIX в. в практику денежного обращения и международных расчетов внедрились некоторые специфические формы, связанные с валютным подчинением ведущими в экономическом смысле государствами более слабых стран, и это обусловило отход от тех традиционных форм размена и внешних расчетов, на которые опиралась металлистическая теория денег. Так, например, в это время появилась золотодевизная система денежного обращения, которая вопреки традиционным представлениям металлистической денежной теории предусматривала не непосредственный размен кредитных денег на золото, а размен их на девизы ведущих в экономическом отношении государств. Не укладывалась в представления металлистической денежной теории также система блокированной чеканки, которая была введена в Австро-Венгрии в 1879 и в Индии в 1893. В этом случае стоимость обращающихся австрийского гульдена и индийской рупии были выше, чем стоимость содержащегося в них серебра. Отрыв стоимости, представляемый деньгами в обращении, от стоимости содержащегося в них металла послужил толчком для развития номиналистической теории денег.

Из вышеизложенного видно, что металлисты не пытались понять законы денежного обращения, а лишь пытались понять их сущность. В современном мире металлистическая теория денег, по сути, не имеет распространения. Последний раз всплеск интереса к этой теории произошел в 1981 г., когда Р. Рейган, став президентом, хотел ввести золотой стандарт денег, однако созданная им специальная комиссия сочла это нецелесообразным. Идея возврата к металлистической валюте непопулярна в первую очередь потому, что это поставило бы денежные системы в зависимость от производства золота и тем самым ослабило бы возможность государственного вмешательства в денежно-кредитную и валютную сферы.

Номиналистическая теория денег – теория, рассматривающая деньги как условные знаки, лишенные внутренней стоимости. Номиналистическая теория денег отрицает товарную природу денег, рассматривает их возникновение как продукт соглашения между людьми с целью облегчения обмена или как следствие законодательных актов правительств.

Зарождение номиналистической теории приходится на XVII–XVIII вв., когда денежное обращение оказалось наводнено неполноценными монетами, хотя первые упоминания о ней приходятся еще на рабовладельческий способ производства.

Номиналисты считали, что, во-первых, деньги создаются государством, во-вторых, их стоимость определяется номиналом, в-третьих, сущность денег сводится к идеальному масштабу цен, т. е. деньги техническое орудие обмена. Первыми представителями номинализма были англичане Дж. Беркли и Дж. Стюарт. Дж. Беркли рассматривал деньги как отношение абстрактной стоимости, лишенные материального содержания. Дж. Стюарт выступил с концепцией «идеальной денежной единицы», согласно которой деньги выполняют только функцию масштаба цен. Наиболее подробно номиналистическую теорию денег разработал немецкий экономист Г. Кнапп. На рубеже XIX–XX вв., этот экономист, защищавший уже бумажные деньги (казначейские билеты), писал в своем труде «Государственная теория денег» (1905 г.), что сущность денег заключается не в материале знаков, а в правовых нормах, регулирующих их употребление.

Наряду с юридическим вариантом номиналистической теории денег, сторонники которого усматривали сущность денег в правовых нормах, регулирующих их употребление, получило распространение и функциональное направление. Так, австрийский экономист Ф. Бендиксен считал деньги вспомогательной ролью средства счета, выражающей меновые пропорции. По его мнению, они являются свидетельством оказания услуги одним лицом другому и служат «ассигнованием на встречные услуги».

Основное заблуждение номиналистов – это отрицание связи между деньгами и товарами.

Деньги у номиналистов имеют только одну форму функцию – средство платежа. Деньги – это просто расчетные знаки. По мнению Кнаппа, деньги сходны с номером театральной вешалки. Разница состоит лишь в том, что при предъявлении номерка мы получаем пальто, а когда предъявляем деньги, мы получаем в обмен на них товар. Если дальше проводит аналогию с театральным номерком, то в нем, как и деньгах, заключено некоторое правовое значение – право получить некую вещь (пальто или какой-либо другой товар).

На всех этапах развития номиналистическая теория денег была тесно связана с потребностями хозяйственной практики. В древние и средние века она служила оправданием порчи монет для покрытия чрезвычайных государственных расходов, обоснованием права правительства придавать испорченным, неполноценным деньгам прежнее обозначение и требовать их приема в обращение не по весу, а по штемпелю государства.

