Духовность и национальная безопасность России


Оглавление

Введение

  1. Понятие и сущность духовности
  2. Роль духовности в национальной безопасности России

Заключение

Список использованных источников

Введение

Способность человечества к переходу на новую – коэволюционную (в терминологии академика РАН Н. Моисеева) или ноосферную (в терминологии В.И. Вернадского) спираль эволюционного развития означает вхождение человечества в будущее и продолжение его жизни. Не переход человечества на новую спираль развития неминуемо ведет к гибели человечества, поскольку временной ресурс прежней жизни человечества практически уже исчерпан.

Национальные интересы в духовной сфере - это совокупность интересов отдельной личности, общества и государства в культурной, религиозной, научно-образовательной, информационной и идеологической сферах. Национальные интересы России в сфере обеспечения духовной безопасности состоят в защите: общественного сознания современного российского общества; патриотического самосознания российской нации; национальных духовных ценностей; национальных культур; русского языка как средства межнационального общения; единого духовного пространства России; общечеловеческих и традиционных религиозных ценностей; культурно-исторического наследия; национальных традиций общего, среднего и высшего образования; интеллектуального, нравственного, эстетического, творческого потенциала российской нации.

Объектом исследования выступила духовность человечества.

Предметом – духовность как фактор национальной безопасности России.

Цель и задача данной работы рассмотреть понятие духовности как фактора национальной безопасности и проблему ее формирования в современном обществе.

1. Понятие и сущность духовности

Понятие духовности как основной сущностной характеристики личности весьма сложно и многообразно и зависит от того, с каких мировоззренческих позиций к нему подходить. В словаре В. Даля "духовность" определяется как состояние, относимое к Богу, вере, душе человека и отражающее все его умственные, нравственные силы и волю. В секуляризированном, то есть безрелигиозном обществе духовность чаще всего отождествляют с нравственными началами общественной жизни и моральными нормами поведения человека. Ее выражение видят в нравственной культуре, нравственном сознании, и обретение духовности чаще всего предполагается через интеллектуальное познание, эстетическое развитие.

Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы[1].

В марксизме духовность ассоциируется с идеологией. В условиях идеологического вакуума всегда наблюдается кризис духовности как кризис доверия и разобщённость. Это явление под именем аномии описал социолог Дюркгейм. Традиционно духовность отождествляется с религиозностью традиционного толка, однако в современной социологии и социальной философии «светский» вариант духовности именуется социальным капиталом. На уровень и состояние духовности общества влияют многие факторы. Как бы это не казалось неожиданным, но один из них, это реклама в средствах массовой информации. Являясь инструментом влияния на сознание, пропагандируя определенный стиль жизни, реклама, в зависимости от ее наполнения, либо несёт определённый заряд духовности, либо разрушает ее, пропагандируя высокомерие, неуважение, потребительское отношение к жизни и т. д.

Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Духовность и материальность — две стороны одной медали, и поэтому с помощью духовности можно оценить степень выраженности не одной, а двух ценностных ориентаций — духовности и материальности, т. к. они находятся в обратно пропорциональной зависимости. Духовность можно выразить через материальность как материальность со знаком минус.

Все остальные ценностные ориентации так или иначе выстраиваются вокруг осевой ценностной ориентации, т. е. они тяготеют или к духовности, или к материальности. Неслучайно потребности по направленности на объект чаще всего разделяют или на материальные, или на духовные[2].

Таким образом, существует один вид осевых ценностных ориентаций — духовность – материальность. Духовность и материальность находятся в обратно пропорциональной зависимости.

Структура материальности:

Понятие «материальность», как правило, употребляется не самостоятельно, а как составная часть словосочетаний: «материальные потребности», «материальные интересы» и т. д.

Материальность есть продолжение биологической материальной природы человека. У животных при всем многообразии инстинктов существуют два основных[3]:

  • инстинкт самосохранения, имеющий две формы: пищевой, оборонительный;
  • инстинкт размножения, имеющий две формы: половой, родительский.

Для реализации инстинкта самосохранения в каждое животное заложен регулирующий механизм, основанный на эмоции удовольствия. Животное, удовлетворяющее свою потребность, получает удовольствие — приятную эмоцию, к которой оно стремится. Стремление к удовольствию является важнейшим регулятором всей жизнедеятельности животного.

