СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Библиография
Введение
Необходимость экономического образования в России стала всеобщей, как когда-то ликвидация безграмотности, встала задача создания системы непрерывного экономического образования.
Она включает:
- процесс и результат усвоения учащимися экономических законов, понятий, категорий;
- целостное представление об экономике и организации производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ;
- формирование экономического мышления и опыта нравственно-экономического поведения;
- включение в социально-экономические отношения и практическую экономическую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей личности и общества.
Эмоционально-образное восприятие - характерно для старшего
дошкольного возраста, когда у ребенка формируются первые представления
о потребностях и возможностях их удовлетворения, начальные экономические умения в доступных ему видах деятельности.
Пропедевтический - для учащихся начальной школы, ознакомление с экономическими понятиями: бережливость, экономичность, организованность, ответственность за принятие решения и за полученные результаты, за рациональное использование всех видов ресурсов.
Поисково-зондирующий - учащиеся V-VIII кл. средней школы включается в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения и пытаются определить свое место в экономическом пространстве.
Выбор сферы деятельности, профессиональное самоопределение - выпускники (IX кл) систематизируют экономические знания:
- знакомятся с основами экономики и бизнеса,
- готовятся к труду в условиях равных видов собственности, многообразия форм организации и стимулирования труда,
- постигают основы социально-экономической защиты молодежи в условиях рыночных отношений, безработицы и конкуренции.
Уточнение социально-профессионального статуса - предусматривает профессиональную и начальную профессиональную экономическую подготовку старшеклассников (X-XI кл).
Учащиеся овладевают оптимумом экономических знаний и умений (доступных для данного возраста) в избранной сфере трудовой деятельности, включаются в реальную экономическую жизнь.
Включение в профессиональную деятельность. Учащиеся СПТУ и студенты специальных и высших учебных заведений на основе изучения общих вопросов экономики избранной сферы деятельности вступают в трудовую жизнь.
Постбазовое образование - повышение экономической грамотности в рамках:
- повышения квалификации,
- необходимости получения новой профессии.
Данная система непрерывного экономического образования молодежи включает два процесса:
- дидактические задачи,
- технология их повышения.
Технология обучения, в отличие от методики, содержит гарантированный минимальный уровень обученности, строгий экономический учет:
- расходуемого времени,
- ресурсов,
- мастерства преподавателя.
Критерием технологичности служит повторяемость, воспроизводимость результатов.
Использование современных педагогических технологий экономического образования позволяет:
- спроектировать целостный учебно-воспитательный процесс и учебно-познавательную деятельность учащихся на весь период обучения основам экономики, бизнеса, предпринимательства. И это дает гарантию подготовленности к жизни в условиях экономических реформ;
- сформировать у учащихся смысловую картину современной экономики, объяснить, как экономика включена в отношения человек-общество;
- создать методические разработки экономического образования,
чтобы избежать педагогических ошибок и экспромтов, не ведущих к достижению цели;
- активизировать деятельность учащихся по добыванию экономических знаний и их использованию в конкретной экономической деятельности.
Глубокое развитие рыночных отношений в экономике, разнообразие форм собственности, обновление всей совокупности средств и методов производства, распределения, обмена и потребления, новая роль личности в современных экономических условиях создали объективные предпосылки для перехода к непрерывному экономическому образованию учащихся общеобразовательных школ.
Развитие экономики, усложнение экономических отношений требуют постоянного внимания к проблеме экономического образования школьников, к формированию у них адекватного представления о сущности экономических явлений и процессов.
Особая роль в непрерывном экономическом образовании принадлежит общеобразовательной школе.
1. Модель непрерывного экономического образования учащихся, определяемая нами как сложная, динамическая, многоуровневая система, включает в себя блоки: целеполагания, содержательный, функциональный, организационный и аналитический, состоит из трех взаимосвязанных ступеней (1-1-4 класс, II- 5-9класс, III- 10-11 класс).
2.Педагогические условия реализации модели непрерывного
экономического образования школьников в условиях общеобразовательной школы, способствующие эффективному осуществлению экономического образования:
а) стимулирование интереса у школьников к непрерывному экономическому образованию в процессе учебной, учебно-воспитательной и практической экономической деятельности;
б) взаимодействие педагогов и учащихся в процессе применения сложных логико-познавательных задач и творческих заданий по экономике;
в) управление процессом непрерывного экономического образования школьников.
Заключение
Переход страны к рыночным отношениям требует широкой экономической эрудированности молодежи. Социально-экономические изменения в стране привели к актуализации проблемы поиска новых подходов к экономическому образованию, предусматривающих организацию непрерывного экономического образования на всех ступенях обучения в общеобразовательной школе.
Современное общество нуждается в активном человеке, умеющем быстро ориентироваться в сложных ситуациях, самостоятельно принимать решения, осознавать меру ответственности за свои действия.
Огромный вклад в разработку проблем экономического воспитания подрастающего поколения внес А.С. Макаренко.
Постановку экономического воспитания и образования в обществе исследовал ученый Л.Н. Пономарев, он широко использовал соответствующие материалы из практики работы партийных, хозяйственных, общественных организаций промышленности транспорта и строительства. Это был период «развернутого строительства коммунизма».
В 60 - х годах большое внимание уделялось экономическому образованию рабочих. В работе «Экономическое образование рабочих: методические проблемы и опыт исследования» основное внимание уделяется научному анализу действенности экономической учебы, отмечается необходимость обеспечения на практике существа обучения и воспитания, подчеркивается значимость не только формирования системы экономических знаний, но и развития у работников практических навыков, умений ,стимулов, мотивов экономической деятельности, социально-психологических качеств личности, вытекающих из требований объективных экономических законов социализма».
Библиография