Вывод номиналистической теории об условной природе денег основывается на абсолютизации функции их как средства обращения, когда деньги играют лишь роль посредника и могут быть заменены неполноценными монетами и бумажными денежными знаками. Представители данной теории отрицают функцию денег как меры стоимости и смешивают ее с масштабом цен. Объявляя деньги абстрактными счетными единицами, номиналисты лишают идеальную денежную единицу объективной стоимостной основы. Между тем деньги только потому могут измерять и выражать величину стоимости товаров, что они обладают внутренней стоимостью.

Становится понятно, что номиналистическая теория денег носит идеалистический характер. Она заменяет законы функционирования экономики некими правовыми установлениями и отрицает связь денег с общественно-производительными отношениями.

3. Всемирный Банк реконструкции и развития, новые механизмы кредитования и финансирования

Международный Банк Реконструкции и Развития, более известный как Всемирный Банк, является одним из крупнейших в мире источников помощи в целях развития. Его основная цель заключается в оказании помощи беднейшим группам населения и беднейшим странам. Всемирный банк помогает развивающимся странам бороться с бедностью и добиваться стабильного, устойчивого и справедливого экономического роста.

Всемирный Банк был основан в 1945 году с первостепенной задачей оказания помощи Западной Европе в восстановлении после Второй мировой войны. Вслед за восстановлением и перестройкой Европы сфера деятельности Всемирного Банка переключилась на предоставление поддержки развивающимся странам. В 1950 гг. оказалось, что бедные развивающиеся страны не могут позволить заимствовать необходимые для развития своей экономики средства на условиях Всемирного Банка и нуждаются в смягчении условий кредитования. Таким образом, в 1960 г. в составе Всемирного Банка была создана Международная Ассоциация Развития (МАР), которая предоставляет беспроцентные займы. Средства МАР образуются за счет взносов богатых стран, а также погашаемых сумм ранее выданных кредитов. 

Всемирный банк, как международная финансовая организация, занимает особое место в институциональной структуре мирового хозяйства. В условиях растущей глобализации экономики усиливается необходимость координации экономической, в том числе международной валютно-кредитной и финансовой политики государств. Группа Всемирного банка (ВБ) включает: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его структурные подразделения - Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).
Являясь органом межгосударственного кредитования и регулирования, с момента своего основания группа Всемирного банка на 30 июня 2005 г. предоставила кредиты на сумму 314,9 млрд. долл. 129 странам. Всемирный банк стал ведущим мировым инвестиционным банком и кредитором проектов развития. Количество членов ВБ увеличилось с 38 стран (в 1946 г. первое годовое собрание) до 183 (2005 г.)

Россия вступила во Всемирный банк и Международный валютный фонд в 1992 г. в надежде получить реальную кредитную поддержку в условиях трудного перехода к рыночной экономике. Поэтому анализ десятилетнего кредитного сотрудничества России с Всемирным банком представляет значительный научный и практический интерес.
Несмотря на то, что проблемы деятельности группы Всемирного банка вызывают растущий интерес отечественных исследователей, в российской экономической литературе еще отсутствуют комплексные исследования современной роли Всемирного банка в кредитовании экономики, в том числе России в условиях ее перехода к рыночной экономике и более активного включения в мировое экономическое сообщество.

Институциональная структура всемирного хозяйства состоит из многочисленных международных организаций. Одни из них осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения и выработки рекомендаций по ведению валютно-финансовой политики. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам. Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно называются международными финансовыми институтами.

Теоретической основой формирования и функционирования международных финансовых институтов являются три базовых концептуальных направления: институционализм, неоинституционализм, новая институциональная экономика.

Для институционализма, возникшего в США в конце XIX в. и оформившееся как самостоятельное течение в 20-30-е гг. XX в. характерно отстаивание идеи социального контроля и вмешательства общества, главным образом, государства в экономические процессы. Объектом анализа институционализма являются институты, а взаимодействия индивидов выводятся из характеристик организаций. Институты объясняются через функции, которые они выполняют в воспроизводстве системы отношений на макроуровне.

Предметом исследования в неоинституционализме, оформившемся в 60-70-е гг. XX в., стала институциональная структура. В отличие от традиционного институционального подхода в рамках неоинституционализма институты рассматриваются через призму их влияния на решения экономических агентов.