Второе по значимости желание — стремление к получению определенного статуса. Во многом это желание обусловлено вторым основным инстинктом — интинском размножения. У стадных животных возможность продолжить свой род чаще всего связана с местом данного животного в зоосоциальной иерархии. Чем выше это место, тем больше возможность оставить потомство. Высокий зоосоциальный статус предоставляет их обладателю и другие важные привилегии, например приоритетный доступ к пище.

Существуют две стволовые ценностные ориентации материальности — гедонизм и карьеризм.

Гедонизм — ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на получение максимального физиолого-психологического наслаждения. В предельном случае гедонизм приобретает форму антисоциального поведения (наркомания, пьянство и т. д.).

Карьеризм — ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на занятие определенного положения по отношению к другим членам общества в целях получения личных выгод от взаимодействия, привилегий или независимости. В предельном случае карьеризм превращается в погоню за личным успехом в служебной, научной или другой деятельности, вызванную корыстными целями в ущерб общественным и профессиональным интересам.

Таким образом, материальность — ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность, во-первых, на получение физиолого-психологического наслаждения, во-вторых, занятие определенного положения по отношению к другим членам общества в целях получения личных выгод от взаимодействия, привилегий или независимости.

Более кратко: материальность — ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на получение физиолого-психологического наслаждения и приобретение социального статуса.

Все средства хороши для животного, когда оно борется за возможность получать удовольствие и биологическую доминантность. В животном мире нет понятий: «плохо брать чужое», «нельзя врать и обманывать», «нельзя прелюбодействовать» и др. Наоборот, если кто зазевался, надо утащить его добычу. Если с помощью хитрости получается взять добычу конкурента, то природа благоволит такому экземпляру. Стремление к воровству вообще заложено в природе животных. Животное часто ворует только ради осуществления самого процесса воровства, даже когда оно не голодно. А уж прелюбодействовать надо максимально. Таковы законы развития всего живого. Животное, которое не следует этим законам, обречено.

Материальность и, соответственно, материальные потребности роднят человека и животного, т. к. материальные потребности есть продолжение биологической природы человека. Поэтому в человеческой природе всегда присутствуют нечестность, вещизм, воровство, половая разнузданность. И неслучайно многие мыслители связывали материальные потребности с животной природой человека, а материальные потребности всегда имели несколько негативный оттенок.

Ограничивает животные побуждения духовность — феномен, присущий единственному животному на Земле — человеку. Часто, анализируя духовность, говорят о морали, нравственности, человечности. Итак, духовность прямо противоположна материальности. Материальность есть гедонизм плюс карьеризм, поэтому духовность есть антигедонизм плюс антикарьеризм. Антигедонизм есть аскетизм, о антикарьеризме поговорим подробнее. Карьеризм — это использование интересов других людей ради собственных интересов, т. е. взаимодействие с окружающими по принципу «другие для меня». Поэтому, по сути, фундаментом карьеризма является эгоизм. Эгоизму противоположен альтруизм, в основе которого лежит принцип, прямо противоположный карьерному, т. е. «я для других». Следовательно, карьеризм в наиболее общем плане противостоит альтруизму[4].

Таким образом, существуют две стволовые ценностные ориентации духовности: аскетизм и альтруизм.

Аскетизм — ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «не стремись к максимализации материального потребления». Аскетизм служит средством для раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве как высшем типе самоактуализации личности, а также средством удовлетворения религиозных потребностей. В свою очередь, самоактуализация есть ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление к обнаружению, сохранению и актуализации своей внутренней духовной сущности.

Обычно аскетизм воспринимают как добровольное ограничение всех потребностей, часто носящее самоистязательный характер. Любое добровольное ограничение вещного потребления, если оно не связано с выгодой для человека (диета, применяющаяся для лечения или обретения стройной фигуры, проявлением аскетизма считаться не может), любое обуздание сексуальной природы человека есть акт аскетизма. Принцип аскетизма «не стремись к максимализации материального потребления» указывает на то, что материальное потребление не должно быть самоцелью, но аскетизм не декларирует полный отказ от материального потребления. Только в предельном варианте аскетизм выражается в радикальном и часто неоправданном ограничении потребления ниже физиологически допустимого уровня.

Здесь стоит отметить, что «аскетизм» в переводе с греческого (asketes) — упражняющийся в чем-либо, т. е. сама этимология понятия «аскетизм» указывает, что аскетизм есть не пустое самоотречение, а инструмент, используемый для решения человеком определенных задач. Неслучайно в Большой советской энциклопедии при определении понятия «аскетизм» указывается: «аскетизм — ограничение и подавление чувственных влечений, желаний «умерщвление плоти) как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, аскетизм является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей».

