Непрерывное экономическое образование


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Этапы процесса непрерывного экономического образования
  2. Использование современных педагогических технологий

Заключение

Библиография

Введение

Необходимость экономического образования в России стала всеобщей, как когда-то ликвидация безграмотности, встала задача создания системы непрерывного экономического образования.

Она включает:

- процесс и результат усвоения учащимися экономических законов, понятий, категорий;

- целостное представление об экономике и организации производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ;

- формирование экономического мышления и опыта нравственно-экономического поведения;

- включение в социально-экономические отношения и практическую экономическую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей личности и общества.

1. Этапы процесса непрерывного экономического образования.

Эмоционально-образное восприятие - характерно для старшего
дошкольного возраста, когда у ребенка формируются первые представления
о потребностях и возможностях их удовлетворения, начальные экономические умения в доступных ему видах деятельности.

Пропедевтический - для учащихся начальной школы, ознакомление с экономическими понятиями: бережливость, экономичность, организованность, ответственность за принятие решения и за полученные результаты, за рациональное использование всех видов ресурсов.

Поисково-зондирующий - учащиеся V-VIII кл. средней школы включается в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения и пытаются определить свое место в экономическом пространстве.

Выбор сферы деятельности, профессиональное самоопределение - выпускники (IX кл) систематизируют экономические знания:

- знакомятся с основами экономики и бизнеса,

- готовятся к труду в условиях равных видов собственности, многообразия форм организации и стимулирования труда,

- постигают основы социально-экономической защиты молодежи в условиях рыночных отношений, безработицы и конкуренции.

Уточнение социально-профессионального статуса - предусматривает профессиональную и начальную профессиональную экономическую подготовку старшеклассников (X-XI кл).

Учащиеся овладевают оптимумом экономических знаний и умений (доступных для данного возраста) в избранной сфере трудовой деятельности, включаются в реальную экономическую жизнь.

Включение в профессиональную деятельность. Учащиеся СПТУ и студенты специальных и высших учебных заведений на основе изучения общих вопросов экономики избранной сферы деятельности вступают в трудовую жизнь.

Постбазовое образование - повышение экономической грамотности в рамках:

- повышения квалификации,

- необходимости получения новой профессии.

Данная система непрерывного экономического образования молодежи включает два процесса:

- дидактические задачи,

- технология их повышения.

Технология обучения, в отличие от методики, содержит гарантированный минимальный уровень обученности, строгий экономический учет:

- расходуемого времени,

- ресурсов,

- мастерства преподавателя.

Критерием технологичности служит повторяемость, воспроизводимость результатов.

2. Использование современных педагогических технологий

Использование современных педагогических технологий экономического образования позволяет:

- спроектировать целостный учебно-воспитательный процесс и учебно-познавательную деятельность учащихся на весь период обучения основам экономики, бизнеса, предпринимательства. И это дает гарантию подготовленности к жизни в условиях экономических реформ;

- сформировать у учащихся смысловую картину современной экономики, объяснить, как экономика включена в отношения человек-общество;

- создать методические разработки экономического образования,
чтобы избежать педагогических ошибок и экспромтов, не ведущих к достижению цели;

- активизировать деятельность учащихся по добыванию экономических знаний и их использованию в конкретной экономической деятельности.

Глубокое развитие рыночных отношений в экономике, разнообразие форм собственности, обновление всей совокупности средств и методов производства, распределения, обмена и потребления, новая роль личности в современных экономических условиях создали объективные предпосылки для перехода к непрерывному экономическому образованию учащихся общеобразовательных школ.

Развитие экономики, усложнение экономических отношений требуют постоянного внимания к проблеме экономического образования школьников, к формированию у них адекватного представления о сущности экономических явлений и процессов.

Особая роль в непрерывном экономическом образовании принадлежит общеобразовательной школе.

1. Модель непрерывного экономического образования учащихся, определяемая нами как сложная, динамическая, многоуровневая система, включает в себя блоки: целеполагания, содержательный, функциональный, организационный и аналитический, состоит из трех взаимосвязанных ступеней (1-1-4 класс, II- 5-9класс, III- 10-11 класс).

2.Педагогические условия реализации модели непрерывного
экономического образования школьников в условиях общеобразовательной школы, способствующие эффективному осуществлению экономического образования:

а) стимулирование интереса у школьников к непрерывному экономическому образованию в процессе учебной, учебно-воспитательной и практической экономической деятельности;

б) взаимодействие педагогов и учащихся в процессе применения сложных логико-познавательных задач и творческих заданий по экономике;

в) управление процессом непрерывного экономического образования школьников.

Заключение

Переход страны к рыночным отношениям требует широкой экономической эрудированности молодежи. Социально-экономические изменения в стране привели к актуализации проблемы поиска новых подходов к экономическому образованию, предусматривающих организацию непрерывного экономического образования на всех ступенях обучения в общеобразовательной школе.

Современное общество нуждается в активном человеке, умеющем быстро ориентироваться в сложных ситуациях, самостоятельно принимать решения, осознавать меру ответственности за свои действия.

Огромный вклад в разработку проблем экономического воспитания подрастающего поколения внес А.С. Макаренко.

Постановку экономического воспитания и образования в обществе исследовал ученый Л.Н. Пономарев, он широко использовал соответствующие материалы из практики работы партийных, хозяйственных, общественных организаций промышленности транспорта и строительства. Это был период «развернутого строительства коммунизма».
В 60 - х годах большое внимание уделялось экономическому образованию рабочих. В работе «Экономическое образование рабочих: методические проблемы и опыт исследования» основное внимание уделяется научному анализу действенности экономической учебы, отмечается необходимость обеспечения на практике существа обучения и воспитания, подчеркивается значимость не только формирования системы экономических знаний, но и развития у работников практических навыков, умений ,стимулов, мотивов экономической деятельности, социально-психологических качеств личности, вытекающих из требований объективных экономических законов социализма».

Библиография

  1. Азимов Л.Б. Уроки экономики в школе. М., 1999.
  2. Крупник М.Я. Основы экономических знаний. М., 1997.
  3. Савицкая Е.В. «Уроки экономики в школе». М., 2003.
  4. Сасова И.А. Экономическая подготовка молодежи в условиях социально-ориентированной рыночной экономики. М., 2006.