На первом уровне анализа - индивиды, на втором - институциональные соглашения о деятельности рынков, фирм, гибридных форм;

На втором уровне - институты - "создаваемые людьми рамки поведения, которые структурируют политические экономические и социальные взаимодействия". При этом они рассматриваются как набор правовых норм и неформальных правил, направляющих поведение индивида и организаций ("правила игры" по определению Д. Норта.).

Направление "Новая институциональная экономика" (НИТ), начинающееся со статьи Р. Коуза "Природа фирмы" (1937 г.), долгое время оставалось на периферии экономической науки, но с середины 1970-х гг. оформилось как особая экономическая мысль. В отличие от неоклассической теории в НИТ, как и институционализме в целом, подчеркивается значение институтов - эффективных и неэффективных институтов. Одни поощряют инвестиции и нововведения, другие - борьбу за льготы и привилегии, одни
способствуют конкуренции, другие - монополизации, одни расширяют поле взаимовыгодного обмена, другие - сужают его.

Мировые финансовые институты относятся к числу ведущих организаций, способных влиять на экономическую политику стран-заемщиков с помощью условий кредитов.

В докладе Всемирного банка о мировом развитии 2004/2005 года институты рассматриваются как комплекс формальных и неформальных правил, регулирующих действия физических лиц и организаций, и взаимодействие участников процесса развития.

Для холистического развития принципиально важно наличие систем эффективно работающих институтов, влияющих на деятельность рынков, методы участия и переговоры их участников. Институты меняются медленно, но постоянно, реагируя на сдвиги во внешних обстоятельствах, либо в результате конфликтов или соглашений между ведущими участниками. Тем не менее, некоторые институты могут внести вклад в стабилизацию всемирного хозяйства и улучшение развития - предложить пути достижения задач путем приведения в соответствие стимулов и искомых результатов.
Наличие прочной основы в виде эффективно функционирующих международных институтов, в том числе финансовых, стало необходимой предпосылкой развития экономики. Странам необходимы международные финансовые институты, которые способствуют развитию всемирного и национального хозяйства и обеспечивают надлежащее управление через законы, правила и координацию действий их участников, как это имеет место в случае международных соглашений и партнерства между государственным и частным секторами. Основанные на общепринятых в мировом сообществе правилах процессы повышают прозрачность мер, нацеленных на достижение желаемых результатов, и деятельности организаций, призванных выполнять эти меры.

Холистический (пер. с англ.) - основанный на принципе первичности целого по отношению к частному (составным частям). Холизм (в институционализме) - объяснение поведения и интересов индивидов через характеристики институтов, которые предопределяют взаимодействия между ними.

В условиях глобализации и регионализации экономики потребовались новые институциональные решения. Глобализация требует, чтобы национальные правительства стремились к заключению соглашений с партнерами -правительствами других стран, международными организациями, неправительственными организациями и транснациональными корпорациями -через наднациональные институты. Регионализация требует договоренности национальных правительств с регионами и городами по вопросам разделения ответственности за увеличение доходов, через субнациональные институты.
Глобализация экономики стала объективным явлением современности. Поэтому новая институциональная теория приняла этот феномен и связанные с ним интернационализацию и либерализацию при разработке концепции международных надгосударственных институтов, способных найти адекватные экономические решения с учетом новых явлений. От уровня открытости мировой экономики, степени ее либерализации во многом зависит дальнейший процесс глобализации. Важную роль в этом процессе призваны сыграть международные финансовые организации, которые могут повлиять на степень либерализации, адаптации государства к современным процессам экономики в целях прогрессивного развития.
Понятие "институт" включает правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение и нормы, которые структурируют регулярное взаимодействие между участниками этих институтов, а институциональная структура - это объединение институтов, которое устанавливает и контролирует выполнение этих правил.

Международные финансовые институты развиваются революционным и эволюционным путем. Революционное развитие может быть трех видов.
Во-первых, теоретическая модель переносится на практику.

МВФ был создан в 1944 г. в соответствии с проектом послевоенного валютного устройства, разработанного Г.Д. Уайтом (США) и Дж. М. Кейнсом (Великобритания).

Всемирный банк был создан в дополнение к МВФ как институт долгосрочного кредитования.