Альтруизм — ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «ради помощи окружающим я могу жертвовать собственными интересами».

Альтруист — это не только тот, кто жертвует жизнью ради другого человека. Когда мы имеем дело с подобным примером, перед нами образец крайнего альтруизма.

Таким образом, духовность — ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы с помощью аскетизма и/или альтруизма. Аскетизм служит средством раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве, а также средством удовлетворения религиозных потребностей. Альтруизм направлен на бескорыстную помощь окружающим.

Более кратко: духовность — ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы и раскрытие человеческой природы с помощью аскетизма и/или альтруизма.

Духовность, являющаяся фундаментом души, как раз и есть то, что отличает человека от животного. У животного нет ни аскетизма, ни творчества, ни религиозности, ни альтруизма, ни бескорыстия.

Альтруизм и аскетизм, составляющие основу духовности, — основа человеческого в человеке. Человек может быть глуп, может быть умен, но, пока у него есть душа, он остается человеком.

Духовность — столь же древний феномен, как и сам человек. С начала своей эволюции человек обладал духовностью. Собственно, это очевидно, ведь духовность — отличительная характеристика человека. Есть духовность — есть человек, нет духовности — нет человека. Если бы мы потрудились рассмотреть любые широко распространенные этические системы, то увидели, что все этические нормы сводятся к двум: аскетизму и альтруизму.

Аскетизм выражается в требовании биологического самоограничения ради служения Богу или духовного совершенствования. Основными запретами являются запреты вещного потребления («Горе вам, богатые») и антисексуальные запреты («Не прелюбодействуй»). Наиболее полно данные запреты воплощаются во всевозможных постах, обетах, существующих в каждой из религий.

Альтруизм выражается в требовании жертвы собственными ресурсами ради окружающих. Например, один из пяти столпов ислама — обязательная милостыня. Мягкой формой альтруизма является запрет на присвоение ресурсов, принадлежащих другому лицу («Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»).

Как правило, духовность имеет три ярко выраженных направленности: на себя, на Высшую правду, на коллектив. В основе этих направленностей лежит желание быть честным по отношению к этим сущностям, жить в согласии ними, т. е. не обманывать себя и жить в согласии с собой, быть честным и жить в согласии с Высшей правдой и не обманывать и жить в согласии с коллективом.

Направленность на внутреннее «Я» рождает творчество, а в широком смысле — самоактуализацию; направленность на Высшую правду — религиозность; направленность на коллектив — альтруизм. Все три направления духовности неведомы животным, они присущи только человеку, поэтому данный треугольник можно также назвать треугольником человечности.

Таким образом, духовность — это направленность на раскрытие своего внутреннего потенциала:

  • в творчестве, т. е. в различных формах духовной самоактуализации: эстетической, теоретической, правдоискательской;
  • в бескорыстной помощи окружающим;
  • в стремлении к приобщению к высшей правде и нравственной чистоте, к Богу.

Как утверждал русский философ В. С. Соловьев, морально-нравственные нормы в обществе проистекают из трех основ. Во-первых, из господства над материальной чувственностью, во-вторых, из солидарности с живыми существами, в-третьих, из внутреннего добровольного подчинения сверхчеловеческому идеалу. Вот вечные, незыблемые основы нравственной жизни человечества. По мнению Соловьева, все прочие явления нравственной жизни, все так называемые добродетели могут быть показаны как видоизменения этих трех основ или как результат взаимодействия между ними и умственной стороной человека. Сегодня духовность как система ценностей умирает и уступает место материальности. Никогда за всю историю развития человека не было столь всеобъемлющего заката духовности. Поскольку духовность есть синоним человечности, говоря о закате духовности, мы неотвратимо приходим к выводу о закате человека.

2. Роль духовности в национальной безопасности России

Защита от внутренних и внешних угроз каждой личности, общества и государства - основная задача субъектов обеспечения национальной безопасности. Внутренние и внешние угрозы духовности - это совокупность деструктивных условий, факторов и действий существующих и потенциальных противников, представляющих явную или латентную опасность причинения ущерба отдельной личности и всему обществу в целом в культурной, информационной, научной, образовательной и религиозной сферах социальной жизни.

