Инструкция для воспитателей «Развитие предметной деятельности и познавательной активности у детей от 1 года до 1,5 лет»


В области развития предметной деятельности и познавательной активности у детей от 1 года до 1,5 лет перед педагогами стоят следующие задачи:

  • Создавать условия для ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;
  • Стимулировать познавательную активность детей, организовывать детское экспериментирование.

В этом возрасте дети только начинают ходить, поэтому для решения поставленных задач педагоги должны организовывать развивающую предметную среду, налаживать совместную деятельность с ребенком, создавать условия для самостоятельной деятельности с предметами, обеспечивать новыми впечатлениями.

Для детей от 1 года до 1,5 лет развитие предметной деятельности и познавательной активности ведется следующим образом:

- ознакомление малышей со звуками окружающего мира при помощи игрушек-погремушек;

- ознакомление малышей с игровой деятельностью при помощи игрушек с поворачивающимися деталями.

Важно, чтобы предметы и игрушки можно было использовать для развития различных органов чувств и формирования разнообразных умений. Поэтому необходимо, чтобы они, по возможности, были выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины), имели разные размеры, фактуру, цвет, звучание, стимулировали разные виды действий.

Для детей от 1 года до 1,5 лет в группе должны быть предметы для выполнения соотносящих действий (матрешки, пирамидки); орудийных действий (совочки и формочки); игрушки для бросания, катания, толкания (мячи, машинки, коляски, тележки, обручи, кегли).

В игровой деятельности воспитатель помогает малышам, организует совместную предметную деятельность, которая ни в коей мере не должна навязываться ребенку.

Следует разумно сочетать совместную деятельность ребенка со взрослым, и самостоятельную деятельность малыша. Воспитатель должен предлагать ребенку виды деятельности, соответствующие его умениям, выявлять «зону ближайшего развития», создавать условия для овладения более сложными действиями.