Во-вторых, создаваемые институты могут воспроизводить образцы, существовавшие в истории страны, но исчезнувшие в процессе исторической эволюции общества. Поскольку образца не было, то этот путь развития не рассматривается в отношении международных финансовых институтов.
В-третьих, формальные институты строятся по существующим образцам. К ним относятся образованные в 60-х гг. региональные банки развития - ЕБРР, АфБР, МаБР и АзБР. Особое место занимает ЕБРР, который, несмотря на "региональное" название, стал международным банком с участием всех европейских стран, США Канады, Мексики, Израиля, Японии Южной Кореи и других стран.

С точки зрения эволюционной экономики, институт - единица селекции -обладает устойчивостью во времени, передающейся от одних экономических субъектов другим и в то же время способная к изменению.
Эволюционное изменение институтов предполагает развитие норм по аналогии, сходное с революционным путем, но исключая их радикальную корректировку и интерпретацию в соответствии с изменившимися условиями и/или потребностями. Эволюционное развитие заключается в легализации неформальных рамок.

Изучение международных организаций свидетельствует об их эволюции, которая раскрывает их специфические особенности.
На ранних этапах развития общества международные отношения выражались в двусторонних контактах между представителями соседних или близко расположенных государств. Постепенно эти контакты расширялись, периодически возникали союзы и коалиции, главным образом военного характера (Антанта, Западный и Северо-Атлантический союзы, фашистский блок стран "Оси"). По мере прогресса общества возрастала необходимость в международных организациях с более широким охватом числа государств. Большой вклад в развитие эволюционной экономики внес Й. Шумпетер (Австрия), основные труды которого вышли в 1930-е гг.

 Предшественники послевоенных международных организаций Латинский монетный союз (1865 г.) и Банк международных расчетов (1930 г.), были построены на принципе суверенного равенства государств - одном из основных положений международного права. Все государства - участники международных организаций формально имели равные права в органах управления этих организаций и в решении вопросов их деятельности. Международные организации не могли принимать решения, обязательные для государств-членов. Они, как правило, ограничивались рекомендациями, которые могли быть отклонены государствами, и не имели в своем распоряжении средств воздействия на политику стран-членов. Деятельность некоторых специализированных учреждений ООН, в частности МВФ и Всемирного банка, основана не только на принципе международного сотрудничества, вытекающих из Устава ООН, но и права собственности на их акционерный капитал. В их деятельности узаконены такие формы работы, которые позволяют использовать эти организации в интересах наиболее развитых стран, поскольку используется метод "взвешенного голосования", при котором количество голосов участника определяется в зависимости от размера вложенного им капитала. Как отмечал К.Я. Чижов: "В основе создания МВФ и МБРР положен не принцип равноправия, а признание экономического неравенства государств, согласно которому положение участников международных организаций определяется их экономическим могуществом". Это положение сохраняет свою актуальность и в настоящее время.

В отличие от эволюционного революционное развитие предполагает политическую волю для осуществления революционных преобразований. Роль государства становится главенствующей. В бреттонвудских институтах США заняли господствующее положение и устанавливали принципы мировой валютной системы и международных кредитных отношений.

Функции, возложенные на международные финансовые организации 55 лет назад, отличаются от нынешних. Поэтому и возник поиск нового варианта экономического решения. В 1944 г. их главной целью являлось стимулирование экспорта частного капитала из США в страны Западной Европы и Японию, что не могли выполнить частные банки и другие кредитные институты, в конце XX века деятельность международных финансовых институтов переориентирована на иные задачи. Во-первых, усилена их регулирующая функция в целях обеспечения стабильного функционирования мировой валютной системы, международных кредитных отношений, мировых рынков валют, кредитов, ценных бумаг, золота и т. д. Во-вторых, укрепилась консолидирующая функция, поскольку они призваны служить форумом для развития сотрудничества между странами. В-третьих, усилилось их значение как научно-информационных центров на базе изучения и анализа информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.
Структуру международных финансовых институтов с точки зрения экономической теории неоинституционализма можно представить, используя схему Оливера Уильямсона (США), выделив три уровня.