Основными внутренними угрозами духовности современной России являются: отсутствие сформированной и общепринятой системы национальных духовных ценностей; деформация общественного сознания и, как следствие, разрушение патриотического самосознания; внедрение в общественное сознание чуждых национальной ментальности стереотипов мышления и образа жизни; неоправданное реформирование русского языка; деятельность антироссийских средств массовой информации; отсутствие государственной системы защиты общественного сознания; духовный нигилизм граждан; формирование системы деструктивных ценностей; отсутствие объединяющей национальной идеи (идеологии)[5].

В целях эффективного обеспечения духовной безопасности современного российского общества необходимо на федеральном и региональном уровнях сформировать соответствующую единую систему. Система обеспечения духовной безопасности должна своевременно выявлять и отражать угрозы духовности современной России, исходя из национальных интересов в условиях геополитического соперничества в духовном пространстве глобализирующегося мирового социума.

Духовно (культурно, информационно, идеологически, конфессионально, психологически) разобщённое общество неспособно развиваться в каких-либо сферах социальной жизни. Поэтому основными объектами защиты в условиях современного геополитического соперничества должны быть как элементы национальной духовной, в том числе материальной, культуры, так и духовное (психическое) здоровье людей. Без сохранения национальных духовных ценностей, культуры народов, в том числе самобытной национальной массовой культуры, национальных традиций, религий, единого информационного пространства не может быть нации, существующей не только в пределах единой территории и суверенного государства, но и обязательно в пределах единого национального духовного пространства.

Нация - это сообщество, характеризующееся не только общностью материальных, но и духовных ценностей, то есть ценностей ментальных, к которым относится, в первую очередь, национальный язык. Само формирование нации невозможно без основного средства коммуникации, внутри- и межнационального общения - языка. Его латентные изменения могут как способствовать укреплению традиционной ментальности, так и оказывать деструктивное влияние на духовное развитие общества. Это достаточно важное обстоятельство, так как, во многом, именно на бессознательном уровне происходит формирование национального самосознания и патриотического сознания.

Патриотизм же является неотъемлемой, непременной составляющей духовной жизни общества, одним из основных признаков духовного здоровья нации. Без патриотически настроенной хотя бы пассионарной части социума невозможно его прогрессивное развитие. Поэтому общенациональная сверхзадача состоит в создании российской государственности постсоветского типа, основанной на новой объединяющей национальной идеологии. Идеология не должна вводить в мир иллюзий, её задача - помогать развиваться отдельной личности и всему обществу в окружающей их реальности. Отсутствие понятных социуму идей приводит к отсутствию идеологии, а в последующем к исчезновению нации, превращению её в конгломерат народов, не преследующих общие интересы и цели[6].

Угроза духовно-нравственной безопасности в настоящее время проявляется в кризисном состоянии социальной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ, ухудшении здоровья людей. Имеет тенденцию к росту уровень общей заболеваемости среди населения страны. Особенно рост показателей заболеваемости наблюдается по болезням системы кровообращения, злокачественным новообразованиям, туберкулезу, инфекционным заболеваниям и др. Последние десятилетия прошлого века ознаменовались появлением ряда новых, ранее неизвестных опасных инфекционных заболеваний. Особую эпидемиологическую значимость для населения России представляют вирусные инфекции: ВИЧ, геморрагические лихорадки Ласса и Эбола и другие. Продолжает ухудшаться состояние здоровья детей и подростков. Нерешенными проблемами остаются массовые детские заболевания: корь, коклюш, краснуха, полиомиелит и другие заболевания.

Поэтому для обеспечения духовно-нравственной безопасности России необходимы поддержание и совершенствование здоровья нынешнего и будущего поколений, профилактика наиболее опасных заболеваний, повышение качества медицинской помощи населению, решительная активизация борьбы с пьянством и алкоголизмом, наркоманией и курением, создание эффективных лекарственных средств и методов лечения. Одним из эффективных способов оздоровления является физическая культура, формирование здорового образа жизни. Физическое совершенствование является важнейшей составляющей духовно-нравственной безопасности России.

Основа государства - крепкая семья. Это - главное оружие. Многодетная семья - это основа силы и крепости всей Отчизны. Сегодня нет нужды доказывать, что успехи в социально-экономической сфере бытия зависят не только от материально-финансового состояния семьи и государства в целом, но и от выверенной идеологической государственной политики, основанной на ценностях патриотизма, любви к большой и малой Родине.

Любовь к Родине - общечеловеческая нравственная ценность. Она включает в себя не только чувственное состояние человека, но и его убеждения, взгляды, которые формируются социумом. На это нацелена вся система общественного и семейного воспитания.