На первом уровне была определена модель МВФ и ВБ, структура их организации в зависимости от сложившихся политических и экономических условий. На втором - принципы функционирования модели валютной системы, изменении характера международных валютно-кредитных и финансовых отношений на рынке и структуры рынка. На третьем уровне формируется структура ведущих международных финансовых институтов - МВФ и МБРР. Происходит влияние ведущих стран-членов этих институтов на формирование основополагающих и системообразующих условий рыночных отношений.

По мере формирования во всемирном хозяйстве институциональных структур, в том числе валютно-кредитных и финансовых, на них возлагались конкретные задачи.

Примеры международных организаций, составляющих институциональную структуру всемирного хозяйства

(Всемирный банк) - орган межгосударственного кредитного регулирования МВФ регулирование валютно-кредитных отношений стран-членов Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)
способствует развитию торговли, ликвидации ограничений и снижение тарифов.

Организация европейского экономического сотрудничества и развития содействует экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле.

Парижский клуб (урегулирование проблем государственной задолженности и отсрочек платежей).
Организация Объединенных наций содействие взаимного сотрудничества между странами-членами, поддержание мира и укрепление международной безопасности.

Лондонский клуб (урегулирование частной внешней задолженности стран-должников).

ЮНКТАД (обсуждение проблем мировой торговли и мирового рынка ссудных капиталов).

Появившиеся в основном после окончания Второй мировой войны международные финансовые институты возникли как результат закономерностей развития межгосударственных отношений - прежде всего интернационализации переросшей на рубеже XX-XXI вв. в глобализацию экономики и международных экономических отношений, рыночных и государственных методов регулирования экономики.

Участники конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. рассчитывали с помощью МВФ и МБРР обеспечить стабильность послевоенной экономики и мира в целом. Организаторы конференции учитывали, что после войны страны столкнутся с новой расстановкой сил в мире, которая потребует нового подхода к разрешению противоречий всемирного хозяйства и пересмотр экономической стратегии. Создание международных финансовых организаций было направлено в тот период на восстановление экономики стран, пострадавших в итоге второй мировой войны, и обеспечение относительной валютной стабильности в мире и расширение рынков сбыта для главных акционеров этих организаций.

Своеобразие международной финансовой организации как института всемирного хозяйства заключается в том, что в ее структуре и деятельности воплощается комплекс важнейших финансовых принципов и норм. По мнению американских ученых, международная организация как политический институт тождественна государству, поскольку оно служило его эталоном. Так, Д. Плано и Р. Риггс проводят аналогию между уставом любой международной организации и конституциями отдельных государств, считая, что основные особенности развития и истолкования тех и других в общих чертах одинаковы.

Подобная категоричная концепция вызывает сомнения. Сравнение международной организации с внутригосударственной организацией возможно, а отождествление с государством не может быть признано обоснованным. Если в области внутригосударственных отношений существует правопорядок, установленный правительством, то в международных отношениях нет надгосударственной власти, хотя государства оказывают влияние на международные финансовые организации.

Эти организации возникли в одних случаях в результате согласованных действий государств (МБРР, МВФ, ЕБРР и др.), в других - в результате объединения неправительственных финансовых структур (Лондонский и Парижский клубы кредиторов).

Природа государства и международной организации институционально различна. Государство обладает рядом важнейших качеств (суверенитетом, территорией, населением и.т.д.), которые не может иметь международная финансовая организация, являющаяся институтом международного права и формой международных отношений в их динамике. Растущая роль международных, в том числе финансовых организаций не представляет угрозы для государственного суверенитета и не означает создания разновидности "мирового правительства", как считали отечественные и зарубежные авторы в 60- хх годах, такие как Э.Л. Кузьмин, Г. Кларк, А. Ларсон, Ф. Перу.

За обоснованием идеи "всемирного государства" стоит проблема сущности и пределов возможностей современных международных организаций, в частности финансовых. Как правильно отмечает Г.И. Морозов, в основе стремления к созданию "всемирных объединений лежат надежды на кардинальную реконструкцию мира и разрешение коренных социальных и политических проблем современности с помощью международных организаций".