Обеспечение духовной безопасности России должно предполагать выработку стратегии и тактики борьбы с сектантством - этой "чумой" XXI века, для чего необходимо: провести анализ роли и места "новых религиозных образований" в контексте религиозной ситуации в России; выявить сферы наиболее активной деятельности сектантов (например, использования их влияния в политической борьбе); дать оценку характера реальных и потенциальных угроз, исходящих от сект, и определить ресурсы и возможности для их нейтрализации; выработать варианты мер, средств и способов противодействия деятельности тоталитарных деструктивных сект.

До сих пор активную позицию в разоблачении так называемых "новых религиозных образований" проводит, в основном, Русская Православная Церковь, поскольку православным иерархам, священнослужителям, ученым и просто людям верующим, обладающим высоким уровнем духовного развития, а также знанием двухтысячелетней истории христианства, наиболее ясна та угроза личности, обществу и государству, которая исходит от тоталитарных деструктивных сект. Именно личности, обществу и государству Российскому, а не Русской Православной Церкви опасны секты, поскольку православные надежно защищены от их тлетворного влияния своей верой.

Решение этой проблемы требует государственного подхода, то есть создания адекватных государственных структур, способных поставить заслон распространению тлетворного влияния сект в России, а также активного участия общественных деятелей, СМИ, представителей науки, культуры, образования в деле обеспечения духовной безопасности народа и государства Российского, для чего необходимо пересмотреть целый ряд статей Закона "О свободе совести и о религиозных организациях", в том числе дать четкое определение на правовом уровне самого понятия деструктивных тоталитарных сект.

Особую роль в формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения отводится системе образования.

Отмечается также проникновение в школу и другие учебные заведения, в том числе и высшие, сектантства, агни-йоги, сайентологии и самых различных разновидностей весьма модного на западе молодежного течения "Нью Эйдж". И все это за счет сокращения часов, отведенных для русского языка, литературы, отечественной истории. Плюрализм в области издания различных учебников и другой учебной литературы по вышеназванным учебным предметам приводит к искажению культуры и истории России, приравниванию патриотизма к шовинизму, то есть в конечном счете к изменению менталитета народов России[7].

Лишать народ духовности, образования, подлинного просвещения - это значит проводить его геноцид, а насаждать культ насилия, разврата - создавать благоприятную питательную среду для девиантно-криминального поведения.

Решать проблему духовности следует на государственном уровне, в том числе и изменяя законодательство в области образования и воспитания подрастающего поколения, внедряя православное просвещение в различных его формах ("Основы православной культуры", "Основы религиоведения", "Основы православного учения" и др.) в средних и высших учебных заведениях, пронизывая весь образовательный процесс православными нравственными принципами с тем, чтобы формирование цельной личности, в которой собраны нравственный опыт, творческое стремление, рациональное мышление, эстетическое восприятие, религиозное созерцание, то есть телесно-духовная утвержденность личности в мире (Н. А. Бердяев), видящей смысл своего существования в том, чтобы реализовать свои способности на благо других, на благо Отечества, стало основной целью в работе с подрастающим поколением.

Особую озабоченность в формировании нравственно здорового поколения России вызывают такие социальные явления как безнадзорность, беспризорность, все увеличивающееся число детей с девиантным поведением, приводящее в конечном итоге их в криминальную, преступную среду и в итоге - в места лишения свободы.

Необходимо, чтобы проблемы подрастающего поколения, и в первую очередь его духовное развитие, стали главными, приоритетными не только среди чиновников государственных аппаратов, но и всей здоровой общественности.

Без возрастания духовности населения, без целенаправленной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения на своих исконных традициях, культуре, вере невозможно обеспечить ни военной, ни экономической, ни политической, ни экологической безопасности России.

Заключение

В целях определения основных направлений обеспечения защиты духовных основ жизни российского социума необходимо проведение постоянного социально-философского мониторинга феномена духовности и духовной безопасности и, как следствие, реализация гибкой стратегии развития духовных (творческих) потенциалов отдельной личности и общества в целом.

Духовное - основной базис, позволяющий обществу эффективно развиваться во всех сферах социального бытия. Поэтому государство должно взять на себя обязательства по: изучению феномена человеческого сознания, проблем, связанных с психологическим воздействием и особенно психологическим насилием; защите общественного сознания от негативного информационно-психологического влияния; реабилитации лиц, пострадавших в результате применения против них методов агрессивного манипулирования в процессе реализации геополитическими конкурентами России концепции сетевых (информационно - психологических, кибернетических, сетецентрических) войн; осуществлению геополитической пропаганды России (презентации культур народов российской нации, отечественной истории) в глобальном информационном пространстве.

В контексте решения последней задачи необходимо обратить внимание на то, что главная роль в процессе осуществления геополитической пропаганды остаётся за средствами массовой коммуникации, при всёвозрастающем влиянии электронных средств массовой информации, особенно сети интернет. В связи с этим необходимо законодательно закрепить обязанность отечественных средств массовой информации предоставлять две трети эфирного времени вещания в информационном пространстве России для духовных продуктов отечественного производства, а также классики зарубежного теле-, радиовещания и кинематографии.

В XXI веке войны окончательно приобретут нематериальный, латентный характер, обусловленный противостоянием, главным образом, не в форме открытого военного противоборства, а на уровне духовного противостояния, противоборства психик. Таким образом, речь может идти о войне нового типа - войне сознаний. Поэтому в качестве основных направлений обеспечения духовной безопасности современной России можно выделить следующие:

- формирование государственной системы защиты от деструктивного влияния на индивидуальное, групповое и массовое сознание;

- сохранение единого информационного и культурного пространства России посредством использования потенциалов национальных патриотически ориентированных средств массовой информации;

- научное изучение проблем, связанных с защитой от деструктивного влияния на индивидуальное, групповое и массовое сознание;

- законодательное определение и внедрение в практическую деятельность вооружённых сил, правоохранительных органов и специальных служб Российской Федерации средств и методов защиты общественного сознания;

- организация общероссийского патриотического движения с участием деятелей науки, искусства, представителей традиционных для России религиозных организаций и национально ориентированных общественных светских объединений;

- подготовка специалистов для государственных учреждений и органов, институтов гражданского общества в области обеспечения духовной безопасности;

- охрана исторического наследия народов России, памятников национальных культур и государственности.

Обеспечение защиты общественного сознания, ментальных основ жизнедеятельности современного российского общества - это основное направление обеспечения его духовной безопасности, императив сохранения целостности российской нации и, как следствие, суверенной российской государственности в условиях расширяющегося геополитического, в том числе духовного, соперничества.

Список использованных источников

  1. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. – - № 20. - Ст. 2444.
  2. Вейник В.А. Духовность России. Быть или не быть - таков вопрос. – М.: Эксмо, 2014. – 324 с.
  3. Вальцев С.В. Закат человечества. – М.: Книжный мир, 2012. – 532 с.
  4. Дударева Э.А. Профессиональная этика в таможенных органах: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Таможенное дело». – Тюмень.: ТюмГУ. – 2013. - 27 с.
  5. Кошевая И. П. Профессиональная этика и психология делового общения : учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 304 с.
  6. Скворцов А. А. Этика: учебник для бакалавров. – М.: ЮРАЙТ, 2012. - 306 с.
  7. Смирнов В. Н. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ, 2010. - 207 с.
  8. Сокова З. Н. Профессиональная этика и этикет: учеб. пособие. - Тюмень: ТюмГУ, 2010. - 216 с.
  9. Юридическая этика: учеб. пособие / ред. И. И.Аминов и др. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 128 с.
  10. Тонконогов А.В. Обеспечение духовной безопасности в современной России: Монография. - М.: Академия управления МВД России, 2011. – 156 с.
  11. Тонконогов А.В. Духовная геостратегия современной России: Монография. - М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2010. – 175 с.
  12. Тонконогов А.В. Духовная безопасность современного российского общества: Монография. - М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2009. – 128 с.

[1] Тонконогов А.В. Духовная безопасность современного российского общества: Монография / А.В. Тонконогов.- М., 2009. - С.32.

[2] Вейник В.А. Духовность России. Быть или не быть - таков вопрос. – М.: Эксмо, 2014. – С.67.

[3] Вальцев С.В. Закат человечества. – М.: Книжный мир, 2012. – С.87.

[4] Вальцев С.В. Закат человечества. – М.: Книжный мир, 2012. – С.98.

[5] Вальцев С.В. Закат человечества. – М.: Книжный мир, 2012. – С.103.

[6] Вейник В.А. Духовность России. Быть или не быть - таков вопрос. – М.: Эксмо, 2014. – С.122.

[7] Вейник В.А. Духовность России. Быть или не быть - таков вопрос. – М.: Эксмо, 2014. – С.129.