Нельзя игнорировать специфику международных организаций, придающую им черты особого института. По мере развития они приобретали черты межгосударственности и наднациональности, выходящие за рамки государства. Если в государстве на первом месте - суверенитет и национальная политика, то международные финансовые организации уделяют главное внимание мирохозяйственным, в том числе валютным, кредитным и финансовым проблемам. Поскольку капитал МФО формируется акционерами, то приоритет в их деятельности отдается защите интересов ведущих стран-членов. В этом их отличие от государства, понятие которого традиционно связано с понятием политической власти на суверенной территории. Отношения между государствами в течение долгого времени фокусировались преимущественно на политических проблемах.

Но государство - не только политическая власть, оно
издавна вмешивается в экономику. Аналогично деятельность одних международных организаций преследует в основном политические цели, других - военные, третьих - их большинство - экономические задачи мирового сообщества и отдельных стран.

Задачи, поставленные перед международными финансовыми институтами и их деятельность до 1952 г., подробно изложены в работах К.Я. Чижова, К.Ф. Ключникова и Б.З. Грайвера.

Но вследствие идеологизации науки в советский период объем информации о деятельности международных финансовых организациях был минимизирован, события преподносились с учетом мировоззренческих установок и внешней политики СССР. Как правильно подчеркнул экономист Д. Норт, "индивиды изменяют свои идеологические мировоззрения, когда их практический опыт не поддается интерпретации в рамках прежней идеологии".

До 1990-х годов господствовала негативная оценка деятельности международных финансовых организаций лишь как орудия американского империализма, поскольку странам- заемщикам навязывалась политика в интересах США и других развитых стран. В связи с тем, что кредитные ресурсы Всемирного банка формируются из средств, предоставленных ему "финансовыми монополиями США и других империалистических государств, управляют ими ставленники тех же финансовых монополий"23. По оценке К.Я. Чижова - крупного специалиста по этому вопросу - займы Всемирного банка имеют политический характер. При решении вопроса о предоставлении займов учитываются не столько интересы экономического развития данной страны, сколько "интересы монополий, внешняя политика и военно-стратегические планы США и империалистических стран Западной Европы". Как правильно отметил К.Я. Чижов, главная цель займов - сохранение развивающихся стран на положении сырьевых придатков к промышленно развитым странам.

Заключение

Различные теории денег выражают развитие взглядов экономистов на сущность денег, их функции и законы денежного обращения и заключают в себе основные требования к денежной и валютной политике. Основные теории денег - металлистическая, номиналистическая, количественная, возникнув в 16-18 вв., модифицировались с развитием капитализма.

Металлистическая теория денег получила развитие в эпоху первоначального накопления капитала, сыграв определённую прогрессивную роль в борьбе против порчи монеты (уменьшения весового количества металла). В наиболее законченном виде была развита меркантилистами (Т. Мен, Д. Hopс и др. в Англии; Ж. Ф. Мелон, А. Монкретьен во Франции), выдвинувшими учение о полноценных металлических деньгах как богатстве нации. Устойчивая металлическая валюта, по их мысли, представляла собой одно из необходимых условий экономического развития буржуазного общества. Ошибка сторонников металлистической теории заключалась в отождествлении денег с товарами, непонимании различия между денежным обращением и товарным обменом, непонимании того, что деньги - особый товар, который служит всеобщим эквивалентом.

С развитием капиталистического производства перед буржуазными экономистами встали новые проблемы: возникла необходимость развития для внутреннего обращения кредитных денег. Теория денег как богатства сходит со сцены. Критики меркантилизма отрицали товарную природу денег и развивали номиналистическую теорию денег. Её представители (Дж. Беллерс, Н. Барбон, Д. Беркли - в Англии) утверждали, что деньги - это только условный знак, не имеющий ничего общего с товарами; важно только наименование денежной единицы, металлическое же содержание не имеет никакого значения. Номиналисты концентрировали внимание на анализе функций денег - как средства обращения и средства платежа, в которых возможна замена металлических денег бумажными. Главная ошибка сторонников номиналистической теории - отрицание товарной природы денег.

Библиографический список

  1. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003.
  2. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  3. Финансово-кредитный энциклопедический словарь./ Колл. Авторов; Под общ. ред. А. Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  4. Портной М.А. Деньги: их виды и функции. - М.: Издательско-консалтинговая фирма Анкил,
  5. Ротбард М. Государство и деньги: Как государство завладело денежной системой общества/Пер. с англ. и фр. Под ред. Г.Сапова. – Челябинск: Социум, 2003.